Трактат о шпаргалке - Наука - Strategium.ru Перейти к содержимому

Трактат о шпаргалке

Рекомендованные сообщения

Жора

Юрий Перфильевич Ивонин, доктор философских наук, профессор, директор Института международных отношений и права НГУЭУ. В силу широты интересов Юрий Перфильевич однажды заинтересовался шпаргалками (в смысле идеологией и методологией). Плод интереса и выразился в довольно объемном полушутливом трактате, выдержки из которого будут приведены здесь.

ТРАКТАТ

о шпаргалке

Определение. Шпаргалка — совокупность средств, содержащих материал сдаваемого учебного курса в форме, пригодной для конфиденциального использования во время зачета или экзамена.

Это определение нуждается в пояснении. Я сознательно упомянул о конфиденциальности, а не противозаконности шпаргалок, поскольку не нашел в законодательстве ни запрета на ее использование, ни даже упоминания о ней.

Означает ли это, что к использованию шпаргалки применимо правило «что не запрещено, то разрешено», а преподаватель, преследующий пользователей шпаргалок, превышает свои полномочия?

Здравый смысл и руководящие указания властей позволяют утверждать противозаконность шпаргалки, а значит, с репрессиями всё в порядке.

Именно в этой ситуации как никогда актуально применение усиленной формулы Максима Горького — Генриха Ягоды: «Если враг обнаружен, его уничтожают».

Социология шпаргалки

Исследование шпаргалки зависит от его принципа (подхода). Сложилось два: аксиологический (ценностный) и социологический (ценностно-нейтральный).

Сам автор придерживается мнения, что массовые процессы не есть продукт произвола, а представляют собой необходимую составляющую общества. Эта точка зрения присутствует в науке и обычно называется «концепцией скрытой рациональности», но она находит поддержку в поэтической («если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно») и народной («нет дыма без огня») мудрости. Как это ни покажется странным, но использование шпаргалок столь же необходимо для учебного процесса, как и борьба с ними.

Написание шпаргалки — это заявка на серьезное отношение к учебе, демонстрация мотивации к учебе в экстремальной ситуации повышенного риска для воспроизводства себя как студента.

Общеизвестно, что студенту для подготовки к экзамену не хватает одной ночи. Доведение каши в голове до состояния упорядоченной системы знаний часто происходит в следующее мгновение после того, как студент выходит с оценкой из экзаменационной аудитории.

Таким образом, использование шпаргалок — это управление рисками в учебном процессе, сведение таковых до приемлемого уровня.

Итак, шпаргалка — это способ воспроизводства студента как агента образовательного процесса.

Шпаргалка не нужна, если студент должен показать не репродуктивные, а креативные (творческие) способности как итог своего обучения — пишет эссе, а не отвечает по билетам. Шпаргалка бессмысленна в случае компьютерного тестирования с фиксированным интервалом смены тестовых заданий.

Можно без преувеличения сказать, что шпаргалка — пережиток докапиталистического прошлого системы российского образования. По единодушному впечатлению тех, кто посещал западные университеты, там студенты не списывают.

В тамошних университетах большинство обитателей — павлики морозовы. Они не сочтут предательством «сдачу» шпаргальщика факультетскому начальству. Студенты ревниво следят за успехами друг друга, т. к. от их рейтинга (суммы баллов за предметы) зависит предложение работодателей, престижность будущего места работы.

В России всего этого нет. Первоначальный карьерный рост выпускника зависит не столько от рейтинга, сколько от возможностей родителей, их связей и знакомств. Вот почему на Руси терпимое отношение к шпаргальщикам. Здесь лишь одинокая трагическая фигура преподавателя противостоит этому всеобщему надувательству.

Откуда берутся шпаргалки?

Шпаргалка есть логическое продолжение добросовестной подготовки к экзамену.

Недобросовестный студент шпаргалку не создаст.

Создание шпаргалки включает в себя логически-познавательные и художественно-ремесленные действия.

Написание шпаргалки — это преодоление информационной избыточности конспекта лекций. Шпаргалка — это компактификация знаковых средств учебного материала, попросту — преобразование одного текста в другой, менее громоздкий. Компьютерные технологии, изменение размеров шрифтов и прочие игры с форматированием текста позволяют «упаковывать» в маленькие листочки такое количество информации, которое невозможно при создании шпаргалки вручную.

Мало сформировать содержание шпаргалки, надо ее оформить. Оформление шпаргалки — действие индивидуальное, штучное. Каждый мастер создает шпаргалку «под себя», подыскивая материал, цвет чернил, шрифт, размер и т. д. Главный индивидуализирующий фактор — это острота зрения. В этом смысле физиология студента может сильно влиять на эргономические свойства шпаргалки.

Однако есть общие параметры этого изделия, не зависящие от индивидуальности автора. Эти параметры подчинены требованию конфиденциальности.

1. Компактность. Шпаргалка не должна оттопыривать карман или придавать необычный вид иным средствам доставки ее в аудиторию.

