Пять причин быть русскими - Страница 2 - Под русскими небесами - Strategium.ru Перейти к содержимому

Пять причин быть русскими

Рекомендованные сообщения

Комедиант

expert_769_018_jpg_300x200_crop_q85.jpg

В стране, которая дважды распадалась по этническим границам, национальный вопрос — как веревка, о которой не говорят в доме повешенного. Но говорить все равно приходится. Пусть не на выборах, так хотя бы на высоких консилиумах, один из которых на минувшей неделе прошел в Ярославле с участием мировых светил.

Если не считать репрессивных формул вперемежку с призывами к толерантности, на всех подобных обсуждениях рефреном звучит только одна спасительная идея: культивировать общероссийскую гражданскую нацию в противовес этническому радикализму.

«Наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну», — заявил президент на президиуме Госсовета в Уфе, ссылаясь на советскую идею «новой исторической общности». В противном случае — это уже цитата с другого совещания — «судьба нашей страны очень печальна».

Гражданскую нацию у нас строят со времен Ельцина. Получается, что спустя двадцать лет после своего возникновения «новая Россия» по-прежнему существует как государство без нации со всеми вытекающими опасениями по поводу ее судьбы.

Здесь возникает определенный парадокс. Ставя задачу создания нации, государство, с одной стороны, признает себя не вполне состоявшимся, а с другой — примеривает на себя роль демиурга, способного творить миры. Совместить эти роли весьма непросто. «Но у других-то стран получилось», — возражает президент на уже упомянутом Госсовете в Уфе. «И мы должны это сделать».

Хрестоматийным примером нации, построенной сверху, считается Франция. Французская корона формировала французский народ (тот народ, который ее свергнет) из достаточно разнородного населения. Однако выполнить эту миссию она сумела именно потому, что имела точку опоры вне нации — в «божественном праве» королей. Интересно, есть ли у российской президентской династии подобный запас прочности? И еще: разве мы уже не проходили что-то подобное?

Русские сложились как нация, имея в качестве точки отсчета государственную власть. И на это потребовалось не двадцать лет, а несколько столетий. После столь бурной истории решимость начать «нацбилдинг» с чистого листа впечатляет. Но прежде чем с удвоенной силой взяться за строительство «новой исторической общности», давайте попробуем сравнить ее со «старой».

Оптимисты скажут, что выбирать между «русским» и «российским» совсем не обязательно. Ведь «идентичность всех народов, населяющих нашу страну», в ходе строительства новой нации обещано сохранить. Проблема лишь в том, что для русских частью идентичности является статус субъекта российской государственности. Вне этого статуса мы, возможно, сможем сохраниться как этнос, но не сможем реализоваться как современная нация.

В чем разница между тем и другим?

Английский исследователь Бенедикт Андерсон говорит, что современные нации созданы книгопечатным станком. Это довольно точно как метафора своего рода «промышленного» производства идентичности. Этническая общность достигает стадии нации тогда, когда располагает: а) развитыми механизмами тиражирования своей идентичности, в роли которых выступают прежде всего система массового образования и СМИ; б) самой идентичностью, закрепленной в форме высокой письменной культуры (включая развитый литературный язык, традицию в искусстве, корпус базовых текстов, формирующих самосознание, и т. д.).

Племя или народность могут воспроизводить себя «кустарным» образом — на уровне устной традиции и непосредственных контактов в семье, соседской общине. Нация — нет. Чтобы продолжать себя в поколениях, ей необходимы громоздкие (и дорогостоящие) социальные машины, действующие в основном под эгидой государства.

Применительно к нашему вопросу это значит, что если школа, СМИ, армия, государственный аппарат, массовое искусство вовсю штампуют «россиян», то это, конечно, совсем не значит, что они действительно создадут новую нацию (см. пункт «б»), но это значит, что они вполне могут разрушить старую. Это одна из весомых причин того, что мы рискуем перестать быть русской нацией по ходу строительства «нации россиян». Мы уже поняли, кем хочет видеть нас власть. Но пока не уверены, кем хотим быть сами.

1. Граждане или крепостные?Нажмите здесь!
 

1. Граждане или крепостные?

Вопреки бесконечным ссылкам на концепцию гражданской нации проект нации россиян меньше всего является гражданским проектом. Это проект бюрократии. «Российская нация» представляет собой придаток к административному аппарату РСФСР-РФ. Она не учредитель этого государства, а его «наполнитель», приложение к некоей административной конструкции, возникшей независимо от нее.

Это хорошо заметно по Конституции. «Многонациональный народ Российской Федерации» не может создать Российскую Федерацию просто потому, что он есть величина, производная от ее границ, ее юрисдикции и даже территориальной структуры (в самом своем имени наш «суверен» связан федеративной формой территориального устройства). Понятно, что конституционное право часто оперирует фикциями. Но в данном случае это полностью соответствует логике исторического процесса. Учредителем государства, в котором мы живем, выступала сначала советская номенклатура, производившая административно-территориальное деление СССР, а затем российская номенклатура, перехватившая у центра власть строго в рамках очерченных границ вместе с «доставшимся» ей населением.

