Перейти к содержимому
Strategium.ru

Языки управления шейдерами(HLSL,GLSL,CG,MSL,ARB).Основные типы шейдеров,сравнение и примеры использования.


kuzmich774

Рекомендованные сообщения

kuzmich774
(изменено)

Что такое шейдер?


Шейдер — это просто программа, которая запускается на одном из графических ядер и говорит видеокарте, как нужно отрисовать каждый пиксель. Программы называются «шейдерами», поскольку они часто используются для контроля эффектов Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  и Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  («shading»). Но, конечно, нет никаких причин ограничиваться только этими эффектами.

От того, насколько грамотно написаны шейдеры, зависит и визуальная составляющая, и fps (количество кадров в секунду).

 

Шейдеры играют ключевую роль в современной 3D графике. Они представляют собой небольшие программы, которые выполняются на графическом процессоре (GPU) и отвечают за Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. (от англ. «rendering» - визуализация) изображений. Шейдеры позволяют разработчикам создавать визуальные эффекты, которые невозможно достичь стандартными методами рендеринга. В отличие от традиционных методов рендеринга, шейдеры предоставляют гибкость и контроль над каждым этапом обработки графики, что позволяет создавать более сложные и реалистичные сцены.

 

Умение писать графические шейдеры открывает перед вами всю мощь современных GPU, которые сегодня уже содержат в себе тысячи ядер, способных выполнять ваш код быстро и параллельно. Программирование шейдеров требует несколько иного взгляда на некоторые вещи, но открывающийся потенциал стоит некоторых затрат времени на его изучение.

 

Для написания шейдеров используются специальные языки программирования. Как правило, это упрощенные версии популярных представителей, часто С, содержащие специальные типы данных, такие как цвет, нормаль, вес, объем и т.д. Программирование на них сводится преимущественно к математическим операциям. Поэтому если вы плохо представляете, как изобразить на графике фигуру, похожую на молнию, лезть в дебри шейдеров пока рано.

 

 

Основные языки шейдеров:

  1. HLSL
  2. GLSL
  3. CG
  4. MSL
  5. ARB Assembly language

Фактически языков создания шейдеров значительно больше. Так, к примеру, есть свой язык для PlayStation 4 или Adobe Flash, однако указанные популярнее и охватывают больше устройств. О них мы поговорим далее.

HLSL

Разработан компанией Microsoft и появился на свет в 2002 году. Поддерживается только консолями Xbox и устройствами с DirectX, то есть машинами под управлением Windows. Является переработанной версией С, содержащей большое количество операторов для проведения математических операций и работы со структурами.

Научиться программировать на HLSL, пожалуй, проще всего из-за огромного количества доступной информации. Вот несколько полезных ресурсов:

  1. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .
  2. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .
  3. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

GLSL

Он же OpenGL язык шейдеров, он же glslang. Был выпущен Microsoft, также базируется на синтаксисе С с добавлением функций для работы с векторами и матрицами. Является языком высокого уровня, кроссплатформенным, то есть позволяет создавать программы для любого устройства с поддержкой OpenGL. Производительность с использованием GLSL будет не лучше, чем при использовании платформенных языков, но из универсальных инструментов, этот лучший.

По GLSL в сети тоже много крутых статей и уроков, вот несколько:

  1. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
  2. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .
  3. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

CG

Высокоуровневый язык программирования от Nvidia, разработанный в тесном сотрудничестве с Microsoft. Именно его вы используете при работе с Unity, Unreal Engine, в Autodesk Maya и Adobe Photoshop. Несмотря на то, что последняя версия 3.1 вышла 5 лет назад и язык с тех пор не развивается, CG по-прежнему активно используют разработчики игр и графических приложений. Вот пара интересных публикаций для ознакомления и обучения:

  1. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.
  2. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

К сожалению, официально Nvidia настоятельно рекомендует перейти на GLSL и HLSL, поэтому CG доживает последние годы.

Metal Shading Language (MSL)

MSL — это язык программирования шейдеров, разработанный компанией Apple для использования с графическим API Metal. Он используется в основном для разработки приложений на платформах iOS и macOS. MSL предоставляет высокую производительность и позволяет создавать сложные визуальные эффекты для мобильных и настольных устройств Apple.

