Технопанки как сеттинг и стиль в кино и играх - Ролевые игры (RPG) - Strategium.ru Перейти к содержимому

Технопанки как сеттинг и стиль в кино и играх

Технопанки как сеттинг или стиль в кино и играх  

7 голосов

  1. 1. Какой технопанк вам больше нравится и почему?

    • Стоунпанк (Stonepunk) — Каменный век. Простейшие технологии на основе бамбука и, собственно, камня. Пример: "Флинстоуны"
    • Бронзпанк/Айронпанк (Bronzepunk/Ironpunk) — Бронзовый век. То же, что и стоунпанк, но люди в совершенстве освоили добычу и обработку металлов. Пример: Двемеры из Морровинда
    • Сандалпанк (Sandalpunk) — Античность. Дерево, металлы (преимущественно золото), шестерни, своеобразная пышность и утопичность. Грубо говоря, это стимпанк во времена античности. Пример: мультфильм "Атлантида: Затерянный мир"; игра "Age of Mythology"
    • Кэндлпанк/Миддлпанк/Плэгпанк (Candlepunk/Middlepunk/Plaguepunk) — Средневековье. Суть этого жанра описана чуть выше. Примеры: игра "Strife", серия LEGO Nexo Knights
    • Клокпанк (Clockpunk) — эпоха Возрождения. Мир, в котором люди не дошли до пара, но вовсю пользуются шестернями и пружинами. Примеры: серия книг "Emberverse" и отечественный мультфильм "Шкатулка с секретом"
    • Стимпанк (Steampunk) — Викторианская эпоха. Паровые двигатели, дирижабли, высокая детализация всего и вся, шестерни и насосы. Второй по популярности жанр после киберпанка. Примеры: "Ночь Морлоков", игры "Syberia" и "Arcanum"
    • Теслапанк (Teslapunk) — альтернативный вариант стимпанка, ключевую роль в котором играет электричество. Представляет из себя намного более мрачный мир, тесла-катушки на каждом углу и электрические пушки и дубинки у доблестных полицейских. Пример: игра "Dishonored"
    • Дизельпанк (Dieselpunk) — 20-50-е годы XX века. "Ревущие двадцатые" как они есть - громоздкая техника, пулемёты, пропеллеры и металлическая цветовая гамма. Существует несколько поджанров: Оттенсианский дизельпанк (Ottensian Dieselpunk), представляющий собой утопические идеалы промышленной революции, и Декопанк (Decopunk), архитектурный стиль с элементами "ар-деко": гладкими и обтекаемыми зданиями. Примеры: фильм "Метрополис" и "Небесный Капитан и мир будущего"
    • Атомпанк (Atompunk) — 50-60-е. Мир, в котором ядерная энергия стала использоваться повсеместно, как в промышленности, так и в быту. Также иногда жанр называют "Рейгановской готикой". Нередко граничит с пост-апокалипсисом, потому что от холодной войны никуда не деться. В таком случае, атомпанк как довоенное время приобретает утопические черты. Примеры: серия игр "Fallout"
    • Транзисторпанк (Transistorpunk) — 60-е. Шпионская атмосфера, переключатели, провода, различные гаджеты, радиооборудование и психоделики. Примеры: серии флэш-игр Covert Front (действие разворачивается в альтернативном начале двадцатого века) и Submachine (хороший пример синтеза многих стилей с древней культурной эстетикой и уникальными технологиями)
    • Киберпанк (Cyberpunk) — мрачное кибернетическое будущее: импланты, андроиды, цифровые наркотики и всеобщее угнетение. Считается основоположником всех панков. Примеры: "Нейромант", "Бегущий по лезвию", "Джонни Мнемоник", серия игр "System Shock"
    • Посткиберпанк (англ. Postcyberpunk) опровергает прежние представления об ужасах будущего, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы не так мрачно, как это преподносится киберпанком, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка. Пример: аниме-сериал "Призрак в доспехах"
    • Нанопанк (Nanopunk) — альтернативный вариант киберпанка, где балом правят нанотехнологии. Нанороботы и модификации тела на молекулярном уровне - вполне обыденные вещи в таких мирах. Примеры: "Рибофанк", "Алмазный век", серия игр Metal Gear Solid
    • Биопанк (Biopunk) — мир победивших биотехнологий. Здесь каждый человек может манипулировать с ДНК, а влиятельные корпорации с радостью применяют биологическое оружие, например, зомби-вирус. Особое значение имеет выведение новых видов и органические тенхологии в целом. Примеры: "Гаттака", серия игр "Resident Evil", "Scorn", "Bioshock"
    • Утильпанк (англ. Salvagepunk) показывает антиутопический, постапокалиптический мир с новым взглядом на старые вещи, ценность которых определяется не деньгами, а функциональностью и подвластностью переделке. Пример: трилогия "Безумный Макс"; "ВАЛЛ-И"


