Символика. Геральдика. Эмблематика. Вексиллология - Страница 5 - Исторический форум - Strategium.ru Перейти к содержимому

Символика. Геральдика. Эмблематика. Вексиллология

Рекомендованные сообщения

Меxаник

В теме: отечественная и международная символика разных времен, элементы геральдики, эмблематики и вексиллологии, их пояснения, ссылки и обсуждение.

 

3.jpg

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
Gulaev
1 минуту назад, UBooT сказал:

До сих пор гадаю, отчего родилась такая мысль...

История про расстрел Николая Второго в ипатьевском подвале шита белыми нитками. Что в действительности случилось с Императором и его семьей - до сих пор точно не известно. Это порождает многочисленные версии, как сомнительные, так и просто бредовые:)

Ссылка на комментарий

UBooT
2 минуты назад, Gulaev сказал:

История про расстрел Николая Второго в ипатьевском подвале шита белыми нитками. Что в действительности случилось с Императором и его семьей - до сих пор точно не известно. Это порождает многочисленные версии, как сомнительные, так и просто бредовые:)

Так да, тогда был ещё 1975 год... Тогда вообще тёмный лес...

Ссылка на комментарий

Gulaev
2 минуты назад, UBooT сказал:

Так да, тогда был ещё 1975 год... Тогда вообще тёмный лес...

Так что можешь смело рисовать себе герб Романовых, требовать обращения "Ваше Императорское Величество" и деревеньку(или свечной заводик) на кормление. Чем ты хуже Гоги Мухосранского? По- моему - совершенно ничем:madness:

Ссылка на комментарий

UBooT
3 минуты назад, Gulaev сказал:

Так что можешь смело рисовать себе герб Романовых, требовать обращения "Ваше Императорское Величество" и деревеньку(или свечной заводик) на кормление. Чем ты хуже Гоги Мухосранского? По- моему - совершенно ничем:madness:

:don-t-mention:Та ладна... Я пешком постою...:boyan:

Ссылка на комментарий

Gulaev
1 минуту назад, UBooT сказал:

Та ладна... Я пешком постою...

А зря, свои законные права надо защищать!

 

Ссылка на комментарий

UBooT
2 минуты назад, Gulaev сказал:

А зря, свои законные права надо защищать!

:blush: Опять бороцца ? Искать, найти и перепрятать ?..

 

Ссылка на комментарий

Меxаник

Конкурс.      Герб Сен-Жермен-ан-Ле, Франция

 

Спойлер

1-gerb-goroda.jpg

      Сен-Жермэн-ан-Лэ или Сен-Жермен-ан-Ле (фр. Saint-Germain-en-Laye) — город во французском департаменте Ивелин, на реке Сене, в 19 км к западу от Парижа. Со Средних веков известен как местонахождение загородной резиденции королей Франции — Сен-Жерменского замка.   На данный момент численность населения Сена-Жермена-ана-Ле составляет более 41 тыс. человек.

       Сен-Жерменская святая капелла была построена св. Людовиком в 1238 году в средневековой крепости, которая погибла от пожара в XIV веке. Карл V вновь возводит замок. Затем в XVI веке он перестроен Франциском I в стиле Ренессанс с сохранением древнего донжона, который можно увидеть и сейчас. Людовик XIII проводил здесь много времени, именно во дворце Сен-Жермен родился будущий король Франции Людовик XIV. В честь такого события на гербе города нарисовали детскую колыбель, а под ней указали дату рождения Людовика- 5 сентября 1638 года (5.7bre значит 5 сентября). Последний обожал замок, не жалел денег на устройство парка и дворца. Сейчас в замке расположен музей первобытной истории Франции.

Спойлер

2-sen-zhermen-so-starym-dvortsom-i-ostan

     Людовик XIV, хоть и критикуется историками за чрезмерную любовь к личной власти, расточительность и пристрастие к роскоши, преследования протестантов, участие в изнурительных для экономики войнах и другие грехи, но все же не зря у французов он получил прозвище «Великий». Король начал царствовать еще в 4-летнем возрасте и правил до своей смерти в 77 лет. Для французов это была целая эпоха. Людовик «Солнце» привел в порядок промышленность и торговлю, построил множество крепостей (некоторые из которых до сих пор считаются жемчужинами архитектуры и охраняются ЮНЕСКО), укрепил французский флот.

Спойлер

3-liudovik-liudovik-xiv.jpg

      Именно при Людовике XIV Франция стала доминировать в Европе, его армия была самой сильной, искусство и наука — самыми передовыми, архитектура Версаля и Тюильри — самой впечатляющей. Поэтому небольшой городок Сен-Жермен очень горд тем, что дал Франции такого короля. Не удивительно, что королевская колыбель изображена в гербе города, рельефах на дворце и других зданиях.

     Фон герба- синий. В 496 году Хлодвиг принял христианство. Полотнище флага было сменено на синее - символ святого Мартина. Турский епископ (впоследствии названный святым Мартином) по легенде отсек половину своего синего плаща мечом и подал ткань встреченному на дороге нищему. Франки использовали своим знаменем синюю хоругвь, которую крепили к древку красным шнурком.

Спойлер

4-kreshchenie-korolia-frankov-khlodviga-

     Fleur de lys с французского означает "цветок лилии". Это символ королевской власти во Франции. Флёр-де-Лис также считается символом Девы Марии как знак непорочности и безгрешности.