2. Маскируемость. Шпаргалка должна сливаться с интерьером аудитории. Еще никто не писал шпаргалок на красных или зеленых листках.

3. Извлекаемость и заметаемость. Шпаргалка должна свободно появляться и исчезать в случае опасности и по окончании подготовки к ответу. Попасться со шпаргалкой или демонстративно оставить ее — дурной тон.

4. Читаемость. Изделие должно читаться под любым углом и в любом самом неудобном положении, например, в складках юбки или между штанинами брюк.

Классификация шпаргалок

1. По особенностям получения и формам собственности:

1.1. Свои. 1.2. Заемные. 1.3. Купленные.

2. По степени обработанности содержания:

2.1. Артефакт. 2.2. Разодранный конспект. 2.3. Разодранный учебник.

3. По типу форматирования материала:

3.1. Малоформатные изделия (классический вариант). 3.2. «Бомба». Это заранее написанные, развернутые ответы на листах, предлагаемых экзаменатором для подготовки ответа в аудитории после получения билета. Как правило, это листы формата А4 из старых курсовых работ, на чистой стороне которых подозрительный экзаменатор ставит личную подпись или печати деканата.

4. По полноте изложения материала: 4.1 Полные (включают все экзаменационные вопросы). 4.2. Демоверсии, содержащие ответы на несколько сложных вопросов.

5. По материалу носителя:

5.1. Бумажные (классический вариант). 5.2. Соматические (шпаргалка нанесена на тело, например, ладонь, запястье). 5.3. Звуковые (коллеги бубнят вам на ухо ответ). 5.4. Предметы двойного назначения («Левша-предметы»). Их изготовление требует особого мастерства, и потому они обычно еще и произведения искусства. Такова шариковая ручка, на поверхности которой наносят (обычно иглой) математические формулы. 5.5. Технические (располагаются на электронных приборах) — пейджер, мобильный телефон и смартфон, карманный персональный компьютер.

Использование шпаргалки

Мало изготовить шпаргалку, важно ее пронести и достать.

Как дорогостоящая кукла Барби, шпаргалка требует множества аксессуаров.

1. Одежда. Для мужчин — костюм-тройка, даже в летнюю жару. Неудобства компенсируются обилием карманов. Идеален костюм на размер больше носимого. Для дам — длинная юбка со складками. Желателен бабушкин свитер «кенгуру» с гигантским сквозным карманом, но сгодится и клубный пиджак.

2. Головной убор (зимой). Лучше всего — объемное, высокое и меховое. Складывается на парту перед собой и ограничивает экзаменатору обзор вашего рабочего места.

3. Черные очки, футляр для очков, сумка дамская, сумочка геев. Размещаются так же, как шапки, при совместном использовании увеличивают маскирующий эффект.

4. Носовые платки. Их должно быть много. Хорошо подходят для хранения шпаргалок на столе.

6. Обувь. Требования к ней минимальны; она не должна быть слишком высокой и узкой (извлечение шпаргалок из таких сапог может привести к неестественному изгибу фигуры и перемещению значительной части тела под парту, что будет выглядеть неестественно). Для шпаргалки типа 2.3 подходят валенки, но они крайне коварный инструмент транспортировки, поскольку изделие обычно проваливается на самый низ по скользкой внутренней поверхности.

7. Галстук (идеальное хранение шпаргалки, свернутой в рулон и разворачиваемой при помощи резинки).

8. Специальное нижнее белье. Одно из самых удобных и безопасных (в смысле посягательств преподавателя) мест для хранения.

Извлечение шпаргалки

Эта ответственная часть операции проводится в момент ослабления бдительности экзаменатора. Легче всего тем счастливчикам, которые располагаются сбоку от него и пользуются естественной ограниченностью бокового зрения. Для тех, кому повезло меньше и они разместились прямо против преподавателя, важна правильная геометрия посадки. Обычно используется технология рассадки «лицо в лицо, затылок в затылок». Это ограничивает его обзор.

Использование шпаргалки сродни входу дрессировщика в клетку с тиграми. Это опасно и непредсказуемо. Важны интуиция, актерские данные, спортивный азарт, склонность к риску и умение действовать на опережение. Начало списывания сопровождается, как правило, имитацией бурной умственной деятельности. Шпаргальщик морщит лоб, время от времени поднимая к потолку глаза, что-то шепчет, якобы вспоминая.

Компьютеризированный вариант — это применение шпаргалки с помощью электронных устройств непосредственно в аудитории.

Всё начиналось с пейджеров. Например, несколько лет назад был популярен 8-строчный пейджер, желательно Filips, на который мастер загодя сбрасывал материал по электронной почте.

Сейчас электронное оборудование становится и более изощренным, и более удобным. Осваиваются карманные компьютеры. Они удобны, но обладают демаскирующим признаком — издают слишком громкие и характерные звуки при нажатии клавиш.

