Альтернативы Москве - Страница 3 - Альтернативная история Средних веков - Strategium.ru Перейти к содержимому

Альтернативы Москве

Рекомендованные сообщения

Александрович
1 час назад, Venc сказал:

Владимир крестил насильственно

Отдельные земли.

1 час назад, Venc сказал:

потом Никон никонианство ввел,

 

1 час назад, Venc сказал:

а сколько деревень жидовствующих под православие выправляли!

С каких пор внутриконфессиональные разборки стали сменой веры?

1 час назад, Venc сказал:

Грозный татар оправославил

Интересно оправлославил, если татары до сих пор мусульмане.

1 час назад, Venc сказал:

Почему та же идеология? Не промонгольская же.

Какая ещё промонгольская идеология?

Ссылка на комментарий

feanya
Только что, Иммануил_Кант сказал:

Это где преувеличена? По моему, это роль Куликовской битвы несколько преувеличена в российской историографии.

преувеличена. Никто и не спорит. Но вот в чем дело - Литва не находилась непосредственно под игом, а причина этого в первую очередь во внутренних проблемах монгол.

Только что, Иммануил_Кант сказал:

И куда это монголы не дошли? До Новгорода не дошли. А до Киева дошли, до Галича дошли.

я про изначальное, а не более поздние события.

Только что, Zdrajca сказал:

Князья Огинские и Сапеги, тоже русинского происхождения были. Отлично себя чувствовали

поправьте меня, но вроде в один момент, условием владения землей было либо католичество, либо униатство.

 

Изменено пользователем feanya
Ссылка на комментарий

14 минуты назад, Александрович сказал:

С каких пор внутриконфессиональные разборки стали сменой веры?

 

У старообрядцев спрашивай. Считают ли они никонианцев той же веры.

 

14 минуты назад, Александрович сказал:

Интересно оправлославил, если татары до сих пор мусульмане.

Ну немного осталось.

 

15 минут назад, Александрович сказал:

Какая ещё промонгольская идеология?

Обыкновенная - московские князья же верноподданные слуги хана всегда были.

Ссылка на комментарий

Zdrajca
28 минут назад, feanya сказал:

условием владения землей было либо католичество, либо униатство

Нет, такого условия не было. Для владения землей было условие Земской службы (для шляхты и князьей)

Цитата

вси станы духовные и светские, княжата, панята и врядники земские, дворные, дворане и земяне, шляхта хоруговная и вдовы, и теж татарове и мещане мест наших, маючи именья, земские, и кождый от вышшого до низшого стану никого не выймуючи, лета зуполные маючие, часу потребы з нами и потомки нашими або при гетманех наших винни будуть сами особами своими войну служити и выправовати на службу военную

 

Изменено пользователем Zdrajca
Ссылка на комментарий

Александрович
18 минут назад, Venc сказал:

У старообрядцев спрашивай. Считают ли они никонианцев той же веры.

Мнение конкретных индивидов в этом вопросе мало, что значит.

19 минут назад, Venc сказал:

Ну немного осталось.

Как-то странно осталось, если сейчас ислам основная религия у татар.

20 минут назад, Venc сказал:

Обыкновенная - московские князья же верноподданные слуги хана всегда были.

факты говорят об обратном.

Ссылка на комментарий

Zdrajca
1 минуту назад, Александрович сказал:

Как-то странно осталось, если сейчас ислам основная религия у татар.

Мишари, кряшены 

Ссылка на комментарий

Александрович
5 минут назад, Zdrajca сказал:

Мишари, 

даже среди них христиан меньше чем мусульман

 

Изменено пользователем Александрович
Ссылка на комментарий

Zdrajca
2 минуты назад, Александрович сказал:

даже среди них христиан меньше чем мусульман

 

Вопрос был не в этнической группе, а в наличии христиан.

Ссылка на комментарий

Александрович
2 минуты назад, Zdrajca сказал:

Вопрос был не в этнической группе, а в наличии христиан.

Их наличие я не отрицал

Ссылка на комментарий

2 часа назад, Александрович сказал:

Как-то странно осталось, если сейчас ислам основная религия у татар.

Почитай исторические книги.

 

"Божию милостью и православного царя Ивана Васильевича великою верой по его желанию сердечному прадеде ему Господь Бог безбожный татар казанских и бесерменскую их веру благочестивый их государь разори, и мизгиты(т.е. мечети) их разсыпа и попра, и мрачныя их места своим благочестием просвети и божи церкви воздвигнув и православие устрои и архиепископию и многие священства по церквам учини"[7]

 

2 часа назад, Александрович сказал:

факты говорят об обратном.

ну давай рассказывай про политику московских князей во время ига в сравнении с тверской политикой.

 

2 часа назад, Александрович сказал:

Мнение конкретных индивидов в этом вопросе мало, что значит.

