Чтение и язык - Архив - Strategium.ru Перейти к содержимому

Чтение и язык

Рекомендованные сообщения

лекс

статьяНажмите здесь!
 О ЧТЕНИИ В ОБРАЗОВАНИИ СУДЕБНОГО ОРАТОРА <*>

С.И. ВОЛОДИНА

--------------------------------

<*> Volodina S.I. The role of reading in education of the forensic orator.

Володина Светлана Игоревна, директор института адвокатуры МГЮА им. О.Е. Кутафина, вице-президент ФПА РФ, кандидат юридических наук.

Статья посвящена значению чтения в формировании образования судебного оратора. Вопросу "Что читать?" уделено не так много внимания. В статье делается акцент на вопросы: Как читать? Как учили читать в риторических школах Древней Греции и Рима? Для чего читать? Какие качества чтения бывают? Какие виды чтения бывают? Что такое культура речи и как она формируется? Какие функции чтения? Как чтение формирует речь? Как появляется ясность и точность выражения мысли? Что такое хорошее владение языком и как его достичь?

Ключевые слова: судебный оратор, образование судебного оратора, качества чтения, виды чтения, функции чтения, творческое чтение, актуальное чтение, формирование речи.

This article is devoted to the role of reading in educational process of the forensic orator. The question "What to read?" is not the main point of this article. The attention was drawn to the following questions: How to read? How was the reading taught at rhetorical schools of Ancient Greece and Rome? What to read for? What qualities of reading are there? What types of reading are there? What is the standard of speech and how is it formed? What functions of reading are there? How does reading influence speech? How does a clarity and accuracy of phrasing appear? What is the proficiency of the language and how to reach it?

Key words: forensic orator, education of the forensic orator, quality of reading, types of reading, functions of reading, creative reading, actual reading, formation of speech.

Чтение - вот лучшее учение!

А.С.Пушкин

Что читать? Как читать? Как учили читать в риторических школах во времена античности? Для чего читать? Какие качества чтения бывают? Какие виды чтения бывают? Что такое культура речи и как она формируется? Какие функции чтения? Как чтение формирует речь? Как появляется ясность и точность выражения мысли? Что такое хорошее владение языком и как его достичь?

На все поставленные вопросы можно ответить только словами Вольтера: читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. И в этом весь секрет фундамента в образовании любого человека, ну и тем более судебного оратора.

Д.С. Лихачев в "Письмах о добром и прекрасном" (в письме "Любите читать") написал, что основной (но не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение. Он считал, что чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо постоянно развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Открывая прекрасную книгу Альберто Мангуэль "История чтения", останавливаешь взгляд на выбранном автором эпиграфе: "Читать, чтобы жить". Это слова Гюстава Флобера. Как они точны! И эпиграфом к этим рассуждениям тогда должны быть слова: "Читать, чтобы жить, мыслить и говорить".

Не удержусь еще от одного предисловия к книге "Родная речь, уроки изящной словесности" Петра Вайля и Александра Гениса: "Читать главные книги русской литературы - как пересматривать заново свою биографию. Жизненный опыт накапливается попутно с чтением и благодаря ему... Мы растем вместе с книгами - они растут в нас" <1>. Интересно, что и как читали образованнейшие люди России? Первая, о ком хотелось бы узнать, это Е.Р. Дашкова. Каково же было мое изумление, когда я узнала, что ее библиотеку в 15 лет составляли 500 книг. В своих мемуарах она писала, что это было чтение, т.е. она не просто много читала, а осмысливала прочитанное, размышляла над ним, анализировала, пыталась разобраться, обсуждала <2>. Любимые книги она часто перечитывала. Она говорила, что ее образовали книги и люди, которые много читали.

--------------------------------

<1> Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. М., 2008. С. 4.

<2> Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика. Ростов н/Д, 2000. С. 451.

Итак, о чтении и его роли в образовании судебного оратора.

