Азиатская Литва и европейская Москва - Страница 2 - Древняя Русь - Strategium.ru Перейти к содержимому

Азиатская Литва и европейская Москва

Рекомендованные сообщения

belogvardeec

Азиатская Литва и европейская Москва

8265ce0d9bf7.jpg

Один из краеугольных камней белорусского национализма — миф о Великом княжестве Литовском как об эталонном европейском государстве. Наследуя польской традиции, белорусские националисты противопоставляют европейское ВКЛ азиатской Московии, которая якобы подверглась в XIII–XV веках тотальному «отатариванию» и утратила европейский культурный облик.

читать далее...Нажмите здесь!
 

Дихотомия «европейское ВКЛ/азиатская Москва» была характерна для белорусского национального проекта с самого начала: ещё классик белорусской литературы Максим Богданович писал, что благодаря нахождению в составе Литвы «белорусы не подвергались воздействию татарщины, как великорусы» и «развивались на старом корне». В постсоветский период фетишизация ВКЛ достигла апогея, оформившись в идеологию литвинизма.

Реальные исторические факты плохо соотносятся с представлениями «свядомых беларусаў» об эталонной европейскости ВКЛ.

Начнём с того, что в XIV–XVI веках литовские князья владели южнорусскими землями в качестве вассалов татарских ханов, выплачивая им дань и получая от них ярлыки на княжение. Последний ярлык от татарского хана великий князь литовский и король польский Сигизмунд II получил в 1560 году, а московский князь — в 1432-м.

Следующий примечательный факт: литовские князья активно привлекали на свою территорию татар из Крыма и Поволжья и обеспечивали им самые комфортные условия.

Известный русский тюрколог Антон Осипович Мухлинский писал:

История Великого княжества Литовского в своё время представляет нам необыкновенное событие. Когда вся Европа вооружилась мечом и ненавистью против мусульман, тогда благоразумная политика государей литовских с любовью и гостеприимством приглашала в свои владения татар, которые принуждены были от стечения разных обстоятельств оставлять свою родину и добровольно переселялись в Литву. Здесь-то именно мудрая предусмотрительность литовских государей наделяла татар землями, покровительствовала их вере и, в последствии времени, сравняла их с туземными дворянами, избавив от всех почти налогов…

На Руси все пленные принадлежали или великим князьям и царям, или частным лицам: к первой категории относились именно цари и мурзы татарские; пленный же мусульманин, бывший в частном владении и не принявший православие, находился в полном рабстве. Витовт, напротив, жаловал им земли, определив только пожалованному обязанность являться на военную службу… Он также поселял их в городах; а на Руси не допускали татар селиться в городах… Он также освободил поселённых татар от всяких платежей, податей и поборов. Наконец, дозволил им свободу их вероисповедания, не принуждая их переменить религию и даже скрываться с её обрядами. Таким способом они [татары] пользовались всеми правами гражданства и жили в Литве, как будто на родине, со своею верою, языком и обычаями («Исследование о происхождении и состоянии литовских татар». Санкт-Петербург, 1857 г).

Выходцы из Крыма и Поволжья, жившие в Великом княжестве Литовском, а позже — в Речи Посполитой, со временем образовали самостоятельную этнотерриториальную общность, которую сегодня во всём мире обозначают термином «литовские татары», а в Белоруссии — «белорусские татары». На протяжении веков основным занятием литовских татар была военная служба. Они составляли значительную часть конных войск ВКЛ. Так, немецкие хроники, объясняя причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом (1410 г.), указывают на большое количество татар на стороне литовского князя Витовта — от 20 до 40 тысяч человек. Хроники отмечают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина.

020b38984eb7.jpg

литовские татары

В XVI–XVII веках в Речи Посполитой (частью которой в 1569 году стало ВКЛ) жили, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч татар. Бо́льшая часть из них обосновалась на территории сегодняшней Белоруссии. Несмотря на свою многочисленность, татары Белой Руси довольно быстро подверглись языковой ассимиляции — перешли со своих тюркских диалектов на западнорусский язык, который записывали при помощи арабского алфавита. Такие тексты получили название «китабы».

Любопытно, что «белорусский арабский алфавит» многие лингвисты считают наиболее подходящим для записи белорусского литературного языка. Как отмечает витебский учёный В. Нестерович, в текстах, записанных арабским письмом, «полнее, чем в рукописях, созданных кириллицей, отразились фонетические особенности белорусского языка. Язык китабов отличается от языка древних белорусских письменных памятников, он ближе к белорусскому народному языку. В текстах отразились белорусская лексика, фразеология, белорусский синтаксис. С помощью арабской графики, приспособленной к белорусской фонетике, более точно, по сравнению с кириллическими письменными памятниками, передаются некоторые звуковые особенности белорусского языка». Совет свядомым товарищам: скорее переводите белмову на арабский алфавит.

