Об идеях земного рая - Общество - Strategium.ru Перейти к содержимому

Об идеях земного рая

Рекомендованные сообщения

лекс

Думаю, и правым и левым будет интересно почитать о взглядах русского философа права н.20в. П.И.Новгородцева

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Иммануил_Кант
i

Тема "Об идеях земного рая" перенесена из раздела "Архив" в раздел "Общество".

_________
добавлено 0 минут спустя

@лекс а что там?

Ссылка на комментарий

лекс
В 06.02.2020 в 17:51, Иммануил_Кант сказал:
i

Тема "Об идеях земного рая" перенесена из раздела "Архив" в раздел "Общество".

_________
добавлено 0 минут спустя

@лекс а что там?

1."Введение в философию права. Кризис современного правосознания" (иногда называют просто "Кризис современного правосознания")

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

*Аналогичная работа есть у его ученика Ильина И.А. "О сущности правосознания" (но там больше теории права нежели философии права).

Политический идеал земного рая

Спойлер
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
 
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
empty.gif Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Туда же:

"Демократия на распутье"

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Спойлер

В противоположность политическому оптимизму недавнего прошлого, когда казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит только достигнуть ее, и все остальное приложится, теперь приходится признать, что демократия, вообще говоря, есть не путь, а только распутье, не достигнутая цель, а проходной пункт. От правых и левых, от крайних и умеренных, как это имеет место особенно во Франции, мы нередко слышим: нет, это не то, не то. Более спокойные англичане, согласно темпераменту своей расы, не отказываются так легко от старых симпатий, они скорее присматриваются и вдумываются, чем исходят в страстной критике и ожесточенных нападках. Но взвешивая условия, к которым привела демократия, и оно говорят это распутье, это опушка леса с неизвестно куда расходящимися тропинками. Они надеются, что прямой путь еще не утерян; но в то же время они видят, что уводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие соблазны.

Поскольку демократия есть система свободы, есть система политического релятивизма, для которого нет ничего абсолютного, который все готов допустить, – всякую политическую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не нарушало начала свободы, – она и есть всегда распутье; ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не запрещено.

 

2."Об общественном идеале"

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Выпуск №1 Общая методология (муторно, но даёт понимание методологии анализа) и кризис социализма

Спойлер

П. И. Новгородцев

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ИДЕАЛЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . V

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  VII

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  IX

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Кризис современного правосознания. Крушение веры в земной рай. Идея земного рая у Руссо, Канта, Гегеля, Конта, Спенсера и Маркса. Выводы современной мысли. Предвосхищение этих выводов в русской литературе (у Карамзина и Герцена). Подтверждение их данными моральной философии и эволюционной теории. Антиномия личности и общества. Идея бесконечного стремления, как основание общественного идеала. Свобода бесконечного развития и гармония законченного совершенства 1—27

ГЛАВА I

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  28—41

Абсолютный идеал, как исходное понятие общественной философии. Идея абсолютного преобразования действительности, как представление религиозно-эсхатологическое. — Понятие абсолютного идеала, как задачи сверхисторической. — Смысл идеи бесконечного прогресса. — Нравственное оправдание отдельных ступеней прогресса. — Отрицание последней абсолютной эпохи истории. — Определение идеала, как требования бесконечного совершенствования. — Эсхатологическое, социологическое и философское определения общественного идеала.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  42—55

Идея беспрерывной изменчивости. — Нравственные перспективы эволюции. — Эволюционизм Спенсера. — Биологическая теория трансформизма; дарвинизм и его пределы. — Социологические теории эволюции. — Философская идея творческой эволюции; Бергсон и Вильям Штерн.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  55—64

Необходимость сочетания абсолютного и относительного в понятии общественного прогресса. — Моральный радикализм и моральный консерватизм, совпадение их в неправильной оценке относительных ступеней прогресса. — Ложный абсолютизм и законный релятивизм.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  65—92

Абсолютный идеал в области общественных явлений. Личность, как абсолютная цель общественного прогресса. Выведение общественного идеала из принципа личности. Принцип свободного универсализма. Отношение этого принципа к наиболее распространенным формулам общественного идеала, демократической и социалистической. Проявление абсолютного идеала в историческом прогрессе. Невозможность отождествления абсолютного общественного идеала с конкретными историческими формами. Значение исторических ступеней в стремлении к идеалу. Анализ идеи гармонического общения. Противоположение гармонии и свободы.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  93—142

