Роман Кушнир

Почему первые МП-игры - лучшие.

43 сообщения в этой теме

Рекомендованные сообщения

Роман Кушнир

        Как несложно заметить по моей подписи, в текущий момент, я веду игру по Стелларису, а если присмотреться, то игра начнется буквально сразу после того, как выйдет и будет скачана игроками, без времени на одиночный прогон. Точно также, я делал и с Европой 4 - игра с места в карьер, прямо через час после релиза. В этот раз большую часть игроков отъела другая игра, Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. - добротно организованная фанка, с ежедневной игрой по паре часиков, со строительством домиков и аккуратным изучением, как и чего в игре. Сразу хочу сказать, я совершенно ничего не имею против - серпенскёрт все правильно сделал - меня скорее удивляет, насколько люди стремятся избежать ошибок и играть "правильно".

        Свою первую МП-игру в День Победы 2 (Hearts of Iron 2) я сыграл в 2008-м. Прошло аж восемь лет, а я до сих пор помню, как, играя за Британию, тайно расположил танковые части на юге Франции и в "час Ч, день Д" решительно и внезапно атаковал через Пиренеи, где итальянские фашисты, засевшие в Испании менее всего ожидали меня видеть. Победоносно пройдя сквозь всю Испанию, британские танки пришли на помощь осажденному Гибралтару и соединились с высадившимися в Португалии частями десанта, окружив и уничтожив итало-немецкую группировку.

        В своей первой игре в Европу 3 на моде ДАМП я играл на Бургундии и занимался тем, что поддерживал в Европе баланс сил, стараясь недопустить усиления Турции или Германии. Это была, наверное, самая эпическая, в плане дипломатии игра, за весь мой опыт, кончившаяся предательством Англии и разгромом моей коалиции турецкими силами.

        В упоминавшейся выше игре в Европу 4, я сел на Византию (!) и умудрился в мультиплеере, засоюзившись с венецианцами, которым я уже не помню, что посулил, воссоздать Византийскую империю.

        Я мог бы играть "правильно". Не гонял бы танки по второстепенному испанскому фронту, а послал бы их на север Франции. Вместо того, чтобы играть за Бургундию, договорился бы с Германией и перекатнулся бы в Нидерланды, заимев надежный тыл. Сел бы на Османскую империю, вместо двухпровинчатой Византии и всех бы нагнул (она тогда ужасно имбовой была). Я не знал, как играть правильно. Я погнал танки в горы в ДП2, я сделал унылую Византию, вместо имбовой Турции в Европе 4, а в ДАМПе я вообще проиграл в итоге. Во всех этих партиях я наделал кучу ошибок.

        И это было круто.

        Потому что больше такого не было. К сожалению или к счастью, каждая проведенная игра дает вам опыт: знание механики игры, выигрышных тактик и стратегию победы. Спросите меня, где нужно строить сталелитейные заводы за Россию в Виктории 2 и я вам сразу отвечу - в Луганске, ибо самая крупная прова с углем, дающим +12,5% к выработке стали. Еще подскажу, что нужно со старта поднимать налоги до упора или проиграть войну, дабы вкачать агру, чтобы как можно быстрее провести медреформы. Резумеется, те, кто, как и я, наиграли десятки партий скажут вам тоже самое - и вот уже игра сводится к тому, кто лучше выполнил "правильный" алгоритм действий. Кстати, то же относится и к людям, с которыми вы играете. Наиграв с людьми несколько игр, вы уже знаете, кто из них хорош, а кто не очень, кто держит слово офицера, а кто воткнет нож в спину при первой возможности, вы понимаете их характер и учитываете его при планировании стратегии.

        Прелесть первых игр в том, что в них нет понимания алгоритма, а вокруг вас куча незнакомых людей, от которых можно ждать чего угодно. Поймите правильно, я за то, чтобы перед тем, как приступить к игре, понять какие кнопки жать, но когда люди, стремясь избежать "нубских" ошибок перед тем, как приступить к "серьезной" игре, садятся тренироваться на кошках или вусмерть задрачивают синглплеер, держа под рукой десяток мануалов - они добровольно лишают себя удовольствия ошибиться, удовольствия сделать нечто совершенно безумное, первым, среди игроков, открыть в игре что-то невероятное. С каждой следующей игрой ошибок и открытий будет меньше, а верных алгоритмов - больше. Именно в самой первой игре, когда никто ничего не знает и не умеет, вы можете сделать то, что не сделаете больше никогда. И неважно, что вы сделаете глупость, что ошибетесь, что проиграете (а скорее всего так и будет).

