Энциклопедия Фрисланда - Архив - Strategium.ru Перейти к содержимому

Энциклопедия Фрисланда

Рекомендованные сообщения

Enmergal

Энциклопедия Фрисланда

Написанные статьи:

1. Томас Берм (Enmergal):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

2. Раймон де Мантегра (Адыг007):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

3. Брандон Кнутсон (VIREX):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

4. Олаф Торлфсонн (DrowRanger):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

5. Ульрих Вильдт (Alterus):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

6. Йоун Уриссон (mr_john):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

7. Азалаис Дайд (Адыг007):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

8. Йоун Уриссон (mr_john):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

9. Томас Берм (Enmergal):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

10. Олли Торбрандсонн (DrowRanger):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
(вне Лексикона)

11. Азалаис Дайд (Адыг007):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

12. Йоун Уриссон (mr_john):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

13. Брандон Кнутсон (In-cognitus):
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ненаписанные статьи: Современная история Фрисланда, Сорандское Право, Войны в истории Фрисланда, Храмы и священные места Фрисланда, Обряды и ритуалы религий Фрисланда, Род Агнингов, Поздняя история Фрисланда, Война Шести Родов, Титулы фрисландской знати, Конунг Рорик Объединитель.

Описание и правилаНажмите здесь!
 

Для начала небольшая цитата Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (очень желательно прочитать написанное там целиком, я не стал копировать все правила):

Основная идея игры состоит в том, что каждый её участник берёт себе роль учёного — в общем средневековом смысле этого слова, до возникновения деления на узкие профессиональные области интересов или после его исчезновения. Как всякий истинный учёный, персонаж каждого игрока упрям, вреден, самоуверен, предвзят и эксцентричен. Игра посвящена тому, как несколько таких учёных объединяются в единой попытке создания энциклопедии, которая будет всесторонне описывать какой-то исторический период (в более общем случае — любую часть сеттинга).

Уточняющие правила и ограничения:

1. Длина статьи колеблется от 100 до 200 слов.

2. В конце каждой статьи должно быть две ссылки на другие статьи (неважно, написанные или нет). При написании статьи нужно ссылаться на одну уже готовую статью, на одну ненаписанную, но уже использованную как источник в другой статье, и на одну новую.

3. Ссылки на себя запрещены.

4. Ссылаться нужно на статьи, имеющие отношение к вашей.

5. Каждые 10 статей начинается новый ход (по крайней мере в первый раз, если он будет не единственным, конечно, – в идеале ход должен включать написание около 30 статей, по количеству букв в алфавите), во время одного хода не допускается начинать статью на букву, на которую в этот ход уже написана статья.

6. Нельзя начинать статью с произвольным названием, можно только выбирать среди названий статей, на которые уже есть ссылки.

7. Не забывайте, что приводимые вашими "коллегами" факты автоматом становятся верными, так что опровергать их в явном виде нельзя, только уточнять.

[Cкрыть]

Примерный планНажмите здесь!
 

Фрисланд (✓)

–––Поселения на Фрисланде (✓)

––––––Менее известные поселения Фрисланда(✓)

–––Быт(✓)

––––––Фрисландское общество(✓)

–––Военное дело (✓)

––––––Войны

–––––––––Войны со скраэлингами

–––––––––Междоусобные войны

–––Ранняя история Фрисланда (✓)

––––––Скраэлинги (✓)

––––––Современная история Фрисланда

–––Религии

––––––Дохристианские верования

––––––История христианства

[Cкрыть]

Правила оформления статьиНажмите здесь!
 

[center.][b.]Название статьи[/size.][/b.][/center.]

Основной текст статьи[/font.][/size.]

[i.]Цитата[/i.]

[i.]язык. Перевод[/i.]

[right.][i.] – имя, род занятий, век[/i.][/right.][/size.][/font.]

[b.]Источники[/b.]:

[u.]

Ссылка на написанную статью

Ненаписанная статья 1

Ненаписанная статья 2

[/u.]

[Cкрыть]


 ! 

Тестовый запуск "Лексикона" можно считать завершенным.
 

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Enmergal

Фрисланд

На пути от суровой Норвегии к не менее суровой Исландии лежит остров Фрисланд. Он был заселен еще в те далекие времена, когда корабли норманнов нагоняли страх на прибрежные деревни и города. Но вскоре льды частично перекрыли дорогу к нему, вынудив жителей этого негостеприимного края полагаться лишь на свои собственные силы. Однако неплодородная земля, короткое лето, морозы и почти полная отрезанность от внешнего мира не сломили фрисландцев, хотя и наложили огромный отпечаток на все их существование.

Побережье острова изрезано, что благоприятствует рыболовству, и дары моря стали основным продуктом питания для фрисландцев. Помимо этого, они разводят овец, с которых получают главным образом шерсть, и коз. Иногда среди скота можно встретить коров и даже лошадей, однако только у богатых ярлов.

Большая часть Фрисланда покрыта лесами, которые тем не менее все быстрее уступают место поселениям и пастбищам. Чтобы обеспечивать себя всем необходимым, жители острова торгуют с материковой Европой, вывозя соленую рыбу и шерсть и обменивая их на железо и другие ценные товары, в том числе камни для жерновов и другие подобные вещи.

Фрисландцы предпочитают жить небольшими группами, и их деревни редко объединяются надолго. Глава деревни или такого временного союза носит титул ярла. Крупнейшим поселением острова является Соранд, расположенный на юго-востоке. Его ярлы даже претендуют на обращение конунг, добиваясь власти над всем Фрисландом, хотя пока что это остается для них только мечтой.

Карта ФрисландаНажмите здесь!
 
Frisland_Mercator.jpg

[Cкрыть]

– Томас Берм, монах-отшельник с острова Эстурой, XV век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Раймон де Мантегра)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Брандон Кнутсон)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Ульрих Вильдт)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Олаф Торлфсонн)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Азалаис Дайд)

P.S. Предлагаю идти от общего к частному.

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Falcssonn

Ранняя история Фрисланда

Принято считать, что наиболее древнее описание Фрисландии принадлежит перу античного путешественника из Эллады по имени Пифей Милетский.

К большому сожалению, оригинальный трактат о Фрисландии (известной среди греков под именем Фула (Θούλη)) не сохранился, и до нас дошли лишь обрывочные пересказы языческих комментаторов. Написаны они с позиции о том, что Фула является не более чем легендой, в результате чего эти труды содержат очень мало ценных сведений. Информация дана обрывочно, но по отдельным утверждениям, а именно по примерному местоположению и описанию загадочного места как ледяного острова, нам удается идентифицировать Фрисланд.

Повторно Фрисланд был открыт около 90-ого года от рождения господа нашего Христа флотом римского консула и правителя Британии - Гнея Юлия Агриколы, который несколькими годами ранее в череде кровавых сражений покорил галлов Каледонии и включил их страну в состав Римской Империи.

Экспедиция Агриколы, обогнув Британию открыла множество новых земель, среди которых выделяются Оркнейские, Шетландские и Гибридские острова. Но наибольшее внимание неизвестного адмирала привлек остров Туле, скорее-всего благодаря своим немалым размерам. Новая земля была названа Юлией, в честь правителя Британии. По его же приказу на ней был основан первый очаг цивилизации - Каструм Юлия (Castrum Iuliae). На протяжении нескольких десятилетий это небольшое поселение снабжало империю оловом и рыбой, но потом сведения о нем обрываются. Римляне, судя по всему не предпринимали новых попыток колонизации Фулы. Мы можем лишь предполагать, что причиной падения Юлии стали агрессивные аборигены, с которыми не смог справиться немногочисленный римский гарнизон.

Скорее всего между повторным заселением и временами римского владычества остров посещали ирландские и каледонские монахи, искавшие уединения для своих ритуалов. Впрочем, это не оказало никого влияния на историю Фрисланда, но лишь показало неспособность британцев к распространению учения Господа Иисуса среди языческих народов.

Для христианского мира Фрисланд был вновь открыт в середине 9-ого века норвежским путешественником Сигмундом Брестирсоном, поселившимся на этих землях вместе со своей дружиной и родом. Благодаря обильным лесам остров привлекал множество скандинавских поселенцев, становясь важным пунктом экспансии викингов на Британские острова.

