РПЦ и социальная справедливость - Страница 5 - Общество - Strategium.ru Перейти к содержимому

РПЦ и социальная справедливость

Рекомендованные сообщения

robinovich

РПЦ и социальная справедливость

Прямо накануне Дня народного единства один случай заставил меня с печалью размышлять о причинах отсутствия единства в современном российском обществе. Прискорбно, что героем печального события стал один из православных священников Московской епархии, который в споре со мной фактически поставил на одну доску идею социальной справедливости и фашизм.

Дело было так. Управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий 30 октября выступил на заседании епархиального совета Саранской епархии с заявлением: «Считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как кому-то может показаться на первый взгляд. Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и естественно обращает внимание на быт священника».

Очень активным комментатором этих слов митрополита Варсонофия оказался тот, кто в социальной сети Facebook зарегистрирован под именем благочинного Раменского округа Московской епархии протоиерея Владимира Гамариса. «Дерзну сказать своё непопулярное мнение, – записал этот пользователь в сети Facebook. – Лично мне абсолютно всё равно, на каком автомобиле ездит священник и в каком он доме живёт, если это достойный священник и его храм и весь приход в идеальном состоянии (в нашем благочинии я не знаю ни одного батюшки на дорогом автомобиле или «богатого», а вот золотые священники у нас есть!), пусть у достойного священника ещё и два парохода будут». Эта запись была сделана в дискуссии со мной в доступном другим пользователям месте, поэтому частью личной переписки она не является.

Далее Vladimir Gamaris (для точности буду применять имя пользователя сети Facebook) повествовал о том, что раз святой праведный Иоанн Кронштадтский ездил на очень дорогом подаренном ему экипаже, и раз у него было два парохода, то и другим священнослужителям не грех иметь нескромные предметы. Затем он в том же ключе рассудил о самом богатом человеке на земле, «хозяине земли Русской» последнем российском императоре Николае Втором. «Важно, что у человека на душе и кто он пред Богом. А остальное – совсем неважно», – счелVladimir Gamaris.

Поглядев на эти примеры, я вспомнила, что именно происходило в России начала ХХ века, когда жили Иоанн Кронштадский и Николай Второй. «Россия мятется, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайняго упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачныя думы», – записал протоиерей Иоанн Кронштадский в своем дневнике в ноябре 1907 года, на день рождения императрицы Александры Федоровны. А через 10 лет, в феврале 1917 года, в результате государственного переворота отрекся от престола «хозяин земли Русской» император Николай Второй.

Конечно, для государя казалось важным то, что было у него на душе. Но для государства оказалось важным совсем другое – то, что отметил святой праведный Иоанн Кронштадский: кровавая внутренняя борьба общества, дороговизна, безначалие – то есть ценностный, социально-экономический и политический кризис в обществе. Важной составляющей этого кризиса была имущественная пропасть между немногочисленной элитой государства и большей частью его населения. Не будь этого кризиса, не случились бы в России Февральская, а затем и Великая Октябрьская революции. Как не случилась бы Великая Французская революция, не будь колоссального имущественного разрыва между богатыми и бедными во Франции эпохи Людовика ХVI.

Подобная России начала XX века и Франции конца XVIII века критическая ситуация сложилась в I в. н.э. на территории Римской империи, где начало распространяться христианство. Завоевательные походы императоров разоряли крестьянство, множили рабство и обогащали небольшую группу свободных граждан, которая сосредоточила имперскую власть и богатство в своих руках. Дорвавшиеся до власти и разбогатевшие выходцы из низов всячески выставляли свое богатство напоказ – закатывали роскошные пиры, ели на посуде из драгоценных металлов, украшали себя драгоценностями, окружали себя роскошью.

В период Римской республики хвастаться богатством, носить дорогие одежды считалось неприличным – только так формировалось психологическое ощущение равенства у членов римской гражданской общины, пусть даже оно было иллюзорным. У разорившихся жителей Римской империи, наблюдавших демонстрацию роскоши нуворишей, былое чувство гражданской солидарности заменялось вполне оправданной обстоятельствами их жизни ненавистью к богачам.

Еще дохристианские бродячие проповедники из Египта и Палестины возвещали жителям римской империи приход мессии, который должен был освободить народ от гнета богачей. Вдохновившие Иоанна Крестителя идеи кумранитов тоже были связаны с порицанием богатых и их роскоши. Так что раннее христианство адресовало свои проповеди к социальным низам и привлекало людей идеей социальной справедливости. Хотя, конечно, становились христианами и люди небедные – те, кто, несмотря на достаток, чувствовал себя недооцененным или ущемленным обществом: грешники и блудницы. В сущности, раннее христианство объединило людей, лишенных общественных связей и гарантий, но жаждущих справедливости – признания себя в обществе.

