Падение Римской Империи. - Страница 14 - Древний Рим - Strategium.ru Перейти к содержимому

Падение Римской Империи.

Рекомендованные сообщения

Дoбро

Из-за чего же пала Великая Римская Империя, которfz существовало более тысячи лет?

Нельзя сказать, что из-за варварских племен, т.к. римляне побеждали более сильных и могущественные своих противников.

Мне интересно ваше мнение...

Изменено пользователем Полиция
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Vicomte
Восточную РИ как бэ дожрали турки..
Она сама себя дожимала тысячу лет, а снаружи всегда кто-то давит. Изменено пользователем Vicomte
Ссылка на комментарий

Адмирал
Она сама себя дожимала тысячу лет, а снаружи всегда кто-то давит.

Так-то оно так, но разве без турок Византия бы пала?

Ссылка на комментарий

Vladimir DP

Конечно пала, если не турки, то кто-то другой.

Ссылка на комментарий

Адмирал
Конечно пала, если не турки, то кто-то другой.

И кто?Не уж то Россия?

Ссылка на комментарий

Greensleeve
Логика убийственная - разница в технологиях в тысячи лет приравнена к разнице в менее сотню лет.

Причем сотня лет во времена падения Западной РИ, когда технологии менялись до крайности медленно.

Без комментариев. Очевидно, что аргумент можно игнорировать.

Вы бы в собственные тезисы вчитались - они как раз на уровне приведенных мною сравнений. Впрочем, после утверждения об эффективности фем до 1453 диалог можно было бы сворачивать :wacko:

Честно, боритесь лучше с керванщиной, это хоть выглядит забавно.

Ссылка на комментарий

Адмирал
Честно, боритесь лучше с керванщиной, это хоть выглядит забавно.

Можно победить врага, и он это вытерпит.Но если ты унизишь врага, он это никогда не забудет (с) (Я любимый).

Ссылка на комментарий

Vladimir DP

Думаешь мало было желающих откусить? Византия после Юстиниана была как колосс на глиняных ногах. Смерть императора почти всегда сопровождалась попытками проходимцев занять трон вместо законного наследника. Арабы хоть и не добили Византию, сдувшись почти на финише, но ослабили они страну сильно и надолго. Но ещё больше Византию опустили братья-христиане, которые в 1204 положили конец империи, которая потом восстановилась, чтобы просрать ещё эпичнее. Эта страна была обречена с самого начала.

Ссылка на комментарий

Адмирал
Думаешь мало было желающих откусить? Византия после Юстиниана была как колосс на глиняных ногах. Смерть императора почти всегда сопровождалась попытками проходимцев занять трон вместо законного наследника. Арабы хоть и не добили Византию, сдувшись почти на финише, но ослабили они страну сильно и надолго. Но ещё больше Византию опустили братья-христиане, которые в 1204 положили конец империи, которая потом восстановилась, чтобы просрать ещё эпичнее. Эта страна была обречена с самого начала.

Если бы не 1204 год, а вернее если бы не раскол христианства, то Византия, скорее всего, была бы жива до сих пор, это мое ИМХО.

Ссылка на комментарий

Vladimir DP

А если бы Иисус не родился, то мы бы вообще Римскую империю в целости и сохранности видели?

Ссылка на комментарий

Адмирал
А если бы Иисус не родился, то мы бы вообще Римскую империю в целости и сохранности видели?

Религиозные верования редко меняли ход истории, за исключением ислама.

Ссылка на комментарий

Deceased WhiteBear
Религиозные верования редко меняли ход истории, за исключением ислама
Ислам - развитие христианства. Христианство мир изменило.

Христианство - развитие иудаизма. Иудаизм мир тоже изменил.

Про роль конфуцианства, равно как и синтоизма, тоже не мешало бы вспомнить.

Нет, правильно построенные религиозные системы мир меняют, к тому же в высшей степени живучи.

А будучи поставлены на службу государству, помогают создать и сохранять единство нации.

Можно победить врага, и он это вытерпит.Но если ты унизишь врага, он это никогда не забудет (с) (Я любимый).
Смело можно включать в любой цитатник. Мудрая мысль. Действительно мудрая. Изменено пользователем WhiteBear
Ссылка на комментарий

Адмирал
Нет, правильно построенные религиозные системы мир меняют, к тому же в высшей степени живучи.