Первое поселение основанное на Фрисланде - Гардер (фрис. Сад), становится крупным городом, в качестве правителей которого утверждается династия Агнингов, родоначальником которой является первооткрыватель острова Сигмунд Брестирсон.

Фрисланд активно развивался и заселялся скандинавами, но спустя три десятилетия после его открытия наиболее дальние от береговой линии поселения начинают разорятся неопознанными мародерами, коими окажутся аборигены Фрисланда - скраэлинги (или как они сами себя называли - сиглитун) о существовании которых на тот момент не было известно фрисландцам.

На протяжении ближайшего века между скандинавами и сиглитун пройдет череда кровавых войн и сражений, что опустошат остров и приведут к полному истреблению язычников.

Но всё же это совершенно другой отрезок истории Фрисланда, о котором стоит говорить в иной главе.

– Раймон де Мантегра, аббат цистерианского монастыря Святой Ирины.

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Томас Берм)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Брандон Кнутсон)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Азалаис Дайд)

Современная история Фрисланда

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Поселения Фрисланда

Каструм Юлия (Castrum Iuliae)

Как известно из рукописей аббата цистерианского монастыря Святой Ирины, Раймона де Мантегра первым поселением основанным на территории Фрисланда было римское поселение Каструм Юлия (Castrum Iuliae), основанное и названное в честь правителя Британии

В рукописи написано:

«На протяжении нескольких десятилетий это небольшое поселение снабжало империю оловом и рыбой…»

Однако из-за местонахождения поселения, по дошедшим до нас рукописям, становиться ясно, что поселение снабжало метрополию еще и лесом, и возможно медью, так как в будущем тут отстроили поселение Ниттхас (норвежск. Nytt hus), (которое стало очень развитым довольно быстро, и стало гегемоном на острове) и начали очень успешно торговать с Британией. До 92 года город имел площадь в 1 гектар, и небольшой центр. Умещал 3 тысячи жителей, но в 98 году отмечается, что население города было 1 с половиной тысяч жителей и площадь в пол гектара, так-же было отмечено о нападениях «Голых людей» (nudus barbarorum)

неизвестно почему их называли голыми, так-же, как и неизвестно почему они нападали на это поселение.

в 101 году с поселением был потерян контакт.

Время между колонизациями

Как отмечает аббат Раймон де Мантегра:

«Скорее всего между повторным заселением и временами римского владычества остров посещали ирландские и каледонские монахи, искавшие уединения для своих ритуалов. Впрочем, это не оказало никого влияния на историю Фрисланда, но лишь показало неспособность британцев к распространению учения Господа нашего среди языческих народов»

Однако, из норманнской легенды о Кригге, который уничтожил «Дракона Кройц», мы узнаем, что многие аборигены носили вырезанные из дерева кресты. В частности, хотелось-бы отметить, что аборигенов начали называть «Глупыми Християнами»

И было найдено много руин сооружений, похожих на кельтские, из чего можно выделить два варианта.

Первый — Кельты и есть аборигены острова

Второй — монахи повлияли на местных аборигенов

Не следует забывать и о рассказе священника Освальда Линча, о его путешествии в Фрисланд:

«Я оказался уже в из поселении, меня начали расспрашивать, забрали вещи и позволили выйти наружу. Мне дали мех овцы, я оделся, вышел и увидел огромное здание, меня повели туда, накормили и провели в мой будущий ночлег. Так было несколько месяцев, пока я не начал изучать их простой язык. Пару лет хватило для его изучения и использования, и тогда мне разрешили стать членом племени. Я принял эту честь, а потом, ночью я проснулся, от нужды. и хорошо, что господь помог мне тогда, я был у их кораблей в тот момент, когда напало другое племя, они имели кресты, как оружие…»

Скорее всего это поселение называется «Арртахх» (Большой ветер), и располагалось на месте Каструм Юлия

Норманнские поселения

Для христианского мира Фрисланд был вновь открыт в середине 9-ого века норвежским путешественником Сигмундом Брестирсоном, после чего он сразу-же заложил свой новый город — Гардер (фрис. Сад). Он располагался на востоке острова, у самых берегов. Порт был защищен тем, что находился в бухте, проход был равен трём норманнским кораблям, ставшим нос-к-носу, а сама бухта вмещала до 30 таких кораблей. Рядом с бухтой находился холм, где был расположен сам дом ярла, у выступа находилось много домов богатых викингов, а у порта были расположены дома земледельцев, охотников и рыбаков. со стороны противоположной морю был лес, а на поле, между городом и лесом решили начать обрабатывать землю крестьяне

С холма можно-было увидеть продвижение вражеских кораблей очень легко, что не раз спасало поселок от врагов

В основном жители занимались охотой, рубкой леса, рыболовством и вспахиванием земли

Сигмунда обманула погода, и на первую-же зиму пришлось не мало испытаний, однако бог спас их нечестивые души, и не дал им умереть от голода.

В основном жители города поклонялись всем богам, но наиболее почитаемым был Бальдр, бог ранней весны

в 11 веке от рождества христова поселение было разрушено Гудрёдом Бьёрнссоном, сыном Бьёрна Морехода

Вторым крупным поселением являлся созданный Бьёрном Мореходом поселок Греткелт (Безумный холод)

Сразу-же после начала исследования территорий были найдены залежи железа, что и способствовало созданию поселков у этого места.

Как пишет монах Карл Юнг, из приората Морвиль побывавший в этом городе

"Город располагался на скале в несколько сотен футов в высоту. за несколько миль влево от неё был спуск на берег, где жили рыбаки, и стоял рынок. У самого берега, на протяжении двухсот футов были выстроены гавани, которые всегда были заполнены кораблями

на самом холме стоял дом шамана и жилище конунга, которое в скором времени разрослось и стало крепостью.

Город имел несколько частей соединенных дорогой и отдельно защищенных стенами. На момент моего прибытия восстанавливали что-то вроде амбара, как мне сказали, это было делом рук местных племен "

Так-же хотелось-бы отметить вот эту часть рассказа Карла Юнга -

"Когда залежи стали уменьшатся, один крестьянин — Хёрд, взял с собой свои вещи, жену и детей и пошел по-берегу вдоль.

Он нашел себе хорошее место в небольшом заливе, и построил себе дом. Через несколько лет он понял, что земля тут плодородная он решил поделится этим с людьми из поселения Греткелт. Когда он пришел, ему сперва не поверили, однако его братья забрали свои вещи и семьи и пошли туда. Когда они прошли много миль, Хёрд обернулся и увидел, как где-то сотня крестьян идут за ними.

Так и был создан земледельческий поселок — Хёрд (сильный), а правителем его стал этот-же Хёрд. "

К 11 веку там выросла маленькая деревянная стена, а в средине 11-ого века, город разросся до моря. В 12-ом веке у города начали строить замок, а в 1144-ом построили мелкую церковь

Город в конце 12 века стал гегемоном на острове, из-за чего он смог вырасти. до реки Кельвессер (Прохладная вода), и соединился с городом Хохквил (Высокий родник). После чего в 1297-ом из-за восстания, городу был нанесен огромный ущерб.

В 1313-ом стал частью Норвежского королевства

Стерктри (Крепкое дерево):

Вернемся к времени вторжения Рагнара Лодброка в Англию. в 844-ом году, во время похода на Нортумбрию начался шторм, и его флот прибило к берегам Фрисланда.

Небольшая стоянка запомнилась Рагнару, и после похода, он приплыл туда и построил там поселок. Он был окружен густым лесом, и на там был не очень холодный климат, и поселение быстро развивалось. Основными товарами были меха, ткани, рыба, дерево и глина.