 

Чего? Я говорю у старообрядцев поспрашивай или потомках старообрядцев - являются ли никонианцы одной веры с кержаками или все таки вера у них разная

 

Ссылка на комментарий

Александрович
2 минуты назад, Venc сказал:

"Божию милостью и православного царя Ивана Васильевича великою верой по его желанию сердечному прадеде ему Господь Бог безбожный татар казанских и бесерменскую их веру благочестивый их государь разори, и мизгиты(т.е. мечети) их разсыпа и попра, и мрачныя их места своим благочестием просвети и божи церкви воздвигнув и православие устрои и архиепископию и многие священства по церквам учини"[7]

Не смущает, что речь идёт о завоевании Казани?

3 минуты назад, Venc сказал:

ну давай рассказывай про политику московских князей во время ига в сравнении с тверской политикой.

Там и рассказывать нечего. В двух словах - политика однотипная.

4 минуты назад, Venc сказал:

Чего? Я говорю у старообрядцев поспрашивай или потомках старообрядцев - являются ли никонианцы одной веры с кержаками или все таки вера у них разная

И я говорю про старообрядцев.

_________
добавлено 0 минут спустя
5 минут назад, Venc сказал:

Почитай исторические книги.

Читал, читаю и буду читать.

Ссылка на комментарий

Только что, Александрович сказал:

Не смущает, что речь идёт о завоевании Казани?

 

Нет, я же написал что Грозный крестил татар. Да, при завоевании Казани.

 

2 минуты назад, Александрович сказал:

 

Там и рассказывать нечего. В двух словах - политика однотипная.

 

Ну ну.

 

Первая строка в гугле

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

2 минуты назад, Александрович сказал:

И я говорю про старообрядцев.

Что хотите сказать?

Ссылка на комментарий

Александрович
Только что, Venc сказал:

Нет, я же написал что Грозный крестил татар. Да, при завоевании Казани.

Разрушение одних храмов и постройка на их месте других не равняется крещению.

3 минуты назад, Venc сказал:

Ну ну.

 

Первая строка в гугле

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

И что? Восстало население города, недовольное  самоуправством ордынского принца ,а не князь.

7 минут назад, Venc сказал:

Что хотите сказать?

Я хочу сказать, что внутриконфессиональные терки не являются сменой религии или насильственным обращением в другую веру, чтобы там себе не воображали отдельные верующие.

Ссылка на комментарий

6 часов назад, Александрович сказал:

 

И что? Восстало население города, недовольное  самоуправством ордынского принца ,а не князь.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Вот еще

 

6 часов назад, Александрович сказал:

Разрушение одних храмов и постройка на их месте других не равняется крещению.

Ну историки пишут что было крещение. Если оспариваешь позицию историков - доказывай.

 

6 часов назад, Александрович сказал:

Я хочу сказать, что внутриконфессиональные терки не являются сменой религии или насильственным обращением в другую веру, чтобы там себе не воображали отдельные верующие.

Старообрядцы не считали себя единой конфессией с никонианцами.

Там раскол был.

Христиане раскололись на католиков и православных. Православные на никонианцев и старообрядцев.

_________
добавлено 4 минуты спустя
6 часов назад, Александрович сказал:

Разрушение одних храмов и постройка на их месте других не равняется крещению.

 

 

Спойлер

Ещё в XIII-XIV ее. новгородские выходцы, утверждая свою власть в Вятском крае, насаждали христианство мечом и огнём, не останавливаясь перед уничтожением местных народов, не желавших креститься. Делалось это при помощи духовенства, следовавшего за завоевателями в новые места. Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими креститься, инквизиторы угрожали им ещё «великой опалой» от государя и «конечным извержением без милости» от церкви. Митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб церкви2.

В Казанском крае христианизация началась со второй половины XVI в., вскоре после завоевания Казани здесь были основаны монастыри. Над татарами, противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на русских женщинах, держали в цепях. При этом церковники не скрывали, что их цель — «народ от татарской веры отучить и остращать».

Насильственное крещение проводилось при колонизации Поволжья и Сибири в XVII в. Правительство вместе с духовными властями стремилось привлечь на свою сторону феодальную верхушку, обещая ей в случае крещения разные льготы. У мурз, не желавших креститься, отбирались поместья с православными крестьянами, они лишались права распоряжаться ими. Крестьянам при переходе в православие предоставлялись некоторые льготы на шесть лет. Упорствующих превращали в крепостных. Но и крещение не освобождало нерусские народы от крепостного и национального гнёта. Их порабощали одинаково и русские помещики и принявшие православие татарские мурзы. Крестьяне пытались жаловаться на притеснения со стороны помещиков и духовенства, но за «челобитья» их заключали в тюрьмы, били кнутом, убивали. В свою очередь и крестьяне, борясь с насильственной христианизацией, разрушали монастыри и церкви, избивали наиболее ненавистных им священников, некоторых даже убивали, поднимали массовые восстания.

