Как Европа остановила монгольскую экспансию. - Страница 9 - История Средних веков - Strategium.ru Перейти к содержимому

Как Европа остановила монгольскую экспансию.

Рекомендованные сообщения

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Люди, интересующиеся историей, хорошо знают о «западном» походе монгольского хана Батыя в восточную и центральную Европу, случившимся в 1236-1242 гг. В результате этого похода вторгшимися чингизидами была разграблена Волжская Булгария, Русь, Северный Кавказ, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Хорватия и Болгария. Однако из этого списка стран только русские земли (кроме вошедших в состав ВКЛ) на долгие 240 лет попали под монгольский гнет, известный в историографии как «монголо-татарское иго».

Почему же остальные страны и регионы не разделили печальную судьбу Руси тех лет? На этот вопрос существует много ответов, особенно в них любят упражняться «историки-патриоты» России. На страницах их книг можно прочитать и о том, что монголам не нужна была Европа и что они не хотели ее захватывать (несмотря на то что сам Батый говорил, что желает дойти «до края земли», т. е. как минимум до Атлантики). Или о том, что Европе банально повезло, хан Батый развернул свои победные армии в 1242 году ввиду нарастания борьбы за власть в монгольской империи (хотя на самом деле его армия была не в состоянии штурмовать сотни и тысячи каменных крепостей бывших в Европе тех лет, пример тому г. Легнице – победив армию Тевтонского ордена и Польши в битве, монголы так и не смогли штурмом взять каменной крепости и были вынуждены уйти и оставить ее в тылу). Некоторые историки даже умудряются заявлять, что Русь выступила «щитом», который защитил остальную Европу от покорения (и это, не смотря на факты участия русских дружин в монгольской армии («налог кровью»), например, при покорении южного Китая).

Все эти фантастические объяснения рушатся, если мы вспомним о событиях 1280-х годов, когда монгольские военачальники решили снова предпринять попытку покорить Европу и снова пройти через территорию Венгрии (именно здесь проходила западная граница великой степи – любимой местности для монгольских конных лучников).

Собрав три тумена (около 30 тыс. чел., т. е. столько же, сколько было и у Батыя в 40-х годах) монгольские корпуса прошли через Карпаты. Это была серьезная военная сила для той эпохи, к которой в надежде на легкую наживу примкнули также и половецкие кочевники (в Европе называемые «куманы»). Однако в отличии от правителей Руси, например, князя Александра Невского, который, как известно, «сдал» северо-восточную Русь под монгольское иго и сам ездил в Орду целовать сапоги хану, - король Венгрии Ласло IV Кун решил дать отпор захватчикам. Даже несмотря на то, что его страна (как и Русь) была разорена и не успела полностью восстановится от предшествующего похода Батыя. Венгры извлекли уроки из истории и сумели не просто победить, но полностью разгромить монголов в битве при Пеште, дальнейшее отступление сил чингизидов из Венгрии стало для них военной катастрофой – потеряв всю свою армию они навсегда забыли об идее «похода на Запад». И только Русь, в том числе северо-восточная – лесная и болотистая земля, столь не удобная для степных кочевников в плане военного покорения, послушно платила им дань 240 лет – монетами и людьми («налог кровью»).

О битве при Пеште 1285 года очень мало сведений на русском языке, оно и понятно, т. к. она разбивает в пух и прах миф о «мудрости» правителей Руси, таких князей как А. Невский, которые покорились монголам не в целях сохранения личной «кормушки-власти», а конечно же «для блага страны и народа», ведь монголы были «непобедимы».

 

  • Like (+1) 3
  • Dislike (-1) 1
  • bad (-1) 1
  • wall 1
  • popcorn 2
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Avros
7 минут назад, Valamir сказал:
8 минут назад, Venc сказал:

не знаю. ехать к папе римскому, просить крестовый поход организовать

Да ему бы самому отмахаться. Ещё какие варианты будут?

Да это же просто гениальный план. Сказать монголам, что бы они того подождали, а самим съездить к Папе Римскому и договориться, что бы он войск в помощ прислал.:madness:

 

3 минуты назад, romarchi сказал:

Какое принципиальное отличие удара багатуров в поле, и в широкий расчищенный пролом? 

Ну если укрепления деревенные, там допустим понятно, разрушили - подожгли, ну а потом, когда оно как следует прогорело - конница пройти сможет. Ну а если укрепления каменные, после обрушения стены останется груда обломков, что бы конница прошла её как-то расчистить нужно будет - т.е. без пехоты тут никак. Это конечно всё сугубо ИМХО.

Изменено пользователем Avros
Ссылка на комментарий

Daniel13
6 минут назад, Venc сказал:

не знаю. ехать к папе римскому, просить крестовый поход организовать

А ничего, что Папа, внезапно, католик? Перейти в католичество? То есть, опять возвращаемся к вопросу: перейдя в католичество, Русь ничего бы не потеряла?

Ссылка на комментарий

Valamir
3 минуты назад, Avros сказал:

Да это же просто гениальный план. Сказать монголам, что бы они того подождали, а самим съездить к Папе Римскому и договориться, что бы он войск в помощ прислал.:madness:

Venc`у простительно. Он специалист по голоногим мужикам с дротиками, а не по средневековой европейской дипломатии:)

Ссылка на комментарий

23 минуты назад, Valamir сказал:

Что они должны были сделать? Я уже 7 страниц пытаюсь получить на это ответ.

 

 

Спойлер

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ —МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

Князь Александр Ярославович Невский был канонизиро­ван православной церковью, а усилиями русских и советских историков стал одной из главных фигур русской истории. Говоря о нем, невольно хочется вспомнить известное изрече­ние: «Миф, повторенный тысячу раз, становится правдой». И, как говорил В.В. Маяковский, «если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно».

А Невский нужен был всем. Московским князьям, начиная от Ивана Калиты, был нужен святой и великий предок для обоснования своих претензий на владение Русью. Петру I он понадобился для обоснования войны со Швецией и строитель­ства Санкт-Петербурга. А для чего понадобилось снимать в 1938г. фильм «Александр Невский», а через 6 лет учреждать орден его имени, вряд ли нужно объяснять.

Спору нет, эти мифы выполнили свою роль, но одновре­менно они крайне запутали историю России XIII века. И что­бы разобраться в ней, нам придется опираться только на дос­товерные источники и очевидные логические рассуждения.

Итак, Александр Ярославович родился или в 1219, или в 1220, или в 1221 году. Вступать в споры историков о точной дате рождения мы не будем. Александр был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича (около 1191 — 1246) и Ростис-лавы-Феодосии, дочери Мстислава Мстиславовича Удалого. Дедом по отцовской линии был Всеволод Юрьевич Большое Гнездо.

Старший брат Александра Федор родился в 1218 или 1219г. В 1228г. братья Федор и Александр были поставле­ны отцом княжить в Новгороде. Но в феврале 1229г. собра­ли новгородцы вече и отослали обоих братьев домой, или го­воря языком того времени, «показали им путь». Вместо них новгородцы пригласили князя Михаила Всеволодовича Черниговского.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Тут имела место довольно хитрая ин­трига. Так, Михаилу по­могал великий князь Юрий Всеволодович, род­ной брат Ярослава.

Но 30 декабря 1230г. Ярослав Всеволодович с дружиной вновь явился в Новгород. Побыв там все­го две недели, он оставил княжить опять Федора и Александра, а сам уехал княжить в Переяславль-Залесский. Читатель может удивиться: бросить боль­шой и богатый Новгород Великий ради какого-то Переяславля? Но я уже говорил о различных ста­тусах князя в Новгороде и на остальной Руси. В воль­ном Новгороде Ярослав мог быть лишь министром обороны, которого в любой момент может прогнать вече, а в Переяславле он был «и бог, и царь, и воинский начальник».

В 1233г. по приказу отца Федор должен был вступить в бракВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. с Феодулией, дочерью Михаила Всеволодовича Черни­говского. Детали сделки двух претендентов на княжение в Новгороде установить не удалось. Но 5 июня 1233 г., за день до свадьбы, Федор внезапно умирает. Погребли его в Юрьевском монастыре в Новгороде. Невеста Феодулия постриглась в одном из суздальских монастырей (почему не в Новгороде?), а после своей смерти в сентябре 1250 г. стала святой Ефросинией Суздальской.

Любопытно, что все упомянутые родственники в разное вре­мя становились святыми. О святом Александре мы уже гово­рили, скоро поговорим и о святом Михаиле Черниговском, а вот Федор Ярославович станет святым в 1614 г. Но расскажу я об этом лишь в главе, посвященной XV веку. Дело в том, что с Федором произойдет целая серия почти детективных историй в XV, XVII и XX веках. Так что, читатель, наберись терпения!