Рекомендованные сообщения

Технопанк — это жанр, в котором определяющую роль играет особенный стиль и уникальные технологии. В отличие от таймпанков (временных панков), акцент здесь делается конкретно на технологиях той или иной эпохи, а не атмосфере самой эпохи, поэтому действия могут этих происходить хоть в 1500, хоть в 2100 году. Так как панк - это всё-таки фантастика, все технологии в таких жанрах должны быть хорошо освоены и возведены в абсолют, но в то же время являться чем-то обыденным. К примеру, "панк" в условиях средневековья (кэндлпанк, о нём ниже) — это не просто мрачная историческая повесть, а мир, в котором бронетехника закована в латы, по небу летают каменные замки, а рыцари круглого стола носят силовые мечи и винтовки. Тем не менее, сейчас технопанки считаются просто стилями, эволюционировав из литературных жанров. Это и есть их главная проблема: стиль есть, а цельных произведений по мотивам нет, ибо подавляющее большинство из них было придумано для настольных игр. Прежде всего мы рассмотрим эстетику каждого стиля.

 

Откуда это всё взялось?

Началось всё в 1983 году, когда американский писатель-фантаст Брюс Бетке дебютировал рассказом с довольно незатейливым названием. Он так и назывался — Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , от комбинации двух английских слов: "cybernetics" (кибернетика) и "punk" (мусор). По последнему слову можно понять, что мир киберпанка не обделён грязью разных сортов: улицы, вечная пасмурная погода и, конечно же, сами люди. Каноничный киберпанк представляет из себя мрачную антиутопию в оболочке ретрофутуризма. Искусственный интеллект, правящие миром корпорации, огромный уровень преступности, протезы и компьютер в мозгу у каждого бомжа, вынужденного влачить своё жалкое существование в этом жестоком мире — это и есть киберпанк. Жанр был построен на противоречивости и описан как "high tech, low life" — высокие технологии, низкий уровень жизни. Парадоксально, но в оригинальном рассказе Бетке киберпанка не было вообще, он лишь придумал сам термин. Первым настоящим произведением в этом жанре стал роман Уильяма Гибсона Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , выпущенный в 1984 году и показавший тот самый аутентичный мир. Гибсон изобразил, какое же всё-таки страшное будущее может нас ждать. Будущее, в котором нет места состраданию, а все персонажи по-настоящему грязны и падают всё ниже и ниже, не видя смысла в дальнейшем существовании.
Вот наступил 1987 год. Именно тогда писатель Кевин Джетер, обнаружив сильные сходства в сеттингах произведений Тима Пауэрса (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), Джеймса Блэйлока (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ) и собственных работ (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), начал поиски общего термина. В апреле того же тогда он написал в редакцию научно-фантастического журнала "Locus" следующее письмо:

"…Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…"

Очевидно, что это слово оказалось лишь пародией на популярный тогда киберпанк. Хотя характерная стилистика паропанка была известна давно, ещё с XIX века, Джетер лишь придумал обобщённое определение. То есть, если Бетке придумал термин, чтобы описать ещё несуществующий жанр, то Джетер сделал это с уже известным направлением.
Черты стимпанка, в общем-то, не сильно отличаются от киберпанковых. Та же антиутопия, но вместо андроидов и аугментаций у нас тут паровые двигатели и дирижабли, а корпорации были заменены аристократией и буржуазией. С виду кажется, что стимпанк — это благородный, даже утопический жанр, полный светлых образов, но это не так. Точнее, так было не всегда. Дело в том, что с развитием жанров и самих технологий всё это стало не более чем любопытным ретрофутуризмом, окончательно трансформировавшимся в нечто совершенно иное. Жанры утратили те самые характерные черты и превратились в стили. Понятие киберпанка и стимпанка стало иметь более эстетическое и декоративное значение. Панки эволюционировали.
Всё изменилось в 2000 году. Самый конец двадцатого века ознаменовался рождением ещё десятка жанров. Steve Jackson Games, авторы GURPS — универсальной ролевой игровой системы, предназначенной для любых типов игр, в своём издании Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. открыли целую кучу стилей: стоунпанк, бронзпанк, сандалпанк, кэндлпанк и транзисторпанк для игр в соответствующих мирах. В 2001 появился термин "дизельпанк", придуманный игровым дизайнером Льюисом Поллаком как маркетинговый ход для описания своей настольной ролевой игры Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Увидев модное слово "панк", и читатели, и писатели окончательно сошли с ума и начали выдумывать всё новые и новые жанры.



Голосование проходит исключительно по вкусу голосующего. Это не голосование какой "панк" лучше всего, и не спор о том, какое произведение лучше передает стилистику "панка". Вы можете проголосовать как просто за стилистику сеттинга, так и за сюжетные возможности жанра. Допускается предложения по добавлению субпанков, если за тот или иной поджанр проголосуют более 10 человек.