Собственно, вопрос о нации встал в тот момент, когда эта номенклатура озаботилась тем, чтобы обеспечить лояльность подведомственного населения. Государство, которое может получиться из этой затеи (решения бюрократии «завести себе нацию»), трудно назвать национальным. Точно так же партия, которая, будучи правящей, решает придумать себе идеологию, явно не является идеологической партией.

Это очень показательный момент: тема «гражданской нации» возникает в нашей новейшей истории не в контексте требований граждан к бюрократии, а в контексте требований бюрократии к гражданам, что накладывает неизгладимый отпечаток на политическую судьбу создаваемой нации и разительно отличает ее от настоящих гражданских наций Нового времени.

Напротив, социальный профиль русского национализма (в данном случае речь о национализме как проекте нации, а не бытовой ксенофобии) сегодня не бюрократический, а гражданский. Его питательная среда — городской образованный класс, он требует лояльности не от нации по отношению к бюрократии, а от бюрократии по отношению к нации и является формой притязания национального большинства на свое государство.

Иными словами, если мы как нация «россияне», то мы крепостные своего государства (в буквальном смысле: мы оказались «прикреплены» к определенному куску территории при дележе советского наследства — а дележ, как уже было сказано, вершила номенклатура). Если мы «русские», то мы его потенциальные хозяева, граждане, стремящиеся вступить в свои суверенные права.

Это противоречит стереотипу об этническом национализме как антониме гражданского. Но все дело в том, что сам этот стереотип противоречит очень многому в истории наций и национализма. Например, в германских землях XIX века именно этническая (культурно-лингвистическая) идея нации стала оружием образованных горожан, стремящихся одновременно к гражданской эмансипации и к национальному единству в противостоянии со знатью германских княжеств. Последняя же, вполне в духе современной российской знати, апеллировала как раз к территориальному принципу лояльности.

[Cкрыть]

2. История или инерция?Нажмите здесь!
 

2. История или инерция?

Я не утверждаю, что территориальная идентичность не может породить гражданскую. Просто для этого ей требуется нечто большее, чем назвать население гражданами.

Крупнейшие гражданские нации Нового времени — американцы, англичане, французы — стали таковыми в горниле революций. Для того чтобы создать нацию, основанную на общих ценностях, а не на этнических связях, необходимо, чтобы эти ценности были скреплены сов­местным историческим опытом, прежде всего опытом политической борьбы, в ходе которой граждане выходят на арену как основная историческая сила.

Какой революцией рождена «российская нация»? «Августовской революцией» 1991 года? Если это так, то она несет на себе все родимые пятна этой «революции»: провинциализм и вторичность (по отношению не только к великим историческим революциям, но и к бархатным революциям восточноевропейских соседей), анеми власти и гражданского общества (картонные диктаторы против картонных революционеров), уже упомянутый номенклатурный налет и, конечно, несмываемый налет исторического поражения и геополитической катастрофы.

«Российская нация» рождается не в виде сгустка исторической воли, а в качестве продукта распада советского строя, в качестве инерции этого распада.

Революция 1917 года тоже была связана с крупным военным поражением, которое, однако, было быстро изжито. Важнее же всего то, что многим современникам и потомкам она виделась событием всемирно-исторического масштаба. На этой базе было действительно возможно формирование «новой исторической общности», основанной на идеологии и образе жизни. И тем не менее эта общность не состоялась. Так с какой стати должна состояться «новая историческая общность» в РФ, если у нее в принципе нет сопоставимого ценностного ядра?

Одним словом, если мы «нация россиян», то мы дети 1991 года. А это весьма низкая родословная. Если мы «русские», то мы наследники длинной цепи поколений — народ, прошедший закалку нескольких мировых войн и революций, сменивший несколько государственных форм и ставший тем единственным, что их связывает.

Последнее особенно важно. У нас много обсуждается проблема разорванности российской истории. Мы оказываемся не в состоянии связать между собой разные исторические эпохи как «главы» своей собственной судьбы.

Концепция российской гражданской нации усугубляет эту проблему, делая ее в корне неразрешимой. Эта нация заведомо не может рассматриваться как носитель предшествующих форм российской государственности, поскольку является производной от границ, политико-правовой формы и идеологии данного конкретного государства. То есть тех элементов, которые менялись в нашей истории головокружительно резко. Больше того, в длинной череде государственных форм (Киевская, Московская Русь, Петербургская империя, СССР, РФ) каждое последующее государство в большей или меньшей степени основывается на отрицании предыдущих. Для русских частью идентичности является статус субъекта российской государственности. Вне этого статуса мы, возможно, сможем сохраниться как этнос, но не сможем реализоваться как современная нация.

