Перейти к содержимому
Strategium.ru

Меж двух миров. Средневековая Армения


Рекомендованные сообщения

Gaenkelti
(изменено)

Вступление

 

spacer.png

Гербовый знак рода Багратуни, символ средневекового Армянского царства

 

Одни из самых интересных регионов для начала игры в Crusader Kings - это те части карты, где происходит столкновение миров. Например, регион Северного моря с Британией и Скандинавией, где христианская цивилизация Европы сталкивается с языческим миром викингов, скальдов и вёльв, словно вышедшим из мифической истории. Или Пиренейский полуостров, где столкнулись миры христианских королевств северной Испании с магометанским халифатом, фронтиром арабских завоеваний. У народов, живущих в таких рубежных регионах, складываются одни из самых сложных, драматичных, интересных историй. Здесь постоянно сталкиваются цивилизации, подобно элементарным частицам в каком-то гигантском эксперименте. Здесь рождаются самые необычные сочетания культур, народов, религий. 

 

Среди таких "регионов столкновений" выделяются Ближний Восток и Закавказье, которые служили границей миров с глубокой древности. Здесь как будто проходит граница нескольких тектонических плит, которые несут на себе принципиально разные культуры. Меняются государства, народы и религии, но вечным остаётся это состояние "границы миров", где, кажется, ни одному не суждено окончательно победить. 

 

 

Удивительней всего показалась история армянского народа, который, живя буквально на самом разломе миров, сумел сохранить себя среди всего этого постоянного исторического хаоса, словно превратился в местную константу. Что бы ни случилось, какие бы потери ни приходилось нести, армяне переживали всё, всех завоевателей, все чужие империи и до сих пор сохранили ядро своей этнической территории, даже теряя, время от времени, свою государственность. 

 

Поэтому я выбрал армян, которые на раннем старте кампании Crusader Kings 3 находятся в самом сложном положении - от их былой государственности остались осколки, рискующие утонуть в арабо-мусульманском или византийском, греко-христиаском море. Как пойдёт их история, если её возьмусь писать я? Смогут ли они возродить свою государственность, сохранить свою веру и саму свою этничность?

 

Важно предупредить, как я играю в Crusader Kings 3. Я не стремлюсь "выиграть", не стараюсь всех победить и завоевать, не желаю быть самым сильным и победоносным. Для меня важнее сочинение своей версии истории через игру и меня устроит если даже в процессе придётся проиграть. Из поражений тоже получаются хорошие истории, как я пытался показать в Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Crusader Kings 3 даёт возможность учитывать характер персонажей — и я стараюсь играть так, как поступали бы люди с их чертами личности. В силу этого я могу поступать даже так, как невыгодно мне, игроку, но как поступили бы, на мой взгляд, игровые персонажи, в той или иной ситуации, которая складывается в игре. Разумеется, при этом приходится делать скидку на то, насколько может быть ограниченным собственное суждение о возможном чужом поведении. Но всё-таки не будет "красить карту" и интриговать неамбициозный и скромный персонаж, который довольствуется тем, что есть. А храбрый, но лишённый амбиций, скорее будет послушно ходить за своим сюзереном, чем вести самостоятельные войны. И не будут братья, между которыми нет обид и которые дружили в детстве, воевать за объединение царства, которое разделили после смерти отца, хотя многим игрокам разделённое государство (что часто бывает на ранних этапах игры) не даёт спокойно играть. Не будет персонаж абузить опцию "попросить денег у главы конфессии", если он не жадный, а тем более если он набожный - такой скорее сам будет донатить своей конфессии и строить религиозные сооружения. И так далее, и тому подобное.

 

Это даже более сложный вызов - отыграть так, чтобы и выжить, и стать сильнее, при этом не пойдя против здравого смысла и характера доставшегося персонажа. 

 

Я не сосредотачиваюсь только на персонаже-правителе, за которого играю, поэтому могу уделить внимание и другим его детям, родственникам, остальным придворным или даже случайным гостям. Иногда я люблю играть роль случайной судьбы, фортуны, которая вдруг возвысит кого-нибудь "из грязи в князи".

 

Вообще я, скорее, создаю не описание кампании, а свою версию истории, поэтому могу насыщать свой рассказ моментами, которых в кампании не было или почти не было - например, чтобы объяснить причины восстаний или религиозно-политических конфликтов, каких-либо личных ссор или трагедий, обид или сильных впечатлений. Даже хозяйственное развитие не остаётся без моего внимания и время от времени я характеризую экономическое состояние территорий, на которых расположены владения моей династии, описываю последствия реформ или эпидемий - то, что в игре либо не видно совсем, либо отражается в модификаторах провинций.