        Потому что хорошая игра - это хорошая история. Не идеально проведенная, не выигранная, а та, про которую вы можете вспомнить через годы и рассказать, как послали танки генерала Александера на помощь Гибралтару.

Изменено пользователем Роман Кушнир

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Закреплённое сообщение
    Роман Кушнир
    Да, ты прав, первые игры зачастую повеселее, но касательно Стеллариса - по первому взгляду и опыту игра нмного более вариативная, чем предыдущие игры парадоксов, причины я думаю понятны. Фейлы будут, это точно.

    По-моему все та же Европа, но в космосе.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Treml

    Верно написано. В первые партии игра похожа на обычное рубилово с друзьями, что весело и прикольно, а дальше уже начинается лютейшее задротство. Не то чтобы это было бы так уж плохо, но играя в мультиплеер парадоксостратегий ожидаешь нечто отличное от второго старкрафта, где всё решает доскональное знание механики. Туда же приплетается крайнее манчкинство, когда игрок ну ОЧЕНЬ хочет победить, из-за чего возникают сперва крайне нелогичные альянсы (когда конкурирующие соседи решают обезопасить тылы и сосредоточится на каком-либо одном противнике), а потом уже в кратчайшие сроки возникают огромнейшие коалиции, приводящие к Первой Мировой Войне в XV веке. Туда же идет юзанье различных эксплойтов и тому подобное. А в свою очередь, единственный шанс выстоять против манчкинов — самому стать манчкином и самому создать свою гигантскую коалицию. Досадно, но имеем, что имеем.

    В итоге мультиплеер оказывается довольно сомнительным развлечением, хотя иногда всё равно доставляет. Решаема ли проблема? Едва ли, разве что играть только по первым разам, либо каким-либо образом вносить в игру ролеплейную составляющую (что сложно и вряд ли нужно), чтобы всё не сводилось только к глобальному доминированию.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    MorS

    Замечательная статья Романа, финальную фразу которой можно смело брать эпиграфом к собранию варгеймовских мемуаров.

    Потому что хорошая игра - это хорошая история. Не идеально проведенная, не выигранная, а та, про которую вы можете вспомнить через годы и рассказать...

    Не смотря на то, что во многом с автором согласен, постараюсь немного реабилитировать МП-потоковый. То есть конечно да, самая первая мп-игра в незнакомой компании - верх великолепного фана и непредсказуемости (причем в первую очередь непредсказуемости от самого себя). Но во второй, в третьей и в пятой играх тоже есть интерес. Только интерес смещается от игровых вопросов в сторону людей.

    Когда игрок высчитывает по месяцам все свои действия, когда изучается wiki с точностью до параметров МТТН, когда подстраивает под себя ход игры (например в UE3 начинает Реформацию с самого себя ради бонусов), то это уже порог - для всех остальных он в лучшем случае задрот, в худшем - читер. Но если состав партии равномерный и идет борьба сведущего со сведущим, то исход решает не шахматная ошибка, нет. Победу даёт еще более верный расчет чем у врага, и интуитивный выбор того самого момента, когда игра переходит от предсказуемого положения (экономики, армии) к нестабильности. Вот в такой момент снова возвращается ощущение первой игры, и видно кто есть кто. Кто боится отойти от своих рассчитанных планов и нарушить единственно безошибочное развитие (если оно вдруг перестаёт приносить победу), а кто готов поставить на карту всё.

    Если состав неравномерный: 2-3 манчера среди новичков/среднячков, то с одной стороны ясно кто затащит, а с другой стороны никакие расчеты и знание механик не спасут от провала дипломатии. Кто не может в дипломатию, тому в лидеры непросто.

    Когда все очень хорошо знают мат. часть, тогда самое интересное переносится на дипломатию. и интриги. Играя "в людей" очень сложно сделать 100% расчет, подготовить шпаргалку развития и подсчитать МТТН людского коварства. Просто в таких играх как ДП3 с оч. линейным сценарием влияние людей практически нулевое, а в EU со свободным развитием - как людей сыграешь, так уже и развивать страну на стратегических временных отрезках. Это я веду к тому, что в некоторых играх, даже при тотальном знании механики игры, каждый раз будет получаться новый расклад по людям (если они все достаточно умелые и адекватные) и, соответственно, новая история сложится.