Как уже говорилось, и Ярослав Всеволодович, и его сын Александр заняли, мягко говоря, странную позицию во время Батыева нашествия 1237—1238гг. Согласно летописи, узнав о гибели великого князя, старший после него брат, Ярослав Всеволодович, приехал княжить во Владимир. Он очистил цер­кви от трупов, собрал оставшихся от истребления людей, уте­шил их и, как старший, начал распоряжаться волостями: бра­ту Святославу отдал Суздаль, а брату Ивану — Стародуб (Северный).

Тут я предлагаю читателю взять в руки обычную геогра­фическую карту и калькулятор. Татары взяли Владимир 7 — 8 февраля 1238 г. Битва на реке Сить произошла 4 марта. Ри­торический вопрос: сколько могли лежать в столице Северо-Восточной Руси неубранные трупы? Некому убирать было? Так кого же тогда приехал «утешать» Ярослав?

Резонно предположить два варианта. По первому Ярослав приехал во Владимир до битвы на Сити или через неделю после нее, то есть в середине марта. В таком случае он вообще не собирался ехать на Сить, а ехал занимать великий стол.

Второй вариант: Ярослав из-за каких-то неотложных дел задержался и узнал о битве на Сити в Киеве или по дороге. Но и тогда встает вопрос, а как он доехал до Владимира? Ведь по летописным данным татары повернули у Игнатьева креста в апреле 1238 г. Да и без летописи ясно, что распутица в 100 км от Новгорода раньше апреля не начинается. Так что в районе Козельска татары были в мае, а то и в июне.

А теперь посмотрим на карту. Козельск расположен почти по прямой Киев — Владимир, причем от Киева он в полтора раза дальше, чем от Владимира. Татарское войско было вели­ко и по Руси шло завесой. Так как мог Ярослав в марте-июне 1238 г. проехать эту завесу насквозь из Киева до Владимира? Да и зачем ехать в разоренный город, бросив огромный бога­тый Киев, к которому летом 1238г. могли подойти татары?

А может, Ярослав приехал во Владимир осенью 1238г., когда татары ушли в степи? Но тогда почему всю весну и лето лежали во Владимире неубранные трупы? Жизнь в разорен­ном городе обычно возобновляется спустя несколько дней после ухода врага. Вспомним Москву в 1812 г. после ухода францу­зов, хотя бы в замечательном описании Л.Н. Толстого.

Вывод напрашивается один, пусть нам неприятный, но единственный, способный снять все вопросы, — Ярослав как-то договорился с татарами. Он знает, что они не пойдут на Киев и его не задержат татарские отряды по пути во Владимир. Тогда становится понятным, почему Ярослав по прибытии во Вла­димир и пальцем не пошевелил, чтобы организовать отпор татарам, а занялся административно-хозяйственной деятельно­стью.

А чем занимался Александр в Новгороде весной 1238г.? Тоже повседневной военно-политической учебой дружины. Ну ладно, не помог на Сити дяде Юре, с которым у отца сложи­лись плохие отношения. А почему не помог Торжку? Ведь, как показывает история, новгородцы и их князья насмерть дра­лись с любым «низовым» князем, посягнувшим на Торжок. Видимо, прав булгарский летописец: и тут был договор с та­тарами.

В 1239 г. в Новгороде Александр Ярославович изволил же­ниться на Александре (по другой версии Параскеве) Брячис-лавовне. Происхождение ее неизвестно.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

А вот новый великий князь владимирский Ярослав Всево­лодович в том же 1239 г. отправился в Булгар с большой каз­ной. Замечу, год еще 1239-й, Киев еще не взят, никакой Золотой Орды нет, практики выдачи ордынских ярлыков русским князьям нет, я уж не говорю о том, что Ярослав сел абсолют­но законно на место своего старшего брата. Наконец, татары еще никакой дани не установили.

И вот великий князь Ярослав приезжает в Булгар к татар­скому наместнику Кутлу-Буга. Привезенную Ярославом дань поделили между собой Гази Барадж и Кутлу-Буга: три чет­верти взял посол-наместник, а четверть — эмир.

Профессор 3.3. Мифтахов иронизирует по сему поводу: «Кто заставил Ярослава привезти такое огромное количество дани? Никто. Эмир Гази Барадж даже очень удивился такой прыти, такой степени покорности. Еще более удивился и посол, и эмир тому, в каком виде явился великий князь. По свидетельству оче­видца Гази Бараджа, Ярослав «явился с обритыми в знак покор­ности головой и подбородком и выплатил дань за три года». Возникает резонный вопрос: кто заставил великого князя в знак покорности сбрить голову и бороду? Это он сделал по своей инициативе, ибо и эмир Волжской Булгарии, и посол-наместник великого хана Монгольской империи были поражены увиденным. Так началось развитие того явления, которое впоследствии стало называться игом. Как известно, в мир русской истори­ографии термин «иго» запустил Н.М. Карамзин (1766— 1826). «Государи наши,  — писал он,  — торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров». Необходимые пояснения: слово «выя» означает «шея», а «иго» — «хомут», а также то, чем скрепляют хомут.

Итак, Н.М. Карамзин утверждал: «Наши государи добро­вольно отреклись от прав народа независимого и склонили шею под хомут варваров». Сказано образно, сказано верно! Дей­ствительно, великий князь Ярослав Всеволодович по своей инициативе заложил фундамент новых отношений между Се­веро-Восточной Русью, с одной стороны, Монгольской импе­рией и Волжской Булгарией, с другой».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Как русскому человеку, мне обидно читать такое, но чем возразить? Разве тем, что, видимо, эти деньги Ярослав считал платой татарам и Гази Бараджу (участнику похода) за то, что они не схватили его по пути во Владимир и дали возможность сесть на владимирский престол. Вполне возможно, что Ярос­лав не думал, что таким способом он устанавливает «иго».

Второй раз Ярослав Всеволодович поехал в Орду в 1242 г. По одним летописям он отправился по приглашению хана Батыя, по другим — опять в инициативном порядке. Но в любом случае, Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честью и, отпуская, сказал ему: «Будь ты старший между всеми князьями в русском народе».

Вслед за великим князем владимирским в Орду чуть ли не толпой двинулись кланяться и другие князья. Так, в 1244г. туда явились Владимир Константинович Углицкий, Борис Василькович Ростовский, Глеб Василькович Белозерский, Василий Всеволодович, а в 1245 г. — Борис Василькович Ро­стовский, Василий Всеволодович, Константин Ярославович, Ярослав II Всеволодович, Владимир Константинович Углиц­кий, Василько Ростовский со своими обоими сыновьями — Борисом и Глебом и с племянником Всеволодом и его сыновь­ями Святославом и Иваном.

Но вот в 1246 г. в Орде впервые был убит русский князь — Михаил Всеволодович Черниговский. Наши церковники, а затем и историки раздули и мифологизировали этот инцидент. Поэтому нам придется рассмотреть его поподробнее.

После ухода Батыя на Волгу Михаил Всеволодович решил вернуться из путешествия по Европе. Он приехал в Киев и решил там покняжить. Однако Киев был разорен, и взять с немногих уцелевших жителей оказалось просто нечего. Сын же Михаила Всеволодовича Ростислав в конце 1241 г. затеял войну с Даниилом Галицким, потерпел поражение и бежал в Венгрию. Там ему в 1243г. как-то удалось заполучить руку и сердце принцессы Анны, дочери Белы IV. Узнав об этом, Михаил срочно отправился в Венгрию. Надо ли говорить, что в сей вояж он пустился не для того, чтобы поздравить ново­брачных, а за венгерским войском, которое должно было зах­ватить ему какой-нибудь русский удел.

Однако не только сват Бела IV, но и сын Ростислав не под­держали Михаила. Замечу, что Ростислав отказал отцу не из-за патриотизма (мол, жалко Русь подводить под мадьярские мечи), а потому, что видел в отце конкурента. В 1245г. Рос­тислав с венгерским войском все же вторгся на Русь, но был разбит Даниилом Галицким. Через некоторое время он вновь вторгся в Галицкие земли, но на этот раз не только с венгерс­ким, но и с польским войском. В битве под городом Ярослав­лем на реке Сан вся компания была вдребезги разбита, при­чем Даниил Галицкий велел казнить часть венгерских плен­ников и всех русских изменников.

Урок пошел впрок, и к Даниилу Галицкому явились вен­герские послы с предложением заключить мир, скрепленный родственным союзом. Даниил согласился, и в 1250г. Кон­станция, дочь Белы IV, стала женой Льва, сына Даниила Галицкого.