_________
добавлено 4 минуты спустя

для информации

Ссылка на комментарий

Производные киберпанка — это поджанры фантастической литературы, которые возникли в связи с киберпанком или вопреки ему. Они отражают подобный киберпанку или иной мир, ориентированный на различные временные периоды и социальное устройство. С возникновением термина «киберпанк» в 1980-е годы начали появляться слова с суффиксом «-панк-» для обозначения новых, возникших или возможных поджанров научной фантастики. Ключевыми для панковых жанров являются дегуманизация и классовая борьба на фоне рывка в развитии технологий.

Наиболее известная производная стимпанк определяется как «вид технологического фэнтези», и все прочие в этой категории включают аспекты научной фантастики и исторического фэнтези . Понятием таймпанк (от англ. time — «время») объединяются те поджанры, которые моделируют мир максимального уровня развития технологий какой-либо реальной исторической эпохи и отличные от привычных законов социума. Реальность многих произведений при этом не является в прямом смысле альтернативно-исторической; действие их, скорее, происходит в нашем мире, но с криптоисторическим допущением бытования тех или иных фантастических технологий или утрированных практик.

Ретрофутуристические производные

Многие производные киберпанка ретрофутуристические, основанные либо на футуристических видениях прошлых эпох — особенно на технологиях первой и второй промышленной революций, либо на преувеличенных результатах существовавших в прошлом технологий.

Стоунпанк

Стоунпанк (англ. stonepunk: stone — камень) описывает мир каменного века, где герои живут в период неолитической революции и сооружают функциональные изобретения из пригодных для своего времени материалов.

Примеры: мультсериал «Флинтстоуны» (1960—1966), фильм Роланда Эммериха «10 000 лет до нашей эры» (2008); книги Эдгара Берроуза «Back to the Stone Age» и «The Land that Time Forgot», книга Джин М. Аул и одноимённый фильм «Племя пещерного медведя».

Сандалпанк

Сандалпанк (англ. sandalpunk: sandal — сандалий) — мир на технологиях Античности бронзового и железного веков. Могут фигурировать в произведении исторические или мифические изобретатели (Архимед, Герон Александрийский, Гефест, Дедал), аппараты и механизмы эпохи (эолипил, антикитерский механизм).

Примеры: «300 спартанцев» (2006), «Астерикс и Обеликс миссия „Клеопатра“» (2002), мультфильмы «Геркулес» (1997) и «Атлантида: Затерянный мир» (2001), сериал «Зена — королева воинов».

Миддлпанк

Миддлпанк (англ. middlepunk: Middle Ages — средние века) — мир на технологиях Средневековья. Также имеет названия Candlepunk(англ. candle — подсвечник), Castlepunk (англ. castle — за́мок), Dungeonpunk (англ. dungeon — темница) с добавлением магии, Plaguepunk (англ. plague — чума).

Примеры: Конни Уиллис «Книга Страшного суда», некоторые части видеоигры «Assassin’s Creed», стелс-игра «Thief: The Dark Project» (1998).

  • Мечепанк (англ. swordpunk: sword — меч) — смесь средневековой феодальной культуры и кибернетических элементов, таких как искусственный интеллект и робототехника. Примеры: компьютерная игра Kenshi (2018); «A Planet Called Treason» (1979) Орсона Скотта Карда, «Дюна» (1965) Фрэнка Герберта, сериал «В пустыне смерти» (2015—2019)].

Клокпанк

Клокпанк (англ. clockpunk: clock — часы) основан на технологии, науке эпохи Возрождения и барокко (ок. 1400—1700 годы), когда вместо силы пара используются заводные механизмы. Вдохновением служат проекты Леонардо да Винчи, а главными героями выступают придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы. Термин предложен системой ролевых игр GURPS.

Примеры: книга «Whitechapel Gods» канадского писателя Шона Петерса (2008), роман «Mainspring» Джей Лейка, «Ангел Паскуале» Пола Дж. Макоули; фильм 2011 года «Мушкетёры»; комикс Нила Геймана «1602», серия игр «Syberia».

Стимпанк

Стимпанк, паропанк (от англ. steampunk: steam — пар) основан на стилизации под индустриальный исторический мир XIX — начала XX веков (ок. 1820—1910 годов), преимущественно викторианскую Англию, где технология паровых машин доведена до совершенства и используется повсеместно.

Примеры: «Машина различий» У. Гибсона и Б. Стерлинга, трилогия Скотта Вестерфельда «Левиафан», «Ночь Морлоков» Кевина Джетера, «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона; фильм 2003 года по комиксам «Лига выдающихся джентльменов», «Хроники хищных городов» Кристиана Риверса (по книге «Смертные машины» Филипа Рива).