 

Смены каких-то игровых показателей, вроде сокращения доходов казны или усиления авторитета короны я буду описывать как события, которых на самом деле в игре не происходит, вроде экономических кризисов, оттока или, наоборот, наплыва населения, конкретных законов и реформ, проведённых правителями и тому подобного. 

 

Поэтому прошу не удивляться, если вы встретите много такого, чего в игре нет или почти нет. На мой взгляд это нужно для полноты исторического описания (пусть и псевдоисторического). 

 

Также я стараюсь учитывать особенности времени, места и народа, за который играю - поэтому многие названия будут заменены на средневековые армянские или греческие, в том числе и те, которых в оригинальной игре нет. 

 

Поэтому армянский король будет тагавором или деспотом (под влиянием Византии), наследник царя - аваг ишхан, армянский барон - азат, градоначальник - кахакапет, герцог - бдешх (женщина - бдешхауни) или дукс, граф - ишхан (жен. - ишхауни) или стратиг. Армянские придворные также будут носить армянские придворные титулы - спарапет (главнокомандующий, маршал), спаспет (командующий полевой армии), дпрапет (канцлер), азарапет (управляющий), аспет (тайный советник), дзиавор (рыцарь). Армянская знать - нахарары, элитная армянская тяжёлая кавалерия - айрудзи (армянские катафрактарии). 

 

Армянское баронство - это гавар, а более крупное образование (аналогичное графству или княжеству) - ашхар, аналог герцогства - наанг. 

 

Название областей, городов, земель даю как есть в англоязычном оригинале игры, хотя они не всегда соответствуют историческим, особенно учитывая их изменения. Также если сказано, что такая-то земля издревле принадлежала тем-то или издревле была населена таким-то народом - то речь опять же, о ситуации в мире игры. То же и о религии - если некая вера называется исконной, а другая - чужеродной, даже враждебной, это сделано лишь с оглядкой на обстановку в игре и не преследует цели оскорбить чьи-либо чувства.  

 

Когда описание касается других народов - я, в меру знаний, стараюсь использовать их названия и титулы.

 

Вообще всё, что вы прочитаете дальше - это плод развития моей кампании в видеоигре, с добавлением моего вымысла и доли исторических знаний. О реальной истории Армении, в том числе средневековой, вы можете узнать из Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  Нуне Мхитарян, на канале Армянского музея Москвы и культуры наций. Отчасти на этот курс я и сам опирался при составлении кампании. О разнице между армянской и православной церквями - теме, которая не раз затрагивается в ходе кампании, на мой взгляд хорошо рассказывает в Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. священник армянской церкви. Тема это преимущественно чисто теологическая, поэтому я её в своём описании стараюсь упростить.

 

Пожалуй, это всё, что нужно сказать для предисловия и теперь, наконец, можно приступать к изложению самой кампании.

Изменено пользователем Gaenkelti

Gaenkelti
(изменено)

Армения до событий игры

 

Всевышний обрёк человечество водам потопа. И только праведному Ною суждено было спастись и заключить с Богом Завет о том, что не будет больше истреблена жизнь на Земле.

 

У Иафета, третьего сына Ноя, было семь сыновей и старший, Гомер, родил Аскеназа, Рифата и Фогарму.

 

Фогарма родил восьмерых сыновей Хайк (или Гайк, или Гаос), сын Фогармы, праправнук Ноя по линии Иафетане пожелав жить под властью вавилонского царя, увёл свой род к берегам озера Ван и там основал новую страну, названную по его имени — Хайастан. И это — самоназвание Армении. Хайастаном называется Армения, если создать её за персонажа армянской культуры. В ином случае она называется Арменией или Великой Арменией. Но Армения — экзоним — название, под которым страна известна у других народов. Однако и это название дано по имени одного из сыновей Хайка — Арменака.

 

Именами сыновей Хайка названы области Армении — Шар дал назваие Шираку, Герам — Гегаркунику, Сисак — Сюнику.

 

Сисак стал легендарным основателем Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (Сисакянов) - наследственных правителей Сюника. (Однако в игре они называются “Сивник” — и поэтому будет использован такой вариант их родового имени).

 

С этих древнейших времён армянский народ принимает участие и в легендарной, и в письменной истории.

 

Троянский царь Приам призвал на защиту Трои множество народов и в их числе — отряды аримнов, которых возглавлял легендарный армянский царь Зармайр, один из потомков Хайка.

 

Хеттские, шумеро-аккадские и ассирийские документы  упоминают народы “хайасса” и “арме-шубрия”, которые проживали в тех же местах, где легенды размещают прародину армян.

 

В 782 году до Рождества Христова царь Урарту (которое тоже отождествляется с армянами) Агришти основывает крепость Эребуни — будущий Ереван.