Наше будущее - будущее истории нашего чтения <3>. Трудно не согласиться. И наше настоящее - это тоже наше чтение. И наше прошлое - это тоже наше чтение. Через письменный текст мы узнаем не только основы профессии, но и большую часть интересующей нас информации о научном и культурном наследии человечества, об истории нашей цивилизации и современных событиях (и их интерпретациях). Читая, мы формируем вкус к хорошей речи и саму речь. Итак, через чтение мы не только изучаем мир, но и формируем собственное мышление. Известный лингвист В.В. Виноградов писал, что высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием самая лучшая опора, самое верное подспорье и - самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности <4>. Бессмысленно указывать на то, что высокая культура речи - первое и обязательное условие в образовании судебного оратора.

--------------------------------

<3> Мангуэль А. История чтения. М., 1997. С. 33.

<4> Цит. по: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика. С. 176.

В расстановке слов и в их значениях, в смысле их соединений заложена та информация, которая неведомо каким образом передает нам знание о мире и людях, приобщая к тому духовному богатству, которое создали многие поколения предков <5>. И эти слова, и их значения составляют наш активный словарь, который является ярким показателем образованности или ее отсутствия. Так, в речь проникают обороты, образы, сравнения - то, что речь делает индивидуальной, эмоциональной, завораживающей. Читатель автоматически накапливает языковые средства, выражения, "он находит их случайно или в целенаправленном поиске, в процессе чтения или по словарям. он учится у писателей и ораторов, находит удачные образы и стилистические фигуры на страницах газет и журналов" <6>. Нельзя не согласиться с мнением М.Р. Львова, что писательский опыт цивилизованных народов позволяет сформулировать несколько общих требований, соблюдение которых позволяет оценивать конкретные тексты, как хорошие, как образцовые, достойные подражания (и это содержательность, этичность, логичность, языковая правильность и выразительность) <7>. Причем обращаю внимание на последовательность, которая может быть предложенной только М.Р. Львовым.

--------------------------------

<5> Колесов В.В. Гордый наш язык. СПб.: Авалонъ; Азбука-Классика, 2008. С. 5.

<6> Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов. М., 1995. С. 49.

<7> Там же. С. 50 - 52.

Язык в процессе коммуникации выполняет не только функцию кодирования передаваемой информации, но и играет особую роль в процессах получения нового знания о мире, переработки, хранения и передачи этого знания. Это делает язык важнейшим инструментом не только познания культуры, но, главное, и ее интерпретации и адаптации <8>. Итак, получение, переработка, адаптация и передача знания. Как этапы формируются? Могут ли изменить свою последовательность? Как переработку сделать эффективной?

--------------------------------

<8> Тер-Минасов С.Г. Война и мир языков и культур. М., 2007.

А как же цель? Просто знание языка? Мне очень близки мысли В.Г. Костомарова, написавшего, что долг каждого русского - знать, любить и хранить свой язык, чтобы передать его во всем богатстве следующим поколениям. Об этом нельзя забывать ни школьнику - на уроке, в разговоре с приятелем, дома или на улице, ни писателю, ни инженеру, ни артисту, ни водителю автобуса <9>. Но мне кажется, что нужно еще уметь язык чувствовать. Это поможет в выражении собственных мыслей. И наконец, чтение формирует наше воображение, так необходимое для судебного оратора. Мне очень близка мысль Ф. Лорки о том, что воображение - синоним способности к открытиям. А Томас Манн в "Аристократии духа" сказал так: "Сила восприимчивости на вершине своих возможностей неизбежно становится силой творческой". Да, воображение и восприимчивость - необходимые качества для оратора.

--------------------------------

<9> Костомаров В.Г. Жизнь языка (от вятичей до москвичей). М., 1994. С. 6.

