Геноцид индейцев - История Нового времени - Strategium.ru Перейти к содержимому

Геноцид индейцев

Рекомендованные сообщения

Jean-Paul Marat

Перевод статьи профессора университета Массачусется Гюнтера Леви.

Статья:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

ЖЖ персоны, которая перевела статью:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Был ли в Америке геноцид индейцев?

I

21 сентября, Национальный музей американских индейцев откроет свои двери. В одном из интервью в начале этого года, основатель и директор музея В. Ричард Уэст заявил, что новая организация не будет уклоняться от такой сложной темы, как усилия по искоренению индейской культуры в 19 и 20 веках. С уверенностью можно сказать, что кто-нибудь неизбежно поднимет вопрос о геноциде.

Рассказ о встрече между европейскими поселенцами и коренным населением Америки не для приятного чтения. Среди ранних публикаций пожалуй самым известным является "Век бесчестия" Хелена Ханта Джексона (1888), печальное изложение насильственного переселения, убийств, и полного пренебрежения. Книга Джексона, в которой четко схвачены некоторые важные элементы того что произошло, также установила шаблон преувеличения и одностороннего обвинения, которое сохраняется по сей день.

Так, по данным Уорда Черчилля, профессора этнических исследований Университета Колорадо, сокращение североамериканского индейского населения с 12 миллионов в 1500 до почти 237 000 в 1900 году, представляет собой "огромный геноцид ..., наиболее непрерывный из зарегистрированных". К концу 19-го века, пишет Дэвид Э. Стэннард, историк из Университета Гавайев, коренные американцы подверглись "худшему человеческому Холокосту, который мир никогда не видел". По мнению А. Ленора Стифарма и Фила Лэйна-младшего, "не может быть более монументального примера устойчивого геноцида, в любом месте летописи человеческой истории".

Огульные обвинения в геноциде индейцев стали особенно популярными во время вьетнамской войны, когда историки выступающие против нее начали проводить параллели между нашими действиями в Юго-Восточной Азии и более ранними примерами якобы укоренившейся у американцев злобе по отношению к не-белым народам. Историк Ричард Дриннон, описывая действия войск под командованием Кита Карсона, назвал их "предшественником Пылающей Пятой морской пехоты", которые подожгли вьетнамские деревни, в то время как в книге "Американские индейцы: Первая жертва" (1972)", Джей Дэвид призвал современных читателей вспомнить, как цивилизация Америки инициировала "воровство и убийства" и "усилия, направленные на ... геноцид".

Дальнейшие обвинения в геноциде были отмечены в преддверии пятисотлетия высадки Колумба в 1992 году. Национальный совет церквей принял резолюцию, назвав это событие "вторжение", которое привело к "рабству и геноциду коренного народа". В книге "Завоевание рая" (1990), Киркпатрик Сейл обвиняет английских и их американских преемников в том что они проводили политику истребления, которая не ослабевала на протяжении четырех столетий. Более поздние работы последовали этому примеру. В 1999 году энциклопедия геноцида, под редакцией ученого Израиля Чарни, статьи Уорда Черчиля утверждают что уничтожение было "явная цель" правительства США. Эксперт по Камбодже Бен Кейерман, так же утверждал что геноцид является "единственный соответствующий способ", чтобы описать как белые поселенцы относились к индейцам. И так далее.

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Jean-Paul Marat

II

Есть твердо установленный факт, что 250000 коренных американцев были еще живы на территории США в конце 19 века. Тем не менее о количестве индейцев, живших в момент первого контакта с европейцами, до сих пор ведутся научные споры. Некоторые изучающие предмет, говорят о завышении с помощью "игры цифр", другие обвиняют, что размер коренного населения был намеренно сведен к минимуму для того, чтобы падение казалось менее серьезным, чем это было.

Разница в оценках огромна. В 1928 году этнограф Джеймс Муни предложил общее количество 1152950 индейцев во всех племенах в районе к северу от Мехико во время прибытия европейцев. К 1987 году в книге "Американские индейцы. Холокост и выживание" Рассел Торнтон привел цифру более чем 5 млн. человек, почти в пять раз выше чем Муни, а Ленор Стифарм и Фил Лэйн-младший предложил в общей сложности 12 миллионов. Эта цифра в свою очередь осталась в работе антрополога Генри Добинса, который в 1983 г. оценивал коренное население всей Северной Америки в целом в 18 млн. , а на территории Соединенных Штатов около 10 миллионов.