Располагался он в бухте, на юге острова. Занимал огромные территории. В нем жило 5 тысяч человек. Поселение было разрушено викингами в 953-ем году

– Аббат Брандон Кнутсон из Вадстенкского аббатства

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Томас Берм)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Раймон де Мантегра)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Йоун Уриссон)

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

DrowRanger

О военном деле Фрисланда

…Продолжаю свои записки об острове Фрисланде, куда волею Божьею и приказом Папским я был направлен для искоренения ересей, кои подрывают устои веры. Остров теперь часть норвежского королевства уже почти десяток лет, и наместником короля является славный муж государев ярл Харальд Магнуссон.

Многие жители Фрисланда ещё держаться старой веры, особенно те, кто живёт ближе к берегу. Поселенцы в глубине острова по-видимому когда-то были обращены в христианство, возможно некими древними ирландскими или английскими монахами, и довольно легко вернулись к христианству после его официального принятия местными жителями. До этого они, как и наши предки, поклонялись языческим богам, в неведении своём темном.

Достойно упомянуть о вооружении и организации воинов на этом острове.

Остров Фрисланд делиться на несколько областей, каждой из которых правит местный ярл из большого города, вроде Греткелта или Гардера. Каждому ярлу подчиняется десяток-другой хольдров (лендерманнов), которым принадлежат деревни и угодья. Каждый хольдр обязан явиться к ярлу в полном вооружении, когда тот созывает поход, и привести с собой несколько легковооруженных слуг. Ярлы содержат столько воинов-хирдманов, сколько могут себе позволить. Хирдманы вооружены кольчугами, если они достаточно богаты, остальные же - стеганным или кожаным доспехом. Из-за нехватки железа основное оружие фрисландов копье и топор. Щиты их каплевидные, без железных умбонов. Многие фрисландцы используют дротики перед битвой, которые за ними носят их оруженосцы.

Простые ополченцы Фрисланда плохо вооружены, я видел лишь самый простой нагрудник из кожи или плотный шерстяной плащ. Вооружены они плохими копьями, топорами, изредка встречаются круглые деревянные щиты и луки - площадь лесов уменьшается, и охотников становиться меньше.

Земли ярлов были поделены на скипрайды, области, каждая из которых могла при необходимости составить команду корабля. Из нескольких скипрайдов иногда формировали лейднанг – ополчение, которое защищало область от набегов врага или само совершало набег.

Летом 1320 года от рождества Христова ярл Соранда поднял восстание против норвежского наместника, к нему присоединились многие ярлы южной части острова, недовольные властью норвежцев. Две небольшие армии столкнулись в долине среди холмов. Выстроившись в две линии напротив друг друга они сперва поносили друг друга, а после из рядов фрисландцев вышел воин и вызывал на поединок норвежцев. Один из норвежских рыцарей принял вызов и был повержен метким броском копья и ударом топора – фрисландцы неплохо управлялись с метательным оружием.

После этого две армии начали бой, фрисланцы, как и норвежцы, формировали плотную стену щитов, перед сближением метнув во врага дротики и стреляя из луков из-за стены щитов. Самые бедные из воинов швыряли камни из самодельных пращей. Норвежцы отвечали выстрелами из арбалетов и луков. Жители Фрисланда арбалетов не знали. Норвежцы победили, будучи вооружены мечами, а не копьями и топорами, хотя и понесли потери. Десяток норвежских рыцарей и их конных слуг нанёс большие потери фрисландцам, что не привыкли воевать с рыцарской конницей. Конницы у фрисландцев не было – климат острова не подходит для разведения коней или коров, и лишь ярлы могли позволить себе коня.

Также можно упомянуть, что во Фрисланде стало сильно не хватать своего леса, от того часто фрисландцы не могут построить свой корабль, и для походов нанимаются в команды чужеземных кораблей. Фрисландцы славятся как неплохие легковооруженные воины, ценные при набегах и морских сражениях. Воины-наемники из Фрисланда составляли некоторую часть воинов короля Хакона Святого в битве при Нючёпинге.

– Олаф Торлфсонн, епископ Фрисландский, 14 век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Томас Берм)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Ульрих Вильдт)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Азалаис Дайд)

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Alterus

Быт фрисландцев

Среди указанных мною выше народов севера, бывших ранее смертоносной угрозой миру христианскому, а ныне мирно торгующих с подданными Императора нашего да самим Святым Престолом, наиболее дальним и странным является народ острова Фрисланд. Остров расположен в крае холодном, где полгода идут снега, а дуновения Борея сдерживает разве что мощное теплое течение, идущее от западного края Земли нашей…

Климат этого острова вынуждает жителей в первую очередь заниматься скотоводством, на обширных выгонах вокруг деревушек пасутся обширные стада овец, также встречаются козы и даже коровы. Лошадей мало. Таким образом, люд крестьянский в первую очередь работает для обеспечения скота фуражом, чтобы тот смог пережить долгую зиму. Однако даже больших усилий бывает недостаточно и падеж скота часто обрекает целые семьи на голодную смерть.

Выращивают местные жители в основном овес, ячмень, местами рожь, пшеница же практически не встречается, так как посевы ее гибнут от слишком холодного климата.

Возможно бы так и остался незаселенным этот дикий край, но милостью Божию море вокруг Фрисланда оказалось богато рыбой: косяки сельди да трески кормят не только фрисландцев, но и стаи морских птиц, яйца и мясо которых также служит дополнительным прокормом для жителей побережья. В то же время небольшие речушки полны форели да лосося.

Как и остальные северяне, фрисландцы охотятся на диковинного морского зверя под названием «тюлень», то ли метая в него копья, то ли заманивая в сети. Кроме того, известно, что местные жители продают китовый ус, каким-то образом умудряясь вылавливать огромных рыб.

Шкуры тюленей, моржей, меха, китовый ус являются предметами продажи. Торговля осуществляется кораблями ярлов, так как ярлы единственные, кому принадлежат леса и у кого достает средств, чтобы снарядить собственные суда. Приходят они нагруженные дарами моря да различными мехами, а взамен отплывают из наших портов груженные всяческой утварью, предметами роскоши, да золотом и серебром, которые на Фрисланде в природе не встречаются.

Некий цистирианец Рамон писал, что в прошлом Фрисланд был богат оловом, однако сейчас ничего неизвестно о добыче этого ресурса, а добычей руд железных да кузнечным ремеслом занята небольшая часть народа.

Ульф Визер, автор «Хроники ярлов», с которой мне с Божией помощью удалось частично ознакомиться, повествует о вечно бедных и холодных землянках бедняков, и о более богатых домах с каменным фундаментом, принадлежащим людям знатным. В прошлом, однако, разница между различными поселенцами была незначительной и лишь сейчас, когда выросли и были обнесены каменными стенами такие города, как Греткерт, разница между жилищами стала заметной.

Землянки и полуземлянки, укрытые торфом или соломой и сейчас привычное зрелище для местных деревень. Если у людей же есть возможность использовать лес, то строят они бревенчатые дома без внутренних перегородок, с очагам или даже каменными печами. Дома такие хорошо хранят тепло и в них могут проживать большие семьи по несколько десятков человек во главе с главой рода.

Одежда фрисландцев в основном шерстяная, частично льняная, распространены кафтаны и накидки, скрепляемые застежками под названием фибулы, говорят, что среди знати красота выделки этих застежек имеет прямое отношение к занимаемому статусу. Одеяние женское мало чем отличается от мужского, волосы свои женщины часто завивают в локоны.

Среди множества ремесел больше всего ценится ремесло оружейное, ибо народ местный отличается большой воинственностью и многие мужчины считают смерть в бою наидостойнейшей участью. Лучше всего сказано о местном военном деле в записках современника нашего, епископа Олафа, бывшего свидетелем одной из кровавейших междоусобиц последнего времени…

Каким бы ни был необычным для нас народ этот, Слово Божие имеет в себе силы проникать в души всех людей и ныне церкви стоят на берегах этого острова и лишь отчаянные не желают внимать ему и продолжают хоронить родичей своих согласно своим странным ритуалам…

– Ульрих Вильдт, монах Кведлинбургского имперского аббатства

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Раймон де Мантегра)

Поздняя история Фрисланда

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Томас Берм)

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

mr_john

Менее известные поселения Фрисланда

Расселение народов Фрисланда активизировалось в 9-м веке и продолжалось вплоть до Высокого Средневековья, достигнув пика в 12-м веке. Большим препятствием для широкой экспансии являлись набеги, как аборигенов острова, так и случайных и намеренных рейдеров с континента. Так местность, где ранее располагалась римская колония Каструм Юлия считается чуть ли не проклятой среди жителей Фрисланда, так как два города были сожжены дотла, а сейчас, на руинах прежних, ожидает своей участи новое поселение Аррахх.