С чем соглашусь, на примере..Ну допустим зороастризма:

ЗороастризмНажмите здесь!
 Зороастризм или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр). Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами ("неверными"). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего "персидский"), они насчитывают ок. 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере Индии. Парсы - потомки переселенцев, покинувших Иран в 10 в.

Заратуштра. Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333-330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова "до Александра" явились искажением первоначального "до Дария", где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522-486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336-330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, - возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека. Священная книга зороастризма - Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определенную ее часть можно приписывать самому Заратуштре. Эту часть составляют Гаты, священные молитвы, сохранившиеся в составе Авесты. Гаты - единственный аутентичный источник наших сведений о Заратуштре; все прочие сообщаемые о нем сведения являются легендарными. Главным внешним событием в его жизни было обращение некоего "князя Виштаспы" (греч. Гистаспа), которого по ряду причин невозможно отождествить с его тезкой, отцом Дария. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме (территория современных Таджикистана и Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи).

Иранская религия до Заратуштры. Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры. Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально "небесных", "небожителей"), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.

Реформы Заратуштры. Заратуштра отказался от всех богов, за исключением одного, асура (в древнеиранском произношении - ахура), т.е. "бога", "господина", мудрости; отсюда его имя Ахурамазда (пехлевийская форма - Ормазд), т.е. "Премудрый господь", или "Владыка мудрости". Неизвестно, был ли Заратуштра первым, кто провозгласил культ Ахурамазды. Последнему поклонялся, как великому божеству, Дарий I, однако мы не знаем, воспринял ли Дарий этот культ от Заратуштры и его последователей или независимо от них. Другие ахуры игнорировались им, а древние боги-покровители двух низших классов стали считаться злыми божествами, демонами. Однако их атрибуты и качества в системе зороастризма унаследовали божественные существа, получившие наименование "Святые Бессмертные" и представлявшие собой сущности, ранее ассоциировавшиеся с младшими божествами, а теперь подчиненные Ахурамазде. Ахурамазда считался также отцом духов-близнецов, которые, при начале творения, осуществляют выбор между жизнью и нежизнью, между добром и злом и т.д. Аналогичный выбор должен осуществляться каждым человеком, который призван "мыслью, словом и делом" встать на сторону Ахурамазды и Святых Бессмертных в их борьбе против сил зла. Заратуштра был убежден, что вскоре наступит эпоха нового мира и что только сторонники добра обретут в этом мире новую жизнь, которая, по мысли Заратуштры, будет длиться на земле вечно. А до наступления этой эпохи умершие должны восходить на мост, который добрых людей ведет на небеса, а злых - в ад. Заратуштра резко осудил две формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком саумы (в это время называемой хаома в Иране и сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путем к бессмертию.

Возникновение дуалистического зороастризма. После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой - Митре, Анахите и другим - приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553-330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты. Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма - Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение. Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как "религия магов". Геродот (ок. 485-428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов - Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. - ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период. При Селевкидах (323-248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. - 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. - 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.

Зороастризм в послеэллинистическую эпоху. При Сасанидах зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество - государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке. При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других - проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.

Зурванизм. В дуалистической системе зороастризма вопрос о происхождении двух антагонистических первоначал либо оставлялся без ответа (предполагалось, что эти начала были даны и сосуществовали извечно), либо побуждал к поиску новых подходов. Такой подход был предложен - возможно, под греческим и вавилонским влиянием - в системе зурванизма. Зурван ("Время"), рассматривался здесь как отец Ормазда и Ахримана, которых он породил, ради чего он приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения он в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате этого сомнения родился Ахриман, Ормазд же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как еретическое в ортодоксальном зороастризме, который пытался подчинить Зурвана власти верховного бога, Ормазда, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа.