Спойлер

5-liliia.jpg

      Источники геральдического значения цветка лилии связывают с легендой о короле франков Хлодвиге I из династии Меровингов (481—511). В критический момент сражения с алеманнами, предвидя неминуемое поражение, король обратился за помощью к христианскому Богу, воскликнув: «Я верю в Тебя!». Тогда явился ангел с белой лилией в руке и повелел сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обратили врагов в бегство. После этого, в 496 году король вместе с воинами и приближёнными отправился в Реймс и там принял крещение. Считается также, что лилия Хлодвига была красной и «это был тот самый цветок, который рос в восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в Шельду, где произошла битва.

Спойлер

galliia-v-481-godu.jpg

       От названия речки, вероятно, произошло и французское название цветка». В другом варианте легенды утверждается, что Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве.

      Так или иначе лилия- это королевский символ. Поэтому множество лилий на колыбели обозначают, что колыбель — королевская собственность. И чтобы сомнений, кто же лежит в колыбели, не осталось, еще одна лилия изображалась рядом с ней. Сразу понятно- в колыбели будущий король.

Ссылка на комментарий

Olgard

Поддержу конкурс как хорошее начинание.

Герб города Калининград, Россия.

4567843.webp

Калининград можно бы было назвать самым западным городом России, если бы не город Балтийск Калининградской области- база Балтийского флота, бывший немецкий Пиллау.
 

Спойлер

 

234345.jpg

Герб Балтийска, кстати, в точности повторяет герб Пиллау.

 

 

Ну так вот, за 17 лет до Ледового побоища, в 1225 крестоносцы под предводительством короля Оттокара II Пшемысла покорили балтские племена пруссов и на месте прусского святилища заложили новый замок Королевская Гора (нем; Кенигсберг). Вокруг замка первоначально выросло три городка: Альтштадт, Нойштадт (Лёбенихт-Липник), Кнайпхоф.

Но впервые герб у Кенигсберга появился только в 1360 году. На гербе был изображен король Оттокар II в рыцарских доспехах, верхом на коне. В общем то довольно популярны символ на гербах в тех краях и в те времена. На голове всадника изображалась золотая корона, а в руках королевский скипетр, как символ королевской власти, и золотой щит, на котором серебряный крест и черный орел. Всё это изображалось в червленном поле с золотой обрешеткой.

kalinin7.gif

 

Три же городка, которые в 1724 году объединили в единый город Кёнигсберг имели свои собственные гербы.

789890.gif     4567342.gif      57788900.gif

 

После объединения герб города принял следующий вид, где гербы трех уже районов Кёнигсберга попали под сень прусского орла

211.gif

В таком виде герб просуществовал до 1809, когда на щит герба добавились элементы новых районов города:

Спойлер
  • Трагхайм - в лазуревом поле голова оленя меж двух елей (по печати 1577 года);
  • Закхайм - в лазуревом поле агнец с червленой хоругвью (по печати 1578 года);
  • Фордер-Россгартен - на зеленом поле серебряная пасущаяся лошадь (по печати 1576 года);
  • Хинтер-Россгартен - на зеленом поле черный бык (по печати 1596 года);
  • Нойе-Зорге - в серебряном поле выходящая из облака рука, держащая червленый угольник, по сторонам него два человеческих глаза (по печати 1662 года)
  • 5678.gif

 

Слишком утяжеленной герб не нашел понимания у горожан, чаще изображались различные варианты предыдущей версии  и в 1925 году кёнигсберский герб принял форму разделенного натрое щита:

5778.gif

 

В таком самом виде герб просуществовал до тех самых пор когда город Кёнигсберг стал называться Калининградом. А у Калининграда уже был герб, выполненный в советской традиции:

567-90.gif

 

И только лишь в 1994 году Калининград приобрел современный герб:

 " Составляющие щита: в центре сердцевой щиток. В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный одномачтовый корабль эпохи Петра I (типа "Коч") с серебряным парусом и серебряным вымпелом с лазоревым андреевским крестом и о двух косицах; корабль сопровожден в оконечности волнисто (в две волны) положенными двенадцатью золотыми (янтарными, желтыми) безантами (шарами). Сердцевой серебряный и червленый щиток пересечен: вверху - корона основателя старого города чешского (богемского) короля Пшемысла (Оттокара II), внизу - лапчатый, на концах греческий крест переменных цветов. Щиток окружен лентой медали "За взятие Кенигсберга" - четырехкратно продольно разделенной черной и зеленой с тонкой зеленой канвой. В верхней части лента разомкнута над сердцевым щитком и образует силуэт молодого листочка (ростка)"

Авторы герба: Э.Григо, С.Колеватов.

А всё это честно сп..... позаимствовано отсюда: Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Изменено пользователем Olgard
Ссылка на комментарий

Меxаник

           Подводим итоги конкурса: «Самая интересная история герба».

           Первое место заняла интересная конкурсная работа, об истории герба славного города Калининграда, подготовленная @Olgard, который стал победителем конкурса и обладателем 3000 вир.

         Второе место заняла конкурсная работа об оригинальном гербе города Сен-Жермен-ан-Ле, Франция, которую подготовил @Меxаник, он получает 2000 вир

      Также отмечена интересная история родового герба. Под условия конкурса она не попадает, но она вызвала большой интерес и обсуждение любителей истории и геральдики нашего форума. Организатор конкурса принял решение о награждении @Gulaev призом: «Зрительских симпатий» и вручает ему премию в размере 1000 вир.

       Приз: «Самый активный болельщик» и 500 вир получает @UBooT.

