Колесные танки - Новости военной индустрии - Strategium.ru Перейти к содержимому

Колесные танки

Колесные танки  

23 голоса

  1. 1. Колесные танки

    • Это абсолютно новый уровень в военнотехникостроении
      0
    • И у гусеничного, и у колесного есть свои преимущества и недостатки
      10
    • Удачи колесным НАТО по дорогам России
      13


Рекомендованные сообщения

Drovosekas

На протяжении последних десятилетий мировая оборонная промышленность придумала немало новых видов вооружения. Среди прочих определенный интерес представляет идея установки сравнительно мощного вооружения на относительно легкое колесное шасси с соответствующим бронированием. Такая военная техника получила неофициальное название «колесный танк». При этом вопрос классификации подобных бронемашин до сих пор не имеет четкого и однозначного ответа. Дело в том, что разные страны используют отличающиеся друг от друга термины. В результате в одних армиях служат тяжелые бронеавтомобили, в других – пушечные броневики, а третьи используют бронированные разведывательные машины. Наконец, в договоре ДОВСЕ подобная техника значится как боевые машины с тяжелым вооружением (БМТВ). При этом все три или четыре «класса» техники почти не отличаются друг от друга в основных чертах своего облика.

К сожалению авторов идеи, проблемы с классификацией – далеко не самые серьезные трудности колесных танков. На уровне самой своей идеологии они имеют ряд характерных особенностей, которые на протяжении многих лет вызывают активные споры в военных кругах, а также среди экспертов и любителей военной техники. Чаще всего колесные танки сравниваются с тяжелыми гусеничными бронемашинами, из-за чего обсуждения очень редко заканчиваются согласием сторон. Попробуем разобраться, чем хороши и чем плохи колесные БМТВ, а также попытаемся предугадать будущее броневиков с мощными пушками.

Прежде всего надо разобраться с предпосылками к появлению первых колесных танков и формированием их облика. Если их старшие гусеничные собратья формировались для работы в европейских условиях, где проходили самые крупные войны прошлого века, то колесные бронемашины с пушечным вооружением в некоторой мере являются «порождением» ландшафта других континентов. В качестве примера первого колесного танка часто приводится французский бронеавтомобиль Panhard AML, одна из модификаций которого несла 90-миллиметровую пушку. Колесная ходовая часть этого броневика хорошо зарекомендовала себя в условиях Африки во время разных войн с участием Франции. Что касается вооружения, то пушка CN-90FJ была эффективна практически против всех целей, с которыми приходилось бороться французским солдатам. Однако главным толчком к созданию тяжелого броневика с серьезной пушкой оказались боевые действия на юге Африки. Военные ЮАР достаточно быстро пришли к выводу, что наиболее эффективными в тамошних условиях будут колесные бронемашины с, как минимум, противопульной защитой и противотанковым вооружением, например, пушкой или ПТРК. Одновременно с этим появились и первые задумки в отношении броневиков системы MRAP.

