Подводный меч Империи или Операция "Атрина". - История Двадцатого века - Strategium.ru Перейти к содержимому

Подводный меч Империи или Операция "Атрина".

Рекомендованные сообщения

Michael

Подводный меч Империи или Операция "Атрина".

Холодная война, длившаяся 40 лет так и не переросла в войну горячую. Но история сражений той войны до сих пор заставляет пристально вглядываться в наше прошлое, окунаясь в атмосферу тех хоть и мирных, но совсем не спокойных лет.

В 1987 году разыгралась подводная баталия, которая не на шутку встревожила Пентагон. В советских служебных документах эта операция носила кодовое название «Атрина» - абсолютно искусственный термин, чтобы даже смысловой оттенок слова не выдал суть дела.

В чем состоял смысл «Атрины»? Американцы привыкли к тому, что советские АПЛ выдвигаются в районы боевой службы — а это, прежде всего Северная Атлантика и Средиземное море — по одному и тому же направлению с небольшими отклонениями: либо между Фарерскими и Шетландскими островами, либо между Исландией и Гренландией. Да и трудно найти какой-либо иной оптимальный с мореходной точки зрения путь от берегов Кольского полуострова в Средиземное море.

Так вот, за годы океанского противостояния противолодочные силы НАТО научились перехватывать советские ПЛ именно на этих главных маршрутах развертывания. Надо было найти и проверить на практике способ развертывания атомоходов без потери скрытности, а заодно и слегка проучить зазнавшегося «вероятного противника», показав, что при необходимости советский подводный флот сможет нанести ответный удар.

Успех подобной демонстрации незамедлительно отразился бы на тоне многих международных переговоров, которые во второй половине 1980-х гг. американцы склонны были проводить при мощном дипломатическом прессинге, подкрепляя его порой и «игрой мышц» военного флота, иначе говоря, «политике канонерок» СССР должен был противопоставить вполне адекватную «политику подводных крейсеров».

Успех этой операции много значил и для международного престижа советского ВМФ. Натовские стратеги должны были почувствовать, что с уходом прежнего Главкома — Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, столь много сделавшего для флота и для вывода наших кораблей на просторы Мирового океана, — его преемники не только не собираются сдавать обретенные позиции, но и готовы продолжить независимую и твердую линию предшественника.

Выбор нового Главкома ВМФ СССР адмирала В.Н. Чернавина пал на 33-ю дивизию АПЛ Северного флота, оснащенную к тому времени наиболее современными кораблями, укомплектованную опытными офицерами-подводниками. Собственно, это старейшее соединение атомоходов, чей герб — белый медведь, разламывающий в лапах вражескую субмарину, само готовило для себя и поставляло на другие объединения и флоты командиров кораблей, закаленных в сложнейших условиях Арктики.

Но самое главное — моряки этой дивизии обладали уникальным опытом совместных действий в Атлантике, подобных тем, которые замышлялись в «Атрине». В июне 1985 г. в районе Нью-Фаундлендской банки ими была проведена операция под кодовым названием «Апорт», которая преследовала две основные цели: вскрыть районы патрулирования ракетных атомоходов вероятного противника и выявить новые тактические приемы противолодочных сил НАТО.

Итак, пять многоцелевых атомных подводных лодок, пять командиров, пять экипажей должны были быстро и скрытно подготовиться к небывалому совместному плаванию в Западном полушарии планеты. Чтобы оно и в самом деле стало неприятным сюрпризом для американцев, чтобы скрыть смысл операции от всех видов натовской разведки (подводные атомные силы Северного флота находились в эпицентре внимания всех мыслимых и немыслимых разведывательных средств, начиная от древней, как мир, агентурной сети и кончая спутниками-шпионами), в 33-й дивизии было проведено мощное легендирование. Даже командиры лодок только в самый последний момент узнали, куда и зачем выходят их корабли.

Вместе с атомными подводными лодками в операции должны были участвовать два надводных корабля с гибкими буксируемыми антеннами типа «Колгуев» и дивизия морской авиации. Причем планировалось, что самолеты будут взлетать не только с аэродромов Кольского полуострова и центра России, но и с аэродромов Кубы.