      Поздравляем участников конкурса и любителей истории с завершением этого праздника и получением призов!

itogi-konkursa.jpg

Ссылка на комментарий

Меxаник

       Солнце обычно имеет восемь прямых лучей, обозначающих свет, и восемь изогнутых - пламенных. Впрочем, солнце может быть только сияющим или только пламенеющим. Диск солнца, как правило, украшен человеческим лицом.
Геральдисты предпочитают говорить не о солнце, а о тени солнца, если оно изображено не золотом.
       У звёзд - свой нрав. Обычно они сияют, не имеют лика и обходятся шестью лучами (это более привычно в Германии) или пятью (так обычно их изображают во Франции и Британии). Из-за своего сходства с колёсиком шпоры звёзды служили символом рыцарства, и в то же время связь с небом делала звезду излюбленным религиозным символом.
      Полумесяц появляется в гербах рогами кверху и без лица. Он считается символом ислама, особенно в соединении со звездой (или с несколькими звёздами), но нередко этот знак можно встретить и в западных гербах.

      Молнию часто изображают так же, как это делалось на древнеримских щитах; но есть и другой, более геральдический способ - молния оказывается всего лишь языком пламени, обычно выходящим из облаков.
     Было бы несправедливо рассказать о небе, не упомянув о земле. Зачастую она появляется в гербах лишь для того, чтобы по ней ходили звери и на ней росли деревья - тогда она, как правило, имеет вид чуть выпуклой оконечности. Однако земля может предстать и в менее скромном виде - в качестве горы (нередко имеющей три вершины), скалы или вулкана. Правда, гербовые горы часто имеют округлые очертания и скорее похожи на холмы.

Спойлер

1.jpg

      Так или иначе, геральдика располагает достаточными средствами, чтобы гербовый щит украсился живописным пейзажем - таким, например, как в гербе князей Тарковских. Главное правило, касающееся искусственных фигур в гербах: они не должны быть слишком современными. Геральдика - рыцарская наука, средневековое искусство, и в ней не место пистолетам, паровозам и автомобилям. Правда, гербов с такими фигурами немало; но зато и выглядят эти гербы чрезвычайно нелепо. Всё новое геральдисты стараются изображать старыми символами: ведь молния, например, как нельзя лучше подходит для обозначения электричества.
                                                                                                                                                                                                             Медведев М.Ю- Геральдика или истинная наука о гербах

Изменено пользователем Меxаник
Ссылка на комментарий

Меxаник

Печати.

      Существование их очень древнее, и они также приводились в доказательство употребления гербов задолго до рыцарства и турниров. Сходство между ними заключается в следующем. Как гербы со щитов перенесены на печати и употребляются в подкрепление воли лица, дающего акт или делающего какое-нибудь распоряжение, причем печать принимается за необходимую принадлежность известного лица; так и у древних римлян перстням (annuli signatorii, sigillarii и cerographi) было присуще особое значение. Сенаторы и всадники носили кольца золотые, а плебеи -железные, если только они не получали права на золотое кольцо за подвиги или важные государственные заслуги.
      Впоследствии, когда древние различия между сословиями Рима стали мало-помалу сглаживаться, отличие это утратило свое первоначальное значение, и получение его не было сопряжено с такими требованиями и затруднениями, как прежде.
     Конечно, перстни эти были драгоценны не только по богатству их украшений, но и по тем фигурам, которые на них были изображены. Портрет государя, предка, друга, какого-либо знаменитого человека, эмблема события, важного для государства, фамилии или отдельного лица, заставляли дорожить подобными кольцами.
     В доказательство приведем несколько примеров: Сулла велел сделать себе перстень, на котором Бох, король Мавританский, представлен выдающим ему Югурту, первого виновника соперничества Суллы с Марием. На перстне Помпея были высечены три трофея, эмблемы его побед в трех частях света. У императора Августа на кольце был изображен сначала сфинкс, потом лицо Александра и, наконец, его собственное. Потомки продолжали пользоваться кольцом предка. Перстнем запечатывались обычно письма и депеши; а изображения на них (signa) имели определенное официальное значение. Это доказывается тем, что достаточным считалось приложение печати, для того чтобы распоряжение имело законную силу.
     Правило это древнее и повсеместно распространенное. Оно вполне объясняется малым распространением грамотности между древними народами, для которых видимые знаки были осязательнее. Из множества свидетельств приведем в подтверждение одно. В Книге Iарств (Ш, гл. 21, ст. 8, 11) сохранилось следующее известие:

«И написа Иезабель книгу на имя Ахаабле, и запечатаю печатью его, и посла книгу к старейшинам и свободным живущим с Навуфее.... и сотборииша тако мужие града старейший».

      Значение печати предполагает ее общеизвестность и неизменность. От восточных народов печати перешли к грека и римлянам, а от них -к германским племенам средних веков. Римские законы требовали приложения печатей к судебным актам и сделкам разного рода, и племена, поселившиеся на римской почве, вместе с законами Рима усвоили и этот обычай. Частные случаи VI, VII и последующих столетий подтверждают это, но тем не менее обычай прикладывать печать стал общим повсеместным не ранее XII столетия и долго заменял собой подпись.
     Значение в подобных случаях печати было так велико, что необходимо было придумать различные предосторожности для предупреждения подлога. Средства эти отличаются своей странностью и вряд ли вели к намеченной цели. Например, к воску, на который прикладывалась печать, примешивали волосы с головы или бороды, или оставляли на нем оттиски своих зубов, или, наконец, на обороте печати делали знак пальцем или каким-нибудь другим орудием. Бывали случаи, что к печатям прикреплялись символы инвеституры: соломинки, перчатки и т. п. Этим же объясняется та торжественность, с которой печать прикладывались к актам особенной важности: собрание придворных и других лиц, облеченных властью, считалось при этом необходимым. Для актов менее важных требовалось присутствие духовенства, дворян, местных судей или просто свидетелей.
     С другой стороны, владельцу печати необходимо было принять меры предосторожности, чтобы никто другой, кроме него, не употреблял ее и не прикладывал к акта, совершенным без его воли. Поэтому у древних был обычай погребать вместе с человеком его печать и перстень. Когда в 1544 г. рыли в Ватикане землю под фундамент для часовни св. Петра, открыли гробницу Марии, супруги императора Гонория, и вместе с другими вещами нашли 40 печатей и перстней, золотых и украшенных драгоценными камнями, и на одной из печатей изображение головы этого государя. Этот обычай от римлян перешел в Европу средних веков и во Франции сохранился до ХIII века. Печать Хильдерика I была найдена в его гробнице в 1653 г. В XII веке печать Гильома де Туси, епископа Оксерского, была погребена вместе с ее владельцем, но перед этим - разбита и сломана. Тот же обряд соблюдался при погребении Пап, так как печать их была именная и преемнику умершего Папы необходимо было изготовить свою печать.

