marinin

О вендельском и не только периодах в начальной истории Швеции.

Рекомендованные сообщения

marinin

спойлерНажмите здесь!
 О вендельском и не только периодах в начальной историиШвеции.

Вендельский период в начальной истории Швеции (550 – 800гг.) имеет особо важное значение.

Он характеризуется разгромом державы Инглингов, взлетомкультуры, особым, уже сложившимся погребальным обрядом – трупоположением владье, не присущим до этого Скандинавии.

Следующий период – « эпоху викингов»( IX - XI вв.) ученые считают в известнойстепени продолжением и развитием Вендельского периода, в качестве основногоаргумента приводя факт сохранения и расширения погребений в ладье, в основномуже трупосожжений, как мужских, так и женских.

Сегодня захоронения в ладье большинство отечественных изарубежных ученых считает типично скандинавским ( шведским ) погребальнымобрядом, на этом основании называя скандинавскими любые подобные захоронения, втом числе и на территории Древней Руси.

Погребение знатного руса в ладье, описанное Ибн – Фадланом,также объявляется скандинавским, а русы соответственно– скандинавами.

Накопленный археологический материал по Древней Руси создаетпротиворечивую картину: скандинавскиепогребения перемешаны со славянскими, в скандинавских погребениях славянскиевещи, а в славянских – скандинавские ( а в тех и других – вещи финоугорские иарабские ); производство : вещи-гибриды, - то ли скандинавские ремесленникиделали изделия применительно к славянской среде, то ли славянские мастеракопировали скандинавские образцы.

Кроме того, налицо противоречие между скандинавскойтрактовкой ряда погребений и вещей на Руси и письменными источниками : втораяполовина IX - X вв.основные находки скандинавских вещей и в то же время сообщение летописцаНестора о том, что варяги-русь – славяне; XI век – сообщение русских и скандинавских источников о приходес Ярославом скандинавов и одновременное исчезновение «скандинавских вещей» вархеологических находках.

Объяснения данному противоречию могут быть следующие : илиЯрослав привел не скандинавов, а другой народ, или « скандинавские» вещи ипогребения на Руси ( и не только на Руси ) IX – X вв. скандинавскими не являются.

По поводу так называемых « молоточков Тора», которыенорманисты совершенно безосновательносчитают этноопределяющим признаком скандинавов, я уже высказывался ранее, всообщении « О молоточках Тора», ( раздел нетрадиционная история ).

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о « скандинавском»похоронном обряде, ближайшие истоки которого мы видим в Вендельскихзахоронениях.

Погребальный обряд отражает религиозные представлениянарода, его совершающего. Следовательно, необходимо выяснить, чьим религиозным представленияммогли соответствовать вендельскиетрупоположения в ладье. Для этого рассмотрим скандинавскую и славянскуюмифологию и практику.

И у скандинавов, и у славян трупосожжение считалось наиболеебыстрым и легким способом освобождениядуши от мертвого тела и достижения ею или Валгалы, или Рая-Ирия.

На первый взгляд, вендельские трупоположения ни кскандинавам, ни к славянам отношения не имеют. Действительно, ни те, ни другиене должны были хоронить своих лучших представителей через трупоположение, таккак это бы означало невозможность для души сразу достичь наивысшего состояния,ее долгие мучения в медленно гниющем теле. Не случайно русский купец,сопровождавший ибн – Фадлана на похоронах, заявляет ему : «Вы, о арабы, глупы,... Воистину, вы беретесамого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете егов прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновениеока, так что он входит в рай немедленно и тотчас»".

Но если мы внимательнее рассмотрим мифологии скандинавов иславян, то обнаружим очень интересные моменты.

В славянской мифологии мир порождается действием светлых итемных сил и имеет троичную структуру, отражаемую мировым деревом : верхний мир– мир светлых богов, нижний мир – мир темных богов и средний мир людей,расположенный между этими двумя мирами ( или нижняя часть светлого мира ).Между светлыми и темными богами идет непрерывная борьба, и мир существует,покасветлые боги одерживают победу. Победа темных сил означает гибель всего мираи,соответственно, мира людей.

Для славянина мир людей является важнейшим; в этом мире онживет и здесь же возрождается в потомках душа умершего человека. Ирий, частьмира светлых богов, имеет в данном контексте ценность постольку, посколькуявляется промежуточной ступенью между смертью человека и последующимвозрождением его души.

Сохранение мира людей напрямую связано с победой светлых силнад темными,что определяет активное участие славян в этой борьбе.

