Перейти к содержимому

Все дороги ведут в Рим

Что вас больше всего интересует в Древнем Риме?  

25 голосов

  1. 1. Опрос

    • Политка
      8
    • Армия
      10
    • Культура
      6
    • Религия
      1


Рекомендованные сообщения

wadwad

@Ульф 

провокация удалена ...вместо того, чтобы вставлять действительно стоящую и проверенную информацию

 

Спойлер

БОЛЬШОЙ ЦИРК (Cir­cus Ma­xi­mus) — самый боль­шой и самый древ­ний из рим­ских теат­ров, пред­на­зна­чен­ных для игр, осно­ван­ный, соглас­но леген­де, Рому­лом в Мур­ци­е­вой долине (Val­lis Mur­cia, доли­на меж­ду Пала­ти­ном и Авен­ти­ном) одно­вре­мен­но с учреж­де­ни­ем кон­ских ска­чек в день Кон­су­а­лий. Кон­су­а­лии про­во­ди­лись в честь Кон­са (см. Алтарь Кон­са), кото­рый счи­тал­ся рим­ским экви­ва­лен­том Посей­до­на Гип­пия. Имен­но на этом празд­ни­ке были похи­ще­ны саби­нян­ки (Varr. LL. VI. 20; Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Через необы­чай­но пря­мую доли­ну про­те­кал ручей, кото­рый, види­мо, уже в глу­бо­кой древ­но­сти был введён в бере­га и пере­крыт моста­ми. Несколь­ко хра­мов и свя­ти­лищ (см., напр., Храм Солн­ца и Луны; Храм Мате­ри богов; Храм Ювен­ты), ока­зав­ших­ся на терри­то­рии цир­ка, пер­во­на­чаль­но мог­ли быть побед­ны­ми памят­ни­ка­ми, кото­рые уста­но­ви­ли победи­те­ли в состя­за­ни­ях. Этот театр пред­на­зна­чал­ся для всех цир­ко­вых игр (lu­di cir­cen­ses) и преж­де все­го для Рим­ских игр (Lu­di Ro­ma­ni), про­во­див­ших­ся в сен­тяб­ре. Сооб­ща­ет­ся, что Тарк­ви­ний Древ­ний дал отдель­ным сена­то­рам и всад­ни­кам пра­во соорудить сту­пен­ча­тые дере­вян­ные плат­фор­мы (fo­ri), чтобы смот­реть с них игры (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Позд­нее Тарк­ви­ний Гор­дый постро­ил новые плат­фор­мы, при­нудив к этим работам плебс (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Пер­вые стар­то­вые ворота (car­ce­res) были соору­же­ны в 329 г. до н. э. (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ) — оче­вид­но, из дере­ва, так как они были ярко рас­пи­са­ны (Enn. ap. Cic. Div. I. 108). Спи́на, види­мо, пер­во­на­чаль­но была про­сто ручьём, пре­вра­щён­ным в канал; ста­туи на колон­нах, кото­рые упо­ми­на­ют­ся в источ­ни­ках (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), и ста­туя Пол­лен­ции (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), веро­ят­но, сто­я­ли вдоль бере­га кана­ла, как и Стер­ти­ни­е­ва арка (см. ст.). Позд­нее спи́на при­об­ре­ла фор­му эври­па, в неко­то­рых местах пере­кры­то­го моста­ми, с ост­ро­ва­ми, на кото­рых сто­я­ло мно­же­ство раз­но­об­раз­ных пави­льо­нов и свя­ти­лищ (aedi­cu­lae), а так­же ста­туй; види­мо, ручей нико­гда не был пол­но­стью убран под зем­лю.

с.85 В 174 г. до н. э. цен­зо­ры Квинт Фуль­вий Флакк и Авл Посту­мий Аль­бин капи­таль­но отре­мон­ти­ро­ва­ли весь ком­плекс (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Они пере­стро­и­ли стар­то­вые заго­род­ки (car­ce­res) и уста­но­ви­ли набо­ры из семи боль­ших дере­вян­ных яиц (ova), дви­же­ние кото­рых, как счи­та­ет­ся, демон­стри­ро­ва­ло зри­те­лям коли­че­ство прой­ден­ных кру­гов. Такое устрой­ство ста­ло посто­ян­ным (Varr. RR. I. 2. 11; Cas­siod. Var. III. 51). В 55 г. до н. э. на играх в честь посвя­ще­ния хра­ма Вене­ры Победи­тель­ни­цы, постро­ен­но­го Пом­пе­ем, сло­ны, выведен­ные на аре­ну цир­ка для бит­вы, вырва­лись за желез­ное заграж­де­ние, защи­щав­шее зри­те­лей (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), а в 46 г. до н. э. это заграж­де­ние было заме­не­но вто­рым кана­лом (euri­pus, Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), кото­рый позд­нее засы­пал Нерон. В 33 г. до н. э. Агрип­па при­ба­вил к яйцам (ova) семь дель­фи­нов (Cass. Dio XLIX. 43. 2).

Пли­ний сооб­ща­ет (Plin. HN. XXXVI. 102), что Цезарь рас­ши­рил цирк до того раз­ме­ра, кото­рый он имел в его вре­мя, — три с поло­ви­ной ста­дия (621 м) в дли­ну и четы­ре пле­тра (118 м) в шири­ну — и окру­жил его, за исклю­че­ни­ем места стар­та, кана­лом (euri­pus) шири­ной 2,97 м и глу­би­ной 2,97 м, а так­же обу­стро­ил места для 150 тыс. зри­те­лей. После пожа­ра в 31 г. до н. э. (Cass. Dio L. 10. 3) Август постро­ил пуль­ви­нар в Боль­шом цир­ке (Pul­vi­nar ad Cir­cum Ma­xi­mum, Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; ср. Cas­siod. Var. III. 51) — ложу на пала­тин­ской сто­роне, при­мер­но на середине дли­ны, где на тро­нах поме­ща­лись рега­лии и сим­во­лы (exu­via) богов: их при­но­си­ли туда в про­цес­сии перед нача­лом игр (Fes­tus 500 L). Кро­ме того, Август уста­но­вил на спи́не, веро­ят­но на оси хра­ма Солн­ца и Луны, обе­лиск Рам­се­са II, при­ве­зён­ный из Гелио­по­ля (Plin. HN. XXXVI. 71; Amm. Marc. XVII. 4. 12), кото­рый сего­дня нахо­дит­ся на Пьяц­ца дель Попо­ло (см. Обе­лиск Авгу­ста в Боль­шом цир­ке).