Культура владения языком - только одна из целей чтения. Но важнейшая и базовая. И, конечно, для нас культура речи - это не только владение нормами литературного языка, но и этика общения. Вспомним завет А.Ф. Кони судебным ораторам, который он часто повторял: "Нужно знать свой родной язык". Автор знаменитых общих и частных риторик (учитель А.С. Пушкина) Н.Ф. Кошанский считал, что риторика - не только наука изображать, располагать и выражать мысли, но и "руководство к познанию всех прозаических произведений" <10>. Язык - в первую очередь инструмент познания. Как сказал В.В. Колесов в книге "Гордый наш язык...", русский язык - очень гибкий, самонастраивающийся инструмент познания. Столетиями мастера слова - писатели и ученые-филологи - отрабатывали его, совершенствовали, доводили до тонкости <11>. Знание литературного языка, богатство словарного запаса и грамматического строя речи, способность к языковой рефлексии, к оценке языковых явлений и фактов является языковой компетенцией человека <12>. Читая, мы постигаем индивидуальный стиль автора, постигаем специальные средства стилистики и поэтики. Учение о стилях, их разграничении и выборе называется стилистикой. В современной стилистике выделяют несколько типов: функциональную, художественную, индивидуальную и практическую. Для оратора важны все. Пропустив через себя эти стили, мы легко почувствуем письменно-книжные стили (научный, художественный, публицистический и официально-деловой).

--------------------------------

<10> Львов М.Р. Указ. соч. С. 17.

<11> Колесов В.В. Указ. соч. С. 5.

<12> Словарь по русской речевой культуре / Под общ. ред. В.Д. Черняк. СПб., 2006. С. 49.

Стиль в риторике вообще играет огромную роль, и прежде всего это роль ориентира, понимание стилевых различий помогает в выборе слов, других средств языка. Напомним, что риторика не ставит перед собой художественных задач: она прагматична. Но ораторам нужны ориентиры. Художественная литература для риторики - образец формы, нравственный идеал. Риторика - наука для всех; она использует школу литературы, мы все учимся на образцах, анализируем их, подражаем им. Кроме того, из опыта писателей мы берем приемы, меткие обороты речи, образы, у писателей учимся работать со словом, строить фразу <13>, мы учимся хорошо мыслить и говорить. Дени Дидро говорил, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

--------------------------------

<13> Львов М.Р. Риторика. С. 59.

Но есть еще и культуроведческая компетенция, необходимая всем и предполагающая безупречное владение нормами речевого этикета <14>, и она, конечно, в первую очередь формируется благодаря чтению.

--------------------------------

<14> Там же. С. 50.

Итак, читать, чтобы понимать, чувствовать, запоминать и потом уметь слушать и говорить самим. Уместно будет вспомнить А.С. Пушкина который говорил, что есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.

Бесспорно, письменный текст еще является основным источником знаний о предполагаемом предмете нашего речевого действия, именно поэтому он так важен. Неслучайно в греческих и римских школах учеников первым делом учили читать и писать, а потом начинали преподавать тривиум - курс, состоявший из трех предметов: грамматики, риторики и диалектики <15>. Итак, правило: учась говорить, учись читать. Есть и особенности чтения в риторических школах. В них изучались судебные речи, как образцы. Их учили запоминать содержание речей, оценивать и сравнивать их. Итак, судебному оратору необходим навык профессионального чтения, позволяющий, читая, учиться.

--------------------------------

<15> Там же. С. 95.

Как же научиться? Знаменитый Д.Б. Эльконин писал, что с вопросами первоначального обучения чтению ему пришлось непосредственно столкнуться в конце 1930-х гг. Были проведены эксперименты, в результате которых были сформулированы принципы, на которых построены новые системы обучению чтению. Эти же принципы важны и сегодня.

Основной принцип обучения чтению и письму определяется в значительной мере системой письма: при логографической системе это "метод целых слов", при слоговой - "метод целых слогов", при звуко-буквенной - звуковой, или, вернее, фонематический, метод <16>. В каждой системе есть свои преимущества. Д.Б. Эльконин считал, что трудности раскрытия психологического механизма чтения при звуко-буквенной системе и формирования этого механизма приводили да и сейчас приводят к возврату на путь обучения старыми способами, которые соответствовали логографическим и слоговым системам письма <17>. Процесс обучения чтению понимается как перестройка управления устной речью, превращение его из автоматического в произвольный, сознательно регулируемый процесс с обязательной последующей автоматизацией <18>. В период с 1931 по 1934 г. Л.С. Выгодский предпринимает цикл экспериментальных исследований, результаты которых легли в основу замечательной книги "Мышление и речь".