Данная борьба идет по двум направлениям :

- борьба с людьми,вставшими на сторону темных сил и пытающихся уничтожить привычный мир, мирлюдей ( = славянский мир );

- так и борьба с темными силами, протекающая в разных формах( умиротворение темных сил, их нейтрализация жертвами и заклинаниями, прямаяборьба с ними в одном ряду со светлыми богами…).

На переднем плане этой борьбы – славянские жрецы,жрецы-воины светлых богов, названные по имени главного бога Сварога, - варягами( см. работу « Заметки о руси и варягах» и комментарии, раздел Нетрадиционнаяистория ).

Славянский воин-жрец приносил в жертву светлым богам и мирулюдей свою земную жизнь со всеми ее радостями и печалями ( интересно, что одноиз значений слова « князь» у славян означает « жених», т.е. человек, еще непознавший полноту радостей жизни и которому это предстоит в будущем ).

Но было и особое самопожертвование, которого удостаивалисьлучшие из варягов, варяги-князья.

Оно заключалось в принесении в жертву не только конкретнойземной жизни, но и будущих возрождений души в последующих жизнях.

Смысл такой великой истрашной, с позиции славянина жертвы, - в перенесении борьбы с темными богамина их территорию, в нижний мир. Практической реализацией данной сверхжертвы,ставящей человека вровень со светлыми богами, и были трупоположения вВендельский и последующий периоды.

Активная борьба с темными силами в нижнем мире объясняет какналичие в данных захоронениях по несколько щитов, мечей и т.п., так иразнообразных средств передвижения в этом мире : основное – ладья ( как у Даждьбога), а также конь ( как у Перуна ), - или как верховой, или запряженный в повозкуи сани ( в дальнейшем – снабженный ледоступами ). Кроме того, ритуальныйхарактер оружия, шлемов предполагает захоронение воина-жреца.

Захоронения в ладье, до вендельского периода чуждыеСкандинавии и не имеющие корней в скандинавской космологии, соответствуютпредставлениям славян о способе передвижения Даждьбога по темному миру.

Набор животных в вендельских захоронениях многообразен. Ноглавным ритуальным животным, судя по дальнейшему развитию обряда ( эпоха « викингов», IX – XI вв.) , является конь. Изнародов балтийского побережья культ коня, гадание с использованием коня ипринятие на основе этого важнейших решений были присущи именно прибалтийскимславянам, в частности,славянам острова Рюген.

Кроме того, весьма показательны детали вендельскихизображений : усатые и безбородые ( или с коротко стриженной бородой ) лицавоинов; шлемы с изображением хищных птици кабанов; копья с ромбическиминаконечниками ( см. ОБЛИК РУСОВ. Л.Р. Прозоров )

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод :вендельские захоронения, характеризующиеся богатыми трупоположениями в ладье,соответствуют религиозным, мифологическим представлениям прибалтийских славян.

Теперь рассмотрим некоторые особенности скандинавскойкосмологии применительно к вендельским захоронениям.

Мир сотворен богами – асами посредством убийства ирасчленения одного из великанов. Структура мира троичная : мир богов - Асгард,мир людей и то, что его окружает – Митгард и Утгард и мир мертвых –преисподняя, царство Хель.

Но эта троичность внешняя, несущественная в скандинавскоймифологии. Все основные события : отсотворения мира и его развития до Рагнарека - его гибели, связаны с Асгардом,миром богов.

Главная темная сила – Локи, является одним из асов; основныепротивники богов-асов в Рагнареке порождены опять же Локи - одним из них;развитие сюжета, связанное с провокацией Локи и его последующим наказанием –также внутренние дела богов и, по существу, никакого отношения к миру людей ипреисподней не имеющие.

Мир людей в скандинавской мифологии, в отличие от мифологииславянской, особой ценности не представляет. Если для славянина мир людейявляется важнейшей частью мира, местом бесконечного возрождения человеческойдуши, вокруг которого и разворачивается борьба светлых и темных богов, то дляскандинава мир людей – не более чем средство его душе попасть в Валгаллу, гдеона будет развлекаться до Рагнарека и своей окончательной гибели.