Дио­ни­сий Гали­кар­насский опи­сы­ва­ет цирк, каким он был в 7 г. до н. э. (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Зри­тель­ские места рас­по­ла­га­лись в три яру­са: ниж­ний был камен­ным, осталь­ные дере­вян­ные. Две­на­дцать заго­ро­док име­ли свод­ча­тые потол­ки и закры­ва­лись двой­ны­ми ворота­ми, кото­рые мож­но было открыть все одно­вре­мен­но. Меж­ду каж­ды­ми дву­мя заго­род­ка­ми сто­я­ла гер­ма. Вдоль внеш­не­го пери­мет­ра зда­ния про­хо­ди­ла одно­этаж­ная арка­да, где раз­ме­ща­лись лав­ки с жилы­ми поме­ще­ни­я­ми над ними и вхо­ды, через кото­рые мож­но было попасть к зри­тель­ским местам, прой­дя по коридо­рам и лест­ни­цам: они, как и в Коли­зее, чере­до­ва­лись, но систе­ма была не такой запу­тан­ной, так что вой­ти и вый­ти было очень лег­ко. Лав­ки обра­зо­вы­ва­ли боль­шой базар; Тацит (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ) пишет, что имен­но сре­ди лег­ко­вос­пла­ме­ня­ю­щих­ся това­ров в этих лав­ках так силь­но раз­го­рел­ся пожар при Нероне. Сооб­ща­ет­ся, что это место при­вле­ка­ло подо­зри­тель­ных субъ­ек­тов: содер­жа­те­лей хар­че­вен (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), аст­ро­ло­гов и пред­ска­за­те­лей судь­бы (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Iuven. VI. 588; Hor. Sat. I. 6. 113—114) и про­сти­ту­ток (Iuven. III. 65; Priap. 17; Anth. Lat. I. 190; Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , ср. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Cyp­rian. De Spect. 5); но здесь нахо­дил­ся так­же над­гроб­ный камень тор­гов­ца фрук­та­ми (CIL. VI. 9822 = ILS. 7496).

Август смот­рел на игры из домов сво­их дру­зей и воль­ноот­пу­щен­ни­ков (на окру­жаю­щих хол­мах?), а ино­гда из пуль­ви­на­ра (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), но зри­те­ли в пуль­ви­на­ре нахо­ди­лись на обо­зре­нии тол­пы, что было непри­ят­но (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Сооб­ща­ет­ся, что Август пре­до­ста­вил места сена­то­рам и всад­ни­кам, но, оче­вид­но, они не рас­по­ла­га­лись в опре­де­лён­ном поряд­ке (Cass. Dio LV. 22. 4); Клав­дий отвёл осо­бые места сена­то­рам (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Cass. Dio LX. 7. 3—4), а Нерон — всад­ни­кам, при­чём для того, чтобы осво­бо­дить необ­хо­ди­мое про­стран­ство, ему при­шлось засы­пать один конец эври­па (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ).

В нояб­ре 36 г. н. э. сго­ре­ла часть цир­ка, при­мы­кав­шая к Авен­ти­ну (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Cass. Dio LVIII. 26. 5; Pa­ri­be­ni R. Fram­men­to di an­na­li tro­va­to a Os­tia // BCAR. Vol. 44. 1916. P. 211—212), но, види­мо, её сра­зу же вос­ста­но­ви­ли, так как Кали­гу­ла устро­ил цир­ко­вые игры (lu­di cir­cen­ses), про­сла­вив­ши­е­ся сво­и­ми нов­ше­ства­ми: он добав­лял в песок свин­цо­вый сурик и зелё­ный пиг­мент (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ) или кусоч­ки слюды (Plin. HN. XXXVI. 162). Клав­дий постро­ил заго­род­ки из мра­мо­ра и позо­ло­чен­но­го метал­ла (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). В какой-то момент дель­фи­ны Агрип­пы были снаб­же­ны тру­ба­ми и пре­вра­ще­ны в фон­тан, изли­вав­ший­ся в эврип (Tert. De Spect. 8; ср. моза­и­ки с изо­бра­же­ни­ем цир­ко­вых игр из Бар­се­ло­ны и Лио­на: Humphrey J. H. Ro­man Cir­cu­ses: Are­nas for Cha­riot Ra­cing. Lon­don, 1986. Figs. 36, 119), и после это­го они уже не мог­ли слу­жить для отсчё­та кру­гов. Вели­кий пожар при Нероне раз­го­рел­ся в цир­ке, в его севе­ро-восточ­ном кон­це, в лав­ках на пала­тин­ской сто­роне, и, разду­вае­мый вет­ром, пожрал эту часть цир­ка (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Веро­ят­но, цирк был прак­ти­че­ски уни­что­жен (см. Алта­ри Неро­но­ва пожа­ра), но вско­ре его вос­ста­но­ви­ли, так как в 68 г. Нерон исполь­зо­вал его для орга­ни­за­ции сво­его воз­вра­ще­ния из Гре­ции (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; Cass. Dio Epit. 62 (63). 20. 4; 21. 1). В прав­ле­ние Доми­ци­а­на он сно­ва сго­рел и был вос­ста­нов­лен Тра­я­ном, кото­рый исполь­зо­вал для это­го камень из нав­ма­хии Доми­ци­а­на (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ). Тогда же Тра­ян уве­ли­чил дли­ну зри­тель­ских мест — веро­ят­но, на пала­тин­ской сто­роне — на два ста­дия, над­стро­ив их над ули­цей, про­хо­див­шей поза­ди цир­ка, и под­няв ряды зри­тель­ских мест вверх по скло­ну Пала­ти­на, где обна­ру­же­ны соот­вет­ст­ву­ю­щие фун­да­мен­ты. При Тра­яне цирк, види­мо, достиг наи­боль­ше­го вели­ко­ле­пия. При Анто­нине Пии про­изо­шла ката­стро­фа — обру­ши­лась часть цир­ка и погиб­ло мно­го людей (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ; ср. Chron. 146), и при Дио­кле­ти­ане сно­ва про­изо­шло обру­ше­ние (Chron. 148). Кара­кал­ла, как сооб­ща­ет­ся, рас­ши­рил ianuae cir­ci (Chron. 147) — веро­ят­но, цен­траль­ный про­ход в середине заго­ро­док, но воз­мож­но, и весь с.86 этот конец. Кон­стан­тин вели­ко­леп­но реста­ври­ро­вал цирк (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ) и пред­ло­жил при­вез­ти из Гелио­по­ля вели­кий обе­лиск Тут­мо­са III, чтобы укра­сить спи́ну. Этот замы­сел осу­ще­ст­вил Кон­стан­ций в 357 г. н. э. (Amm. Marc. XVII. 4. 12—16; см. Обе­лиск Кон­стан­ти­на). Цирк часто упо­ми­на­ет­ся в лите­ра­ту­ре IV и V вв., но эти свиде­тель­ства не добав­ля­ют ниче­го суще­ст­вен­но­го к нашим сведе­ни­ям. Послед­нее упо­ми­на­ние содер­жит­ся у Кас­си­о­до­ра, и ссыл­ка на него уже при­во­ди­лась (Var. III. 51); там подроб­но опи­сы­ва­ет­ся цирк, и сооб­ща­ет­ся, что на спи́не нахо­ди­лись релье­фы с изо­бра­же­ни­ем рим­ских пол­ко­вод­цев, шест­ву­ю­щих по телам побеж­дён­ных в три­ум­фаль­ной про­цес­сии.