Незавидная участь постигла и иные города Фрисланда, такие как Стерктри на юге и Гардер на востоке. Они пали от рук норманнских завоевателей. Стерктри был сожжен Рагнаром Лодброком, Гардер - не менее известным норвежцем Гудрёдом, сыном Бьерна Морехода, который вскорости основал новое поселение и частично восстановил Гардер.

Это предзнаменовало отток населения вглубь острова. Придерживаться берегов было опасно, заходить в сердце земли еще более. Впрочем, поход Брейва Спасителя в середине 10-го века является одним из успешных переселений, что несомненно превратилось в своего рода легенду. Эти слова записаны на немногих манускриптах, найденных в храме Миддетхейм(фрисл. Срединный Дом) :

"Исход ему был предвещен от огня и стали. Исход для народа мерзлой земли. Ведомые они шли, Боги наделили их силой, к последнему искуплению. И вышли они к земле, дарованной Богами, теплой и зеленой. И воздвиг он первый столб и приказал заколоть сто и одну овцу в благодарность богам и окропил землю священной кровью. И дал он имя земле - Исток Крови. И нарекли его Спасителем."

Венай был городом, защищенным от посягательств противника. Заплывать на западную оконечность острова было глупо для норманнов, ведь всегда были поселения намного ближе. Аборигены по каким-то причинам миновали это место. На священном холме был воздвигнут монастырь, где и хранились манускрипты о Брейве. Венай мог занять лидирующее положение на всем острове, если бы жителям не пришлось расплачиваться за новую жизнь голодом. В Миддетхейме этот период описывают как:

"Пришел мор... Казнь Богов за неугодных им. Великое горе и смерть ниспослали они..."

В манускрипте описано о "хвори", поразившей поля. Пропитания, добытого охотой и собирательством не хватало и Венай лишился приличной доли населения, навсегда оставшись небольшим поселением в недрах острова.

Другая стоянка позднего времени до вторжения норвежцев - Кастаскогар. Изначально Кастаскогар являлся постом для массовой вырубки леса и сплава его вниз по реке Скагевин. Позже Кастаскогар разросся до масштабов мелкой деревни, занимаемой "братством лесорубов", поставлявших лес в Стерктри. Кастаскогар довольно долго хранил зачатки свободного поселения до наложения на все южные стоянки Сорандского Права.

– Йоун Уриссон, исландский картограф и путешественник, 14 век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Брандон Кнутсон)

Сорандское Право

Храмы и священные места Фрисланда

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Falcssonn

Скраэлинги

К моему большому сожалению, коренные народы Фрисланда остается загадочным и темным пятном на лике истории этого холодного края. Та немногая информация что доступна широким кругам, является в основном лишь небылицами или же легендами, передаваемыми из поколения в поколение скандинавскими поселенцами, занявшими новую страну и вступившими в кровавую войну с ее исконными жителями. Из одного источника, пожелавшего остаться неизвестным, мне известно что архивы Ватикана скрывают в себе довольно подробное исследование языка и религии скраэлингов, но по очевидным причинам я не могу получить к ним доступ, в результате чего основным источником в моем исследовании будет являться "Historia ecclesiastica gentis Anglorum" Беды Достопочтенного и "Сhronicle Frisiae" куда менее почтенного легата Орлеана Раймона де Мантегры.

Для начала, следует упомянуть о том что Раймун в своем труде утверждает, что на протяжении всех веков Фрисланд населял один и тот же народ, с чем я вынуждена не согласится.

Но по какой же причине? Сперва стоит обратится к римским описаниям аборигенов Фрисии, и что же мы видим? Римляне описывают их как голых варваров! Это очень яркая характеристика для народа, что довольно трудно отрицать, а за всю историю пристрастием к наготе прослыло только два народа, это эллины и... галлы. Конечно будет беспочвенно отбрасывать столь популярную теорию о том что аборигенами Фрисии были бежавшие от разорения своего города Троянцы, но галльских характер варваров подтверждает еще несколько фактов, а именно то, что на юге Фрисланда было обнаружено множество чудных могильников сродни известному Стоунхенджу, которые как известно использовали в своих мерзких ритуалах галльские друиды, и несколько заимствованных имен у фрисландцами у галлов. Например Кулухин, Кайонэодх и Дугэл.

Казалось бы ответ лежит на поверхности - аборигены Фрисии, это такие же галлы, как например те, что в свое время истребила армия Агриколы в Каледонии. Но тут мы встречаем противоречие. Во первых, разные авторы описывают фризийцев то как христиан, то как язычников, то как мореплавателей, то как скотоводов. Разнятся даже описания внешности, например Беда описывает скраэлингов как типичных галлов, а Раймун представляет их низкими, волосатыми, смуглыми людьми с маленькими глазами (я склонна считать эти "маленькие глаза" легендой, к которым так тяготеет де Мантегра).

Что же делать в такой ситуации? Большинство исследователей до меня игнорировали одно из описаний, отдавай предпочтение тому, что покажется им правильнее. Я же, соотнеся все источники пришла к выводу о том что Фрисланд в одно время населяло две группы абсолютно разных народов.

Один из них был родственен исчезнувшим каледонцам. Возможно даже они являются беженцами, бежавшими от карающего меча Агриколы. Они вели оседлый образ жизни, разводили коз и выращивали немногие злаки что выживали на этой скудной земле. Большинство путешественников, как например ярл Сигмунд Брестирсон и его хирд не воспринимали их как аборигенов этой земли, но считали их ирландцами, что приплывали в эти земли в поисках укрытия или новых земель. Этот народ быстро пал перед норманнскими захватчиками, и вскоре растворился среди них. Но не стоит считать, что это поглощение мирным, скорее всего большинство мужчин галлов Фрисланда были убиты или взяты в рабство, женщины же были отданы в наложницы к дружинникам Сигмунда, которые в своем большинстве были холостыми мужчинами. Правильно будет считать, что в прошлом этот народ был языческим, но быстро был обращен в Христианство последователями Святого Патрика.

Второй народ не имеет родичей среди людей христианского мира. Как уже было сказано они были черноволосы и смуглы, а так же вели радикально иной образ жизни по сравнению с галлами. Судя по остаткам стоянок, наибольшая плотность их населения наблюдалась на севере Фрисланда, селится в котором норманны и по ныне опасаются, считая его гиблым местом... скорее всего благодаря множеству рифов и мелей, которыми изобилует северное побережье. Этот народ вел морской образ жизни, основным их источником питания было рыболовство и охота на морскую живность, особенно привлекают внимание легенды о том что они успешно ловили китов и левиафанов. Это можно было-бы посчитать вымыслом, но в руинах селений северян часто можно найти скелеты морских чудовищ. Небольшие группы этих людей жили и в сердце острова, где они добывали металл и дерево для своих кораблей и инструментов.

Очевидно, что именно с этим народом воевали скандинавы, и именно он звался Сигилтун. Судя по всему северяне и в прошлом имели натянутые отношения с галлами, а куда более жестокие норманны вызвали у них немалую злость, что спровоцировало их войну с пришельцами. В начале сигилтунам способствовала удача, мы находим множество руин поселений и лагерей викингов, которые по заверениям фрисландцнв были уничтожены "мелкими чертями". Критическим поворотом в конфликте стал его 28-ой год, на который пришелся так называемый "Случай в Медовой Зале", в ходе которого был истреблен весь царствующий род Агнингов, после чего власть на Фрисланде захватил херсир Рорик, который буквально на несколько лет смог объединить всех норманнов острова на борьбу, и нанесший сокрушительное поражение скраэлингам, после которого начались десятилетия жесткого истребления Сигилтун.