Отдельными поджанрами стимпанка называют:

  • Романтизм газовых фонарей (англ. Gaslight Romance) — поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи. Пример: сборник «Тени над Бейкер-стрит» (2003) Майкла Ривза и Джона Пелана.
  • Бойлерпанк (англ. Boilerpunk) — ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  • Маннерпанк (англ. Mannerpunk) — поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  • Теслапанк (англ. Teslapunk) описывает мир технологий, созданных на основе работ по электричеству Николы Тесла. Дополняет мир стимпанка, дизельпанка, атомпанка, эльфпанка или научной фантастики. Произведения: фильм «Престиж» (2006), телесериал «Хранилище 13» (2009—2014), игра «Unhallowed Metropolis».
  • Вестерн-стимпанк (англ. Western steampunk) использует паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Примеры: «Половинный мир» (2010) Феликса Гилмана, «Паровой человек в прериях» Эдварда Эллиса, фильм и сериал «Дикий, дикий Запад».

Дизельпанк

Дизельпанк опирается преимущественно на мир времён 1930—1940-х годов с основным источником энергии — дизельным двигателем и антуражем ар-деко и фильмов нуар. В ряде произведений временные границы дизельпанка могут охватывать 1920—1950-е годы.

Произведения: роман «Ghosts of Manhattan» Дугласа Бранта, рассказ Михаила Харитонова «Конец прекрасной эпохи», фильмы «Небесный капитан и мир будущего» (2004), «Шпион» (2012).

  • Декопанк (англ. Decopunk: от фр. art déco — «ар-деко») — поджанр дизельпанка, развивающийся в архитектурном направлении ар-деко и позднего модерна (ок. 1920—1950 годы). Примеры: фильм «Метрополис» (1927), мультсериал Бэтмен (1992) включает также элементы неонуара, видеоигра «Bioshock».
  • Флэпперпанк (англ. Flapperpunk от флэппер) ограничивается временем и антуражем ревущих двадцатых.
  • Бластерная готика (англ. Raygun Gothic, ретрофутуризм на основе ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.

Атомпанк

Атомпанк (англ. Atompunk, atomicpunk) моделирует мир технологического развития 1945—1990 годов атомного века, коммунизма, совершенствования летательных аппаратов, освоения космоса. Популярны сталинская архитектура, гуги, комиксы, независимый кинематограф. Поднимаются вопросы противостояния сверхдержав, аварии на Чернобыльской АЭС, космической гонки.

Примеры: серия игр «Fallout», фильм «Зомби по имени Фидо» (2006).

  • Советпанк изображает мир победившего/побеждающего коммунизма в антураже советской эпохи (преимущественно 1960—1970-х годов) с отрицательными или положительными последствиями развития по усмотрению автора. Типичными героями выступают работник, студент, учёный, добивающиеся всего собственными силами и знаниями, а также вымышленный супер-герой Красный Плащ. Примеры: телесериал «Чернобыль: Зона отчуждения» (2014—2019), игры S.T.A.L.K.E.R., «Singularity» (2010), «Command & Conquer: Red Alert», «Communism Muscle Cars: Made in USSR» (2017), «Красный космос» (2007); аниме «Первый отряд».

Наупанк

Наупанк (англ. nowpunk: now — «сейчас», «сегодня») появился после книги Брюса Стерлинга «The Zenith Angle», в которой жизнь героя-хакера меняется после атак 11 сентября 2001 года.

Изменено пользователем taoren
Ссылка на комментарий

Футуристические производные

 

Представления о мире будущего могут строиться в его последовательном мирном развитии, либо вследствие войн и катастроф. Постапокалиптический мир выступает, скорее, пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка.

Биопанк

 

Биопанк (англ. biopunk: biology — «биология») или Генпанк (англ. genepunk) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия.

Примеры: «Священный огонь» (1996) Брюса Стерлинга, «Рибофанк» (1996) Пола Ди Филиппо, «Заводная» (2009) Паоло Бачигалупи, BioShock 1 и 2, серия игр Resident Evil.

 

Нанопанк

 

Нанопанк (англ. Nanopunk) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий. Изображается возможное будущее, в котором активно применяются нанотехнологии.

Примеры: «Алмазный век» (1995) Нила Стивенсона, «Эволюция вверх ногами» Станислава Лема.

 

Посткиберпанк

 

Посткиберпанк (англ. Postcyberpunk) опровергает прежние представления об ужасах будущего, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы не так мрачно, как это преподносится киберпанком, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка.

Примеры: японский аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002); роман Владимира Войновича «Москва 2042».

  • Гринпанк (англ. greenpunk: green — «зелёный») или Solarpunk (лат. solar — «солнечный») описывает мир торжества чистых технологий в гармонии с природой.
  • Киберпреп (англ. cyberprep: «cyber-» — «кибернетика» и «preppy» — «преппи») представляет утопическую, мирную жизнь киберпанка. Технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей. Пример: книга «Уродина» (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда.

 

Либерпанк

 

Либерпанк (от liberalism + punk) описывает антиутопический мир гипертрофированного западного образа жизни с антиглобалистскими и антилиберальными настроениями.