Общественный прогресс и личное совершенствование. Два крайних решения вопроса: абсолютный коллективизм и абсолютный индивидуализм. — Анализ основ абсолютного коллективизма. Религия общественности в учениях Фейербаха, Маркса, Конта. Отсутствие философского базиса и внутренние противоречия в абсолютном коллективизме. — Анализ основ абсолютного индивидуализма. Сверхчеловеческий аристократизм Ницше. Отрицание религиозной потребности и общественного идеала. Безвыходность абсолютного индивидуализма; переход его в абсолютный индифферентизм. Положительная сторона ницшеанского индивидуализма; связь его с современным моральным кризисом. — Необходимость синтеза индивидуализма и коллективизма. Потребность высшего единства. Опыты сочетания личного и общественного начал путем их гармонического слияния. Нравственный объективизм и нравственный субъективизм. — Анализ основ нравственного объективизма. Учение Гегеля. Общественная жизнь, как основа и завершение нравственного прогресса. Недостаточное развитие в нравственном объективизме понятия личности. Столкновение конкретных обязанностей; невозможность их гармонического примирения. — Анализ основ нравственного субъективизма. Учение Толстого. Личное совершенствование, как единственный правильный путь нравственного прогресса. Отрицание внешних общественных форм во имя абсолютного идеала. Односторонность нравственного субъективизма. Положительная сторона в учении Толстого. -— Новейшие споры по вопросу о сочетании личности и общественности. Неясность их исходных положений. — Опыт синтеза индивидуализма и коллективизма чрез сведение их к единству абсолютного идеала.

ГЛАВА II

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  143—146

Основные мотивы предшествующего изложения: идея бесконечного совершенствования и идея непреодолимой антиномии личности и общества. — Философия конца и философия прогресса.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , как высшее выражение социализма. — Современное его положение. Кризис марксизма, как результат его абсолютных притязаний 147—148

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  — Идея спасения личности чрез социализм. Борьба с религией, как символ борьбы с общественной несправедливостью. Притязание марксизма на абсолютное значение. — Мировое призвание пролетариата. Возведение пролетариата на абсолютную высоту. — Безусловное господство разума над природой. Идея безусловной рационализации всех общественных и естественных отношений. Поглощение космологической проблемы социологической проблемой. — Существо абсолютных обетовании марксизма. 149—162

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  — Смешение этики и науки.— Совпадение прагматизма и фатализма, свободы и необходимости. — Освещение исторического процесса с точки зрения социалистического идеала. — Теория социального развития Маркса, как оптимистическая теория прогресса. — Морально-философский смысл натурализма теории Маркса. — Отражение рационалистического утопизма Маркса в его экономических учениях. — Гармония утопии и науки. 163—169

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , как связь между утопией и наукой в его доктрине. — Классический марксизм, как система «оправдания добра». — Вопрос о философских основаниях этой системы. — Связь с философской традицией немецкого идеализма. — Отношение исторической философии Маркса к диалектике Гегеля. — Материалистическое истолкование диалектики. — Революционный характер диалектики. — Превращение диалектической философии в эволюционную теорию. Противоречие этой теории с практическими верованиями марксизма. — Неизбежность подобного противоречия в каждой революционной утопии земного рая. — Попытка сочетания революционного нигилизма с идеей закономерного развития. — Неясность и туманность этой попытки. — Ея философские противоречия 169—178

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. : противоречия эволюционизма и утопизма, фатализма и прагматизма. Неизбежность обнаружения этих противоречий. Распадение марксизма на реалистическое и утопическое направления. Колебания Маркса между реализмом и утопизмом. «Коммунистический Манифест», как целостное выражение революционного утопизма. Последующие уступки реалистической программе. Признание политики частных улучшений. Попытка сочетания этой политики с революционными требованиями. Отступление от чисто-революционной доктрины. Отношение Маркса и Энгельса к идее государства. Двойственность этого отношения. Критика идеи государства в ранних статьях Маркса. Утопия безгосударственного состояния. Позднейшие формулы классовой теории государства. — Мысль об исчезновении государства в социалистическом строе. Противоречие этой мысли с идеей обобществления и регулирования хозяйственного оборота. Идея саморегулирования общественной жизни, как скрытое предположение утопии безгосударственного состояния. Отрицание демократического государства с точки зрения этой утопии. Задачи пролетариата во время революции. Политическая программа парижской Коммуны. Отношение Маркса к всеобщему избирательному праву. Идея непосредственного народоправства. Диктатура и демократия. Практическая неизбежность для социализма признания государственной идеи. Условия осуществления безгосударственного состояния. Его внеправовой характер. Безгосударственное состояние у Маркса и у Штирнера. Неясности и противоречия утопии безгосударственного состояния. Маркс и Бакунин. Маркс и Лассаль. Государственный социализм Лассаля и революционный социализм Маркса. Позднейшая эволюция марксизма у Энгельса 178—247

