Н.Макиавелли - Исторические личности - Strategium.ru Перейти к содержимому

Н.Макиавелли

Кто же он?  

43 голоса

  1. 1. Мыслитель или псих?

    • Великий мыслитель- он ясно понял всю суть людей
      38
    • Псих- он намеренно "перегнул палку", чем заложил неправильно развитие политики
      4


Рекомендованные сообщения

Последний Консул

Никколо Макиавелли

d48f369139cc.jpg

В этот раздел я заглядываю прямо скажем не часто. Ибо, всегда старался держаться своей точки зрения, относительно истории, и перемалывать ей кости не видел смысла. Но вот один вопрос меня всегда интересовал, еще до университета я впервые прочитал Макиавелли, и он был единственным теоретиком, кто меня тогда зацепил. Четкие и понятные мысли, интересный взгляд на мир и людей, тогда( да и сейчас) совпавший с моим. Но я нередко стал встречать точку зрения, что мол, Макиавелли был циником, кругом ошибался, да и людей вообще не любил. Есть даже такой термин Макиавеллизм (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ).

Кто вообще не в теме, или подзабыл, кто это вообще такой- вот немного информации.

...Нажмите здесь!
 Никколо Макиавелли (1469-1527)- один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства. В своих произведениях "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" и "Государь" Макиавелли стремился обосновать новый подход к пониманию государства и государственной деятельности с позиций этической природы человека. Он занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство своих произведений написал после ареста в период высылки в свое поместье, когда свершилась реставрация Медичи в 1512 году, противником которых он был. Это был человек действия, говоривший: "Сначала жить, потом философствовать".

В своих произведениях Макиавелли представил развернутую концепцию человека. Прежде всего, он считал, что человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, в том числе и стремление сохранить свое имущество, собственность. Он писал в "Государе": "Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". Таким образом, он описал принципы, определяющие природу человека, сущность которой состоит в основном в эгоизме. Примеры для своей концепции брал из жизни окружавших его итальянских городов.

Исходя из этой этической доктрины Макиавелли строит свою концепцию государственной организации, которая, по его замыслу, должна противодействовать человеческому эгоизму, осуществляя государственное насилие. Макиавелли выступил активным противником той созерцательности, которая была характерна для Средневековья, и таким образом стал еще одним выразителем гуманистической активности Ренессанса. В теории государства у него не находилось места для церкви и религии. Хотя он и признавал необходимость религии для народных масс, но выступал против католической религии, которая, по его мнению, изжила себя.

Все эти положения нашли свое выражение в так называемой концепции фортуны, под которой он понимал объективную закономерность общественного развития.

Макиавелли вычленяет разные стороны этой проблемы и пытается провести определенное соотношение между необходимостью и свободной волей человека. Он пишет, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим" [Избр. соч. С. 111-112]. Поэтому говоря о фортуне, Макиавелли также подчеркивает необходимость активных действий человека: лучше быть смелым, чем осторожным, но при этом деятельность должна направляться трезвым умом и волей, стремящейся к определенной цели, естественно, высокой и благородной. Все это Макиавелли называет вирту - доблестью. Полная реализация вирту - дело почти неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же людей выбирают средние пути, которые часто губительны. Но при этом необходимо учитывать особенности времени, в котором живет личность, и если последняя считается с особенностями времени, то достигает многого. В понятии "вирту" отразились те моральные требования к поведению личности, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человек стал цениться очень высоко.

Создание произведения "Государь" связано с конкретной политической историей Флоренции и Италии, раздробленной и слабой по сравнению с окружающими ее соседями. Поэтому Макиавелли считал, что требуется государь, способный объединить Италию и создать республику. Образцом такого государственного деятеля Микиавелли взял Чезаре Борджиа, известного своим аморализмом и предательством. В "Государе" Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости и не чураться зла.

Такой образ действий со времен Макиавелли стал называться макиавеллизмом. Согласно Макиавелли любое насилие можно оправдать во имя государственного блага.