Вероучение ортодоксального зороастризма. История мира, согласно ортодоксальному зороастризму, представляет собой грандиозную драму, охватывающую четыре трехтысячелетних периода. В первый период мир еще не имел материального существования; при этом его существование могло мыслиться либо как совершенное, либо как эмбриональное. По истечении первого трехтысячелетнего периода все сущее было сотворено в своих материальных формах - начиная с неба, солнца, луны и звезд и заканчивая первочеловеком, именовавшимся "Смертная жизнь", и первобыком, именовавшимся "Единотворным". На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы магическая формула - одна из главных молитв зороастризма, произнесенная Ормаздом. Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда, в результате которого Ахриманом были убиты как "Смертная жизнь", от которой ведут свое происхождение люди и металлы, так и первобык, от которого произошли животные и растения. Начало четвертого, завершающего периода ознаменовалось приходом на землю зороастрийской религии, то есть - рождением Заратуштры. Считалось, что конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового спасителя, преемника и чудесного потомка Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира. Зороастрийские жертвоприношения совершались в храмах при посредстве воды, хаомы, пучка прутьев и т.п. перед вечным огнем. Жертвоприношения сопровождались чтением всех Гат. Зороастрийцы по сей день хоронят своих умерших в соответствии с древним мидийским обычаем: оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, известных под названием "Башни безмолвия". Зороастрийцы избегают контактов с трупами и всеми объектами, считающимися "нечистыми", а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения с помощью воды и коровьей мочи. По достижении семи (или десяти) лет каждый зороастриец получает рубаху и сплетенный из множества прядей пояс, который он должен носить до своего смертного часа. В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты: она превозносит брак и осуждает аскетизм и посты так же сурово, как блуд и прелюбодеяния. Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы - в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. Теоретически, посмертная участь человека жестко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся в жертву цветы и т.д., особенно - на Новый год.

Парсизм. В индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.

Иранское влияние на западную мысль и религию. Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.

Иранское влияние на иудаизм и христианство. По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние на иудаизм начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось прежде всего в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества). Иранское влияние особенно явно прослеживается в учении о "двух духах", упоминаемом в кумранских текстах. Говоря о влиянии зороастризма на христианство, нелегко провести границу между тем, что было воспринято христианством через иудаизм, а что пришло непосредственно из Ирана при рождении новой христианской религии. Так, например, хотя упоминание о семи Ангелах в Книге Откровения (1-3) было заимствовано из Книги Еноха и Книги Товита, однако само это учение восходит к зороастрийскому учению о семи Святых Бессмертных. С другой стороны, вера в ангелов-хранителей не засвидетельствована в иудео-христианской традиции нигде до Нового Завета; быть может, эта вера представляла собой сочетание зороастрийского учения о фраваши, духовных существах, рассматривавшихся как часть человеческой личности, но существующих до рождения человека и независимо от человека, с греко-римскими представлениями об охранительной роли гениев. Большинство подобных заимствований касается области эсхатологии. Представление о воскресении, хотя и знакомое иудаизму, однако приобретшее характер всеобщей веры лишь в христианстве, уже существовало в Иране на протяжении многих веков. Кроме того, для христиан Иран был еще и страной трех волхвов (магов), которые, следуя за путеводной звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу в Вифлеем. Позднее, продолжая наметившуюся уже в иудаизме традицию, христиане отождествляли Заратуштру с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Варухом и даже с самим Христом. Начиная с Юстина Мученика христианские апологеты стали ссылаться на Заратуштру и персидских магов как на языческих "свидетелей" истинности христианства, помогающих утвердить эту истинность в глазах язычников. Вместе с тем считалось, что Заратуштра явился отцом столь отвратительных, с точки зрения христиан, суеверий, как астрология и магия.

Митраистские мистерии. В 1 в. н.э. наиболее почитаемым богом в Иране (в особенности - в западном Иране) был не Ормазд, а солнечный бог Митра. По-видимому, митраизм смешался в Вавилонии или Малой Азии с вавилонскими и греческими учениями и культовой практикой, положив начало митраистским мистериям, распространившимся по всей Римской империи.

Манихейство. Манихейство представляло собой одно из гностических течений, будучи основано на дуализме греческого типа, противопоставлявшего Дух и Материю. Основателем манихейства был некий Мани, начавший свою проповедь в Сасанидской столице в Халдее ок. 270 н.э. В манихействе Бог мыслился трансцендентным и не несущим ответственности за творение, которое считалось результатом деятельности сил зла. При сасанидском правителе Шапуре I манихейство распространилось в Иране. Верховным божеством в манихействе выступал Зурван, а не Ормазд, последний же отождествлялся с первочеловеком, чье грехопадение и спасение составляют существенную часть мировой драмы. Однако манихейская этика, с ее строжайшими запретами, касающимися сексуальной жизни и определенных видов пищи, была чужда ортодоксальному зороастризму.

[Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Жалко очень римскую империю и еще то что она разделилась на восточную и западную и пала(

Ссылка на комментарий

Экономические причины:

Пришло в упадок среднее землевладение, которое было основой экономической жизни империи.

На территории небольших вил стало экономически не выгодно вести хозяйство. Дробление крупных владений на мелкие участки привели к возникновению колонатных отношений. Колонатные отношения вели

- к появлению новой формы хозяйства – натуральнного

- к разорению городских земледельцев, следствием чего наступил упадку городов.

- земельная знать провинций стремилась к независимости, что вело к разрыву связей между частями империи

2. В сельскохозяйственных районах страдали бедняки от тяжёлого налогового бремени.

3. Результатом всё возрастающих нападений иностранных захватчиков стало сокращение посевных площадей; увеличивался застой в производстве; разобщенность провинций вела к увеличению расходов на перевозку товара. Всё это порождало следующие явления

- разорение хозяйств и ухудшение положения населения,

- уклонение от налогов,

- повсеместно среди населения возникали протестные настроения

- к крупным местным землевладельцам или к военному командованию обращались за покровительством, которые брали на себя обязанность от имени обратившихся за определённую плату решать дела с имперскими сборщиками податей. Целые деревни и отдельные люди искали покровителей в среде местных крупных землевладельцев.

- из-за отсутствия возможностей заработать честным путём складывались банды разбойников и грабителей

4. Дикий рост цен.

5. Резкое социальное расслоение общества при углубляющейся натурализации хозяйства.

6. Разрушалась финансовая система.

Военные причины:

Действия полководцев выпадали из-под контроля правителей, что порождало:

- потеря армией боеспособности

- династические кризисы

2. Армия становилась не боеспособной

3. Наём на службу варваров

4. Взаимная враждебность гражданского населения и армии

5. Кризисные демографические явления, потери техники и живой силы были следствием поражения римской армии.

Социальные причины:

Конфронтация правительства и богатых:

- снобизм богатых переходил все пределы.

- поместья превращались в княжества,

- сенаторы ни в провинциях, ни в Риме, ни принимали участия в государственных делах

- подрыв благополучия империи не обошёлся без действий сенаторов – противодействие имперским чиновникам и затруднение набора рекрутов.

2. Упадок городских советов и разорение среднего класса привели к тому, что городская цивилизация пришла в упадок.

3. На обеспечение нужд армии и сохранения имперской системы была жестко регламентирована вся жизнь общества.

4. Госаппарат превратился в саморазвивающийся орган, т.к. многие его институты превращались в наследственные.

5. Лицемерие и низкопоклонство процветали при императорском дворе, где существовали свои продуманные церемониалы.

6. Не получилось достичь реально осуществимого соглашения с вождями германцев, как и ассимилировать их.

7. В общественной жизни отказывается участвовать всё большее количество людей

Началось падение римской империи с духовной сферы.

Ссылка на комментарий

Deceased WhiteBear
Началось падение римской империи с духовной сферы
Еретический взгляд на исторические процессы ;)
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

искусство — художественное освоение мира;

наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения

Итак, присмотримся к Риму...

Религия - христианство. Если это упадок, то я - Бог-Император Дюны.

Право - римское право изучают в обязательном порядке до сих пор.

Мораль - обычная для рабовладельческого общества, семья и женщина в почёте, есть представление о равенстве сословий и народов

Искусство - впитало лучшие достижения Греции и получило дальнейшее развитие, памятников огромное множество

Образование - с 7 лет, школы, домашнее обучение, высшие школы, высокая цена грамотных рабов

Наука - примат прикладных наук (агрономия, архитектура), но и развитие философии, филологии, медицины

Общий вывод: нет ни малейших оснований говорить об упадке духовности Рима.

Основная внутренняя причина гибели Рима - экономическая, а именно разорение среднего землевладения,

что вело к дроблению наделов, возврату к натуральному хозяйству, упадку торговли и разрыву связей внутри империи.