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Утрата веры в близкое торжество социалистического идеала. Уклон в сторону исторических связей и путей. «Эрфуртская программа». Коренное противоречие теоретической и практической частей этой программы. Примирение практической части программы с современным государством. Новое отношение к религии. Новое отношение к идее нации и отечества. Исторические корни второй части программы. Теория правового государства, как идейная основа практических требований «Эрфуртской программы». Влияние Лассаля и протесты Маркса и Энгельса. Принципиальный реформизм составителей «Эрфуртской программы». Заявления Либкнехта и Бебеля. Идея конечной цели социализма, как источник партийного воодушевления. Противоречие этой идеи с практическим духом «Эрфуртской программы». Дальнейшее движение партии по пути реформизма. Ганноверский съезд; разрыв с теорией классовой борьбы. Дрезденская резолюция, как попытка восстановления этой теории. Последовательное отступление от основ марксизма. Переход к основам Руссо-Гегелевской теории правового государства. Двойственность позиции немецкой социал-демократии в период ее развития до войны, как источник ее бессилия. Позиция немецких социал-демократов во время войны. «Политика 4-го августа». Позиция во время революции. Победа в главном течении немецкой социал-демократии национально-государственной демократической идеи. Отпадение левых. Независимые социалисты и коммунисты. Внепартийные социалистические течения. «He-марксистский социализм». Марксизм, как единственный настоящий социализм. Связь с ним современной социал-демократии 247—315

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Отказ от фаталистического ожидания и потребность действия, и как мотивы революционного течения во французском социализме. Синдикализм и его судьба. Связь синдикализма с разочарованием в демократии. Связь его с практикой синдикального движения. Синдикализм, как ступень в развитии марксизма. Сорель и его «Размышления о насилии». Отношение к социальным реформам. Обострение идеи классовой вражды. Устранение реалистической и научной стороны марксизма. Влияние Ничше и Прудона. Переход к морализму и индивидуализму. «Иллюзии прогресса». Отрицание государства. Идеи Лягарделя и Берта. Неясность положительных построений. Значение идеи руководящего меньшинства. Неизбежность перехода на высоты субъективного настроения. Элементы ницшеанства. Иррационализм. Разочарование в политических формах. Социализм на краю пропасти. Синдикализм и парламентский социализм. «Амьенская хартия». Примирительная тактика Жореса. Съезды в Лиможе, Нанси и Тулузе. Неясность занятой позиции. Сознание кризиса. Позднейшая эволюция синдикализма. Столкновение реформистов и революционеров на Орлеанском съезде. Раскол среди синдикалистов и среди парламентских социалистов. Значение современной критики общественных форм. Будущее социализма 316—378

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Итоги развития реформистского и революционного направлений социализма. Крушение марксизма, как результат этого развития. Историческое значение и жизненная правда марксизма 378—386

 

 

Выпуск №1 Общая методология и кризис социализма

Выпуск №2 Кризис анархизма

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

"О праве на достойное человеческое существование"

*выводы включены в заключение книги об общественном идеале"

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Спойлер

Но что же такое «право на достойное человеческое существование»? Не представляет ли оно собою понятия, не уловимого по содержанию и противоречивого по смыслу, слишком широкого для того, чтобы вместиться в рамки юридической регламентации, и слишком субъективного для того, чтобы быть предметом общих определений? Конечно, понятие о достойной человеческой жизни открывает простор для бесконечных требований и предположений во всю меру бесконечного человеческого идеала. Но когда говорят оправе на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни. Точно так же говорим мы о праве свободной мысли и верующей совести в смысле отрицания внешних стеснений для духа, хотя хорошо знаем, что положительное осуществление идеала внутренней свободы одним этим не может быть достигнуто. Речь идет в данном случае, очевидно, о том, чтобы обеспечить для каждого возможность человеческого существования и от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно. И так как подобная забота относится прежде всего к тем, кто не может стать на твердую почву в жизненной борьбе, кто нуждается в помощи и поддержке, то обеспечение права на достойное человеческое существование ближайшим образом имеет в виду лиц, страдающих от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Но здесь возникает новое сомнение. Может ли право взять на себя эту задачу, столь обширную и сложную? Мы знаем взгляд старой юридической школы, которая учила, что поддержка нуждающихся не может быть задачей права: «Этому требованию может удовлетворить уже не право, а иное начало — любовь. Тут приходится уже не охранять свободу, а восполнять недостаток средств. Это делается прежде всего частною благотворительностью; там же, где последняя оказывается недостаточною, на помощь приходит государство со своей администрацией. Но в обоих случаях человеколюбие является не нарушением, а восполнением права. Право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи. Если бы государство вздумало во имя этого начала изменять свое право, т. е. вместо установления одинаковой свободы для всех, обирать богатых в пользу бедных, как этого требуют социалисты, то это было бы не только нарушением справедливости, но вместе с тем извращением коренных законов человеческого общежития». Этот взгляд, столь авторитетный в свое время, весь покоится на одной коренной ошибке, раскрытой как нельзя ярче общественным развитием XIX века: ставя целью права охрану свободы и отделяя от этого потребность в восполнении средств, эта теория забывает, что пользование свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом, именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование. Из глубины, из недр жизни к нам несутся стоны об охране этого права. Бесхитростным, исполненным глубокого трагизма языком рабочий люд жалуется на свое унижение: «наша жизнь хуже рабочего скота; на скоте работают почти день и ночь, вот точно такова же и наша жизнь; просим, просим вас, помогите нам скинуть тяжелое бремя, которое лежит на нас, которое закрывает нам двери к просвещению нашего ума» . А что сказать об этой ужасной квалификации деревенских мужиков, которых городские рабочие называют «бродячими собаками без номера» и которых уровень жизни выражается пословицей: «Наше дело телячье — поел, да и в хлев». Юристу наших дней тем менее возможно повторять старое понятие об охране формальной свободы, что сама практика жизни идет в разрез с этой теорией. Что такое фабричное законодательство, как не забота об «известной части общества, нуждающейся в помощи», забота, восполняющая «недостаток средств» в неравной борьбе труда с капиталом? Не очевидно ли из одного этого примера, что право не ограничивается одной охраной свободы, а берет на себя также и регулирование материальных условий ее осуществления. Несомненно, что право уже вступило на этот путь: необходимо только формулировать и закрепить ту цель, которая открывается для права на этом пути, и нам представляется, что лучшим выражением для этой цели является признание права на достойное человеческое существование . Конечно, потребности человека разнообразны и субъективны, и определить точно, где начинается образ жизни, достойный человека, нельзя. Однако из этого не следует, что праву здесь нечего делать и нечего определять.