Колесные шасси были признаны наиболее перспективными ввиду их хорошего ресурса. Во время боев с ангольскими вооруженными формированиями южноафриканским солдатам очень часто приходилось совершать длительные марши по автодорогам. Гусеницы классических танков в таком случае быстро приходили в негодность и подавляющее большинство новой техники стали делать на колесном ходу. Кроме того, сказались производственные возможности и географические особенности местности. Из-за сравнительно твердого грунта саванн характеристики проходимости гусеничных танков оказались избыточными, что, однако, почти никак не сказывалось на износе гусениц. Такой интересный подход к выбору ходовой части в итоге сказался на всем облике армии ЮАР – даже полноценные самоходные артиллерийские установки выполнены на колесной базе.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Собственно говоря, именно хорошие ходовые качества на нормальных дорогах вместе с высоким ресурсом движителя стали главной причиной того, что вслед за южноафриканскими бронеавтомобилями Ratel FSV90 стали появляться другие машины похожего облика. Со временем количество тяжелых бронеавтомобилей с пушечным вооружением достигло тех размеров, при которых можно было говорить о сформировавшейся тенденции. На данный момент широкую известность получили французские ERC-90 и AMX-10RC, итальянская Centauro, американская M1128 MGS и другие машины этого класса. Российские военные и конструкторы пока не определились с необходимостью подобной техники для наших вооруженных сил, но уже проявили интерес к зарубежным разработкам, которые могут помочь сформировать общее представление о конструктивных особенностях колесного танка.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Стоит отметить, в основном придется довольствоваться только конструктивными подробностями. Дело в том, что из всей массы колесных танков в реальных широкомасштабных боевых действиях удалось поучаствовать только южноафриканскому Ratel FSV90. Другие машины этого класса участвовали в боях лишь в небольшом количестве и только в небольших локальных конфликтах, где приходилось воевать со слабо оснащенным противником. Так, в 1992 году восемь итальянских Centauro были отправлены в Сомали, где участвовали в миротворческой операции. Почти сразу выяснилось, что мощность 105-мм пушки LR избыточная для борьбы с подавляющим большинством целей, встречавшихся итальянским миротворцам. Поэтому большая часть боевых заданий касалась наблюдения за местностью и выдачи информации патрулям, для чего весьма полезными оказались новые наблюдательные приборы. Тяжелое вооружение бронемашин применялось только в некоторых случаях для самообороны. При этом не обошлось без нареканий. Прежде всего, солдат не устроила прочность шин. Состояние дорог в Сомали было, мягко говоря, неудовлетворительным: даже главная трасса страны «Императорское шоссе» к моменту прибытия броневиков «Кентавр» уже года четыре не видела ремонтников, а на остальных дорогах дело обстояло еще хуже. Из-за этого итальянским миротворцам слишком часто приходилось менять колеса ввиду постоянных повреждений. Со временем Centauro стали комплектоваться более прочными шинами. Более серьезной проблемой оказалось бронирование. Корпус итальянского колесного танка делался с расчетом на обстрел из 12,7-миллиметрового стрелкового оружия, но в ряде случаев во время засад «Кентавры» получали серьезные повреждения от пулеметов ДШК. Более серьезное вооружение, например гранатометы РПГ-7, могло просто уничтожить бронемашину. По этим причинам итальянцам в срочном порядке пришлось заказывать у Великобритании комплекты динамической защиты ROMOR-A. Благодаря своевременному усилению защиты, Италия не потеряла в Сомали ни одного колесного танка.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Примечательно, что во время боев в Сомали проявились все основные недостатки концепции колесного танка. Несмотря на предварительные расчеты, колесный движитель на практике не имел большого преимущества перед гусеничным. Большая максимальная скорость в реальных условиях была невозможна ввиду отсутствия хороших дорог, а на бездорожье проходимость колесных машин нередко оказывалась хуже, чем у гусеничных. Кроме того, «Кентавры» с первым вариантом колес, как уже говорилос, были подвержены регулярному повреждению шин. Что касается ресурса ходовой части, то из-за специфических нагрузок при движении по пересеченной местности фактический износ деталей оказался гораздо выше расчетного, как раз на уровне гусениц танков. В результате все казавшиеся преимущества, связанные с различными аспектами передвижения, были «убиты» реальной обстановкой. В дальнейшем броневик Centauro был немного доработан, в частности увеличился ресурс ходовой части.

Вторая «сомалийская» проблема была связана с уровнем защиты. При создании первых колесных танков предполагалось, что эта техника возьмет на себя роль основных танков в конфликтах со слабо вооруженным противником. Поэтому большинство бронеавтомобилей с тяжелым вооружением не оснащаются противоснарядным бронированием. Тем не менее, уже первые случаи использования колесных танков в локальных конфликтах продемонстрировали, как минимум, сомнительный характер такого технического решения. Машины с противопульным бронированием могут достойно противостоять противнику, вооруженному только стрелковым оружием. Но против артиллерии или танков они просто бесполезны. Тут же можно вспомнить и избыточную мощность оружия, проявившуюся еще в Сомали. В результате получается достаточно странная машина с колесной базой, мощным оружием и слабой защитой. На протяжении всей истории бронетехника развивалась по пути баланса вооружения и защиты. Колесные танки, в свою очередь, попытались сломать эту техническую «традицию», но особого успеха не достигли. Более того, установка мощного орудия в случае с некоторыми БМТВ возымела весьма интересные последствия. Большинство колесных танков имеет сравнительно высокий центр тяжести (выше, чем у танков классической схемы), что при повороте башни на большой угол от продольной оси может привести к опрокидыванию машины набок. Гусеничные ОБТ такой проблемы не имеют.