Несмотря на поразительные различия в цифрах, ясно одно: есть достаточно доказательств, того что приход белого человека вызвало резкое сокращение числа коренных американцев. Тем не менее, даже если брать самые высокие цифры, они сами по себе не доказывают того что происходил геноцид.

Чтобы решить эту проблему должным образом, мы должны начать с наиболее важной причины катастрофического падения количества индейцев, а именно - распространение инфекционных заболеваний к которым они не имели иммунитета. Это явление, известное ученым как "virgin-soil epidemic", в Северной Америке было нормой.

Самым смертоносным возбудителем привезенным европейцами была оспа, которая иногда делала недееспособным так много взрослых сразу, что смерть от голода и недоедания встречалась так часто, как смерть от болезни, а в некоторых случаях вымирали целые племена. Другие убийцы это корь, грипп, коклюш, дифтерия, тиф, бубонная чума, холера и скарлатина. Несмотря на то что сифилис был явно родом из частей Западного полушария, он тоже вероятно был завезен в Северную Америку европейцами.

Обо всем этом нет существенных разногласий. Самый отвратительный враг коренных американцев это не белый человек и его оружие, заключает Альфред Кросби, а "невидимые убийцы которых эти люди принесли в крови и дыхании". Считается, что от 75 до 90 процентов всех смертей индийцев от этих убийц.

Для некоторых, однако, это само по себе служит основанием для применения термина "геноцид". Дэвид Стэннард, например, утверждает, что так же как евреев, которые умерли от голода и болезней в гетто причисляют к жертвам Холокоста, среди индейцев, которые умерли от привезенных заболеваний, "было столько жертв евро-американского геноцида сколько тех, которые были сожжены, зарезаны, расстреляны или отданы на съедение голодным собакам". В качестве примера фактического геноцида Стэннард указывает на францисканские миссии в Калифорнии как на "печь смерти".

Но тут мы находимся на весьма спорной территории. Это правда, что в тесноте, с плохой вентиляцией и с плохой санитарией, миссии поощряли распространение болезней. Но это явно неверно, что как и нацисты, миссионеры были равнодушны к благополучию новообращенных. Независимо от того, насколько в трудных условиях, в которых трудились индейцы на обязательных работах, часто при неадекватном питании и медицинском обслуживании, телесных наказаниях, их опыт не шел ни в какое сравнение с судьбой евреев в гетто. Миссионеры плохо понимали причины болезней, и медицински они мало что могли сделать для них. В отличие от этого нацисты точно знали что происходит в гетто и совершенно сознательно лишали заключенных продовольствия и медикаментов, в отличие от "печей смерти" Стэннарда.

Большая картина также не соответствует идее Стэннард о болезни, как "войны геноцида". Правда, принудительное переселение индейских племен часто сопровождалось большими трудностями и жестоким обращением; переселение племени Чероки со своей родины на территорию к западу от Миссисипи в 1838 году унесла жизни тысяч людей и вошло в историю как "Тропа слез". Но самая большая потеря жизней произошла задолго до этого времени, а иногда только после минимального контакта с европейскими торговцами. Правда некоторые колонисты позже приветствовали высокую смертность среди индейцев, рассматривая его как знак божественного провидения, что впрочем не меняет основного факта, что европейцы вступили в новый мир не для того, чтобы заразить местных жителей смертельными болезнями.

Уорд Черчилль пошел дальше Стэннарда, утверждая что ничего не было невольным или непреднамеренным в том что основная масса коренного населения Северной Америки исчезла. "Именно злоба, а не природа сделала дело". Короче говоря, европейцы вели биологическую войну.

К сожалению, для этого тезиса мы не знаем ни одного примера такой войны, а документальные доказательства неубедительны. В 1763 году, особенно серьезное восстание грозило английскому гарнизону западнее гор Allegheny. Беспокоясь о своих ограниченных ресурсах, и питая отвращение к тому что он видел какими коварными и дикими методами индейцы ведут войны, сэр Джеффри Амхерст, командующий британскими войсками в Северной Америке, писал полковнику Генри Букету в Форт-Питт следующее : "Вы будете делать так, чтобы попытаться привить индейцам [оспу] с помощью одеял, а также попробовать любой другой метод, который может помочь искоренить эту отвратительную расу".