 

Спойлер

С величайшей силой нравственного негодования восстает Маркс против «печальной действительности» неимения, и вслед за автором читатель проникается сознанием, что «категория неимения» должна замениться противоположной категорией, что неимущие должны стать имущими, не в смысле корыстного стяжания, а ради достойного человеческого существования. Как очень хорошо говорил Маркс в своих ранних статьях, он хочет не политического только, а человеческого освобождения рабочего класса. «Общение, от которого удален рабочий, совершенно другой реальности и совершенно другого объема, чем политическое общение. То общение, от которого отделяет рабочего его собственная работа, это — сама жизнь, физическая и духовная, это человеческая нравственность, человеческая деятельность, человеческое наслаждение, человеческое существо». Вот эту полноту человеческой жизни, которой лишен теперь рабочий, и должна принести с собою человеческая эмансипация, которая настолько же выше политической эмансипации, насколько «человек бесконечно выше гражданина, а человеческая жизнь бесконечно выше политической жизни». Эта идея достойного человеческого существования, которое должно быть обеспечено для каждого, и составляет ту жизненную правду, которая раскрывается в глубочайших прозрениях марксизма и которая в новейшее время все более входит в общее сознание. Не только из Маркса почерпает современный мир это убеждение: тысячи источников и путей проводят его в жизнь. При этом по существу принцип достойного человеческого существования есть начало либеральное, а не социалистическое, и в марксизме это начало не развивается, а затемняется. И тем не менее за марксизмом мы должны признать значение той идейной грани, после которой уже невозможен возврат нравственного сознания к прошлому, после которой и современное правовое государство должно было радикально изменить свой взгляд на задачи политики, на сущность права, на принципы равенства и свободы.

Из содержащейся в марксизме идеи человеческого освобождения вытекала сложная социальная проблема, которая требовала не только экономического преобразования общественного строя, но и духовного воспитания человека. Бесконечная широта задачи предполагает и бесконечные усилия общественного творчества и нравственного прогресса. Когда ту же задачу ставит современный либерализм, он откровенно заявляет: тут слишком много сложного, слишком много тонкого и неуловимого, слишком много зависящего от нравственных причин. Возлагая на себя высокую миссию осуществления идеи достойного человеческого существования, правовое государство встречается с необходимостью реформ, которые лишь частью осуществимы немедленно, а в остальном или вовсе неосуществимы, или осуществимы лишь в отдаленном будущем и, вообще говоря, необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении. Обозревая вытекающие отсюда задачи будущего, необходимо прийти к заключению, что этих задач нельзя разрешить при наличности одних политических средств, что здесь на помощь должны быть призваны силы нравственные . Вот где действительно обнаруживается недостаточность правового государства и необходимость его восполнения. У Маркса и особенно у его последователей получило преобладание чисто внешнее, узко экономическое понимание социальной проблемы, принявшее при этом черты абсолютной утопической догмы. Экономический базис признан был источником и символом полноты жизни. На поставленную им самим задачу Маркс ответил своей утопией земного рая, подлежащей осуществлению при помощи классовой борьбы и социальной революции. В этом заключалась сущность абсолютных обетований и революционного пафоса марксизма. Труждающимся и обремененным возвещалась благая весть о скором конце их страданий, о грядущей светлой радости земли, откинувшей мысли о небе, ниспровергнувшей все прошлое, ставшей свободной, рациональной и всемогущей. В этих абсолютных обетованиях и революционных замыслах своих марксизм потерпел крушение. Как новое миросозерцание, как новое учение жизни, он умер и должен был умереть, подобно воякой утопии земного рая, подобно всякому внешнему решению сложной морально-общественной проблемы, но не могла умереть та неоспоримая правда его, которая на протяжении веков составляла живое ядро социалистических построений и которую Марксу дано было почувствовать, понять и выразить с небывалой яркостью и силой.

