Иранский водный канал Каспий-Персидский залив - Страница 5 - Архив - Strategium.ru Перейти к содержимому

Иранский водный канал Каспий-Персидский залив

Рекомендованные сообщения

ROTOR

Смогут ли Москва и Тегеран проложить судоходный канал из Каспия в Персидский залив?

Вопрос о прокладке сквозного судоходного канала между Каспийским морем и Персидским заливом рассматривается Россией и Ираном. Об этом 8 апреля заявил посол ИРИ в РФ Мехди Санаи на встрече со студентами Санкт-Петербургского госуниверситета.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Идея строительства канала Каспий-Персидский залив

Небезынтересна даже история возникновения замысла этого строительства и конкретных мер, принимаемых для его воплощения в жизнь, причём, как говорится, «руку к этому приложили» такие исторические личности, как Пётр I, Александр III, И.В. Сталин, Шахиншах Мохаммед Реза-Пехлеви и Л.И. Брежнев.

Так, ещё первый российский император Пётр Великий, мысливший категориями стратегическими, сформулировал замысел судоходного пути из Каспийского моря в Индийский океан, но в то время, само собой разумеется, ни о каком практическом его воплощении речь не шла. Зато в конце XIX века созданная совместная российско-иранская комиссия приступила к проектированию канала, и к 1908 году эта работа, в общем и целом, была закончена, но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии, в связи с чем практическое его осуществление было отложено.

Затем Первая мировая война, геополитические изменения, Вторая мировая… Однако сама идея не была забыта. К возможности строительства канала теперь уже СССР и Иран возвращаются в ноябре 1943 года на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, в ходе которых проект в очередной раз был охарактеризован как обоюдовыгодный и перспективный.

И вновь пауза, вызванная неоднозначным состоянием советско-иранских отношений в пятидесятые годы прошедшего столетия, да и противодействием США, прямо заявивших о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. (Кстати, эта позиция американцев остаётся и сегодня неименной, недаром запрет на строительство канала был включён в антииранские санкции). Но заложенная в нём идея настолько привлекательна, что к ней, причём по инициативе иранской стороны, вновь возвращаются в восьмидесятые годы, а в девяностые, несмотря на распад Советского Союза, Иран, с одобрения России, приступает к конкретным шагам по подготовке строительства, направляя в нашу страну делегации, которые изучают наш опыт в области гидростроения, в том числе и в ходе регулярных посещений Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского каналов, ведёт предварительные переговоры о привлечении инвестиции и технологий к сооружению трансиранского водного пути. В 1998-м создаётся совместная российско-иранская экспертная группа по изучению водного проекта, итогом которого может стать трансиранский канал, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобряет выработанное ею технико-экономическое обоснование.

Сегодня проект находится в перечне приоритетных для Тегерана, при этом иранские власти не скрывают ни параметров канала, ни основных экономических величин, подтверждающих целесообразность и рентабельность его строительства. Положительные оценки высказываются и большинством представителей российского экспертного сообщества. Прежде всего, подчёркивается, что этот проект позволяет свести к минимуму нашу зависимость от Турции, контролирующей проливы Босфор и Дарданеллы, окажет положительное влияние на усиление роли России в мире, принесёт экономические дивиденды, повысит уровень оборонной составляющей.

Изменено пользователем ROTOR
Ссылка на комментарий

Deceased WhiteBear

Несравнимые проекты - как по масштабам, так и по смыслу. Цитирую:

Турция намерена приступить к строительству нового судоходного канала протяженностью 45 километров,

который свяжет Черное и Мраморное моря

...

С 1936 года режим использования Босфора регулируется конвенцией Монтре...

с появлением еще одного канала, режим которого не регулируется ничем,

баланс сил в регионе может быть нарушен

...

Эрдоган лично принимал участие в проектировании канала.

По его собственному выражению "безумный и блистательный проект"

...

Размер платы за проход через новый канал турецкая сторона

сможет определять самостоятельно.

Канал, параллельный проливу - бесспорно гениальная идея ;)

Но только в контексте военного помешательства Эрдогана.

НАТО получит свободный (задний ;)) проход в Черное море,

а плата за проход торгашей всяко останется той же.

Изменено пользователем WhiteBear
Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 80
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 7317

Лучшие авторы в этой теме

  • Mr. Eco

    12

  • Александрович

    10

  • Volchenock

    9

  • Torlik

    6

  • belogvardeec

    5

  • Zdrajca

    5

  • ROTOR

    3

  • Deceased WhiteBear

    3

  • antiximik

    3

  • BearLies

    3

  • Sergey Ace

    2

  • MihaLbl4

    2

  • Daniock

    2

  • Rybinsk

    2

  • Загадочник

    2

  • Адмирал

    2

  • WolfRus

    2

  • Роман Кушнир

    1

  • Odin

    1

  • nelsonV

    1

  • Vladimir DP

    1

  • Martell

    1

  • Cain

    1

  • Venc

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...