В Сибири среди остяков и вогулов огнём и мечом действовал сибирский митрополит Филофей Лещинский. Этот инквизитор разрушал нехристианские кладбища, рубил и сжигал капища, возводя вместо них часовни, силой обращал сибирские народы в православие, угрожая в случае отказа смертью. Вогулы и остяки отвергали попытки церковников задобрить их льготами по уплате ясака и подарками. «Лестью хотите отвратить лас от древней нашей веры, разорить и уничтожить нас, — говорили они. — Головы свои положим, но этого не допустим»3. Несмотря на сопротивление местных народов, Филофей обратил в православие свыше 40 тысяч человек. В качестве одной из приманок для крещения применялось освобождение новокрещен от наказания за совершенные ранее проступки. Например, в 1723 г. за нежелание принять участие в переписи марийцы были приговорены к нещадному наказанию. Чтобы избежать наказания, 545 крестьян - марийцев согласились креститься4. Однако крестьяне — новокрещены не хотели посещать церкви, выполнять церковные обряды. В ответ на жесточайшие наказания крестьяне сжигали церкви и дома священников, поднимали восстания. Таковыми были, например, восстание башкир 1704-1708 гг., слившееся с булавинским восстанием 1707-1708 гг., восстание березовских вогулов и остяков 1707 г. и др. Восстания потерпели поражения, и многие башкиры и другие народы нерусской национальности, захваченные в плен, были приговорены к смерти. Спасая свою жизнь, башкиры и другие народы соглашались перейти в православие. За обратный же переход в мусульманство их сжигали на кострах как вероотступников.

В 1735г. в районе Екатеринбурга на Урале вспыхнуло восстание башкир, вызванное социальным гнётом и насильственным крещением. После разгрома восстания многие участники были казнены, многие сосланы в каторжные работы, башкирские деревни были разорены до основания. Расправляясь так жестоко с восставшими, правительство и церковь обещали пощадить жизнь тем из них, кто примет православие. Многие восставшие шли на это, хотя продолжали относиться враждебно к православию и его служителям. Среди крестившихся поневоле был и башкир Тойгильда Жуляков, вскоре перешедший вновь в мусульманство. Тойгильду обвинили в том, что он, приняв мусульманство, «богу, закону его… учинил великое противление и ругательство». Его привезли в Екатеринбург, и здесь, на площади, по распоряжению главного командира уральских, сибирских и казанских заводов В.Н. Татищева, на страх другим в присутствии всех новокрещен сожгли. Детей Тойгильды наказали розгами и раздали в русские семьи5. В июне 1740 г. за переход в мусульманство сожгли известного рудознатца казака Исаева. Перед смертью он заявил, что знает, где находится серебряная руда. Это ему не помогло: в назидание другим Исаев был сожжён6.

В башкирских восстаниях 1745 и 1755 гг. против феодально-крепостнического гнёта, осложнённого ещё национальными притеснениями, также наблюдался протест против насильственной христианизации. В воззваниях предводителя восстания 1755 г. Батырши указывалось на невыносимое положение мусульман, на тяжёлые условия работы на заводах. Батырша призывал насильственно крещённых башкир выступать заодно с «истинными мусульманами»7.

Для расширения миссионерской деятельности православной церкви в 1738 г. при свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора. Она ставила своей целью «умножение христианского закона» среди мусульманского населения Поволжья «для вятщего утверждения в вере». Это была настоящая инквизиторская организация. Наделённая большими полномочиями, контора насаждала православие среди народов нерусской национальности не стесняясь в средствах. Новокрещенская контора действовала до 1764 г., т.е. 26 лет, и за эти годы вызвала всеобщую ненависть и возмущение. Посылаемые в татарские и башкирские деревни священники-миссионеры, эти, по словам В. И. Ленина, «жандармы во Христе» под видом «спасения неверных душ» проводили политику угнетения нерусских народов. Они заставляли их креститься, подвергали смертельным побоям, разоряли их хозяйства, а доносчиков награждали. Руководивший Новокрещенской конторой архимандрит Сильвестр старался оправдать кровавый террор, проводившийся его инквизиторами. Но возмущение деятельностью Сильвестра было так велико, что Синод был вынужден назначить вместо него другого. Не лучше был и новый инквизитор Лука Конашевич. Он разрушал татарские мечети, на их месте строил церкви, подвергал татар-мусульман жестоким наказаниям, заточал в тюрьмы, разорял их дома и деревни. Синод поддерживал своего ставленника, проклиная мусульман и мусульманское учение, называя Магомета «самым студным лживым пророком» (указ от 24 декабря 1750 г.). Деятельность Луки Конашевича вызвала глубокое возмущение. Татары писали в своих жалобах, что если их будут и дальше принуждать креститься, они оставят свои дома и деревни и уйдут в леса. Луку Конашевича перевели в Белгород епископом, но память об этом жестоком инквизиторе осталась надолго. В народном предании рассказывается, что Лука Конашевич стремился всех татар превратить в русских и что по жалобе татар министры осерчали на него и сослали в Сибирь8.