MSL обладает мощным синтаксисом и предоставляет множество встроенных функций для работы с графикой. Он поддерживает различные типы данных и позволяет создавать высококачественные визуальные эффекты с минимальными усилиями. Кроме того, MSL интегрирован с инструментами разработки Apple, что делает его идеальным выбором для разработки приложений для платформ iOS и macOS.

Документация:

  1. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.  О новом витке графики в Apple от Raywenderlich.
  2. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .
  3. Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. .

ARB

Единственный низкоуровневый представитель списка, да еще и родом из 20 века. На рубеже веков стал отраслевым стандартом для GPU, поддерживаемым широким спектром устройств. Впоследствии развитие пошло по двум направлениям:

  1. Общие реализации. Ограничена Pixel Shader 2.0, далее рекомендуется не лезть на низкий уровень и работать с GLSL, который, в свою очередь, компилируется в язык ассемблера.
  2. Nvidia-реализация. Увеличено число функций, ориентация на GPU компании.

Изучить язык ассемблера для графики можно, познакомившись со Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . Остальное - дело техники и желания копаться в низкоуровневом коде.

Основные типы шейдеров

  1. Вершинные шейдеры: Обрабатывают вершины модели, определяя их положение в пространстве. Они преобразуют координаты вершин из локальной системы координат в мировую, а затем в экранную систему координат. Вершинные шейдеры также могут применять трансформации, такие как повороты, масштабирование и сдвиги.
  2. Фрагментные шейдеры: Отвечают за окрашивание пикселей, определяя их цвет и другие свойства. Эти шейдеры работают с фрагментами, которые представляют собой потенциальные пиксели на экране. Фрагментные шейдеры могут использовать текстуры, освещение и другие данные для определения финального цвета каждого пикселя.
  3. Геометрические шейдеры: Модифицируют или создают новые вершины на основе существующих. Они могут добавлять или удалять вершины, изменять их положение и свойства. Геометрические шейдеры часто используются для создания сложных геометрических эффектов, таких как генерация волос, травы или других детализированных объектов.
  4. Тесселяционные шейдеры: Разбивают полигоны на более мелкие части для детализированного рендеринга. Эти шейдеры позволяют увеличивать детализацию моделей, добавляя дополнительные вершины и полигоны. Тесселяционные шейдеры особенно полезны для создания высокодетализированных поверхностей, таких как горные ландшафты или сложные архитектурные структуры.

Сравнение языков шейдеров

Производительность

Производительность шейдеров зависит от многих факторов, включая оптимизацию кода и особенности графического API. В общем, HLSL и MSL обеспечивают высокую производительность на соответствующих платформах (Windows и Apple), тогда как GLSL и Cg предлагают хорошую производительность на кроссплатформенных приложениях.

Производительность шейдеров также зависит от архитектуры графического процессора и особенностей реализации графического API. Например, шейдеры, написанные на HLSL, могут быть оптимизированы для работы на графических процессорах, поддерживающих DirectX, что обеспечивает высокую производительность на платформах Windows. Аналогично, шейдеры, написанные на MSL, могут быть оптимизированы для работы на графических процессорах, поддерживающих Metal, что обеспечивает высокую производительность на платформах Apple.

Простота использования

GLSL и HLSL имеют схожий синтаксис и легко осваиваются разработчиками, знакомыми с языками C и C++. Cg также имеет простой синтаксис, но его использование может быть ограничено поддержкой конкретных графических карт. MSL, будучи специфичным для платформ Apple, может потребовать дополнительного времени на изучение для разработчиков, не знакомых с экосистемой Apple.

Простота использования шейдеров также зависит от наличия документации и примеров кода. GLSL и HLSL обладают обширной документацией и множеством примеров, что делает их легкими для изучения и использования. Cg также имеет хорошую документацию, но его использование может быть ограничено поддержкой конкретных графических карт. MSL, будучи относительно новым языком, также имеет хорошую документацию, но может потребовать больше времени на освоение.

