Н.Макиавелли - Страница 2 - Исторические личности - Strategium.ru Перейти к содержимому

Н.Макиавелли

Кто же он?  

43 голоса

  1. 1. Мыслитель или псих?

    • Великий мыслитель- он ясно понял всю суть людей
      38
    • Псих- он намеренно "перегнул палку", чем заложил неправильно развитие политики
      4


Рекомендованные сообщения

Последний Консул

Никколо Макиавелли

d48f369139cc.jpg

В этот раздел я заглядываю прямо скажем не часто. Ибо, всегда старался держаться своей точки зрения, относительно истории, и перемалывать ей кости не видел смысла. Но вот один вопрос меня всегда интересовал, еще до университета я впервые прочитал Макиавелли, и он был единственным теоретиком, кто меня тогда зацепил. Четкие и понятные мысли, интересный взгляд на мир и людей, тогда( да и сейчас) совпавший с моим. Но я нередко стал встречать точку зрения, что мол, Макиавелли был циником, кругом ошибался, да и людей вообще не любил. Есть даже такой термин Макиавеллизм (Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. ).

Кто вообще не в теме, или подзабыл, кто это вообще такой- вот немного информации.

...Нажмите здесь!
 Никколо Макиавелли (1469-1527)- один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства. В своих произведениях "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" и "Государь" Макиавелли стремился обосновать новый подход к пониманию государства и государственной деятельности с позиций этической природы человека. Он занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство своих произведений написал после ареста в период высылки в свое поместье, когда свершилась реставрация Медичи в 1512 году, противником которых он был. Это был человек действия, говоривший: "Сначала жить, потом философствовать".

В своих произведениях Макиавелли представил развернутую концепцию человека. Прежде всего, он считал, что человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, в том числе и стремление сохранить свое имущество, собственность. Он писал в "Государе": "Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". Таким образом, он описал принципы, определяющие природу человека, сущность которой состоит в основном в эгоизме. Примеры для своей концепции брал из жизни окружавших его итальянских городов.

Исходя из этой этической доктрины Макиавелли строит свою концепцию государственной организации, которая, по его замыслу, должна противодействовать человеческому эгоизму, осуществляя государственное насилие. Макиавелли выступил активным противником той созерцательности, которая была характерна для Средневековья, и таким образом стал еще одним выразителем гуманистической активности Ренессанса. В теории государства у него не находилось места для церкви и религии. Хотя он и признавал необходимость религии для народных масс, но выступал против католической религии, которая, по его мнению, изжила себя.

Все эти положения нашли свое выражение в так называемой концепции фортуны, под которой он понимал объективную закономерность общественного развития.

Макиавелли вычленяет разные стороны этой проблемы и пытается провести определенное соотношение между необходимостью и свободной волей человека. Он пишет, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим" [Избр. соч. С. 111-112]. Поэтому говоря о фортуне, Макиавелли также подчеркивает необходимость активных действий человека: лучше быть смелым, чем осторожным, но при этом деятельность должна направляться трезвым умом и волей, стремящейся к определенной цели, естественно, высокой и благородной. Все это Макиавелли называет вирту - доблестью. Полная реализация вирту - дело почти неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же людей выбирают средние пути, которые часто губительны. Но при этом необходимо учитывать особенности времени, в котором живет личность, и если последняя считается с особенностями времени, то достигает многого. В понятии "вирту" отразились те моральные требования к поведению личности, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человек стал цениться очень высоко.

Создание произведения "Государь" связано с конкретной политической историей Флоренции и Италии, раздробленной и слабой по сравнению с окружающими ее соседями. Поэтому Макиавелли считал, что требуется государь, способный объединить Италию и создать республику. Образцом такого государственного деятеля Микиавелли взял Чезаре Борджиа, известного своим аморализмом и предательством. В "Государе" Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости и не чураться зла.

Такой образ действий со времен Макиавелли стал называться макиавеллизмом. Согласно Макиавелли любое насилие можно оправдать во имя государственного блага.