Примеры: «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы, «На следующий год в Москве» (1993) Вячеслава Рыбакова, «Война за „Асгард“» Кирилла Бенедиктова, «Убить Миротворца» Дмитрия Володихина, «Московский лабиринт» Олега Кулагина, повести и рассказы Михаила Харитонова.

 

Утильпанк

 

Утильпанк (англ. Salvagepunk) показывает антиутопический, постапокалиптический мир с новым взглядом на старые вещи, ценность которых определяется не деньгами, а функциональностью и подвластностью переделке. В этом поджанре отразились проблемы современности — перенаселение, общество потребления, социальное расслоение, экологические и мусороперерабатывающие проблемы. Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и надвигающейся катастрофы. Мир не оканчивается масштабной трагедией (ядерным взрывом, вторжением инопланетян, природной катастрофой), но рушится медленно, обнажая истощение Земли. При этом, прослеживается утопическая идея — надежда на возможность восстановить разрушенный мир с помощью оставшихся от него осколков и мусора.

Примеры: «Рельсы» (2013) Чайны Мьевиля, «Пикник на обочине» братьев Стругацких; трилогия «Безумный Макс», фильмы «Взлётная полоса» (1962), «12 обезьян» (1995), «Жилая комната» (1969), «Судный день» (2008), «ВАЛЛ-И» (2008), «Кин-дза-дза!»(1986).

 

 

 

_________
добавлено 2 минуты спустя

   Всю эту необъятную массу "панков", несмотря на кажущуюся бессистемность и бесформенность, можно разделить на четыре группы.

  -- Классические "панки".

  -- Технологические "панки" они же технопанк

  -- Исторические "панки" они же таймпанк

  -- "Панки", не имеющие к собственно "панкам" никакого отношения, кроме названия.

   Приступим к разбору.

  

  -- Классические "панки"

   Классические "панки" начались с киберпанка, о чем уже упоминалось в исторической справке. Поэтому для начала мы разберем киберпанк, а потом проведем аналогию и на все остальные виды "панков".

   Что такое киберпанк?

   Великомудрая Википедия сообщает нам, что киберпанк - жанр научной фантастики и добавляет "Жанр близок к антиутопии". Чем несколько путает читателя, ибо антиутопия научной фантастикой не является, а относится, скорее, к фантастике социальной, так как рассматривает не технический прогресс, а взаимоотношения между людьми в обществе. С другой стороны, все та же Википедия все ту же социальную фантастику относит к научной фантастике, чем запутывает все окончательно.

   Так чем же является киберпанк?

   В конечном итоге киберпанк - антиутопия, любой классический "панк" антиутопичен.

   Ведь что такое "антиутопия" и из чего она вырастает? В обществе существует (или зарождается) мнение о том, что какой-либо вариант устройства общества (коммунизм, капитализм, демократия и т.д. и т.п.) будет благом и приведет к всеобщему счастью и благоденствию. И тут появляется нехороший автор и показывает, что общество состоит все-таки из людей и все люди - разные, и поэтому общество, формально совпадающее с планируемым царством всеобщего счастья, может оказаться довольно-таки жутким местом, где во имя того самого счастья промывают мозги, убивают недовольных, жгут книги или же просто запирают людей в виртуальной реальности.

   А при чем здесь киберпанк? А вот при чем.

   Помимо разнообразных теорий о всеобщем благоденствии, которое достигается "правильным" социальным устройством, существуют и идеи о том, что счастье человечества достижимо в том случае, если как можно более широко внедрить в жизнь некую технологию. Тогда не останется голодных и несчастных, все будут сыты и веселы, не нужно будет надрываться на тяжелых работах, а можно будет посвятить свою жизнь творчеству и философским размышлениям.

   В разные времена надежды на технологический рай на земле связывались с разными технологиями. В девятнадцатом веке иконой стал пар. В начале двадцатого века - электричество. В восьмидесятые (времена зарождения киберпанка) такой надеждой стали компьютеры.

   Нужно больше компьютеров! Нужно дать людям доступ ко всей информации, накопленной человечеством! Люди несовершенны - компьютеры безупречны!

   Понятно, что первым осознали ошибочность такого подхода фантасты, так как и сама идея всеобщей компьютеризации была на тот момент несколько фантастичной. Первый (известный мне) фантастический рассказ о том, что доступ к ЛЮБОЙ информации вовсе не сделает людей счастливыми - "Компьютер по имени Джо" Мюррея Лейнстера, написанный еще в 1946 году. В дальнейшем столкновение человека и компьютера чаще всего описывались в виде борьбы с очеловеченным компьютером, сиречь, роботом, и, чаще всего, такая борьба описывалась как некий эксцесс, "бунт машин", до тех пор, пока не появился Уильям Гибсон и не показал, что глобальная компьютеризация сама по себе не принесет счастья, что разруха, как известно - в головах, и антиутопией может стать общество, целиком построенное на компьютерах, и без всяких бунтов машин. Общую суть киберпанка (да и любого антиутопического "панка" в целом) пророчески описал Ильф в своих "Записных книжках": "В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет". То есть, с приходом всеобщей компьютеризации ожидается всеобщее счастье. И вот компьютеры везде и всюду - а счастья нет.

