Золотая Орда принимает католичество - Альтернативная история Средних веков - Strategium.ru Перейти к содержимому

Золотая Орда принимает католичество

Рекомендованные сообщения

Адмирал

В числе «благодеяний», которые татары оказывали Руси, евразийцы обязательно упоминают «покровительство» ханов Золотой Орды в отношении православной церкви. В качестве примеров подобного «покровительства» называются, прежде всего, создание Сарайской православной епархии и выдача русским митрополитам ярлыков, освобождавших их от платежа дани в Орду. Такие факты действительно имели место, но всё же евразийцы лукавят, умалчивая о том, что точно такое же, если ещё не большее покровительство золотоордынские ханы оказывали католикам. Вот выдержки из примечательного исследования по данному вопросу:

В период существования Золотой Орды на её территории взаимодействовали различные конфессии. Наряду с государственной религией – исламом – и имевшим в Восточной Европе прочные позиции православием, борьбу за влияние на мировоззрение золотоордынского населения и элиты вели католики. Однако католичество не имело серьёзных этнических корней в Восточной Европе. Католические миссионеры и священники пытались решить в Золотой Орде несколько задач, соотношение которых в разные периоды времени и в зависимости от политической конъюнктуры, было различным: 1) проповедь католичества; 2) обслуживание общин католиков; 3) идеологическое и политическое влияние католиков и папства на элиту и общество в целом (обращённых или лояльных к католичеству); 4) дипломатические связи; 5) разведка и сбор полезной информации. Отношения католических миссионеров и священников с монгольскими и золотоордынскими ханами начались ещё в 1240-х гг. Однако церковная и миссионерская организации католиков в Золотой Орде стали складываться с конца XIII в., в период активизации торговли итальянских «морских» государств с Северным Причерноморьем и Золотой Ордой.

В 1286–1287 гг. была учреждена Северная Татарская Викария или просто Северная Викария («Vicaria Tartariae Aquilonaris») Францисканского ордена. В XII–XV вв. в католической Европе под термином «викария» могли подразумеваться: наместничество, представительство, миссия как часть католической церковной организации, находившаяся на территории, которая в силу особых причин не могла быть епархией. Как правило, викарии создавались на миссионерских территориях. В Северной Татарской викарии было два округа (кустодии): 1. Газария («Custodia Gazariae»), включающая Крым, Подунавье, Приднепровье, с городами Кафа (центр кустодии), Солхат, Кырк-Ер (Kerqueti) и Вичина (Vicum); 2. Сарай («Custodia Sarayae») с постоянным местопребыванием в столице Золотой Орды. Термин «кустодия» в переводе с латыни означает: «охрана, надзор, пост, убежище». В данном случае этим термином обозначалась территориально-иерархическая единица (округ) Францисканского Ордена, входившая в какую-либо викарию.

С конца XIII в. Францисканский Орден стал вести активную миссионерскую деятельность по всему Востоку. В 1279–1283 гг. появилась Восточная Татарская Викария («Vicaria Tartaria Orientalis») – в государстве ильханов хулагуидов и на подконтрольных им территориях, а в 1291 г. Китайская Викария («Vicaria Cathay») – в Монгольской империи Юань. С деятельностью католических миссионеров в Золотой Орде в конце XIII – начале XIV вв. связан «Codex Cumanicus» – половецко-латинский словарь (глоссарий и разговорник). В первой четверти XIV в. на территориях Северной Викарии начала формироваться церковная организация: в 1300 г. появилась епархия в Тане (Азов), в 1303–1304 гг. – в Херсоне и Воспоро (Керчь), в 1315 г. – в Сарае, в 1320 г. – в Кафе (Феодосия). В XIV в. наступает расцвет церковной и миссионерской организации католиков в Золотой Орде.

О деятельности католиков в Золотой Орде сохранилось небольшое количество документов, содержащиеся в них сведения безусловно ценны, но отрывочны и неполны. Однако они позволяют в общих чертах проследить пространственное распространение миссионерства в Золотой Орде и в отдельных пунктах. Ценнейший фонд таких документов содержится в отделе англосаксонских и латинских древних рукописей библиотеки Британского Музея в Лондоне, которая в 1973 г. вошла составной частью в структуру Британской Национальной библиотеки. Здесь, помимо прочего, представлены

документы Ордена Францисканцев о миссионерской деятельности на Востоке в средние века. Значительная часть этих документов была опубликована во II томе сборника Г. Голубовича, в том числе сообщение анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев на Востоке в 1320–1330 гг. Орден Миноритов (Меньших братьев) в то время был составной частью Ордена Францисканцев. Документ написан на средневековой латыни и датируется не позднее 1329 г. По содержанию документ представляет собой список миссионерских пунктов Ордена Францисканцев и Ордена Проповедников (одно из названий Ордена Доминиканцев) в различных городах и поселениях Востока, иногда с добавлением сведений об этих местопребываниях и отдельных лицах, связанных с ними (проповедники, святые-мученики, правители). По назначению документ, скорее всего, является кратким отчётом о деятельности Ордена Францисканцев на Востоке в 1320-е гг., составленным для руководства Ордена и, возможно, для папства.