Спойлер

1.jpg


     Той же важностью печати объясняется, почему в Константинополе, например, хранитель грамот храма св. Софии носил на шее печать патриарха. У вице-канцлера Ричарда I, короля Английского, Роже, утонувшего при кораблекрушении близ острова Родоса, нашли на шее королевскую печать. Но если печать по какой-то случайности утрачивалась, или изменялась, или, наконец, передавалась кому-нибудь по соизволению ее владельца, это становилось общеизвестным - для предупреждения подлога и поделки.
     Хорошим средством для их предотвращения было употребление двусторонних печатей: нет ничего легче, как, сняв восковую печать с акта и подогрев ее снизу, приложить к другой бумаге; но если и на оборотной стороне печати есть изображение (conte-sceau), то подобная поделка становится невозможной. С начала Х столетия двойные печати вошли в употребление повсеместно; они были или висячие на шнурках, или же приклеиваться к бумаге, пергаменту.
  Очевидно, что само приложение печати требовало определенных и неизменных правил. Изображение на печати сохранялось ее владельцем всеми возможными средствами. Прежде всего, необходимо было позаботиться, чтобы материал, избираемый для приложения печати, был твердым и чтобы штемпель не скоро сглаживался. Древние римляне избирали для своих булл свинец.

Такими были булл, принадлежавший императорам Траяну, Марку Аврелию, Антонину Благочестивому.

Спойлер

1.jpg


Название этого рода печатей происходит от свинцовых шариков, через которые продевался шнурок, и потом выбивалось изображение. С VII века этот способ приложения печатей перешел к Папам и да название тем постановлениям, которые исходили от них и были утверждены свинцовой печатью. В редких случаях к грамота особенной важности, например об утверждении королей Римских, прикладывались золотые буллы. Из императоров Франgузских Карл Великий первым ввел в употребление золотые печати, которые позже встречаются на грамотах германских государей и, в подражание им, были приняты другими монархами Западной Европы.
      Печати серебряные, бронзовые и оловянные встречаются реже. Буллы могли быть только висячие, в отличие от восковых, а впоследствии и сургучных печатей, которые прикладывались к пергаменту или бумаге. Первые носят в западной сфрагистике название Sigilla pendentia, или sigilia (виcлaя печать), а вторые - Sigilla membranae afxa, innexa diplomat, chartae diplomat, chartae agglutinata (печать, приложенная к пергаенту, к грамоте). Каждый из этих родов печатей в разных странах подразделялся на виды по форме, способу приложения и по изображениям на них.
Висячие печати примешивались в конце грамот тотчас после подписи, на льняном, шелковом шнурке или обрывке пергамента, кожи. Если печатей было несколько (так их количество доходило до 350 в жалобе, поданной богемцами Констанцскому Собору 30 декабря 1415 г.), например, когда их прикладывали свидетели при совершении актов или должностные лица, то порядок, в котором они размещались, соответствовал степени уважения, оказываемого этим лицам.
     Сравнение печатей средних веков доводит до убеждения, что средняя точка, также как правая и левая стороны нижней оконечности пергамента, была предназначена д сх почетных печатей. Но если печатей было слишком много и изложенное правило трудно было соблюсти, то печати привешивались в том же порядке, в каком упоминаись влаевшие ими лица, начиная с левой стороны и доходя до правого конца. Нередко в саом документе упоминалось, как приложена печать и какого она цвета, как, например, в документе XI века: «Sigillatum in cauda duplici magno sigillo cerae rubrae)> (Отпечатанная в конgе большой двусторонней печатью красного воска).
      Форма печатей чрезвычайно разнообразна: печати были круглые, оваьные, полупродолговатые, треугольные или кваратные, иногда имели вид могоугольника, восьмиугольника, шестиугольника и т. п., притом так, что бока печати были ии прямыми, или же образоваи кривую линию (sceaux corus). Большинство древнейших печатей были круглыми.