 

Много позже Плутарх описывает армянского царя Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. как правителя огромной империи, который держал побеждённых царей Востока на положении простых слуг.

 

spacer.png

Великая Армения во времена Тиграна II

 

Даже после поражений от римских полководцев Лукулла и Помпея, Армения, хоть и утратила значительную часть территорий, оставалась важным политическим игроком между Римом и Парфией, а потом Римом — и сасанидским Ираном.

 

Но к году начала нашей истории, 867 году, Армения уже 400 лет как утратила независимость, побеждённая и разделённая (387 год) соседними империями. Римляне упразднили армянскую государственность уже в 391 году, а в персидской Армении продолжали править зависимые монархи и формально государственность сохранялась до 428 года, когда был свергнут последний царь из рода Аршакуни, Арташес IV.

 

Новые завоеватели захватили армянские земли в 639-645 годах. С 701 года все земли, завоёванные арабами в Закавказье, были объединены в эмират Арминия или Арминийа. 

 

В 867 году этими землями управляет Ашот Багратуни, который признаёт ещё номинальную зависимость от багдадского халифа.

 

Другие армянские правители, как ишханы Арана или Сюника - независимы, хотя и уязвимы, поскольку их земли - предмет амбиций как соседей с Востока, так и с Запада.

 

А третьи, как бдешх Тао-Кларжети, и родственник Ашота Багратуни, вовсе самостоятельны и уже претендуют на образование собственного государства в землях, населённых армянами и грузинами.

 

К 867 году в наиболее уязвимом положении находится ашхар Сюник, одна из древнейших армянских земель, где правит древний нахарарский род Сивник.   

 

spacer.png

Сюник и Закавказье в 867 году

  

Армянская культура в игре подана как стоическая, ключевая особенность характера которой — стойкость перед любыми испытаниями, стремление выжить, что бы ни случилось. Это качество даёт лёгкий буст к здоровью в случае эпидемий, -15% к набору стресса, на 15% меньше безвозвратных потерь в боях, +5 к урону в оборонительных сражениях. Армяне — горцы (лучше снабжение в горах и на 10% больше ополчения из горных районов, но почему-то речь только о пустынных горах) и горные воины (ещё лучше снабжение в горах и ещё +10% ополчения в горных районах), командиры получают бонусы при ведении боевых действий в горах. К тому же армяне - обитатели холмов, что даёт бонусы к строительству хозяйственных построек в холмах, удешевляет строительство в холмах и оказывается особенно полезным при строительстве овощных полей в холмах. Наконец, у армян есть наследие Восточной Римской империи, а именно — её профессиональной армии, что сокращает размеры ополчения, но увеличивает допустимую численность постоянных военных отрядов, а также позволяет нанимать элитную тяжёлую кавалерию — катафрактариев-айрудзи.

  

Кроме того армяне стойкие в вере (чаще встречаются фанатичные и смиренные, скромные персонажи, на 15 снижено отношение к иноверцам и провинции с армянским населением на 30% более устойчивы к обращению в чужие религии) и фанатичные строители храмов (строить храмы легче для персонажей с чертами при фокусе на образование), строительство храмов даёт больше благочестия и ещё престиж, но и стоит дороже.

 

Армяне придерживаются христианства в изложении Армянской апостольской церкви — миафизитской церкови, которая не приняла решений Халкидонского собора и продолжает считать, что у Иисуса Христа одна природа (потому и миафизитская, по-гречески — "единая природа"), а не две, как учат церкви Запада. На фоне завоевания иноверцами-мусульманами церковь была для армянского народа оплотом памяти о собственной особости, самостоятельной истории, отдельной от исламского Востока и от христианского Запада.  

 

  spacer.png

Центральные армянские земли и окрестности в 867 году

 

Сюникское государство

 

Ишхан Васак Сивник

 

spacer.png

Ишхан Васак и его наследник Филипп

 

spacer.png

Герб дома Сивник

 

spacer.png

Герб Сюника

 

Сивники возводят своё происхождение к Сисаку, одному из сыновей Хайка, первого вождя армянского народа. Но самый ранний предок, которого знал ишхан Васак II, это Андовк Сивник, который жил в 280 - 330 годах. Об Андовке ничего не известно, кроме того, что он придерживался “аревордизма” — специфической секты на грани христианства и зороастризма. Он был в числе тех армян, которые не приняли христианства в 301-314 годах. 

 

У Андовка было два сына — Валинак (300-339) и Андовк (305-385). Старший, Валинак, сохранял веру отца, в то время как младший, Андовк, принял христианство в изложении армянской церкви и, по слухам, был причастен к смерти Валинака, чтобы стать старшим в роду.