Наши сведе­ния о цир­ке вос­хо­дят не толь­ко к упо­ми­на­ни­ям о нём в лите­ра­тур­ных источ­ни­ках, но и к мно­го­чис­лен­ным его изо­бра­же­ни­ям в искус­стве, на несколь­ких фраг­мен­тах Мра­мор­но­го пла­на (Ca­ret­to­ni G., Co­li­ni A. M., Coz­za L., Gat­ti G. La plan­ta mar­mo­rea di Ro­ma an­ti­ca (For­ma Ur­bis Ro­mae). Ro­ma, 1960. Tav. 17; Rod­ri­guez Al­mei­da, E. For­ma ur­bis mar­mo­rea: Ag­gior­na­men­to ge­ne­ra­le 1980. Ro­ma, 1981. Tav. 5, 14) и осо­бен­но на несколь­ких моза­и­ках, релье­фах и сар­ко­фа­гах, а так­же на моне­тах, про­слав­ля­ю­щих усо­вер­шен­ст­во­ва­ния и рестав­ра­ции. Ката­лог этих изо­бра­же­ний см.: En­cic­lo­pe­dia dell’ ar­te an­ti­ca, clas­si­ca e orien­ta­le / Eds. R. Bian­chi Ban­di­nel­li, G. Pug­lie­se Ca­ra­tel­li. Vol. 2. Ro­ma, 1959. P. 647—655. В ходе совре­мен­ных рас­ко­пок, преж­де все­го архео­ло­ги­че­ских работ 1936 г., обна­ру­же­ны толь­ко неин­фор­ма­тив­ные остат­ки фун­да­мен­тов зри­тель­ских мест в закруг­лён­ном кон­це (sphen­do­ne). Они бетон­ные, неко­то­рые части обли­цо­ва­ны кир­пи­ча­ми, а неко­то­рые не име­ют обли­цов­ки (ср. Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 236—240). Архео­ло­ги обна­ру­жи­ли так­же мощё­ную ули­цу, иду­щую вдоль цир­ка: она поз­во­ля­ет точ­но уста­но­вить его место­по­ло­же­ние, ори­ен­та­цию и раз­ме­ры в его финаль­ной фор­ме. Дли­на цир­ка состав­ля­ла 600 м, шири­на — 150 м; дли­на аре­ны — 550 м, шири­на — 80 м. Сред­няя шири­на зри­тель­ских мест состав­ля­ла 35 м, но её суще­ст­вен­но уве­ли­чи­ли при­строй­ки, воз­ведён­ные над ули­ца­ми и на скло­нах Пала­ти­на; на этих участ­ках шири­на зри­тель­ских мест оце­ни­ва­ет­ся в 80 м.

Внеш­няя сто­ро­на цир­ка име­ла три эта­жа с арка­ми и пиляст­ры на ниж­нем яру­се, напо­до­бие Коли­зея и теат­ра Мар­цел­ла; вхо­ды и лест­ни­цы тоже были устро­е­ны подоб­ным обра­зом. Зри­тель­ские ряды дели­лись на три зоны, кото­рые, веро­ят­но, соот­вет­ст­во­ва­ли трём эта­жам и разде­ля­лись коль­це­вы­ми про­хо­да­ми (bal­tei). Толь­ко ниж­няя зона была камен­ной. Пуль­ви­нар, види­мо, пред­став­лял собой кра­си­вое зда­ние на пала­тин­ской сто­роне, но о его архи­тек­тур­ной фор­ме совер­шен­но ниче­го не извест­но (ср. Min­gaz­zi­ni P. Il “Pul­vi­nar ad Cir­cum Ma­xi­mum” // BCAR. Vol. 72. 1946—1948. P. 27—32). Оно, види­мо, было доста­точ­но впе­чат­ля­ю­щим, чтобы заслу­жить осо­бое упо­ми­на­ние в «Дея­ни­ях Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста». В севе­ро-запад­ном кон­це две­на­дцать заго­ро­док рас­по­ла­га­лись по дуге, изо­гну­той так, чтобы все участ­ни­ки гон­ки пре­одоле­ва­ли оди­на­ко­вое рас­сто­я­ние от стар­то­вых ворот до белой линии (li­nea al­ba), отме­чав­шей нача­ло пер­во­го заезда (Cas­siod. Var. III. 51. 7). С каж­дой сто­ро­ны мону­мен­таль­но­го вхо­да с Бычье­го фору­ма нахо­ди­лось по шесть заго­ро­док. Сами ворота, види­мо, пред­став­ля­ли собой решёт­ку с орна­мен­том, а над ними нахо­ди­лась ложа, укра­шен­ная ста­ту­я­ми атле­тов, откуда пред­седа­тель­ст­ву­ю­щий маги­ст­рат и его окру­же­ние смот­ре­ли на игры. По обе­им сто­ро­нам от заго­ро­док сто­я­ли зуб­ча­тые баш­ни, и этот конец цир­ка про­зва­ли «кре­по­стью» (op­pi­dum: Varr. LL. V. 153; Fest. 201 L). Юго-запад­ная сто­ро­на цир­ка име­ла слег­ка непра­виль­ную фор­му, и пря­мо перед белой лини­ей, в кон­це спи­ны, имел­ся изгиб, обес­пе­чи­ваю­щий рав­ные стар­то­вые пози­ции. Это было обыч­ной осо­бен­но­стью цир­ков. Даль­ше по этой сто­роне, воз­ле нача­ла закруг­ле­ния (sphen­do­ne) зри­тель­ские ряды пре­ры­ва­лись и сто­ял храм Солн­ца и Луны (см. Храм Солн­ца и Луны); веро­ят­но, он не выда­вал­ся впе­рёд, на аре­ну, но его ниж­няя сту­пень­ка была выров­не­на по краю аре­ны. В дру­гих местах сре­ди зри­тель­ских рядов тоже мог­ли сто­ять свя­ти­ли­ща — они вклю­ча­лись в состав цир­ка по мере его рас­ши­ре­ния с тече­ни­ем вре­ме­ни. Округ­лая часть цир­ка (sphen­do­ne) изо­бра­же­на на моза­и­ке с Пьяц­ца Арме­ри­на как наи­луч­шая пози­ция для зри­те­лей, заня­тая бога­то оде­той ком­па­ни­ей, в том чис­ле жен­щи­на­ми и детьми. В цен­тре этой сто­ро­ны нахо­ди­лась арка, через кото­рую, веро­ят­но, про­хо­ди­ли три­ум­фаль­ные про­цес­сии на пути к фору­му. В 80—81 г. она была пере­стро­е­на по реше­нию сена­та и ста­ла трёх­про­лёт­ной три­ум­фаль­ной аркой в честь заво­е­ва­ния Пале­сти­ны Вес­па­си­а­ном и Титом (CIL. VI. 944 = ILS. 264). Она изо­бра­же­на на Мра­мор­ном плане, а её остат­ки были обна­ру­же­ны в 1934 и 1982 гг. (Cian­cio Ros­set­to P., Bran­diz­zi Vi­tuc­ci P. // Ro­ma. Cir­co Mas­si­mo // BCAR. Vol. 91. 2. 1986. P. 544; Bran­diz­zi Vir­ruc­ci P. L’ar­co di Ti­to al Cir­co Mas­si­mo // Qua­der­ni del Centro di Stu­dio per l’Ar­cheo­lo­gia Et­rus­co-ita­li­ca. Vol. 9. 1990. P. 68—71).