Букет четко одобрил предложение Амхерста, а вот выполнил ли он его, осталось неизвестным. Примерно 24 июня, два трейдера в Форт-Питт действительно давали одеяла и носовой платок из карантина больницы форта за два посещения индейцев в штате Делавэр, а один из трейдеров отметил в своем дневнике: "Я надеюсь, что это будет иметь желаемый эффект." Оспа уже присутствовала среди племен Огайо, и в какой-то момент после этого эпизода, была еще одна вспышка, в которых погибли сотни людей.

Второй, даже еще менее обоснованный пример предполагаемой биологической войны касается инцидента, который произошел 20 июня 1837 года. В тот день, пишет Черчилль, "армия США начали раздавать одеяла манданам и другим индейцам собравшимся в Форт-Кларк на реке Миссури в современной Северной Дакотте". Он продолжает: Далеко от торговли товарами, одеяла были взяты из карантина для оспы военного лазарета в Сент-Луисе, и привезены вверх по реке на борту парохода Святого Петра. Когда 14 июля первые индейцы показали симптомы болезни, хирург посоветовал им разбили лагерь рядом с почтой, чтобы рассеяться и искать "убежище" в селах здоровых родственников.

В результате болезнь была распространена и манданы были "практически уничтожены", другие племена тоже понесли большие потери. Ссылаясь на цифру "100.000 или более человек", погибших от вызванной армией США пандемии оспы в 1836-40 (в другом месте он говорит о то что жертв было в "несколько раз больше"), Черчилль отсылает читателя к книге Торнтона "Индейский Холокост и выживание".

Поддержали Черчилля также Stiffarm и Lane, которые пишут, что "распространение инфицированных оспой одеял армией США среди манданов в Форт-Кларк ... была причинным фактором в пандемии 1836-40". В доказательство они приводят современный журнал в Форт-Clark, Фрэнсис А. Chardon.

Но журнал Chardon явно не предполагает что армия США распределяла инфицированные одеяла, а обвиняет в случайном распространении эпидемии болезней пассажиров пассажирского судна. Что касается "100000 погибших", Торнтон не только не подтверждает такие очевидно абсурдные цифры, но он также указывает на зараженных пассажиров на пароходе Святого Петра в качестве причины. Другой ученый, опираясь на недавно обнаруженные исходные материалы, также опроверг идею заговора с целью навредить индейцам.

Аналогичным образом любой такой идее противоречит стремление правительства Соединенных Штатов в то время провести вакцинации индейцев. Вакцинацию против оспы, процедуру, разработанную английским сельским врачом Эдвардом Дженнером в 1796 году, впервые приказал провести президент Джефферсон в 1801 году. Программа продолжала действовать в течение трех десятилетий, хотя ее осуществление было замедлено как сопротивлением индейцев, которые подозревали что это трюк, так и отсутствием интереса со стороны некоторых должностных лиц. Тем не менее, как пишет Торнтон: "Вакцинация американских индейцев в конечном счете, существенно снизила смертность от оспы".

Таким образом, европейские поселенцы прибыли в Новый Свет по разным причинам, но никто из них не собирался заражать индейцев с смертоносными патогенами. Что касается обвинений правительства США в том что оно ответственно за демографическую катастрофу, постигшую американо-индейское население, они не подтверждаются никакими доказательствами или законными аргументами. Соединенные Штаты не вели биологическую войну против индейцев, а большое количество смертей в результате заболеваний не может считаться результатом спланированного геноцида.

Ссылка на комментарий

Кусяша
Был ли в Америке геноцид индейцев?

Зачем глупые вопросы?

Ссылка на комментарий

Jean-Paul Marat

III

Тем не менее, даже если до 90 процентов снижения индейского населения было результатом болезней, значительная смертность была вызвана жестоким обращением и насилием. Но можно ли все или хотя бы некоторые из этих смертей считать геноцидом?

Мы можем изучить характерные инциденты, следуя географическим маршрутом европейских поселенцев начиная с колоний Новой Англии. Там, во-первых, пуритане не считали индейцев, с которыми они столкнулись, естественными врагами, а наоборот, друзьями и потенциальными новообращенными. Но их усилия по христианизации не имели успеха, а их отношения с туземцами постепенно становились все более враждебными. В частности племя Pequot, с их репутацией жестокости и беспощадности, боялись не столько колонистов, сколько других индейцев в Новой Англии. В войне вызванный отчасти межплеменной конкуренцией, которая в конечном итоге последовала, индейцы Narragansett активно участвовали на стороне пуританин.