Один из слоганов, изготовленных в рамках госзаказа на «российскую нацию», гласит: «Народов много — страна одна». В этом благонамеренном лозунге заключен, если вдуматься, невероятный исторический нигилизм. В том-то и дело, что в историческом разрезе страна оказывается совсем не одна. «Варяжская Русь», «Московское царство», «Страна Советов» — это не просто разные территории, но совершенно разные политико-географические образы, то есть именно что разные «страны». «Страна одна» оказывается лишь в том случае, если РФ полностью заслоняет собой все предшествующее. Поэтому с точки зрения исторической преемственности уместно прямо противоположное утверждение: «Стран много — народ один».

Единственная возможность связать воедино разные «страны», оставшиеся в нашем прошлом, и сложить из них некую «вечную Россию» состоит в том, чтобы рассматривать российское государственное строительство во всех его перипетиях как часть русской этнонациональной истории. На этом уровне преемственность как раз налицо (становление общего языка и культуры, самосознания, пантеона героев и т. д.). В этом случае у разорванных российских времен появляется общий носитель. Да, весьма условный. Но национальная история — это и есть драма, построенная вокруг жанровой условности главного героя.

Тот факт, что мы воспринимаем варварского князя Владимира и советского космонавта Гагарина в качестве лиц одной и той же истории, в качестве своего рода аватар ее подразумеваемого главного героя, — неоспоримое свидетельство того, что мы живем русским этнонациональным мифом.Миф, если верить Юнгу, — источник энергии и психического здоровья. Отчего тогда вокруг так много исторической шизофрении? Именно потому, что сознание находится в явном конфликте с бессознательным. Мы ощущаем непрерывность своей исторической личности, но не можем ее назвать.

[Cкрыть]

3. Свои или чужие?Нажмите здесь!
 

3. Свои или чужие?

«Стран много — народ один» - не спорю, это звучит весьма провокационно как лозунг, но довольно точно как описание нашего положения. Причем не только во времени, но и в пространстве. Именно так могла бы выглядеть формула отношения к русскому населению Украины, Белоруссии, Казахстана и других новообразованных государств.

Распад СССР оставил за границами РФ более 30 млн русских (в переписи 1989 года 36,2 млн человек за пределами РСФСР назвали русский родным языком), что составляет порядка четверти русского населения РФ. Примерно таким же было соотношение численности западных и восточных немцев на момент раздела Германии.

В отличие от Западной Германии, которая, не будучи одержима территориальным реваншизмом, тем не менее никогда не отказывалась от перспективы национального единства, что выражалось и в тексте ее конституции, и в практике предоставления гражданства, «новая Россия» оставила эту четверть за бортом своего национального проекта.

Тот факт, что русские вне РФ оказались лишены каких-либо преимуществ при получении ее гражданства, не стали адресатами ее диаспоральной и переселенческой политики, всецело «заслуга» идеологов российской территориальной нации.

В логике этого проекта жители Севастополя — часть чужой нации. Зато захватчики Буденновска — своей. Эта логика, несомненно, оскорбляет национальное чувство. Но если она внедряется достаточно долго — она просто разрушает его (что, отчасти, мы и наблюдаем сегодня, когда российский патриотизм испытывает явный кризис жанра). Если мы как нация — «россияне», то мы крепостные своего государства. Если мы — «русские», то мы его потенциальные хозяева, граждане, стремящиеся вступить в свои суверенные права.

Другим, не менее красноречивым и многообещающим симптомом этого проекта стала концепция замещающей иммиграции. То есть концепция, в соответствии с которой отрицательный демографический баланс может и должен возмещаться «импортом населения» вне зависимости от его этнических, социокультурных, профессиональных характеристик. В этой сфере разворачивается настоящая социальная катастрофа — я имею в виду не только проблемы с интеграцией самих иммигрантов, но также люмпенизацию и архаизацию всего общества под воздействием их неограниченного притока. Люмпен-предприниматели, от ларечников до миллиардеров, могут радоваться почти бесплатному труду, но с точки зрения макросоциальных эффектов бесплатный труд бывает только в мышеловке (экономика дешевого труда для нас и в самом деле ловушка).

Но даже если бы рациональные аргументы в пользу замещающей иммиграции существовали, главной проблемой является сам подход, в логике которого бюрократия вправе «импортировать» себе другой народ, если существующий по тем или иным причинам ее не устраивает.

Если нация создается административным аппаратом и территорией, а не общей культурой, связью поколений, исторической судьбой, то эта логика оказывается возможна. Иными словами, «россияне» — нация, которая, не останавливаясь, разменивает своих на чужих. И, к сожалению, это заложено в самой ее идее.

Русские — нация, которая объединяет всех носителей русской культуры и идентичности поверх государственных границ. Границы менялись в нашей истории слишком часто, чтобы мы определяли через них свое «я».