Совместимость

GLSL и Cg предлагают хорошую кроссплатформенную совместимость, что делает их идеальными для разработки приложений, работающих на различных операционных системах и устройствах. HLSL и MSL, напротив, ограничены платформами Windows и Apple соответственно.

Совместимость шейдеров также зависит от поддержки графических API и графических процессоров. GLSL и Cg поддерживаются большинством современных графических карт и графических API, что делает их идеальными для кроссплатформенной разработки. HLSL и MSL, напротив, ограничены поддержкой конкретных графических API и графических процессоров, что может ограничить их использование в кроссплатформенных приложениях.

Поддержка и документация

HLSL и GLSL обладают обширной документацией и поддержкой со стороны сообществ разработчиков. Cg, хотя и имеет хорошую документацию, может столкнуться с ограниченной поддержкой из-за его специфичности. MSL, будучи относительно новым языком, также имеет хорошую документацию, но может потребовать больше времени на освоение.

Поддержка и документация шейдеров также зависят от активности сообществ разработчиков и наличия ресурсов для обучения. HLSL и GLSL обладают активными сообществами разработчиков и множеством ресурсов для обучения, что делает их легкими для изучения и использования. Cg, хотя и имеет хорошую документацию, может столкнуться с ограниченной поддержкой из-за его специфичности. MSL, будучи относительно новым языком, также имеет хорошую документацию, но может потребовать больше времени на освоение.

Примеры использования

Создание простого шейдера: Пошаговое руководство

Шаг 1: Установка среды разработки

Для работы с HLSL можно использовать Visual Studio, а для GLSL — любой текстовый редактор и компилятор, поддерживающий OpenGL. Visual Studio предоставляет мощные инструменты для разработки и отладки шейдеров на HLSL, включая интеграцию с DirectX и возможность визуализации результатов. Для разработки на GLSL можно использовать такие редакторы, как Sublime Text, Visual Studio Code или Atom, а также специализированные инструменты, такие как RenderDoc для отладки и анализа производительности.

Шаг 2: Написание вершины шейдера

HLSL:

hlsl
 
Скопировать код
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

GLSL:

glsl
 
Скопировать код
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Шаг 3: Написание фрагментного шейдера

HLSL:

hlsl
 
Скопировать код
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

GLSL:

glsl
 
Скопировать код
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Шаг 4: Компиляция и запуск

Для HLSL используйте компилятор DirectX, а для GLSL — компилятор OpenGL. Запустите программу и убедитесь, что шейдеры работают корректно. Компиляция шейдеров может включать несколько этапов, таких как проверка синтаксиса, оптимизация кода и генерация машинного кода для GPU. В случае ошибок компиляции, отладочные инструменты помогут выявить и исправить проблемы.

Примеры применения шейдеров в 3D графике

Освещение и тени

Шейдеры позволяют создавать реалистичные эффекты освещения и теней. Например, можно использовать фрагментные шейдеры для расчета интенсивности света на поверхности объекта. Освещение может включать различные модели, такие как фонарное освещение, точечное освещение и направленное освещение. Тени могут быть реализованы с помощью техники теневых карт или теневых объемов.

Постобработка

Шейдеры часто используются для постобработки изображений. Это включает эффекты размытия, цветокоррекции, наложения текстур и другие визуальные эффекты. Постобработка позволяет улучшить визуальное качество сцены, добавляя дополнительные эффекты, такие как размытие в движении, глубина резкости, виньетирование и другие. Эти эффекты могут быть применены к финальному изображению перед его выводом на экран.

Анимация

С помощью шейдеров можно создавать анимации, такие как волны на воде или движение травы под ветром. Вершинные шейдеры позволяют изменять положение вершин в зависимости от времени или других параметров. Анимация может включать различные техники, такие как скелетная анимация, морфинг и физически обоснованная анимация. Шейдеры позволяют создавать плавные и реалистичные движения, которые могут быть синхронизированы с другими элементами сцены.

Специальные эффекты

Шейдеры также используются для создания различных специальных эффектов, таких как огонь, дым, взрывы и магические заклинания. Эти эффекты могут быть реализованы с помощью комбинации вершинных и фрагментных шейдеров, а также использования текстур и других данных. Специальные эффекты могут добавить динамики и зрелищности в игру или приложение, делая их более привлекательными для пользователей.