В наследство от северян, викингам достались их знаменитые стрелы и копья-гарпуны используемые в охоте на тюленей, которыми фрисланцы овладели в совершенстве, а так же несколько имен, такие как Унуглаак, Сеетна, Олеекэрайо, Марии, Иелчу и Киимши. Четыре последних близки по звучанию нескольким именам васконов, но скорее всего это не более чем совпадение.

По вероисповеданию сигилтун были язычниками, крепко державшимися за свои заблуждения. Основными их божествами были - Богиня в трех лицах, Великий Змей и Морской Бык.

Загадочный народ сигилтун скорее всего навсегда остается загадкой для цивилизованного мира (если конечно Римский Папа не соизволит открыть свои архивы), но я рискну выдвинуть теорию о том, что скраэлинги являются потомками Магога, сына Иафета. В большинстве своем богословы всегда затрудняются с идентификацией его потомков, уверяя что они появятся лишь в конце времен дабы разрушить наш мир, но можно ли утверждать, что целый народ может прозябать во зле на протяжении тысячелетий, оставаясь при этом неизвестными?

Как бы то ни было, народ сигилтунов мертв, но его влияние на фрисландцев трудно переоценивать.

– Азалаис Дайд, старшая Добрых Христиан Лиможа, XIV век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Ульрих Вильдт)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Азалаис Дайд)

"Случай в Медовой Зале"

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

mr_john

Случай в Медовой Зале

Во всей истории Фрисланда нет более вопиющего, прискорбного и подлого поступка, чем события, разразившиеся в 1028 году от Рождества Христова на востоке земли. На троне Гардера династия Агнингов в лице Фритьофа Онундарсона - потомка первых колонизаторов Фрисланда. Осенью этого года скончался ярл Онунд, передав обруч правления своему старшему сыну Фритьофу.

Путешествуя по Фрисланду мне не встречались более точные описания этих событий, кроме как в Книге Лет, которую любезно предоставили мне в библиотеке Великого Храма Христа в Соранде. Языческие тексты были сожжены и преследовались, но настоятели ценили прежде всего наследие предков. Особенно важным мне показалось описание ритуалов погребения, которое имело схожесть с канонами германского язычества, но различалось в некоторых местах.

"И вывели его из города, и шла за ним черная душа его из сотен годей, облаченных в одеяния ночи. И провели его тело десять знатных воинов и когда вышли они за врата весь город разразился плачем, что достиг небес и был слышен на всю землю. И несли они его по тропе Скорби в Хов Смерти. Огнем стелился их путь и знаменовался плачем..."

Процессия состояла из десяти знатных и приближенных к усопшему воинов - они несли носилки с телом, годей, воспевавших усопшего и оплакивавших его. Они были облачены в самые черные цвета, символизирующие ушедшую душу покойного, которая тянется за телом, дабы она не скиталась по миру, а была заточена вместе со своим телом. Процессия следовала к специальному сооружению, называемому Хов, в котором усопшего встречали другие годи. Над телом воспевались песни и заклинания, после чего покойного опускали в Дом Костей - временную могилу, являвшую собой углубление, выложенное камнем и закрытое плитой. Всю ночь служащие Деве Мертвых очищали погребенного речами, дабы умилостивить богов и предоставить покойному лучшую жизнь, лишенную злых духов.

"Опустили тело, пахнущее маслами и травами в каменный курган и замуровали до восходящего света. Все покинули Хов, кроме семи высших годей, державших речь со Смертью и черными духами..."

Воины отправлялись назад во дворец, чтобы присоединиться к Ночному Пиру, а наутро возложить оружие и богатства в могилу усопшего, насыпать курган и воспить меда вкусить пищи, в последний раз провожая покойника.

На Ночной Пир по обычаю съезжались все знатные воины, хирдсманы и хэрсиры, риги и фрумы, богатые землевладельцы, родня покойного и держателя дворца.

"И было люду под половину тысячи, тридцать и три стола, несметно явства и эля, и меда, и вареных ягод... Восседал ярл Фритьоф, брат Ульвер по левую руку, брат Снорр по правую, сестры его Фрида, и Аникен, и Эстр, и сыновья его Ари, Рагнар, Алв и сыновья его братьев Гудмунд, Джорен и их дочери, отцы, дяди и несметное родство Агнингов. А среди знатных маннов Йоун Однорукий, и фрум Вольфар, и десять дроттинов - Куор, Дуор, Этельгрин, Лаурус, Рагнар, Лари, Эгиль, Олафур и Бьорк Сердитый, и хэрсиры Рорик и Вульфрунг, и Кнуд, и Фианн-риг, и полсотни хирдсманов и столько же славных воинов..."

Семейство покойного - мужчины - притрагивались к хмелю только три раза за ночь, дабы быть в мощи и светлости ума при проводах на заре. Женщины же в это время молились в ближайшем Ве - роще или алтаре. Утром все присутствующие мужчины рода Агнингов и ближние хэрсиры направились к Медовой Зале - куда переносили тело покойного после обряда очищения.

"Преклонил колени ярл подле алтаря, а братья его, сыны и иные из рода стали кругом о могиле и провели душу усопшего ярла воспеванием и молитвой, а после испили чаши меда и стали в ожидании ценностей и оружия, вносимых слугами а также жертвенных отроков и дев и зверей.

Но случилось ужасное - в Залу вошли юные мужи, держа в руках мечи, булавы, топоры и копья и зверски изрезали царствующих Агнингов. Ульвер был заколот копьем, Снорра разрубили топором, Ари и Рагнар стали бок о бок, готовые сражаться, но безоружные и без кольчуг пали от мечей. Сыновья ярла, маленький Алв замертво упал с раздробленной головой, Рагнара насадили на копье, а Ари снесли голову топором. Ярлу Фритьофу перерезали глотку и он упал прямо в могилу, окропляя кровью своего отца. Годей вывели в Зал и порубили. Никто не вышел живым из Медовой Залы.

Дочерей и жен Агнингов вывели на площадь, прилюдно избили и изнасиловали, а после перерезали им глотки. Хэрсир Рорик взял правление в свои руки и вышел, ведя сотню воинов и кровью прошелся по улицам, убивая каждого пытавшегося противиться ему, а остальные преклонили пред ним колени, ведомые золотой монетой, страхом смерти или давней дружбы. "

Захват власти Рориком поставил точку на вековом правлении Агнингов. Силой или умом был совершено это кровопролитие - никто из простого люда не ведал о причинах смерти всех Агнингов, а знать молчала, заткнутая монетой, землями, титулами.

– Йоун Уриссон, исландский картограф и путешественник, 14 век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Азалаис Дайд)

Род Агнингов

Обряды и ритуалы религий Фрисланда

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Enmergal

Общество Фрисланда

Олаф Торфлсонн, пятый епископ Фрисланда, оставил после себя практически бесценные записки, благодаря которым мы можем восстановить многие аспекты жизни на острове в его время. В них он, среди прочего, дает сведения и об обществе фрисландцев. Вот как он пишет: «Каждому ярлу подчиняется десяток-другой хольдров (лендерманнов), которым принадлежат деревни и угодья. Каждый хольдр обязан явиться к ярлу в полном вооружении, когда тот созывает поход, и привести с собой несколько легковооруженных слуг. Ярлы содержат столько воинов-хирдманов, сколько могут себе позволить. Хирдманы вооружены кольчугами, если они достаточно богаты, остальные же - стеганным или кожаным доспехом.»

Правда, стоит отметить, что за прошедшие годы положение несколько изменилось, так как в отсутствие контроля со стороны норвежских наместников более четко стали проявляться некоторые особенности, отличающие общество современного нам Фрисланда.

В первую очередь это относительно небольшая разница в количестве имущества между представителями различных групп населения, обусловленная общей бедностью острова. Этот факт во многом определил уникальность фрисландской знати, где из ряда практически равных по своему достатку и правам выделяются разве что крупные ярлы да конунг.

Остановимся теперь на устройстве общества фрисландцев в целом. Не станем описывать путь, который оно прошло, а дадим лишь краткую справку о его теперешнем состоянии. Практически все жители острова принадлежат к одному из четырех основных сословий, которые, к слову, не имеют таких жестких рамок, как в других странах и краях. Это сословия трэллов, лейсингов, карлов и ярлов.