В ответ на замечание об идее социальной справедливости, лежащей в основе христианства, Vladimir Gamarisсообщил мне следующую ценную мысль: «Христианство получило распространение благодаря Воскресшему Христу Богу и Его Церкви, Духу Святому, почившему на апостолах и пребывающему до сего дня в Церкви, а неплоским, жалким идеологическим придумкам падшего греховного разума (идеологиям социальной справедливости, либерализма, фашизма или интернационализма и проч.), который святой апостол называет «лжеименным»…»

Это объединение в одной идеологической куче социальной справедливости, интернационализма и фашизма не просто удивляет. Оно поражает глубиной пропасти между реальным миром, в котором живет православный священник, и его фантастическим мировоззрением. Кто внушил ему эти мысли – отдельный вопрос, о котором мне есть что сказать (чуть ниже). А пока замечу, что на мой вопрос, как священник Владимир Гамарис относится к появившейся в России 90-х годов поговорке «Если ты такой умный, то почему такой бедный?», Vladimir Gamaris с третьего раза ответил, что в словаре Даля он такой поговорки не встречал и потому «оценивать её и комментировать ни как филолог, ни как священник» не может.

Теперь о внушении мировоззрения. Наткнулась я на просторах интернета на свежую лекцию психолога протоиерея Андрея Лоргуса «О бедности, богатстве и пытке тесных квартир». Эту лекцию протоиерей-психолог прочел в октябре 2012 года в культурном центре «Покровские ворота». Вот несколько цитат из лекции.

«Мое поколение и поколение моих родителей воспитано целиком и полностью при социализме… Для нас слово «богатый» было синонимом «отрицательного»: словосочетание «богатый человек» звучало осуждающе… Мы получили очень серьезную прививку к понятию «богатство», и эта прививка в значительной степени отравила наше сознание. Надеюсь, что современное поколение не таково».

«Мы хотим разбогатеть, ненавидя богатство и презирая богатых. Так не получится: деньги не идут к тому, кто их ненавидит и презирает… Когда вы молитесь: «Господи, дай мне заработать», а в душе говорите: «Деньги — это гадость», — Господь читает ваши чувства в сердце. Он видит, что вы деньги не любите, ненавидите, и не дает их вам».

«Давайте посмотрим с исторической точки зрения на наше бытие. Оно, несомненно, было искажено революцией и десятилетиями советской власти. Из полученного нами воспитания мы утратили представление о реальном достатке… Хрущев ввел понятие «отдельная квартира». Считалось и до сих пор считается, что это — предел мечтаний. Для трех поколений, выросших с 60-го года, это считалось нормой. Но никто не рассматривал, что это за норма — отдельная квартира по-хрущевски. Она античеловеческая. Она не просто мала, а антропологически ущербна. Если бы такую норму вводили в 20-е годы, народ бы ее не принял, ибо большая его часть была крестьянами и жила в собственных домах».

«Люди очень разные, и Господь дает нам разные призвания, разные способности и разный призыв. Поэтому идея о равенстве – чудовищная, антихристианская, антибиблейская, дьявольская идея».

«Деньги в церкви – вообще очень больной вопрос. Церковь до сих пор не знает: основывать свое экономическое существование на свободной благотворительности (кто сколько хочет, тот и пожертвовал), на приходских взносах, как за границей, или перейти на полное государственное обеспечение, как в некоторых странах Европы, где люди платят церковный налог соответственно своему самоопределению….Чего греха таить — плохо, когда в церкви деньги, из Евангелия вы это знаете. Но я не знаю, как эту больную проблему решить, чтобы и волки были сыты, и овцы целы».

«Меня как пастыря и христианина пугает так и сохранившаяся двойственность отношения: с одной стороны богатство — это плохо, с другой — сегодняшняя Церковь снова активно подчеркивает особенное отношение к богатым людям».