После поражения на реке Сан Ростислав Михайлович на­всегда забыл дорогу на Русь. Бела произвел его в сербские баны.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. В 1258г. Ростислав выдал свою дочь Мачву за бол­гарского царя Михаила Асеня, а за сестру царя — Марию вы­дал своего сына бана Михаила. В 1259 г. царь Михаил Асеня был убит своим братом Коломаном. Тогда Ростислав Михай­лович вторгся с венгерским войском в Болгарию и провозгла­сил болгарским царем своего сына Михаила. Кстати, вторая дочь Ростислава, Кунута, вышла замуж за чешского короля. Сам же Ростислав Михайлович умер в 1264 г. (по другим све­дениям — в 1262г.) сербским баном.

Но вернемся к Михаилу Черниговскому. Обиженный сва­том и сыном, он вернулся в Киев и увидел там... дружинников великого князя владимирского. Пока Михаил вояжировал в Пешт, Киев занял Ярослав Всеволодович, который оставил там в качестве наместника своего боярина Дмитро Еиковича.

В житии Михаила Черниговского утверждается, что-де хан Батый вызвал в Орду князя Михаила Всеволодовича. Рито­рический вопрос, а зачем он был нужен хану? Ему что, не доставало десятков русских князей, законно владеющих свои­ми княжествами? А тут авантюрист без удела, без дружины, большую часть жизни мотавшийся по чужим странам.

Наоборот, Михаил поехал в Орду в инициативном поряд­ке — жаловаться на князей-конкурентов. Батыю он явно не был нужен, а князья Ярослав Всеволодович и Даниил Рома­нович видели в нем врага.

По житию хан Батый ласково встретил Михаила, но по­просил его пройти «сквозь огонь и поклониться кусту и онге-ви и идолом их». Князь же гордо отказался и заявил: «Не хощу только именем зватися христианин, а дела творити поганых». Хан-де приказал убить князя Михаила и его боярина Федора, причем убийство совершил русский — некий Роман из города Путивля.

Судя по всему, убийство Михаила было организовано кон­курирующим кланом князей, скорее всего кланом Ярослава Всеволодовича. Замечу, что еще в XII веке имела место жест­кая борьба младших Мономаховичей (Юрьевичей), суздальс­ких князей, с черниговскими князьями — потомками Олега Святославовича.

Итак, 1243—1246 гг. следует считать временем установления так называемого «татаро-монгольского ига». Почему «так на­зываемого»? Да потому, что за два века наши горе-историки не только не договорились, было ли татаро-монгольское иго на Руси, но даже не сформулировали, как понимать термин «иго».

Любопытно, что термина «иго» нет ни в многотомной Во­енной энциклопедииВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , ни в «Большой советской энциклопе­дии», ни в энциклопедических словарях и т.д. Таким образом, нет ни правового, ни исторического термина «иго». Термин «татарское иго» был придуман русскими историками в XVIII начале XIX века. В первые годы советской власти его стали именовать «татаро-монгольским игом», а с 1960-х — 1970-х годов — «монголо-татарским игом». Сделано сие было, дабы не раздражать население Татарской АССР. Согласно БСЭ, монголо-татарское иго — система властвования монголо-татар-ских феодалов над русскими землями в XIIIXV веках.

В «Советском энциклопедическом словаре» говорится: «Монголо-татарское иго на Руси (1243—1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный харак­тер».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Как видим, оба определения несколько противоречивы, как, впрочем, и все труды официальных советских историков по данной проблеме. Нашествие Батыя было в 1237 — 1238 гг., ну а если учесть поход на Киев, то до 1240г. А при чем тут 1243 год? Составители словаря сами себя высекли, правильно поставив начальную дату «ига» — 1243 год. Таким образом, «иго» было установлено в ходе визита Ярослава Всеволодови­ча в Орду в 1243 г. Отмечу, что никакой системой отношений «иго» не было. Отношение Орды к русским княжествам по­стоянно менялось, то есть было функцией времени и геогра­фического положения княжеств. Так, «иго» по отношению к Владимиро-Суздальской Руси принципиально отличалось от «ига» по отношению к Киевской и Волынской Руси, Смолен­ску, Пскову и Новгороду.

Полемизировать же с официальными историками о том, было или не было «иго» на Руси, без определения, что это такое, бессмысленно. Прочитав до конца книгу, каждый мо­жет сделать свой вывод.

Однако в определении ига, данном Словарем, есть одно сто­ящее словосочетание: «традиционное название». В таком смыс­ле термин «иго» можно и принять как обозначение периода русско-татарских отношений с 1243 по 1480 г. Короткое слово «иго» очень удобно как метка. Кстати, и я, грешный, ряд тра­диционных, но неверных исторических терминов использую как метки. Например, говоря о Московской Руси, у нас все без исключения историки пишут: «древний боярский род», тех же Романовых, на самом деле это так же неверно, как и «древ­ний генеральский род». Если папа был генералом, то карьера его сына вполне может кончиться чином капитана — убьют или за пьянство со службы выгонят. Так и сын боярина вполне мог закончить свою карьеру в чине стольника или окольничего. Бо­ярин — это высший чин при дворе князя. Таким образом, под «боярским родом» следует понимать группу родственников, служивших при дворе князя, среди которых несколько чело­век получили боярство. А главное, очень удобно термин «бо­ярский род» использовать как понятную простому читателю метку.

А сейчас на время отойдем от термина «иго» и вернемся к деяниям князя Александра Ярославовича. Еще до прихода татар на Западе появилась страшная угроза Руси — Рим. Католическая церковь решает подчинить себе Русь, используя для этого немецких и шведских феодалов. Сразу замечу, рим­ский папа желал не столько обращения язычников в христи­ан, сколько стремился получить новые страны, платящие де­сятину Риму. Если бы лишь религиозное рвение вело кресто­носцев на Восток, то русские князья могли бы стать их естественными союзниками в обращении язычников и мусуль­ман на севере, востоке и юге.

Нашим «западникам» раз и навсегда следует усвоить: ни­когда не было религиозного соперничества между православ­ной и католической церковью, как, например, позже между протестантами и католиками в Европе в годы Реформации. Русская православная церковь никогда не пыталась мирно или войной отторгнуть у Рима его верующих. С XII века и до сих пор идет один и тот же процесс — агрессия Рима против пра­вославной церкви.

Во второй половине XII века миссионеры с немецкими ры­царями высадились в устье реки Западная ДвинаВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , где обита­ли племена ливов, платившие дань полоцким князьям.

В 1200 г. епископ Альберт основал при устье Двины город Ригу. Но мало было основать город, его надо было заселить, и Альберт сам ездил в Германию набирать колонистов. Но одного города, населенного немцами, было недостаточно. Население не могло предаваться мирным занятиям, так как должно было вести непрерывную борьбу с ливами, следова­тельно, нужно было военное сословие, которое бы приняло на себя обязанность постоянно бороться с коренным населением. Для этого Альберт стал вызывать рыцарей из Германии и да­вать им замки в ленное владение. Но рыцари ехали крайне неохотно. Тогда Альберт решил основать орден «воинствующей братии» по образцу военных орденов в Палестине. Папа Ин­нокентий III одобрил эту идею, и в 1202 г. был основан орден рыцарей Меча, получивший устав Храмового ордена. Рыцари ордена носили белый плащ с красным мечом и крестом, вмес­то которого после стали нашивать звезду. Первым магистром ордена был Винно фон Рорбах.

В 20-х годах XII века княжество Мазовия (Польша) вело дли­тельную войну с языческими племенами пруссов. Мазовецкий князь Конрад принял христианство и, поверив рассказам по­пов о бескорыстии и прочих добродетелях военно-монашеских орденов, в 1226 г. решил подарить Тевтонскому ордену Кульм-скую и Лебодскую волости. Наивный Конрад надеялся, что рыцари будут защищать его от набегов языческих племен.

К тому времени предложение князя Конрада обрадовало и Рим, и руководство ордена. Арабы выставили крестоносцев из Палестины, и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальц перебрался в Венецию.

В 1228г. большая часть рыцарей Тевтонского ордена вме­сте с гроссмейстером Германом фон Зальцем прибыла в Мазовию. Рыцари быстро завоевали земли пруссов. Большая часть населения была истреблена, а оставшиеся обращены в рабство. В Пруссию хлынул поток немецких переселенцев. Тевтонские рыцари построили в Пруссии несколько укрепленных городов, первый из которых, Торн, был заложен в 1231 г.