Не меньшее возмущение вызвала деятельность другого представителя Синода, стоявшего во главе Новокрещенской конторы, епископа Дмитрия Сеченова. Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г., Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение». С такими же жалобами обращались чуваши Ядринского и Курмышского уездов на инквизитора игумена Неофита, на курмышского протопопа Куприяна и др.9, но эти жалобы успеха не имели: Синод своих инквизиторов не давал в обиду. Действуя огнём и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек. За свою «деятельность» и за поддержку Екатерины II во время дворцового переворота этот инквизитор был щедро награждён: он получил в личное владение тысячу душ крепостных, богатые денежные подарки и стал первоприсутствующим членом Синода10.

Центром насильственной христианизации татар был также казанский архиерейский дом, которому в середине XVIII в. принадлежало до четырехсот населённых пунктов.

Пропаганда ислама и тем более обращение в мусульманство запрещались под страхом смерти. Нельзя было строить новые мечети, старые же разрушались. Только при епископе Луке Конашевиче за 1738-1758 гг. из 536 мечетей Казанской губернии было разрушено 418. В Сибири из 133 мечетей осталось 3511. Детей татар и башкир, обратившихся в ислам, отбирали у родителей и раздавали новокрещенам. На татар и чувашей миссионеры напускали воинские отряды — «обжорные команды», которые разоряли их постоями, чинили всяческие обиды. Крестившимся крестьянам нерусской национальности предоставлялись некоторые льготы: они освобождались от холопства, от уплаты податей (на три года), ими не могли более распоряжаться неправославные помещики. Зато подати некрещёных крестьян возрастали, что делало их положение ещё более тяжёлым. Крестьян - новокрещен поселяли в одном месте, некрещёных же татар выселяли, разоряя их хозяйство. На землях некрещёных татар организовывались новые монастыри — Спасо- Юнгинский, Седмиозерский, Раифский и др.

Протесты крестьян-мусульман против деятельности духовенства принимали различные формы: это были жалобы на священников в Синод и к правительству, восстания, в которых протест против насильственной христианизации сочетался часто с протестом против феодально-крепостнического гнёта. Кроме того, крестьяне-мусульмане непосредственно расправлялись с ненавистными им священниками, избивали и убивали их. Бывали случаи, когда крестьяне обращались за помощью к мусульманам, жившим за рубежом.

В 1751 г. татары подали жалобу на «несносные обиды», чинимые им митрополитом Сильвестром. Они писали, что Сильвестр крестил их насильно, держал их в оковах на монастырском дворе, вместе с жёнами и детьми, морил голодом, пока они не согласятся креститься. В Царевококшайском уезде крестьяне деревни Кошки обложили соломой избу, где находился с командой поп Георгий Давыдов, и подожгли ее. Миссионера спас подоспевший воинский отряд. В Вятской провинции крестьяне избили иеромонаха Вениамина Григоровича; его с трудом освободила из рук крестьян конвойная команда. Восставшая мордва убила миссионера Алексея Мокеева и пыталась убить также Дмитрия Сеченова. С дубьём и цепами напали чуваши на протопопа Георгия Давыдова12.

Царские чиновники, борясь с массовым бегством и возмущениями крестьян нерусской национальности, в некоторых случаях пытались обуздать духовные власти, руководившие христианизацией. Так, в 1751 г. оренбургский губернатор просил Сенат запретить священникам крестить башкир силой, а также отсылать их в тобольскую консисторию. Он писал, что деятельность миссионеров разоряет башкир и наносит большой вред интересам помещиков и государства. С такими же требованиями обращались и уральские заводчики, так как бегство работных людей и насильственные меры духовенства неблагоприятно отражались на заводских работах. Правительство было вынуждено прислушаться к этим жалобам. В Казанскую губернию послали с особыми полномочиями подполковника Свечина и поручили ему проверить на месте причины разорения татар. В своём «Экстракте» о разорении крестьян, «восприявших закон греческий не по желанию, а по принуждению», Свечин писал, что священники-миссионеры ездили будто бы учить новокрещен закону божьему, на самом же деле собирали с новокрещен деньги, требовали продукты и пушнину, делали «прицепки» за незнание молитв, под угрозой ареста вымогали деньги. Чтобы заставить татар креститься, миссионеры рубили в крестьянских домах окна и двери, ломали печи, «без всякого милосердия» избивали плетьми, заковывали в кандалы, отправляли в тюрьму на тяжёлые монастырские работы13.

Доклад Свечина дал яркую картину ужасающего произвола и притеснений крестьян в связи с насильственной христианизацией. Грубо русификаторская политика и христианизация населения создавала почву для народных волнений. Опасаясь повторения крестьянских восстаний, правительство было вынуждено в апреле 1764 г. закрыть Новокрещенскую контору и перейти к более тонким методам христианизации и обрусения населения. С башкир и татар сложили недоимки, родителям вернули отобранных у них детей, попам-миссионерам предложили применять более мягкие меры для побуждения населения к крещению. Закрытие Новокрещенской конторы не приостановило, однако, насильственного обращения крестьян нерусской национальности в христианство и беззастенчивый грабёж со стороны миссионеров. В 1765 г. Синод был вынужден отметить, что миссионеры-священники ездили по новокрещенским жительствам с жёнами и детьми, собирали с крестьян деньги, скот, овчины, холсты и всякую живность. Новокрещены, не имея никакой защиты, отдавали миссионерам все, что те требовали, и совершенно разорялись 14. За время существования Новокрещенской конторы было обращено в христианство 409864 человека — цифра по тому времени огромная 15.