Рост сепаратизма усиливался также отсутствием этнического единства, которое было больше декларативным, чем истинным.

Основная внешняя причина - начало переселения народов, вызванное исчерпанием возможностей подсечно-огневого земледелия,

а в степях - вынужденным полным отказом от земледелия и переходом к чисто кочевому скотоводству.

Изменено пользователем WhiteBear
Ссылка на комментарий

Адмирал
Основная внешняя причина - начало переселения народов, вызванное исчерпанием возможностей подсечно-огневого земледелия,

Россия до Петра 1 с вами категорически не согласна.

Ссылка на комментарий

Не надо путать причину и следствие...

- к появлению новой формы хозяйства – натуральнного

Натуральное хозяйство существовало и до, и после Рима.

- к разорению городских земледельцев, следствием чего наступил упадку городов.

Город и землевладельцы, - понятия противоположные.

- земельная знать провинций стремилась к независимости, что вело к разрыву связей между частями империи

Земельная знать ВСЕГДА стремится к независимости...

2. В сельскохозяйственных районах страдали бедняки от тяжёлого налогового бремени.

Бедняки ВСЕГДА страдают от тяжёлого налогового бремени.

3. Результатом всё возрастающих нападений иностранных захватчиков

А до этого, нападений иностранных захватчиков не было?

4. Дикий рост цен.

Инфляция неизбежна, но в рамках одной страны не существенна.

5. Резкое социальное расслоение общества при углубляющейся натурализации хозяйства.

В эпоху Римской Республики социального расслоения общества не существовало?

6. Разрушалась финансовая система.

Что такое "разрушение финансовой системы"? Особенно с учетом натурального хозяйства.

- потеря армией боеспособности

Что такое "боеспособная" армия?

3. Наём на службу варваров

В любой римской армии, как минимум половина состояла из войск союзников(варваров???)

4. Взаимная враждебность гражданского населения и армии

Без комментариев... Сегодня враждебности между гражданским населением и армией не существует...

5. Кризисные демографические явления

Вот это интересно, - чума при Марке Аврелии считается одним из важнейших факторов распада Римской Империи.

потери техники

А вот это - нет. Сколько танков потерял Рим?

- снобизм богатых переходил все пределы.

Нет предела беспределу.

Когда снобизм богатых имел хоть какие-то пределы?

- поместья превращались в княжества,

Абсолютно согласен, переход от рабовладения к феодализму стал основной причиной распада Римской Империи.

- сенаторы ни в провинциях, ни в Риме, ни принимали участия в государственных делах

И что? Они со времен Августа не принимали участия в государственных делах (потом был Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон..)

- подрыв благополучия империи не обошёлся без действий сенаторов – противодействие имперским чиновникам и затруднение набора рекрутов

Естественно, а еще не обошелся без колонов, рабов, муниципиев, торговцев и т.д.

2. Упадок городских советов и разорение среднего класса привели к тому, что городская цивилизация пришла в упадок.

Спросите лучше почему городская цивилизация вообще возникла. Возникновение городов во Франции, Англии, Испании напрямую связано с Римской Империей.

3. На обеспечение нужд армии и сохранения имперской системы была жестко регламентирована вся жизнь общества

Набор слов, скажем так, кроме как вкладываться в армию других затрат у Рима просто не было (социализм появится лишь в ХХ веке).

4. Госаппарат превратился в саморазвивающийся орган, т.к. многие его институты превращались в наследственные.

Госаппарат ВСЕГДА становится наследственным.

5. Лицемерие и низкопоклонство процветали при императорском дворе, где существовали свои продуманные церемониалы.

Без комментариев.

6. Не получилось достичь реально осуществимого соглашения с вождями германцев, как и ассимилировать их.

Хмм, многие императоры были германцами.

7. В общественной жизни отказывается участвовать всё большее количество людей

Их и сейчас немного, что уж говорить про Римскую Империю.

Началось падение римской империи с духовной сферы

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Ссылка на комментарий

SShredy
Началось падение римской империи с духовной сферы

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Ну, он частично прав.Разложение моральных устоев общества оказало немалое участие в развале Западной Римской Империи.