Документ озаглавлен следующим образом: «О местопребываниях Братьев Миноритов и Проповедников в Татарии». Термином «loca» (места, местопребывания) обозначались точные места расположения миссий. В начале документа идёт перечисление этих местопребываний – «монастырей» («monasteria») в Северной Татарии (Северной Татарской Викарии на территории Золотой Орды), которая существовала на протяжении XIV в. Наличие на одной территории викарии и епархии (Сарайская католическая епархия), видимо, свидетельствует о том, что они выполняли разные функции: епархия управляла (в духовной сфере) общинами католиков, викария осуществляла прежде всего миссионерскую деятельность. Далее повествуется о том, что в Северной Татарской Викарии имеется восемнадцать постоянных монастырей, хотя в тексте было перечислено всего семнадцать. Акцент на «постоянные» или «неподвижные» монастыри указывает на наличие также и передвижных миссий, о которых сообщалось в других источниках. Термин «монастырь» использовался, видимо, вследствие наличия в постоянной миссии нескольких монахов, живущих по правилам католических монастырей. Однако назначение данных «монастырей» заключалось, большей частью, в осуществлении миссионерской деятельности. В других источниках применялись также термины «убежище» и «место».

Первым пунктом в списке стоит поселение Вичина (vicina), название которого приведено, в отличие от других, не с заглавной, а с прописной буквы, что, вероятно, указывает на негородской характер населённого пункта. Также возможно, что это название местности, этнической или территориальной общины. В тексте говорится, что это место находится по соседству с Данубией (Danubia). Данубией в средние века называли область на северо-западном побережье Чёрного Моря, прилегающую к нижнему течению Дуная. В настоящее время эта местность локализуется на черноморском побережье Румынии (Добруджа), Болгарии и, возможно, Молдавии. Таким образом, Вичина скорее всего располагалась на северо-западном побережье Чёрного моря.

Следующим пунктом в списке назван Мауро кастро (Mauro castro), что является средневековым итальянским названием Белгорода-Днестровского, расположенного в устье Днестра при впадении в Чёрное Море. Несколько пунктов располагалось в Крыму: Херсонес (Cersona), Чембало (Cimbalo) – средневековое итальянское название Балаклавы; Барассон (Barason) – скорее всего, средневековое итальянское название Карассу-Базара; Солдайя (Soldaia) – средневековое итальянское название Судака, упоминаемого в русских источниках как Сурож, в греческих – как Сугдея. В итальянской Кафе (Capha) – современной Феодосии – было два пункта. Далее приведены пункты на восточном побережье Чёрного Моря: Тана (Thana) – средневековое итальянское и греческое название золотоордынского Азака и современного Азова; а также два места в Куммагерии (Cummageria) – средневековое итальянское название местности на Таманском полуострове, которая точно не локализуется, но, возможно, располагалась на территории средневековой Тмутаракани (Матреги).

Наиболее интересными для исследователей истории Золотой Орды являются сведения о пунктах католических миссионеров в Нижнем Поволжье. Главный пункт был в столице – в Сарае (Saray), другой – в местности, называемой «Святой Иоанн» (Sancto Johanne), где находилась могила Коктогана (Coktogani), сына императора. Место расположения миссии Святого Иоанна в данном и других текстах точно не локализовано. По другим сообщениям известно, что миссия находилась в трёх милях (~5 км) от Сарая. Коктоган, или Котогонт, известен и по другим францисканским источникам из собрания рукописей библиотеки Британского музея. По восточным источникам его можно идентифицировать с Кутуганом – сыном Менгу-Тимура, братом Токты-хана. Третий в Нижнем Поволжье пункт находился в Укеке (Ugek). Укек встречается и в других списках миссий в нескольких транскрипциях: «Ugek», «Ugueth», «Uguech». Издатели и комментаторы данного текста ошибочно помещали Укек на полпути между Булгаром и Самарой. При этом они ссылались на утверждение Лакруа во Всемирной Истории. Видимо, это произошло от ошибочного прочтения сообщения Абульфиды, помещавшего Укек на полпути между Булгаром и Сараем.