--------------------------------

<16> Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 381.

<17> Там же. С. 381.

<18> Там же. С. 386.

Чтение - это вид речевой деятельности, который направлен не только на восприятие, но и прежде всего на переработку информации письменного текста <19>. Чтобы понять предложение, читающий его должен воспринять - узнать и осмыслить. А еще он должен его запомнить. А это возможно только при условии, если в долговременной памяти читающего хранится зрительный, звуковой и речедвигательный образ слова, вся связанная с образом информация <20>. В. Матеусом был предложен термин "актуальное чтение". Я думаю, что чтение судебного оратора должно соответствовать этому понятию в полной мере и быть действительно актуальным.

--------------------------------

<19> Химик В.В., Волкова Л.Б. Основы научной речи. СПб., 2003. С. 113.

<20> Там же. С. 114.

И.И. Тихомирова выделяет два аспекта, определяющих качество чтения: прежде всего это то, что читают, и уровень восприятия прочитанного. В книге "Как учить работать с книгой" (Г.Г. Гранник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая) приведены последовательные этапы работы над книгой, дана детальная система действий на каждом этапе. Но главное - это понять суть текста, выделить основную мысль, понять систему ее обоснования. Есть мнение, что такая работа над текстом обеспечивает высокое качество чтения и его осмысления. А как быть с чтением художественной литературы? И.И. Тихомирова считает, что такие подходы способны лишь окончательно убить охоту читать. Она ссылается и на собственный опыт, и на судьбу уроков литературы в школе, которую Л. Айзерман назвал педагогической драмой.

Методы, с помощью которых мы учимся читать... они определяют и ограничивают те области, в которых мы будем применять свою способность читать <21>. Итак, чтение - это способность. Прежде всего, умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умение осмыслить, интерпретировать, понять прочитанное <22>. Но в таком случае для нас очень важны черты профессионального чтения и его характеристики. По мнению Н.А. Ипполитовой, это два критерия: высокая скорость чтения (про себя) и гибкость чтения <23>, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от восприятия речевой ситуации. Мне кажется, что второй критерий для судебного оратора более значим. И развитие этого навыка крайне важно. А каким вообще бывает чтение? Обучающее, ознакомительное <24>, просмотровое, изучающее, аналитическое, творческое и т.д. Ученые предполагают, что ознакомительное чтение, т.е. беглое просматривание текста доминирует.

--------------------------------

<21> Мангуэль А. История чтения. М., 1997. С. 85.

<22> Риторика / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2006. С. 161.

<23> Существует взаимосвязь между гибкостью чтения и гибкостью мышления. В отечественной психологии считается, что понятие гибкости мышления ввела Н.А. Менчинская. Она обосновала, что гибкость мышления проявляется в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому. В.Н. Келасьев развил некоторые подходы к развитию гибкости мышления. См.: Келасьев В.Н. Практическое мышление: функционирование и развитие: Монография. М., 1990.

<24> Там же. С. 162.

Д.Н. Александров считает, что при изучающем чтении понимание достигает до 100% информации при скорости не менее чем 60 слов/мин. При ознакомительном - понимание 70 - 75% информации при скорости в 120 - 150 слов/мин. При просмотровом - понимание до 25 - 30%, а иногда и до 15% при скорости чтения до 300 - 500 слов/мин. <25>.

--------------------------------

<25> Александров Д.Н. Риторика. М., 1999. С. 22.

Д.С. Лихачев справедливо предостерегал, что опасность чтения - это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к "диагональному" просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения. Бесспорно, "скоростное чтение" создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания <26>.

--------------------------------

<26> Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо 22: Любите читать. М., 1998.

Изучающее чтение, как правило, предполагает воспроизведение прочитанного в полном объеме, что обусловлено такими причинами, как необходимость на основе прочитанного запомнить и объяснить суть явления <27>, а для судебного оратора - на основе изученного определить перспективу дальнейших действий и их алгоритм.

--------------------------------

<27> Риторика / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2006. С. 163.

В процессе чтения происходит смысловая обработка информации: ее выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и в конечном счете оценка <28>. Наиболее сложным из них являются осмысление и оценка.