В 1234 г. Тевтонский орден получил от римского папы права на владение всей Прусской и Кульмской землей за обязатель­ство платить дань лично папе, который таким образом стал сюзереном ордена. Дань орден платил исправно, но власть папы оставалась номинальной, и фактически орден был независим в своей внешней и внутренней политике.

У нас как-то принято считать рыцарями хорошо воспитан­ных мужественных и честных людей, особенно широко это заб­луждение распространено среди прекрасной половины. Увы, оба этих Ордена представляли собой шайки негодяев и разбойни­ков. Боюсь расстроить милых дам, но рыцари-монахи не счи­тали зазорным насиловать всех молодых женщин как во взя­тых городах, так и просто встреченных на пути. При этом они совсем не чурались и «содомского греха». Так что нравы рыца­рей-монахов в художественных фильмах «Александр Невский» и «Крестоносцы» не только не очернены, а скорее приукраше­ны, поскольку даже сегодня в кино нельзя показать всех мер­зостей, которые творили монахи-рыцари. И это касается не толь­ко орденов Тевтонского и Меченосцев. Вспомним, сколько гнус­ных преступлений рыцарей-монахов было выявлено на процессе ордена Тамплиеров во Франции в 1307 —1314гг.

Но, прежде чем скрестить мечи с Ливонским орденом, Алек­сандру Ярославовичу, княжившему в Новгороде, пришлось за­няться шведами. В Швеции в начале XIII века разгорелась война между готским и шведским владетельными домами. В се­редине 20-х годов XIII века эта борьба закончилась усилени­ем властных кругов феодалов, между которыми первое место занимал род Фолькунгов, владевший наследственно достоин­ством ярла. Могущественный представитель этой фамилии Биргер, побуждаемый папскими посланиями, предпринял в 1249 г. крестовый поход против Руси. Замечу, что в 1239 г. папа Гонорий призвал рыцарей-крестоносцев соединиться со шве­дами в борьбе с Русью и финскими племенами.

Достоверные данные о силе шведского войска отсутству­ют, хотя в трудах наших историков и появляются некоторые числа. Так, И.А. Заичкин и И.Н. ПочкаевВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. пишут о пятиты­сячном войске и 100 кораблях ярла Биргера.

Согласно «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» Биргер, прибыв с войском в ус­тье Невы, отправил в Новгород своих послов заявить князю: «Аще можещи противитися мне, то се семь уже зде, пленяя землю твою». Это, по-видимому, интерполяция составителя «Повести о житии...», поскольку внезапность нападения зача­стую была решающим фактором в сражениях на севере.

На самом деле шведов заметила новгородская «морская ох­рана». Эту функцию выполняло ижорское племя во главе со своим старейшиной Пелугием. По версии «Повести о житии...» Пелугий-де, был уже православным и имел христианское имя Филипп, а все остальное племя оставалось в язычестве. Мор-

екая стража ижорцёв обнаружила шведов еще в Финском за­ливе и быстро сообщила о них в Новгород. Наверняка суще­ствовала система оперативной связи: устье Невы — Новгород, иначе само существование морской стражи становится бессмыс­ленным. Возможно, это была оптическая система связи — огни на курганах, возможно — конная эстафета, но, в любом слу­чае, система оповещения срабатывала быстро.

В дальнейшем морская стража вела скрытое наблюдение за шведскими кораблями, вошедшими в Неву. В «Повести о жи­тии...» это описано следующим образом: «Стоял он (Пелугий) на берегу моря, наблюдая за обоими путямиВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. , и провел всю ночь без сна».

Князь Александр, которому было около 20 лет, быстро собрал дружину и двинулся на ладьях по Волхову к Ладоге, где к нему присоединилась ладожская дружина.

Ярл Биргер находился в полном неведении о движении нов­городской рати и решил дать отдых войску на южном берегу Невы у впадения в нее реки Ижоры.

15 июля 1240 г. «в 6-м часу дня»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. русское войско внезап­но напало на шведов. Согласно «Повести о житии...» Александр Ярославович лично ранил копьем в лицо ярла Биргера. Вне­запность нападения и потеря командующего решили дело. Шведы стали отступать к кораблям.

С наступлением темноты большая часть шведских судов ушла вниз по течению Невы, а часть была захвачена русски­ми. По приказу Александра два трофейных шнека были заг­ружены телами убитых, и их пустили по течению в море, и «потопиша в море», а остальных убитых шведов, «ископавши яму, вметавша их в ню без числа».

Потери русских оказались ничтожно малыми, всего 20 че­ловек. Этот факт, а также отсутствие упоминаний о Невской битве в шведских хрониках дали повод ряду русофобствующих историков свести битву до уровня малой стычки. По моему мнению, гибель двадцати отборных ратников при внезапном нападении — не такая уж и малая потеря. Кроме того, в сражении на стороне русских должна была участвовать и ижора. После битвы православных русских и язычников ижоров хоро­нили в разных местах и по разным обрядам. (Ижорцы креми­ровали тела своих соплеменников). Поэтому русские участни­ки битвы вряд ли знали, сколько было убитых среди ижоры.

Другой вопрос, что число шведов, пришедших с Биргером, могло быть меньше, чем предполагали наши патриоты-исто­рики. Их вполне могло быть около тысячи человек. Но в лю­бом случае, Невская битва стала шведам хорошим уроком.

Новгородцы встретили Александра и его дружину колоколь­ным звоном. Однако не прошло и несколько недель, как вла­столюбивый князь и беспокойные граждане вольного Новго­рода рассорились, и Александр Ярославович вместе с дружи­ной отправился восвояси в Переяславль-Залесский.

Но время для «крамолы великой» и ссоры с князем Алек­сандром новгородцы выбрали явно неудачно. В том же 1240 г. рыцари Меченосцы под командованием вице-магистра Андре-аса фон Вельвена начали большое наступление на Русь. Вме­сте с немцами шел и перебежавший к ним князь Ярослав Вла­димирович.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. НемцыВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. взяли Изборск. Псковское войско вышло навстречу немцам, но было разбито. Погиб и псковский вое­вода Гаврила Гориславович. Любопытно, что немецкие хрони­сты сделали из Гаврилы Гориславовича вначале Гернольта, а потом князя Ярополка, заставили его жить после смерти и сдать немцам Псков.

На самом деле немцы осаждали Псков около недели, а за­тем псковичи согласились на все требования врага и дали сво­их детей в заложники. В Псков был введен немецкий гарнизон.

Немцы не удовольствовались псковскими землями, а вмес­те с отрядами чухонцев напали на Новгородскую волость (Вот­скую пятину). В Копорском погосте, в 16 км от Финского за­лива, рыцари построили мощную крепость. В 35 км от Новго­рода немцы захватили городок Тесов.

В такой ситуации новгородцам потребовался князь со сво­ей дружиной. К князю Ярославу Всеволодовичу срочно были отправлены послы просить дать в Новгород князя Александ­ра. Однако Ярослав Всеволодович дал им другого своего сына, Андрея (более младшего). Новгородцы подумали и отказались, им нужен был только Александр. В конце концов Ярослав Всеволодович уступил и дал им Александра, но на более жес­тких условиях.

В 1241 г. Александр Ярославович приехал в Новгород. Для начала Александр припомнил горожанам старые обиды и по­весил «многий крамольники». Затем Александр осадил кре­пость КопорьеВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. и взял ее. Часть пленных немцев князь от­правил в Новгород, а часть отпустил (надо полагать, за хоро­ший выкуп), зато перевешал всю чудь из копорского гарнизона. Однако от дальнейших действий против рыцарей Александр воздержался до прибытия сильной суздальской дружины во главе со своим братом Андреем.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

В 1242 г. Александр и Андрей Ярославовичи взяли Псков. В ходе штурма погибло 70 рыцарей и множество кнехтов. Со­гласно Ливонской хронике, Александр приказал «замучить» в Пскове шесть рыцарей.

Из Пскова Александр двинулся во владения Ливонского ор­дена. Передовой отряд русских под командованием новгород­ца Домаша Твердиславовича попал в немецкую засаду и был разбит.

Получив известие о гибели своего авангарда, князь Алек­сандр отвел войско на лед Чудского озера близ урочища Узме-ни у «Воронея камени». На рассвете 5 апреля 1242 г. немецко-чухонское войско построилось сомкнутой фалангой в виде кли­на; в Европе такой строй часто называли «железной свиньей». В вершине клина находились лучшие рыцари ордена. Немец­кий клин пробил центр русского войска, отдельные ратники обратились в бегство. Однако русские нанесли сильные флан­говые контрудары и взяли противника в клещи. Немцы начали отступление. Русские гнали их на расстоянии до 8 км, до про­тивоположного Соболицкого берега. В ряде мест лед подломился под столпившимися немцами, и многие из них оказались в воде.