Это вовсе не значит, что мы не должны дорожить территорией. Совсем напротив. Просто территорию, в случае серьезных угроз, нельзя сохранить во имя территории, а юрисдикцию — во имя юрисдикции. Необходима сила, которая их одушевляет, а не просто «принимает форму сосуда».

От «российской нации», в случае критической угрозы существованию РФ, будет так же мало толку, как от пролетарского интернационализма в 1941 году. Придется обращаться к русским.

Не будучи тождественна существующему государству (хотя бы в силу своей разделенности), эта нация может относиться к нему как к государству-плацдарму (каковым оказалась та же ФРГ для немцев во время холодной войны), государству-убежищу (каковым является для разбросанных по миру евреев Израиль). Для того чтобы это стало возможным, должно произойти очень многое. Но если это произойдет, за территориальную целостность и суверенитет РФ можно будет не беспокоиться.

[Cкрыть]

4. Пушкин или Гельман?Нажмите здесь!
 

4. Пушкин или Гельман?

В литературе по национальному вопросу часто противопоставляют друг другу «немецкую» и «французскую» модели нации, имея в виду, что в первом случае нация основывается на культурной общности, во втором — на политической. Гораздо реже обращают внимание на то, что это лишь различные отправные точки одного и того же процесса: процесса соединения государства и национальной культуры. В одном случае движение идет от культурного единства к политическому, в другом — наоборот. Соединение «политики» и «культуры» — это формула современного национального государства и, как справедливо напоминает британский философ Эрнест Геллнер, современного индустриального общества, которое нуждается в унификации населения на базе единого языкового, поведенческого, ценностного стандарта.

Многие считают, что Россия изначально складывалась принципиально иначе, как многосоставное государство. В действительности Россия не меньше, чем Франция или Германия, складывалась на основе стандарта доминирующей культуры. Что связывает между собой народы российского пространства? Стихийное «братание», о котором говорил евразиец Трубецкой? Разумеется, нет. Их связывает то, что все они в большей или меньшей степени находились под воздействием русской культуры и языка.

Конечно, под влиянием соседних народов находились и русский язык с культурой, но именно они выступали в качестве синтезирующего элемента, преобладая как количественно (по уровню распространенности), так и качественно (по уровню развития).

Благодаря этому несомненному преобладанию и длительной ассимиляции наша большая страна на удивление однородна. По крайней мере миф о небывалой мультикультурности России явно пасует перед опытом по-настоящему мультикультурных стран, таких как Папуа — Новая Гвинея, где около 6 млн человек разделены на 500–700 этноязыковых групп.

Если наш ориентир — поликультурность на душу населения, то нам есть к чему стремиться. Но если мы говорим о единой нации, то она может воспроизводиться только так, как и прежде: через ассимиляцию/интеграцию на основе русской культуры. Другой высокой культуры мирового уровня в нашем распоряжении просто нет.

Для сторонников «российского проекта» это неприемлемо. Поэтому рождаются химеры. В официальных выступ­лениях и документах русская культура все чаще рассматривается как некий фермент для мифической многонациональной российской культуры, «мультикультуры» (как прозвучало на одном из высоких собраний), которую мы тоже должны «создать» заодно с «новой исторической общностью». Но национальные культуры не медиапроект, который может быть изготовлен по заказу. Они создаются столетиями, синтезируя народную культуру с культурой интеллигенции и аристократии.

Создаются порой вполне сознательно. Так, Данте, Лютер или Пушкин методично осуществляли селекцию того литературного языка, на котором вслед за ними стали говорить их соотечественники. Весь XIX век был временем реализации культурных проектов европейских наций, в том числе «русского проекта», в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

Так вот, если сегодня вновь появляется необходимость создавать некую «российскую культуру» для «российской нации», то возникает вопрос: кто ее создатели? Кто эти титаны? Олег Газманов с песней про офицеров-россиян? Никита Михалков с фильмом «12»? Марат Гельман с выставками «Россия для всех»?

Словом, «российский проект» в культуре реализуется в низких жанрах конъюнктурной пропаганды и шоу-бизнеса со всеми вытекающими последствиями для качества одноименной нации.

«Русский проект» в культуре реализовывался поколениями выдающихся представителей национальной аристократии и интеллигенции. Мне не преминут напомнить об их смешанном происхождении (собственно, в этом и состоит логика выставки «Россия для всех»), которое будто бы делает их нерусскими или не совсем русскими. Это очень важный для «официоза» аргумент. И очень саморазоблачительный. «Расизм — это свинство» — гласит социальная реклама на футбольных стадионах. Но банановый расизм фанатов блекнет на фоне расизма пропагандистов «нерусской нации». Нелепый мем о «Пушкине-эфиопе» или «турке Жуковском» возможен только на почве самых вульгарных представлений о том, что национальность — это «биология» и что человек, для которого русский язык и культура являются родными, может быть русским не на сто процентов, а лишь на ⅞ (как Пушкин) или на Ѕ (как Жуковский).