( При знакомстве со скандинавской мифологией поневоледелаешь вывод о ее эклектичности ( суп, каша и компот в одной кастрюле ) :представление о преисподней с душами негероев и, судя по всему,женщин, котораяотделена рекой и вход в которую охраняет собака – что-то уж очень напоминаетцарство Аида; ясень, мировое дерево скандинавов, есть дурно понятое иискаженное представление о дубе-ясене,мировом древе славян.Мировое древо славянорганично олицетворяет триединство мира; ствол является как миром людей,образно представленных в виде пчел,собирающих мед, так и дорогой, соединяющейвсе три мира, по которой движутся боги, души людей и животных. У скандинавовствол мирового дерева – дорога, по которой носится туда-обратно белка, функциякоторой состоит в передаче ругательств снизу вверх и обратно, листья и стволгрызут олени, а предсказательницы судьбы,вместо своих прямых обязанностей,замазывают грязью израненное дерево. Что это, как не представления лесногодикаря, наблюдающего и описывающего поведение белок и оленей в природе? ОбразЛоки как « падшего» бога, отправленного в преисподнюю и конечная гибель мира,ничтожность человека – искаженные скандинавской фантазией представленияхристиан; неотвратимость, предопределенность Судьбы – отражение представленийримлян, а затем и византийцев о Фатуме…).

Так стоит ли беспокоится о людях в частности и о мире людейв целом, если в данный момент этому миру по-существу ничего не угрожает? Еслигибель мира предопределена и произойдет в будущем? Если действия людей ( или ихдуш ) не в силах что-либо изменить?

Ответ очевиден. Ценность мира людей для скандинава близка кнулю.

Если, исходя из скандинавской космологии, мир людей дляскандинава особого значения не имеет, защитить его он не в силах, то можно лиговорить о вендельских захоронениях как о скандинавских, если данный обрядзахоронения никак не связан с религиозными воззрениями скандинавов (идеологическая сторона – необходимость защиты мира людей прямой борьбой стемными силами в их мире; практическая сторона – ладья как средствопередвижения по темному миру)?

Ответ очевиден : вендельцы и, соответственно, вендельскийпериод ( 550 – 800 гг.) с его культурой, никакого отношения к скандинавам, судяпо похоронному обряду, не имеют.

Эпоха « викингов» ( IX – XI вв.), представлена археологически восновном Средней Швецией, точнее, о. Бирка и окрестностями.

Наши бескорыстные скандинавские патриоты, делаяглубокомысленные и далеко идущие выводы о скандинавах на Руси в периодформирования древнерусского государства, в качестве главного аргумента приводятсхожесть погребальных обрядов Бирки и ряда русских могильников. Идействительно, сходство настолько велико, что можно смело утверждать об одной итой же этнокультурной группе, которая населяла как Бирку, так и окрестностиЛадоги, Новгорода, Гнездова, Тимирева и т.д.

Эта этнокультурная группа обеспечила экономический, торговыйи культурный подъем Бирки и Средней Швеции, и именно ее достижения выдаются задостижения « эпохи викингов» в целом и шведов в частности.

С уходом данной этнокультурной группы на территорию Русизавершается по существу « эпоха викингов», Бирка быстро хиреет, как поволшебству исчезают « скандинавские» древности, включая двойные фибулынационального(!) шведского платья ( Повсеместное исчезновение « шведского»национального платья в XI веке наши скандинавские патриоты с умным видом объясняютпроникновением христианства в будущую Швецию. Все правильно, христианским попамбольше делать было нечего, как только гоняться за несчастными шведками, имеющихнаглость ходить в подобных платьях, изготовление которых, по мнениюнорманистов, никак не могли освоить тупые славянки в силу сложности петелек, ккоторым фибулы крепились), а сама Швеция на несколько веков вновь засыпаетсладким первобытным сном.

Вот только возникает вопрос : а на каком основании населениеБирки наши и забугорные норманисты считают скандинавским ( шведским )?

Оснований, по большому счету, три :

  • Культура Бирки является наследием и развитием Вендельской культуры.

Но, по заявлению даже таких ярыхнорманистов, как Г.С. Лебедев, вендельский похоронный обряд появляетсявнезапно, в уже сложившимся виде и корней в Скандинавии у него нет; кроме того,выше я показал, что похоронный обряд вендельцев вытекает из космологическихпредставлений и религиозной практики славян и одновременно противоречит скандинавскоймифологии.

  • Так как Бирка расположена в районе побережья будущей Швеции, то и население Бирки и ее окрестностей – скандинавы ( шведы ).

В работе « Заметки о руси иварягах» ( раздел « Нетрадиционная история» ) и комментариях к ней была высказанаи аргументирована мысль о том, что Бирка и подобные ей торгово-ремесленныепоселения на островах и побережье будущей Швеции являлись славянскими колониями.Норманистам приведенных аргументов показалось мало. Ну что ж, приведу еще.

В « Житие святого Ансгария(?)»,кроме христианских сказок, есть весьма любопытные наблюдения, касающиеся Бирки.