 

 

Такими же кровавыми действиями отметили свой миссионерский путь и другие «просветители»: Стефан Пермский, Трифон Вятский, Гурий Казанский, Софроний Иркутский и др. Несмотря на их жестокость, церковь причислила этих инквизиторов к лику святых и заставила чтить как «угодников божьих». Духовенством распространялись легенды, будто кровавый террор миссионеров осуществлялся по божьей воле.

Татары, башкиры, чуваши и другие нерусские народы ненавидели православное духовенство за насильственную христианизацию, за поборы, за помощь, которую оно оказывало правительству в деле национального угнетения. Эта ненависть с особой силой проявилась во время крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Крестьяне уничтожали церкви, убивали особо ненавистных им священников. Они оставляли навязанное им силой православие и возвращались к вере отцов. По официальным далеко не полным данным, во время восстания Пугачева было убито 237 церковников и членов их семей и сожжено свыше 60 церквей16. Удмурты, чуваши, башкиры, татары просили Пугачева избавить их от гнёта священников. Пугачёвский атаман Герасим Иванов по просьбе крестьян сжёг дом сунгулеевского священника на Урале; в селе Нохмачи священника повесили, а его дом сожгли. После взятия восставшими Ижевского завода в селе Сретенском удмурты повесили весь притч, а церковь разграбили. Мордовцы села Кангуш Краснослободского уезда Тамбовской губернии избили священника Алексея Васильева, говоря при этом: «Не мешай нам, поп, молиться по-нашему»17. Удмурты также отказывались выполнять церковные обряды, платить поборы за требы и расправлялись со священниками. В виде протеста против христианизации удмурты возвращались к прежней «идолопоклонной» вере. В феврале 1774 г. новокрещённые удмурты, собравшись в селе Сретенском, решили послать к Пугачеву депутацию и просить его закрыть Ижевский завод, а им разрешить быть по-прежнему в идолопоклонной вере18.

Гнев народных масс обращался также против монастырских властей и монастырей, основанных на территории Мордовии для закрепощения мордовского народа и усиления феодально-крепостнического гнёта. Особенную ненависть мордвы вызвали власти Пудожского монастыря, захватившего крестьянские земли. Этому монастырю принадлежало более двух тысяч крепостных крестьян.

Принудительное крещение нерусских народов продолжалось и в XIX в. Оно использовалось как средство колониального угнетения и русификации. Духовенство продолжало обирать народ. По словам Магницкого, бывшего в то время попечителем казанского учебного округа, православное духовенство стремилось попасть в чувашские селения с не меньшим энтузиазмом, чем европейцы в Бразилию: здесь можно было обогащаться за счёт нерусских народов.

Центром русификаторской деятельности духовенства среди народов Поволжья было «Братство святого Гурия», основанное в 1867 г. Это братство получило своё название по имени епископа Гурия, жестокого инквизитора, действовавшего среди татар в интересах русификаторской политики самодержавия. Братство святого Гурия старалось уничтожить национальное единство татар и воспитать их в духе православия и покорности самодержавию. Открывая свои школы, братство делало их опорными пунктами для борьбы против мусульманства и других религий нерусских народов, для борьбы с национальной культурой.

На Кавказе русификаторскую политику самодержавия проводило основанное Синодом в 1860 г. «Общество распространения христианства». Общество располагало целой армией миссионеров, этих, по словам В.И. Ленина, «новейших инквизиторов», «душителей религиозной свободы». Общество насаждало всюду свои школы, строило церкви, внедряло православие не только проповедью, но и силой оружия, прибегая к содействию местной администрации. Оно добивалось обрусения нерусских народов, слияния их с русскими. Национальная культура и национальный язык изгонялись. Служители культа презрительно называли национальный язык «вымирающим наречием».

Очагами колонизации и христианизации на Кавказе были также Пицундский, Новоафонский, Драндский монастыри, основанные с этой целью в 70-80-х годах XIX в.

Церковники с презрением относились и к марийцам, называя их «тёмным черемисским царством». Они говорили, что задача церкви — «просветить этот полуязыческий мир светом христианской религии, слить его… в одно целое с Россией»19. С этой целью духовенство душило ростки национальной культуры, изгоняло из школы национальный язык, подачками и силой обращало народ в православие.

В Карелии священники говорили, будто карелы находятся на пути к вырождению и неспособны к самостоятельному государственному и культурному развитию, поэтому национальную культуру должны заменить православие и русская культура.