4a2e30e8383f.jpg

Флаг литовских татар, до смешного похожий на БЧБ — флаг белорусский националистов

Главным этническим маркером литовских татар был ислам, к которому в ВКЛ и Речи Посполитой относились весьма толерантно. Первая мечеть в Минске появилась в 1599 году (в Москве — в 1744-м). К XVII веку мечети действовали в Гродно, Новогрудке, Заславле и некоторых других белорусских городах.

Город Ивье, расположенный на западе Гродненской области, до сих пор считается «татарской столицей» Белоруссии, там в основном живут потомки литовских татар. Примечательно, что в Ивьевском районе родился патриарх современного белорусского национализма Зенон Позняк, тоже имеющий татарские корни.

d566212b077e.jpg

Зенон Позняк — главный белорусский борец с «московской Ордой»

В исторической литературе белорусских татар обычно изображают горячими патриотами Речи Посполитой, что, в общем-то, соответствует действительности. «Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей, — пишет белорусский учёный татарского происхождения Ибрагим Конопацкий. — Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества». Упомянутые Юсуф Беляк и Якуб Ясинский в 1794 году до последнего защищали Варшаву от русских войск под командованием Александра Васильевича Суворова.

Ещё одна характерная азиатская черта Речи Посполитой — идеология сарматизма, которая начиная с XVI века приобрела огромную популярность в шляхетской среде. Согласно ей, польско-литовские шляхтичи считались не славянами (как их холопы), а потомками сарматов — древних степных кочевников. Сарматизм привнёс в культуру Речи Посполитой черты азиатской эстетики, что отчётливо выделило её среди других культур Европейского континента.

В частности, специфика польско-литовской культурной традиции нашла отражение в сарматских портретах XVI–XVIII веков. На них ясновельможные паны изображались в нарочито восточной одежде: жупанах и контушах с цветастыми поясами. Прототипами столь любимых белорусскими самостийниками слуцких поясов были пояса, привезённые из Османской империи и Персии, их производство на территории Белоруссии наладил турецкий мастер армянского происхождения Ованес Маджаранц.

В Российской Империи, в отличие от Речи Посполитой, представители высшего сословия позировали для портретов так, как это было принято во всей остальной Европе, без сарматской азиатчины — изображать дворян в татарской одежде никому бы просто в голову не пришло. Может быть, в том числе и по этой причине евразийское польское недоразумение с его особой шляхетско-сарматской духовностью так легко поделили между собой взрослые европейцы.

Мечтания полуобразованной самостийной интеллигенции о рыцарях и замках — это одно. Реальная история — совсем другое, и она недвусмысленно показывает, что «эталонная европейскость» ВКЛ преувеличена раз в десять. Поэтому, когда очередной литвин в следующий раз начнет кривляться перед вами и строить из себя «настоящего европейца», просто расскажите ему про литовских татар и сарматизм. Гарантируем — вашего собеседника тут же увезут на «скорой» с подозрением на разрыв шаблона.

Текст: Кирилл Аверьянов-Минский

знатно протроллил "великих лицвинов" - СиП) :D

[Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Falcssonn
Байки? Серьезно? Давай посмотрим на небайки. С датами и ссылками плиз.

С последней четверти XII века многие княжества, граничащие с Литвой (Городенское, Изяславское, Друцкое, Городецкое, Логойское, Стрежевское, Лукомское, Брячиславское), покидают поле зрения древнерусских летописцев. Согласно «Слову о полку Игореве», городецкий князь Изяслав Василькович погиб в бою с Литвой (ранее 1185 года). В 1190 году Рюрик Ростиславич организовал поход против Литвы в поддержку родственников своей жены, пришёл в Пинск, но из-за таяния снегов дальнейший поход пришлось отменить. В 1198 году под контроль Литвы переходит Полоцк, с этого времени Полоцкая земля становится плацдармом для экспансии Литвы на север и северо-восток. Начинаются литовские вторжения непосредственно в новгородско-псковские (1183, 1200, 1210, 1214, 1217, 1224, 1225, 1229, 1234), волынские (1196, 1210), смоленские (1204, 1225, 1239, 1248) и черниговские (1220) земли, с которыми Литва не имела общих границ. Новгородская первая летопись под 1203 годом упоминает о сражении черниговских Ольговичей с Литвой.

Осенью 1238 или зимой 1239 года из контролируемого в тот момент Михаилом Черниговским Галича был проведён поход на Литву с участием его старшего сына Ростислава и галицких войск, с которым Л. Войтович связывает гибель двух чернигово-северских князей: Михаила — сына Романа Игоревича и Святослава Всеволодовича — внука Владимира Игоревича. После похода Ростислав бежал в Венгрию, потеряв Галич.

После монгольского нашествия на Северо-Восточную Русь, чьё войско погибло в битве на Сити, литовцам удалось занять какую-то часть смоленских земель. Из Смоленска они были изгнаны в 1239 году Ярославом Владимирским, который на смоленское княжение, возможно, пустовавшее после смерти Святослава Мстиславича (ок.1238), посадил Всеволода Мстиславича.

В 1248 году в битве с литовцами на реке Протве погиб Михаил Ярославич Хоробрит, князь московский, овладевший владимирским престолом. В 1258 году литовцы разорили окрестности Смоленска и Торжка.