 

В конце жизни Новгородцев ударился в изучение русской религиозной философии (задачи духовного воспитания), применительно к поиску идеальной формы общественного устройства. Эту проблематику, в весьма своеобразной форме, продолжил Ильин.

Изменено пользователем лекс
Ссылка на комментарий

Disa_

так "интересно" что просто пипец какой-то

Ссылка на комментарий

UBooT
1 час назад, лекс сказал:

У Маркса и особенно у его последователей получило преобладание чисто внешнее, узко экономическое понимание социальной проблемы, принявшее при этом черты абсолютной утопической догмы. Экономический базис признан был источником и символом полноты жизни.

:D Ну вот... И я пытался убедить учительницу по обществоведению в этом же - сначала воспитание нового человека, а уж потом формирование коммунистических общественных отношений и создание материально-технической базы коммунизма, а никак не в обратном порядке... Ну школьник, чё с меня возьмёшь...

Ссылка на комментарий

лекс
8 часов назад, Disa_ сказал:

так "интересно" что просто пипец какой-то

Тебе правильнее было бы написать: не разобрался, осуждаю.

 

7 часов назад, UBooT сказал:

:D Ну вот... И я пытался убедить учительницу по обществоведению в этом же - сначала воспитание нового человека, а уж потом формирование коммунистических общественных отношений и создание материально-технической базы коммунизма, а никак не в обратном порядке... Ну школьник, чё с меня возьмёшь...

Петь, когда ты учился, всякие споры на эту тему были недопустимы. ;) Как раньше говорилось, учение Маркса правильное потому что верное. :D

Ссылка на комментарий

UBooT
7 минут назад, лекс сказал:

Петь, когда ты учился, всякие споры на эту тему были недопустимы. ;) Как раньше говорилось, учение Маркса правильное потому что верное. :D

Та да, и собственно она примерно мне так и сказала, но как-то типа "ну написано же - вот и заучи, тебе ещё экзамен сдавать, ты тянешь на поступление в вуз по эксперименту, зачем тебе лишние трудности"... Под 60, член КПСС, высокая, крепкая такая, почему-то мне казалось, что она немка... И пила, и иногда рассказывала про поездки в Париж и Берлин...

Ссылка на комментарий

лекс
2 минуты назад, UBooT сказал:

Та да, и собственно она примерно мне так и сказала, но как-то типа "ну написано же - вот и заучи, тебе ещё экзамен сдавать, ты тянешь на поступление в вуз по эксперименту, зачем тебе лишние трудности"... Под 60, член КПСС, высокая, крепкая такая, почему-то мне казалось, что она немка... И пила, и иногда рассказывала про поездки в Париж и Берлин...

 

8 часов назад, UBooT сказал:

:D Ну вот... И я пытался убедить учительницу по обществоведению в этом же - сначала воспитание нового человека, а уж потом формирование коммунистических общественных отношений и создание материально-технической базы коммунизма, а никак не в обратном порядке... Ну школьник, чё с меня возьмёшь...

Вот именно,зачем тебе лишние трудности...

Если ты говоришь о том, что сначала воспитание, то это означает, что ты отрицаешь краеугольный камень, классовую борьбу и победу в ней пролетариата... А значит, морально неустойчив.... со всеми вытекающими... ;)

 

Ссылка на комментарий

UBooT
2 минуты назад, лекс сказал:

 

Вот именно,зачем тебе лишние трудности...

Если ты говоришь о том, что сначала воспитание, то это означает, что ты отрицаешь краеугольный камень, классовую борьбу и победу в ней пролетариата... А значит, морально неустойчив.... со всеми вытекающими... ;)

 

:D Да я это уж тогда сразу понял, скорее по интонации - дети ж лучше невербальное понимают...

Ссылка на комментарий

лекс
5 минут назад, UBooT сказал:

:D Да я это уж тогда сразу понял, скорее по интонации - дети ж лучше невербальное понимают...

Нас в 9 классе (1990-91гг.) всё это заставляли учить... Нафига не понятно.