В начале марта 1987 года из Западной Лицы вышла первая подводная лодка будущей завесы. Через условленное время от причала оторвалась вторая, затем третья, четвертая, пятая... Операция «Атрина» началась.

Надо сказать, что атомоходы уходят на боевую службу обычно в одиночку. Реже - парами. Впервые за всю историю нашего подводного плавания в океан уходила целая дивизия атомных подводных лодок: К-299 (капитан 2 ранга М.И.Клюев), К-244 (капитан 2 ранга И.О.Аликов), К-298 (капитан 2 ранга Попков), К-255 (капитан 2 ранга Б.Ю.Муратов) и К-524 (капитан 2 ранга Смелков).

Возглавлял отряд контр-адмирал Анатолий Шевченко.

Это были подводные лодки новейшего по те временам проекта 671РТМ(К)"Щука", по натовской классификации – Виктор-3.

Эта лодка была модификацией проектов 671 и 671РТ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр "Щука") легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения – мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ, так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, "плавно перешел) из второго в третье поколение атомоходов.

Главным конструктором проекта 671РТМ стал Г. Н. Чернышев (создатель лодок 671 и 671РТ), в 1984 г. его сменил Р. А. Шмаков.

Строительство началось в 1976 году на Ленинградском Адмиралтейском объединении ( с последующей достройкой на судоремонтном заводе "Нерпа") и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне).

ХАРАКТЕРИСТИКА АПЛ ПРОЕКТА 671РТМ(К)

Длина наибольшая 106,1 (107,1)м

Ширина наибольшая 10,8м

Средняя осадка 7,8м

Водоизмещение:

нормальное 6990 м3

полное 7250 м3

Запас плавучести 28,0%

Предельная глубина погружения 600м

Рабочая глубина погружения 400м

Полная скорость подводного хода 31,0 уз.

Надводная скорость 11,6уз.

Автономность 80 сут.

Экипаж 96 чел.

Вооружение АПЛ проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом, состоящим из 16 боеприпасов калибром 533-мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а также восьми сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа "Голец" и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 "Корунд").

Однако наиболее важными усовершенствованием, внедренных на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия – стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащенные АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач, как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов.

За «уголок» - как называют североморцы Скандинавский полуостров - дивизия выдвигалась обычным путем. Поэтому вероятный противник, для которого, конечно же, исчезновение из Западной Лицы пяти «единичек» не осталось тайной, поначалу не очень обеспокоился. Идут себе нахоженной, а значит, и хорошо отслеженной тропой - и ладно. Аналитики из Пентагона могли даже предсказать, куда - в какой район Атлантики - идут русские, полагаясь на старые шаблоны. Но в тот раз они здорово ошиблись.

В условленный день, в назначенный час атомные подводные крейсера дружно повернули и исчезли в глубинах Атлантики. Так из походной колонны - довольно растянутой во времени и пространстве - образовалась завеса, быстро смещающаяся на запад.

Помимо прочих задач перед завесой стояла цель вскрыть подводную и надводную судоходную обстановку в той части океана, которая плохо освещалась другими средствами морской разведки.

Работали гидрофоны системы дальнего гидроакустического наблюдения и космические средства разведки. Но проходили сутки, вторые, а следы исчезнувшей дивизии атомоходов нигде не обнаруживались. Действительно — в воду канула.

В течение восьми суток американские противолодочные силы не знали, где находятся наши корабли. Тем временем они вошли в Саргассово море, в пресловутый Бермудский треугольник, где год назад погибла атомная ракетная лодка К-219, и, не доходя несколько десятков миль до британской ВМБ Гамильтон (с 1940 г. на ней базируются американские корабли и самолеты), опять в который раз, круто изменили курс.

Вскоре начальник разведки ВМФ доложил мне, что из Норфолка вышли на поиск отряда Шевченко шесть АПЛ. Это не считая тех, которые уже находились на обычном боевом патрулировании в Атлантике. На розыск наших атомоходов были брошены дополнительно три эскадрильи противолодочных самолетов, три КПУГ (одна из них английская во главе с АВ типа «Invincible»), три корабля дальней гидроакустической разведки типа «Stalwart».