Ссылка на комментарий

Разложение моральных устоев общества

Что такое "Разложение моральных устоев общества"? Сравниваете языческую Римскую Республику с ее оргиями, вакханалиями, боями на арене, и ХРИСТИАНСКУЮ Римскую Империю эпохи домината? Может наоборот? Попытки закрутить гайки и привели к расколу в обществе.

Хотя, да, для любого монаха 4-5 вв. объяснением, почему после принятия христианства Константином рай на Земле так и не возник? - было: существуют еще языческие храмы - разрушить их! существуют еще научные заведения - закрыть их! живы евреи - перебить их! монахи из другого монастыря по-иному трактуют Библию - убить еретиков! на соседней улице публичный дом - побить шлюх камнями! и т.д.

Ссылка на комментарий

oleg-k000
В начале пути римляне в каждый новый подчиненный город высылали своих колонистов,

а примерно столько же жителей этого города переселяли в Рим. Права у новых римлян были почти те же.

Полная ерунда. Переселений римских колонистов на завоёванные территории в эпохи царизма и республики почти не было, в эпоху империи переселения происходили, но всё равно были редким явлением.

Жителей подчинённого города никогда не переселяли в Рим!

Разве что, какое-то количество могло попасть в Рим в качестве проданных рабов, но это, уж простите, никак нельзя назвать переселением.

Насчёт гражданства – такая же пурга. В царский и раннереспубликанский период получить римское гражданство было почти невозможно. А права каждого человека в Римском государстве целиком зависели от наличия гражданства. Поэтому никаких «новых римлян» в древнюю эпоху не было. Даже плебеи не имели полных прав, хотя некоторые могли назвать десять поколений своих предков, живших в Риме.

Почти - да не те же. Все вопросы войны и мира, присоединения и отделения новые римляне не решали.

Тем не менее формировалась единая нация - в тесном соседстве новые и старые римляне становились похожи.

Давайте без новояза. Термины, которые вы используете – не исторические.

Эффективным этот метод оставался очень долго, даже Карфаген после его падения стал именно римским (по культуре).

Карфаген, сразу после его падения был разрушен до последнего камня и стал необитаемым: сенат объявил его проклятой землёй, и его название было запрещено произносить.

Повторное заселение территории Карфагена произошло только при Цезаре, и естественно римлянами. Поэтому современные развалины Карфагена – образец типично римской архитектуры.

Греция, например, так и не стала римской по культуре. Равно как и Египет, и многие другие провинции.

Не стала. Но не потому, что на неё не хватило римских колонистов, а потому что её вообще не собирались колонизировать и латинизировать.

То же самое относится к Египту.

Заглянем, однако, поближе к концу римской империи - во времена завоевания Британии.

Столь же эффективные действия по подчинению местных племен, установление римского права.

казалось бы, всё так же... Но римские обычаи и культуру переняла только верхушка местной знати.

Культура всей массы бритов изменений почти не претерпела, если не считать вырезанных друидов.

Ну я бы не сказал, что время Клавдия – близко к концу. Всё таки до конца ещё 400 лет.

Но главное не в этом.

Откуда вы знаете, что масса бриттов воспринимала римскую культуру менее, чем масса галлов, иберийцев, сирийцев или евреев?

Вот я могу утверждать, что именно евреи наименее других прониклись римской культурой, а вовсе не бритты, которые с плачем воспринимали предоставление им независимости в 410 г. и молили римлян не уходить и не бросать их на произвол судьбы!

Все провинции, завоеванные после Карфагена, не приняли римскую культуру, и потому не были прочно связаны с Римом.

Причина единственная и абсолютно объективная - не было достаточно "истинных римлян" для переселения в эти провинции.

Можно сказать, что ассимиляция новых подданных в эпоху поздней республики и империи происходила труднее, чем раньше. Но это связано не с колонистами (о них я уже сказал выше), а скорее всего с высоким темпом прироста территорий.

Сравните, за сколько времени Рим подчинил Аппенинский полуостров и за сколько времени он подчинил Трансальпинскую Галлию.

Вывод по пункту 1: Римская империя не была единой по культуре (а к тому же ещё и по религии - это тоже часть культуры). .

Несмотря на неправильные предпосылки, вы всё же сделали правильный вывод.

Вы пытались придумать под этот вывод причины.