До II в. н. э. спи́на в середине аре­ны не была оформ­ле­на как эврип; потом её под­ня­ли над уров­нем аре­ны, её бас­сейн обли­це­ва­ли мра­мо­ром, а через рав­ные про­ме­жут­ки пере­ки­ну­ли мосты. Воз­ле мостов сто­я­ли скульп­ту­ры живот­ных и атле­тов, а на моза­и­ке с Пьяц­ца Арме­ри­на изо­бра­же­на Вик­то­рия на колонне. В эври­пе име­лись ост­ро­ва, на кото­рых сто­я­ли двух­этаж­ные пави­льо­ны (sy­zy­gia), где раз­ме­ща­лись яйца и дель­фи­ны на обо­их кон­цах спи­ны, а бли­же к юго-восточ­но­му кон­цу — обе­лиск Авгу­ста, ста­туя Вели­кой Мате­ри на льве, встав­шем на зад­ние лапы, паль­ма, раз­рос­ша­я­ся в III в. до огром­ных раз­ме­ров и зага­доч­ное куби­че­ское зда­ние, похо­жее на алтарь с две­рью в одной стене — воз­мож­но, свя­ти­ли­ще Мар­са, так как в этом свя­ти­ли­ще было выде­ле­но место для куруль­но­го крес­ла, чтобы дик­та­тор Марк Вале­рий Мак­сим и его потом­ки все­гда мог­ли смот­реть оттуда игры. У обо­их кон­цов спи́ны, но отдель­но от неё, сто­я­ли высо­кие полу­круг­лые базы с мета­ми (me­tae), кото­рые пред­став­ля­ли собой три вытя­ну­тых кону­са с закруг­лён­ны­ми кон­ца­ми, укра­шен­ных лен­та­ми. На базах мет, по край­ней мере, со сто­ро­ны заго­ро­док, види­мо, нахо­ди­лись круп­ные релье­фы.

Источ­ни­ки ука­зы­ва­ют раз­ную вме­сти­мость цир­ка, и, веро­ят­но, в эпо­ху Импе­рии она меня­лась так же зна­чи­тель­но, как и в эпо­ху с.87 Рес­пуб­ли­ки. Соглас­но Дио­ни­сию Гали­кар­насско­му (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ), в 7 г. до н. э. цирк вме­щал 150 тыс. чело­век; Пли­ний (HN. XXXVI. 102) назы­ва­ет 250 тыс. чело­век, а «Ноти­ция» в IV в. сооб­ща­ет о 385 тыс. lo­ca — веро­ят­но, общая дли­на зри­тель­ских рядов в футах, что даёт место для при­мер­но 250 тыс. зри­те­лей. Все эти циф­ры оспа­ри­ва­лись иссле­до­ва­те­ля­ми. В цир­ке чаще все­го про­во­ди­лись гон­ки на квад­ри­гах — колес­ни­цах, запря­жён­ных чет­вер­нёй, но и дру­гие состя­за­ния тоже были популяр­ны, и в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки цир­ко­вые игры (lu­di cir­cen­ses) вклю­ча­ли раз­лич­ные сра­же­ния и зве­ри­ные трав­ли. Позд­нее подоб­ные пред­став­ле­ния были, веро­ят­но, навсе­гда пере­не­се­ны в амфи­те­атр Ста­ти­лия Тав­ра и Коли­зей, где мож­но было устро­ить необыч­ные и неожидан­ные эффек­ты. Наи­бо­лее важ­ны­ми игра­ми, про­во­див­ши­ми­ся в Боль­шом цир­ке, были Рим­ские игры 4—19 сен­тяб­ря и Пле­бей­ские игры 4—17 (Fast. Maff.) или 12—16 (Fi­lo­ca­lus) нояб­ря, но, веро­ят­но, все круп­ные игры, устра­и­вав­ши­е­ся, напри­мер, в честь победы или посвя­ще­ния зда­ний, вклю­ча­ли хотя бы день или два цир­ко­вых игр.

 

 

 

© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 84—87.
© 2017 г. Пере­вод с англ. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

 

 

Изменено пользователем Adjudicator
Удаление провокации.
Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Raizel
    В 15.12.2020 в 12:36, wadwad сказал:

    провокация удалена ...вместо того, чтобы вставлять действительно стоящую и проверенную информацию

    а мусор в этих ваших интернетах разводит как раз таки старшее поколение:nyam:

    хотя в чем-то я согласен. нынче нормальный источник информации - это книги в библиотеках, годов эдак 70-х прошлого века.

    Изменено пользователем Adjudicator
    Редакция цитаты с нарушением.
    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • wadwad
    19 часов назад, Ульф сказал:

    не первый высер "товарища" в этой теме. Критикует, при этом создает пост из выжимок того же интернета, который характеризует как помойку, а материалы как мусор. При этом не удосужился текст даже отформатировать, ссылки идут на конкретный сайт и их в одном посте 33. это не спам?

    "Высеры" это твои сообщения в этой теме, которые не то что псевдоисторические, но просто сборище вранья, мусора и фейков. 

    Ссылки идут на конкретные исторические документы, но ты же у нас удаление провокации

     

     

    Изменено пользователем Adjudicator
    Удаление провокации.
    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Raizel

    @Ульф, а есть ли планы на то, что обозревать дальше?

     

    upd. и еще раз предлагаю. статьи загнать в отдельный пост, пост - в закреп. в принципе, могу я заняться.

    Изменено пользователем Альфарий
    upd
    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Ульф
    20 минут назад, Альфарий сказал:

    @Ульф, а есть ли планы на то, что обозревать дальше?