     Цвет воска, которым печатались грамоты и акты в Западной Европе, различался по достоинству лиц, которым выдаваись документы, и по роду дел, к которым бумаги относились. Право печатать красным воском приналежао государю и лица, которым была дарована эта привилегия. Патриарх Константинопольский печатал свои граоты обычно на черном воске. Привилегия печатать голубым, лазоревым воском, дарованная 1524 г. иператором Карлом V одному доктору в Нюрнберге, доказывает, что и этот цвет не был совершенно чужд печатей. Во Франции и Англии постановления разного рода утверждаись печатями зеленого ии желтого gвета, в зависимости от вида узаконений. Лица, владевшие печатью, заботиись о написи на ней ии, если она была двухсторонняя, об изображении символа или эмблемы, состоявшей или в фигуре, или молитве (например на печати Пипина Короткого)
     Церкви, аббатства и города часто имели на печатях изображение своего покровител и соответствующие надписи. Таки образом, написи и изображения на печатях, имея исторический смысл
для ее употреблвшего лица, не переходили к его преемнику, который мог избрать новый девиз, новое изображение, а вместо имени предка должен был выставить свое. Таково было правило, однако недостаток собственных памятников для изображения на печатях заставил в средние века прибегать к антикам, к которым на печатях ии прибавляли надпись, или даже обходились без нее.

Спойлер

1.jpg

Устойчивым символом становится голубь, пальмовая ветвь и монограмма Христа. Вто же время сохраняется римская символика - Ника, триумфальные венки и пр.

      Такие печати могли быть и наследственными, тем более что строгого соответствия между изображением на камее и знанием избравшего его лица не существовало. Например, в 1280 г. аббат одного монастыря употреблл печать с изображением вооруженного воина с головой, покрытой шлемом; на печати другого аббата в 1211 г. представлена богиня охоты Диана. В 1301 г. на одной печати аббата изображен Феб, управляющий колесниgей, запряженной четырьмя конями. Алегорическая надпись: signum veritatis была прибавлена к изображению на печати.
      Средние века представляют можество таких примеров, а подобное употребление камей (которые, как увидим ниже, перешли в Россию очень рано и совершенно другим путем) вполне объясняется влечением, которое человек всегда чувствует к прекрасному всех стран и народов, и сознанием невозможности произвести в искусстве что-либо подобное тому, что завещено Древней Грецией последующим поколениям.
     Наряду с каеями христиане средних веков избирали для своих печатей символы, которые, будучи заимствованы из Божественного учения Спасителя, составляли в некоторой степени руательство в том, что распоряжение, печатью увержденное, будет соблюдаться свято и ненарушимо. Таковы изображения креста (символа искупления), голубя (знака невинности), рыбы (символа священной воды креIения), якоря (означаюIего твердость веры), лиры (орудия возношения хвалы Богу). Изображения эти, впрочем, были так неопределенны, что государи одной и той же страны в разное время и при разных обстоятельствах совершенно произвольно меняли символы.
      Оружие разного рода занимало почетное место на печатях королей и простых рыцарей Западной Европы; нередко они и сами являлись на печатях на коне, в латах или государь на престоле с атрибуами власти, со скипетром, в короне. Из всех символов, которые встречаются на печатях средних веков, множество споров возбудило изображение лилии на печатях королей Французских. Доказано, что символ этот употребллся Каролингами и даже королми первой династии во Франции и помещался не только на печати, но и на оконечности скипетра, и поверх
короны (что объясняет ее форму).
     Из предыдущего изложения истории печатей в древности и в Запаной Европе делаем следущий вывод: ни один народ, ни одна страна ни в какое время не были чужды понятий о печатях и символах. Но были ли во всех них признаки, по которым наука отличает гераьдический герб? Были ли правила для составления печатей возведены в науку, утверждены ли эти знаки как непременные спутники благородных фамилий, дана ли им наследственность? Нисколько: найти для себя знак отличия от других подобных существ присуще человеку и встречается повсеместно, и если видеть в символах начало гербов, то первыми их приверженgами надо было бы считать диких американцев.
      Было даже время, когда испанцы, по возвращении Колумба из Америки, слушая рассказы его и спутников о раскрашенной, татуированной коже дикареи, думали, что нашли ключ к разгаке, и стали выдавать американских туземцев за изобретателей гербов. И что же, как не герб, говорили тогда, было изображено если не на щитах, то на лицах этих дикарей? Каждая черта замысловатого рисунка проведена не случайно, а в память битвы, в которой пал неприятель, в память события, в котором человек принимал участие. Вожди, короли диких племен имели в уменьшенном виде изображение рисунка, которым украшено их лицо, и при заключении разного рода документов обмакивали кусок дерева в краску, отпечатывая точный снимок рисунка со своего лица.
      Полагаем, что между таки рисунком и гербом нет ничего общего, ибо, кроме сиволического изображения, кроме того, чтобы оно носилось на оружии, щите, шлеме, необходимо: 1) чтобы составление герба было подчинено строгим правилам науки, утвержденным практикой и давностью употребления, и 2) чтобы герб, будучи правильно составлен, правильно переходил по наследству по прямой нисходящей линии. Он должен сопровождать благородного человека от колыбели до могилы; он изображается на его печати, на ливрее, посуде, экипажах, на.погребальной колеснице и, наконец на памятнике. По гербу должны узнаваться род и звание того, кому герб приналежит.
     Очевино, что ни печати, ни символы, употреблявшиеся древними народами, нисколько не объясняют истории гербов. Где же и когда образовалась эта наука, которой в былые времена посвящался не один год изучения, не знать правила которой стыдился бы каждый, и значение которой на Западе теперь утратилось вместе с уважением к древности рыцарского, геральдического дворянства
                                                                                                                                                                                                                                       Лакиер А.Б- История российской геральдики