 

После этого в Сюнике проживало ещё 14 поколений дома Сивник, потомков Андовка. Кто-то из них был воином, как Андовк Младший, тот самый, кто, возможно, убил своего старшего брата Валинака. Кто-то священником, как другой Валинак (345-413), и его сын Ваган (390-475).

  

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  (387-455), брат Валинака, перешёл на сторону персов, сражался против своего народа в важнейшей для армян Аварийской битве, был сторонником подчинения персам и принятия зороастризма. Персы сделали его марзпаном (правителем пограничной области) и поручили умиротворить Армению. Но служба персам кончилась для него арестом и смертью в персидской тюрьме, когда шахиншах Йездегерд II заподозрил его в измене.   

 

Но никто из них не правил всей страной, пока Шахак Сивник (576-621) не отличился на военной службе, проявив себя как блестящий полководец, а его сын Григор (592-636) не увеличил своё состояние как способный хозяйственник и торговец.

 

Сын Григора, Храхат (608-652) был первым исторически подтверждённым ишханом всего Сюника.  

 

Со времён Храхата сменилось семь ишханов Сюника из рода Сивник. Во все времена они сохраняли власть над этой землёй — и при персах, и при арабах.  

 

Под властью дома Сивник весь ашхар Сюник фактически стал отдельным государством. Здесь было своё правительство (совет ишхана), свои чиновники, свои законы, а главное — своя вера, христианство в изложении Армянской апостольской церкви, что позволяло армянам сохранять память о своей особости, отдельности от соседних народов, даже когда они бывали завоёваны. 

 

У ишхана Филиппа, отца нынешнего ишхана Сюника было четверо сыновей - Бабген, Васак, Ашот и Шахак.

  

После смерти Филиппа в начале 848 года власть наследовал его старший сын Бабген, но он умер в 851 году в возрасте 31 года. Его младший брат Васак наследовал ему как ишхан Васак II (поскольку в 740-821 годах Сюником правил его дед Васак I).

   

Васак II принял власть к своему неудовольствию - он не любил управление государством, политику и считал себя прежде всего воином, человеком, который не говорит и рассуждает, а сражается, возглавляет солдат.

 

У него уже был сын Филипп и он желал для него такой же скромной участи.  

 

Как командир и человек Васак был скромен, честен, судил и выносил решения справедливо, не жаждал славы, не любил публичности. Он хотел бы всегда оставаться на позиции верного воина, который защищает свой народ и служит своему повелителю, которым, по мысли Васака, должен был быть кто-то более достойный, призванный к власти самим Богом - и по воле, и по происхождению. 

 

Но так случилось, что править Сюником пришлось именно Васаку и он, как человек долга, не мог отказаться от обязанности, даже если она была ему не по душе. Таков был его характер - добросовестно исполнять любое задание. Впрочем, Васак никогда не был слепым исполнителем и всё-же был способен выработать собственное представление о целях и задачах, которые следует поставить.

 

Как правитель Васак должен был вникать в дела государства и прежде всего ему пришлось решать сложную и ответственную задачу - сохранение Сюника как независимого владения. 

 

На севере Сюника находился незаисимый Аран, где правил ишхан Смбат Арраншахик. Он владел большой территорией - Хаченом и Эрети, помимо собственно Арана. Присоединение Сюника могло расширить его небольшое государство и сделать его почти равным другим сильным армянским правителям - Торнику Багратуни (бдешху Тао-Кларжетии) и батрик-ал-батарику Ашоту Багратуни, который правил в “сердце” Армении.  

 

А с востока угрожал эмират Йезидидов, где правил независимый эмир Хайтхам Йезидид, свирепый мусульманский правитель, известный, что лично упражнялся в искусстве пытки.

 

Безопасность Сюника в таких условиях мог гарантировать только сильный союзник - либо через брак, либо через вассалитет. Но утрачивать независимость, становясь чьим-то вассалом, Васак не желал.

 

А заключать брачный союз было просто не с кем — у достаточно сильных правителей по соседству не было дочерей на выданье, чтобы помолвить или женить их на сыне Васака. Пришлось Васаку любыми способами собирать сведения о подходящих невестах в окрестных и отдалённых землях, в надежде найти хоть какого-то достаточно сильного союзника.  

 

Только в начале следующего 868 года Филипп сын Васака был помолвлен с Дионисией Пакурианос, младшей дочерью греческого стратига Саббатиоса, правителя Месинопола во Фракии. На время это обеспечило Сюник сильным союзом, поскольку стратиг Саббатиос мог выставить до 700 человек. Это было довольно много, учитывая, что сильнейший армянский правитель Ашот Багратуни мог выставить тысячу воинов. 

 

После 868 года начались войны, которые вели друг с другом соседи Сюника.

