ААР по моду MEIOU 5.2, на Europa Universalis 3: Divine Wind версии 5.1 от 22 июля.
ЧтожетакоеЧампа?!Нажмите здесь!
Ча́мпа, или Тьямпа (вьетн. Chăm Pa, Chiкm Thаnh) — государство (объединение княжеств), существовавшее в VII—XVII веках на территории центрального и южного Вьетнама, наследник известного со II века государства Линьи (Lin-yi или Lвm Ấp). Достигнув расцвета в XI—X веках, Чампа в последующие века подверглась нашествию северных вьетнамцев (Дайвьет); около 1470 года пал главный город Чампы, Виджайя, а в конце XVII века последнее княжество Чампы, Пандуранга, стало вассалом вьетнамских императоров. В 1832 Дайвьет поглотил последние территории того, что было Чампой. Важнейшие сохранившиеся памятники культуры Чампы — «тямские башни» в Мишоне (находятся в списке всемирного наследия) и башни Понагар в Нячанге.
[Cкрыть]
Историческая справка(взято с википедии)Нажмите здесь!
Линьи
Старейшие постройки Чампы — «Тямские башни» периода Линьи под Хюэ
Княжество Линьи было основано в 192 году н. э. в Хюэ китайцами, отколовшимися от Ханьской империи и сумело отстоять свою независимость от империи. В III—IV веках в результате притока переселенцев из Индии в Хюэ под влиянием индийской культуры на побережье зародилась новая культура — зародыш Чампы, что подтверждается многочисленными находками надписей на санскрите и появлением надписей на языке тям. Согласно этим надписям, первый индуистский князь на территории Хюэ, Бхадраварман, правил в 349—361 гг.; под именем бога Бхадресвара он почитался и в средневековой Чампе.
Жители Линьи, по утверждению китайского хрониста, были «одновременно воинственными и музыкальными, с глубоко сидящими глазами, прямыми носами и курчавыми чёрными волосами». Во второй четверти VI века князь Линьи Сабхуварман предпринял неудачный поход на территорию северного Вьетнама; в 605 Линь-И было разгромлено войсками династии Суй, которые вырезали войско Линьи и захватили его столицу. В 620, послы того, что оставалось от Линь-И, признали подданство перед Китаем династии Тан. Последний князь Линьи погиб в 756 году, а название «Чампа» впервые появилось в китайских источниках 877 года.
Расцвет VII—X веков
Статуя из Индрапуры
Расцвет тямов VII—X веков был обусловлен их контролем за морской торговлей между Халифатом, Китаем, Индией и индонезийскими островами. Тямы и сами промышляли торговлей, и не брезговали пиратством; соседние народы — кхмеры и северные вьетнамцы — в это время ещё не представляли опасности. По тямским легендам, правители княжеств принадлежали к двум кланам: горному, «мужскому», и прибрежному, «женскому». Это деление можно наблюдать и сегодня: из двух храмовых комплексов двух династий один (Мишон) стоит в горном ущелье, другой (По Нагар) — у моря.
Первые храмы в Мишоне, который считается центром раннего тямского государства, были выстроены в VII веке; в это время господствовал индуистский культ Шивы. Эту культуру также называют «Мишон Е1», по имени особо характерной постройки — основания лингама. В VIII веке политический центр Чампы переместился из Мишона на юг, в Пандурангу и Каутару; в это время возник храмовый город По Нагар в честь богини земли. В 774 По Нагар был впервые разгромлен индонезийскими пиратами и вскоре восстановлен тямским царём Сатьварманом; в 787 последовал второй набег, на храмы Пандуранги.
В 875 году князь Индраварман II, возводивший свой род к герою Махабхараты Бхригу, объединил под своей властью Чампу и кхмеров и основал в Индрапуре новую («северную») династию. Он стал первым тямским князем, принявшим буддизм и развернувшим строительство буддистских храмов. В последующие полвека расцвела особая культура буддистской скульптуры, однако, начиная с 925 года, исторические индуистские культы взяли вверх, пути тямов и кхмеров вновь разошлись; в старом Мишоне возобновилась постройка новых храмов (культура «Мишон А1»).
Усобицы с кхмерами X—XII веков
Поход кхмеров на Чампу. Рельеф из Ангкор-Вата
История Чампы X—XV веков во многом параллельна истории государства кхмеров: они достигли расцвета при династиях, основанных в 875 и 877 годах, и после серии войн (и с внешними захватчиками, и между собой) распались в течение XV века. Однако вначале две культуры столкнулись на поле брани в 944—945, когда кхмеры вторглись в княжество Каутара. В 960—965 правители Чампы и кхмеров сумели прийти к соглашению, и кхмеры вернули в Каутару похищенные святыни. Во второй половине X века князья Индрапуры воевали с Дайвьетом, который был объединён династией Динь лишь в 968 году. В 979 военный флот Чампы был уничтожен штормом, в 982 вьетнамский правитель Ле Хоан разграбил Индрапуру, которая навсегда пришла в упадок; центр культурной и политической жизни Чампы переместился на юг, в Виджайю.