Нельзя считать окончательно выясненным местонахождение следующей миссии, которая называется Делена или Селена (Delena/Selena). Имеется несколько версий её локализации: 1) на золотоордынской территории Нижнего Поволжья или Предкавказья; 2) на западном побережье Каспийского моря недалеко от Баку; 3) в Грузии; 4) в Крыму.

Две последние францисканские миссии, относящиеся к Северной Татарской Викарии, находились в Грузии – Иверии (Yveria).

Также, кроме францисканских миссий, в тексте документа упоминаются находящиеся на территории Золотой Орды доминиканские миссии в Кафе (Capha) и Тане (Thana).

Латинский текст:

De locis Fratrum Minorum et Predicatorum in Tartaria. – [e. an. 1320–30].

In Tartaria Aquilonari fratres Minores habent monasteria immobilia 18, in civitatibus et villis infra scriptis, videlicet: in vicina iuxtra danubin. In Mauro castro. In Cersona, ubi beatus Clemens fuit exulatus, et ibi fundavit lxx ecclesias… (…). In Cimbalo. In Barason. In Soldaia. In Capha duo loca. In Thana. In Cummageria duo loca. In Saray. In Sancto Johanne, ubi est sepulcrum Coktogani filii Imperatoris. In Ugek. In Delena (Selena?). In Yveria duo loca, ubi rex illius gentis, et multi de populo istis annis sunt conversi… (…).

Перевод:

О местопребываниях Братьев Миноритов и Проповедников в Татарии (1320–1330 гг.)

В Северной Татарии у Братьев Миноритов имеется восемнадцать постоянных монастырей, а именно в общинах и городах, указанных ниже: Вичина (vicina) по соседству с Данубией (Danubia); в Мауро кастро (Mauro castro); в Херсонесе (Cersona), где Святой Климент был в изгнании и основал там 70 храмов… (…); в Чембало (Cimbalo); в Барассоне (Barason); в Солдайе (Soldaia); в Кафе (Capha) в двух местах; в Тане (Thana); в Куммагерии (Cummageria) в двух местах; в Сарае (Saray); в месте Святой Иоанн (Sancto Johanne), где находится могила Коктогана (Coktogani), сына императора; в Укеке (Ugek); в Делене (Delena/Selena); в Иверии (Yveria) в двух местах, где царь этого народа и многие из людей были обращены… (…).

Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения

Варвары и католичество?Не представляю Папу Римского-монгола того времени.

Ссылка на комментарий

Saphels

Они все равно выбрали ислам. Точнее, Узбек выбрал. А так монголы были тенгрианцами.

Варвары и католичество?Не представляю Папу Римского-монгола того времени.

Почему они варвары?

Ссылка на комментарий

Адмирал
Варвары и католичество?Не представляю Папу Римского-монгола того времени.

Это была общая информация,что католичество в Золотой Орде имело место быть.А теперь собственно альтернативка.1206 год.Чингисхан становиться ханом ханов,а по факту королем всея Монголия.В это время в Монголию пребывает несколько миссионером от папы Римского.Онги были очень удивленны организацией армии монголов,а еще более щедрым приемом самого хана.И так им тут понравилось,что они решили остаться.Им удалось убедить Чингисхана принять католичество,а уж он позаботился об принятии католичества во всей своей империи.1238 год.Король Батый,который не так давно был коронован папой начинает крестовый поход на Русь.Что было бы тогда?Была бы продолжена экспансия монголов?Пошли бы монголы в Индию?И что бы стало с их империей?

Ссылка на комментарий

Это была общая информация,что католичество в Золотой Орде имело место быть.А теперь собственно альтернативка.1206 год.Чингисхан становиться ханом ханов,а по факту королем всея Монголия.В это время в Монголию пребывает несколько миссионером от папы Римского.Онги были очень удивленны организацией армии монголов,а еще более щедрым приемом самого хана.И так им тут понравилось,что они решили остаться.Им удалось убедить Чингисхана принять католичество,а уж он позаботился об принятии католичества во всей своей империи.1238 год.Король Батый,который не так давно был коронован папой начинает крестовый поход на Русь.Что было бы тогда?Была бы продолжена экспансия монголов?Пошли бы монголы в Индию?И что бы стало с их империей?

Вы забываете, что в среди монгольских племен уже было распространено христианство- несторианство. Поэтому монгольский поход на святую землю зачастую многие историки называют желтым крестовым походом.