Я не знаю, откуда почерпнул протоиерей Андрей Лоргус представление о реальном дореволюционном достатке жителей Российской империи. Вполне возможно, его предки жили в особом достатке, которого не было, скажем, у моих крестьянских предков, считавшихся в те времена вполне зажиточными на фоне совсем нищих. Однако из его лекции в целом и приведенных цитат в частности должно сложиться впечатление, что до большевистской революции 1917 года весь народ как сыр в масле катался, был поголовно образован и высокодуховен. А после революции стал жить в античеловеческих условиях и абсолютно развратился и опустился. Но это ошибочное впечатление, помимо скучной статистики, легко опровергается художественными историческими свидетельствами – произведениями дореволюционных писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.И.Куприна и других столь же достойных людей – художников и поэтов Российской империи.

К тому же то понятие достатка, о котором толкует в своей лекции психолог Андрей Лоргус, почему-то очень напоминает тезисы построения потребительского общества: приобретайте, не стесняйтесь – хватит на всех, «пока людей не так много на Земле, чтобы на всех не хватило». Почти одновременно с лекцией протоиерея Андрея Лоргуса на пятнадцатой по счету конференции «Наука. Философия. Религия» в Дубне богословы, философы и ученые обсуждали связь нарастающего глобального экологического кризиса с кризисом ценностей современной технологической цивилизации. И пришли к выводу: одной из причин развивающегося экологического и экономического кризиса является построенное в глобальных масштабах общество потребления.

Что касается равенства, то – да, мы все разные, неодинаково одарены природой. Но означает ли это, что мы не должны быть равны по части ответственности за свои поступки? Неужели такое равенство – «чудовищная, антихристианская, антибиблейская, дьявольская идея»?

По-моему, речь должна идти не о лингвистическом толковании слова «равенство», а об общественных критериях равных возможностей для всех. «Доминирующая в современном мире экономическая доктрина подчас идеализирует общество конкуренции и равных возможностей, – высказался на эту тему патриарх Кирилл. – Однако равные возможности далеко не всегда означают равенство доступа к социальным благам. Идеи всеобщего равенства, также как и всеобщего материального благоденствия, утопичны, но это вовсе не умаляет важности создания достойных условий жизни для всех без исключения членов общества».

Конечно, хочется, чтобы все мы жили в достатке. Сытое общество, конечно, стало бы спокойнее и терпимее. Но ведь все те, кто обнищал в 90-е за счет разбогатевших тогда же, не могут стать сегодня сытыми и обеспеченными без помощи и государства, и той же церкви, и тех, кто свой сегодняшний кусок хлеба отнял двадцать лет назад у сотен миллионов таких же людей. Проблемы бедных – не в зависти к богатым, а в отсутствии милосердия и сочувствия у богатых к бедным.

Поэтому, признаюсь, меня, как и протоиерея Андрея Лоргуса, тоже пугает двойственность отношения к богатству со стороны православных священников. Конечно, для церкви хорошо, что богатые люди строят храмы во искупление своих грехов. Правда, иногда, построят на грош, поговорят об этом на сто рублей, а под умильные разговоры нагрешат на миллион. Но означает ли это, что служители церкви должны эти грехи не замечать или оправдывать их? Означает ли, что нас нужно постоянно убеждать, как плохо мы жили при Советской власти?

Ведь обнищало большинство сегодняшнего населения России не при Советской власти, а двадцать лет назад, в новой России. Как раз в те годы, когда, как на дрожжах, выросли состояния у многих, кто сегодня богат. Как раз в те же годы, когда Русская православная церковь возрождалась, укреплялась и расцветала.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем robinovich
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Белый Волк
Позвольте узнать, откуда вы это взяли? Впервые слышу подобное. Нет, теоретически такой вполне могло быть, но чтобы участие РПЦ в сборе выхода вместе с татарскими баскаками было подтверждено документально...

Ну, сугубой правды ради, этого монаха поспешили назвать "расстригой", да ещё и "пьяницей". Но как-то очень вовремя поспешили. Как раз после того как:

"Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника...убили в городе Ярославле. Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление" [ПСРЛ. Т. I. Стб. 476.]

И тем не менеее он был представителем "языческой" партии в Киеве, в отличие от своего старшего брата Ярополка, христианина.

Это в последующей интерпретации. По которой и Святополк — "окаянный братоубийца", хотя возможные причины такого отношения могут лежать и глубже.

Ссылка на комментарий

Bernadotte
Не вписывается, действительно. Может, и не он?..

Других кандидатов нет, только эта неоднозначная фигура Всеслава.

Летописное сообщение "Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём" + данные археологии: в год "крещения огнём" площадь только раскопанного пожарища в Новгороде превысила 9000 м2.

Об этом читал.