Значительную долю населения занимают именно карлы (свободные, но незнатные землевладельцы), они же и составляют основу войска. Многие карлы имеют рабов – трэллов, которые становятся таковыми в результате удачных военных столкновений. Трэлл имеет возможность выкупить себя и стать лейсингом (вольноотпущенником), однако такие случаи довольно редки. Также трэлл получает свободу, если во время битвы убивает врага. Во втором поколении лейсинг становится полноправным карлом, которому в свою очередь за особые заслуги может быть пожалован один из титулов, означающих перевод в разряд знати.

Следующая группа – это ярлы, среди которых можно выделить собственно ярлов, конунгов, хэрсиров, сюсселлманнов и иных. Все они составляют сословие знати и обладают соответствующим рангу положением, исполняя судебные, управленческие и политические функции. Известен даже случай, когда ярл Хёрда потребовал у всех годаров своих владений признать его главенство. Впрочем, дальше требований дело не зашло, поскольку как раз в это время началась знаменитая Война Шести Родов.

– Томас Берм, монах-отшельник с острова Эстурой, XV век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Олаф Торлфсонн)

Титулы фрисландской знати

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Йоун Уриссон)

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

DrowRanger


 i 

Внимание! Данная статья выбивается из концепции "Лексикона", поэтому любые приведенные в ней факты могут быть проигнорированы другими участниками.
 

Подумаем, а что было бы после Средневековья?

Фрисландский Национальный Университет

«Поздняя история Фрисланда»

Краткое эссе о поздней истории Фрисланда

Олли Торбрандсонн,

Ст. гр. А-15

В Средние века Фрисланд, бывший на переферии Европы, был мало знаком жителям Европы. Во время чумы остров сильно пострадал, также страдал от межусобиц, и был слабо населен. Во время восстания Стена Стуре в Швеции фрисландцы тоже восстали, и провозгласили независимое королевство Фрисланд со столицей в Хёрде, но экспедиция Кальмарской Унии восстановила контроль над островом, вновь сделав его частью скандинавских владений.

Английские и норвежские мореходы использовали порты Фрисланда как отправную точку экспедиций на запад, в Америку. Благодаря Фрисланду уже в 16 веке Англия, Норвегия и Франция начали колонизировать Северную Америку. Фрисландцы перешли в протестантизм в середине 16 века. Фрисландские староверы, искатели приключений, и просто те, кто не любили скандинавскую власть и желали новой жизни охотно переселялись в колонии.

Сейчас многие города в Канаде и США носят названия Фрислэнд или Литтл-Фризллэнд, Фрисия, Нью-Хёрд, Порт-Венней и проч. Фрисландское наречие – один из государственных языков Канады.

После ослабления Дании и усиления Швеции, Фрисланд всё ещё был датским владением, но свзяь с метрополией всё ослаблялась, и все больше людей мигрировали в колонии, ассимилируясь с французским и английским населением. С открытием Америк Фрисланд окончательно стал всего лишь большим и никому не нужным островом, и ценился лишь как перевалочный порт по дороге в колонии для северных стран, участвуя таким образом в торговле колониальным сырьем.

В 18 веке Фрисланд стал частью владений британской короны после серии Англо-норвежских и англо-французских колониальных войн. Англия прочно утвердилась в Северной Америке, захватила норвежские и французские колонии, и большая часть фрислэндцев, как их теперь называли, стали подданными Великобритании.

Остров всё больше пустел от массового переселения в колонии, и был даже издан указ о запрете иммиграции. Это весьма возмутило жителей, и они подняли «июньское восстание». В «Кровавый четверг» августа 1732 года Английский карательный корпус уничтожил повстанцев, что ещё больше опустошило Фрисланд.

Вплоть до новейшего времени Фрисланд оставался беднейшей частью британских владений. Во время наполеоновских войн Фрислендская стрелковая рота (из фрислендцев и потомков мигрировавших в Америку фрисландцев) отличилась во время Пиренейской войны. Также эта рота заслужила множество наград за героическое взятие русской батареи во время Крымской войны. Фрисландцы отличились храбростью и во время Первой Мировой Войны.

Во время Второй Мировой Войны Фрисланд был захвачен немцами в ходе операции «Северный шторм», жители вели активную партизанскую войну с захватчиками. Спустя год остров был отбит совместными силами британцев, канадцев и американцев,

Фрисланд получил независимость в 1985 году после референдума. Остаётся членом Британского содружества, и доминионом Великобритании. Имеет тесные экономические связи и многочисленные договора с Исландией и Норвегией, образуя неформальный «Союз северного моря», из 3 стран, не входящих в Европейский союз. Фрисланд претендует на часть Арктики, но пока что идёт в фарватере канадской и норвежской арктической политики.

Фрисланд - член Нато, участник международных договоров. Фрисландские миротворцы наряду с канадскими и норвежскими участвовали в операциях в Ираке и Афганистане, и в данный момент принимают активное участие в борьбе с международным терроризмом, помогая поддерживать мир и порядок на Земле.

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Раймон де Мантегра)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Азалаис Дайд)

Роль Фрисланда в колонизации Америки

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Falcssonn

Религия на Фрисланде

На протяжении многих веков Фрисия была, и возможно остается полем противоборства множества разнообразных верований и суеверий.

Даже первые её поселенцы, каледонцы и сигилтуны были почитателями разных божеств, и как бы то ни было парадоксально, о религии морского народа нам известно куда больше, чем о галльских суевериях. Скорее всего это стоит связывать с крайней закрытостью их культа, чему способствовали волхвы этой религии - друиды. Они были злыми и порочными людьми, с легкой готовностью отдающими на жертву языческим демонам свой народ. Самым ярым примером их порочности можно считать такой обряд, при котором людей запихивали в соломенные чучела, и заживо сжигали в языках пламени. Юлий Цезарь так это описывает в своих трудах о Галлии:

Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени.

Скорее всего главным богом галлов был Суккел, олицетворявший войну и солнце.

Мифология сигелтун известна нам лучше, во многом за счет того, что скандинавские скальды и жрецы относились к своим врагам и их богам с своеобразным уважением, помещая тех в свои легенды и предания. Божеств у сигилтун, в привычном для нас понимании было только трое. Ими являются Трехликая богиня, Великий Змей и Морской бык. Первая из них была олицетворением времени и ночного светила, а так же покровительницей рожениц и проводником в загробный мир, второй был самим солнцем, ну а третий являлся царем морских зверей, первым среди левиафанов и защитником сигилтун. Может показаться, что у морского народа поразительно мало богов, но стоит учитывать, что главным объектом поклонения морского народа были не божества, но духи. Считалось, что эти потусторонние сущности были ответственны почти что за все природные явления, от дождей до эпидемией, а так же могли прямо влиять на жизнь смертных. Для контактов с духами у сигилтун существовало своеобразное жречество, сильно почитавшееся в их обществе. У нас есть не беспричинные основания считать, что волхвы этого народа практиковали колдовство, о чем свидетельствуют множество загадочных происшествий в городах фрисландцев, особенного внимания заслуживает частые случаи самовозгорания. Например в городе Венай было зафиксировано более 30 таких происшествий, жертвой которых стало 8 ярлов.

Первые переселенцы-скандинавы во фрисланде в основном были язычниками. Поклонялись они тем же богам что и их родичи с континента. Главными божествами были Тюр (Тор), божество грома и глава божественного пантеона и Один, всеотец людей и богов.

На рубеже тысячелетий традиционный пантеон скандинавов стал уступать своё место Христианству, но процесс этот шёл очень медленно, и у нас есть все причины считать что даже сейчас в отдаленных уголках Фрисии кто-то до сих пор чтит Старых богов.

Довольно интересно выглядит синкретизм в религии фрисландцев, множество их божеств и героев нашли себе место в христианстве, приняв на себя роль святых, или просто героев сказаний. Например конунг Рорик, поведший свой народ на истребление сигилтун был канонизирован, несмотря на то что при жизни был язычником, а в легендах об одноглазом, всеведущем монахе ясно проглядывается образ Одина.