--------------------------------

<28> Там же. С. 163.

Теперь о чтении творческом. О его критериях, о его значении в формировании судебного оратора. Это прежде всего создание новых, вторичных образов, способность к изменению и трансформации старых образов. И.А. Якимов относит к критериям еще и полноту и адекватность восприятия, однако я полагаю, что они необходимы в любом чтении <29>. Он же считает, что в силу психологической природы человеку свойственно не пассивное (репродуктивное), а активное (творческое) восприятие текста. Восприятие же художественной литературы имеет ряд особенностей, свойственных восприятию произведений любого вида искусства: его целостность и творческий характер.

--------------------------------

<29> Якимов И.А. Творческое чтение в системе начального литературного образования: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

И.И. Тихомирова в своей книге "Как воспитать талантливого читателя" <30> также акцентирует внимание на критериях творческого чтения художественных произведений. Первым и самым значимым, с чем нельзя не согласиться, является способность читателя реагировать на образное слово, отсюда возникает способность создавать собственные образы.

--------------------------------

<30> Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя. М., 2009. С. 14.

Но каким же образом восприятие становится чтением? Как понимание букв связано с процессом, охватывающим не только видение и восприятие, но и выводы, суждения, память, распознавание, познание, опыт, практику <31>?

--------------------------------

<31> Мангуэль А. История чтения. С. 45.

Итак, чтение находится в тесной связи с другими видами речевой деятельности: аудированием, говорением и письмом. При обучении чтению сначала требуется запоминание слов: прочитать, проговорить, услышать, написать <32>. В любом обществе, где есть письменность, обучение чтению является чем-то вроде инициации, ритуализированным выходом из состояния зависимости и отсутствия информации. Обучаясь читать, ребенок через книги получает доступ к общей памяти и таким образом знакомится с общим прошлым <33>. В предисловии к книге "О достойных мужах" Петрарка отмечает, что книга должна послужить в качестве "искусственной памяти" <34>. Профессор Лекур говорит, что информация, получаемая на странице, проходит в мозг через несколько групп особых нейронов, каждая из которых занимает определенную часть мозга и влияет на определенную функцию <35>. Поэтому процесс чтения представляется нам как непрерывный просмотр текста на странице или прокручивание его на экране, а не как короткие, быстрые движения глаз, ученые это пока объяснить не могут <36>. Но чтение - не автоматическое действие, при котором мы поглощаем текст, как фотобумага поглощает свет, но странный, запутанный, общий для всех и очень личный процесс реконструкции <37>.

--------------------------------

<32> Химик В.В., Волкова Л.Б. Основы научной речи. СПб., 2003. С. 114.

<33> Мангуэль А. Указ. соч. С. 91.

<34> Там же. С. 83.

<35> Там же. С. 49.

<36> Там же. С. 50.

<37> Там же. С. 51.

Теперь необходимо определиться с функциями чтения, они дифференцируются в зависимости от целей чтения - для знаний, для умения и для удовольствия (познавательная, регулятивная и ценностно-ориентированная).

Каждый из названных видов чтения требует использования особых, специфических приемов и методов осмысления, запоминания и воспроизведения прочитанного <38>. Но как быть с тем, что у каждого читателя еще и свой тип мышления, а значит, и воспроизведения прочитанного. И.П. Павлов выделил три типа личности (в зависимости от доминирующей роли первой или второй сигнальной системы): художественный, мыслительный и средний. Для художественного типа (первая сигнальная система) характерны, по его мнению, повышенная эмоциональность, живость воображения, впечатлительность. Но для понимания смыслов текста необходим мыслительный тип. Этим занимается и отдельная наука - герменевтика. Герменевтика <39> - учение об истолковании и понимании смысла текстов - возникла в античной культуре в тесной связи с вопросами логики, грамматики и риторики <40>. Герменевтическое исследование требует выхода за рамки текста как замкнутого смыслового пространства, поскольку содержание текста, как и содержание самой мысли, практически ничем не ограничивается. В поисках смысла текста герменевтика развивается на стыке истории и теории литературы, истории религии и культуры, лингвопоэтики и семиотики, прагмастилистики и теории речевых актов <41>. Д.С. Лихачев называл герменевтику наукой медленного чтения или перечитывания. А Кристиан Хеббель говорил, что повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности.