О Ледовом побоище 1242 г. написано множество книг, в ко­торых приводятся подробнейшие детали битвы, карты, схемы и т.д. Однако до сих пор остается множество вопросов, среди которых наиболее важные — сколько же немцев оказалось на льду озера, где конкретно проходило сражение и, наконец, кто же стал победителем в битве?

Так, Новгородская Первая летопись сообщает, что в сра­жении было убито 400 рыцарей, а 50 рыцарей взято в плен, чуди же побито «без числа». Западные историки, например Джон Феннел, ставят под сомнение достоверность летописи: «Если летописец считает этих 450 человек рыцарями, тогда приводимая цифра является, несомненно, крупным преувели­чением, поскольку в то время, когда произошло сражение, два ордена имели чуть больше ста рыцарей».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ливонская хроника, написанная в последнем десятилетии XIII века, говорит, что в битве погибло только двадцать рыца­рей, а шестеро попали в плен. По моему же мнению, не следу­ет забывать, что каждого рыцаря на войне сопровождало до нескольких десятков конных воинов в тяжелых доспехах. Видимо, летописец под рыцарями подразумевал хорошо воо­руженных конных воинов. А чухонцев ни русские, ни немцы принципиально считать не хотели.

Место сражения историки ищут с середины XIX века. При­чем одни считают местом битвы западный берег Чудского озе­ра, другие — западный берег Псковского, некоторые называ­ют разные места Теплого озера.

Из десяти историков, занимавшихся этим вопросом (Кос­томаров, Васильев, Трусман, Лурье, Порфиридов, Бунин, Беляев, Тихомиров, Паклар, Козаченко), только эстонец Пак-лар производил специальные изыскания на месте, остальные же пытались найти решение в тиши своих кабинетов. В итоге предполагаемые места битвы разбросаны на участке протяжен­ностью около ста километров!

И, наконец, подойдем к самому крамольному моменту и по­сягнем на святая святых. Суздальская летопись отводит глав­ную роль в Ледовом побоище не Александру, а Андрею Ярос­лавовичу и его дружине: «Великыи князь Ярославь посла сына своего Андрея в Новъгород Великыи в помочь Олександрови на немци и победиша я за Плесковым (Псковом) на озере и полон мног плениша и възратися Андреи к отцу своему с честью».

Эта информация косвенно подтверждается немецкой «Риф­мованной хроникой»:

И поскакал король Александр,

С ним много других

Русских из Суздаля.

У них было луков без числа,

Очень много блестящих доспехов.

Их знамена богато расшиты,

Их шлемы славились своим сияниемВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

В хронике никто из русских, участвовавших в сражении, кроме короля Александра, не упомянут. Из текста явствует, что хронист никогда не был на Чудском озере и информацией владеет весьма посредственно. Александр и до сражения, и после был хорошо известен немцам, в отличие от Андрея. Но рыцарям, сражавшимся на Чудском озере, с рассказов кото­рых писал хронист, запомнились не толпы новгородских му­жиков из кинофильма «Александр Невский», а кованая суз­дальская рать.

Да и у нас нет оснований считать, что новгородские опол­ченцы могли побить рыцарское войско.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Дело решила суздаль­ская рать в «блестящих доспехах». И о них долго потом по­мнили битые крестоносцы. Передавать же свою дружину дру­гому князю, а самому куда-то прятаться, на Руси принято не было (о князе Дмитрии Ивановиче мы еще поговорим). Так что вести суздальцев мог только один человек — князь Анд­рей Ярославович.

После сражения на льду Чудского озера Александр дол­жен был ехать во Владимир проститься с отцом, отправляв­шимся в Орду. В его отсутствие немцы прислали в Новгород с поклоном послов, которые говорили: «Что зашли мы мечом, Воть, Лугу, Псков, Летголу, от того от всего отступаемся. Сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите». Немцы отпустили также и заложников псковских. Мир был заключен на благоприят­ных для Пскова и Новгорода условиях.

В 1245 г. великий князь владимирский Ярослав Всеволодо­вич поехал в Орду к хану Батыю, а затем отправился дальше в Монголию к Великому хану Гуюку, сыну покойного Угедея. Тут я процитирую Габдрахмана Хафизова: «Гуюк, хотя и воз­веденный на престол хуралом, все же общего признания не получил. Бату-хан, с которым он был в ссоре еще со времен Угедея, не признал Гуюка и присяги ему не дал. Источники отмечают, что даже готовилось военное столкновение между ними. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в дороге в 1248 году умер».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Читатель помнит, что по возвращении из Венгрии Батый принципиально отказался ехать в Каракорум, ножки-де забо­лели. Официальные историки утверждают, что Ярослава зас­тавили туда ехать. А вот кто его заставил? Батый? Очень со­мнительно, чтобы сюзерен отправил своего вассала к своему врагу. В средние века это было не принято. Наоборот, суще­ствовал принцип: «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Остается предположить, что Ярослав хотел как-то сыграть на внутриордынских противоречиях. На обратном пути из Ка­ракорума Ярослав Всеволодович умирает. То ли организм не выдержал долгого пути, то ли имело место отравление — это­го мы не узнаем никогда.

Когда на Руси узнали о смерти Ярослава, владимирский престол «по старинке» занял следующий по старшинству брат Святослав Всеволодович. «По старинке» означает по русско­му обычаю, существовавшему со времен Рюрика, когда после смерти князя ему наследовал не старший сын, а следующий брат, и лишь когда вымирало старшее поколение, сын стар­шего брата мог занять престол.

Святослав начал правление «без затей». Для начала закре­пил за своими племянниками уделы, которые они получили при Ярославе Всеволодовиче. Кроме этого рутинного распо­ряжения, в летописи нет больше информации о деятельности Святослава в качестве великого князя владимирского.

Далее происходит не совсем понятное. В 1247 г. Святослав Всеволодович отправляется в Орду и берет с собой единствен­ного сына Дмитрия. После этого ряд историков утверждает, что владимирский престол занял пятый сын Ярослава Всево­лодовича Михаил Хоробрит (Храбрый). Наиболее вероятно, что московский князь Михаил Хоробрит попросту убрал без­дарного дядюшку Святослава с владимирского стола. Понят­ное дело, тот отправился жаловаться Батыю и сына взял с собой.

Княжение Михаила Хоробрита продолжалось недолго. В 1248 г. он отправился в поход против Литвы. На берегах реки Протвы в Смоленском княжестве произошла битва. Литовцы были разбиты, но и Михаил погиб.

Но мы забежали вперед, и придется вернуться в 1247 год. Тогда в Орду поехали не только Святослав с сыном Дмитри­ем, но и Александр Невский с братом Андреем. Зачем? В жи­тии говорится, что его потребовал к себе Батый.

Риторический вопрос, почему позже поездки татарских по­слов будут отмечаться в русских летописях. Мало того, будут указываться их имена, подробные протоколы встреч и т.д. А тут что, за всеми четырьмя князьями — Святославом, Дмитрием, Александром и Андреем — в разные города приехали послы? Но тихо, без конвоя, без эскортов? Может, они вообще приеха­ли «инкогнито» из Сарая? И почему о вызовах этих князей мол­чат татарские, булгарские и другие восточные источники?

Ларчик, видимо, открывался проще. Вся великолепная чет­верка поехала жаловаться на Михаила Хоробрита, и каждый, разумеется, мечтал получить владимирский стол. Причем, Александр с Андреем ездили даже в Каракорум. В результате Александр получил Киев и южнорусские земли, а Андрей — Владимир. Причина, почему младший брат Андрей получил намного больше старшего Александра, историкам не ясна. Так, историк В.Т. Пашуто полагал, что регентша Огуль-Гамиш, вдова хана Гуюка, была настроена враждебно по отношению к Батыю и, поскольку считала, что Александр имел слишком тесные связи с Золотой Ордой, поддержала Андрея.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Выдви­гались и другие гипотезы. Дошло до утверждения, что старая ханша влюбилась в красавца Андрея.

Замечу, что Святослав Всеволодович с сыном Дмитрием вер­нулись из Орды с пустыми руками. Далее летопись молчит об их судьбе. Известно лишь, что осенью 1250 г. Святослав вновь решил попытать счастье в Сарае, и после этого о нем сообща­ется только, что умер он в феврале 1253г.