Я это больше в ВУЗе коснулся, когда писал курсовые и дипломные...

Ссылка на комментарий

UBooT
5 минут назад, лекс сказал:

Нас в 9 классе (1990-91гг.) всё это заставляли учить... Нафига не понятно.

Я это больше в ВУЗе коснулся, когда писал курсовые и дипломные...

:D А меня на 10 лет раньше, спрашивается какое же это "развивающееся учение", ёпт, особенно если сравнить СССР 81 года и 91... Тока шта без виноградников остались, в русле "воспитания нового человека", да уж метаться поздно было, оставалось только признать крах... Из всего моего класса был только один мой друган, с которым мы на такие темы разговаривали - всем остальным было глубоко пофиг, при этом конешна все комсомольцы, всякие там секретари, одна даже дочь Героя соцтруда была... Отец, кстати, рассказывал, он был инженером-технологом и часто бывал в цехах нашего МСЗ, как не зайду в цех, где работал герой, героя нет на рабочем месте... Тока станок ограждённый сеткой с табличкой "Здесь трудится Герой соцтруда такой-то"... Они кстате вскоре из нашего райончика на Верхне-Волжскую жить перебрались... У дочки конешно лучшие шмотки, отличные оценки, группа поддержки - ну хрестоматийно, ничего ж не меняется... 

Ссылка на комментарий

лекс
2 минуты назад, UBooT сказал:

:D А меня на 10 лет раньше, спрашивается какое же это "развивающееся учение", ёпт, особенно если сравнить СССР 81 года и 91...

Там нечего сравнивать... жесть.

По мне так, первая половина 80-х тихо, спокойно, уютно... Может детское восприятие, фиг знает.

А вот с приходом Горбачёва всё забурлило, не сразу, года через два.

 

2 минуты назад, UBooT сказал:

Тока шта без виноградников остались, в русле "воспитания нового человека", да уж метаться поздно было, оставалось только признать крах...

Да какое там воспитание... Собрание пионерской дружины школы в кинотеатре проходило и голосовали до тех пор пока нужное решение не принимали.

 

2 минуты назад, UBooT сказал:

Из всего моего класса был только один мой друган, с которым мы на такие темы разговаривали

Ну мы тогда в силу возраста на такие темы и не разговаривали...

 

2 минуты назад, UBooT сказал:

- всем остальным было глубоко пофиг, при этом конешна все комсомольцы, всякие там секретари, одна даже дочь Героя соцтруда была... Отец, кстати, рассказывал, он был инженером-технологом и часто бывал в цехах нашего МСЗ, как не зайду в цех, где работал герой, героя нет на рабочем месте... Тока станок ограждённый сеткой с табличкой "Здесь трудится Герой соцтруда такой-то"... Они кстате вскоре из нашего райончика на Верхне-Волжскую жить перебрались... У дочки конешно лучшие шмотки, отличные оценки, группа поддержки - ну хрестоматийно, ничего ж не меняется... 

Да все всё видели и понимали...

Другое дело не надо лишнего болтать было.

Ссылка на комментарий

UBooT
8 минут назад, лекс сказал:

жесть.

:D Крах идей земного рая...

Ссылка на комментарий

лекс
В 07.02.2020 в 21:12, UBooT сказал:

:D Крах идей земного рая...

Там имел место конформизм, а не восприятие идей земного рая.

Если людям проще добраться до благ говоря нужные вещи они их будут говорить при любом режиме.

Ссылка на комментарий

UBooT
3 часа назад, лекс сказал:

Там имел место конформизм, а не восприятие идей земного рая.

Если людям проще добраться до благ говоря нужные вещи они их будут говорить при любом режиме.

Да само собой, что явления даже не просто разного порядка, а и качественно, и количественно - просто несоизмеримы... Конформизм - это ж просто инструмент, нужный сегодня, а земной рай - далёкая цель и абсолют, потому что дальше-то что ?.. При этом конформизм таки обоюдоострый же - будешь жить среди зверья, начнёшь давить в себе человека, чтоб не выделяться, будешь жить среди приличных людей - придётся стараться быть приличным человеком, и т.д... 

И вот уровень социально-психологического развития людей просто подменял и подменяет высокое место идеи земного рая этим "добраться до благ", и ессно при любом режиме... Квартира, дача, машина - вот и весь земной рай, причём если поднажать, то не в каком-то там будущем, а ещё при своей жизни, иначе нафига стараться - после нас хоть потоп... Вот кстати эта советская школа и воспитала наших нынешних рулителей в том числе...

 

Спойлер

Эй, интеллигентная прослойка!
Дай огня! Не трону, не боись.
Я сегодня пива выпил столько,
Что тебе не выпить за всю жизнь.

Не дыши так часто и напрасно,
Не боись, очкарик, будешь жить.
Я сегодня вовсе не опасный,
Я хочу с тобой поговорить.