Пример на Cg

cg
 
Скопировать код
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Этот пример показывает простой вершинный шейдер на Cg, который принимает координаты вершины и преобразует их с помощью матрицы модели-вида-проекции (MVP). Он использует встроенные семантики POSITION для задания позиции вершины на экране.

Пример на MSL

metal
 
Скопировать код
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Этот пример показывает простой вершинный шейдер на MSL, который принимает координаты вершины из массива и преобразует их в координаты экрана. Он использует встроенные атрибуты buffer и vertex_id для задания позиции вершины на экране.

Заключение.Ресурсы и дальнейшее обучение

Шейдеры играют важную роль в современной компьютерной графике, и выбор языка программирования шейдеров зависит от конкретных требований проекта и платформы. GLSL, HLSL, Cg и MSL предлагают различные преимущества и ограничения, и понимание их особенностей поможет вам сделать правильный выбор для вашего проекта.

Выбор языка программирования шейдеров также зависит от опыта разработчика и наличия ресурсов для обучения. GLSL и HLSL обладают обширной документацией и множеством примеров, что делает их легкими для изучения и использования. Cg и MSL, хотя и имеют хорошую документацию, могут потребовать больше времени на освоение из-за их специфичности. В конечном итоге, выбор языка программирования шейдеров зависит от конкретных требований проекта и предпочтений разработчика.

Книги и статьи

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. — книга, охватывающая основные концепции рендеринга в реальном времени. Эта книга является отличным ресурсом для изучения теоретических основ и практических аспектов рендеринга, включая освещение, тени, текстуры и другие важные темы.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. — руководство по GLSL. Эта книга предоставляет подробное описание синтаксиса и возможностей GLSL, а также примеры кода и советы по оптимизации шейдеров.

Онлайн-курсы

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. — курс, охватывающий основные концепции и техники компьютерной графики, включая шейдеры, рендеринг и анимацию. Этот курс включает видеолекции, практические задания и проекты, которые помогут вам освоить основные навыки и техники.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. — курс, посвященный созданию 3D графики с использованием WebGL. Этот курс охватывает основы WebGL, включая шейдеры, текстуры, освещение и другие важные темы. Вы научитесь создавать интерактивные 3D сцены, которые можно запускать в веб-браузере.

Сообщества и форумы

  • Stack Overflow: Разделы по HLSL и GLSL. Stack Overflow является отличным ресурсом для поиска ответов на вопросы и решения проблем, связанных с программированием шейдеров. Вы можете задать свои вопросы и получить ответы от опытных разработчиков.
  • Reddit: r/GraphicsProgramming. Это сообщество на Reddit посвящено обсуждению различных аспектов программирования графики, включая шейдеры, рендеринг, оптимизацию и другие темы. Здесь вы можете найти полезные статьи, примеры кода и советы от других разработчиков.

Практические ресурсы

  • ShaderToy: Платформа для создания и обмена шейдерами. ShaderToy позволяет вам создавать и тестировать шейдеры в реальном времени, а также просматривать и использовать шейдеры, созданные другими пользователями. Это отличный ресурс для экспериментов и изучения различных техник.
  • GitHub: Репозитории с примерами шейдеров. На GitHub вы можете найти множество репозиториев с примерами шейдеров для различных платформ и графических API. Эти примеры могут служить отличной отправной точкой для ваших собственных проектов и экспериментов.

Изучение шейдеров требует времени и практики, но результаты стоят того. Шейдеры открывают огромные возможности для создания впечатляющей 3D графики. Независимо от того, хотите ли вы создать реалистичные сцены, стилизованные эффекты или уникальные визуальные стили, шейдеры предоставляют инструменты и возможности для достижения ваших целей.

Изменено пользователем kuzmich774

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   Вы не можете вставлять картинки напрямую. Загрузите или вставьте их через URL.

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 293

Лучшие авторы в этой теме

  • kuzmich774

    1

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу
  • Модераторы онлайн

    • alexis
    • СУЛАРИУС
×
×
  • Создать...