В начале 1249 г. Андрей и Александр Ярославовичи верну­лись на Русь. Андрей сел на великокняжеский престол во Владимире, но Александр принципиально не захотел ехать в Киев. После Батыева погрома не было восстановлено и деся­той части города. Мало того, как писал итальянский путеше­ственник Плано Карпини, проезжавший через эти места в 1246 г., КановВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. стал уже татарским городом. Так что кормиться князю и его дружине в Киеве было нечем, да и в любой мо­мент могли нагрянуть татары.

В итоге Александр Невский несколько месяцев погостил у брата Андрея во Владимире, а потом отъехал в Новгород. О пя­тилетнем же княжении Андрея во Владимире историки не имеют никаких достоверных сведений. Известно лишь, что зимой 1250 — 1251 г. митрополит Кирилл обвенчал Андрея с до­черью князя Даниила Галицкого.

Надо ли говорить, что Александру неуютно жилось в Нов­городе, где его ненавидела значительная часть горожан. И вот историк С.М. Соловьев вынужден признать, что «в 1252 году Александр отправился на Дон к сыну Батыеву Сартаку с жа­лобою на брата, который отнял у него старшинство и не ис­полняет своих обязанностей относительно татар. Александр получил старшинство, и толпы татар под начальством Неврюя вторгнулись в землю Суздальскую. Андрей при этой вести сказал: «Что это, господи! покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им». Собравши войско, он вышел против Неврюя, но был разбит и бежал в Новгород, не был там принят и удалился в Швецию, где был принят с честию. Татары взяли Переяславль, захватили здесь семейство Ярослава, брата Андреева, убили его воеводу, по-пленили жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Таким образом, наш герой донес татарам на брата. Сартак послал царевича Неврюя на Русь. Войско его было невелико по сравнению с армией Батыя, от 10 до 20 тысяч человек, но опустошение от неврюевой рати было соизмеримо с Батыевым нашествием. Татары разорили десятки больших и малых русских городов. Так Алек­сандр Невский стал вели­ким князем владимирским. Уже в конце XIX века начались попытки реабили­тации Невского, ну а пос­ле 1938 г. его у нас превра­тили из доносчика в зас­тупника за Андрея. Мол, к хану Сартаку он поехал не служить, а наоборот — спасать брата.

Одна беда, нет у лаки­ровщиков истории никаких достоверных аргументов, хоть чем-то подтверждаю­щих их точку зрения. Вот один из таких аргументов: «Прежде всего — Андрей отправился не в Швецию, а к сыну своего мнимого врага — Василию, кня­жившему в Новгороде по отъезду отца... «Очевидно, — спра­ведливо говорит Беляев, — Андрей не побежал бы к сыну своего врага, боясь, что его непременно выдадут татарам: да и в Новгороде бы его действительно схватили и отослали к хану, ежели бы в самом деле Александр был враг Андрею».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Увы, забыто, как новгородцы несколько раз выгоняли князя Александра из города. А через три года, в 1255г., новгород­цы выгонят прочь четырнадцатилетнего Василия, сына Алек­сандра Невского, с его небольшой дружиной.

Андрей Ярославович же приехал не к двенадцатилетнему Васе, а к Господину Великому Новгороду, где его хорошо помнили по Ледовому побоищу. Как видим, опровергнуть «изыскания лакировщиков истории» несложно, но нудно. Гораздо интереснее, на мой взгляд, был ли донос Александра на Андрея ложным? Или действительно, как полагает ряд исто­риков, Андрей и Даниил Галицкий заключили тайный антита­тарский союз и готовились свергнуть «иго»? Увы, опять огор­чу читателей, никаких достоверных данных на сей счет нет. Другой вопрос, что бойцовский характер Андрея вряд ли мог мириться с подчинением Руси басурманам.

Одним из первых деяний нового великого князя владимир­ского Александра был поход на Новгород, жители которого выгнали его сына Васю. До битвы дело не дошло, новгород­цам пришлось покориться Александру. Как гласит летопись: «Посол Александров явился на вече и объявил народу волю княжескую: «Выдайте мне Ананию посадника, а не выдадите, то я вам не князь, еду на город ратью». Новгородцы отправи­ли к нему с ответом владыку и тысяцкого: «Ступай, князь, на свой стол, а злодеев не слушай, на Ананию и всех мужей нов­городских перестань сердиться». Но князь не послушал просьб владыки и тысяцкого. Тогда новгородцы сказали: «Если, бра­тья, князь согласился с нашими изменниками (т.е. со сторон­никами князя — А.Ш.), то бог им судья и св. София, а князь без греха», — и стоял весь полк три дня за свою правду, а на четвертый день Александр прислал объявить новое условие: «Если Анания не будет посадником, то помирюсь с вами». Это требование было исполнено: Анания свергли, его место занял Михалко Степанович, и Василий Александрович опять стал княжить в Новгороде.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

В 1255г. умер Батый. Ему наследовал болезненный сын Сартак. Он процарствовал около двух лет, и в 1256г. Золо­тая Орда досталась брату Батыя Берке, которому было при­мерно 56 лет. Одним из первых мероприятий нового хана ста­ла всеобщая перепись населения Руси на предмет взимания дани. Замечу, что это была вторая татарская перепись. Пер­вая проводилась в 1246—1250 гг., но, судя по всему, прошла неудачно. И вот в 1257г. приехали татарские численники и начали перепись в Суздальской, Муромской и Рязанской землях. Переписывали всех, за ис­ключением игуменов, чер­нецов, священников и кли­рошан.

О татарской переписи в Новгороде узнали в нача­ле лета 1257г. Несколько недель город был в смяте­нии. И вот в Новгород при­ехал Александр Невский с татарскими послами, кото­рые потребовали десятины и тамги.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Новгородское вече не согласилось с требованием татар. Горожане послали богатые дары Берке и отпу­стили послов с миром. За­мечу, что даже Василий, сын Невского, княживший в Новгороде, был против дани татарам. При прибли­жении отцовской дружины Василий бежал в Псков.

Каким-то способом Александру удалось схватить сына и отпра­вить его в Суздаль, а потом он жестоко расправился с руковод­ством дружины Василия. Это был единственный успех Невского, обложить же вольный Новгород данью ему не удалось.

Вначале 1259г. перед Новгородом вновь появился Алек­сандр с войском и татарские послы — «окаянные татары сыроядцы». Появиться в городе «сыроядцы» не рискнули и стали просить Александра: «Дай нам сторожей, а то убьют нас». И Нев­ский велел посадскому сыну и детям боярским по ночам охра­нять татарских послов. Но татарам вскоре наскучило ждать. «Дайте нам число, или побежим прочь», — говорили они.

Александр начал шантажировать новгородцев, и, заметим, делал он это не бескорыстно. Как писал историк Н.И. Косто­маров: «Этот платеж выхода привязал его (Новгород — А.Ш.) к особе великого князя, который был посредником между ха­ном и князьями и русским народом всех подчиненных земель».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

В конце концов новгородцы уступили, «и начали ездить ока­янные татары по улицам, переписывая домы христианские». Закончив перепись, татары уехали, вскоре уехал и Александр, оставив в Новгороде своего второго сына Дмитрия.

Новгородцы подчинились силе, а не авторитету Невского. Как только он умер, Дмитрий был с позором изгнан из горо­да. Новым князем новгородцы взяли себе младшего брата Невского Ярослава Ярославовича. Одним из достоинств но­вого князя была его жена — дочь новгородского боярина.Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Как писал Костомаров: «Заключая договор с Ярославом, нов­городцы припомнили ему, что прежний князь делал насилия Новгороду, но того вперед не должно быть. В самом деле, об­ращение князя с Новгородом и Новгорода с князем в это время носит признаки равенства. Ярослав, говоря с новгородцами, выражался о князьях так: «Братия мои и ваши». В 1269 году Новгород не поладил с князем за то, что он употреблял во зло право охоты около города, держал много ястребов, соколов и собак, выводил из города иноземцев и делал поборы: — вече судило его и изгнало. Напрасно Ярослав хотел примириться с вечем и присылал сына своего Святослава. — «Простите мне этот раз, — говорил он через сына: — вперед буду так посту­пать; целую крест на всей воле вашей». Новгородцы закрича­ли: — «Мы не хотим тебя! Ступай от нас добром, а не то про­гоним тебя, хоть тебе и не хочется идти от нас!».Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Но вернемся к началу 60-х годов XIII века. Для сбора дани на Русь начали прибывать татарские баскакиВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . В 1262 г. по Руси прокатились восстания, направленные против баскаков. Так, в ходе восстания в Ярославле горожане убили баскака Изосима, бывшего монаха, принявшего мусульманство. Воз­можно, это был тот самый нижегородский монах Ас-Азим, который в 1237— 1238гг. был проводником у татар и булгар. Баскак Буга публично покаялся на вече в Устюге, вымолил прощение и принял православие.