На юге уже в 40-е годы XIII века литовцы начинают набеги на Приднепровье, литовский князь Миндовг в 1248—1254 ведёт продолжительную борьбу с князем Даниилом Галицким. После заключения мира сын Даниила Роман получил от Миндовга Новогрудок. В 1255 году в отместку за то, что галицкие войска достигли успехов в киевских землях ещё до подхода литовской помощи, литовцы ограбили окрестности Луцка. Накануне совместного галицко-ордынского похода на Литву в 1258 году Роман Данилович был захвачен литовцами и вскоре убит. В 1278 и 1277 годах галицко-волынские князья вместе с ордынцами вновь вторгались на территорию Литвы.

Литовский князь Гедимин в первой четверти XIV века присоединил к своим владениям княжество Пинское, совершил удачные походы на Владимир-Волынский и Киев, одержав победу над русскими князьями (в том числе брянским) в битве на реке Ирпени. Гедимин женил своего сына Любарта на дочери последнего волынского князя Андрея Юрьевича, что дало возможность Любарту впоследствии претендовать на Волынь.

Ссылка на комментарий

Dart An'ian
С последней четверти XII века многие княжества, граничащие с Литвой (Городенское, Изяславское, Друцкое, Городецкое, Логойское, Стрежевское, Лукомское, Брячиславское), покидают поле зрения древнерусских летописцев.

Эт само збс. Но очень интересно про вопрос о динбраках отвечать летописями вне вкл.

Ссылка на комментарий

Falcssonn
Эт само збс. Но очень интересно про вопрос о динбраках отвечать летописями вне вкл.

Выкаэль немного после XII века то была.

Зато литовцы существовали и до него.

Но очень интересно про вопрос о динбраках отвечать летописями вне вкл.

Я что должен динбраки тебе доказывать :lol:

Это ты в скайпике пугал меня историями о мирной экспансии литовцев.

Изменено пользователем Rechte
Ссылка на комментарий

Dart An'ian
Выкаэль немного после XII века то была.

Зато литовцы существовали и до него.

Большего я и просить не мог.

Ссылка на комментарий

Александрович


 ! 

Пользователь Dart An'ian получает предупреждение, Закон №1, Статья №2 (Провокация)
 
Ссылка на комментарий

Falcssonn
Большего я и просить не мог.
Я окончательно перестал тебя понимать.
Ссылка на комментарий

BadHamster
Статуты, книгопечатание, Ренессанс. Всего этого в Московии либо не было, либо оно пришло туда с опозданием.

Ага. С опозданием. В Европе появилось книгопечатание еще в 14 веке, массово печатать стали в начале 15. В 1522 году Франциск Скорина начинает печатать свои книги в Вильне, в 1564 выходит первая печатная книга в Русском царстве "Апостол".

Теперь посчитаем, за сколько это новинка попала из Германии в Литву.

1522-1448( изобретение наборного шрифта Гутенбергом)=74 года.

Если хочется, чтобы именно соседние страны, то

1522-1473 ( начало книгопечатания в Польше)=49 . У самой Польши на заимствование ушло 25 лет. Тут очень помогла католическая вера и латиница.

Смотрим, за сколько же эта технология попала в Русское царство.

1564-1522=42 года. И где мы тут видим невероятную отсталость? Лишь постепенное распространение технологии на восток.

Изменено пользователем BadHamster
Ссылка на комментарий

Dart An'ian
Я окончательно перестал тебя понимать.

А от тебя я и не ждал.

Ссылка на комментарий

Falcssonn
А от тебя я и не ждал.

Тебя понимают только Кали и выпившие 3-4 бутылки джина штоль?

Ссылка на комментарий

Александрович


 ! 

Завязываем с личными разбоками в теме и офф-топом.
 
Ссылка на комментарий

BadHamster

Да пусть ругаются, обычный спор адыга с белорусом.

Ссылка на комментарий

Dart An'ian
Тебя понимают только Кали и выпившие 3-4 бутылки джина штоль?

Нет.

Ссылка на комментарий

Александрович
Да пусть ругаются, обычный спор адыга с белорусом.

Пусть ругаются, но не здесь а в РАДе, или верховной раде.

Ссылка на комментарий

Александрович
Дарт, иди в политический, не надо тебе тут тусить.

двери исторического открыты для всех.

Ссылка на комментарий

Нехлеб

Бред какой-то. Добрососедство с татарами это не азия. И терпимость к их культуре как раз-таки указывает на европейскость менталитета князей литовских. Арабские белорусские алфавиты как раз-таки символ того, что татары полностью ассимилировались. Или приняли новую родину.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 36
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 4319

Лучшие авторы в этой теме

  • Dart An'ian

    10

  • belogvardeec

    6

  • Falcssonn

    6

  • Александрович

    5

  • UBooT

    2

  • BadHamster

    2

  • nelsonV

    1

  • Zdrajca

    1

  • Адмирал

    1

  • Ragvalod

    1

  • Martell

    1

  • Нехлеб

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...