Ты несёшь сто двадцать минус тридцать,
Я несу пять сотен без потерь,
Ты привык в очередях толпиться,
Я могу войти в любую дверь.

Что там пискнул? Что за «идеалы»?
Больше так при мне не говори.
Ты, наверно, спутал с одеялом
Высшие материи свои.

Я? Сижу на базе.
Кем? Кем надо!
Я иного счастья не ищу.
Я таких, как ты, пугаю взглядом.
И беру за вредность, что хочу.

Ты не трусь. Скажи что я отсталый,
Что морально надо мне расти…
…Ну давай, беги за идеялом,
Нам с тобой как раз… не по пути.

 

 

 

 

Изменено пользователем UBooT
Ссылка на комментарий

лекс
В 09.02.2020 в 02:59, UBooT сказал:

Да само собой, что явления даже не просто разного порядка, а и качественно, и количественно - просто несоизмеримы... Конформизм - это ж просто инструмент, нужный сегодня, а земной рай - далёкая цель и абсолют, потому что дальше-то что ?

Естественно, это явления разного порядка.

В одном случае, это выские материи о том, как нам что то обустроить в обществе, в другом субъективные факторы и интересы.

 

В 09.02.2020 в 02:59, UBooT сказал:

И вот уровень социально-психологического развития людей просто подменял и подменяет высокое место идеи земного рая этим "добраться до благ", и ессно при любом режиме... Квартира, дача, машина - вот и весь земной рай, причём если поднажать, то не в каком-то там будущем, а ещё при своей жизни, иначе нафига стараться - после нас хоть потоп...

Вооо. Это как раз тот момет, когда высокая идея требует столь же высокого воспитания.

Цитата

Из содержащейся в марксизме идеи человеческого освобождения вытекала сложная социальная проблема, которая требовала не только экономического преобразования общественного строя, но и духовного воспитания человека. Бесконечная широта задачи предполагает и бесконечные усилия общественного творчества и нравственного прогресса.

Без этого всякая высокая идея разбивается о субъективные интересы.

 

В 09.02.2020 в 02:59, UBooT сказал:

Вот кстати эта советская школа и воспитала наших нынешних рулителей в том числе...

Ну я бы не пенял тут на советскую школу... Люди разные всегда и везде.

Ссылка на комментарий

UBooT
5 минут назад, лекс сказал:

Без этого всякая высокая идея разбивается о субъективные интересы.

Ну мы тут с тобой я так понимаю не спорим, а только кружим вокруг одной истины, которая как бы понимается, даже скорее чувствуется, но вот - бесконечная широта задачи, как и  необходимость бесконечных усилия общественного творчества и нравственного прогресса, так и остаётся тем необъятным, которое нельзя объять... И хотя китайцы успокаивают тем, что дорога в тысячу ли начинается с одного шага, мне представляется маловероятным, что на уровне каких-либо партий, движений, тем более государств такой шаг делается... Наблюдается самотёк, потому что любые планируемые действия - это либо пропаганда, либо реклама, либо ещё что-то отнюдь не направленное на духовное воспитание человека, тем более что смысл этого словосочетания не определён, т.к. направление движения к цели довольно расплывчато...

41 минуту назад, лекс сказал:

Ну я бы не пенял тут на советскую школу... Люди разные всегда и везде.

А чёж не пенять - отличный тренинг по заточке определённых качеств... Люди может и разные, но яблоки падают от яблонь не очень далеко таки... И если папа учил сына - не гуляй, где живёшь; не воруй, где работаешь; не создавай себе кумира, то из сына вполне мог вырасти либо крепкий хозяйственник, либо партийный организатор... А если не папа, то "старшие товарищи" тем или иным способом... Один мой сослуживец рассказывал простую историю про себя... Его отец был уважаемым директором школы, устроил его рядовым сотрудником в облисполком (не важно какой отдел )... Вот , он мне рассказывал, стою я курю на площадке в конторе, а окно во двор... Въезжает членовоз одного из руководителей ближе к верху, водила открывает багажник и ему выносят и кладут туда огромного осетра... В этот момент, как он мне пояснил, я забыл кто такой Ленин и в какую сторону к коммунизму...

Такшта оттачивала, не спорь, а кому для начала прививала, но потом таки оттачивала, если конечно не устраивала работа слесарем на заводе...