- По важнейшим вопросам жителиБирки устраивают гадание на жребии на открытом месте.

Гадание на жребии, или жеребииесть обряд, описанный у славян и никакого отношения к скандинавам не имеющий.Именно славяне гадали с использованием коня, священного для них животного.Жеребий, жеребец точно соответствует критериям коня для гадания : неезженный;не использованный в обгуле.( Фасмер внезапно становится на редкость близорукими по сути никак не объясняет этимологию слова « жребий», проявляя свойственноевсем норманистам игнорирование очевидных вещей, как только дело касаетсяфактов, противоречащих их псевдонаучным построениям.

Аналогично и с понятием « князь».Князь у славян – повелитель, воин, жрец.Этимология – от слова « конь» - кОняз, кОняг ( княГиня ). То есть изначальнокнязь – воин-жрец,связанный с конем как священным животным. Скандинавское «конинг» - производное заимствование уславян. Попытка объяснить « конинг, кунинг» от германского « куни» = род, -притянута за уши, так как не раскрывает смысл данного понятия, в отличие отславянского объяснения.

В пользу славянской этимологии понятия« князь» и связи с понятием « конь» говорит и следующий факт : у славян слова «князЕк» и « конЕк» означают одно и то же.). Кроме того, одно из славянских значенийпонятия « князь» как жениха ( т.е.человека,еще не знакомого со всеми прелестямиземного существования) соответствует пониманию жреца-воина как человека,отказавшегося от радостей жизни ради великой общей цели . ( мое объяснение «гадания на жеребии» является НАИБОЛЕЕ гипотетичным, но по ряду соображений яоставил этот кусочек в статье ).

- Форма обращения жреца кнаселению : «Мы в течение долгого времени были к вам благосклонны, и вы долгоевремя с нашей помощью хранили землю, на которой обитаете, в великом изобилии,мире и процветании. Вы отплачивали нам положенными жертвами и обетами, и дарываши были нам угодны. Ныне же вы лишили нас обычных жертв и реже даетедобровольные обеты и, что всего более нас раздражает, стали почитать, кроменас, другого Бога. Итак, если вы желаете умилостивить нас, верните намнедоданные [48] жертвы и принесите великие обеты, а почитание иного Бога, которыйнаущает вас против нас, не допускайте и службу ему не отправляйте. И коли выхотите иметь много богов, а нас вам недостаточно, мы единодушно принимаем в нашсонм вашего бывшего короля Эрика 63, дабы стал одним из богов".

Подобное же, от первого лица, обращениеславянского жреца к крестьянину зафиксировано Гербортом в жизнеописании ОттонаБамбергского : "Я бог твой, я тот, который одевает поля хлебами и лесалистьями, плодами нивы и сады. Плоды живущих и все, что служит к пользечеловека, — в моей власти".

- Жители Бирки в условияхвражеского вторжения бегут в город, чтобы помолиться своим многочисленным богам.

Возникает вопрос : а где онимолились, в каких религиозных сооружениях? По данным археологии, в городе былодва типа сооружений – плетенки-мазанки и дома, стены которых построены извертикально стоящих столбов. Второй тип сооружений соответствует описаниямименно славянских храмов, особенностям их строительства ( Деревянный храм,подобный описанным, раскопан около Гросс Радена в Германии. Стены прямоугольногохрама были сделаны из вертикально стоявших плах ( плаха – расколотое вдольбревно ) и обшиты снаружи досками, каждая из которых заканчивалась резнойсхематичной головкой. Здание окружено оградой из столбов. Около здания найденычереп зубра, шесть черепов коней, глиняный кубок, два наконечника копий иобломки посуды второй половины IX-X вв ).

Так кто были жители Бирки, если молились в подобныхславянским храмах? Ответ очевиден.

- Один из жрецов жителей Бирки отимени богов обещает им сделать богом умершего « короля».

Практически это могло означатьодно – особый обряд захоронения, который бы приравнивал человека к богам. Такимобрядом захоронения,существенно отличным от трупосожжения, могло быть толькотрупоположение, соответствующее вендельским погребениям.

Умерший человек приравнивался ксветлым богам в смысле его участия в прямой борьбе с богами темными в их мире,- как это делает Даждьбог каждые сутки, вечером вторгаясь на ладье в мир темныхсил и рано утром победоносно выплывая в светлый мир и продолжая дневноедвижение на колеснице с запряженными в нее конями.

Как я говорил выше, данный обрядпогребения соответствует славянской космологии и не имеет ничего общего скосмологией скандинавской.