   Чуть короче, но менее понятно то же самое повторил Гарднер Дозуа, дав краткую и четкую характеристику киберпанка: "High teck - low life" ("Высокие технологии - низкий уровень жизни").

   Это все хорошо, чеканно и правильно... Но какие у киберпанка отличительные черты, позволяющие точно сказать: "Вот это - киберпанк, а вот это - ерунда какая-то".

   Обычно, когда даются характерные признаки киберпанка, приводится длинный перечень того, что входит в киберпанковские романы: виртуальная реальность, дзайбацу, хакеры, "ледорубы"... Если честно, все это никак не помогает разобраться, что же это за зверь такой - киберпанк. В особенности писателю, которому загорелось написать книгу именно в этом жанре. Нет, роман он, скорее всего, напишет, но потом возможен долгий спор с критиками, утверждающими, что данный конкретный роман - никакой не киберпанк и даже рядом с ним не лежал.

   Из чего состоит киберпанк? Из трех частей:

  -- Развитые технологии.

  -- Низкий уровень жизни

  -- Конфликт между ними.

   Пункт 1: развитые технологии (high teck).

   Технологий, как известно, великое множество: компьютеры, химия, электричество, механика, генная инженерия... Однако любая технология, взятая наугад, как основа для сюжета, не сделает роман классическим "панком" (а каким сделает - об этом чуть позже). Почему? Классический "панк", как было отмечено выше - антиутопия. В советские времена антиутопии носили еще одно название, которое точнее передает суть и смысл этого жанра.

   Роман-предупреждение.

   Классический "панк" всегда предупреждает: "Ребята... Ваша технология, которой вы так радуетесь - вовсе не панацея от бед человечества. Бездумное внедрение ее может привести к негативным последствиям. Каким? А вот таким: "Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал...". Или таким "Ну чего, чуваки? Чего? Я же не рыпаюсь, я паинька, так зачем же вы лазики на меня наводите?..." Или такой "В церкви святого Марка звонили к обедне, колокольный трезвон несся вдогонку Баду, когда тот со скоростью сто километров в час летел в модное ателье ставить самый современный лобешник...".

   Какой отсюда следует вывод? Какими должны быть отличительные черты технологии классического "панка"?

   А) Модная технология

   Классический "панк" должен быть основан на технологии, которая является модной на данном текущем отрезке исторического процесса. В семидесятые-восьмидесятые были модны компьютеры, поэтому первым классическим "панком" стал киберпанк. Зародись этот жанр чуть раньше, в пятидесятые - его основой стала бы атомная энергия, в двадцатые-тридцатые - химия, в начале двадцатого веса - электричество и т.д. и т.п. Какие технологии у нас наиболее модны и популярны сейчас? Генная инженерия, нанотехнологии... Вот на их основе и нужно строить сюжет классического "панка" десятых годов двадцать первого века.

   Б)Обычность необычного.

   Также следует понимать, что для мира классического "панка" эти технологии отнюдь не являются высокими. Для жителей описываемого мира то, что кажется почти чудом нам - всего лишь обычное явление, то, что можно купить в магазине, из-под полы, а то и просто найти на помойке. Плазменная панель? Дешевка, у каждого бомжа в конуре висит. Нанолекарства? Платите и получайте в любой аптеке. Искусственные глаза? Киберкухня? Геномодифицированный пес? Любой каприз за ваши деньги.

   Пункт 2: низкий уровень жизни (low life).

   Как выглядит низкий уровень жизни в классическом "панке"? Да, в принципе, так же, как и в любой антиутопии: отсутствие прав и свобод, тесное жилье, грубая еда (а то и голод), безработица, промывание мозгов в том или ином виде... Однако у "панков" есть свои особенности плохой жизни.

   А) Повсеместное распространение технологии.

   Одно из основных отличий классического "панка" от обычной антиутопии. Если в "Мы" Замятина, "1984" Оруэлла использование высоких технологий - прерогатива "пастухов" (чуть ниже о том, кто это такие), то в классическом "панке" сюжетообразующая технология будет повсюду: от компьютеризированного особняка главы корпорации до геномодифицированных глаз у бомжа на помойке. Разница - только в качестве исполнения. При этом тот факт, что продукты высокой технологии есть у каждого - не отменяет низкого уровня жизни. Какая вам радость от того, что у вас есть плазменный экран на всю стену и семиядерный компьютер, если вы нашли их на помойке, в куче других таких же, а смотреть вы его не можете, потому что электричество отключили за неуплату, а денег нет даже на еду, не то, что заплатить за Интернет?

   Б) Причина low life - в технологии.