Военные действия начались в конце 1636 года после убийства нескольких колонистов. Когда Pequots отказались выполнить требования колонии Массачусетс Бэй о передаче виновных и других форм компенсации, первый губернатор колонии Джон Эндекот приказал начать карательную операцию против них. Эта операция закончилась безрезультатно. Pequots приняли ответные меры, нападая на любого поселенца, которого они могли найти. Форт Saybrook на реке Коннектикут был осажден, и члены гарнизона, которые рискнули выйти за его пределы, попали в засаду и были убиты. Одного захваченного трейдера привязали к столбу на виду у форта и пытали в течение трех дней. Его похитители снимали с него кожу с помощью горячего дерева и отрезали ему пальцы рук и ног. Другого пленника зажарили живым.

Пытки заключенных были действительно обычной практикой для большинства индейских племен, и были глубоко укоренена в индийской культуре. Ценя храбрость прежде всего, индейцы мало сочувствовали тем кто сдались или попали в плен. Заключенных, которые не выдерживали трудностей путешествия по пустыни, как правило убивали на месте. Среди тех, индийцев или европейцев, которых брали обратно в деревню, некоторые из них могли быть приняты чтобы заменить убитых воинов, остальные подвергались ритуальным пыткам, чтобы унизить их и таким образом отомстить за потери в племени. После этого индейцы часто употребляли тела или его части в качестве церемониальной пищи и с гордостью демонстрировала скальпы и пальцы как трофеи победы.

Несмотря на то что колонисты сами прибегали к пыткам с целью получения признательных показаний, жестокость этих практик укрепило убеждение что местные жители были дикарями, которые не заслуживают никакой пощады. Это отвращение, по крайней мере частично объясняет жестокость битвы у Форта Mистик в мае 1637, когда отряд под командованием Джона Мейсона и милиционеры из Saybrook были удивлены тем что половина племени Pequot расположились лагерем рядом с Mystic River.

Колонисты намеревались убивать воинов "с помощью их же оружия", как говорил Мейсон, то есть грабить деревни и захватывать женщин и детей. Но этот план не сработал. Около 150 воинов Pequot прибыли в форт ночью, и когда начались внезапная атака, они вышли из палаток, чтобы драться. Опасаясь численного превосходства индейцев, английские нападавшие подожгли укрепленные деревни и отступили за частокол. Там они образовали круг и расстреливали всех, кто пытался убежать. Во втором кордоне, который образовали индейцы племени Narragansett, они резали тех немногих, кто сумел пройти через английскую линию. Когда бой закончился, Pequots потеряли несколько сотен человек, около 300 из них составляли женщины и дети. Двадцать воинов Narragansett тоже были убиты.

Некоторые историки обвиняют пуритан в геноциде, то есть осуществлении умышленного плана по уничтожению Pequots. Свидетельства опровергают это. В использовании огня в качестве средства ведения войны не было ничего необычного ни для европейцев ни для индейцев, и любое современное исследование подчеркивает, что сжигание крепости была актом самозащиты, а не частью заранее спланированной резни. Более того, на более поздних этапах войны с Pequot колонисты щадили женщин, детей и пожилых людей, что также противоречит идее намерений геноцида.

Второй известный пример колониального периода, это война короля Филиппа (1675-76). Этот конфликт, по стоимости пропорциональный самым дорогостоящим из всех американских войн, унес жизни каждого шестнадцатого мужчины призывного возраста в колониях; большое число женщин и детей, также попавших в плен. На пятьдесят два из 90 городов Новой Англии было совершено нападение, семнадцать были стерты с лица земли, а 25 были разграблены. Потери среди индейцев были еще выше, многие из тех, кто попал в плен были казнены или проданы в рабство за границу.

Война была беспощадной с обеих сторон. С самого начала колониальный совет в Бостоне заявил что "никто не будет убит или ранен, из тех которые готовы сдаться в плен". Но от этих правил вскоре отказались на том основании, что сами индейцы не придерживаются ни законов войны ни законов природы, скрываются за деревьями, камнями и кустами, а не вступают "цивилизованно" в открытый бой. Точно также причиной желания возмездия были жестокости совершаемые индейцами, когда они устраивали засады английским войскам или захватывали жилье с женщинами и детьми.

Вскоре, как колонисты так и индейцы стали расчленять трупы и выставлять части тела и головы на шестах. (Тем не менее индейцы не могли быть убиты безнаказанно. Летом 1676 года четверо мужчин были осуждены в Бостоне за зверское убийство трех индейских женщин и трех индийских детей. Все они были признаны виновными и два из них были казнены).