После столкновений 1021 и 1026 годов, вьетнамцы сумели захватить и Виджайю; князья Чампы согласились платить дань Дайвьету. В 1065 князь Виджайи, Рудраварман, восстал и был разгромлен вьетнамцами, разорившими город. Князь попал в плен и заплатил выкуп собственными землями. За этим последовала пятнадцатилетняя смута в южных княжествах Чампы, вновь объединённых в 1074 при князе Харивармане IV. Этот правитель установил мир с Дайвьетом, но спровоцировал нападение кхмеров. Дважды, в 1080 и в 1140-х годах, вторжения кхмеров ставили Чампу на грань исчезновения; в 1177 воинственный князь Чампы Индраварман IV, договорившись о мире с вьетнамцами, построил на Меконге речной флот и разгромил столицу кхмеров. В 1181 кхмеры изгнали захватчиков, а в 1190 сами захватили Виджайю, а князь Индраварман оказался пленником в Ангкор-Вате. Кхмеры посадили править Чампой марионеточного князя, который сумел подавить гражданскую войну и в итоге объявил себя независимым правителем; он продержался до 1203 года, когда кхмеры, подавив сопротивление, присоединили Виджайю к своему государству.
Нашествия XIII—XV веков
В 1282—1283 годах Виджайю разгромили монголы Хубилая, правившего в Пекине; благодаря Дайвьету, преграждавшему монголам путь к Чампе и активно сопротивлявшемуся им, дело ограничилось всего одним морским набегом. Монголо-китайская армия Сагату переправилась в Чампу морем, в обход Дайвьета. После длительной осады Виджайя пала, но способные носить оружие тямы ушли в горы. Посланный против них отряд монголов был истреблён в засаде; в 1284 монгольский военачальник Хутухту был вынужден заключить с Индраварманом V почётный мир и покинуть страну.
Последним сильным царём Чампы был Че Банг Нга, правивший в 1360—1390 годах, «Красный царь» вьетнамских легенд. Объединив земли тямов, он совершил ряд успешных походов на Дайвьет, но в 1388 был разгромлен вьетнамцами под началом Хо Кюи Ли.
Юго-Восточная Азия в 1400 году
Темно-зелёный: Лансанг
Пурпурный: Ланна
Оранжевый: Сукхотаи
Фиолетовый: Аютия
Красный: Кхмерская империя
Жёлтый: Чампа
Голубой: Дай-Вьет
В 1446 вьетнамцы организовали очередное вторжение, вновь захватив Виджайю. Через год тямы выбили их из города, но в 1470—1471 гг. вьетнамцы, собрав мощную армию, подавили сопротивление тямов и уничтожили Виджайю. Результатом разгрома стала первая, массовая эмиграция тямов, бежавших на Филиппины, острова Индонезии и Хайнань.
Вассальные княжества
Вьетнам около 1650 г. Автономное княжество Пандуранга отмечено жёлтым цветом
К концу XV века от Чампы осталось только южное княжество, Пандуранга, — вассал Вьетнама. Династия князей Пандуранги пользовалась известной долей независимости как полезное для Вьетнама буферное образование. В 1594 отряды Пандуранги участвовали в нападении Джохорского султана на Малакку. В 1692 князь Пандуранги откололся от Вьетнама; после неудачного начала, в 1695 южане одолели вьетнамцев и пришли к мировому соглашению, закрепившему автономию Пандуранги под властью Дайвьета, которое было подтверждено договором 1712 года, формально действовавшим до 1832.
В 1786 в результате гражданской войны во Вьетнаме правитель Пандуранги, поддержавший проигравшую сторону, был вынужден бежать в Камбоджу. Вьетнамцы установили контроль над княжеством, понизив князей до ранга наместников провинции. В 1832 вьетнамский император окончательно ликвидировал остатки независимости Пандуранги, присоединив её к собственно Вьетнаму.
[Cкрыть]
Задачи и цели,
Основные:
1. Покороить полуостров Индокитай.
2. Стать торговой республикой.
3. Поддерживать дружескии отношения с Китаем.
4. Продвигать идеи Индуизма.
Вторичные:
1. Покорение Малайского архипелага и остатков Юго-Восточной Азии.
2. Создание Малайской нации.
3. Создать достойный военный флот и хорошую регулярную армию.