Чингисхан не перешел бы в иную религию по одной простой причине:

Слой общества на который он опирался исповедовал тенгринство и государя-иноверца не стал бы держать на своем престоле.

Да и подтачивать свои позиции он бы не стал, учитывая, что он потомок золотого луча(т е Тенгри).

Ссылка на комментарий

Это была общая информация,что католичество в Золотой Орде имело место быть.А теперь собственно альтернативка.1206 год.Чингисхан становиться ханом ханов,а по факту королем всея Монголия.В это время в Монголию пребывает несколько миссионером от папы Римского.Онги были очень удивленны организацией армии монголов,а еще более щедрым приемом самого хана.И так им тут понравилось,что они решили остаться.Им удалось убедить Чингисхана принять католичество,а уж он позаботился об принятии католичества во всей своей империи.1238 год.Король Батый,который не так давно был коронован папой начинает крестовый поход на Русь.Что было бы тогда?Была бы продолжена экспансия монголов?Пошли бы монголы в Индию?И что бы стало с их империей?

С католичеством они бы стали опорой этой ветви христианства по всей Евразии.Ведь равной армии монголов не было на тот момент.

Ссылка на комментарий

Olegard
С католичеством они бы стали опорой этой ветви христианства по всей Евразии.Ведь равной армии монголов не было на тот момент.

Всё же мосульманство, как более азиатское учение - ближе для монголов... Если не считать их дикое желание оставаться поклонниками язычества... ;)

Ссылка на комментарий

Всё же мосульманство, как более азиатское учение - ближе для монголов... Если не считать их дикое желание оставаться поклонниками язычества... ;)
Мусульманство и было создано азиатами для азиатов.
Ссылка на комментарий

Мусульманство и было создано азиатами для азиатов.

Согласен. Со временем люди догадались, что Бог, как Высший Разум , лишь один, но монотеизм распространился и разделился адаптируясь под культуру каждого из народов.

Ссылка на комментарий

Согласен. Со временем люди догадались, что Бог, как Высший Разум , лишь один, но монотеизм распространился и разделился адаптируясь под культуру каждого из народов.

Для каждого своё.Хорошо хоть у всех один Бог главный,а то помним Пантеоны всякие с тысячами богов.

Ссылка на комментарий

Для каждого своё.Хорошо хоть у всех один Бог главный,а то помним Пантеоны всякие с тысячами богов.

Пантеоны тоже не плохо, современная школота-язычники спорили бы так: "Твой бог гамно, вот мой ваще всех нагнет епт".

Изменено пользователем Posuret
Ссылка на комментарий

Пантеоны тоже не плохо, современная школота-язычники спорили бы так: "Твой бог гамно, вот мой ваще всех нагнет епт".
Многобожество,мне кажется,приводит к не очень хорошим последствиям,не зря же сейчас мы христиане,а не славянские язычники.
Ссылка на комментарий

Католичество не приняли бы ни при каких условиях (скорее уж православие или несторианство). У католиков существовал обязательный налог - "десятина", который платили папе и церкви. Что-что, а деньги умели считать и монгольские ханы, и смотреть, как деньги уходят на сторону, навряд ли стали...

Ссылка на комментарий

Католичество не приняли бы ни при каких условиях (скорее уж православие или несторианство). У католиков существовал обязательный налог - "десятина", который платили папе и церкви. Что-что, а деньги умели считать и монгольские ханы, и смотреть, как деньги уходят на сторону, навряд ли стали...

У них был бы свой антипапа :lol:

Вообще я думаю, исходя из истории, что если бы представители какой-либо религии привели привели бы к власти своего претендента на ханский трон, то та религия бы и рулила.

К примеру, хана Узбека привели мусульмане к власти - он в благодарность им сделал ислам государственной религией, отвернулся от предков, казнил 120 ближайших родственников, не пожелавших переходить в ислам и стал насаживать ислам среди язычников.

Всё же мосульманство, как более азиатское учение - ближе для монголов... Если не считать их дикое желание оставаться поклонниками язычества... wink.gif

Хотелось бы отметить, что вы очень не правы, ибо мусульманская религия наименее подходит для монголов:

1. Совершенно иные отношения в традиционной монголо-тюркской семье и исламской. Женщины у тюрков/монголов изревле занинимали почти равное положение с мужчинами. Они могли даже рулить целыми областями империй. К примеру, когда Чингисхан выступил в поход на завоевание Хорезма, то оставил присматривать за госуударством своей дочери и матери(насколько я помню).