Ссылка на комментарий

Меxаник

     О происхождении гербов

     Общепринятым ответом на предложенный выше в.опрос есть тот, что гербы завещаны нам германцами средних веков и рыцарством. Но трудно найти двух писателей, которые бы сходились на этот счет в подробностях. Заслуга первенства обработки геральдики остается за ученым иезуитом Менестрие (Menestrier Р. С. Е.), который написал две главные книги по этому вопросу: «Nouvelle methode raisonnee du Ыason ou de l'art heraldique» и «L'origine ou vraie pratique de l'art du Ыason» (1659). Они заслуживают внимания и до настоящего времени, хотя после него об этом предмете писано было очень много и история вообще сделала шаг вперед.
     Говоря о геральдике Западной Европы только д объяснения атрибутов в наших гербах, мы, по необходимости, оставляем подробности несогласий между писателями относительно происхождения гербов и остановимся только на результатах, добытых наукой. Германские и галльские народы, отличающиеся воинственным духом, цели издавна обычай носить на войне пестро выкрашенные щиты, а шлемы украшать изображениями животных. На это прямо указывает Тацит, говоря: «Scutalectissimis coloribus distunguunt» («Щиты различными цветами отмечают» (.ат.)) и в другом месте: «Genano ne scuta quidem ferro nervore frmata, sed vinimum textus seu tenues, fcatas colore tabulas» («У германцев нет панцирей, нет шлемов, да и щиты у них не обиты ни железом, ни кожей- они сплетены из прутьев или сделаны из тонких выкрашенных дощечек» (.ат.)). А Диодор Сиgилийский говорит о шлемах галов, что к ни прикреплялись рога и изображения животных. Но мы видели обычай этот и у других народов древности, которые тем не менее не имели гербов и не передали эту идею новому человечеству.

      Германские же племена были по сравнению с ними поставлены совсем в иные отношения, и от того принялось, дало корень и развилось у них учреждение, тесно связанное с дворянством Западной Европы. Германская община, вторгаясь в чужую землю и покоряя жителей ее, стремилась обеспечить себя насчет владения недвижимой собственностью. На нее человек, особенно первобытный, привык смотреть с уважением. «Nulla terra sine domino» («Нет земли без господина»)- было девизом того времени, но не менее справедливо утверждение, что нет благородного дворянина без земли. Большего упрека, чем безземельность, трудно было найти для дворянина того времени. Поэтому первым последствием победы и завоевания был раздел приобретенной оружием земли. Старший между равными, вождь (primus inter pares) брал себе лучший участок и делил остальное между товарищами. Последние вследствие этого не становились самостоятельными и были обязаны верностью (trustes) своему вождю, который выводил их при необходимости на поле брани.

      С другой стороны, у каждого мелкого владельца вассальной земли были свои подчиненные, которые смотрели на него как на своего господина и под его знаменем примыкали к отряду. Поэтому отличительные знаки на вооружении были необходимы, и притом не только для различия благородных от roturiers, подвластных, но и для того, чтобы можно было распознавать главного представителя вассального участка от других.
      Позднее, например во время Крестовых походов, когда дворянство и рыцарство всей Западной Европы, вдохновившись одной святой идей, шло на Восток для освобождения Гроба Господня, необходимость в этих знаках была еще настоятельнее, и мы увидим, что это событие было одним из главных, давших толчок развитию гербов.
    Но задолго до этого мирового события рыцарство, благородное конное дворянство, имело случай сталкиваться с неверными, с маврами в Испании, защищать христианство и прекрасный пол, так что не подлежит сомнению, что при дворе Карла Великого рыцарство (la chevallerie) уже имело тот блеск, который ему приписывают поэты и повествователи того времени. Как рыцарство, вытекшее совершенно естественно из духа германского народа.
     Из его быта, положения в завоеванной Европе и из отношений к покоренным народа, было общим для всех стран, населенных германцами, так и гербы стаи принадлежностью дворянства всех стран Западной Европы. В некоторых странах дух рыцарства под влиянием местных причин развился в широких размерах и блестящих формах: в Англии, во Франции, в Германии и в наших Остзейских провинциях, в них же оказалось более правильное развитие гербов.
      Если трудно перечислить все частные причины, которые в Западной Европе вообще и в каждой из ее стран в отдельности дали толчок к образованию гербов, их усовершенствованию и разветвлению, то необходимо установить причины, по которым геральдика присвоила гербу четкие и однообразные приметы. Знаки отличия, носимые даже на оружии, не были чужды многим народам глубокой древности; но они не признаются гербами, потому что не считались обязательной принадлежностью воина, не переходили в его род и не становились его достоянием.

     Особенность рыцаря средних веков в этом отношении станет совершенно наглядной, ясной, когда посмотрим на этого благородного воина, который с весь закован в стальные латы: у него на лице опущено забрало, так что представителем всей
его личности, его убеждений, его мысли становится один щит. По нему читали и знали, с кем имеют дело. Точно так и лошадь рыцаря едва видна из-под тяжелого вооружения: как же не отличить и коня знаком, видимым.на щите?
      Необходимость частого употребления щита на поле брани и чести и пpиcущee человеку желание сохранить для потомства память о подвигах предков вызвали потребность в обработке гербов и в укреплении за каждым рыцарем и его родом того герба, который был (чаще всего, не случайно) избран его представителем. Очевидно, что время и страна, где чаще всего необходимо было являться в вооружении, должны были породить необходимость в гербах, в строгом их изучении и разграничении. Нет сомнения, что самое благоприятное для этого время было в конце XI - начале XII столетия. Действительно, к этому времени относятся древнейшие гербы в настоящем смысле слова: на картинах, печатях стаи представлять воина на коне, в полном вооружении, в шлеме или короне, если герб принадлежал королю, а на левой руке витязя был виден щит с изображением разных знаков и эмблем. Согласно тщательным изысканиям ученых-бенедиктинцев, древнейшая известная им гербовая печать была привешена к грамоте графа Роберта Фландрского 1072 г.: на щите
изображен лев Фландрии, а на печати графа Раймунда Тулузского 1088 г. - крест Тулузскии.
      Гораздо чаще и обычнее стали гербы и печати с гербовыми изображениями с XII и ХIII столетий. Даже государственные гербы Англии и Франции обязаны своим установлением этому времени, хотя известно, что окончательное их образование последовало позднее. Так, число лилий на французском гербе было ограничено тремя только в правление короля Карла V (1380). Германский императорский орел, который как общий символ власти встречается довольно рано, ста постоянным гербом на печатях только со времени Рудольфа Габсбугского, а двуглавый орел - только при императоре Сигизмунде.
Таким образом, в XI веке начинается образование гербов в современном значении слова. Вот события, ставшие причиной этого явления: 1) развитие рыцарства и установлений, тесно с ним связанных; 2) турниры и обряды, при них соблюдавшиеся, и 3) Крестовые походы.
                                                                                                                                  Лакиер А.Б- История российской геральдики