  

Аранский ишхан Смбат напал на эмира Хайтхама Йезидида - и таким образом два сильнейших соседа Сюника были заняты войной. В пределах Аббасидского халифата начались восстания, а с севера приходили слухи о движении многочисленных печенежских племён, которые грозили вторгнуться в Закавказье. 

 

Ишхан Васак по совету собственного брата и драпета Шахака, более опытного в дипломатии, сохранял независимость, видя, как соседи отвлекаются на другие конфликты.

 

А азарапет Ашот Сивник, двоюродный брат ишхана Васака, оказался отличным управляющим, который обеспечивал казну дополнительными доходами за счёт торговых операций. 

 

Впрочем, Васак, не столь хорошо понимавший в хозяйстве, не инвестировал эти средства в развитие собственных владений, а предпочитал строить укрепления. Столица Сюника, крепость Капан, была окружена фортами и сторожевыми башнями, расположенными на возвышенностях, а гарнизон крепости увеличен на 250 человек.

 

spacer.png  

Ишхан Васак (второй справа) и его родственники-советники

 

В 870 году Васак помолвил своего дальнего родственника Смбата Сивника (по линии старшего сына своего деда) с племянницей ишхана Смбата Арраншахика. Это не вело к формальному союзу, но укрепляло отношения с одним из сильных соседей.

  

А с 871 года аббасидский халиф ал-Мутазз и византийский император Василий Македонянин начали войну за Киликию и опасность на юге тоже временно была успокоена, поскольку сильнейшие соседи отвлеклись на войну друг с другом. 

 

Как независимый правитель Васак почувствовал себя более уверенно. Хоть он и не был прирождённым государем, но, освоившись на положении ишхана, он исходил из желания сохранить независимость подольше и не идти на поклон к более сильным правителям без крайней нужды. 

 

В 873 году в соседний Ширван вторглись печенеги, их правитель Аба Вулатсопон изгнал из Ширвана мусульман и утвердил здесь хуррамизм. Это была мессианская вера, основанная на идее борьбы двух начал, света и тьмы. Божество этой веры воплощается в известных лидерах, пророках и теперь — в предводителях печенегов, которые и привели их в новые земли. В 873-874 годах Аба выиграл тяжёлую борьбу за Муган с правителем Арана.

 

Тем временем ишхан Васак старался привлечь в Сюник побольше переселенцев - в основном армян, но также греков и персов. Ему нужны были новые подданные, которые платили налоги и могли служить в армии. Сюник был ещё слабо заселён, особенно его северная часть, которая представляла собой почти безлюдные горы и холмы. Эти земли при умелом управлении могли стать богатым скотоводческим краем.

 

В 875 году Ашот Багратуни, правитель армянских владений арабского халифата, начал восстание против халифа ал-Мутазза, пользуясь его ослаблением в войне с Византией. 

 

Ишхан Васак сочувствовал этому восстанию, поскольку уважал Ашота, но не присоединился к нему, отправившись вместо этого на помощь своему союзнику Саббатиосу Пакурианосу, который восстал против дукса Антемия, правителя Стримона. Обязательства перед союзником для честного Васака были важнее даже общего дела армянского народа.

  

Во Фракии Васак участвовал в осаде Месинопола, а потом в битве при Смоляне, где помог своему греческому союзнику разбить армию Андроника Дуки. При этом отличился сын Васака Филипп, который ранил в бою Николаоса Дуку, сына правителя Пафлагонии.  

 

Cюникский отряд под началом Васака участвовал в осаде Ксантии, а потом - крепости Серре. В мае 878 года война закончилась победой стратига Саббатиоса — его враг дукс Стримона Антемий отрёкся от власти.

  

С триумфом ишхан Васак отправился домой, отпустив пленных без выкупов, даже знатного юношу Адриана Гидоса, за которого могли заплатить родители.  

 

Тем временем власть халифата в Армении рушилась на глазах. Бдешх Ашот одерживал победу за победой, а к нему присоединились ещё и армянские простолюдины, которые подняли восстание в защиту веры во главе с Мамигоном Арзруни. 

 

spacer.png

Мамигон Арзруни, предводитель армянского народного восстания

    

Одновременно в земли халифата вторглись печенеги из Ширвана. Они захватили всё от Талиса до Урмии. Наконец, в начале 881 года на халифа ал-Мутазза напал тулунидский султан из Египта. Казалось, власть Аббасидов действительно зашаталась по всему Ближнему Востоку, от Египта до Армении. 

 

Многие убеждали ишхана Васака воспользоваться ситуацией и вторгнуться в пределы халифата, но он, ссылаясь на свой военный опыт, говорил, что благоприятное время ещё не наступило, и что он не будет нарушать мир с Аббасидами, пока не узнает, что у них вовсе не осталось воинов. 

