Права и свободы человека - Страница 3 - Политический форум - Strategium.ru Перейти к содержимому

Права и свободы человека

Рекомендованные сообщения

Расхожая фраза "cвобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" встречается в политических дискуссиях на каждом шагу. Как правило, она используется как девиз правильного общественного устройства, как принцип свободы, но с оговоркой, что "свобода не есть вседозволенность". Эту формулу любят как либералы, так и те, кто хочет продемонстрировать ограниченность либерализма. И как правило, никто не задумывается о её конкретном значении и применимости в жизни

1. Исконная формулировка: юридический казус

tiaFjwzblHi7DJtBfNbPgCJoWDcl_a4VNtTALWjqИстория обсуждаемого лозунга смутна. Одни источники рассказывают о комической истории, когда во Франции парламентарий слишком эмоционально вёл себя на заседаниях и своими жестами тревожил коллег. На замечания он сказал, что как свободный гражданин считает себя в праве жестикулировать как угодно. Суд по депутатской этике постановил, что свобода жестикулировать не может быть безгранична: "ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека". По другой версии, некультурное поведение приписывается не французскому депутату, а англичанину со звучной фамилией Hooligan, причём не в форме жестикуляции, а в форме драки. Как бы то ни было, первая формулировка обсуждаемого принципа ограничивала свободу одного человека именно кончиком носа другого.

Если понимать эту исконную формулировку буквально, то она весьма либеральна: есть общее пространство, в котором люди свободны, но дополнительно, у каждого есть индивидуальное пространство, на которое покушаться не подобает. Каждый человек свободен почти везде за некоторыми исключениями. Но у этого принципа есть очевидная проблема: он оставляет нерешённым большое количество спорных ситуаций между людьми, когда они не покушаются на телесное благополучие друг друга. Например, если два французских парламентария захотели построить себе дома ровно на северном полюсе, то это будет невозможно, даже если их кончики носов далеки друг от друга. Свобода одного человека очень часто мешает свободе другого, и принцип кончика носа не может здесь описать все варианты

2. Новая формулировка: романтический принцип свободного общества?

Видимо, размышляя над подобными коллизиями, какой-то другой исторический персонаж (мне и здесь не удалось найти его точного имени) решил переиначить принцип по-новому: "ваша свобода кончается там, где начинается свобода другого человека". Новая формулировка, на первый взгляд, лучше: она звучит серьёзно, а не комично, более стройна лингвистически, и вроде даже решает проблему серой зоны, где "все свободны". Но при кажущейся серьёзности, она содержит в себе такие неоднозначности и подводные камни, которые и не снились изначальной формулировке. Обсудим её основные распространённые интерпретации и отметим их недостатки

Интерпретация 1. "Каждый гражданин должен быть свободен, пока он не мешает другим". Более кратко, "каждый должен жить, не мешая другим". Казалось бы - можно ли поспорить с этой простой истиной? Можно и нужно. Потому что на самом деле, каждый человек кому-то в чём-то мешает. Занимая кресло в автобусе, мы мешаем тому, кто вынужден стоять, ибо зашёл чуть позже нас. Занимая вакансию на рабочем месте, мы мешаем тому, кто хотел бы устроиться вместо нас. Курильщик на автобусной остановке мешает некурящим, а некурящий мешает курильщику, делая ему замечание. Каждый из нас явно или неявно в жизни сталкивается с ситуациями, когда кто-то предпочёл бы, чтобы нас там не было. Чтобы в строгом смысле жить "не мешая другим", надо уйти в лес и жить отшельником. Но и тогда могут найтись чиновники, которые скажут, что вы ведёте асоциальный образ жизни, не платите налоги, а то и браконьерствуете. Посему принцип "свободен, пока не мешаешь другим" есть невозможная утопия, если не сказать "антиутопия".