Американцы не совсем правильно классифицировали наши ПЛ, определив их как чисто ракетные - дивизия действовала в смешанном составе. Но именно так и было доложено президенту США Рейгану: русские подводные ракетоносцы находятся в опасной близости от берегов Америки. Вот почему против нас были направлены столь крупные поисково-ударные силы. Они преследовали отряд капитана 1 ранга А.Шевченко почти на всем обратном пути.

Много позже командиры докладывали, что порой невозможно было подвсплыть на сеанс связи или поднять шахту РКП для подбивки воздуха в баллоны ВВД. Это была самая настоящая охота с применением всех средств поиска и обнаружения подводных лодок. Работали радиопеленгаторы и радары, гидролокаторы надводных кораблей прощупывали ультразвуковыми лучами глубины Атлантики.

Самолеты базовой и палубной патрульной авиации кружили над океаном круглосуточно, выставляя барьеры радиогидроакустических буев, используя во всех режимах бортовую поисковую аппаратуру: магнитометры, теплопеленгаторы, индикаторы биоследа... Работали гидрофоны системы СОСУС, размещенные на поднятиях океанического ложа, и космические средства разведки. Но проходили сутки, вторые, третьи, а исчезнувшая дивизия атомоходов не отмечалась ни на каких экранах и дисплеях. В течение восьми суток наши корабли были практически недосягаемы для американских противолодочных сил. Они вошли в Саргассово море в пресловутый Бермудский треугольник, где год назад погибла атомная ракетная лодка K-219, и, не доходя несколько десятков миль до британской военно-морской базы Гамильтон, где, кстати говоря, с 1940 года базируются и американские корабли и самолеты, круто изменили курс.

Вскоре начальник разведки ВМФ доложил, что из Норфолка вышли на поиск отряда Шевченко шесть атомных подводных лодок. Это не считая тех, которые уже находились на обычном боевом патрулировании в Атлантике. В противодействие нам были брошены три эскадрильи противолодочных самолетов, три корабельные поисково-ударные группы, причем одна из них - английская во главе с авианосцем типа Инвинсибл, три корабля дальней гидроакустической разведки. Они преследовали отряд капитана 1-го ранга А. Шевченко почти на всем обратном пути и прекратили работу только в Норвежском море.

Чтобы оторваться от этой армады, прикрыться от ее средств активного поиска, были использованы приборы гидроакустического противодействия, которыми снабжены подводные лодки на случай реальных боевых действий. Они выстреливали имитаторы шумов атомохода, сбивая преследователей с истинного курса. Использовались и ЛДЦ - ложно-дезинформационные цели, маскирующие маневренные действия подводных крейсеров, а также другие уловки.

Все пять атомоходов благополучно вернулись в базу. Командиры ПЛ были награждены орденами Красного Знамени. Получили правительственные награды и другие офицеры и мичманы, отличавшиеся в этом напряженнейшем трехмесячном плавании.

Помимо важных сведений о противолодочных силах и средствах вероятного противника в Атлантике, которые были получены в результате операции «Атрина», поход имел и большое морально-психологическое значение для наших моряков, глубоко переживших недавнюю гибель стратегического атомохода K-219.

Анализируя ее результаты операции «Атрина» был сделан следующий вывод: для полного контроля над океаном в случае массового выхода АПЛ сил у американцев недостаточно. Во всяком случае у Пентагона нет никаких гарантий, что развернутые до начала боевых действий советские атомные ракетоносцы будут обнаружены до нанесения ими ответного удара.

Это была победа в этой «малой битве за Атлантику», как в шутку нарекли операцию «Атрина» ее участники.

Лиература:

Адмирал флота В.Н.Чернавин. "Операция Атрина". Альманах «Тайфун» №6. 2000 г.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Michael
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Michael

ну что тут сказать. это было в тупом совке. сейчас всё по другому. сейчас нанороссия.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 3048

Лучшие авторы в этой теме

  • Michael

    2

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...