--------------------------------

<38> Риторика / Под ред. Н.А. Ипполитовой. С. 163.

<39> Считается, что основателем герменевтики как научной дисциплины был немецкий теолог и филолог Ф. Шлейермарех (1768 - 1834). В отечественной филологии разработкой герменевтики занимался М.М. Бахтин. Происхождение термина связывают с покровителем красноречия Гермесом.

<40> Иванов Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. М., 2003. С. 129.

<41> Там же. С. 130.

...Герменевтика призвана помочь читателю извлечь из текста максимум информации и как можно глубже проникнуть в авторский замысел. Цели, которые преследует герменевтическое исследование, могут быть различные, например, выявление образа автора и реконструкция его картины мира, дешифровка скрытого, глубинного смысла текста. Однако основной целью герменевтического исследования остается выявление смыслового единства текста <42>.

--------------------------------

<42> Сафронова И.Н. Герменевтика // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003. С. 130.

А. Мень связывает общую герменевтику с проблемой понимания. Он сформулировал принципы герменевтики, главный из которых - правила чтения текста не "в изоляции", а в "общем контексте, целостной структуре произведения". Второе - это составление представления о личности автора, "даже если неизвестно его имя", включая изучение культурной среды, в которую был включен автор. Грамматический и филологический анализ текста является следующим условием. Кроме этого, А. Мень считает, что нужно определить особенности и приемы (гиперболы, метафоры, аллегории, символы и т.д.), что читающий должен провести "критическое изучение рукописей", являющееся одним из важнейших правил чтения текстов. И наконец, "пониманию смысла текста может способствовать сравнительный метод", а точнее, не может не способствовать. И заканчивает А. Мень тем, что толкователь обязан установить, какой смысл имело написанное прежде всего для самого автора и его среды, а затем уже выявить отношение памятника к современному сознанию <43>.

--------------------------------

<43> Мень А. Библиологический словарь. Герменевтика. М., 1999. С. 2.

Еще в 13 в. анонимный писец писал на полях монастырской хроники: "При чтении книг у вас должно войти в привычку обращать больше внимания на смысл слов, чтобы наслаждаться плодами, а не листьями" <44>. Хотя плоды и листья - это тоже наслаждение. И умение ими наслаждаться - особая способность.

--------------------------------

<44> Мангуэль А. Указ. соч. С. 103.

Идеал чтения непосредственно связан со способностью человека быстро, точно и образно воспринимать письменный текст, извлекая из него все смыслы (явные и не явные), которые нужны для глубокого и полного понимания всего, что хотел сказать и на самом деле сказал автор.

Как полагал С.И. Поварнин в своей специально посвященной чтению книге, искусный читатель должен, во-первых, "взять из книги сполна все ценное, что в ней есть и что может быть дано чтением" и, во-вторых, должен "приспособлять способ чтения к цели чтения" <45>. То есть чтение должно быть целесообразным и эффективным. Достижение такой способности предполагает наличие у читателя рефлексии, т.е. постоянного осознания и анализа самого процесса восприятия текста.

--------------------------------

<45> Поварнин С.И. Как читать книги. М., 1978. С. 7.

По мысли Ролана Барта, текст требует, чтобы мы стремились к устранению или хотя бы к сокращению дистанции между письмом и чтением, не проецируя еще сильнее личность писателя на произведение, а объединяя чтение и письмо в единой знаковой системе... текст требует от читателя деятельного сотрудничества <46>. То есть хорошее чтение - это всегда диалог с автором, попытка самостоятельно поставить себя на место автора и пройти путь, пройденный при создании текста. Но прежде всего надлежит помнить о цели нашего чтения.

--------------------------------

<46> Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М., 1989. С. 421.

Следует отдавать себе отчет в том, что именно мы ищем в книге, статье или подборке документов, или материалах дела, каков должен быть итог нашей работы.