Интерпретация 2. "Каждый гражданин должен быть свободен, пока он не вредит другим". Иными словами, "чуть-чуть мешать другим можно", но не надо "откровенно гадить". Это более смягчённая, компромиссная интерпретация. Почти дословно она даже включена во французскую конституцию (La liberte c'est la possibilite de faire tout cequi ne nuit pas a autrui). По идее, это просто апелляция к здравому смыслу, к совести. И каждый человек, который живёт по совести, действительно руководствуется этим принципом. Но как политический лозунг он недалеко ушёл от первой интерпретации, а возможно - даже хуже её ввиду кажущейся благовидности и мудрости. Прежде всего, данный принцип не оговаривает степень, в которой человек должен воздерживаться от покушения на интересы других. Ходить в туалет в подъезде - вроде как, очевидно плохо. Курить на остановке - уже более спорно. Рисовать карикатуры на РПЦ - тоже. Женщинам носить брюки - вроде как нормально, но лишь потому, что общество с этим согласилось. У данной интерпретации есть и ещё один, куда менее очевидный и более опасный недостаток: принцип "не гадить" имеет явный перекос против активной стороны в любом вопросе. Сторонник идеи "не гадить" мыслит не интересами сторон, а категориями "виновник - жертва". Художник, высмеивающий РПЦ - гадит. Курильщик на остановке - гадит. Участник гей-прайда - гадит. А суд, который садит за оскорбление РПЦ - может и несправедлив, но не "гадит", а просто ставит на место тех, кто "гадил". Любой социальный активизм очень легко подвести под метафору "гадить". А репрессии против такового активизма - нет .

Интерпретация 3. "Свободы граждан должны быть разграничены, каждый должен быть свободен на своей и только на своей территории". В качестве альтернативы вышеперечисленным интерпретациям, либертарианцы часто предлагают формальное разграничения свобод, симметрично учитывающее интересы сторон. Архетипом разграничения является собственность на землю: пусть люди не могут быть свободны во всём, но они могут быть свободны каждый в своей области. Эта интерпретация близка к изначальному высказыванию о кончике носа, но в ней отсутствует общее пространство, в котором все свободны. И потому, свобод в ней явно меньше. При этом, она содержит точно такую же недосказанность, как и интерпретация 2: она не уточняет, как именно должны быть разграничены свободы. Где кончается сфера влияния одного гражданина, и начинается другого. Когда речь шла о кончике носа, такой критерий, пусть и спорный, был. Данная же интерпретация ничего не говорит о границах, она лишь говорит, что они нужны. Интерпретации 2 и 3 обе основаны на вере в существование некоторых справедливых умолчаний. В первом случае это некая объективно истинная мораль, во втором - как правило, многократно раскритикованная в истории концепция естественного права. Если в отношениях классической собственности ещё можно с натяжкой признать право "кто первым занял территорию, тот и владеет", то во множестве других вопросов ситуация совершенно неясна. Имеет ли курильщик право курить на остановке автобуса? Имеют ли право верующие избивать художника, посмеявшегося над ними? Это всегда вопрос конкретных правил, установленных в обществе и государстве. И эти правила могут сильно отличаться от тех, что мы привыкли считать либеральными и/или демократическими. Например, если король установит правило, что вся земля улиц - его вотчина, то гражданин, вышедший из дома, уже ущемляет права короля. И это тоже будет соответствовать принципу "свобода одного кончается там, где кончается свобода другого". Чтобы исключить такие крайности, иногда к принципу "свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" добавляют принцип "закон одинаков для всех". Но это решает лишь малую долю проблем. Может быть равный для всех закон, что курить на остановке можно, а может быть равный для всех закон, что нельзя. Может быть равный для всех запрет религиозной сатиры, а может быть равное для всех отсутствие такого запрета

3. Пессимистический взгляд: констатация несвободы?

tiaFjwzblHi7DJtBfNbPgAc-PqX93WW-FRN68pU_Приведённые рассуждения показывают, что принцип "свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" - скорее всего, плохой рецепт свободного общества. В лучшем случае, он бесполезен, в худшем - вреден, ибо оправдывает ограничения гражданских свобод под предлогом, что те или иные активисты "мешают", а то и "гадят" окружающим. Но было бы ошибкой выбросить этот принцип на свалку истории. Возможно, у него есть другой глубокий и мудрый смысл. Но состоит он - не в оптимистическом идеале, а в прямо противоположном. Этот смысли - в констатации грустного факта, что между гражданами есть конфликты потребностей. Что абсолютная свобода невозможна.