 

 

Осторожность ишхана оказалась оправдана, когда в Армению вторглась армия аббасидского полководца Нифона. От неё армянские повстанцы и “князь князей” (ишхан ишханов) Ашот Багратуни потерпели первые поражения, отступили на север, боевые действия затянулись.  

 

А когда Ашот Багратуни, под гнётом старости и поражений, страха перед возмездием халифа, умер в начале 883 года, ишхан Васак решил, что дело армянского восстания проиграно, поскольку власть перешла к сыну Ашота, Смбату, известному робостью характера.

 

spacer.png

Ишхан ишханов Ашот Багратуни, его жена Катранид и их дети - Смбат и Сопи

 

В мае 883 года войска халифа захватили Смбата в плен и доставили в Багдад. Но халиф ал-Мутазз поступил политически хитро и дальновидно — он продержал Смбата в темнице лишь несколько недель, удовольствовался его капитуляцией и обложил Армению только повышенной данью. А самого Смбата, от природы робкого и ещё более напуганного слухами о жестокости арабов, халиф задобрил мягким обхождением и убедил сменить веру, обещая за это свободу и сохранение власти. 

 

Так Смбат совершил самое страшное, по мнению современников, предательство — отрёкся от христианства и стал магометанином. Такое случалось раньше, но для армян, среди которых Багратуни были сильнейшим родом, надеждой и защитой всех армянских христиан, это было тяжёлым потрясением. 

 

За переход в ислам халиф снова признал Смбата батрик-ал-батарика — “князем князей” всех армянских земель, в том числе и тех, которыми он ещё не владел. Правители всех соседних армянских ашхаров почувствовали себя в большой опасности, даже сильный государь Тао-Кларджетии. А тем более ощущал угрозу и Васак Сивник, для которого Смбат Багратуни был непосредственным соседом. 

 

Впрочем, Смбат тут же вынужден был отвлечься на восстание Аршака Мараска, другого предводителя армянского народа, который попытался поднять всех армян Хайка, Васпуракана и Багреванда против князя-изменника. Но Смбат располагал богатой казной и мог позволить себе набирать воинов в арабских землях. Кроме того, его поддерживали и войска халифа. Он помог мусульманам подавить восстание своих соплеменников и по его приказу многих пленных, отказавшихся переходить в ислам, казнили. Армянские земли погрузились в страх и отчаяние. Многие считали, что теперь надо либо принимать ислам, либо бежать, ведь сильнейший армянский правитель пал и принял веру врагов. В 885 году, после подавления восстания, Смбат казнил своего вассала - бдешха Васпуракана Григора II Аркруни, который отказался принять ислам по примеру своего повелителя. 

 

Многие сокрушались, многие горевали по судьбе Григора и Аршака, но против Смбата, располагавшего и деньгами, и поддержкой арабов, никто не мог выстоять. Реальным был выбор либо принять смерть, либо бежать. Армяне в землях, подвластных Смбату Багратуни, продолжали держаться своей веры и добровольных обращений в ислам было мало, но Смбат старался обратить немногих — прежде всего начальство — нахараров, градоначальников, чтобы они потом сами обращали своих подчинённых, зависимых людей.

 

Уже в 885 году батрик Смбат напал на аранского бдешха Весда Арраншахика, который был ещё молод и располагал всего 300 воинами. Полководец Смбата Абас Багратуни захватил Весда в плен и заставил его капитулировать, отказавшись от Хачена.

  

Ишхан Васак искал союза по всем соседним землям, но подходящих партий для брака не было, да и многие понимали, что союз с Сюником означает возможное скорое вовлечение в войну для его защиты. 

 

Становиться вассалом другого правителя и таким образом обрести защиту, ишхан Васак не хотел, но и принимать ислам не собирался. Он мыслил себя прежде всего воином и был готов погибнуть, защищаясь от превосходящих сил врага. Тем же, кто убеждал его всё же присягнуть Византии или договориться о присяге халифу, с условием сохранения веры, Васак говорил, что на честность обещаний сильного господина, над которым нет земного суда, надеяться не стоит. Он призывал всех крепиться и быть готовыми дать бой. Он обучал новых воинов, приказал, чтобы даже женщины учились обращаться с оружием и готовил оборону Капана, устраивая завалы, засеки, ловушки, делая сам проход к своей столице невозможным для крупных военных отрядов.

 

Во всех церквах и святилищах Сюника шли моления и сам Васак со всей семьёй посещал все богослужения, говоря напуганным и отчаявшимся, что Господь всемогущ и если будет на то его воля — то и слабейший одолеет сильнейшего.  

 

В марте 887 года батрик-ал-батарика Смбат объявил ишхану Васаку войну, претендуя на весь Сюник как “признанный верховный правитель всех армянских земель”, Васак оказался в одиночестве.