Отражая мнение правительства и духовенства, начальник Уфимского жандармского управления в отчёте за 1902 г. писал о башкирском коренном населении Уфимской губернии: «В культурном отношении почти все инородческое население находится в высшей степени с грубыми невежественными нравами и обычаями….. башкиры на пути вырождения, с явными признаками дегенерации». Этот документ, отражавший политику царизма к народам нерусской национальности, был приведён М. И. Калининым на чрезвычайном всероссийском XVII съезде Советов.

Епископ Вениамин, занимавшийся обрусением народов Севера, говорил: «Православие должно вести борьбу не просто с чужой верой, но и с чужой национальностью… чтобы сделать их (т. е. северные народы — Е. Г.) не только по вере, но и по национальности русскими»20. С этой целью миссионеры силой отбирали детей у родителей и отвозили их в церковные школы, где пытались привить им то, что они называли русской культурой. Но дети, как отмечал миссионер Никандр, «тосковали по родным местам… хирели и умирали»21.

С «просветительной» деятельностью жандармов в рясах среди нерусских народов хорошо познакомился А. И. Герцен, когда он был в ссылке в Вятской губернии. Герцен писал о чудовищном произволе и хищничестве чиновников и попов среди этих народов: «Настоящий клад для земской полиции — это вотяки, мордва, чуваши: народ жалкий, робкий, года через 2-3 исправник или становой отправляется с попом по деревням ревизовать, кто из вотяков говел, кто нет и почему нет. Их теснят, сажают в тюрьму, секут, заставляют платить требы»22.

В результате насилия за 1881-1894 гг. в православие было обращено 129 тысяч человек нерусской национальности23. Об усилении насильственного крещения говорили и на миссионерских съездах. Первый съезд «тёмных инквизиторов», как называли миссионеров, состоялся в Казани в 1885 г. На этом съезде присутствовали архиереи всех тех губерний, где было нерусское население. Съезд имел одну цель: разработать меры по внедрению православия, подготовить к этому жандармов в рясах. Второй миссионерский съезд, собравшийся в Москве в 1891г., отразил агрессивную политику духовенства по отношению к нерусским народам. Ещё более воинственно было настроено духовенство на третьем миссионерском съезде (Казань, 1897г.). Этим съездом руководил помощник обер-прокурора Синода Саблер. Он назвал православие «краеугольным камнем самодержавия». На этом съезде «опричники духовенства» — миссионеры требовали усиления полицейских репрессий по отношению к тем, кто отказывался принять православие, кто пытался бороться за свободу совести. Духовные власти не могли больше сжигать на кострах и гноить в тюрьмах сторонников ислама и других религий, как это они делали раньше. Но на стороне этих опричников был административно-полицейский аппарат самодержавия, они использовали школу и печать, изгоняли национальный язык, пытались уничтожить национальную культуру.

Насильственная христианизация и русификация вызвали массовый протест народных масс. Этот протест выражался в различных формах: крестьяне не давали средств на содержание духовенства, не посещали церкви, не соблюдали церковных обрядов, они избивали и убивали особо ненавистных им священников и монастырские власти. Одной из форм протеста было массовое отпадение от православия, несмотря на репрессии со стороны духовенства и полиции. Отпадение от церкви приняло особенно большие размеры в 80-х годах XIX в. в Казанской и других губерниях, населённых татарами. Обер-прокурор Синода Победоносцев вынужден был признать, что крестьяне, оставлявшие православие, по своему духу и обычаю с православием не имели ничего общего. Массовое отпадение от православия и отказ от выполнения церковных обрядов вызвали усиление репрессий со стороны правительства и церкви. В конце XIX и начале XX в. были организованы процессы против тех, кто не желал оставаться в рядах официальной церкви. У удмуртов вырубались их священные рощи, отбирались дети, которые затем помещались в монастыри для воспитания в православном духе; устраивались погромы, избивались те, кто хотел верить по-своему; крестьян подговаривали составлять приговоры о выселении из деревень неугодных духовенству лиц. Такая деятельность духовенства встречала сопротивление народа. Так, в 1901 г. по требованию сарапульского епископа Владимира полицией была вырублена в деревне Ерыксы священная роща. Местные крестьяне-марийцы оказали при этом сопротивление, обратили в бегство священников и полицейских. Для «усмирения» крестьян был послан полицейский отряд, в результате столкновения было ранено 25 человек, а одного крестьянина убили24.

Жестокие меры по насаждению православия среди народов нерусской национальности вызвали резкое осуждение со стороны прогрессивных элементов русского общества. В повести Ф. Решетникова «Подлиповцы» автор, рассказывая о пермяцкой деревне Подлипной, с негодованием говорит об инквизиторской деятельности православного духовенства. Он отмечает, что крестьяне приняли православную веру лишь тогда, когда последовали карательные меры, и что для них православный поп и становой в сущности одно и то же. При появлении того и другого они «прячутся в домах и запирают двери». В повести Н. Лескова «На краю света» и в очерке «Сибирские картинки XVIII в.», основанном на документальных материалах, автор показал миссионерскую деятельность сибирского архиепископа Нила, насаждавшего православие среди народов Севера.