Древняя Русь. Город, замок, село" (М., 1985, с. 50): "Из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX— начала XI в. (28,9%) прекратили своё существование к началу XI в."

Контраргументом фанатиков христианства на это может быть то, что уже с середины 11 в. начались жестокие междоусобные войны князей на Руси и набеги кочевников продолжались.

ПВЛ же:

А что означает сокращение ПВЛ?

Ну, а при татарском нашествии церковники стали "пятой колонной" татар. Вот радости-то.

Меня тоже очень интересуют подробности этого сотрудничества, с источниками. ;)

Изменено пользователем Bernadotte
Ссылка на комментарий

Bernadotte
Хех, думается мне некоторым казакам стоит благодарить поляков за окатоличевание :D

И что в этом хорошего было для казаков?

Изменено пользователем Bernadotte
Ссылка на комментарий

Белый Волк
Других кандидатов нет, только эта неоднозначная фигура Всеслава.

При начале строительства он в пелёнках был, а под конец у него явно другие проблемы, вне родного Полоцка.

Об этом читал.

Ок.

Контраргументом фанатиков-христиан на это может быть то, что уже с середины 11 в. начались жестокие междоусобные войны князей

И кто виноват, что собранная язычниками Русь при христианских князьях развалилась?

на Руси и набеги кочевников продолжались.

Во-первых, это разве что на юге. Редкий кочевник доскачет хотя бы до Смоленска=) А во-вторых, это уже проблемы бессилия князей христиан. При Владимире: "Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь." При язычнике Игоре: "печенеги — острие в руках русов, которое те обращают, куда захотят".

А что означает сокращение ПВЛ?

Повесть временных лет вроде как.

Меня тоже очень интересуют подробности этого сотрудничества, с источниками. ;)

Менгу-Темир любит православных попов:

"да не замают их да правым сердцем богу за нас и за племя наше молятся и благословляют нас... сию грамоту видящие и слышащие от попов и от чернецов ни дани, ни иного чего ни хотят, не возьмут баскаки, князья, писцы, таможницы; а если возьмут, то обвинены будут по великой Ясе и умрут".

Ссылка на комментарий

treshold
Я уже писал, что на те рубежи, на которые единая языческая Русь встала ко временам Святослава, Русь христианская вышла где к 16 (восток) веку, а где — и к 18 (юг) :rolleyes:

Лол, а причем тут религия? Там монголы и нанесли урон Руси, в следствии чего ее территории растащили и она только гораздо позже смогла все восстановить... так что не в тему вообще.

РПЦ? России? Это та самая РПЦ, которую татары освободили от податей за то что, по словам хана Узбека, "они за нас и род наш бога молят и воинство наше укрепляют"?

Пруфы на то, что именно поэтому освободили, поконкретнее! А Гермогена вспомните, ведь он внес свою очень значительную лепту в восстание против поляков. Да в то время что ни событие, то обязательно связанное с каким-нибудь монастырем. Так что влияние было очень значительным.

А что сделал Дминтрий Донской накануне Куликовской битвы? бухал или обряды шаманские проводил? :rolleyes:

А язычество в это время РПЦ давит при помощи татар. И всё же на Куликовом поле на переднем краю стоят белозёрские воины, которые «не... принята святое крещение». И стоят насмерть, пока православные москвичи "видевшее множество рати татарской, устрашишася и живота отчаявшася, а иным на бегы обратишася" :rolleyes:
Нужны общеизвестные факты, а не псевдо наполовину мифические летописи, рассказы. А итог мы с вами видели, язычество может быть что-то и пыталось сделать, но ничего не сделало и кануло. А-то что кто-то его сейчас исповедует... ну каббалу тоже кто-то исповедует :)
Ссылка на комментарий

Белый Волк
Лол, а причем тут религия?

Ну, независимая сторона в виде арабов считала, что очень даже при чём:

«Когда они обратились в христианство, вера их притупила их мечи...и они вернулись к нужде и бедности, сократились у них средства к существованию».

И это при том, что язычников мусульмане не любят гораздо больше, чем "людей Книги"-христиан.

Там монголы и нанесли урон Руси, в следствии чего ее территории растащили и она только гораздо позже смогла все восстановить... так что не в тему вообще.

Да Вам всё не в тему, можно подумать, при языческих князьях угрозы из Степи не было. Один Хазарский каганат чего стоил.

Пруфы на то, что именно поэтому освободили, поконкретнее!

Выше процитировал ярлык Менгу-Темира, данный РПЦ. Прочтите.