  • Еще одно основание считать Бирку и окрестности скандинавскими ( шведскими ) является название жителей – свеоны, а самой территории – Свеония ( изначально – Бирка и окрестности, затем и вся Швеция ). Казалось бы, ясно, но на самом деле не все так просто.

Одно из первых упоминаний этогоимени встречается у Тацита : «…а также похожие на них виновилот; светиды,известные в этом племени как превосходящие остальных [величиною] тела, хотя иданы, вышедшие из того же рода, - они вытеснили герулов58 с их собственныхмест, - пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего {24}исключительного роста.».

Итак, первоначально будущиежители Бирки называются «светиды». Исходное понятие – славянское « свет»,соответственно « светиды» - искаженное свЕтити-свЕтичи, возможно, « свЕти».

В дальнейшем латиноязычные авторык корню « свет» добавляют традиционное окончание « оне-оны» и светиды выступаютуже под именем « све(т)оны», в котором глухой звук «т» перед ударной « о» товыпадает, то вновь появляется; озвучивается как глухое «т» или звонкое «д».

( Бертинские анналы : «…император узнал, что они из народа свеонов, как считается, скорее разведчики,чем просители дружбы того королевства и нашего…»; Адам Бременский : Шведы – Sueones, Suevones, Suedi.; Швеция –Sueonia, Suevonia, Suedia. ( СведЕния - II, 34.), причем слова «СвеВония и свеВоны» со звуком « в» (вероятно, попытка отождествить с верхнегерманскими свевами, - будущими швабами;также Свевия = Бавария у Гельмольда в Славянской хронике ) так и не прижились вСеверной Балтике.

А вот что говорит Фасмер, объясняяпонятие « швед» :

Швед

швед I I, род. п. -а, народн.шве́ды мн. "финны", петрозав. (Этногр. Обозр. 40, 351), шветы мн."шведы", ангарск., сиб. (ЖСт., 16, 2, 34). Вероятно, через нем.Schwede "швед". Ср. также др.-русск. Свицкая земля "Швеция"(Катыр.-Ростовск., XVII в.) и свецкие немцы (Р. Джемс, 1619–1620 гг., 3) иср.-лат. Suetus "швед", Suetia "Швеция" (Саксон Грамм.).Более древним является название свеи (см.). Сюда же шве́дка "брюква",костром., ср. не́мка "брюква", гола́нка – то же. От этого этнонимаполучено и швед "таракан, который линяет зимой и становится белым",псковск. (Даль). См. Шве́ция. II II "портной", псковск., тверск. Изшвец, др.-русск. шьвьць, от шить и вторично сближено со швед I. Этимологическийсловарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973.

Обратите внимание на «…3) иср.-лат. Suetus "швед", Suetia "Швеция" (Саксон Грамм.).».

Интересно и следующее значение :«…швед - "таракан, который линяет зимой и становится белым", псковск.(Даль)». Синоним слову « белый» - слово « светлый».

При отсутствии сколько-нибудьвразумительного объяснения в германских языках понятия « свет» и производных отнего « швед, Швеция», - богатствосмыслов данного слова в славянских языках – это и собственно « свет», и « мир»,и « люди»; производные понятия « светить», « свеча», « светать» , « светлый», «белый ( см. пример выше )» :

свет,

Ближайшая этимология: род. п. -а,укр. свiт, род. п. -у, блр. свет, др.-русск. свkтъ, ст.-слав. свkтъ fоj,fљggoj, a„иn (Остром., Клоц., Супр.), болг. свет(ъґт) (Младенов 577),сербохорв. све?т, сви?jет, словен. sve?t "мир, люди", чеш. sve№t"мир", слвц. svet, польск. sґwiat, в.-луж., н.-луж. swe№t, полаб.sjot "свет, день".