Расчет, вероятно, в том, что если все начнут подсчитывать доли «нерусской крови», то произойдет распыление идентичности русских, и им ничего не останется, кроме как идентифицировать себя через административный аппарат и территорию. Такая угроза действительно существует. Поэтому состоятельность проекта русской нации будет в существенной мере зависеть от того, удастся ли преодолеть этот «расистский заговор», избрав родной язык в качестве главного носителя идентичности.

[Cкрыть]

5. Союз народов или конгломерат меньшинств?Нажмите здесь!
 

5. Союз народов или конгломерат меньшинств?

Будучи лишен сильных сторон советского проекта — интегрирующего «гражданского культа», российский ремейк повторяет его слабые стороны. Я имею в виду политику в отношении национальных республик и диаспор.

Если принять всерьез идею единой гражданской нации, то первая ее аксиома будет гласить, что никаких других наций внутри этой нации нет и быть не может. Могут быть этнические группы, полностью отделенные от государства. Но в советское время они искусственно выращивались в «социалистические нации», сегодня они заняты активным строительством собственных национальных государств под «зонтиком» РФ. Где-то этот процесс идет демонстративно и вызывающе, как в Чечне, где-то более осторожно, но не менее упрямо, как в Татарстане или Якутии. Существование республиканских этнократий прямо противоречит декларируемому гражданскому единству.

Еще меньше единства на уровне общества. Мы часто забываем, что гражданская нация требует не менее интенсивной общности и даже однородности, чем этническая. Это однородность политической культуры и гражданского сознания. Есть ли она между разными частями «российской нации»? К сожалению, нет, особенно если иметь в виду ее северокавказскую часть. И речь не просто о правовом нигилизме, а об определенном кодексе убеждений, для которого альтернативные «законы» («законы шариата» или условные «законы гор» как совокупность неформальных традиционных норм) действительно выше гражданских. Этот разрыв в правовой и политической культуре не только не сокращается, а нарастает (по мере вымывания из элит горских народов остатков советской интеллигенции).

Иными словами, проект российской гражданской нации спотыкается не о «русский вопрос», а о совокупность громко поставленных «нерусских вопросов». Именно они его перечеркивают. И это закономерно. Интеграция меньшинств оказывается невозможной, если нарушена интеграция большинства.

Мы видим это и на примере европейских государств. Они зашли достаточно далеко в попытке вынести за скобки идентичность титульных наций, запустив «политкорректную» цензуру школьных программ, политической лексики, массового искусства. Цель этой политики состояла в том, чтобы сделать интеграцию более приемлемой для меньшинств. Но она имела строго обратный эффект. Общество, из которого изъят культурный стержень, обладает даже не нулевым, а отрицательным ассимиляционным потенциалом. Оно не вызывает желания стать его частью. Напротив, оно вызывает у меньшинств желание заполнить возникшую пустоту своими этническими и религиозными мифами (отсюда такой всплеск «фундаментализмов» и «этнизмов» внутри западных обществ). А у большинства — бегство в субкультуры или апатию.

То есть сильная, пусть и чужая для меньшинств национальная культура способна обеспечить их интеграцию в гораздо большей мере, чем пустота, возникающая на ее месте. В нашем случае это верно вдвойне, если учесть, что русская культура для большей части народов России совсем не чужая.

[Cкрыть]

Россия действительно складывалась как союз народов. Но именно для того, чтобы этот союз был возможен, необходимо признание его основного субъекта — русских как государство­образующей нации. Противостоять этому признанию от имени прав меньшинств нет никаких оснований. Ведь их права уже максимально реализованы — в виде собственных государств, влиятельных лобби, культурных автономий. Осталось лишь дополнить всю эту «цветущую сложность» национальным самоопределением большинства.

Рано или поздно это произойдет. Воп­рос лишь в том, станет ли пространством самоопределения Российская Федерация или какая-то другая, пока неведомая страна нашего будущего.

Михаил Ремизов

Изменено пользователем Братислав
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
RUSLANALDO
Как признаны права украинцев, грузинов, казахов, эстонцев в Украине, Грузии, Казахстане, Эстонии и т.д. Или в твоём понимании "идти на диалог" - это предоставлять преференции малым народам? С чего бы вдруг?

Казахи, как народ, не являются государствообразующей нацией в Казахстане.

Ссылка на комментарий

Воронсвет
Нежелание идти на диалог? Русские - единственная нация, которая не имеет собственного государства, чьи государообразующие права не определены в Конституции, кто имеет меньше всего прав в собственном государстве. И русские хотят признать за ними эти права в собственном государстве. Как признаны права украинцев, грузинов, казахов, эстонцев в Украине, Грузии, Казахстане, Эстонии и т.д. Или в твоём понимании "идти на диалог" - это предоставлять преференции малым народам? С чего бы вдруг?

Начнём с того, что официальным государственным языком в РФ является русский язык.