Однако было бы неправильно представлять Макиавелли проповедником вероломства и насилия. Он был прежде всего сыном своего времени, гуманистом. Его теория, концепция, взгляды - это отражение политической ситуации той эпохи. Сам Макиавелли ни в коей мере не оправдывал ни насилие, ни аморализм в политике. Наоборот, он считал, что государь, политик должен считаться с мнением народа, что глас народа - глас Божий, что государь должен быть гибким.

Если правитель прибегает к насилию, то это не должно быть самоцелью. Он подчеркивал, что насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика, хотя республиканская форма правления не всегда возможна, если в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения высших целей, по мнению Макиавелли, и возможны ситуации, когда все средства хороши для достижения политических целей. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали, но если государственные интересы требуют действий, которые пренебрегают требованиями нравственности, то можно пойти на это.

Л. В. Блинников "Великие философы". Словарь-справочник, 2000.

* * * * * * * * * *

Никколо Макиавелли (Machiavelli) (3 мая 1469, Флоренция - 22 июня 1527, там же), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Данте, Петрарку и Боккаччо - ему был чужд педантизм гуманистов, их преклонение перед античностью.

Политическая карьера.

Независимый в своих гражданских симпатиях и политических взглядах, Макиавелли не был сторонником Медичи, изгнанных из Флоренции в 1494 году, не стал он и приверженцем Савонаролы. Лишь после его падения в 1498 году Макиавелли начал активную политическую деятельность: был избран секретарем Второй канцелярии, а позже - Совета Десяти, ведавшего дипломатией и военными делами. В течение 14 лет он выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций. В 1512 году Медичи вернулись к власти во Флоренции. Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел и приговорен к годичной высылке из города. В начале 1513 года он по подозрению в заговоре был арестован и подвергнут пытке. Однако вскоре, в связи со вступлением Джованни Медичи на папский престол под именем Льва X, Макиавелли был помилован и отправлен в свое маленькое имение в Сант Андреа.

Литературное творчество.

В деревне Макиавелли много и напряженно трудился. В 1513 году он начал работу над "Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия" (1531), в конце того же года был создан трактат "Государь" (1532), обессмертивший имя писателя. В нем провозглашалось в качестве нормы политического действия положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения; однако подлинной целью "нового государя" должен стать, по Макиавелли, не частный, сугубо личный интерес, но "общее благо", подразумевающее объединение Италии в сильное национальное государство. В "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия", завершенных, по-видимому, в 1516 году, Макиавелли доказывал преимущества республиканского образа правления. В последующие несколько лет он написал поэму "Золотой осел" (1549), "Сказку об архидьяволе Бельфагоре" (1549), комедию "Мандрагора" (третье ее издание появилось в 1524 году), трактат "О военном искусстве" (1521), "Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки" (1532). В 1520 году Макиавелли начал писать "Историю Флоренции" (1532), в 1525 году первые восемь книг этого произведения были преподнесены его заказчику, папе Клименту VII.

Последние годы.

Долгое время попытки Макиавелли вернуться к активной политической деятельности оставались безрезультатными. Только в 1526 году он был привлечен к организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. Однако вновь получить пост канцлера в восстановленной после изгнания Медичи Флорентийской республике Макиавелли не удалось: весной 1527 года Большой Совет отклонил его кандидатуру.

[Cкрыть]

Так вот, кто же он? Великий мыслитель, выделивший политику, как направление деятельности, и гос-во, как определение устройства? Или же просто далеко не лучший представитель своей эпохи, лишь случайно прославивший себя?

Я лично, всегда считал его одним из первых настоящих политиков, в современном понимании, но может быть, я ошибаюсь?

Любимые цитатыНажмите здесь!
 "О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману,

что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернуться."

Н.Макиавелли

"Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами."

Н.Макиавелли

"Цель оправдывает средства"

Н.Макиавелли

[Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Аркесс

Насчёт великого мыслителя - это слишком, хотя историческая личность и впрямь интересная, и большинство его взглядов я разделяю.

Любовь и страх не могут сопутствовать друг другу, и если выбирать из этих двух чувств, то лучше чтобы тебя боялись, нежели любили.