Дальнейшая этимология: Праслав.*sve№tъ связано чередованием гласных со ст.-слав. *свьтkти с„"светиться", свитати. Родственно др.-инд. c§vЊtaґs "светлый,белый", авест. sраЊtа -- то же, лит. «vie~sti, «vie~‰iа"светить", «vei~sti, «vei‰iu° "чистить, наводить лоск",«vite†ґti "блестеть, мерцать", «vi°tras "наждак", др.-инд.c§vitraґs "белый", др.-перс. spi±ra -- то же, лат. vitrum"стекло", д.-в.-н. hwi^Ѕ "белый" (Мейе, Eґt. 177; Траутман,ВSW 310 и сл.; М.--Э. 3, 1165; Уленбек, Aind. Wb. 323; Торп 118; Вальде 845).Связь слов *sve№tъ и *kve№tъ (см. цвет) недостоверна, вопреки Вайану (RES, 13,110 и сл). Отсюда светиґть, свечуґ, укр. свiтиґти, свiчуґ, блр. свецiґць,др.-русск., ст.-слав. свkтити ¤ptein, fa…nein (Остром., Супр.), болг. свеґтя,словен. svetiґti, чеш. sviґtiti, слвц. sviеtit', польск. sґwiecicґ, в.-луж.swe№cґicґ, н.-луж. swe№sґisґ. Ср. лит. «vaityґti, «vaitau~ "светить",др.-инд. 3 л. ед. ч. аор. ac§vѓit "заблестел" (Траутман, там же;Эндзелин, СБЭ 194). От слова свет происходит -е- в светаґть, -аґю, первонач.др.-русск., ст.-слав. свитати, сербохорв. сви?тати -- то же, словен. sviґtatisе, чеш. sviґtati "светать", польск. sґwitacґ, в.-луж. switacґ,н.-луж. switasґ.

Страницы: 3,575-576

Слово:свеґтлый,

Ближайшая этимология: -ая, -ое;светлоґ, нареч., укр. свiґтлий, блр. свеґтлы, др.-русск., ст.-слав. свkтЮлъlamprТj (Остром., Супр.), болг. свеґтъл, -а, сербохорв. сви?jетао, свиjе°тла,свиjе°тло "блестящий", словен. sve•tЌl, sve•tla°, чеш. sve№tlyґ,слвц. svetlyґ, польск. sґwiatљy -- то же, sґwiatљo "свет", в.-луж.,н.-луж. swe№tљy, полаб. sґwґotљe.

Дальнейшая этимология: Праслав.*sve№tьlъ от *sve№tъ (см. свет)

Что же означает имя свЕтичи, свЕти( в латинской передаче – Sueones-све(т)оны, Suetus- Suedi)?

В статье « Заметки о руси иварягах» и комментариям к ней ( раздел Нетрадиционная история ) я объяснилпонятие « варяги» как производное от главного бога славян,отца богов – СвАрога.Собственное имя, в частности, своего главного бога, - славяне по вполнепонятным причинам врагам-германцам не называли, заменяя его именамиописательными. Одно из таких имен – бог Све(н)тови(т)д на Рюгене-Руяне в храмеАркона, которому поклонялась вся славянская Балтика и отделения-храмы которогобыли в конкретных племенах прибалтийских славян.( Кстати, бог Род – тожеописательное имя СвАрога : прародитель, порождающий,дарующий…).

Для славян : бог СвАрог и Варяги- его служители, жрецы-воины, светлые князья;

Для злейших врагов-германцев,латынян : бог Световид и Светичи ( СвЕти ).

Таково, на мой взгляд, разумное илогичное объяснение как этимологии, так и значения понятия « свеоны» ипроизводных понятий.

Таким образом, Све(т)оны,СвЕты-С(ш)вЕди – это ВНЕШНЕЕ самоназвание варягов – представителей славян вбалтийском регионе; самоназвание, сначала немного искаженное латинскими попами,а затем ( после ухода варягов-руси во II половине IX – X вв.в Приильменье, к призвавшим их братьям-словенам,выходцам с южной Балтики )присвоенное местными скандинавскими аборигенами и давшее название будущимшведам и будущей Швеции.

Основные выводы:

Если суммировать доводы и факты впользу того, что Бирка как основа «скандинавской ( шведской )» культуры была наделе славянской колонией со славянской культурой, поселением варягов-руси, то можно увидетьследующую картину :

1.Вендельская культура – основакультуры « эпохи викингов» - была культурой славянской.

Это подтверждается какособенностями погребального обряда, которые соответствуют религиознымпредставлениям славян и по сути противоречат скандинавской космологии; так иизображениями вендельцев, аналоги которым можно увидеть в описаниях внешности славяни их богов.

Кроме того, по признанию самихнорманистов, вендельский похоронный обряд появляется в Скандинавии внезапно, вготовом виде и при отсутствии местных исходных аналогий, - т.е. является здесьчуждым.

Таким образом, погребения в ладье( имитации ладьи ) с конем (головой коня ) являются этноуказующим признакомславянских погребений, - как наСкандинавском полуострове, так и на территории Руси.