После подавления революции 1905 г. гонения на неправославные и нехристианские религии, особенно на ислам и сектантство, усилились. Духовное ведомство расширило сеть церковно - приходских школ и попечительств, воинствующая пропаганда православия велась также через церковные собрания. В помощь жандармам в рясе были привлечены реакционные и черносотенные элементы, их организации возглавлялись духовенством. Духовенство боролось также с национально - освободительным движением и с этой целью усилило деятельность миссионерских организаций. В 1910 г. совещание миссионеров, этих гонителей веры и душителей религиозной свободы, возглавил председатель совета министров Столыпин. Совещание разработало целую программу по укреплению христианства и по борьбе с мусульманством. В том же году миссионеры собрались на очередной съезд в Казани. «Тёмные инквизиторы» добились на этом съезде принятия суровых мер против неправославных. Административные органы содействовали им в подавлении свободы совести и стремления к национальной самостоятельности.

 

Изменено пользователем Zdrajca
Ссылка на комментарий

Александрович
2 минуты назад, Venc сказал:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Вот еще

Даже в глупой википедии пишут (и что интересно в этой же статье) о заискивании Твери перед Ордой

Новый ордынский правитель — хан Узбек — в 1315 году подтвердил права Михаила, который вернулся с татарским войском и разгромил новгородцев. Новгород отправил послов в Орду жаловаться на Михаила, но тверичи переловили их по пути.

А  что пишут историки об этом можно узнать например здесь Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

15 минут назад, Venc сказал:

Ну историки пишут что было крещение. Если оспариваешь позицию историков - доказывай.

Какие историки?

16 минут назад, Venc сказал:

Старообрядцы не считали себя единой конфессией с никонианцами.

Это их проблемы

Ссылка на комментарий

9 часов назад, Александрович сказал:

Даже в глупой википедии пишут (и что интересно в этой же статье) о заискивании Твери перед Ордой

Новый ордынский правитель — хан Узбек — в 1315 году подтвердил права Михаила, который вернулся с татарским войском и разгромил новгородцев. Новгород отправил послов в Орду жаловаться на Михаила, но тверичи переловили их по пути.

А  что пишут историки об этом можно узнать например здесь Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

Я настаивать не буду. У тверичей более честная и менее промонгольская политика по сравнению с москвичами. А так да они тоже получали ярлык у хана. Русские княжества были вассалами улуса Джучи.

 

_________
добавлено 3 минуты спустя
9 часов назад, Александрович сказал:

 

Какие историки?

Ты опять не знаешь, переспрашиваешь. Почитай исторические работы на эту тему. Вон тебе целую статью скинул из книги про насильственное крещение в православие.

9 часов назад, Александрович сказал:

 

Это их проблемы

Если у тебя точка зрения нетрадиционная и ты считаешь, что это не раскол - доказывай.

Изменено пользователем Venc
Ссылка на комментарий

Александрович
3 часа назад, Venc сказал:

У тверичей более честная и менее промонгольская политика по сравнению с москвичами.

В чем более честная и менее промонгольская? и те и другие заискивали перед ханами, и те и другие использовали ордынские войска в своих личных интересах, причем Москва была более строптивым вассалом чем Тверь.

 

3 часа назад, Venc сказал:

Ты опять не знаешь, переспрашиваешь. Почитай исторические работы на эту тему. Вон тебе целую статью скинул из книги про насильственное крещение в православие.

Судя по отсутствию прямого ответа я делаю вывод, что назвать назвать этих историков или их работы проблематично.

3 часа назад, Venc сказал:

Если у тебя точка зрения нетрадиционная и ты считаешь, что это не раскол - доказывай.

Нетрадиционная точка зрения считать, что раскол равен смене религии.

12 часа назад, Venc сказал:

В Казанском крае христианизация началась со второй половины XVI в., вскоре после завоевания Казани здесь были основаны монастыри. Над татарами, противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на русских женщинах, держали в цепях. При этом церковники не скрывали, что их цель — «народ от татарской веры отучить и остращать».

Знакомая книга. еще в студенческие годы оставила привкус желтоватости.

Изменено пользователем Александрович
Ссылка на комментарий

1 час назад, Александрович сказал:

В чем более честная и менее промонгольская? и те и другие заискивали перед ханами, и те и другие использовали ордынские войска в своих личных интересах, причем Москва была более строптивым вассалом чем Тверь.

Да вроде нет. Михаил по закону должен был быть великим князем, а москвичи захватили престол посредством махинаций. Я так понимаю.

 

1 час назад, Александрович сказал:

Судя по отсутствию прямого ответа я делаю вывод, что назвать назвать этих историков или их работы проблематично.

Мне лень просто гуглить, если опровергаешь - доказывай.

 

1 час назад, Александрович сказал:

Нетрадиционная точка зрения считать, что раскол равен смене религии.

В дырку будешь молиться вместе с дырниками?