2. Ислам выставляем монголов, как... чуть-ли не демонов, ибо основная легенда заточения монголов в долине Эрхонэ очень похожа на легенду о яджуджах и маджуджах.

Изменено пользователем kulbek
Ссылка на комментарий

Ragvalod

Возможно, монголы могли бы принять Католицизм во время т.н. "Желтого Крестового Похода", где сотрудничали с крестоносцами. Обряды бы могли остатся уже знакомыми им несторианскими, но формально подчинялись бы Риму.

Ссылка на комментарий

Возможно, монголы могли бы принять Католицизм во время т.н. "Желтого Крестового Похода", где сотрудничали с крестоносцами. Обряды бы могли остатся уже знакомыми им несторианскими, но формально подчинялись бы Риму.

Если честно, то меня терзают большие сомнения насчет этого. так как не было подвязок среди населения. Если бы золотоордынцы завоевали территории католических королевств, то шанс принятия монголами этой религии был бы и наверняка какой-нибудь монгольский ставленник, исповедующий католицизм, смог бы захватить власть в Орде опираясь на войско западных провинций.

А так... увы...

Ссылка на комментарий

Мусульманство и было создано азиатами для азиатов.

Мусульманство было создано бедуинами-кочевниками для покоренных народов.

И насчет перехода в католичество, все католики - подданные папы, папа - наместник бога... и шоб сотрясатель вселенной стал подданным какого-то шамана на другом конце света?

З.Ы. ошибка, все люди (католики, некатолики - нелюдь) - овцы, а папа и священники пастыри - и Чингизхан по своей доброй воле стал бараном?

Изменено пользователем 2rapuH
Ссылка на комментарий

Мусульманство было создано бедуинами-кочевниками для покоренных народов.

И насчет перехода в католичество, все католики - подданные папы, папа - наместник бога... и шоб сотрясатель вселенной стал подданным какого-то шамана на другом конце света?

З.Ы. ошибка, все люди (католики, некатолики - нелюдь) - овцы, а папа и священники пастыри - и Чингизхан по своей доброй воле стал бараном?

При чем тут Чингисхан?

Он конечно не стал бы переходить в католичество, ибо опирался он в своей власти на язычников- тенгрианцев.

А вот золотоордынцы при завоевании католических земель вполне могли бы перейти в католичество. Трудно что ли:

1. Обратить 1 чингизида в католицизм

2. силой своего оружия привести его к власти

3. уничтожить некатоликов

4 WIN

По той же схеме действовали мусульмане. Если бы русские не занимались междуусобицей, то вполне могли бы привести своего ставленника к власти а там глядишь:

1. Все Поволжье,Средняя Азия, Кавказ были бы христианскими.- это точно

2. А там глядишь православие распространилось бы на Персию и Индию и добрый кусок Китая.

Ссылка на комментарий

Ричард
Вы забываете, что в среди монгольских племен уже было распространено христианство- несторианство.

В Сев. Корее тоже распространён коммунизм.

Давайте и Свидетелей христианами называть.

Мусульманство было создано бедуинами-кочевниками для покоренных народов.
папа - наместник бога

1376124020_1436375826.jpg

Чингизхан по своей доброй воле стал бараном?

У Каркуши Великуши и прочих монархов Европы проблем это не вызывало.

Если бы русские не занимались междуусобицей, то вполне могли бы привести своего ставленника к власти а там глядишь:

1. Все Поволжье,Средняя Азия, Кавказ были бы христианскими.- это точно

2. А там глядишь православие распространилось бы на Персию и Индию и добрый кусок Китая.

Не переживай, пока оно не дойдёт до всех, Второго Пришествия не случиться.

А вот золотоордынцы при завоевании католических земель вполне могли бы перейти в католичество. Трудно что ли:

1. Обратить 1 чингизида в католицизм

2. силой своего оружия привести его к власти

3. уничтожить некатоликов

4 WIN

Кто-то переиграл в Крестоносцы 2

Изменено пользователем Ричард
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 47
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 14179

Лучшие авторы в этой теме

  • kulbek

    13

  • pop890

    5

  • Alma Latina

    5

  • Ричард

    4

  • -An-

    3

  • Lavrentia

    3

  • 2rapuH

    2

  • Адмирал

    2

  • Saphels

    1

  • Olegard

    1

  • simuil

    1

  • xa6apuk

    1

  • Posuret

    1

  • Falcssonn

    1

  • Empy

    1

  • Elektor

    1

  • Ragvalod

    1

  • golatin

    1

  • Алексан

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...