2. Описание Бирки ( пика «скандинавской, шведской» культуры в IX – XI вв.) у Гельмгольда в« Житие Святого Ансгария» :

а) Форма обращения местного жреца,как одного избогов, к жителям Бирки, аналог которого мы встречаем у балтийских славян;

б) Предложение жреца сделать богом умершего «короля» соответствует по смыслу вендельским захоронениям, славянское происхождениекоторых я обосновал выше.

в) Один из двух типов построек, выявленных напоселении в Бирке ( сооружения со стенами из вертикально стоящих столбов )соответствует конструкции славянского храма, раскопанного в Германии околоГросс – Радена, при строительстве стен которого в качестве основы использовалисьвертикально стоящие бревна, расколотые вдоль пополам ( плахи ).

Другого типа построек впоселении, которые можно было бы соотнести с языческими храмами и в которыхжители Бирки молились и приносили жертвы своим богам, не обнаружено.

3. Понятия « свеоны, Свеония», будущие шведы иШвеция, - выводятся из славянских языков и объясняются историей и верованиямиприбалтийских славян.

Свеоны ( свЕтичи, свЕти ) – этовнешнее название варягов, изначально служителей культа Сварога - главного богаславян, которого враждебному окружению называли описательными именами, в частности, богом Световидом.

Таким образом, общее названиежителей Бирки и окрестностей указывает на их славянское происхождение.

  • Другие аргументы и факты :

- славянские слова в шведскомязыке, связанные с торгово-экономической деятельностью: …«lodhia» – лодья(грузовое судно), «torg» – торг, рынок, торговая площадь, «besman» («bisman») –безмен, «tolk» – объяснение, перевод, переводчик, толковин, pitschaft – печать…,«cona»(«монета») в старофризском, заимствованное из древнерусского, где «куна» означала«куница, куний мех, деньги»; «соболь»,которое через средневерхненемецкое «sabel» перешло в немецкое «Zobel», и такжезаимствованное скандинавскими языками… ( см. В.В.Фомин, Комментарии к книгеС.А. Гедеонова « Варяги и Русь». Здесь же комментируются и признаниянорманистов по этому вопросу : « Археологи-норманисты А.Н.Кирпичников,И.В.Дубов, Г.С.Лебедев подчеркивают, что славянские слова в скандинавскомохватывают «наиболее полно и представительно – торговую (включая итранспортную) сферу культуры{90}»; « Исходя хотя бы из того, что слово «torg»стало достоянием всего скандинавского мира, то «мы должны признать, — каксовершенно верно выводит норманист С.Сыромятников, — что люди, приходившиеторговать в скандинавские страны и приносившие с собою арабские монеты, былиславянами» )

- топонимы с корнем " горд", прямые аналогии которого у полабских славян : Юргорден, Хумлегорден, Милессгорден, Кунгстредгорден,Ховгорден…

- топонимы с корнем " хольм", прямые аналогии которого у лужицких славян : Риддархольмен, Шеппсхольмен,Кунгсхольмен,Ландсхольмен ( острова ), Грипсхольм, Дроттнингхольм ( замки )…

- топонимы с корнем " стан", прямые аналогии которого у различных славян : Бистан, Гамла Стан,Вазастан

- топонимы со славянским корнем «торг» : Jamtorget , Sodermalstorg , Ostermalmstorg , Kvamtorget , Vaksala torg, Torbjofns torg…

- названия улиц-дорог с корнем «гат(ь)» : Homsgatan , Dalagatan , Odengatan , Fleminggatan , Кунгсгатан… Этот корень соответственно объясняется вславянских языках и, как способ, известен в практике строительства улиц вгородах южнобалтийских славян, в Новгороде.

- большинство керамики в Бирке иокресностях – керамика славянская.

Как считают ученые, керамика –главный этноуказующий материал.

- наличие в захоронениях на Биркеславянских сарафанов в сочетании с т.н. « скандинавскими» фибулами, которые вглубине той же Швеции почему-то не встречаются, а после призвания варяговсловенами исчезают из Скандинавии.

Есть и другие интересные факты.

Итак, основной вывод : начальнаяистория, в частности, Швеции – это история славян, похищенная у нас как забугорными, так и отечественными норманистами.

Калин Р.Н.

[Cкрыть]
Изменено пользователем Kervan

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Закреплённое сообщение
Slavker

Под спойлер свою гору текста засунь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

anarhist

Пахнет ересью.Но точки расставить может только Белый Волк.

Наличие славянской керамики я бы объяснил наличием торговли между славянами и варягами.А тезис "князь-жених" требует дополнительного подтверждения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

marinin
Пахнет ересью.Но точки расставить может только Белый Волк.

Наличие славянской керамики я бы объяснил наличием торговли между славянами и варягами.А тезис "князь-жених" требует дополнительного подтверждения.