Христианство проникло на Фрисланд намного раньше норманнов. Доподлинно известно, что часть галлов Фрисии почитали странную и неканоническую форму Христианства. Но все же первым апостолом этой земли стоит считать Сигмунда Агнинга, первооткрывателя острова, принявшего веру Христову еще в бытности своей службы защитником Басилевса в Новом Риме.

В наши дни с уверенностью можно сказать, что большинство фрисландцев исповедуют верную форму Христианства. Есть неподтвержденные сведения о деревнях язычников и загадочной ереси Николаитов, которую практикуют зажиточные купцы некоторых южных городов. С принятием Парижской унии 1229 года между Вальденсами, Добрыми Христианами и Папской церковью, на севере острова был организован монастырь братства Миноритов, а в Соранде был открыт дом Добрых Христиан. Ожидается что наша пылкая проповедь вскоре искоренит гнилые очаги зарождающейся ереси в этой холодной земле.

– Азалаис Дайд, старшая Добрых Христиан Лиможа, XIV век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Ульрих Вильдт)

История христианства

Конунг Рорик Объединитель

Изменено пользователем Адыг007
Ссылка на комментарий

mr_john

Война Шести Родов

Битва при Кнедерлинге стала последним днем сплоченности норманнов Фрисланда. Победа над угрозой извне и гибель Рорика в бою привела к разрозненности в станах фрисландцев. Вечером хэрсиры и хевдинги собрались на Ночной Тинг, дабы решить передел земель. Права наследника бездетного Рорика - Логмара Фолькунга не были признаты по причине страшного поступка его отца. Первым с тинга ушел Ворон Аэдлинг со своими воинами - держатель Виндескёла. После него, недовольные предложениями сторон и неспособностью решить конфликт с лагеря снялись остальные властители земель.

Логмар вернулся в Гардер и приказал короновать себя конунгом Фрисланда и верховным ярлом Шести Земель.

"И вознесли на его голову корону из золота, украшенную камнями и искусной резьбой. Золотые ветви деревьев раскачивались на ветру, серебряные олени топтали траву из драгоценных камней и опоясывал мир вселенский обруч. И заместо держателя Гардара объявил он речь себя конунгом Фрисланда и ярлом Шести Домов..."

Логмар попытался вновь объединить остров, ведь понимал, что титул конунга лишь пустышка в глазах других ярлов.

В 1058 году посольство конунга встретилось в Греткельте с Хурном Одерсоном в просьбе заключить брак его дочери Ундунф с Логмаром, таким способом объединив два рода и признав власть Фолькунгов как конунгов Фрисландии.

"...просили руки его дочери, прекраснейшей Ундунф. Хурн-риг возмутился и воспылал, и молвил, что ежели сам Логмар стал бы перед ним, то его голова отправилась бы в Гардар по суше, а тело по морю; и велел он гнать послов через селение, позором осмеять род Фолькунгов..."

Конунг, разъяренный наглостью Одерсона, по воле Рорика все еще державшего Греткелт после смерти Агнингов приказал трубить сбор и предпринял набег на Греткельт, где казнил всякого, противившегося воле конунга. Хурн и его семья были четвертованы и их головы повешены на пики площади Греткельта, а остатки тел скормлены свиньям.

Ярл Херда был ошарашен вестью о казни Одерсона, вместе с которым он готовил мятеж и стал собирать войска. Другие ярлы тоже подняли знамена.

Фрисланд остался поделен между шестью домами, каждый из которых был в своем праве на корону и не желал подчинения.

Среди ледяных отрогов гор восседали на троне Виндескёла Аэдлинги, ведомые Турне Вороном. Земли Миддетайна держали Стууре, оградив себя стенами Брённенсунда. На престол, пока еще неявно претендовали стяги двух родов - Хофлингов из Скогйорда и их младшей ветви Ярнхофлингов из Блумаёрда, или Цветущих Земель. Фолькунги сражались за Сьёфмарк с Снотлингами из Херда. Фрисланд, разделенный на шесть земель теперь вступил в эпоху кровавой распри между своими жителями.

Фрисланд 11 век. Карта исландского путешественника, картографа и историка Йоуна УррисонаНажмите здесь!
 

CHkKvVk.jpg

[Cкрыть]

К концу лета 1059 года череда неудачных дипломатических отношений с фракциями подошла к концу. Слова сменились делом. На карте Фрисланда отчетливо виднелись союзы: очевидные держатели Юга - родственные роды в Соранде и Стерктри, державшиеся особняком правители Виндскёла и Миддетайна и основное поле для добычи - распря Логмара и Эгиля Снотлинга на западе.

Логмар попал в невыгодное положение: не будучи уверенным в сыновьях Сигурда Серебряного Топора - старом Рэнгволде и его более молодом брате Бергторе из Соранда, а Хофлинги ответили многозначимым молчанием на просьбы о нейтралитете - конунг не мог выступить против мятежных Снотлингов, не опасаясь удара сзади. Тем не менее, осенью 1059 года две тысячи воинов покинули Гардер и отправились на север. В Греткельте к войску Логмара присоединились полтысячи лучников и около сотни знатных лендрманов на конях и их свиты.

Херд лежал в двух днях пути от Греткельта неспешим шагом, конный всадник прошел бы это расстояние за полдня. Всадники Греткельта были посланы Логмаром вперед на разведку, сам же Логмар разделил свое войско на две части. Одна из них, большая должна была бы взять в осаду Херд, являвший собой сильную крепость, другая же прошла бы по левому берегу узкой реки, впадавшей севернее в Кельвессер и перекрыло бы и разорило деревню Хоквил, лишив защитников пути подвоза припасов.

Осада Херда продлилась всю зиму, пока к Хоквилу с севера не прибыл двухтысячный отряд Халлтора Халлстейна из Брённенсунда. Халлстейн встал лагерем на левом берегу Келлвессера, таким образом находясь напротив Хоквила и оставив Херд по левую руку. Обе стороны выслали послов к воинам Халлстейна, ведь участь Херда была почти предрешена.

На следующее утро часть войска Халлстейна пропала. Логмар узрел в этом предательство и снял осаду с Херда, переведя все войска к Хоквилу. Ночью Логмар переправил авангард через реку, в надежде захватить войско Халлстейна врасплох, но угодил в засаду. При этом часть войска Халлтора прошла через Херд и вместе с гарнизоном ударила во фланг лагеря Логмара. Конунг и его войска отступили в Гардер.

"...в победы лучах ярл Эгиль Снотлинг повелел короновать его конунгом во имя истинного правителя Фрисланда. И преклонил перед ним колену Халлтор из рода Халлстейнов и сказал, что будет его союзником и подданным, как и все на землях Миддетайна..."

Халлтор отбыл в Брённенсунд, где подтвердил вести о победе. Весной в Херд прибыл Ингольф Стууре и признал Снотлинга в качестве конунга Фрисланда и принес ему присягу.

Весной 1060 года объединенная армия Снотлингов и Стууре разбила на Синих полях армию Логмара, благодаря разрозненности между Логмаром и предводителем отряда из Греткельта, после чего взяла в осаду Гардер. Логмар сдал город и принес присягу Эгилю Снотлингу. В итоге под началом конунга объединились две марки - Миддетайн и Сьефмарк.

В 1062 году разразилась распря в южных землях между братьями Хофлингами за владение землями. После неудачного покушения на жизнь Рэнгволда Хофлинга его младший брат наложил на южные поселения Сорандское Право, по сути не оставляя им выбора и зажимая в железные тиски. Передел владений произошел по правому притоку реки Скагевин, в ходе которого Рэнгволд утратил дельту Скагевина и довольно большие территории по ту сторону реки.

В 1065 году был объявлен поход на покорение южных земель, в ходе которого умер от болезни Ингольф Стууре. Его преемник Ингвар не разделял мнение отца. Войско Стууре взбунтовалось, а Ингольф переметнулся на сторону Рэнгвольда, но в бою за дельту Скагевина проиграл Витарру Ярнхофлингу, в ходе которого был убит сын Рэнгвольда Грейерс Хофлинг.