Как уже говорилось, итальянские «Кентавры» еще во время работы в Сомали получили модули дополнительной защиты. По тому же пути пошли и другие страны. Например, американский колесный танк M1128 MGS семейства Stryker комплектуется целым набором средств для повышения уровня защиты. Все эти бронепанели и противокумулятивные решетки увеличивают общий вес машины, что ухудшает ее ходовые качества. В то же время, почти все колесные танки имеют боевую массу не более 20-25 тонн, что значительно меньше соответствующего параметра любого современного основного боевого танка. Как следствие, переброска колесных машин с тяжелым вооружением становится более простым делом, нежели транспортировка танков.

M1128 MGS

Возможность перевозки колесных танков военно-транспортной авиацией силами наиболее распространенных самолетов (C-130 и подобные ему) является одной из главных причин того, что этот класс техники продолжает развиваться и пока не уходит с военной «сцены». Военные конфликты последних лет привели к формированию новой концепции применения войск, подразумевающей быструю переброску в район боевых действий. Военные некоторых стран развили эту идею до интересного вида: первой к месту боев должна прибывать сравнительно легкая техника, наподобие бронетранспортеров, боевых машин пехоты и все тех же колесных танков. Далее, при необходимости, к линии фронта могут быть доставлены более тяжелые бронемашины наподобие полноценных танков или самоходных артиллерийских установок. Таким образом, легким и средним бронемашинам, в том числе и колесным танкам, придаются функции главной ударной силы сухопутных войск, имеющей высокую мобильность.

И все же использование колесных машин с мощным вооружением требует правильного подхода к планированию операций. К примеру, колесные танки не должны встречаться в бою с гусеничными или с артиллерией, иначе результат этого столкновения вряд ли будет хорошим для техники на колесном ходу. В таком случае колесные танки должны бороться с легкобронированной техникой противника, например, с бронетранспортерами и БМП, не входя в зону поражения их оружия. Это касается вооруженных конфликтов высокой интенсивности. В случае с контртеррористическими, противопартизанскими или миротворческими операциями применение колесных танков так же требует правильного планирования, но при этом уже нет необходимости так «беречь» колесные бронемашины от встреч с гусеничными танками и артиллерией. В то же время, партизанские вылазки противника могут потребовать соответствующего подхода к защите машин, которые должны быть выполнены в соответствии с концепцией MRAP.

Для специалистов уже давно не секрет, что колесные танки с гусеничными роднят только одно слово в названии, к тому же неофициальном, а также большой калибр орудия. Однако время от времени в различном контексте всплывает вопрос вытеснения основных танков колесными бронемашинами с тяжелым вооружением. Как понятно из приведенных выше фактов, при современном состоянии дел колесный танк не сможет не только полноценно выполнять все функции ОБТ, но и даже просто приблизиться к последнему по целому ряду характеристик. В связи с этим о замене гусеничной техники колесной, пусть даже частичной, пока нигде не идет и речи. Что касается будущего колесных танков, то дальнейшее развитие этой идеи, скорее всего, пойдет по пути улучшения защиты при сохранении сравнительно малой боевой массы. Вооружение должно остаться прежним, ведь установка еще более мощных пушек, чем, например, на итальянском «Кентавре», связана с рядом технических проблем, которые просто невозможно решить, сохранив имеющиеся преимущества этого класса техники.

Однако последнее слово в формировании облика колесных танков будущего все же останется за реалиями военных конфликтов последнего времени, в которых участвовала эта техника. Во время практического применения всех имеющихся БМТВ накопилось большое количество претензий к конструкции, часть из которых уже решена. Тем не менее, немалое количество проблем осталось и их исправление может значительно изменить облик колесных танков. Но, скорее всего, и в этом случае они не смогут полностью вытеснить привычные танки на гусеничном ходу.

Взято Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Drovosekas
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Dramon

Посмотришь на картинку и думаешь,куда делся этот белый островок посреди черного континента...

А так у нас есть БМП,которым коль поставить башню и орудие поболее,то готов колесный танк...

Изменено пользователем Dramon
Ссылка на комментарий

Лоялист

Колесные танки ... Да, Россию таким не захватишь, это точно.

Ссылка на комментарий

fursh

их главное преимущество в том что они дешевле и проще в эксплуатации. а будущее за шагоходами АТ-АТ!