Но наиболее важной целью для судебного оратора мы поставим уяснение системы аргументации автора. Исследования аргументации осуществляются в рамках теории аргументации, лингвистической прагматики, теории дискурса, когнитивной семантики. Однако, по мнению Н.К. Пригариной, ни одно из названных направлений не может полностью охватить явление аргументации, поэтому, несмотря на плодотворное и многоаспектное изучение, аргументация остается для лингвистов перспективной областью исследования. Особенно актуальны риторические аспекты исследования аргументации <47>. В современной научной литературе представлены различные подходы к анализу аргументации: логический, психолингвистический, когнитивно-психологический, социально-психологический, риторический, прагма-диалектический. Риторический подход к исследованию аргументации исторически возник как реакция на многолетнее доминирование логического подхода, и в отличие от логического он связан с направленностью на аудиторию, на адресат <48>, что особенно важно для судебных ораторов. Под риторическими аргументами Н.К. Пригарина понимает ценностные (этические), рациональные (логические) и эмоциональные (психологические) аргументы.

--------------------------------

<47> Пригарина Н.К. Аргументация судебной защитительной речи: риторическая модель: Автореф. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2010. С. 3.

<48> Там же. С. 9.

Как утверждают специалисты, посвятившие много времени анализу психологии текста, "речь - это зеркало души человека, текст - это вынесенный вовне кусочек человеческой психики" <49>. Значит, в тексте можно найти гораздо больше информации, чем это предполагал его автор. Умение анализировать психологию письменного текста представляется исключительно важным для оратора, в какой бы сфере человеческого общения он ни действовал.

--------------------------------

<49> Слово в действии: интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Павловой. СПб., 2000. С. 6.

Особенно важным является навык чтения цепи умозаключений (опровержений и доказательств), сопоставлений и противопоставлений, обобщений и выводов.

Анализируя текст (это относимо также и к устному тексту), необходимо прежде всего ответить на вопросы: Понравился ли мне текст? Хочу ли я читать еще? Кем сказано? Что сказано? Что хотели сказать? Что не сказано в тексте? Со всем ли я согласен?

Нередко подлинный смысл текста можно понять, ответив не столько на первые вопросы, сколько на последний из этих вопросов. Во многих случаях не менее важно ответить на вопрос: что не сказано в тексте? Если то, что не сказано, должно было присутствовать, текст следует внимательно изучить как материал для размышлений о намерениях автора. Нередко недосказанность может скрывать под собой полуправду, прямой обман, использоваться в качестве инструмента манипуляции. Однако в добросовестном тексте она применима исключительно в качестве речевой фигуры (это следует иметь в виду при использовании "фигуры умолчания" в нашей собственной речи - такая фигура должна безошибочно распознаваться адресатом). В риторических школах античности были упражнения на чтение текста с аллюзией. И обучающийся должен был понять подтекст и сказать, на какое событие или героя намекал автор. И умолчание, и риторические приемы, основанные на принципе намека или отсылки, широко используются в современной русской литературной речи.

В то же время сам процесс активного чтения <50> и анализа текста должен определяться исключительной самодисциплиной мышления. Ведь текст - это не просто некая завершенная последовательность словесного действия, откуда можно почерпнуть факты, мысли и их последовательность. С герменевтической точки зрения текст - это прежде всего "функционирующая вещь", которая рассчитана на восприятие и понимание <51>. Потому чтение требует тщательного анализа того, как мы сами воспринимаем и понимаем читаемое.

--------------------------------

<50> "При активном чтении, - писал С.И. Поварнин, - наше "я" постоянно сознает себя, оценивает мысли автора, соглашается с ними, критикует их, перерабатывает по-своему, делает выводы и т.д. Типичный случай - чтение статьи, противоречащей нашим взглядам". См.: Поварнин С.И. Как читать книги. М., 1978. С. 9.

<51> Халина Н.В. Общие вопросы герменевтики // Герменевтический анализ: филологические аспекты понимания. Барнаул, 1992. С. 25.