В 1263 г. Александр Невский вновь едет в Орду. По одной версии, он хотел уговорить хана организовать карательную эк­спедицию на Русь в связи с восстанием 1262 г. По другой — Александр поехал для переговоров об участии русских войск в походе золотоордынцев в Персию.

Александр провел несколько месяцев у хана Берке, а за­тем отправился домой. По дороге великий князь заболел и 14 ноября 1263г. умер в Городце на Волге. Перед смертью князь постригся в монахи под именем Алексея.

Тело князя было перевезено во Владимир. При встрече ос­танков митрополит Кирилл устроил грандиозное представле­ние, на которое собралась большая часть населения города. «Чада моя милая! — возвестил Кирилл. — Зайде солнце зем­ли Суздальской Благоверный великий князь!» Иереи и диа­коны, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Так у нас начался культ Александра Невского. Потом его забыли на сто с лишним лет. Но вот накануне Куликовской битвы московскому князю Дмитрию Ивановичу срочно потре­бовалась моральная поддержка. А, как известно, чудо всегда происходит, когда на то есть социальный заказ. И тут в одну прекрасную ночь иноку владимирского Богородицкого мона­стыря привиделся князь Александр Ярославович. Монахи разрыли его могилу и обнаружили там нетленные мощи. Князь Александр Ярославович был канонизирован и вошел в панте­он московских святых.

В общерусский пантеон Александр Невский был введен лишь в 1547 г. Читатель помнит, что это был год венчания на царство Ивана IV (еще не Грозного). Тут тоже понадобились знаменитые и, желательно, святые предки.

В дальнейшем легко заметить, что всплески популярности Александра Невского совпадали по времени с конфликтами с нашими соседями — шведами и немцами, например, в начале XVIII века в ходе Северной войны или в конце 30-х годов XX века при обострении отношений с гитлеровской Германией.

Петру I для укрепления престижа новой столицы потребо­вались мощи. И вот по его распоряжению и при его личном участии мощи Александра Невского (а точнее, то, что от них осталось после пожара 1491 г.) были перенесены из заштатно­го Владимира в стольный Санкт-Петербург. Не считаясь с церковными традициями, Петр даже чествование Александра Невского перенес с 23 ноября (день погребения князя во Вла­димирском Рождественском монастыре) на 30 августа — день заключения знаменитого Ништадского мира.


Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Пусть отчество не вводит читателя в заблуждение. Отцом Михаила был Всево­лод Святославович Чермный, удельный князь черниговский, а Ярослав Всеволодо­вич Михаилу приходился весьма отдаленным родственником.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Опять уточню для непосвященного читателя: 15 лет в XIII в. на Руси — это возраст взрослого мужчины и воина. В 1232 г. 14-летний князь Федор не только уча­ствовал в походе на мордву, но и лично принимал участие в рукопашных схватках.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Предположительно ее отец Брячислав Василькович, сын полоцкого князя Ва­силька Брячиславича, о жизни и деятельности которого историкам ничего не известно.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225—1552 гг.). С.126.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Бан — гражданский и одновременно военный чин в Венгрии. Гражданский -наместник короля в провинции, а военный — подобие генерала.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Военная энциклопедия / Под ред. К.И. Величко, В.Ф. Новицкого, А.В. Фон-Шварца и др. Петербург. 1911 — 1915.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М. Совет­ская энциклопедия, 1982. С. 824.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Подробнее см. Шнрокорад А. Б. Северные войны России М., АСТ, Минск. Харвест, 2001.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   Заичкин И., Почкаев И. Русская история. Популярный очерк. М., Мысль, 1992, С. 128.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Видимо, речь идет о Большой и Малой Неве.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   Через 6 часов после восхода солнца (под древнерусскому времени), т.е. в 11 ча­сов утра.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Ярослав Владимирович — удельный князь дорогобужский, сын Владимира Мстиславовича, в 1232г., поссорившись князем Ярославом Всеволодовичем, бежал к немцам в Оденпе.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. В исторической литературе принято называть рыцарей орденов Тевтонского и Меченосцев немцами, хотя в их числе было немало французских, итальянских и дру­гих западноевропейских рыцарей.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Село Копорье Ломоносовского р-на Ленинградском области

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Точная дата рождения суздальского князя Андрея Ярославовича неизвестно. К этому времени ему могло быть от 14 до 18 лет. Однако, как уже говорилось, в та­ком возрасте князья Рюриковичи были воеводами, а не подростками.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 гг. М., Прогресс, 1989, С. 145.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Матузова В.И., Назарова Е.А. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. —  1270г. М., Индрик, 2002. С. 233.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. О профессиональных воинах-новгородцах мы подробнее поговорим в главе "Уймите ушкуйников". А сейчас лишь замечу, что ушкуйники всегда не любили вста­вать под княжеские стяги. Соответственно, ни в "Житии Александра Невского", ни в летописи нет сведений об участии новгородской вольницы в Ледовом побоище.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   Хафизов Г.Г. Распад Монгольской империи и образование улуча Джучи. Ка­зань. Татарское книжное издательство, 2000. С. 41.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Современный Канев, город на Днепре в 100км от Киева.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 157.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Александр Невский. Сборник /Составитель Т.А. Соколова. М., Новатор, 1998. С. 128.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 158.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   Подробной информации о системе дани золотоордынским ханам, к сожалению, нет ни в русских, ни в восточных летописях. Предположительно, десятина — это де­сятая часть хлебного сбора, а тамга — пошлина с коммерческих сделок.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   Костомаров Н.И. Русская республика. М., Чарли, 1994. С. 70.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Женитьба удельного князя на боярышне — явление довольно редкое для XIII века.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Костомаров Н.И. Русская республика. С. 70.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.   Видимо, среди этих баскаков были и этнические русские, находившиеся на службе у хана. Позже (в начале XIV в.) баскаками иногда называли и чиновников русских князей, собиравших дань с населения.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра (Александр Невский. Сборник /Составитель Т.А. Соколова. С. 17—18).

 

Ссылка на комментарий

10 минут назад, Valamir сказал:

Venc`у простительно. Он специалист по голоногим мужикам с дротиками, а не по средневековой европейской дипломатии:)

и вправду не эксперт я. Вот только не понимаю, как вы можете одновременно защищать русских князей за сотрудничество с теми, кто геноцидил Ваш народ и одновременно (!) ругать Власова который сотрудничал с фашистами,которые геноцидили Ваш народ.

Как у вас в голове вот это вот воедино сходится - ума не приложу.

Или вы просто за победителей?

Ссылка на комментарий

romarchi
12 минуты назад, Avros сказал:

 

Ну если укрепления деревенные, там допустим понятно, разрушили - подожгли, ну а потом, когда оно как следует прогорело - конница пройти сможет. Ну а если укрепления каменные, после обрушения стены останется груда обломков, что бы конница прошла её как-то расчистить нужно будет - т.е. без пехоты тут никак. Это конечно всё сугубо ИМХО.

Расчистка, это да...

Встречал в исследованиях о согнанных окрестных жителях, что и рвы засыпали, и зону штурма расширяли, и живым заслоном были... 

Из жж правда... но есть ссылка на источники.

 

Многочисленную орду со своими семьями, кибитками и стадами скота сопровождали толпы пленных, которых она захватывала на своем пути. Именно этих рабов монголо-татары гнали впереди себя на стены осаждаемых городов. Тактика “осадной толпы” называлась “хашар”. Хашар был четко организован: “Их разделили на десятки и сотни. Во главу каждого десятка был назначен монгол” (Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т. I, ч.2. – М.-Л., 1952).

 

“На укрепленные замки монголы не нападают, а сначала опустошают всю страну и грабят народ. Только потом они гонят захваченных пленных осаждать собственные крепости” (С. Аннинский. “Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах в Восточной Европе” // “Исторический архив”, т. III, М.-Л., 1940)

_________
добавлено 1 минуту спустя
1 минуту назад, Venc сказал:

ума не приложу.

 

Ну дак приложите уже хоть разок то... Если есть что...

Ссылка на комментарий

17 минут назад, Daniel13 сказал:

А ничего, что Папа, внезапно, католик? Перейти в католичество? То есть, опять возвращаемся к вопросу: перейдя в католичество, Русь ничего бы не потеряла?

мое лично мнение как нехристианина - не до жиру, быть бы живу.

Уж лучше креститься по другому, чем жить в постоянной угрозе нашествия жесточайших убийц - монголов.

Олсо все эти терки с верой это больше должно волновать всяких там епископов.