4. Возможно вестернизация
5. Захват Японских островов, острова Сахалин, Цейлона, Мадагаскара, части островов Северной Америки и становление крупноостровной колониальной державой.
ИгровыенастройкиНажмите здесь!
<noindex>Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.</noindex>
[Cкрыть]
ПоложениевИндокитаеНажмите здесь!
[Cкрыть]
ПоложениевАзииНажмите здесь!
[Cкрыть]
ПоложениевмиреНажмите здесь!
[Cкрыть]
p.s. Пишу первый раз ААР, удачи мне.
Опубликовано
t1aro,
Закреплено
Strаtegium
Присоединиться к обсуждению
Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже!
Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.
Рекомендованные сообщения
Маленький Чампа с большими амбициями.
ААР по моду MEIOU 5.2, на Europa Universalis 3: Divine Wind версии 5.1 от 22 июля.
Линьи
Старейшие постройки Чампы — «Тямские башни» периода Линьи под Хюэ
Княжество Линьи было основано в 192 году н. э. в Хюэ китайцами, отколовшимися от Ханьской империи и сумело отстоять свою независимость от империи. В III—IV веках в результате притока переселенцев из Индии в Хюэ под влиянием индийской культуры на побережье зародилась новая культура — зародыш Чампы, что подтверждается многочисленными находками надписей на санскрите и появлением надписей на языке тям. Согласно этим надписям, первый индуистский князь на территории Хюэ, Бхадраварман, правил в 349—361 гг.; под именем бога Бхадресвара он почитался и в средневековой Чампе.
Жители Линьи, по утверждению китайского хрониста, были «одновременно воинственными и музыкальными, с глубоко сидящими глазами, прямыми носами и курчавыми чёрными волосами». Во второй четверти VI века князь Линьи Сабхуварман предпринял неудачный поход на территорию северного Вьетнама; в 605 Линь-И было разгромлено войсками династии Суй, которые вырезали войско Линьи и захватили его столицу. В 620, послы того, что оставалось от Линь-И, признали подданство перед Китаем династии Тан. Последний князь Линьи погиб в 756 году, а название «Чампа» впервые появилось в китайских источниках 877 года.
Расцвет VII—X веков
Статуя из Индрапуры
Расцвет тямов VII—X веков был обусловлен их контролем за морской торговлей между Халифатом, Китаем, Индией и индонезийскими островами. Тямы и сами промышляли торговлей, и не брезговали пиратством; соседние народы — кхмеры и северные вьетнамцы — в это время ещё не представляли опасности. По тямским легендам, правители княжеств принадлежали к двум кланам: горному, «мужскому», и прибрежному, «женскому». Это деление можно наблюдать и сегодня: из двух храмовых комплексов двух династий один (Мишон) стоит в горном ущелье, другой (По Нагар) — у моря.
Первые храмы в Мишоне, который считается центром раннего тямского государства, были выстроены в VII веке; в это время господствовал индуистский культ Шивы. Эту культуру также называют «Мишон Е1», по имени особо характерной постройки — основания лингама. В VIII веке политический центр Чампы переместился из Мишона на юг, в Пандурангу и Каутару; в это время возник храмовый город По Нагар в честь богини земли. В 774 По Нагар был впервые разгромлен индонезийскими пиратами и вскоре восстановлен тямским царём Сатьварманом; в 787 последовал второй набег, на храмы Пандуранги.
В 875 году князь Индраварман II, возводивший свой род к герою Махабхараты Бхригу, объединил под своей властью Чампу и кхмеров и основал в Индрапуре новую («северную») династию. Он стал первым тямским князем, принявшим буддизм и развернувшим строительство буддистских храмов. В последующие полвека расцвела особая культура буддистской скульптуры, однако, начиная с 925 года, исторические индуистские культы взяли вверх, пути тямов и кхмеров вновь разошлись; в старом Мишоне возобновилась постройка новых храмов (культура «Мишон А1»).
Усобицы с кхмерами X—XII веков
Поход кхмеров на Чампу. Рельеф из Ангкор-Вата
История Чампы X—XV веков во многом параллельна истории государства кхмеров: они достигли расцвета при династиях, основанных в 875 и 877 годах, и после серии войн (и с внешними захватчиками, и между собой) распались в течение XV века. Однако вначале две культуры столкнулись на поле брани в 944—945, когда кхмеры вторглись в княжество Каутара. В 960—965 правители Чампы и кхмеров сумели прийти к соглашению, и кхмеры вернули в Каутару похищенные святыни. Во второй половине X века князья Индрапуры воевали с Дайвьетом, который был объединён династией Динь лишь в 968 году. В 979 военный флот Чампы был уничтожен штормом, в 982 вьетнамский правитель Ле Хоан разграбил Индрапуру, которая навсегда пришла в упадок; центр культурной и политической жизни Чампы переместился на юг, в Виджайю.