Это ведь тоже его?

Ссылка на комментарий

Последний Консул
Насчёт великого мыслителя - это слишком, хотя историческая личность и впрямь интересная, и большинство его взглядов я разделяю.

Любовь и страх не могут сопутствовать друг другу, и если выбирать из этих двух чувств, то лучше чтобы тебя боялись, нежели любили.

Это ведь тоже его?

Ага, по моему из Государя.

Ссылка на комментарий

UBooT

Вот и печально, что 500 лет прошло, а Никола актуален по-прежнему...

государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими... :)

Ссылка на комментарий

Последний Консул
Вот и печально, что 500 лет прошло, а Никола актуален по-прежнему...

государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими... :)

Но ведь ничего особенно и не изменилось :023: А вот цитату вы выдернули из контекста, там смысл немного другой.

Ссылка на комментарий

UBooT
Но ведь ничего особенно и не изменилось :023:

А я о чём ? :)

А вот цитату вы выдернули из контекста, там смысл немного другой.

Какой ?

Ссылка на комментарий

Мэйдзи

Слишком категорично составлен опрос - либо псих, либо великий мыслитель.

По мне так Маккиавелли - сын своей эпохи, со всеми из этого вытекающими.

Ссылка на комментарий

Дохтур
Насчёт великого мыслителя - это слишком, хотя историческая личность и впрямь интересная, и большинство его взглядов я разделяю.

Любовь и страх не могут сопутствовать друг другу, и если выбирать из этих двух чувств, то лучше чтобы тебя боялись, нежели любили.

Это ведь тоже его?

Его самое, но не все так мрачно, как выглядит из цитаты. Мне больше всего понравились его политические примеры про слабость Людовика 13 как международного политика.

У Макиавелли много чег ещё есть - например, История Флоренции, которую он компилировал из, например, Джованни Виллано. И это ещё не самый плохой источник, ведь Виллани обращал внимание на связь политических и социальных происшествий.

Ссылка на комментарий

Ouwen
Его самое, но не все так мрачно, как выглядит из цитаты. Мне больше всего понравились его политические примеры про слабость Людовика 13 как международного политика.

12го - же -)

Ссылка на комментарий

лекс
...

Ещё будучи студентом истфака, слышал такую версию, дескать в Маккиавелли писал в традиции своего времени. Что именно, имелось ввиду?:

Описывая идеал политического устройства Маккиавелии ориентировался на античность. В "Государе", он дескать, описал деспотию, а в "Истории Флоренции" - республику. А потому, идеал политического устройства должен быть где-то посредине.

Вот, существует и такая точка зрения. ;)

Слишком категорично составлен опрос - либо псих, либо великий мыслитель.

По мне так Маккиавелли - сын своей эпохи, со всеми из этого вытекающими.

+1

Ссылка на комментарий

Последний Консул
Ещё будучи студентом истфака, слышал такую версию, дескать в Маккиавелли писал в традиции своего времени. Что именно, имелось ввиду?:

Ну эта теория говорит, мол в эпоху Ренесанса были жестокие нравы(оно и действительно так), "война всех против всех" и т.д. И Макиавелли писал в традициях времени, активно продвигая жесткую, порой несправедливую политику- все во имя гос-ва. Но вот только на данный момент нравы не сильно поменялись, именно поэтому политика всегда строилась по такому принципу. Из-за этого кстати я и считаю Макиавелли весьма недурным мыслителем, который с такой точностью определил механизмы поведения не только политики, но и всего общества в целом.

Ссылка на комментарий

fursh

он просто чрезмерно сильно распиарен. по сути или очевидные вещи или полный бред. никаких рациональных умозаключений

Ссылка на комментарий

Последний Консул
он просто чрезмерно сильно распиарен. по сути или очевидные вещи или полный бред. никаких рациональных умозаключений

А разве гениальность- это всегда изобретение новых вещей? Порой люди не видят очевидного, так почему бы им это не объяснить? ;)

Ссылка на комментарий

Дохтур
12го - же -)

Мой фейл)

А разве гениальность- это всегда изобретение новых вещей? Порой люди не видят очевидного, так почему бы им это не объяснить? ;)

Человек не в теме же.