Приверженцы принципа ограниченности свободы одного гражданина свободой другого неправы в том, что снабжают его словом "должна". Нет ничего хорошего в том, что свободы разных людей конфликтуют. Но такова данность, с которой приходится мириться. Человек фундаментально обречён на несвободу, и целиком эта несвобода не сможет быть устранена даже при коммунизме. Человек зависит от других особей и должен идти с ними на компромисс. "Нельзя жить в обществе и быть свободным от него" - этот лозунг в политике очень любят враги гражданских свобод как таковых, но если отбросить демагогию и смакование ими этой несвободы, то они правы. Горько правы. Или... может быть, не совсем правы?

4. Реалистический взгляд: проблема, которую можно решить

И оптимистическое, и пессимистические понимания обсуждаемого принципа оба ошибочны в своём максимализме. Если подойти реалистично, то лозунг "свобода одного человека должна кончаться там, где начинается свобода другого" ошибочен, но ошибочен и лозунг "свобода одного человека вынуждена кончаться там, где начинается свобода другого". Не "должна" и не "вынуждена". А всего лишь "иногда может". А может и не кончаться. Две свободы могут идти вместе. Если один человек построил себе дом ровно на северном полюсе, то он этим ограничил свободу любого другого человека совершить аналогичный поступок. Но если один человек читает книгу "Война и мир", он этим не не ограничивает свободы другого человека делать то же самое. Свобода гражданина - это число возможностей. И нельзя сказать, чтобы оно было на всех людей величиной постоянной. Ресурс можно не только поделить, но и произвести. И расширение свободы одного не обязательно бывает за счёт сужения свободы другого.

Неправильно стремиться к тому, чтобы свобода первого человека кончалась с началом свободы второго. В этом нет ничего хорошего. Но неправильно и сидеть сложа руки. Надо активно стремиться к обратному: чтобы свобода первого человека не кончалась с началом свободы второго.

Не всякий конфликт интересов решается компромиссом или игнорированием интересов одной из сторон. Некоторые конфликты можно решить,  удовлетворив интересы всех участников. Можно построить два павильона на остановке автобуса: для курящих и некурящих. Можно ввести вариативность законодательства в разных регионах, обеспечив свободу передвижения желающих в любом направлении. Выделить регионы для любителей казино, и нелюбителей такого соседства. Регионы для антицерковных художников и регионы для тех, кто слишком чувствителен к ущемлению религиозных чувств. Регионы для геев и регионы для гомофобов. Но всё это требует очень зрелого правосознания граждан, до которого нам пока далеко. Уважения к потребностям всех людей, а не только "добропорядочных" или "свободомыслящих". Уважения и к радикальному художнику, и к фанатически верующему. К курящему и к некурящему. К националисту и к интернационалисту. Полностью устранить конфликты людей в обозримом будущем невозможно. Не могут два человека одновременно быть президентом США. Нельзя полноценно удовлетворить потребности Битцевского маньяка и его жертв. Но в большинстве случаев стоит искать решения. А для начала - хотя бы прекратить использовать лозунг "свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого" для оправдания собственной интеллектуальной лени.

copypaste (c)

 

Давайте порассуждаем на счёт прав и свобод человека в обществе. Постараемся выяснить где находится золотая середина между свободой и подчинением, правами и вседозволенностью, оскорблением и свободой слова. Все мы знаем о том, что сейчас происходит в мире, где на Западе бушуют социально-культурные пожары, бытовые скандалы, а свобода слова становится целью для оскорбленных.

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Jwerwolf
7 часов назад, лекс сказал:

В СССР это был вопрос идеологии.

Ты либо трудящийся либо имеешь отношение к буржуазым классам. Это как свой - чужой... По отношению к труду.

Борьба с инакомыслящим это не что большее нежели борьба с тунеядством. Под борьбу с инакомыслящими попадали и те кто не бы тунеядцем. Опять же, это как свой - чужой. По отношению к образу мыслей. В сущности, и отношение к труду - это тоже своего рода образ мыслей.

Я имел в виду, что само право на труд и сопутствующая ему борьба с тунеядством фактически были инструментом не только регулирования трудовых отношений, но и в принципе диктата определенного образа мыслей (не только по отношению к труду). "Где вы учились на поэта" - это же не только про труд общественно полезный или опасный, но и про необходимость санкции государства даже на творчество... 