Ссылка на комментарий

лекс
15 часов назад, UBooT сказал:

Ну мы тут с тобой я так понимаю не спорим, а только кружим вокруг одной истины, которая как бы понимается, даже скорее чувствуется, но вот - бесконечная широта задачи, как и  необходимость бесконечных усилия общественного творчества и нравственного прогресса, так и остаётся тем необъятным, которое нельзя объять... И хотя китайцы успокаивают тем, что дорога в тысячу ли начинается с одного шага, мне представляется маловероятным, что на уровне каких-либо партий, движений, тем более государств такой шаг делается... Наблюдается самотёк, потому что любые планируемые действия - это либо пропаганда, либо реклама, либо ещё что-то отнюдь не направленное на духовное воспитание человека, тем более что смысл этого словосочетания не определён, т.к. направление движения к цели довольно расплывчато...

Тут как раз понятно...

Один из пунктов его критики - это то что и идеология марксизма и демократия говорят об идеале как нечто о конечном пункте. Идеал же недостижим и предполагает постоянное совершенствование, в т.ч. личности.

 

15 часов назад, UBooT сказал:

А чёж не пенять - отличный тренинг по заточке определённых качеств... Люди может и разные, но яблоки падают от яблонь не очень далеко таки... И если папа учил сына - не гуляй, где живёшь; не воруй, где работаешь; не создавай себе кумира, то из сына вполне мог вырасти либо крепкий хозяйственник, либо партийный организатор... А если не папа, то "старшие товарищи" тем или иным способом... Один мой сослуживец рассказывал простую историю про себя... Его отец был уважаемым директором школы, устроил его рядовым сотрудником в облисполком (не важно какой отдел )... Вот , он мне рассказывал, стою я курю на площадке в конторе, а окно во двор... Въезжает членовоз одного из руководителей ближе к верху, водила открывает багажник и ему выносят и кладут туда огромного осетра... В этот момент, как он мне пояснил, я забыл кто такой Ленин и в какую сторону к коммунизму...

Такшта оттачивала, не спорь, а кому для начала прививала, но потом таки оттачивала, если конечно не устраивала работа слесарем на заводе...

По моему твой пример только и доказывает что люди разные.

Ссылка на комментарий

UBooT
38 минут назад, лекс сказал:

Идеал же недостижим и предполагает постоянное совершенствование, в т.ч. личности.

Но в чём заключается совершенствование, тем более постоянное ?.. Как выбрать соответствующий совершенствованию критерий ?.. Идеал опять же - это что ?... В математике хотя бы для бесконечности есть определённый символ...

38 минут назад, лекс сказал:

По моему твой пример только и доказывает что люди разные.

Да разные, разные... И разные в разной степени...

Изменено пользователем UBooT
Ссылка на комментарий

лекс
6 часов назад, UBooT сказал:

Но в чём заключается совершенствование, тем более постоянное ?.. Как выбрать соответствующий совершенствованию критерий ?.. Идеал опять же - это что ?... В математике хотя бы для бесконечности есть определённый символ...

Все эти вопросы имеют место быть.

Применительно ко взглядам данного философа права:

1.Идеал не может быть конечным пунктом развития. Например, коммунизм (экономический идеал), как и демократия (политический идеал), - конечный пункт.

2.Ни одна концепция не может претендовать на всеобщность, т.е. на полноту воплощения человеческих устремлений.

3.Идеальное общество не может быть построено, точнее, его строительство постоянно, а он как линия горизонт, постоянно отодвигается.

4.Строительство идеального общества затрагивает вопросы воспитания личностей в обществе. Идеальное общество предполагает наличие идеальных людей. Это вопросы духовности, нравственности. Но люди не святые. К совершенствованию надо стремиться, но общество не состоит из святых людей, у каждого свои субъективные желания. Но надо расти над собой... покуда "космические корабли бораздят..."

Не случайно автор под конец жизни ударился в изучение религиозной философии.

 

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 29
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 4388

Лучшие авторы в этой теме

  • лекс

    15

  • UBooT

    13

  • Иммануил_Кант

    1

  • Disa_

    1

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

UBooT

Ну вот... И я пытался убедить учительницу по обществоведению в этом же - сначала воспитание нового человека, а уж потом формирование коммунистических общественных отношений и создание материально-техн

лекс

Думаю, и правым и левым будет интересно почитать о взглядах русского философа права н.20в. П.И.Новгородцева Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

UBooT

Да я это уж тогда сразу понял, скорее по интонации - дети ж лучше невербальное понимают...

лекс

Нас в 9 классе (1990-91гг.) всё это заставляли учить... Нафига не понятно. Я это больше в ВУЗе коснулся, когда писал курсовые и дипломные...

лекс

Все эти вопросы имеют место быть. Применительно ко взглядам данного философа права: 1.Идеал не может быть конечным пунктом развития. Например, коммунизм (экономический идеал), как и демократ

UBooT

А у него много казалось бы парадоксальных мыслей, которые в его подаче перестают казаться парадоксальными, ну мне по крайней мере... Собственно всё, что я читал у него, всегда затягивало, прям как "Тр

лекс

Ну ты сам ответил на свои слова... просто их надо было переставить местами. 

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...