Появление внутри империи варваров, которые и не собирались интегрироваться в римлян, резко ослабило прочность империи.

Вы вообще не упоминали про варваров внутри империи в этом разделе, с чего они вдруг «нарисовались» в выводе?

Но речь пойдёт совсем о другом. О политической системе Рима.

На заре своей долгой истории в Риме были две силы - патриции и плебеи. Постоянная борьба между ними шла веками.

И невозможно переоценить значение этой борьбы: именно она приводила к развитию Рима, к его прогрессу.

Однако постепенно плебеи сближались с патрициями, в конце концов их верхушки слились в нобилитет.

А затем и вовсе пополнение их начало осуществляться неофитами ("аристократией по письму") - началось с Цезаря.

Таким образом, вместо двух сторон (аналога 2-партийной системы) осталась одна, как следствие замедлился прогресс.

Вы забыли ещё один важный этап: союзническая война. То есть суть не только в борьбе между римскими классами, но и в притязаниях провинций, прежде всего италийских, на равноправие.

После победы Октавиана не осталось ни одной партии.

Я бы говорил не о прогрессе, а об устранении народа даже от номинальных государственных функций. Хотя именно простой народ был главной опорой и Цезаря, и Октавиана.

Появление внутри империи варваров, к прогрессу вовсе не имевших склонности, только усугубило ситуацию.

Да откуда у вас опять варвары-то взялись? Вы же про патрициев с плебеями рассуждали?

Привыкаете уже, наверное... Да, конечно - теперь речь пойдёт об армии. Говоря о Риме, невозможно не сказать о ней.

Да, уж привыкаем….к тому что ваши рассуждения плохо вяжутся с выводами.

Итак, опять вернёмся во времена борьбы с этрусками и латинянами. Что тогда представляла из себя римская армия?

И когда она стала той могучей силой, что так долго была практически непобедима? Кто её создал?

Ответ парадоксален: её создали... самниты! Из-за поражения от них (и с учетом и других малоуспешных действий)

была проведена реформа армии. Римские легионы стали маневренными - и именно это качество много раз потом приносило им победы.

Для нас, однако, важно другое: римская армия тех времен состояла из свободных римских граждан. Отметим это.

То есть она была однородной по составу, в том числе по культуре, и воевала не за деньги, а за величие Рима.

Во времена республики её состав хоть и разбавлялся вспомогательными войсками и даже начал получать деньги,

но всё же по-прежнему оставался в основе своей армией национальной и не наемной (платили очень мало). .

Но шли годы, появились диктаторы, затем императоры - и армия постепенно всё больше и больше разбавлялась наемниками.

Надо ли говорить, что у наемника есть только желание обогатиться в войну, но нет никакого желания погибнуть?

Боевой дух римских легионов постепенно ослабевал, профессионализм наемников это не компенсировал - да и с чего бы?

Справедливо.

Легионеры времен самнитских войн имели опыт не меньший, и так же воевали почти всю жизнь, как и наемники.

А вот это противоречит известным фактам. Во времена ранней республики солдаты никак не могли иметь такой же опыт, как имперские наёмники, это доказывается хотя бы сроками службы.

Тем не менее легионная организация римской армии и её дисциплина творила чудеса - но в конце концов наступил конец.

И пришёл он потому, что появились более эффективные войска. Первый "звоночек" был в Парфии, на конных лучников управы не было.

А потом наконец появилась тяжеловооруженная конница (обычно историки называют её катафрактами - ну простит их господь )

Эта конница была способна сломать построение легиона, смять его строй и вынудить римлян сражаться один на один.

Ну во первых, не всегда она творила чудеса: вспомним хотя бы многие битвы против армий Пирра или Ганнибала, в конце концов обоих победили, но какой ценой!!!

Во вторых, не надо забывать про тактику использования войск: если бы на месте ростовщика Красса был настоящий командующий (напр. типа Мария, Лукулла, Помпея или Цезаря), то я думаю, что этого поражения не случилось бы.

В третьих, все попытки парфян перейти в наступление на римские владения окончились крахом.

Вывод по пункту 3: Римская армия утратила боевой дух, став наемной, и не нашла способов борьбы с новыми видами оружия.

Разбавление армии варварами подъему боевого духа не способствовало, а дисциплину только снижало. .