Ссылка на комментарий

Daniel13
Только что, Venc сказал:

Уж лучше креститься по другому, чем жить в постоянной угрозе нашествия жесточайших убийц - монголов.

Ну вы серьезно? Вы серьезно думаете, что это был вопрос веры, а не политики?

Ссылка на комментарий

Только что, Daniel13 сказал:

Ну вы серьезно? Вы серьезно думаете, что это был вопрос веры, а не политики?

политики панов. Греческие епископы просто боялись что у них власть заберут.

Ссылка на комментарий

Avros
Только что, Venc сказал:

Уж лучше креститься по другому, чем жить в постоянной угрозе нашествия жесточайших убийц - монголов.

А каким образом переход из православия в католичество, поможет избежать нападения монголов, особенно с учётом того, что Католический Папа где-то там далеко, в тысячах км от вас, а монголы уже стучат в ворота?

Ссылка на комментарий

Valamir

Какая замечательная глава. Несколько вопросов можно? 

1. Нафига козе баян, т.е. я хотел спросить, зачем Александру владимирский престол, если 1248 года он и так Великий князь Киевский и старший среди всех князей?

2. Какие обязанности Андрей, князь Владимирский не выполнял, и есть ли свидетельства того, что именно Александр донёс на брата? Про Неврюя совсем смешно. У него и тысячи человек не было и вся его карательная миссия закончилась разгромом князя Андрея и взятием Переяславля. Ну и недоимки за 4 года собрал, которые Андрей платить не хотел. 

3. В 1263 году Александр едет в Каракорум. По двум версиям автора - 1)для организации карательного набега и 2)для поставки русских войск, другие варианты не рассматриваются. При этом на Руси за год до этого произошло восстание. Как ты думаешь, монголы спустили бы это с рук? Они за какие-то недоимки Неврюя прислали, а тут восстание и убийство баскаков? Но карательной экспедиции не было. Что могло пойти не так?

Ссылка на комментарий

19 минут назад, Avros сказал:

А каким образом переход из православия в католичество, поможет избежать нападения монголов, особенно с учётом того, что Католический Папа где-то там далеко, в тысячах км от вас, а монголы уже стучат в ворота?

см. даниил галицкий.

Ссылка на комментарий

Avros
15 минут назад, Venc сказал:

см. даниил галицкий.

Я не стану тратить время на полное повествование, начну сразу с подведения итогов

Цитата

В 1264 году Даниил умер, так и не освободив Галицко-Волынское княжество из-под ордынского ига

т.е. никак - ваш ответ принят.:)

Ссылка на комментарий

Daniel13
47 минут назад, Venc сказал:

политики панов. Греческие епископы просто боялись что у них власть заберут.

Ну как бы политики вполне себе использовали религию в политических целях

Ссылка на комментарий

29 минут назад, Avros сказал:

Я не стану тратить время на полное повествование, начну сразу с подведения итогов

т.е. никак - ваш ответ принят.:)

уж лучше так чем быть власовцем.

Ссылка на комментарий

Avros
9 минут назад, Venc сказал:

уж лучше так чем быть власовцем.

С высказыванием конечно не поспоришь. Вот только не тебе, с твоими скудными познаниями истории, кои ты в очередной раз продемонстрировал: в ответ на мой вопрос о том, как Католический Папа мог помочь, приведя того, кому он как раз таки ничем помочь не смог - судить о том, кто власовец, а кто нет.

Кстати, вопрос к остальным здесь присутствующим, как вы думаете не являются ли подобное заявления со стороны Венка, в которых он приравнивает/называет Александра Невского и остальных "московские князей" предателями власовцами, оскорбительным по отношению к данным историческим личносотям?

Ссылка на комментарий

Daniel13
24 минуты назад, Avros сказал:

Кстати, вопрос к остальным здесь присутствующим, как вы думаете не являются ли подобное заявления со стороны Венка, в которых он приравнивает/называет Александра Невского и остальных "московские князей" предателями власовцами, оскорбительным по отношению к данным историческим личносотям?

Вообще да :smile37:

Хотя, с другой стороны, мнение о том, что Александр - предатель, я встречаю уже не впервые, ну, пусть считают как считают, их право. В конце-концов, все, что касается деятельности тех личностей - в открытом доступе

Ссылка на комментарий

Avros
32 минуты назад, Daniel13 сказал:

Вообще да :smile37:

Хотя, с другой стороны, мнение о том, что Александр - предатель, я встречаю уже не впервые, ну, пусть считают как считают, их право. В конце-концов, все, что касается деятельности тех личностей - в открытом доступе

Дело в том, что имеется следующее локальное правило

Цитата

Статья 7. Для сохранения конструктивного диалога ИФ запрещено употреблять оскорбления в адрес обсуждаемых исторических личностей. Неоднократное нарушение этого правила будет расцениваться как флуд. (Статья 4, закона 5. Статья 1, закона 1)

Мне в данном случае судить сложно, сам я отношусь к данным историческим фигурам (Александру Невскому и остальным) нейтрально, никогда подробностями их деятельности в тот период особо не интересовался. Но, насколько мне известно для россиян он является весьма значимой фигурой, причислен к лику святых, и поэтому, подобные высказывания в его адрес, которые позволяет тут себе Венк, могут быть восприняты ими, как оскорбительные, с соответсвующим провоцированием на конфликт. Собственно поэтому я и поинтересовался мнением остальных здесь присутствующих.

Изменено пользователем Avros
Ссылка на комментарий

Daniel13
19 минут назад, Avros сказал:

Мне в данном случае судить сложно, сам я отношусь к данным историческим фигурам (Александру Невскому и остальным) нейтрально, никогда подробностями их деятельности в тот период особо не интересовался. Но, насколько мне известно для россиян он является весьма значимой фигурой, причислен к лику святых, и поэтому, подобные высказывания в его адрес, которые позволяет тут себе Венк, могут быть восприняты ими, как оскорбительные, с соответсвующим провоцированием на конфликт. Собственно поэтому я и поинтересовался мнением остальных здесь присутствующих.

Ну, неприятно, конечно, но еще более неприятно, что все 240 лет ига выставляются как сплошное капитулянтство на фоне "благородных храбрых европейцев"

Ссылка на комментарий

wadwad

@Daniel13 @Avros 

 

Мне очень хочется надеяться, что переведя обсуждение темы в обсуждение Александра Невского вы искренне не знали, что данная фигура уже обсуждалась на этом форуме 

 

 

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 585
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 17993

Лучшие авторы в этой теме

  • Daniel13

    114

  • Venc

    107

  • Valamir

    97

  • HeinzG

    87

  • Avros

    50

  • Эквилибриум

    36

  • romarchi

    28

  • wadwad

    18

  • Москит

    9

  • Gil-galad

    8

  • thenamelessone

    6

  • ARXx

    5

  • Хоттабыч

    4

  • Zdrajca

    3

  • Redbell

    2

  • Ученый коть

    2

  • belogvardeec

    1

  • Gorthauerr

    1

  • Olgard

    1

  • The Villan

    1

  • Муцухито

    1

  • Bazzi

    1

  • Космогоник

    1

  • Flagris

    1

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Москит

Откуда информация? В чём принципиальная разница между штурмом деревянной крепости и каменной? Почему монголы могли брать штурмом деревянные крепости и не могли брать штурмом каменные? Како

HeinzG

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. Люди, интересующиеся историей, хорошо знают о «западном» походе монгольского хана Батыя в восточную и центральную Европу, случившимся в 1236-1242 гг. В результат

Venc

Вот ты патриот. Защищаешь московских князей, мол они правильно сделали, что предали (поправь меня может я тебя неправильно понял). При этом ты и Жукова защищаешь, мол правильно надо было сражаться за

Daniel13

Кроме того, посыл немного странный. Значит, Александр Невский чуть ли не предатель, который не искал союзников и "целовал сапоги". А вот стоило бы ему лишь подняться с дивана.. пардон, с трона, и собр

Gil-galad

Да всё просто на самом деле. Из игор paradox они знают, что древние правители были могучими культиваторами мистической энергии и могли с её помощью призывать войска/население, средства производства. А

Daniel13

Объективность и беспристрастность так и слышатся в каждом слове :)

Москит

Можете привести источник этого "общеизвестного факта"? Ну то есть затратить чуть больше времени в худшем случае. Посмотрите список городов, которые монголы захватили в кампанию 1241-42 годов, в

Avros

Я конечно могу ошибаться, но исходя из ответов автора темы и по его реакции на задаваемые по теме статьи вопросы от других пользователей, напрашивается вывод, что эта статья его собственная. Да и это

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...