     

    upd. и еще раз предлагаю. статьи загнать в отдельный пост, пост - в закреп. в принципе, могу я заняться.

    планы по материалу темы есть, юмор хотел привнести в тему, не все поняли, к сожалению. На начальном этапе темы так было, как ты говоришь, не очень удобно. Кто-то добавляет свои интересные материалы, каждый новый пост для закрепления-открепления- это обращение к магистру форума

    Изменено пользователем Ульф
    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Raizel
    31 минуту назад, Ульф сказал:

    планы по материалу темы есть, юмор хотел привнести в тему, не все поняли, к сожалению. На начальном этапе темы так было, как ты говоришь, не очень удобно. Кто-то добавляет свои интересные материалы, каждый новый пост для закрепления-открепления- это обращение к магистру форума

    в шапку загони. первый пост под спойлер. шапку ты же можешь редачить

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Gorthauerr

    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

    scale_2400

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Ульф

    Самые распространённые профессии в древнем Риме

          Одной из самых известных и распространённых, а также уважаемых и востребованных профессий в Древнем Риме были юристы. Любой политик в своей карьере проходил через ряд должностей, на которых он был обязан решать судебные споры. Он использовал знание римского законодательства для публичных выступлений на форуме, а став консулом и сам участвовал в принятии новых законов. Кроме того, юридические знания были совершенно необходимы для римских ораторов, вроде знаменитого Цицерона, или же реформаторов, как братья Гракхи.

         Другими ценными и необходимыми профессиями у древних римлян были, как сказали бы сейчас, менеджерские позиции. Например, гимназиархи — владельцы спортивных учреждений. Они занимались организацией соревнований спортсменов, а также процессом воспитания и обучения молодых людей, занимающихся атлетикой. Несколько менее почётной, но более прибыльной была профессия содержателя гладиаторской школы. Например, им был знаменитый Лентул Батиат, владелец гладиатора по имени Спартак. Ещё менее уважаемыми, но необходимыми были содержатели лупанариев, древнеримских публичных домов. А вместо современных HR-менеджеров у римлян были торговцы рабами.

         К менеджерам можно также отнести организаторов оргий. Оргия в Древнем Риме означала всего лишь пышный пир с выпивкой и женщинами. Иногда он мог закончиться и оргией в привычном для нас смысле слова. Организатор оргий был обязан оборудовать зал для пира, закупить продукты, предоставить для гостей комнаты, пригласить женщин. Одним из самых известных организаторов оргий был приближенный Нерона — Гай Петроний Арбитр. Его жизнь окончилась трагически, Нерон приговорил Арбитра к самоубийству, и ему пришлось выполнить приказ.

         Были у римлян и профессии, мало чем отличающиеся от современных — банщики в термах, музыканты, торговцы, лекари, парикмахеры, моряки, виноделы. Некоторые из профессий были похожи на современные, но отличались по сути. Например, дегустатором работал либо раб, либо наёмный работник, проверяющий всю еду перед подачей её на стол на предмет отсутствия в ней яда. Курьеры в городе исполняли те же обязанности, что и сейчас, но им приходилось доставлять сообщения и посылки пешком, а Рим был отнюдь не маленьким городом. В Римской Империи была прекрасно организованная почтовая служба, её работники носили специальные головные уборы, украшенные крылышками — как на шлеме бога Меркурия.

         Многие профессии были у римлян уделом рабов. Например, носильщики паланкинов, гребцы на галерах, или так называемые номенклатурщики. Раб-номенклатурщик должен был обладать идеальной памятью, он служил одновременно секретарём и живым блокнотом, запоминая все нужные его хозяину события, имена, даты и вовремя напоминая о делах, визитах, поздравлениях и т.п. Рабской была и профессия педагога. В отличие от современного слова, римляне называли так специального раба, приставленного к детям, чтобы отводить их в школу и обратно.

    aZqkAHe.jpg

                                                                    Добыча серебряных руд на рудниках Лавриона. Рисунок на вазе V век до н.э.

         Очень тяжелой была профессия горняка, особенно добытчика серебра. Шахты в те времена походили на узкие норы, поэтому в них трудились мальчики-рабы. Рабы же вычищали древнеримскую канализацию, как городскую, так и частные, в отдельных домах. Человек этой профессии в Древнем Риме назывался «стеркорариус». Тяжёлым, но при этом уважаемым и высокооплачиваемым был труд «уринаторов» — ныряльщиков на глубину до 30 метров. Для этого использовался специальный колпак в виде колокола, в котором сохранялось немного воздуха. Уринаторы обычно использовались для строительных работ в порту или при строительстве больших мостов через реки.

         Глашатаи, тоже одна из самых необходимых у римлян профессий, были свободными людьми. Они объявляли на площади о последних новостях, зачитывали новые законы и императорские указы. Также свободными людьми были и телохранители. Богатые римляне нанимали иногда по несколько десятков вооружённых охранников, не столько из страха покушений, сколько ради престижа. Лучшими телохранителями считали бывших гладиаторов, им хозяева также порой поручали опасные, а то и противозаконные дела.

    swGXAUP.jpg

    Маска похоронного клоуна.

         Труд артистов в Древнем Риме не пользовался уважением. Наиболее распространены были уличные театры, дававшие представление под открытым небом. Обычными для их репертуара были простенькие фарсы, а иногда и политические сатиры на остроактуальные темы. Ещё одна актёрская профессия в Древнем Риме — похоронный клоун. Во время похорон, он переодевался в покойного, надевал маску, веселился и плясал. Считалось, что этим самым от тела покойника отгоняются злые духи. Похоронные клоуны высокого класса, то есть умевшие особо искусно пародировать поведение и речь покойного, работали на похоронах патрициев и императоров.

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Ульф

    "Лестница почестей" в Древнем Риме

    В cursus honorum - карьерной лестнице Рима времен Республики занятия военных должностей было необязательным.
    Он состоял из:
    1. Должность квестора: основные обязанности квестора относились к сфере финансов. Он мог быть направлен в казначейство, управлять финансами в провинции, заниматься таможенными вопросами в портах.
    1.5 народный трибун или эдил. Собственно не входили в cursus honorum, но для привлечения внимания избирателей большинство сенаторов, желающих стать консулами, предпочитали послужить в этих должностях.
    Народный (плебейский) трибун - охранял права плебеев от посягательтв патрициев. Обладал правом Вето (лат. veto - запрещаю) .
    Мог получить популярность, устроив небольшой (или большой) скандал (часто - земельные и хлебные законы) .
    Эдил. Было 4 эдила - 2 курульных и 2 плебейских. Курульными эдилами становились в основном патриции, так как не могли стать трибунами. Могли завоевать популярность, устроив (за свой счет) пышные игры или раздачу хлеба.
    2 Претор. Второй по важности пост (после консула) . Во время Цезаря - было 8 преторов.
    3 Консул.
    4 Консуляр (бывший консул) мог стать цензором. Эта должность не входила в cursus honorum. Избирались на 5 лет. Их работа - ценз граждан в Риме и Италии. Корме того, они вводили людей в Сенат, руководили общественными работами и подписывали государственные соглашения.