    Только вот люди очень непостоянный в качестве модификатор))) Из-за этого и от первой самой игры могут быть очень плохие впечатления.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    sofat

    Ересь, сингл задроты, которые знают механику игры, приходят в мп и сливаются как раки, после чего уходят получать очередную ачивку в сингле и гнуть ИИ, т.е. возвращаются в комфортные условия, где все подчинено известным им алгоритмам. И самая главная проблема сингл "мастеров", что до этого они имеют дело лишь с ИИ, а в МП, внезапно, нужно уметь общаться с людьми.

    так что да

    сингл для тех, кто не может
    Изменено пользователем sofat

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Iviom
    Ересь, сингл задроты, которые знают механику игры, приходят в мп и сливаются как раки, после чего уходят получать очередную ачивку в сингле и гнуть ИИ, т.е. возвращаются в комфортные условия, где все подчинено известным им алгоритмам. И самая главная проблема сингл "мастеров", что до этого они имеют дело лишь с ИИ, а в МП, внезапно, нужно уметь общаться с людьми.

    так что да

    Фигня. Половина успешности в МП это уметь правильно развивать страну в реалиях МП(т.е. больше войск, меньше экономики). Вторая половина - собрать более сильную каточку чем у соседа и попилить его. Ну и как бонус - уметь врать и кидать союзников без угрызений совести.

    Изменено пользователем Iviom

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    sofat
    Фигня. Половина успешности в МП это уметь правильно развивать страну в реалиях МП(т.е. больше войск, меньше экономики). Вторая половина - собрать более сильную каточку чем у соседа и попилить его. Ну и как бонус - уметь врать и кидать союзников без угрызений совести.

    авторитетное мнение успешного игрока в мп :lol:

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Mr Grave
    Фигня. Половина успешности в МП это уметь правильно развивать страну в реалиях МП(т.е. больше войск, меньше экономики). Вторая половина - собрать более сильную каточку чем у соседа и попилить его. Ну и как бонус - уметь врать и кидать союзников без угрызений совести.

    Как там в нулевых?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Роман Кушнир
    нужно уметь общаться с людьми

    Да с ними бы еще неплохо и воевать уметь, лол. И сингл дает лишь поверхностное понимание механики, ввиду того, что там не требуется напрягаться. Сингл прощает ошибки, МП - нет.

    В статье речь сугубо об МП.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • sofat
    Да с ними бы еще неплохо и воевать уметь, лол. И сингл дает лишь поверхностное понимание механики, ввиду того, что там не требуется напрягаться. Сингл прощает ошибки, МП - нет.

    В статье речь сугубо об МП.

    Видимо я неочень, ибо до сих пор гну лишь с поверхностным знанием механики, ибо мне не интересно задрачивать на циферки.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Роман Кушнир
    Видимо я неочень, ибо до сих пор гну лишь с поверхностным знанием механики, ибо мне не интересно задрачивать на циферки.

    Кто говорит о циферках?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Iviom
    авторитетное мнение успешного игрока в мп :lol:

    Авторитетное мнение игрока, сидящего только в EU4.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Роман Кушнир
    Авторитетное мнение игрока, сидящего только в EU4.

    Ну так, он же сам сказал, что не очень.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Dart_Evil
    Замечательная статья Романа, финальную фразу которой можно смело брать эпиграфом к собранию варгеймовских мемуаров.

    Не смотря на то, что во многом с автором согласен, постараюсь немного реабилитировать МП-потоковый. То есть конечно да, самая первая мп-игра в незнакомой компании - верх великолепного фана и непредсказуемости (причем в первую очередь непредсказуемости от самого себя). Но во второй, в третьей и в пятой играх тоже есть интерес. Только интерес смещается от игровых вопросов в сторону людей.

    Когда игрок высчитывает по месяцам все свои действия, когда изучается wiki с точностью до параметров МТТН, когда подстраивает под себя ход игры (например в UE3 начинает Реформацию с самого себя ради бонусов), то это уже порог - для всех остальных он в лучшем случае задрот, в худшем - читер. Но если состав партии равномерный и идет борьба сведущего со сведущим, то исход решает не шахматная ошибка, нет. Победу даёт еще более верный расчет чем у врага, и интуитивный выбор того самого момента, когда игра переходит от предсказуемого положения (экономики, армии) к нестабильности. Вот в такой момент снова возвращается ощущение первой игры, и видно кто есть кто. Кто боится отойти от своих рассчитанных планов и нарушить единственно безошибочное развитие (если оно вдруг перестаёт приносить победу), а кто готов поставить на карту всё.