Ссылка на комментарий

Меxаник

     Кто имел право на герб

     В первую очередь это рыцари (дворяне) — представители военного сословия, которые за военную службу получали землю и живущих на ней крестьян. В России эта земля называлась «поместье», или «двор». Отсюда и название "помещик", или "дворянин". Воин получал эту землю, но тот, кто ее дал, мог у него поместье и отобрать — по причине плохой службы или неумению хозяйствовать. Но даже лишившись земли, такой человек сохранял личную свободу и право иметь свой родовой герб.
      К другой категории людей относятся аристократы, на Руси их ещё называли боярами, или вотчинниками. Они были владельцами земли по праву наследства от вотчич (отцов) и дедич (дедов). Аристократия не была однородной. Самым младшим представителем владетельных особ был барон. У немцев есть выражение: "Человек начинается с барона". Воинское сословие было и в Европе, и на Руси не самым привилегированным. Только «Жалованная грамота дворянству» 1762 года освободила дворян России от телесных наказаний, а до этого дворянин был такой же раб государя, как и те крепостные, что жили в его поместье, с той лишь
разницей, что он за них отвечал. Не лучше было положение дворян и в Европе. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, что друг д'Артаньяна Портос мечтал о баронской короне. Выше барона стояли графы (мы будем перечислять лишь те титулы, которые жаловались в России, поэтому такие титулы, как герцог, маркиз или князья церкви, затрагивать не будем), а над графами — князья. Над всеми же стоял король. Король мог жаловать дворянство, но титулы мог жаловать только император. Без грамоты на баронское, графское или княжеское достоинство. подписанной императором, не могло быть никакой правовой основы для   использования титула. Кстати, и короля в правах на его владение утверждал тоже император. Империй в Европе было не так уж и много.
     Самая ранняя — Великая Римская империя в конце IV века распалась на Восточную и Западную. Правопреемницей Западной Римской империи стала Австрийская империя, а наследницей Восточной Римской империи (Византии), после женитьбы великого князя Ивана III на Софье Палеолог (из рода византийских
императоров), стала Россия. Поэтому Иван III объявил себя царем, то есть цезарем — императором, и вывел свою родословную от римского императора Августа Цезаря. Так родилась идея Третьего Рима, или Третьей империи, которой на века стала Русь. Долго, почти до конца XVIII века, Австрия пыталась доказать свое исключительное право быть империей. Даже грамоту на графское достоинство Александру Васильевичу Суворову выдали и русская императрица Екатерина II, и австрийский император Иосиф II.
      Второго декабря 1804 года короновался императором Наполеон Бонапарт. Франция взяла символику Великой Римской империи и в доказательство своих
прав на имперский статус даже создала художественный стиль под названием «империя», то есть ампир. Отличительной чертой этого стиля было применение в декоре античной символики. Наполеон создал новые королевские и аристократические династии, пожаловав им гербы, церемониальные мечи, мантии и троны. Последней империей, которая себя тоже объявила Третьей империей, игнорируя всех предшественников, стала фашистская Германия — Третий рейх. Те же орлы римских легионов, те же выброшенные вверх руки в древнем приветствии римских легионеров плюс символика древних германцев и Древней Индии. Может быть, эта эклектика и дала бы какую-нибудь жизненную поросль, если бы не страшная философия человеконенавистничества, которая изначально обрекла фашизм на поражение.

Спойлер

1.jpg

Введенский Г- Азбука геральдики

Ссылка на комментарий

Меxаник

       Четвероногие животные
      По правилу, они должны быть обращены в правую сторону, но если они смотрят влево, то называются искривленными. Самые любимые животные по их символическому значению на гербах - лев и леопард. Лев - символ мужества, силы и великодушия; леопард- храбрости и отваги.
      Лев так часто встречается на гербах, что для разных его поз придуманы особые названия. Кроме того, он различается и по цвету, которым окрашивается: есть львы красные, голубые, даже горностаевого цвета или двух цветов. Обычная геральдическая поза льва- в профиль, так что видны одно ухо и один глаз. Лев изображается стоящим на задних лапах, а передними бросающимся вправо; окровавленный язык выходит из пасти, хвост его поднят кверху и концом падает на спину. На гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два; если же число их больше, то они называются львенками.
     Фигура леопарда отличается от льва тем, что видна вся его голова с двумя глазами, что он изображается идущим, т.е. стоит на трех ногах, а четвертую заносит вперед, и что хвост его падает не на спину, а, напротив, поднят кверху и откинут. Поэтому лев, имеющий одну из исчисленных примет, принадлежащих леопарду, называется .леопардоподобным .львом; и, наоборот, леопард, заимствовавший какие-либо приметы от льва, называется .львоподобным .леопардом
 

Спойлер

1.jpg

      По другим приметам льву даются следующие названия: вооруженного, если его когти не того цвета, каким окрашено все тело, если высунутый язык отличается своим кровавым цветом; коронованного, если на голове у льва корона, обычно зубчатая; смирного, если он без зубов, без когтей и без высунутого языка; бесхвостого или с хвостом дракона, если нижняя часть тела льва оканчивается хвостом дракона.
     Рождающимся называется лев тогда, когда видна только верхняя половина его тела, а прочее скрыто; но когда в верхней части щита видны его голова, плечи, концы передних лап и хвост, то лев называется выходящим. Те же выражения по изложенным приметам находят применение к изобретениям других животных; некоторые исключения из этого правила объясняются характером и жизнью зверей.