Если римская армия, став наёмной, утратила боевой дух, то как же тогда происходили завоевания имперской эпохи?

Наёмная армия утратила не боевой дух, а гражданский долг - свою связь с народом и государством. Вместо них приобретя слепое обожание щедрого командующего.

Можно согласиться, что римская армия не имела эффективных способов борьбы против тяжёлой кавалерии. Но проблема ваших рассуждений в том, что империю захватили не персидские катафракты, а германские племена, а у них тяжёлой кавалерии не было.

Получается, все ваши объяснения проходят мимо темы.

На этом можно остановиться - по части Римской империи до разделения. И сказать пару слов за Византию...

Уж слишком по-разному сложилась судьба Западной и Восточной Римских империй.

Так вот, у Византии оказалось 4 плюса по сравнению с императорами "от Равенны".

1) рабовладельческий строй превратился в феодальный

2) церковь удалось поставить на службу государству

3) создание фемной системы позволило иметь сильную армию

4) экономика процветала благодаря льготам и покровительству для ремесленников

Когда перестал работать последний пункт, как раз и начался закат Византии - похоже, что именно он и был самым главным...

Что вы говорите!

1) То есть у Западной и Восточной империй в 5 веке был различный государственный строй???

Ну, это уже как говорится, «Остапа несло».

2) А в Западной империи церковь не подчинялась государству???

Вы случайно не путаете её со Священной Римской, времён этак Генриха IV?

3) Это уже 7 век. Не слишком далеко заехали? Западной Римской империи уже не было.

Кроме того, фемная система никак не помогла византийцам против арабов и турок.

4) Чушь. Люди бежали из Византийской империи к кому угодно, только бы подальше от этого «процветания».

Изменено пользователем oleg-k000
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 965
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 139319

Лучшие авторы в этой теме

  • ark101

    213

  • Иммануил_Кант

    73

  • romarchi

    56

  • oleg-k000

    55

  • Valerius

    55

  • Venc

    36

  • pop890

    34

  • belogvardeec

    29

  • Миниатур777

    24

  • Санта-Анна

    18

  • Deceased WhiteBear

    18

  • golatin

    17

  • Olgard

    15

  • UBooT

    14

  • Адмирал

    13

  • Roger Young

    12

  • Толстый

    10

  • Jean-Paul Marat

    10

  • Volchenock

    10

  • Дoбро

    9

  • NeoNaft

    9

  • Лукулл

    8

  • Александрович

    8

  • Человек-Рудольф

    8

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

ark101

7.3.2 И деревья были выше, и легионы больше. Одним из примеров упадка римского военного искусства иногда считается деградация легиона. Он стал мельче и вообще иногда непонятно, что в поздней империи п

ark101

7.3.4 О голых легионерах. Есть мнение, что упадок империи мог быть связан с какими-нибудь чисто техническими особенностями уже не тактики а оружия, брони, щитов, формой шлемов и т.д. и т.п. Тут к

ark101

Всем добрый вечер, к сожалению в связи с работой долго не мог вернуться к форумной переписке, но как и обещал, буду продолжать свои опусы, если никто не против. Для начала хотел бы сказать пару слов п

golatin

Эта модель работала во времена Республики, когда Рим, будучи по большей части отсталой аграрной страной, завоевывал более высоко развитые страны : Грецию, Македонию, Карфаген, Селевкидов, Египет и т.д

ark101

7.3.3 Дополнение к тактике. Хочу принести извинения Фламинину. Я ему в прошлом посте приписал страх перед македонской фалангой. На самом деле у Полибия упоминается Эмилий Павел в битве при Пидне, имен

ark101

7.3.5 Кавалерия.  Если за упадок тактики, общую дебелость, пренебрежение пехотой, доспехами и патриотизмом позднюю римскую армию не пинает только ленивый, то за конницу как правило хвалят. Даже н

ark101

7.4 Комплектование армии. Собственно задач у этого поста две. Первая - я предполагаю (разумеется не только и не сколько я, сколько значительное количество исследований по теме), что в III веке н.

ark101

7.4.2 Имперская армия. Парадоксально, но про Августа можно иногда встретить два противоречащих друг другу утверждения. С одной стороны, он уже якобы был озабочен проблемой снижения рождаемости и 

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...