Однако было бы неправильно представлять Макиавелли проповедником вероломства и насилия. Он был прежде всего сыном своего времени, гуманистом. Его теория, концепция, взгляды - это отражение политической ситуации той эпохи. Сам Макиавелли ни в коей мере не оправдывал ни насилие, ни аморализм в политике. Наоборот, он считал, что государь, политик должен считаться с мнением народа, что глас народа - глас Божий, что государь должен быть гибким.

Если правитель прибегает к насилию, то это не должно быть самоцелью. Он подчеркивал, что насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика, хотя республиканская форма правления не всегда возможна, если в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения высших целей, по мнению Макиавелли, и возможны ситуации, когда все средства хороши для достижения политических целей. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали, но если государственные интересы требуют действий, которые пренебрегают требованиями нравственности, то можно пойти на это.

Л. В. Блинников "Великие философы". Словарь-справочник, 2000.

* * * * * * * * * *

Никколо Макиавелли (Machiavelli) (3 мая 1469, Флоренция - 22 июня 1527, там же), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Данте, Петрарку и Боккаччо - ему был чужд педантизм гуманистов, их преклонение перед античностью.

Политическая карьера.

Независимый в своих гражданских симпатиях и политических взглядах, Макиавелли не был сторонником Медичи, изгнанных из Флоренции в 1494 году, не стал он и приверженцем Савонаролы. Лишь после его падения в 1498 году Макиавелли начал активную политическую деятельность: был избран секретарем Второй канцелярии, а позже - Совета Десяти, ведавшего дипломатией и военными делами. В течение 14 лет он выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций. В 1512 году Медичи вернулись к власти во Флоренции. Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел и приговорен к годичной высылке из города. В начале 1513 года он по подозрению в заговоре был арестован и подвергнут пытке. Однако вскоре, в связи со вступлением Джованни Медичи на папский престол под именем Льва X, Макиавелли был помилован и отправлен в свое маленькое имение в Сант Андреа.

Литературное творчество.

В деревне Макиавелли много и напряженно трудился. В 1513 году он начал работу над "Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия" (1531), в конце того же года был создан трактат "Государь" (1532), обессмертивший имя писателя. В нем провозглашалось в качестве нормы политического действия положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения; однако подлинной целью "нового государя" должен стать, по Макиавелли, не частный, сугубо личный интерес, но "общее благо", подразумевающее объединение Италии в сильное национальное государство. В "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия", завершенных, по-видимому, в 1516 году, Макиавелли доказывал преимущества республиканского образа правления. В последующие несколько лет он написал поэму "Золотой осел" (1549), "Сказку об архидьяволе Бельфагоре" (1549), комедию "Мандрагора" (третье ее издание появилось в 1524 году), трактат "О военном искусстве" (1521), "Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки" (1532). В 1520 году Макиавелли начал писать "Историю Флоренции" (1532), в 1525 году первые восемь книг этого произведения были преподнесены его заказчику, папе Клименту VII.

Последние годы.

Долгое время попытки Макиавелли вернуться к активной политической деятельности оставались безрезультатными. Только в 1526 году он был привлечен к организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. Однако вновь получить пост канцлера в восстановленной после изгнания Медичи Флорентийской республике Макиавелли не удалось: весной 1527 года Большой Совет отклонил его кандидатуру.

[Cкрыть]

Так вот, кто же он? Великий мыслитель, выделивший политику, как направление деятельности, и гос-во, как определение устройства? Или же просто далеко не лучший представитель своей эпохи, лишь случайно прославивший себя?

Я лично, всегда считал его одним из первых настоящих политиков, в современном понимании, но может быть, я ошибаюсь?

Любимые цитатыНажмите здесь!
 "О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману,

что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернуться."

Н.Макиавелли

"Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами."

Н.Макиавелли

"Цель оправдывает средства"

Н.Макиавелли

[Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Лоялист

Безусловно, Макиавелли - великий философ и писатель. Согласен с многими его взглядами. Особенно нравится его цитата:

"О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману,

что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернуться."

Истинно раскрывает суть человека.

Ссылка на комментарий

Безусловно великий мыслитель.

В целом я бы не стал называть маккеавелизм - идеологией. Макиавели - антрополог изучающий природу людей. Фрейдизм в таком случае то-же идеология, но ведь нет же :)

Ссылка на комментарий

Roger Young

Второй вариант вообще не рассматривал. Перегибали палку еще тогда, когда Макиавелли и проекте не было. Вспомните интриги времен Цезаря. Так что не от него пошли грязные делишки в устройстве государства.