 

Но ишхан Васак, хоть и был уже стар, постоянно страдая от мелких болячек, всё ещё не достиг старческой немощи и был полон решимости защитить свои земли, власть и титул.

  

Он собрал сюникские войска, призвал наёмников (армянский отряд из Лори), оплатив их услуги займом, который щедро предоставил католикос армянской церкви Вараздат.  

 

Войск всё равно было меньше, чем мог выставить Смбат Багратуни, но Васак и не собирался драться с ним на равных. 

 

Не дожидаясь подхода врага, Васак повёл свою армию в Хачен, рассчитывая, что там, после недавнего завоевания, ещё не утвердилась власть Смбата и местные армяне радостно встретят его.

 

Совершив поход на Хачен,  он осадил Парнес, пока не узнал, что на Сюник со стороны Хайка движется армянская армия Абаса Багратуни, числом около 1400 воинов (в том числе 600 лучников, 180 конников, 600 призванных простолюдинов).

 

В это время молодой аранский бдешх Весд Арраншахик поддержал ишхана Васака и вступил в войну на его стороне. Он был истовым христианином и ненавидел батрика Смбата — и за предательство христианской веры, и за потерю Хачена. Поэтому он был готов вредить Смбату как только мог. Кроме того, дальняя родственница Весда, Сопи Арраншахик, была замужем за Смбатом Сивником, дальним родственником ишхана Васака и это сближало их семьи.  

 

Весд привёл из Арана отряд из 200 простолюдинов и 200 лёгких пехотинцев. Они заняли позиции в Сюнике, пока главные силы ишхана Васака осаждали Парнес. Такое подкрепление не давало преимущества над войсками Смбата, но позволяло прикрыть тыл и сторожить столицу. 

 

Полководец Смбата Абас Багратуни, который был уже на полпути в Сюник, узнав об осаде Парнеса решил повернуть и повести свою армию на Парнес, чтобы разбить там главные силы ишхана Васака.

  

Этому благоприятствовали равнины в окрестностях Парнеса, где войска Абаса могли реализовать своё численное превосходство. 

 

Но ишхан Васак проявил стратегическое мастерство и, дождавшись, пока Абас повернёт и пройдёт значительную часть пути, отдалившись от Сюника, свернул осадный лагерь и двинулся в Сюник.  

 

Когда весть об этом дошла до Абаса, он повернул войско снова на Сюник. Тогда ишхан Васак снова остановил войска и вернлуся под Парнес, постаравшись, чтобы об этом узнал Абас.  

 

Военачальник Абас не желал драться с армией Васака в неудобных горных проходах Сюника, поэтому снова повёл свои силы на Парнес. Разделять своё большое войско он не хотел, поскольку опасался засад и разгрома по частям.  

 

Он снова пошёл на Парнес, а Васак снова увёл армию в Сюник.

 

Это повторялось несколько раз. Старый воин Васак, сам того не ожидая, нащупал стратегию, которая позволяла побеждать врага одним только манёвром, даже не вступая в бой. 

 

spacer.png 

Война ишхана Васака

(Красным - движение войска Васака, синим - оборонительная позиция, занятая аранцами в Сюнике, зелёным - манёвры Абаса Багратуни)

 

В феврале 888 года полководец Абас устал от этих манёвров и повёл войско к Загатале - столичной крепости ашхара Эрети, северного владения бдешха Весда.  

 

Тогда ишхан Васак снова повёл войска к Парнесу и осадил его уже полноценно, зная от своего союзника, что крепость Загатала - сильное укрепление, которое сможет выдержать длительную осаду. 

 

21 апреля 888 - гарнизон Парнеса, верный Смбату, сдался после чего ишхан Васак послал к Смбату Багратуни посольство во главе с сюникским епископом Торником и дпрапетом Шахаком Сивником, своим младшим братом. 

 

Ишхан Васак рассчитывал, что молодой, неопытный, впечатлительный и боязливый Смбат будет сбит с толку вестями о неудаче и слухами о возможном новом восстании армянских христиан, которые сам же сюникский ишхан старался распустить. При этом сам Васак считал, что одной только хитростью эту войну не выиграть и рано или поздно Смбат, сознавая своё превосходство, всё таки сломит сопротивление. 

 

Расчёт Васака оправдался и уже 28 апреля 888 года Смбат Багратуни согласился заключить мирный договор на пять лет. Гарантиями договора стали заложники - Овсанна, старшая дочь батрика Смбата, отправилась в Капан, а Васак Сивник, внук ишхана, отправился в Ани, ко двору Смбата Багратуни.