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Ульф

    Территория Древнего Рима

          Наибольшей величины и могущества Древний Рим достиг при императоре Траяне, во втором веке нашей эры. На севере граница Римской Империи пересекала Британию, в Европе она проходила от Рейна до Дуная, в Восточной Европе Риму принадлежали земли, на которых сейчас расположены Румыния, Венгрия, Болгария. Дальше на восток, границы Рима включали Армению, Сирию, Палестину и часть Аравии. В Африке в Римскую Империю входил Египет и вся Северная Африка вплоть до Мавритании.

          Земли Рима расположены вокруг Средиземного моря. Основные торговые и военные коммуникации Римской Империи обеспечивались именно морскими перевозками. На суше транспортную связность огромного государства обеспечивала система великолепных римских дорог, но именно морем можно быстро перебросить легионы в регион, которому угрожало вражеское вторжение. Или же самим высадиться и захватить земли соседей.

    VSijgcI.jpg

     

          Рим расширялся непрерывно, вся история Древнего Рима – история войн, отнюдь не только оборонительных. Сокрушив Карфаген, своего самого сильного и опасного соперника, Рим проводил постоянную экспансию, по всем направлениям. Но в какой-то момент это непрерывное расширение Империи застопорилось, а после и вовсе остановилось. Дошли до естественного предала: на юге пески Сахары, пересечь которые римские легионы не могли, на Западе – Атлантический океан. На севере – дикие варварские племена, которых можно разбить и оттеснить, но полностью уничтожить или ассимилировать не получалось. К тому же, земли северной Европы (и даже причерноморские) для римлян, родившихся в тёплой Италии, слишком холодны. Например, сосланный в нынешнюю Болгарию, почти в те места, где сейчас располагаются курорты Золотые Пески и Солнечный Берег, поэт Овидий писал жалобные стихи о том, как там холодно и неуютно. Оставался Восток, но на востоке были свои могущественные империи – Парфия, царство Боспорское, Великая Армения. Воевать с ним, и даже побеждать их, у Рима получалось. А вот закрепиться на этих враждебных территориях – нет.

         К началу второго века, Рим достиг наибольшего могущества. Император Марк Ульпий Нерва Траян прославился грандиозными завоеваниями. Последними настолько успешными в римской истории. Он покорил Дакию, захватил Набатейское царство, присоединил к Риму Великую Армению и Месопотамию, взял столицу Парфянской Империи, город Ктесифон, вышел к Персидскому заливу.

        Никогда ранее и никогда позже Римская Империя не имела таких размеров. Но могущество Рима уже подтачивали восстания покорённых народов, внутренние неурядицы и экономические проблемы. Завоёванные обширные территории Рим сможет удерживать не особенно долго, особенно в Азии. Уже при сыне Траяна, императоре Адриане, Римская Империя вынуждена будет сосредоточиться на обороне. Именно тогда будет построен грандиозный Адрианов Вал и другие мощные и протяжённые оборонительные сооружения, остатки которых и сейчас сохранились во многих странах Европы.

     

    _________
    добавлено 2 минуты спустя

    Да и продолжении предыдущего коммента :)

    7kaMe3g.jpg

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Ульф

    Воинские звания в древнем Риме

     

    SLuwCWA.jpg

         Император управлял подвластными ему землями, назначая легатов, обладавших властью Legatus Augusti pro praetore( Легат Августа пропретор) Командир двух или более легионов. Императорский легат также служил губернатором провинции, в которой легионы, которыми он командовал, были расквартированы. Из сенаторского сословия, Императорский легат назначался самим императором и обычно занимал должность на протяжении 3-х или 4-х лет. Каждый легат был высшей военной и гражданской властью в своей области. Он распоряжался войсками, находящимися в его провинции, и не мог покинуть ее до истечения срока службы. Провинции делились на те, куда назначали людей до консульства, и те, куда назначали бывших консулов. В первую категорию входили провинции, где не было легионов или был только один легион. Ими управляли люди лет под сорок, уже командовавшие легионами. В провинциях, которые получали бывшие консулы, стояло обычно от двух до четырех легионов, и легатам, попадавшим туда, бывало обычно за сорок или под пятьдесят. В эпоху империи люди получали высокие посты сравнительно молодыми.

    Старшие офицеры:

    Legatus Legionis( Легат легиона)
    Командующий легионом. На этот пост император обычно назначал бывшего трибуна на три—четыре года, но легат мог занимать свой пост и гораздо дольше. В провинциях, где был расквартирован легион, легат одновременно являлся и наместником. Там, где находилось несколько легионов, у каждого из них был свой легат, и все они находились под общим командованием у наместника провинции.

    Tribunus Laticlavius(Трибун Латиклавий)
    Этого трибуна в легион назначал император или сенат. Обычно он был молод и обладал меньшим опытом, чем пятеро военных трибунов (Tribuni Angusticlavii), тем не менее должность его была второй по старшинству в легионе, сразу после легата. Название должности происходит от слова «laticlava», которое означает две широкие пурпурные полосы на тунике, положенной чиновникам сенаторского ранга.

    Praefectus Castrorum(Префект лагеря)
    Третий по старшинству пост в легионе. Обычно его занимал получивший повышение выходец из солдат-ветеранов, ранее занимавший пост одного из центурионов.

    Tribuni Angusticlavii( Трибуны Ангустиклавии)
    В каждом легионе имелось пять военных трибунов из сословия всадников. Чаще всего, это были профессиональные военные, которые занимали высокие административные посты в легионе, а во время боевых действий могли, при необходимости, командовать легионом. Им полагались туники с узкими пурпурными полосами (angusticlava), откуда и происходит название должности.

    Средние офицеры:

    Primus Pilus(Примипил)
    Самый высокий по рангу центурион легиона, возглавлявший первую сдвоенную центурию. В I—II веках н. э. при увольнении с военной службы примипил зачислялся в сословие всадников и мог на гражданской службе достичь высокой всаднической должности. Название дословно означает «первая шеренга». Из-за сходства слов pilus (шеренга) и pilum (пилум, метательное копьё) термин иногда неправильно переводится как «центурион первого копья». Примипил по положению был помощником командира легиона. Ему была доверена охрана легионного орла; он давал сигнал к выступлению легиона и распоряжался подачей звуковых сигналов, касающихся всех когорт; на марше он находился во главе армии, в бою — на правом фланге в первом ряду. Его центурия насчитывала 400 отборных воинов, непосредственное командование которыми осуществляли несколько командиров низшего ранга. Для того чтобы дослужиться до примипила, следовало (при обычном порядке службы) пройти все центурионские ранги, и обычно этого статуса достигали после 20 и более лет службы, к 40-50 годам.