После столкновений 1021 и 1026 годов, вьетнамцы сумели захватить и Виджайю; князья Чампы согласились платить дань Дайвьету. В 1065 князь Виджайи, Рудраварман, восстал и был разгромлен вьетнамцами, разорившими город. Князь попал в плен и заплатил выкуп собственными землями. За этим последовала пятнадцатилетняя смута в южных княжествах Чампы, вновь объединённых в 1074 при князе Харивармане IV. Этот правитель установил мир с Дайвьетом, но спровоцировал нападение кхмеров. Дважды, в 1080 и в 1140-х годах, вторжения кхмеров ставили Чампу на грань исчезновения; в 1177 воинственный князь Чампы Индраварман IV, договорившись о мире с вьетнамцами, построил на Меконге речной флот и разгромил столицу кхмеров. В 1181 кхмеры изгнали захватчиков, а в 1190 сами захватили Виджайю, а князь Индраварман оказался пленником в Ангкор-Вате. Кхмеры посадили править Чампой марионеточного князя, который сумел подавить гражданскую войну и в итоге объявил себя независимым правителем; он продержался до 1203 года, когда кхмеры, подавив сопротивление, присоединили Виджайю к своему государству.
Нашествия XIII—XV веков
В 1282—1283 годах Виджайю разгромили монголы Хубилая, правившего в Пекине; благодаря Дайвьету, преграждавшему монголам путь к Чампе и активно сопротивлявшемуся им, дело ограничилось всего одним морским набегом. Монголо-китайская армия Сагату переправилась в Чампу морем, в обход Дайвьета. После длительной осады Виджайя пала, но способные носить оружие тямы ушли в горы. Посланный против них отряд монголов был истреблён в засаде; в 1284 монгольский военачальник Хутухту был вынужден заключить с Индраварманом V почётный мир и покинуть страну.
Последним сильным царём Чампы был Че Банг Нга, правивший в 1360—1390 годах, «Красный царь» вьетнамских легенд. Объединив земли тямов, он совершил ряд успешных походов на Дайвьет, но в 1388 был разгромлен вьетнамцами под началом Хо Кюи Ли.
Юго-Восточная Азия в 1400 году
Темно-зелёный: Лансанг
Пурпурный: Ланна
Оранжевый: Сукхотаи
Фиолетовый: Аютия
Красный: Кхмерская империя
Жёлтый: Чампа
Голубой: Дай-Вьет
В 1446 вьетнамцы организовали очередное вторжение, вновь захватив Виджайю. Через год тямы выбили их из города, но в 1470—1471 гг. вьетнамцы, собрав мощную армию, подавили сопротивление тямов и уничтожили Виджайю. Результатом разгрома стала первая, массовая эмиграция тямов, бежавших на Филиппины, острова Индонезии и Хайнань.
Вассальные княжества
Вьетнам около 1650 г. Автономное княжество Пандуранга отмечено жёлтым цветом
К концу XV века от Чампы осталось только южное княжество, Пандуранга, — вассал Вьетнама. Династия князей Пандуранги пользовалась известной долей независимости как полезное для Вьетнама буферное образование. В 1594 отряды Пандуранги участвовали в нападении Джохорского султана на Малакку. В 1692 князь Пандуранги откололся от Вьетнама; после неудачного начала, в 1695 южане одолели вьетнамцев и пришли к мировому соглашению, закрепившему автономию Пандуранги под властью Дайвьета, которое было подтверждено договором 1712 года, формально действовавшим до 1832.
В 1786 в результате гражданской войны во Вьетнаме правитель Пандуранги, поддержавший проигравшую сторону, был вынужден бежать в Камбоджу. Вьетнамцы установили контроль над княжеством, понизив князей до ранга наместников провинции. В 1832 вьетнамский император окончательно ликвидировал остатки независимости Пандуранги, присоединив её к собственно Вьетнаму.
[Cкрыть]Задачи и цели,
Основные:
1. Покороить полуостров Индокитай.
2. Стать торговой республикой.
3. Поддерживать дружескии отношения с Китаем.
4. Продвигать идеи Индуизма.
Вторичные:
1. Покорение Малайского архипелага и остатков Юго-Восточной Азии.
2. Создание Малайской нации.
3. Создать достойный военный флот и хорошую регулярную армию.
4. Возможно вестернизация
5. Захват Японских островов, острова Сахалин, Цейлона, Мадагаскара, части островов Северной Америки и становление крупноостровной колониальной державой.
[Cкрыть]
[Cкрыть]
p.s. Пишу первый раз ААР, удачи мне.
Опубликовано t1aro,
Закреплено StrаtegiumПрисоединиться к обсуждению
Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.