Ссылка на комментарий

Ермак

Как говорится хороша ложка к обеду. В разных условиях нужна разная боевая техника. Я например, не вижу причин почему бы совместно не использовать гусеничную и колесную технику. Они бы могли дополнять друг друга.

Ссылка на комментарий

Antinoh

Удачи им доехать на колёсах))) У нас танки-то иногда застревают))))

Ссылка на комментарий

Хакки

Когда люди воруют чужие статьи, они по законам С обязаны указать источник.

Ссылка на комментарий

Ермак
Когда люди воруют чужие статьи, они по законам С обязаны указать источник.

А кто то допускал мысль, что это авторская статья Дровосекаса? :D

Ссылка на комментарий

Drovosekas
Когда люди воруют чужие статьи, они по законам С обязаны указать источник.

Да, это правда, надо бы указать. Не подумал.

Ссылка на комментарий

Panzership

Колёсные танки/колёсные истребители танков/тяжелые бронемашины - это эрзац, вызванный чрезмерным утяжелением и удорожанием ОБТ. В этом смысле появление таких машин вполне закономерно - если экспедиционным войскам нужна бронетехника для огневой поддержки и придания остойчивости соединениям в борьбе против сферических бедуинов на джипах, нет смысла тащить за тысячи километров 60-тонные монстры с многослойной броней, защитой от ЭМИ и способностью эффективно поражать танки противника на расстоянии 7 км. Да и проблемы снабжения и обслуживания этих махин в регионах с де-факто отсутствующей инфраструктурой никто не отменял.

Если же борьба будет вестись между равноценными противниками, то тут уже значение колёсных танков сильно упадёт. Но в любом случае подвижные, аэромобильные, хорошо вооруженные и относительно защищенные единицы будут полезны любой армии.

Изменено пользователем Panzership
Ссылка на комментарий

Гранин

Есть свои преимущества, есть недостатки.Но все-таки убежден, что по бездорожью много на нем не поездишь.

Ссылка на комментарий

Оружейник

Танки - это гусеничная техника, всё что не на гусеницах танком быть не может.

Ссылка на комментарий

ibnXattab
Танки - это гусеничная техника, всё что не на гусеницах танком быть не может.

Четкого определения танка, вообще, нет. Ни по гусеницам, ни по пушечному вооружению, ни по массе. Единственное различие между танками и бронетранспортерами в том, что во втором случае десанту необходимо быстро покинуть машину и конструктивно в этом плане различия. Вот например T10 Sherman M4A2, средний танк по классификации.

7c059363cac2.jpg

Ссылка на комментарий

nelsonV
Танки - это гусеничная техника, всё что не на гусеницах танком быть не может.
щито?
Ссылка на комментарий

Sergey Ace
Танки - это гусеничная техника, всё что не на гусеницах танком быть не может.

Гусеничная техника - это трактор.

А танки бывают очень разные, бывают на траках, бывают на колесах.

Ничего нового в колесных танках нет, достаточно вспомнить советский прототип А-20.

А еще были танки Фольмера (Чехословакия), и английские Виккерс-Волслей, и французские Рено и Шнейдер. Англичане пытались ставить на колесно-гусеничный ход свой средний танк 20-х годов Виккерс Mk.II, в 1926 г. появляются опытные экземпляры танкетки Карден-Ллойд в колесно-гусеничном варианте: одноместная Mk.III и двухместная Mk.V, а еще были французские колесно-гусеничные танки Сен-Шамон М.21, М.24 и М.26. И даже нейтральная Швеция, в 1929 г. создала колесно-гусеничное шасси Ландсверк-5 с опускающимися на рычагах четырьмя колесами большого диаметра. По-своему изящная боевая машина, созданная на этом шасси, получила название Strv m/31, в справочнике Хейгля танк фигурирует как Ландсверк-30.

Ссылка на комментарий

У них разные роли, колесный танк никогда не заменит гусеничный. Это совершенно разные машины созданные для разных целей.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 16
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 5364

Лучшие авторы в этой теме

  • Ермак

    2

  • Drovosekas

    2

  • Panzership

    1

  • Sergey Ace

    1

  • Dramon

    1

  • ibnXattab

    1

  • fursh

    1

  • nelsonV

    1

  • Antinoh

    1

  • Хакки

    1

  • Hram

    1

  • KoDer666

    1

  • Оружейник

    1

  • Лоялист

    1

  • Гранин

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...