    Centurio(Центурион)
    В каждом легионе имелось 59 центурионов, командиров центурий. Центурионы представляли собой основу и костяк профессиональной римской армии. Это были профессиональные воины, которые жили повседневной жизнью своих подчинённых-солдат, а в ходе боя командовали ими. Обычно этот пост получали солдаты-ветераны, однако центурионом можно было стать и по непосредственному указу императора или иного высокопоставленного чиновника. Когорты имели нумерацию с первой по десятую, а центурии внутри когорт — с первой по шестую (при этом в первой когорте было лишь пять центурий, но первая центурия была двойная) — таким образом, в легионе было 58 центурионов и примипил. Номер центурии, которой командовал каждый центурион, непосредственно отражал его положение в легионе, то есть самое высокое положение занимал центурион первой центурии первой когорты, а самое низкое — центурион шестой центурии десятой когорты. Пять центурионов первой когорты назывались «Primi Ordines». В каждой когорте центурион первой центурии именовался «Pilus Prior».

    Младшие офицеры:

    Optio(Опцион)
    Помощник центуриона, заменял центуриона в бою в случае его ранения. Выбирался самим центурионом из своих солдат.

    Tesserarius( Тессерарий)
    Помощник опция. В его обязанности входили организация караулов и передача паролей часовым.

    Decurio(Декурион)
    Командовал отрядом конницы от 10 до 30 всадников в составе легиона.

    Decanus( Декан)
    Командир 10 солдат, с которыми он жил в одной палатке.

    Специальные почётные посты:

    Aquilifer(Аквилифер)
    Чрезвычайно важный и престижный пост (дословный перевод названия — «несущий орла». Потеря символа («орла») считалась ужасным бесчестьем, после которого легион расформировывался. Если орла удавалось отбить или вернуть иным способом, легион заново формировали с тем же именем и номером.

    Signifer(Сигнифер)
    В каждой центурии был казначей, который отвечал за выплату жалования солдатам и сохранность их сбережений. Он же нёс боевой значок центурии (Signum) — древко копья, украшенное медальонами. Наверху древка находился символ, чаще всего орёл. Иногда — изображение открытой ладони.

    Imaginifer(Имагинифер)
    В бою нёс изображение императора (лат. imago), который служил постоянным напоминанием о верности войска главе Римской империи.

    Vexillarius( Вексиллярий)
    В бою нёс штандарт (вексиллум) определённой пехотной или кавалерийской части римских войск.

    Immunes(Иммун)
    Иммунами были легионеры, которые обладали специальными навыками, дававшими им право на получение повышенной зарплаты, и освобождали их от труда и сторожевой службы. Инженеры, артиллеристы, музыканты, писари, интенданты, инструкторы по владению оружием и строевой подготовке, плотники, охотники, медицинский персонал и военная полиция — были все иммуннами. Эти мужчины были полностью обученными легионерами, и были призваны служить в боевой линии, когда это было необходимо.

    Cornicen(Корницен)
    Легионные трубачи, игравшие на медном роге — корну. Находились рядом со знаменосцем, отдавая команды на сбор к боевому значку и передавая солдатам приказы командира сигналами горна.

    Tubicen(Тубицен)
    Трубачи, игравшие на «тубе», представлявшую собой медную или бронзовую трубку. Тубицены, находящиеся при легате легиона, призывали воинов к атаке или трубили отступление.

    Bucinator(Буцинатор)
    Трубачи, играющие на буцине.

    Evocatus(Эвокат)
    Солдат, отслуживший срок и вышедший в отставку, но вернувшийся на службу добровольно по приглашению консула или другого командира. Такие добровольцы пользовались особо почётным положением в войске, как опытные, закалённые солдаты. Их выделяли в особые отряды, чаще всего состоявшие при полководце как его личная охрана и особо доверенная гвардия.

    Duplicarius(Дупликарий)
    Выслужившийся рядовой легионер, получавший двойное жалование.

          Ядром офицерского штаба был бенефициарий, буквально — «облагодетельствованный», потому что эта должность считалась синекурой. Бенефициарий был при каждом офицере, а вот корникулярий — только у старших офицеров, начиная с префекта лагеря. Корникулярий возглавлял канцелярию, разбиравшуюся с бесконечным потоком официальных документов, свойственным римской армии. Документов в армии плодили бесчисленное множество. Немало таких документов, написанных на папирусе, обнаружено на Ближнем Востоке. Из этой массы можно выделить те, в которых содержатся результаты врачебного осмотра новобранцев, направления новобранцев в части, расписания дежурств, ежедневные списки паролей, списки часовых при штабе, записи уходов, прибытий, списки соединений. В Рим ежегодно отправлялись отчеты, в которых указывались постоянные и временные назначения, потери, а также число солдат, годных к продолжению службы. На каждого солдата имелось отдельное досье, где фиксировалось все, начиная от жалованья и суммы сбережений и кончая отлучками из лагеря по поручениям. В канцеляриях, разумеется, имелись писцы и архивариусы (librarii).Возможно, многие легионеры отсылались в канцелярию наместника провинции, где исполняли обязанности палачей (speculatores), допросчиков (quaestionaries) и офицеров разведки (frumentarii). Из легионеров же набирался эскорт (singulares). Госпиталь (valetudinarium) имел свой собственный персонал, возглавляемый optio valetudinarii. В персонал госпиталя входили люди, делавшие перевязки, и санитары (capsarii и medici). Существовали офицеры-специалисты, врачи (тоже medici) и architecti. Последние исполняли обязанности землемеров, строителей, саперов и командиров осадных орудий. «Архитекторы», как и «медики», бывали разного ранга, хотя и назывались все одинаково.
         Кроме того, при легионе было множество купцов и ремесленников: каменщиков, плотников, стеклодувов и черепичников. Легион обладал большим количеством осадных орудий, но люди, к ним приставленные, не носили особых званий. Изготовление и ремонт осадных орудий было делом архитектора и его подручных. Ну и, наконец, в легионе были офицеры-ветеринары, заботившиеся о животных.

    Изменено пользователем Ульф
    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Ульф

    Культура древнего Рима

         Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины до города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

    Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:

    − царский (VIII – начало VI века до н. э.);

    − республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н. э.);

    − период империи (30/27 гг. до н. э. – 476 г. н. э.).

         Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии того времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI веке до н. э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т. д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» – «я даю, чтобы ты дал мне».