Ненависть зажженная войной короля Филиппа стала еще более выраженной в 1689 году, когда сильные индейские племена объединились с французами против англичан. В 1694 году Генеральный суд штата Массачусетс выделил всем дружественным индейцам небольшую территорию. За убийство или захват враждебных индейцев им тогда предложили щедрое вознаграждение, а скальпы принимались в качестве доказательства убийства. В 1704 году была внесена поправка в направлении "Христианской практики" с помощью шкалы наград, зависящих от возраста и пола. Награда была запрещена за детей в возрасте до десяти лет, впоследствии увеличена до двенадцати (шестнадцати, в Коннектикуте, пятнадцать в Нью-Джерси). Здесь также намерение геноцида было далеко не очевидно. Практики были оправданы на основании самосохранения и мести, и в отместку за распространенный "скальпинг" осуществляемый индейцами.

Часть IV и V можно найти здесь:

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Jean-Paul Marat
Ссылка на комментарий

Последний Консул

Геноцид индейцев? Да ладно?!

1324750958_6.jpg

Ссылка на комментарий

斯頓波

Меня очень сильно волнуют индейцы.

Ссылка на комментарий

Толстый

Про заражение индейцев оспой Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. . А за материал спасибо, засейвил :)

Ссылка на комментарий

Deceased WhiteBear
Был ли в Америке геноцид индейцев?

Был, есть и будет.

В чём смысл топика?

Ссылка на комментарий

Ленивый бабай

Я не читал, но отвечу сразу: геноцида не было, они просто подохли от болячек, спились, а те, кто пытался становиться поперек дороги колонистов были закономерно выпилены, но я не назову это геноцидом, скорее обычным делом, которое одобряю, ибо нефиг было.

Позже прочту ради общего развития.

Ссылка на комментарий

Panzership
Я не читал, но отвечу сразу: геноцида не было, они просто подохли от болячек, спились, а те, кто пытался становиться поперек дороги колонистов были закономерно выпилены, но я не назову это геноцидом, скорее обычным делом, которое одобряю, ибо нефиг было.

Позже прочту ради общего развития.

+1. Социал-дарвинизм.

Ссылка на комментарий

[light]

Надо всех социал-дарвинистов поместить в национал-социалистическое общество чужого государства и продавать подписку на спутниковую трансляцию. Сразу три полезных дела свершится.

Ссылка на комментарий

Panzership

Надо всех социал-дарвинистов поместить в национал-социалистическое общество чужого государства и продавать подписку на спутниковую трансляцию. Сразу три полезных дела свершится.

Каждое учение актуально в своё время. XIX век - социал-дарвинизм, XX век - социализм и Welfare state, XXI - фиг знает, наверно электронная демократия.

Ссылка на комментарий

Deceased WhiteBear
Я не читал, но отвечу сразу: геноцида не было, они просто подохли от болячек, спились, а те, кто пытался становиться поперек дороги колонистов были закономерно выпилены, но я не назову это геноцидом, скорее обычным делом, которое одобряю, ибо нефиг было.

То же самое можно сказать о Запорожской Сечи. Не один миллион "вставших поперек дороги" там выпилен.

А также "подох от болячек или спился". Святость татар и ляхов при этом - есс-но - "приводит в восторг и умиляет до слёз".

Предки в гробу не шевелятся, не?

Ссылка на комментарий

fursh

эволюция человека. европейцы то ведь не умирали так массово от местных болезней, значит имели более сильную иммунную систему или больше знаний помогавших бороться с болезнями.

в доказательство этого скажу что именно американские народы ввиду своего слабого иммунитета так пострадали от инфекций, хотя европейцы в то время путешествовали по всему миру.

Ссылка на комментарий

ibnXattab
эволюция человека. европейцы то ведь не умирали так массово от местных болезней, значит имели более сильную иммунную систему или больше знаний помогавших бороться с болезнями.

Нам оттуда сифилис передали, единственный подарок. Мы им больше, но это не от знаний, у нас все болячки от животных - грипп куриный, свинной, оспа от верблюдов передалась, делали сравнение генома, больше всего схожести с вербульдом. А индейцы со скотом не дружили и иммунитет у них просто не появился, а не то, что не был слабый.