Необходимо отслеживать всякий момент эмоционального восприятия текста, столкновения смысла текста и собственных стереотипов, любую попытку мышления пропустить или ложно истолковать что-либо непонятное или неприятное восприятию. "Важным практическим аспектом понимания правды, - пишет В.В. Знаков, - является проблема ее приятия: наличия или отсутствия у человека желания знать истинное положение дел. Осознаваемое или неосознаваемое субъектом отвержение фактов приводит к непониманию правдивых суждений о них" <52>. Для любого читателя ни одно из "доказательств", приводимых автором текста, не должно иметь заранее установленной силы. Всякий текст следует оценивать в его цельности, обязательно прочитав до конца и осмыслив. Не так-то просто избежать самообмана, особенно когда испытываешь позитивные или негативные чувства по отношению к автору или к содержанию текста.

--------------------------------

<52> Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999. С. 172.

И уж, во всяком случае, следует избегать того, что С.И. Поварнин (применительно к аргументации) называл "чтением в сердцах" <53>, связанным с преднамеренным поиском и домысливанием негативных смыслов и недостойных мотивов автора. Если эти мотивы и смыслы действительно есть, то они обнаружат себя не только в отдельных замечаниях создателя текста, которые могут иметь причиной обычную неопрятность в словах, но и в общем смысле написанного. Домысливать текст вместо самого автора не всегда следует. Анализ фактического содержания текста не требует ничего, кроме пристального внимания и отчетливого осознания целей чтения. Чаще всего в деловых и научных текстах нас интересует информация на конкретную тему. Для начала определимся с объектом и предметом нашего читательского интереса. Следует представить себе необходимый для полного изучения темы объем текстов (объект нашего интереса) и точно сформулировать тему (предмет). Бегло, но цепко, читая необходимые тексты, извлекаем из них только то, что может прямо или косвенно отвечать на поставленные нами вопросы. И, что очень важно, что в тексте противоречит некоторым ответам или нашим ожиданиям. Собранный таким образом материал можно анализировать, отбрасывая все то, что не актуально для понимания предмета, только на этапе анализа.

--------------------------------

<53> Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1993. С. 55.

Опыт такого (исследовательского) чтения великолепно нарабатывается посредством самостоятельной проработки любых тем.

Способность профессионально правильно и быстро обрабатывать большие объемы самого разнообразного текста в дальнейшем поможет справиться со всякой темой или делом, подлежащим риторической разработке.

Очевидно, что при всяком осмысленном чтении требуется как можно более солидный словарный запас, чтобы не спотыкаться на незнакомых словах и всегда точно извлекать нужные смыслы. Для этого при чтении любой книги не пропускаем ни единой возможности точно выяснить смысл всякого не до конца понятного слова. Любые словари и самые разнообразные научные справочники следует держать под рукой, обязательно сверяясь с ними в каждом необходимом случае. Это приведет к навыку тщательно изучать и анализировать законодательство и правоприменительную практику.

Ираклий Андроников <54> на вопрос о своей образованности отвечал так: читал хорошие книжки, думал и общался с образованнейшими людьми. Да, секрет прост: образование и самообразование. И это то, что завещал Дмитрий Сергеевич Лихачев, он говорил: ".для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть "любителями слова", ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее" <55>. И тогда вы обязательно станете хорошими судебными ораторами.

--------------------------------

<54> О себе Ираклий Андроников писал так: "Историю и теорию литературы, стилистику, историю русского языка я проходил одновременно в двух вузах: у Б.М. Эйхенбаума, у В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского, Г.А. Густковского, В.В. Виноградова, занимался на семинаре замечательного лингвиста Л.В. Щербы, на других отделениях слушал историков А.Е. Преснякова, С.Ф. Платонова, Е.В. Тарле, языковеда Н.Я. Марра, но старался выбрать тех, кто отличался красноречием, умел увлекать аудиторию и даже, например, как Тарле, полностью покорял ее" // Андроников Ираклий. Избранные произведения. Т. 1. С. 7.

<55> Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо 44: Об искусстве слова и филологии. М., 1998. С. 54.

[Cкрыть]
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 1791

Лучшие авторы в этой теме

  • лекс

    1

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...