До недавнего времени использование мобильного телефона было затруднено ввиду демаскирующего признака — тянущегося от уха шнура гарнитуры. Однако уже в январе 2004 года я наблюдал изрядное количество студентов (преимущественно девушек), перешедших на использование передовой (т. е. беспроводной) технологии bluetooth. Огромное преимущество «голубого зуба» в том, что приемно-передающее устройство не имеет предательских проводков и его можно скрыто поместить в ушной раковине. Правда, пользоваться этим устройством могут преимущественно девушки, так как у кавалеров часто нет волос такой длины, чтобы замаскировать в оных приемно-передающий модуль.

«Голубой зуб» — не общедоступная беспонтовая звонилка, а солидный бизнес-сотик за столь же солидную цену. Сюда следует прибавить и оплату трафика за несколько минут. Так что шпаргалка выйдет дороговатая. Помимо финансового бремени, мобильник-шпаргалка требует работы в команде: нужен оператор-диктовальщик.

Телефон может быть использован и в режиме радиомолчания. Важно только добиться беспрепятственного нахождения устройства на парте. Нужен телефон со сравнительно большим экраном, памятью и программкой Java. Способ трудоемкий, поскольку требует переработку компьютерной версии шпаргалки в указанной программной среде почти «вручную».

Всё большую популярность приобретают смартфоны, сглаживающие различия мобильника и КПК и не требующие обращения к Java. Смартфон наиболее удобен как носитель шпаргалки.

Ценность шпаргалки

Реальная ценность шпаргалки не столько информационная, сколько предохранительно-релаксационная и мнемоническая. Ситуация со шпаргалками примерно такая, как в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Зачем тебе сберкнижка?» — «Она мне душу согреет, когда я с вами в подвал полезу». Очень часто студент не использует шпаргалку до конца. Беглый взгляд на краешек шпаргалки «оживляет» память, и шпаргалка становится ненужной для сдачи экзамена. Об этом эффекте шпаргалки мне часто говорили выпускники.

Приемы борьбы со шпаргалкой

Приемы борьбы со шпаргалками различаются по последствиям для настигнутых «шпаргальщиков».

1. Барско-либеральный. «Кто подготовил полный комплект качественных шпаргалок, подходите, я сразу ставлю четверку, шпоры получите после сессии». В мире компьютерных технологий такой прием сработает только на экзамене в одной группе.

2. Либерально-иронический. «Списывайте, списывайте! Я все вижу. Буду задавать дополнительные вопросы». Такой прием основан на главном принципе экзамена: «Нет студента, которому нельзя будет поставить двойку».

3. Превентивный. Экзаменатор время от времени проходит между столами, не допуская списывания.

4. Конфискационный. Экзаменатор изымает шпаргалки у студентов.

5. Конфискационно-назидательный. Экзаменатор изымает шпаргалку, произносит по этому поводу назидательный спич и заменяет экзаменационный билет у неудачника.

6. Репрессивный. Экзаменатор изымает шпаргалку и ставит неудовлетворительную оценку.

Мораль, или resume

Принятый в «Трактате» исследовательский подход позволяет доказать, что и шпаргальный процесс на Руси подчиняется правилу «хотели как лучше, получилось как всегда» (рафинированно-европейский аналог — «благими пожеланиями вымощена дорога в ад»): мотивация шпаргальщика безупречна — он хочет остаться студентом, цель — уже сомнительна (сдача экзамена с меньшим объемом запоминания и уяснения материала без снижения оценки), средства — совсем недопустимые.

Использование шпаргалок — дело малопочтенное, конфликтное, портящее нервы как студенту, так и преподавателю, а также угрожающее академической карьере студента. Оно не должно оставаться безнаказанным, но и не должно становиться предметом надрывного морализирования и причитания и тем более превращаться в преследование на переэкзаменовке. Как никогда уместна рекомендация: «Осуди грех и прости грешника».

В целом же, шпаргаление — подчеркнем еще раз — процесс социальный, а не индивидуальный, и потому противодействие ему должно носить институциональный характер — т.е. необходимо сделать шпаргалку ненужной для выживания студента. Будем помнить совет М. Е.Салтыкова-Щедрина: «Внедряй просвещение с возможно меньшим пролитием крови».

Ивонин Ю.П.

Трактат о шпаргалке

2е издание, переработанное и дополненное

Новосибирск, НГУЭУ, 2005, 36 с.

Изменено пользователем Жора
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
[light]

Мораль — списывайте сразу с учебника.

Ссылка на комментарий

Dramon

Писал я когда то шпоры к экзамену одному,дело малоприятное и не сильно полезное,притом времени уходит много,хотя сейчас всё куда легче,есть мобильник можно фотать конспекты,книги,сами шпоры и закидывать на него и списывать потом...

Но в целом подготовка к экзамену дает не мало знаний... ^_^

Изменено пользователем Dramon
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 3
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 3962

Лучшие авторы в этой теме

  • UBooT

    1

  • Жора

    1

  • [light]

    1

  • Dramon

    1

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...