Да здравствует анархия - мать порядка! Государство - орудие насилия над личностью.

Насчет керамики не все так просто. По разным источникам, славянской керамики на Бирке - от примерно 15% до большинства. О большинстве славянской керамики говорит Ковалевский - по-моему, самый серьезный и неангажированный ученый,занимавшийся Швецией.

Очень важно для этноопределения знать, какая керамика преобладала : грубая лепная или гончарная.

Надеюсь в ближайшее время уточнить эти вопросы.

P.S. Прошу относиться к моим работам как к исторической гипотезе, - ваши замечания,уточнения будут мной учтены.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

marinin
Пахнет ересью.Но точки расставить может только Белый Волк.

Наличие славянской керамики я бы объяснил наличием торговли между славянами и варягами.А тезис "князь-жених" требует дополнительного подтверждения.

Исторические гипотезы проверяются "на вшивость" тем, насколько они объясняют спорные или"темные" моменты изучаемого периода истории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

marinin
Под спойлер свою гору текста засунь.

Я так и сделаю. Уточните, что вы понимаете под спойлером?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

anarhist

Мифология скандинавов пессимистична-Один с героями из Вальхаллы будет сражаться со злом,но проиграет.Не слышал о чем-то подобном у славян.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

anarhist
«tolk» – объяснение, перевод, переводчик, толковин

А с английским "talk" что будем делать?Выбросим?Или наш пострел и там поспел? :lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

marinin
А с английским "talk" что будем делать?Выбросим?Или наш пострел и там поспел? :lol:

Думаю.второе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

anarhist
Думаю.второе.

Как,где и когда славяне контактировали с англо-саксами?

Изменено пользователем anarhist

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Адмирал
А с английским "talk" что будем делать?Выбросим?Или наш пострел и там поспел? :lol:

Переводчик на русском языке до Петра 1 назывался вообще-то толмач...Что как бэ намекает.Да и не стоит забывать,что в свое время Англию завоевали выходцы из Скандинавии - Норманны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

marinin
Переводчик на русском языке до Петра 1 назывался вообще-то толмач...Что как бэ намекает.Да и не стоит забывать,что в свое время Англию завоевали выходцы из Скандинавии - Норманны.

Здесь не все так просто. С походами "викингов" необходимо разбираться. Я пока намеренно оставил эту тему, т.к.не могу объять необъятное, да и те темы, которые поднял, считаю главными.

Тем не менее есть вопросы в загашнике :

1. Каков этнический состав участников походов "викингов"?

2. Постоянно проходят сообщения о славянских следах в Англии. Как это объяснить?

3. Кто мог реально собирать на Балтике в 9-11 вв. по несколько тысяч участников походов?

4. Вспомните, с чего начались удары "викингов" по континентальной Европе и на фоне каких событий?

Это вопросы "навскидку".

С уважением, Калин Р.Н.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Zheleznyak
Есть и другие интересные факты.

Итак, основной вывод : начальнаяистория, в частности, Швеции – это история славян, похищенная у нас как забугорными, так и отечественными норманистами.

Пока нет ссылок на реальные научные исследования, все это хвантастика ЗадОрновсвкого разлива :bye:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

marinin
Пока нет ссылок на реальные научные исследования, все это хвантастика ЗадОрновсвкого разлива :bye:

Что вы понимаете под реальными научными исследованиями? Что конкретно и по каким основаниям вызывает ваши сомнения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Zheleznyak
Что вы понимаете под реальными научными исследованиями? Что конкретно и по каким основаниям вызывает ваши сомнения?

Сомнения в ссылках на новейшие открытия британских ученых (тм), например тех, что касаются ареологии :bye:

Да и вообще, зачем было сюда постить эту портянку, тем более в таком каличном виде, что глаза сломаешь читая - если можно было просто дать ссылку?

Изменено пользователем Zheleznyak

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Kervan

Меня одного мучает вопрос почему ТС злоупотребляет пробелами?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

UBooT
Меня одного мучает вопрос почему ТС злоупотребляет пробелами?

Не читал, но думаю, что это отображение...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

marinin
Сомнения в ссылках на новейшие открытия британских ученых (тм), например тех, что касаются ареологии :bye:

Да и вообще, зачем было сюда постить эту портянку, тем более в таком каличном виде, что глаза сломаешь читая - если можно было просто дать ссылку?

1. Я не делал ссылки на открытия британских ученых, откуда вы это взяли?

2. Ссылку на что?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Модераторы онлайн

    • alexis