Спойлер

1.jpg


     Конь, совмещающий свойства нескольких животных (храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), на гербе всегда представлен в профиль. Этой эмблеме придаются следующие названия: лошадь называется дикой, если она без узды; взнузданной, оседланной, покрытой латами, попоной причем точно обозначается, какого цвета украшение, сбруя И4И покров лошади. Также конь предполагается рассерженным, бешеным, когда поднялся на дыбы, или играющим, когда цвет глаз отличен от цвета всего тела.
     Из собак на гербах встречаются только борзые, служа символом верности, преданности и повиновения. Они считаются молоды.и , если без ошейника (а с ним называются.
      Кошка - символ независимости; она изображается в профиль и прямо. Она называется испуганной, если ползает, и съежившейся в том случае, когда ее туловище и хвост подняты выше головы.
     Волк - символ злости, прожорливости, жадности. Он называется хищным, если держит добычу, и разъяренным, если его глаза отличены особой от всего тела краской.
     Медведь считается символом предусмотрительности за то, что он предвидит погоду, умеет вовремя скрыться в берлогу, где готовит себе логовище. Он считается проходящим, если идет, и поднявшимся, когда стоит на задних лапах.
     Вол представляется взбешенным, если стоит на задних ногах, идущим, когда изображен в профиль, с хвостом, падающим на спину.
     Корова изображается не иначе как идущей и называется увенчанной, если у нее на голове корона; с колокольчиками, если он висит у нее на шее; рогатой и с копытами, если эти части отличаются цветом
от всего туловища.
     Бык - символ плодородия земли.
     овца символизирует кротость и сельскую жизнь.
    Козел изображается в профиль, идущим отличается спирально загнутыми рогами. Он служит символом весны, потому что в знаках Зодиака Овен соответствует месяцу марту.
     Агнец - эмблема доброты; называется пасхальным, если держит хоругвь с изображением креста.
    Единорог - символ чистоты и непорочности; часто встречается на щитах гербов. Он своей фигурой похож с лошадью и отличается от нее рогом, которым вооружена его голова, и бородкою. Единорог называется прислонившимся, когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении, когда хочет как бы защититься рогом.

Спойлер

1.jpg

     Олень, по уверениям натуралистов, своим запахом прогоняет змей и потому служит эмблемой воина, перед которым бежит неприятель. Если рога оленя, который всегда изображается в профиль, идущим, бегущим или лежащим, обозначены отличающейся от всего тела краской, то это отмечается при описании герба.
      Лань - символ робости, также изображается в профиль.
      Наконец, кабан, вепрь - эмблема мужества и неустрашимость изображается всегда черного цвета и в профиль. Иногда представлена одна кабанья голова; причем обязательно отмечают цвет глаз и краску, которой отличены зубы кабана.
В этом перечне представлены далеко не все четвероногие, находящиеся на щитах гербов, но эмблемы других зверей встречаются реже и значение их яснее.

Лакиер А.Б- История российской геральдики

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 93
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 6097

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Меxаник

Конкурс. Уважаемые любители истории и геральдики: @Olgard @Gulaev @Platon  @alexis @Муцухито @UBooT @Vladian @Korinus @27wolf @СУЛАРИУС @Текстоплёт @Дoбро @Igrok23 @Мутабор @Флавий Аниций @Александров

Меxаник

Конкурс.      Герб Сен-Жермен-ан-Ле, Франция         Сен-Жермэн-ан-Лэ или Сен-Жермен-ан-Ле (фр. Saint-Germain-en-Laye) — город во французском департаменте Ивелин, на реке Сене, в 19 км к з

Меxаник

В теме: отечественная и международная символика разных времен, элементы геральдики, эмблематики и вексиллологии, их пояснения, ссылки и обсуждение.  

Меxаник

Изучал книгу: Внутренний Предитор СССР «Государственные символы и государственный суверенитет». Нашел интересный фрагмент. Изменения герба Австрии.           Также заинтересовала в книге тра

Меxаник

Герб Великобритании   Изучал герб Великобритании. Интересно что надпись на нем не на английском и даже не на латинском, а на французском языке: : «Dieu et mon droit», что означает «Бог и м

Меxаник

И стоит подробней остановится на описании, из книги орла на гербе России. "Надо отметить большое значение того, как изображены крылья гербового орла — подняты вверх или же опущены вниз. Времена,

Меxаник

Солнце обычно имеет восемь прямых лучей, обозначающих свет, и восемь изогнутых - пламенных. Впрочем, солнце может быть только сияющим или только пламенеющим. Диск солнца, как правило, украшен человече

Меxаник

Да, многие элементы гербов колоний Англии с гербом Великобритании пересекаются. Думаю, что по схожести элементов герба, флага возможно определить уровень зависимости страны от герба, флага страны- мет

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...