         С V века до н. э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер – бог неба, Юнона – богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера; Минерва – покровительница ремесла, Диана – богиня рощ и охоты, Марс – бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV века до н. э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоев населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи: брить бороды и коротко стричь волосы, возлежать за столом во время еды и пр. В IV веке до н. э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима, который в I–III веке до н. э. насчитывал от одного до полутора миллионов жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринф и Афины в Греции и Карфаген на северном берегу Африки. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, – особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских вой.

         Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: мощеных дорог, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3–6 этажей, называемые инсулами.

         Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица.

          Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.

    Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I–II веках географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон и Клавдий Птолемей, историки Тацит, Тит Ливий и Аппиан. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима. Во времена императора Августа жил Гай Цильний Меценат. Он собирал, поддерживал материально и опекал талантливых поэтов своего времени. Среди поэтов наибольшей славой ещё при жизни обладал Вергилий, член кружка Мецената и автор бессмертной эпической поэмы «Энеида». Другой поэт кружка Мецената – мастер совершенной формы стиха Гораций Флакк. Драматична судьба Овидия Назона – замечательного лирического поэта, автора поэмы «Искусство любви», которая вызвала гнев императора Августа и ссылку поэта в далёкий от Рима черноморский город Томы (Констанца), где он создал два сборника лирических стихов «Скорби» и «Послания с Понта». Писал стихи и знаменитый император Нерон. Поистине эпоха империи была золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством в этот период также сатирик Юний Ювенал, написавший 16 сатир, и писатель Апулей – автор своеобразного фантастического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл» о превращении юноши Луция в осла и его приключениях.

         Римская культура – это языческая культура. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в её пределах нового вероучения – христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324–330). Четвёртое столетие нашей эры было временем расцвета христианского красноречия. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу, созданную по всем правилам античной риторики. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V веке н. э. – в последние десятилетия существования великой Римской державы.

         В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как событие, ускорившее преобразование, придавшее ему катастрофический разбег и глубоко изменившее весь вид этого мира. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось её развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, её сокровища несмотря на длительное забвение были оценены и востребованы потомками[52].

    Таким образом, античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде, чем другие народы начали подражать грекам, и строить культуру по созданным ими образцам.

         Культура Древнего Рима – во многом продолжательница античных традиций Греции – отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Raizel
    В 20.12.2020 в 13:34, Ульф сказал:

    Одной из самых известных и распространённых, а также уважаемых и востребованных профессий в Древнем Риме были юристы.

    в принципе, со временем ничего не поменялось:D

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Ульф
    14 минуты назад, Альфарий сказал:

    в принципе, со временем ничего не поменялось:D

    Вспомнилась шутка в тему

    PqgfaTg.jpg

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • belogvardeec
    В 01.10.2020 в 09:21, лекс сказал:

    Предлагаю сразу, организовать интервью, например, с Цезарем или с Нероном. Можно спросить у Спартака, как он относится, например, к Зениту. :laughingxi3:

    у тебя есть такое свойство влезать тему и гадить занудством. зачем? все юристы такие?

    Изменено пользователем belogvardeec
    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • лекс
    3 часа назад, belogvardeec сказал:

    у тебя есть такое свойство влезать тему и гадить занудством. зачем? все юристы такие?

    А я смотрю ты юридическое образование получаешь? ;)

    Хотя, тут ты "профессор". xD

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • belogvardeec
    4 часа назад, лекс сказал:

    А я смотрю ты юридическое образование получаешь? ;)

    Хотя, тут ты "профессор". xD

    получать юридическое образование это одно, а стать юристом это другое... вместо того, чтобы пойти в полицию ты стал юристом. это же кем надо быть чтобы на такое пойти? юристом xD особые люди... нутыпонел. :D

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • лекс
    31 минуту назад, belogvardeec сказал:

    получать юридическое образование это одно, а стать юристом это другое... вместо того, чтобы пойти в полицию ты стал юристом. это же кем надо быть чтобы на такое пойти? юристом xD особые люди... нутыпонел. :D

    Да, конечно понял. Юристы такие особые люди, которые не умеют так гадить и занудстововать как работники полиции, да, БГ? ;)

     

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Keksik
    8 часов назад, belogvardeec сказал:

    все юристы такие?

    Это называется не занудство. А простое указывание на определённые факты, которые все остальные предпочитают либо игнорировать, либо действительно не замечают. Ну или через сарказм высмеивать какие-то моменты. 

    _________
    добавлено 2 минуты спустя
    15 минут назад, лекс сказал:

    работники полиции,

    Сотрудники*

    Изменено пользователем Keksik
    Ссылка на сообщение

    wadwad

    @belogvardeec @лекс 

    Я так понимаю, что вы в лицах разыгрываете что-то из описанного у Плутарха? "Спор между полицейским и юристом в Колизее в перерыве между схватками гладиаторов")))

    Ссылка на сообщение
  •  · Достижения
  • Достижения

  • Присоединиться к обсуждению

    Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

    Гость
    Ответить в тему...

    ×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

      Only 75 emoji are allowed.

    ×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

    ×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

    ×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

    • Ответы 191
    • Создано
    • Последний ответ
    • Просмотры 6352

    Лучшие авторы в этой теме

    • Ульф

      70

    • лекс

      18

    • Raizel

      14

    • Gorthauerr

      11

    • wadwad

      11

    • simonov-89

      9

    • Chestr

      9

    • Shamilboroda

      9

    • UBooT

      8

    • Zdrajca

      7

    • Adjudicator

      6

    • belogvardeec

      5

    • thenamelessone

      4

    • Keksik

      3

    • ark101

      3

    • SyLaR_MoZZZg

      1

    • Aurelius36

      1

    • Александрович

      1

    • Иммануил_Кант

      1

    • HolodGLD

      1

    Лучшие авторы в этой теме

    Популярные сообщения

    Рождение Рима              После гибели древней Трои, немногие защитники города сумели спастись. Возглавлял их Эней. Беглецы долго скитались по морю на своих кораблях. И после долгого путеше

    Карта основных дорог Римской империи, выполненная в стиле карт подземок.

    Политическая система древнего Рима     Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия

    Цифровые реконструкции лиц римских императоров эпохи Принципата Автор - Daniel Voshart

    Денежная система Древнего Рима   В эпоху перехода от непосредственного обмена товарами к введению денежного обращения главным средством платежа был скот. Память об этом времени сохранилась в

    Всем римским пионерам посвящаю...

    Конец Римской Империи    

    Удивительные факты о Римской армии  

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу

    • Модераторы онлайн

      • alexis
      • Platon
      • Labes


    Copyright © 2008-2022 Strategium.ru Powered by Invision Community

    ×
    ×
    • Создать...