А Гермогена вспомните, ведь он внес свою очень значительную лепту в восстание против поляков.

На английские деньги хорошо восставать, лол.

Да в то время что ни событие, то обязательно связанное с каким-нибудь монастырем.

Ага, в них очень любили засовывать политических противников, например. Глаза выколов предварительно.

А что сделал Дминтрий Донской накануне Куликовской битвы? бухал или обряды шаманские проводил? :rolleyes:

Если уж бухал — то православные обряды, это ж у нас от православия пошло "веселие есть Руси пити".

Нужны общеизвестные факты, а не псевдо наполовину мифические летописи, рассказы.

Пардон, кто виноват, что у Вас общеизвестное=известное лично Вам. Надо расширять эрудицию, коль в спор ввязываетесь.

Ссылка на комментарий

Ouwen
Византийцев или нет, но, когда среди татарских баскаков, собирающих дань, находят некоего монаха Зосиму — это уже за гранью добра и зла.

Вообще то нет. "Вероотступника, побусурманившегося Зосиму". В молоко.

Ага, в них очень любили засовывать политических противников, например. Глаза выколов предварительно.

Но это больше Византия. Однако если сравнивать такую практику с Востоком и Западом... то есть практикой сажания политпротивников на кол, или секир-башки им, то Византию следует признать светочем гуманности в тогдашнем мире.

Изменено пользователем Ouwen
Ссылка на комментарий

treshold
Ну, независимая сторона в виде арабов считала, что очень даже при чём:

«Когда они обратились в христианство, вера их притупила их мечи...и они вернулись к нужде и бедности, сократились у них средства к существованию».

И это при том, что язычников мусульмане не любят гораздо больше, чем "людей Книги"-христиан.

Я же сказал, что в данном случае, главный фактор по территории Руси сыграли монголы и их нашествие, а не религия, вникайте в ответы полность, а не в отдельные фразы.

Да Вам всё не в тему, можно подумать, при языческих князьях угрозы из Степи не было. Один Хазарский каганат чего стоил.

В сравнении с монголами - ничто, тем более они были в не очень удачном положении: с запада византия, с юга арабы, с востока другие кочевые народы.

Выше процитировал ярлык Менгу-Темира, данный РПЦ. Прочтите.

Я же попросил поконкретнее, вот сейчас всю летопись читать мне?Причем нужны еще другие источники.

На английские деньги хорошо восставать, лол.

Во-первых про деньги не сказал ни слова, т.к. он очень большое влияние имел и оказывал моральную помощь, тем что рассылал по земле русской свои письма с призывами говорить от его имени о борьбе с захватчиками, а после еще и семибоярщину отлучил от церкви. И пруфы за деньги от англичан.

Ага, в них очень любили засовывать политических противников, например. Глаза выколов предварительно
А кто это делал? Сами церковнослужители?)
Если уж бухал — то православные обряды, это ж у нас от православия пошло "веселие есть Руси пити".

Ок. Это очень смахивает на:

Надо расширять эрудицию, коль в спор ввязываетесь.

И это говорит мне человек, который утверждает, что принятие современной России язычества пойдет ей на пользу и будет прогресс.

По сабжу скажу, что в России скорее был симбиоц РПЦ византийского типа и многих традиций язычества, что и вылилось во влияние религии на руси, из-за этого мы и видим сегодняшнее положение морально-нравственных норм, мировоззрение русского человека, феномен "русской души", а так же русский менталитет.

Опять же в современном мире ни РПЦ ни тем более язычество уже не востребованный, сейчас как я говорил, народ черпает свои ценности и вдохновения из других мест, поэтому лишь диктатурой навязывание и дальнейшее зомбирование поможет привить языческие ценности, что будет явно не прогрессивно и естесственно.

Ссылка на комментарий

MihaLbl4

Патриарх-олигарх, оговорка ведущего "Первого канала"

Дядюшка Фрейд будет доволен.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 91
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 11404

Лучшие авторы в этой теме

  • Белый Волк

    25

  • Ouwen

    13

  • Kenzon

    11

  • treshold

    6

  • Falconette

    6

  • Cы́роводка

    5

  • Bernadotte

    4

  • Отрицание

    4

  • Михаил Пселл

    3

  • Dart An'ian

    2

  • Dobrak

    2

  • Pshek

    2

  • Лоялист

    2

  • UBooT

    1

  • Dramon

    1

  • MihaLbl4

    1

  • robinovich

    1

  • Ермак

    1

  • OmarBradley

    1

  • nelsonV

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...