Ссылка на комментарий

Дохтур
Нам оттуда сифилис передали, единственный подарок. Мы им больше, но это не от знаний, у нас все болячки от животных - грипп куриный, свинной, оспа от верблюдов передалась, делали сравнение генома, больше всего схожести с вербульдом. А индейцы со скотом не дружили и иммунитет у них просто не появился, а не то, что не был слабый.

Откуда? О_0 Сифилис же на русски как латинская болячка давно известен был.

Ссылка на комментарий

ibnXattab
Откуда? О_0 Сифилис же на русски как латинская болячка давно известен был.

Норот спорит о происхождении, но эпидемия массовая случилась в 1500 году, если бы он давно был известен, то гораздо раньше случилось сие, ибо с контрацепцией в раннее средневековье было никак. Есть вариант, что он раньше половым путем не передавался, а значит, современную форму завезли.

Ссылка на комментарий

Белый Волк
Нам оттуда сифилис передали, единственный подарок. Мы им больше, но это не от знаний, у нас все болячки от животных - грипп куриный, свинной, оспа от верблюдов передалась, делали сравнение генома, больше всего схожести с вербульдом. А индейцы со скотом не дружили и иммунитет у них просто не появился, а не то, что не был слабый.

Индейцам тоже никто не мешал хоть кого-нибудь одомашнить, а не просто тупо жрать всех вокруг. Те же лошади в Америке были, да сожрали до единой. Так что это, в конечном итоге, всё равно вопрос интеллекта) Европейский подход: хороший сегодня тур попался, а нельзя ли это дело поставить на постоянную основу? Индейский подход: перебьём всех бизонов, даже если съесть не сумеем, а если завтра (и никогда) больше не будет, то такова воля Маниту: мой дед охотился на бизонов, и дед его деда охотился на бизонов, какое тут одомашнивание.

Ссылка на комментарий

Dramon
Индейцам тоже никто не мешал хоть кого-нибудь одомашнить, а не просто тупо жрать всех вокруг. Те же лошади в Америке были, да сожрали до единой. Так что это, в конечном итоге, всё равно вопрос интеллекта) Европейский подход: хороший сегодня тур попался, а нельзя ли это дело поставить на постоянную основу? Индейский подход: перебьём всех бизонов, даже если съесть не сумеем, а если завтра (и никогда) больше не будет, то такова воля Маниту: мой дед охотился на бизонов, и дед его деда охотился на бизонов, какое тут одомашнивание.

Вот только проблема,не повезло индейцам оказаться в Евразии,в которой от одного края на другой знания переливались,но они оказались в изолированной и слабозаселенной местности,где до ближайших цивилизаций хрен доберешься...

Ссылка на комментарий

Ленивый бабай
То же самое можно сказать о Запорожской Сечи. Не один миллион "вставших поперек дороги" там выпилен.

А также "подох от болячек или спился". Святость татар и ляхов при этом - есс-но - "приводит в восторг и умиляет до слёз".

Предки в гробу не шевелятся, не?

Простите, что? Мы видим полудикую степь до начала казаческой эпохи, под её конец мы видим плотно населённый регион. Шляхта сама негласно поощряла отток людей на юг, в качестве буфера от татарчат, ка потом приходила и права качала. Какой геноцид, если наоборот шла колонизация полупустых земель? Конечно, многие погибло во времена всяких востаний, которых я помню не меньше девяти, по силе не уступающих всяким Стёпкам Разиним, я преувеличиваю в лучшей украинской традиции. Никаких многомиллионных выпилов украинцев поляками не было, татарчата же немало продали люду на рабовладельческих рынках, казаки их отучили быстро так делать, даже корешались одно время, гниды, продажными оказались. Хотя мне жалко многих достойных людей, которые погибли в борьбе со степью, но это как дикий запад, только без индейцев, вместо них всякие тюрки, которые намного зубастее краснокожих были.
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 79
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 18170

Лучшие авторы в этой теме

  • Jean-Paul Marat

    13

  • Ленивый бабай

    12

  • Deceased WhiteBear

    9

  • pop890

    7

  • Julien

    6

  • ibnXattab

    5

  • Panzership

    4

  • Белый Волк

    3

  • Gav Gav

    3

  • Olegard

    2

  • Последний Консул

    2

  • lavpaber

    2

  • Толстый

    1

  • 斯頓波

    1

  • [light]

    1

  • Dramon

    1

  • Дергус

    1

  • fursh

    1

  • йцукенгшщз

    1

  • Кусяша

    1

  • Дохтур

    1

  • nelsonV

    1

  • Roger Young

    1

  • kok8901

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...