    Если состав неравномерный: 2-3 манчера среди новичков/среднячков, то с одной стороны ясно кто затащит, а с другой стороны никакие расчеты и знание механик не спасут от провала дипломатии. Кто не может в дипломатию, тому в лидеры непросто.

    Когда все очень хорошо знают мат. часть, тогда самое интересное переносится на дипломатию. и интриги. Играя "в людей" очень сложно сделать 100% расчет, подготовить шпаргалку развития и подсчитать МТТН людского коварства. Просто в таких играх как ДП3 с оч. линейным сценарием влияние людей практически нулевое, а в EU со свободным развитием - как людей сыграешь, так уже и развивать страну на стратегических временных отрезках. Это я веду к тому, что в некоторых играх, даже при тотальном знании механики игры, каждый раз будет получаться новый расклад по людям (если они все достаточно умелые и адекватные) и, соответственно, новая история сложится.

    Только вот люди очень непостоянный в качестве модификатор))) Из-за этого и от первой самой игры могут быть очень плохие впечатления.

    Только вот в МП постоянно одни и те же лица, и их игру можно всегда просчитать.

    Например то что я развалюсь об ИИ kappa

    p.s. Виа милитера еще жива? О_о, помню в 2010 состоял в клане, в TW Наполеон тогда играл, Йоменом правда только стал... Кинь ссылку на клан в лс плиз)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • sofat
    Авторитетное мнение игрока, сидящего только в EU4.

    "Не могу воевать и говорить" (с) Iviom

    З.Ы. МП вики и хои3 было мертвое, судя по всему хои4 ничего не изменит, имхо.

    Изменено пользователем sofat

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Mr Grave
    "Не могу воевать и говорить" (с) Iviom

    З.Ы. МП вики и хои3 было мертвое, судя по всему хои4 ничего не изменит, имхо.

    Ну Вика-то вполне живая, даже сейчас, а хои 3 - для конченых, это очевидно.

    Ивиом и Кушнир - отжившие свое динозавры, не мешай им пытаться создать иллюзию, что они там что-то еще могут^^

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • Iviom
    Ну Вика-то вполне живая, даже сейчас, а хои 3 - для конченых, это очевидно.

    Ивиом и Кушнир - отжившие свое динозавры, не мешай им пытаться создать иллюзию, что они там что-то еще могут^^

    Ты кто вообще?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Faponsko
    Ты кто вообще?

    >Говорить об МП в парадоксо-стратегиях

    >Не знать Грейва

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    CrimeanMan
    Ты кто вообще?

    Никто, петух живущий на задворках цивилизации.

    Изменено пользователем lord777140

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Mr Grave
    >Говорить об МП в парадоксо-стратегиях

    >Не знать Грейва

    Не знаю кто ты, но ЧСВ поднялось на полшишечки.

    Ивиом, когда-то мы играли в Вику, на этом наше общение закончилось.

    К счастью.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
  •  · Достижения

  • Достижения

  • MorS
    Только вот в МП постоянно одни и те же лица, и их игру можно всегда просчитать.

    Например то что я развалюсь об ИИ kappa

    p.s. Виа милитера еще жива? О_о, помню в 2010 состоял в клане, в TW Наполеон тогда играл, Йоменом правда только стал... Кинь ссылку на клан в лс плиз)

    Это да, я был эпично предан дважды одним и тем же игроком. ничему жизнь не учит. От таких "знаний" о примелькавшихся оппонентах может спасти только верная пропорция "свежей крови" и нетривиальная рассадка.

    p.s. VM живее всех живых, и Наполеон тоже жив. В ру-сообществе часть кланов в анабиоз впала: и USSR, и CW, и EoS, и IMP, и т.д., а мы не спим - в Ваху играем))

    В лс отвечено.

    Изменено пользователем MorS

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Присоединиться к обсуждению

    Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

    Гость
    Ответить в тему...

    ×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

      Only 75 emoji are allowed.

    ×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

    ×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

    ×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу

    • Модераторы онлайн

      • alexis
      • Александрович
      • simonov-89