Ссылка на комментарий

лекс
Ну эта теория говорит, мол в эпоху Ренесанса были жестокие нравы(оно и действительно так), "война всех против всех" и т.д. И Макиавелли писал в традициях времени, активно продвигая жесткую, порой несправедливую политику- все во имя гос-ва.

Мимо: Речь о традиции писать в духе античности. ;)

Ссылка на комментарий

Ленивый бабай

Эпоха изменилась, но люди остались эгоистами, только одели гнусные толерастные одеяния, которыми прикрывают своё лицемерное эго, так что актуальность осталась прежней.

Истины Макиавели слишком очевидены, а порицать его за цинизм, который является в моём видинии добродетелью способен лишь самый тупой толераст из дерьмократической европы и сша.

В ожидании расплатыНажмите здесь!
 Надеюсь, что бан не схлопочу [Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Dramon

Один из первых людей написавших об обществе так сказать правду,по крайней мере для того времени...

А так да,фигура достаточно великая...

Ссылка на комментарий

Ouwen

По сути Макиавелли не открыл ничего нового. Те истины к которым он пришел - отлично знали легисты еще в Древнем Китае (до н.э.).

Исходя из того, что человеческая природа, скорее дурна, чем положительна - они сделали вывод, что при выборе законов и правил человеческого общежития - надо исходить именно из этого факта, а не из розовых соплей домыслов и оптимистических предположений.

Но для истории Европейской мысли - его слово, безусловно новое. Макиавелли сказал прямым текстом то, что уже давно следовало сказать.

Изменено пользователем Ouwen
Ссылка на комментарий

Dramon
По сути Макиавелли не открыл ничего нового. Те истины к которым он пришел - отлично знали легисты еще в Древнем Китае (до н.э.).

Исходя из того, что человеческая природа, скорее дурна, чем положительна - они сделали вывод, что при выборе законов и правил человеческого общежития - надо исходить именно из этого факта, а не из розовых соплей домыслов и оптимистических предположений.

Но для истории Европейской мысли - его слово, безусловно новое. Сказал прямым текстом то, что уже давно следовало сказать.

Ну так то античные авторы тоже во многом обсуждали вопросы управления гос-вом,обществом,но они правда ставили некоторые качества во "вредные" для развития общества,в то время как Макиавелли наоборот "плясал" от них...

Да и в общем,он интересен тем,что так сказать полностью отделил Божий промысел от дел управления,так сказать "Кесарю кесарево",сиречь не божье это дело управлять,а человеческое и нужно подходить к этому делу не из категорий добро/зло,а из категорий нужно/не нужно, полезно/вредно...

Кстати хорошая фраза показывающая нравы тех времен ^_^ :

Однако, – говорит Макиавелли, – лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба – женщина, и, если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать.

Известно, что таким людям она чаще дает победу над собою, чем тем, кто берется за дело холодно

Изменено пользователем Dramon
Ссылка на комментарий

Total Warrior
Однако, – говорит Макиавелли, – лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба – женщина, и, если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать.

Известно, что таким людям она чаще дает победу над собою, чем тем, кто берется за дело холодно

:lol:

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 55
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 16116

Лучшие авторы в этой теме

  • pop890

    10

  • Последний Консул

    10

  • Empy

    3

  • UBooT

    2

  • Andreo

    2

  • Dramon

    2

  • лекс

    2

  • Ouwen

    2

  • Дохтур

    2

  • Freezze

    2

  • МИК

    2

  • Roger Young

    2

  • Captain Willard

    1

  • Толстый

    1

  • Мэйдзи

    1

  • Аркесс

    1

  • Saphels

    1

  • Ouan

    1

  • dlc

    1

  • fursh

    1

  • йцукенгшщз

    1

  • Falconette

    1

  • Ленивый бабай

    1

  • Капитул Генрих фон Охман

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...