   То есть, упомянутые выше безработица, голод и прочее, появились не в результате войны, революции или падения метеорита. Они постепенно и неторопливо проросли одновременно с внедрением сюжетообразующей технологии и были вызваны именно ею.

   Безработица? Потому что рабочие места заменены киберстанками или робогрузчиками. А те, кто сохранил работу - вынуждены вкалывать сутками, чтобы не оказаться замененными теми самыми киберстанками.

   Голод? Потому что у людей нет денег на нормальную пищу, так как безработица, так как... (см. выше).

   Отсутствие прав? Вся ваша жизнь - под контролем видеокамер, записывающих каждый ваш шаг.

   Промывание мозгов? Телевидение, компьютерные сети, а то и просто виртуальная реальность.

   Б) Разделение общества.

   Этот признак классического "панка" вырос из антиутопии. В антиутопии всегда есть разделение общества на две части: тех, кто обещает "счастья всем" и тех, кто эти обещания получает. Причем это разделение резкое, практически без возможности перехода из низшей категории в высшую. В "панке" это самое разделение также присутствует и также вызвано внедрением технологии.

   Общество в классическом "панке" делится на две практически не пересекающиеся группы:

   - "пастухи", те, кто внедряет и распространяет технологию, кто получает прибыль и снимает сливки, те, кто стоит над законами;

   - и "овцы", те, кому позволяют жить. Только потому, что кто-то должен приносить прибыль. Потому что "пастухи" должны кого-то стричь.

   В классических произведениях киберпанка "пастухами" были корпорации и те, кто им служит, "овцами" - остальное население. Если продлить аналогию, то в киберпанковском сеттинге можно выделить также "овчарок" - наемников корпорации и "волков" - преступников. Однако их наличие не является обязательным. А вот деление на "пастухов" и "овец" - является.

   Также следует отметить, что тот факт, что в классических киберпанковских романах "пастухами" являются корпорации, не означает того, что в "панке" "пастухом" не может являться кто-либо другой. Главное, что необходимо: "пастух" - тот, кто внедряет технологию и контролирует ее. А будет ли это корпорация или кто-то еще - непринципиально. С тем же успехом это может быть государство, активно внедрившее нанотехнологии (нет, я ни на кого не намекаю), технократия, аристократия, а то и вовсе один человек - технологический гений или же искусственный разум.

   Еще раз повторю: такое разделение вызвано именно внедрением технологии. НЕ социальными причинами.

   Г) "Вареные лягушки".

   Помните старую притчу о том, как сварить лягушку живьем? Если бросить лягушку в кипяток - она выпрыгнет, а если положить в кастрюлю с холодной водой и медленно нагревать - сварится. Подумает, что привыкнет.

   Точно так же и в классическом "панке" - его обитатели, живущие, с нашей точки зрения, в адских условиях, их адскими не считают. Для них их жизнь - это НОРМАЛЬНО.

   Жители классического "панка" либо переходили на квартиры-капсулы, пластиковую кашу и стопроцентную слежку ме-едленно, так что и сами не успели заметить, как их жизнь стала стоить не дороже планшета, либо мозги у них промыты настолько, что они и не догадываются о том, как живут на самом деле (классический пример - "Матрица").

   Итак, основные признаки плохого уровня жизни в классическом "панке": повсеместное распространение высокой технологии, вызвавшее значительное снижение общего уровня жизни, деление общества на "пастухов", внедряющих и распространяющих технологию, и "овец", которые даже не замечают, в каком дерьме живут.

   Пункт 3: конфликт.

   Несмотря на то, что общество классического "панка" состоит из "вареных лягушек", в нем находится человек, который понимает, что так дальше жить нельзя и поднимается против системы. Собственно, если предыдущие два пункта о высоких технологиях и низком уровне жизни, касались сеттинга, то этот пункт говорит о самом сюжете произведения. Вспомните сюжет "Нейроманта". Опустившийся хакер присоединяется к группе "городских партизан" и вместе с ними противостоит семье олигархов. Если вкратце.

   Таким образом, сюжет классического "панка" должен иметь следующие отличительные черты.

   А) Противостояние человека и системы.

   При этом человек может быть кем угодно: бродяга, безработный, хакер, взломщик, грабитель, примерный семьянин, агент разведки, наемник корпорации, ветеран войны, солдат, полицейский, частный детектив - для сюжета это не играет особой роли. Единственное - это должен быть человек. В том смысле, что герой классического "панка" должен быть одиночкой или же членом небольшой группы повстанцев. Если герой - сотрудник корпорации, борющийся против другой корпорации, и за его спиной стоит вся мощь родной организации - это не будет классическим "панком", так как получится противостояние "система против системы".

   Б) Смысл борьбы - остановить Левиафана.