Ссылка на комментарий

Falconette

Слишком полярные варианты ответа. Не готов сделать такой чёрно-белый выбор, так как у Никколо Макиавелли было много странностей и талантов, не позволяющих занести его ни в одну из этих "категорий".

Ссылка на комментарий

М. был отличным теоретиком.

Я вообще о нём знаю только,как о создателе труда,которым пользовались многие полководцы и правители.

Изменено пользователем pop890
Ссылка на комментарий

Я вообще о нём знаю только,как о создателе труда,которым пользовались многие полководцы и правители.

«Государь». Одновременно подарок Лоренцо Медичи :lol:

Пара любимых цитат, чтобы примерно понять суть:

Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
Ссылка на комментарий

«Государь». Одновременно подарок Лоренцо Медичи :lol:

Пара любимых цитат, чтобы примерно понять суть:

Эта суть и сейчас действует.Интересно Гитлер со Сталиным читали его труды?
Ссылка на комментарий

Эта суть и сейчас действует.Интересно Гитлер со Сталиным читали его труды?

Сомневаюсь что Сталин вообще много читал.

Ссылка на комментарий

Сомневаюсь что Сталин вообще много читал.

Только труды Ленина.А так,конечно,читал,всё таки в семинарии духовной учился,стихи писал.

Ссылка на комментарий

Freezze

Совсем недавно прочитал "Государь" его пера. Великолепное произведение той эпохи исключающее ореол благородства. Большая часть его выводов используется, и довольно успешно, до сих пор.

Ссылка на комментарий

Saphels

Макиавелли ничего нового не придумал. Он просто изложил в книжке все то, что и так знали политики. Простого человека могла схватить печалька за отцов нации, если он её читал.

Ссылка на комментарий

Последний Консул
«Государь». Одновременно подарок Лоренцо Медичи :lol:

Пара любимых цитат, чтобы примерно понять суть:

"Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами."

Мне больше эта нравиться :)

Макиавелли ничего нового не придумал. Он просто изложил в книжке все то, что и так знали политики. Простого человека могла схватить печалька за отцов нации, если он её читал.

Ну это как посмотреть. До Аристотеля земля тоже была круглой, вот только об этом никто не знал :023:

Изменено пользователем Последний Консул
Ссылка на комментарий

Freezze
Ну это как посмотреть. До Аристотеля земля тоже была круглой, вот только об этом никто не знал :023:

Земля круглая??? :blink: А куда же киты с черепахами делись? На суп пошли?

Ссылка на комментарий

Совсем недавно прочитал "Государь" его пера. Великолепное произведение той эпохи исключающее ореол благородства. Большая часть его выводов используется, и довольно успешно, до сих пор.

Для диктаторов?

Ссылка на комментарий

Последний Консул
Для диктаторов?

Милейший, а вы партией не ошиблись случайно? :D

Изменено пользователем Последний Консул
Ссылка на комментарий

Милейший, а вы партией не ошиблись случайно? :D
Так я же о книге.Причём тут партия?
Ссылка на комментарий

Последний Консул
Так я же о книге.Причём тут партия?

Просто весьма забавно слышать такие мысли из уст члена БД

Ссылка на комментарий

йцукенгшщз
Сомневаюсь что Сталин вообще много читал.

вообще то читал...

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 55
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 16125

Лучшие авторы в этой теме

  • pop890

    10

  • Последний Консул

    10

  • Empy

    3

  • UBooT

    2

  • Andreo

    2

  • Dramon

    2

  • лекс

    2

  • Ouwen

    2

  • Дохтур

    2

  • Freezze

    2

  • МИК

    2

  • Roger Young

    2

  • Captain Willard

    1

  • Толстый

    1

  • Мэйдзи

    1

  • Аркесс

    1

  • Saphels

    1

  • Ouan

    1

  • dlc

    1

  • fursh

    1

  • йцукенгшщз

    1

  • Falconette

    1

  • Ленивый бабай

    1

  • Капитул Генрих фон Охман

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...