С зимы 1071 западные земли поражает пшеничная хворь, уничтожившая большую часть посевов. Фрумы Веная просят помощи Рэнгвольда, но тот отказывает, сославшись на собственные пустые амбары.

На протяжении десятилетия Ярнхофлинги наращивают могущество и опыт в мелких пограничных стычках с родственниками, а также налаживает контакт с Логмаром Фолькунгом и поддержку крупного восстания в Сьефмарке. После отступления холодов в 1082 году три восстания вспыхивают в Сьефмарке, а Балдер Ярнхофлинг спешит на помощь повстанцам. В Херде восстание пресекается на корне, в Греткельте смута негативно встречается населением, но воины в Гардере, подстегаемые обещаной наградой дезертируют, оставляя город почти беззащитным. В ключевой битве за город Ярнхофлинги прорывают оборону и берут столицу. Коронация Бергтора Ярнхофлинга происходит незамедлительно, после чего в течении двух лет Сьефмарк оказывается полностью под его контролем. Война Шести Родов считается законченной, а остальные земли признаются подданными короны, а их ярлы - мятежниками. Столицей Фрисланда становится Соранд, начинается период затяжной партизанской войны с мятежными землями запада.

Королевство Фрисланд и мятежные землиНажмите здесь!
 

JpaW4Pe.jpg

[Cкрыть]

– Йоун Уриссон, исландский картограф и путешественник, 14 век

Источники:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Томас Берм)

Ярлы и конунги Фрисланда

Битвы в войне Шести Родов

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

Falcssonn

Войны в истории Фрисланда

Эта летопись была передана мне одним влиятельным лицом в Ватикане, желавшим остаться неизвестным. Я не несу ответственности за её содержимое, но возможно она прольет свет на период Фрисийской смуты.

– Азалаис Дайд, старшая Добрых Христиан Лиможа, XIV век

Норманнское вторжение 1056 г.

Битва при Кнедерлинге произошла поздней осенью 1056 года, приведя одновременно к положительным для Фрисланда событиям и отрицательным.

Норманнские походы терзали Фрисланд равно как и Ирландию, Британию и северное побережье Франконии. Особенно страдало южное и западное побережье. Поселки, основанные норманнами в качестве зимних стоянок и перевалочных пунктов разрастались в деревни и крупные селение и сжигались своими основателями в следующие походы. Значительным пунктом в борьбе с норманнами являлась земельная раздробленность острова. После резни в Медовой Зале остров получил кровавую, но власть, активную в плане дипломатии и военного дела в лице Рорика Фолькунга. Объединенный Фрисланд смог в полной мере противостоять набегам норманнов. Последним из них и решающим стал поход на верхние земли Сьефмарка трех тысяч викингов под руководством Бродира, упомянутого в Книге Лет. После вестей о высадке норманнов Рорик созвал войско селений Сьефмарка, а также послал весть о помощи к Хофлингам и Стууре, после чего выдвинулся на север, стремясь перехватить норманнов до того, как они разорят весь северный Сьефмарк. У Ворхайма Рорик встал лагерем, дожидаясь подкреплений ярлов. Бродир за пять дней ожидания успел сжечь почти все селения выше Кельвессера и наконец был перехвачен армией Фрисланда у Кнедерлинга. Обе стороны не решались начать бой, но армия Рорика получила неожиданную поддержку в лице Турне Ворона.

"Вышло их две тысячи ратников в хирде в кольчугах, со щитами и мечами, и три сотни лучников, и сверх того пять сотен низких мужей - кто со щитом, кто в шлеме с топором или копьем и полсотни всадников..."

"...привел он три сотни лучников , а брат его три сотни меченосцев в блестящих доспехах..."

"...в палату его вступил муж в черной, как ночь кольчуге, в черном, как ночь шлеме лишь с золоченым гребнем. И снял он шлем и охнули фрумы и ярлы - сам Ворон явился; и молвил он: со мной четыре сотни и четыре бравых воинов..."

Следуя описаниям, можно вычесть, что войско Рорика состояло из двух тысяч пехотинцев с мечами, топорами и копьями, шести ста пехотинцев с луками и полсотни всадников, общей численностью окола трех с половиной тысяч. По центру встали пехотинцы в хирде, образовав ударную мощь. Правый фланг заняли пехотинцы Ворона, левый – конница и пехотинцы из Цветущих земель.

Викинги Бродира не могли тягаться с лучниками Фрисланда, а потому сильно ослабли под шквалом стрел. В это время пехота ударила в сердце армии норманнов , окружив их и быстро обратив в бегство. Тем не менее, в ожесточенной схватке меткий дротик пробил Рорику, восседавшему на коне в последних рядах, легкое и он умер почти сразу.

Поражение, нанесенное норманнам, и слухи о неудачах бежавшего с остатками отряда Бродира поставили крест на репутации Фрисланда, как места легкой наживы, а вскоре закончившаяся эпоха норманнских налетов обезопасила остров от внешних угроз на несколько столетий.

Междоусобные конфликты 1058-1087

Смерть сильного, но незаконного конунга вновь разрознила ярлов Фрисланда. Ночной Тинг - собрание представителей земель острова закончился непровозглашенным статусом свободы каждой из шести марок. Тем не менее наследник Рорика Логмар Фолькунг, ярл Гардера, сохранял формальную власть над Фрисландом и провозгласил себя конунгом.

Неудачные дипломатические отношения, в частности грубый отказ рига Греткельта на просьбу Логмара о свадьбе с его дочерью, в конце концов привели к единственно верному способу вернуть власть - оружию. Неудача постигла Логмара и на этом поприще - союз Миддетайна и мятежного Херда трижды разбил войска Логмара. В конечном счете незадачливый конунг присягнул новому властителю Сьефмарка - конунгу Эгилю Снотлингу.

В 1062 году ссора между родственными домами юга закончилась переделом территорий, не дойдя до вооруженного столкновения, в котором Рэнгвольд Хофлинг несомненно потерпел бы неудачу. Хофлинги отдали Ярнхофлингам территории западнее Скагевина и его дельту.

Тремя годами позже был объявлен поход на покорение южных земель, в ходе которого умер от болезни Ингольф Стууре. Его наследник перешел на сторону Рэнгвольда Хофлинга. В битве за дельту Скагевина войско Миддетайна и Скогйорда было позорно разбито меньшими силами Ярнхофлингов.

В течении следующего десятилетия Ярнхофлингами предпринимаются два похода на территорию Скогйорда. В первом войска попадают в засаду Хофлингов, а второй оказывается удачным и Стерктри берется в осаду. Вспышка пшеничной болезни вынуждает Ярнхофлингов снять осаду.

В 1082 году в ходе восстания в Гардере Ярнхофлинги захватывают город и коронуют главу рода - Бергтора. В этом же году захватывается Греткельт, а в 1084 - Херд.

В 1085 политический хаос приводит к вражде в роду Стууре - власть Ингвара, притесняемая его братьями Вестмаром и Скагольдом, а также его дядей Бриньофом, не поддерживающих отношения с Рэнгвольдом и попадание Ингвара в зависимость от старого ярла. В ходе переворота власть над Брённенсундом захватывает Вестмар. Ингвар преклоняет колено перед Рэнгвольдом и в битве при Хьорби одерживает победу над Бриньофом. Триумфальное вступление в освобожденный Брённенсунд оборачивается трагедией и внезапной смертью Ингвара от рук Вестмара. Новый ярл приносит присягу Бергтору Ярнхофлингу.

В 1087 под давлением совета Рэнгвольд Хофлинг заканчивает войну, склонившись перед конунгом. Последним походом Турне Ворон распахивает двери перед войском конунга и принимает присягу, так и не участвовав в войне Шести Родов.

– Аббат Брандон Кнутсон из Вадстенкского аббатства

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 13
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 7307

Лучшие авторы в этой теме

  • Falcssonn

    4

  • mr_john

    3

  • Enmergal

    3

  • DrowRanger

    2

  • Alterus

    1

  • VIREX

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...