   Герой классического "панка" не просто мстит за какую-то обиду, не борется с преступностью и не спасает невинных дев из беды. Вернее, он все это может делать, но основной целью для него это не является. Смысл жизни героя, его основная цель - остановить систему. Прекратить усугубление того, что происходит или, в идеале, повернуть происходящее вспять. Дело в том, что в классическом "панке", как и в любой антиутопии, мир не стоит на месте. Он сползает все глубже и глубже к саморазрушению. "Нет ничего настолько плохого, что не может стать еще хуже" - вот основной девиз "панка".

   В) Безнадежная защита крепости.

   Этот пункт не является строго обязательным, но с ним лучше. Герой в своем сражении с системой не может победить. Вообще. Никак. Потому что антиутопия - не голливудский боевик в стиле "всех убью - один останусь". Ее задача - не развлекать, а предупреждать.

   Определение классического "панка" - технологическая антиутопия, в которой описывается конфликт между развитыми технологиями и низким уровнем жизни общества.

   Краткий перечень основных признаков классического "панка".

  -- Технология, модная на сегодняшний день, является распространенной и обыденной.

  -- Широкое развитие технологии вызвало значительное ухудшение уровня жизни и разделение общества на "пастухов" и "овец", при этом последние даже не осознают ужасности своего существования, считая его нормальным.

  -- Главный герой в одиночку (либо с небольшой группой товарищей) борется с системой, но, как правило, проигрывает.

   Чем хорош классический "панк"

   Роман в жанре классического "панка" хорош тем, что относится к категории настоящей литературы и, будучи написан, превращает автора в писателя. Для читателя же классический "панк" хорош тем, что позволяет не просто проглотить, как жвачку для ума, но и задуматься.

   Почему редко встречается

   Примерно потому же, почему и любая интеллектуальная литература: писателей значительно меньше, чем авторов. Для создания романа в жанре классического "панка" нужно создать непротиворечивый мир, основанный на какой-то технологии (желательно, но не обязательно - быть специалистом в этой технологии), суметь вычислить негативные тенденции развития этой технологии, сочинить интересный сюжет и при этом не поддаться искушению закончить роман хэппи-эндом. Ну и, пожалуй, главное: писатель должен на самом деле переживать за будущее мира, а не просто писать по причине "а не написать ли мне кибернанобиопанк? Это стильно, это круто, это супер, это дупер!"

 

Изменено пользователем taoren
Ссылка на комментарий

RAC00N

Что выбирать, если нравится почти всё?)

Есть еще манапанк, как подвид фентези.

Дизельпанк как делится на миры с поршневыми двигателями и реактивными, 40е то тоже в него входят?

В чем отличие бронзпанка и сандалпанка кроме того, что в сандалпанке обычно доминирует античная греко-римская культура?

А то бронзпанк и не слышал никогда.

Ссылка на комментарий

Вот жалко, что в игроиндустрии мало истинного тру биопанка. Ну Биошок это все таки не биопанк. Биопанк это что то вроде игры evolva. Где твой отряд постоянно мутирует отращивая дополнительные клешни или крылья или железы, чтобы огнем плеваться.

Ссылка на комментарий

Gorthauerr
36 минут назад, Venc сказал:

Вот жалко, что в игроиндустрии мало истинного тру биопанка. 

Строго рекомендую Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Тру Биопанк в стиле Warhammer40000. Атмосферище! Дух! Эстетика!

Офигенная игра. Лучше PST. Жаль что норот не оценил, и сиквела не было.

Ссылка на комментарий

3 минуты назад, Gorthauerr сказал:

Строго рекомендую Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Тру Биопанк в стиле Warhammer40000. Атмосферище! Дух! Эстетика!

Офигенная игра. Лучше PST. Жаль что норот не оценил, и сиквела не было.

первый раз слышу.

Я верю, что игра может быть хорошей, но отзывы как то пугают. Рейтинг в стиме отрицательный. Сеттинг в развитый или просто наброски?

_________
добавлено 3 минуты спустя
7 минут назад, Gorthauerr сказал:

Строго рекомендую Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Тру Биопанк в стиле Warhammer40000. Атмосферище! Дух! Эстетика!

Офигенная игра. Лучше PST. Жаль что норот не оценил, и сиквела не было.

Мне еще нравится биопанковость зергов в Старкрафте.

Ссылка на комментарий

Gorthauerr
25 минут назад, Venc сказал:

Я верю, что игра может быть хорошей, но отзывы как то пугают. Рейтинг в стиме отрицательный. Сеттинг в развитый или просто наброски?

Игра хорошая. Сеттинг - биопанковый Warhammer40000.

Доминирующий в галактике Империум Человечества, Биокорабли, Инквизиторы в черных одеждах, Героизм и Превозмогание.

Полетушки на корабликах разбавляются анимированными диалогами персонажей внутри корабля, что игру очень украшает.

Отзывы херня, игра классная. Плохо что в Steam русика нет только (у меня дисковая версия была с русиком).

Рекомендую заценить самому.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 7
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 4965

Лучшие авторы в этой теме

  • taoren

    3

  • Gorthauerr

    2

  • Venc

    2

  • RAC00N

    1

Популярные дни

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...