Продолжим тем, что русский язык наряду с русской литературой входит во всероссийскую образовательную программу. Государственные праздники в РФ связаны непосредственно с историей русского народа. Особая роль православия отмечается Конституцией РФ. Культура русского народа представляет Россию на международной культурной арене.

О каких государствообразующих правах может идти речь и что это такое вообще? Что значит "имеет меньше всего прав в собственном государстве"? Это выражается в том, что русские не могут голосовать на выборах, получать образование, исповедовать любую религию и т. д.? Или в чём?

Ссылка на комментарий

Комедиант
Казахи, как народ, не являются государствообразующей нацией в Казахстане.

Казахстан исключение, да, Назарбаев пытался там что-то построить. Но тем не менее всё к этому идёт. У вас же запретили госвещание на русском, нет?

Начнём с того, что официальным государственным языком в РФ является русский язык.

Продолжим тем, что русский язык наряду с русской литературой входит во всероссийскую образовательную программу. Государственные праздники в РФ связаны непосредственно с историей русского народа. Особая роль православия отмечается Конституцией РФ. Культура русского народа представляет Россию на международной культурной арене.

О каких государствообразующих правах может идти речь и что это такое вообще? Что значит "имеет меньше всего прав в собственном государстве"? Это выражается в том, что русские не могут голосовать на выборах, получать образование, исповедовать любую религию и т. д.? Или в чём?

Было бы вообще дико, если бы язык большинства не использовался в стране его проживания. Но продолжим тем, что статус русских в России никак не закреплён и всячески занижается: начиная от пропаганды официальных лиц, заканчивая школьным курсом. Скажи: "я - татарин" - тебе слова никто не скажет. Скажи: "я - русский" - ты сразу окажешься фашистом и ксенофобом. У русских отбирают их историю, их культуру. У них в РФ есть право называться только "россиянин". Но это же право есть и у всех остальных народов, наряду с собственной национальной идентичностью. И чем больше власть будет отдаляться от официального признания русского народа государообразующей нацией, тем больше будет расти социальное напряжение.

Ссылка на комментарий

RUSLANALDO
Казахстан исключение, да, Назарбаев пытался там что-то построить. Но тем не менее всё к этому идёт. У вас же запретили госвещание на русском, нет?

Ничего не запрещали. Просто немного сократили время вещания на русском языке на гостелеканалах.

Ссылка на комментарий

Комедиант
Ничего не запрещали. Просто немного сократили время вещания на русском языке на гостелеканалах.

Ну, ни немного, а в том числе первый государственный. То есть по сути основной информационный канал для гос-трансляции. В Кахастане довольно много русских, чтобы полностью запретить или перейти, но направление движения определено вполне ясно. В РФ тренд прямо противоположный.

Ссылка на комментарий

Воронсвет
Было бы вообще дико, если бы язык большинства не использовался в стране его проживания. Но продолжим тем, что статус русских в России никак не закреплён и всячески занижается: начиная от пропаганды официальных лиц, заканчивая школьным курсом. Скажи: "я - татарин" - тебе слова никто не скажет. Скажи: "я - русский" - ты сразу окажешься фашистом и ксенофобом. У русских отбирают их историю, их культуру. У них в РФ есть право называться только "россиянин". Но это же право есть и у всех остальных народов, наряду с собственной национальной идентичностью. И чем больше власть будет отдаляться от официального признания русского народа государообразующей нацией, тем больше будет расти социальное напряжение.

Хорошо, вводим в Конституцию следующее положение: ".. русский народ является государствообразующим народом РФ в виду того то и того то.." Что это означало бы на деле? Возможно означало бы то, что исключительно русские могут избираться в представительные органы власти, бюрократический аппарат, органы судебной власти, так? К тому же русские имеют прерогативу перед нацменьшинствами при предоставлении и отстаивании ими социальных, экономических, культурных и иных прав, нет? В таком случае права русских не будут занижаться? :D

Право тех ,кто относит себя к русскому народу, называться только россиянин закреплено Конституцией и законами?

Изменено пользователем Воронсвет
Ссылка на комментарий

Комедиант
Хорошо, вводим в Конституцию следующее положение: ".. русский народ является государствообразующим народом РФ в виду того то и того то.." Что это означало бы на деле? Возможно означало бы то, что исключительно русские могут избираться в представительные органы власти, бюрократический аппарат, органы судебной власти, так? К тому же русские имеют прерогативу перед нацменьшинствами при предоставлении и отстаивании ими социальных, экономических, культурных и иных прав, нет? В таком случае права русских не будут занижаться? :D

Конечно, включая установление межгалактической империи и отлов джедаев.

Право тех ,кто относит себя к русскому народу, называться только россиянин закреплено Конституцией и законами?

Статьей 282.