Олсо честно сказать не совсем понима тебя. Ты говорил про насильственное окатоличивание православных. Для тебя это смена религии.

Почему окатоличивание православных - смена религии, а оправославливание старообрядцев - это внутриконфессиональные разборки и речь не идет о смене религии?

И там и там конфессии появились в результате расколов и взаимных анафемствований.

 

1 час назад, Александрович сказал:

Знакомая книга. еще в студенческие годы оставила привкус желтоватости.

Желтый стиль изложения не отменяет фактов - православие достаточно жесткая религия.

 

По своему опыту также сужу. Общался с одним православным монахом - он говорил, что неплохо бы евреев истребить.

Изменено пользователем Venc
Ссылка на комментарий

Александрович
2 часа назад, Venc сказал:

Да вроде нет. Михаил по закону должен был быть великим князем, а москвичи захватили престол посредством махинаций. Я так понимаю.

Эта история частный случай внутридинастических разборок между потомками Ярослава Всеволодовича. Ханы учитывали местные традиции, но могли принять решение идущее в разрез с ними. На то они и сюзерены. Ссылку на хорошее популярное изложение на современном уровне я давал выше.

2 часа назад, Venc сказал:

Мне лень просто гуглить, если опровергаешь - доказывай.

Что опровергать, если для опровержения ничего не предоставлено?

2 часа назад, Venc сказал:

Олсо честно сказать не совсем понима тебя. Ты говорил про насильственное окатоличивание православных. Для тебя это смена религии.

Почему окатоличивание православных - смена религии, а оправославливание старообрядцев - это внутриконфессиональные разборки и речь не идет о смене религии?

Потому ,что к момент начала окатоличивания в Речи Постоплитой католическая и православная церковь существовали уже несколько столетий (а по факту можно о тысячелетии говорить). В случае с расколом 17 века в России  речь о теологической дискуссии внутри одного течения христианства.

2 часа назад, Venc сказал:

Желтый стиль изложения не отменяет фактов - православие достаточно жесткая религия.

Любая монотеистическая религия жесткая. Дело не столько в фактах, сколько в контексте. Если учесть, что по сей день большинство татар мусульмане, то сложно говорить про целенаправленное и последовательное обращение в православие. Кроме того, это не смена религии основной части населения.

2 часа назад, Venc сказал:

По своему опыту также сужу. Общался с одним православным монахом - он говорил, что неплохо бы евреев истребить.

Идиотов везде хватает.

Изменено пользователем Александрович
Ссылка на комментарий

Иммануил_Кант
2 часа назад, Venc сказал:

Желтый стиль изложения не отменяет фактов - православие достаточно жесткая религия

Что жёского именно в православии?

Религия со времен Византийской Империи: либо не играла роли в светской жизни, как в Грузии и Черногории, либо все механизмы террора были завязаны на светскую власть, как в Московии/Российской Империи, либо страдала как в Речи Посполитой.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 71
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 6175

Лучшие авторы в этой теме

  • Александрович

    13

  • Venc

    13

  • Zdrajca

    11

  • Иммануил_Кант

    8

  • лекс

    5

  • romarchi

    3

  • History777

    3

  • feanya

    3

  • Муцухито

    2

  • Redbell

    2

  • Ученый коть

    2

  • alexis

    1

  • Olegard

    1

  • Cyanide

    1

  • Chestr

    1

  • simonov-89

    1

  • Guboz

    1

  • Ландскнехт

    1

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Александрович

В публицистике весьма популярна тема альтернативы Московскому княжеству как собирателю русских земель. Часто эти построения носят политизированных характер, но сам вопрос весьма интересен. Поразмыслив

alexis

а я подумал, тема посвящена проблеме переноса столицы современной России...

Zdrajca

Князья Огинские и Сапеги, тоже русинского происхождения были. Отлично себя чувствовали   Именно. Жаль, что не все это понимают _________ добавлено 1 минуту спустя Да

Ландскнехт

Так Москва - просто удел Суздальской земли. Собственно, суздальщина с 15 века и попадает под определение Русь. Новгород - вещь в себе, "Русская Венеция". Рязань - фронтир со всеми вытекающими последст

Guboz

Ну если вдаваться уж в полную "альтернативщину", то мне всегда казался самым необычным (если так можно выразиться) вариант сохранения Золотой Орды в неком виде и её успешное существование. Эдакий анал

Александрович

Не могу сказать. что альтернативщана полная, ибо при определенных обстоятельствах сохранение Орды вполне возможно. Скорее всего были бы вассальные княжества, подобные тем, что имели Османы на Балканах

лекс

Ну так вся эта тема на этих "если бы да кабы" построена.  На этих "если..." можно и этрусков и ацтеков сделать альтернативой Москве... Фоменко и Ротор соврать не дадут.  

Cyanide

Распад после Смуты, в Москве сидит ЛжеДмитрий, который уже не Лже,но силенок завоевать обратно все нет, возникает патовая ситуация, и вокруг Нижнего Новгорода формируется другое государство ( возможно

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...