7 часов назад, лекс сказал:

+100500!!!

При чём, энергия без головая, со своими кумирами (и тут не только о большевиках речь, но и, например, о "свидетелях Навального"), направленная на разрушение.

Энергия хороша тогда когда к ней прикладывается голова (собственное умение мыслить... а не мысли кумиров). В этом случае, она почти всегда направляется в конструктивное русло.

Да и не только в политике, в любой организации и в любом коллективе такое встречается. На этом живут бесконечные бизнес-тренеры, эффективные менеджеры и авторы бестселлеров про истории успеха. Оптимизаторы всего и вся, эксперты в любых областях. Сам видел руководителей, "болеющих" то одной книжкой, то другой... Те же большевики, только в масштабах одной компании. 

Ссылка на комментарий

лекс
В 04.05.2021 в 23:43, Jwerwolf сказал:

Я имел в виду, что само право на труд и сопутствующая ему борьба с тунеядством фактически были инструментом не только регулирования трудовых отношений, но и в принципе диктата определенного образа мыслей (не только по отношению к труду). "Где вы учились на поэта" - это же не только про труд общественно полезный или опасный, но и про необходимость санкции государства даже на творчество... 

Я немного более широко говорил.

Соцгарантии - это расходы государства., в конечном счёте, расходы налогоплательщиков. И мало кому нравится перспектива кормить за свой счёт иждивенцев. Одно дело дети, инвалиды, старики, временно потерявшие работу или временно потерявшие трудоспособность. Но совсем другое дело, "профессиональные безработные" постоянно живущие за счёт пособий. Такое положение дел не особо нравится исправно платящим налоги, т.к. такие безработные постоянно сидят у них на шее. Потому идея борьбы с тунеядством тут ложится на благодатную почву, даже в старнах либеральной демократии. Тем более, если в стране экономический кризис.

Второй аспект - это идеологический, когда у власти консерваторы, националисты или представители коллективистких идеологий. Там борьба с тунеядством это некий тренд. 

В случае же с большевиками, это лишь радикальное воплощение, когда с одной стороны трудящиеся, с другой стороны эксплуататоры и их "приспешники", например, живущие за чужой счёт, те кто "учились на поэта".

Во всех случаях (что налогоплательщики - профессиональные безработные и трудящиеся и люди свободных профессий и т.д.) есть противопоставление МЫ - ОНИ; СВОЙ - ЧУЖОЙ.

В случае с идологиями, всегда возникает вопрос о ценностях общества, соответственно и некоем общем образе мыслей... В радикальных версиях это и получается, что речь идёт не только об отношении к труду. Тут СВОЙ-ЧУЖОЙ не только на уровне отношения к труду или уплате налогов, но и вообще, на уровне враг народа, на уровне комплексного отношения.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 41
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 3230

Лучшие авторы в этой теме

  • taoren

    12

  • лекс

    11

  • romarchi

    7

  • Jwerwolf

    5

  • lavpaber

    3

  • Gulaev

    3

  • Иммануил_Кант

    1

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

лекс

У вас это не получилось. Во-первых, вы скопипастили. Во-вторых, текст восьмилетней давности. В-третьих, бред. В-четвёртых, всё что вы затронули обсуждалось давным давно.

taoren

Расхожая фраза "cвобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" встречается в политических дискуссиях на каждом шагу. Как правило, она используется как девиз правильного общес

лекс

Правильнее было бы давать ссылку не сей бред. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   При чём здесь, телесное благополучие? Телесное ( это не значит, что это относится непосредственно к т

Gulaev

Поскольку я являюсь малообразованным человеком, о чем мне неоднократно говорили на этом форуме, то не могу отличить Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, а кабеля от

romarchi

А как же Кофуций?   Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали...

romarchi

Зато появились огненные варианты понимания "свободы" от властей. Всё по Оруэллу))))   Запрет - это и есть самая большая свобода человека.     А вы тут развели понима

lavpaber

Это норма 

taoren

Может ли художник нарисовать Иисуса Христа в баре? Музыкант может петь о том, что он съел деда? Фотограф может фотографировать детей с нижней одежде? Может ли один человек называть другого по расе? Ра

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...