 

Трудно описать, что творилось в Сюнике, когда пришли вести о мире. Люди плясали на улицах Капана, обнимались, поздравляли и угощали друг друга, вовлекали в празднование незнакомцев и все стихийно молились Богу, воздавая хвалу за чудесное спасение. Это было истинным чудом, ведь перед войной многие уже прощались с жизнью или с родным краем, ожидая неминуемой гибели в бою, казни или собираясь бежать от победивших мусульман. 

 

Но ишхану Васаку не было времени радоваться. Он знал, что реальное положение Сюника не даёт оснований для торжества. Участвуя в праздниках и торжественных молениях ишхан Васак был наиболее сдержан из всех присутствоваших. 

 

Сюник отстоял независимость, но оказался со всех сторон окружён землями мусульманских вассалов аббасидского халифа.   

 

Нужно было искать выход и теперь всем было очевидно, что ничего не остаётся кроме как идти на поклон к сильному правителю, который хотя бы позволит сохранить веру. Никто не был настолько безумен, чтобы рассчитывать на второе чудо. 

 

Впрочем, Васак считал, что ещё может обеспечить более выгодную вассализацию, присоединившись не к Византии, для которой он будет далёким второстепенным правителем, а к кому-то с кем сможет держаться почти на равных. На людях Васак даже говорил, что уже стар и желает скорее умереть, чем потерять свободу. Он понимал, что, ради сохранения веры, вассализация неизбежна, но надеялся, что уже не ему придётся принимать такое тяжёлое решение.

 

Всё осложнялось ухудшением отношений Васака со своим сыном и наследником Филиппом. Это началось ещё во второй половине 70-х. Ишхан Васак хотел видеть сына воином - но Филипп был равнодушен к военному делу и считал себя способным государственным деятелем. Однако Васак был невысокого мнения о способностях Филиппа как возможного правителя и даже не доверил ему пост дпрапета, когда занимавший его бессменно младший брат Васака Шахак стал стремительно стареть и страдать от какого-то умственного расстройства. 

 

Пост дпрапета был доверен племяннику ишхана, Смбату Сивнику, что Филипп посчитал для себя оскорблением. А отец изводил его замечаниями о том, что Филипп не только не готов защищать страну, но и впал в грех чревоугодия и растолстел.  

 

Некоторое время ишхан Васак мог чувствовать себя в безопасности, пока арабскому халифату угрожали печенеги в Ширване. Их вождь Татус мог выставить три тысячи воинов, причём половину из них - конными. Для своего времени это была огромная сила.

  

Но в 889 году печенеги победили и захватили огромную территорию от Байлакана до Талиша, включая большой и богатый торговый город Табриз. Бывший эмир этих земель Хасан Аздид был изгнан и в Табризе сел родственник Татуса, печенежский вождь Тебер.  

 

spacer.png

Печенежские вожди Тебер и Татус

 

Теперь с юга Сюник охватывали владения печенегов-огнепоклонников, которые для армянских христиан были не намного лучше арабов-мусульман. 

 

Послы Васака посещали Тао-Кларжетию - единственное значительное государство Закавказья, которое оставалось христианским и могло принять сюзеренитет над Сюником, но его правитель, зная, что за Сюник придётся воевать с сильными соперниками, предпочитал видеть его передовым буфером, который отвлекает на себя и мусульман, и печенегов. А вот в Константинополе давали понять, что благосклонно отнесутся к подчинению Сюника и давали посланцам Васака щедрые обещания - про сохранение веры, гарантии и быструю отправку военной помощи - столько, сколько потребуется для надёжной защиты Капана. 

 

Но как и предполагал ишхан Васак принимать окончательное решение пришлось уже не ему. 2 февраля 890 года ишхан Васак Сивник умер от старости, в возрасте 65 лет.  

 

Он умер непобеждённым, со славой героического полководца и независимого государя, который смог один отстоять свою землю против превосходящих сил врага. Другие христианские правители боялись ему помогать, но после смерти все превозносили его как образец христианского правителя и воина, набожного прихожанина и верного мужа (после смерти первой жены он не женился повторно, хотя теоретически это могло обеспечить столь необходимый союз).

 

Его личность была, возможно, приукрашена христианскими летописцами, но нельзя сказать, что книжный образ Васака был далёк от реального. Пожалуй, менее примерным христианином он был в личной жизни - правда, что он не имел второй жены, но любовницы у него были, в частности - придворная Далита. Известно, что от неё у Васка был внебрачный сын Вртанес, но умная Далита сумела сохранить отцовство в тайне.

Изменено пользователем Gaenkelti

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   Вы не можете вставлять картинки напрямую. Загрузите или вставьте их через URL.

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 34

Лучшие авторы в этой теме

  • Gaenkelti

    2

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

  • Сейчас на странице   1 пользователь

    • Gaenkelti
  • Модераторы онлайн

    • alexis
×
×
  • Создать...