Ссылка на комментарий

Михаил Пселл

Братислав, всё, что вы тут перепостили - это полный бред. По одной-единственной причине. Русских как нации больше нет. Всё. Она мертва. Сохранились люди, которые считают себя таковыми, но самой нации увы не существует. Посмотрите вокруг - где вы видите русскую культуру в широких массах - кроме водочного ужора? Нигде. Она не нужна, её нет - есть только культура имперская, россиянская, интернациональная. А от того, что дяденьки-националисты пишут вот такие объёмистые статьи, не изменится ровным счётом ничего.

Изменено пользователем Михаил Пселл
Ссылка на комментарий

Комедиант
Братислав, всё, что вы тут перепостили - это полный бред. По одной-единственной причине. Русских как нации больше нет. Всё. Она мертва. Сохранились люди, которые считают себя таковыми, но самой нации увы не существует. Посмотрите вокруг - где вы видите русскую культуру в широких массах - кроме водочного ужора? Нигде. Она не нужна, её нет - есть только культура имперская, россиянская, интернациональная. А от того, что дяденьки-националисты пишут вот такие объёмистые статьи, не изменится ровным счётом ничего.

Михаил, всё, что вы тут написали - это полный бред. По одной единственной причине. Михаила, как человека больше нет. Он мертв. Сохранились люди, которые считают, что знают его, но самого Михаила, увы не существует. Посмотрите вокруг - где вы видите Михаила в окружении? Нигде. И от того, что дяденька пишет на форум даже такие вот комментарии вроде как живого человека, не изменится ровным счётом ничего.

Ссылка на комментарий

Михаил Пселл
Михаил, всё, что вы тут написали - это полный бред. По одной единственной причине. Михаила, как человека больше нет. Он мертв. Сохранились люди, которые считают, что знают его, но самого Михаила, увы не существует. Посмотрите вокруг - где вы видите Михаила в окружении? Нигде. И от того, что дяденька пишет на форум даже такие вот комментарии вроде как живого человека, не изменится ровным счётом ничего.

А вот по теме-то нам ответить нечего?

Если не согласны с моими словами - опровергайте. Где вы видите уцелевшую национальную культуру? Просветите меня, мне тоже очень интересно. А ехидничать много ума не надо, знаете ли.

Русские - как люди, считающие себя таковыми - остались, безусловно. Но народа больше нет, есть только кучка маргинальных националистов.

Изменено пользователем Михаил Пселл
Ссылка на комментарий

Комедиант
А вот по теме-то нам ответить нечего?

Если не согласны с моими словами - опровергайте. Где вы видите уцелевшую национальную культуру? Просветите меня, мне тоже очень интересно. А ехидничать много ума не надо, знаете ли.

Русские - как люди, считающие себя таковыми - остались, безусловно. Но народа больше нет, есть только кучка маргинальных националистов.

Много ума не требуется, чтобы выдвигать подобные тезисы, где от оппонента требуется доказывать, что он не верблюд. Хотя это вы должны доказывать подобные, мягко говоря, забавные утверждения.

Где я вижу учелевшую национальную культуру? Я в ней родился. Мои предки на 80% русские. Меня ростили на русских сказках, русской истории. Я люблю свою страну и изучаю всё, что с ней связано, говорю на русском языке. Вокруг меня росли точно такие же русские дети. И не все как я - на 80%, а были и 50 на 50 - из семей русского и татарки, армянина и русской. И они точно также росли в окружении русской культуры и считали себя полноценными русскими, говорили только на русском.

Потом я пошёл в школу и вновь вокруг меня были русские дети с русским менталитетом и воспитанные на русской культуре. через некоторое время я переехал в другой город и поступил в другую школу и вы не поверите - опять вокруг меня была в большинстве своём русская культура. Мне продолжать автобиографию? Могу рассказать про разные социумы и прослойки в котороых мне довелось побывать - и я всегда встречал там русскую нацию.

Сейчас многие мои друзья (в том числе и убежденные коммунисты, и представители т.н. творческой интеллигенции, и офицеры) считают себя принадлежащими к русской нации. Потому что по родословной в них преобладает русская кровь, они знают свою историю, имеют русский менталитет.

Мне даже уже смешно, что я описывал всё это, что чтобы "доказать" очевидное. Если вы читали невнимательно, напомню вам, что такое нация:

Нация - это преобладание крови в совокупности с культурой, традицией и общей исторической преемственностью.
Изменено пользователем Братислав
Ссылка на комментарий

Praetor95
И русские хотят признать за ними эти права в собственном государстве. Как признаны права украинцев, грузинов, казахов, эстонцев в Украине, Грузии, Казахстане, Эстонии и т.д.

Статья 10 Конституции Украины:

Державною мовою в Україні є українська мова.

Держава забезпечує всебічний розвиток і функціонування української мови в усіх сферах суспільного життя на всій території України.

В Україні гарантується вільний розвиток, використання і захист російської, інших мов національних меншин України.

Держава сприяє вивченню мов міжнародного спілкування.

Застосування мов в Україні гарантується Конституцією України та визначається законом.

Статья 68 Конституции Российской Федерации:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Честно, разницы не увидел, и нигде в Конституции Украины не говорится что украинцы являются государствообразующим народом.

Изменено пользователем Praetor95
Ссылка на комментарий

Комедиант
...

1. Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2. Верховная Рада Украины от имени Украинского народа - граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю народа, опираясь на многовековую историю украинского государственного строительства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение, проявляя заботу об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни, заботясь об укреплении гражданского согласия на земле Украины, стремясь развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство, сознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями, руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года (1427-12), одобренным 1 декабря 1991 года всенародным голосованием, принимает настоящую Конституцию - Основной Закон Украины.

Ссылка на комментарий

Praetor95

Можете указать где это написано, ибо перед мной лежит конституция и я честно скажу не вижу ничего где сказано что украинцы выше других национальностей.

Ссылка на комментарий

Комедиант
Можете указать где это написано, ибо перед мной лежит конституция и я честно скажу не вижу ничего где сказано что украинцы выше других национальностей.

Конституция Украины - Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Причём, государообразующий статус украинцев прописан не только во вступлении, но и в статьях самой Конституции:

Стаття 11. Держава сприяє консолідації та розвиткові української нації, її історичної свідомості, традицій і культури, а також розвиткові етнічної, культурної, мовної та релігійної самобутності всіх корінних народів і національних меншин України.

Русский перевод: Статья 11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины.

Никто и не говорит о том, что украинцы выше других национальностей. И ни я, ни данная статья не призывает к подобному отношению для русских в России. Просто украинцы в Украине на уровне главого документа признаются нацией, создавшей данное государство. Признается их исторический статус. Это - их государство. В современной России для титульной нации ничего подобного нет. Только "многонациональность" во всём.

Ссылка на комментарий

Praetor95
Причём, государообразующий статус украинцев прописан не только во вступлении, но и в статьях самой Конституции:

И? Дальше читаем, тоже самое только с нац.меньшинствами.

Никто и не говорит о том, что украинцы выше других национальностей. И ни я, ни данная статья не призывает к подобному отношению для русских в России. Просто украинцы в Украине на уровне главого документа признаются нацией, создавшей данное государство. Признается их исторический статус. Это - их государство. В современной России для титульной нации ничего подобного нет. Только "многонациональность" во всём.

Ну если так исторически сложилось то единственный правильный выход отсоединить их, тогда и будет то что вы хотели.

Ссылка на комментарий

never-forgotten
1. Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2. Верховная Рада Украины от имени Украинского народа - граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю народа, опираясь на многовековую историю украинского государственного строительства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение, проявляя заботу об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни, заботясь об укреплении гражданского согласия на земле Украины, стремясь развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство, сознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями, руководствуясь Актом провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года (1427-12), одобренным 1 декабря 1991 года всенародным голосованием, принимает настоящую Конституцию - Основной Закон Украины.

спасибо, Братислав.

отъявленный бред.

народ многонациональным в России быть не может.

это вообще нечто несуразное :blink:

Изменено пользователем never-forgotten
Ссылка на комментарий

Комедиант
И? Дальше читаем, тоже самое только с нац.меньшинствами.

Ну если так исторически сложилось то единственный правильный выход отсоединить их, тогда и будет то что вы хотели.

Хоть в лоб, хоть по лбу.

спасибо, Братислав.

отъявленный бред.

народ многонациональным в России быть не может.

это вообще нечто несуразное :blink:

И тем не менее этот бред наш основной государственный документ - Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Братислав
Ссылка на комментарий

never-forgotten
И тем не менее этот бред наш основной государственный документ - Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

наверное переписывали с советской конституции.

ведь в Союзе наций было много, а народ один) советский ;)

хотя то, что я сейчас сказал, тоже бред, нация в гос-ве одна, а народов может быть много.

но это по логике которой пользовались составители вашего главного документа страны.

Ссылка на комментарий

Praetor95
Хоть в лоб, хоть по лбу.

Знаешь я уже смерился с тем что некоторые личности, не будем тыкать пальцами, называют меня бандеровцем лишь за то что я патриот своей страны, а ведь обидно ибо я осуждаю действия ОУН, но такое и в стране, за лозунг "Слава Україні" сразу клеймо "бандера", но увы, такова плата за ошибки предков, сейчас же русских судят по их поступкам, и мне бы очень не хотелось чтобы выражение "я русский" было синонимом "я нацист".

Изменено пользователем Praetor95
Ссылка на комментарий

Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
  • Ответы 76
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 33462

Лучшие авторы в этой теме

  • Комедиант

    24

  • never-forgotten

    14

  • Praetor95

    11

  • Михаил Пселл

    8

  • OmarBradley

    6

  • SCORE

    3

  • RUSLANALDO

    2

  • Kapellan

    2

  • Воронсвет

    2

  • UBooT

    1

  • belogvardeec

    1

  • Толстый

    1

  • Voronsvet

    1

  • Dark-Warrior

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...