Искусство войны - Страница 5 - Стратегия и тактика - Strategium.ru Перейти к содержимому

Искусство войны

Рекомендованные сообщения

Аркесс

«Искусство Войны» - сборник всей аналитической информации по военной составляющей Европы 3. Ввиду большого объема информации, руководство будет дополняться поэтапно. Оно не претендует на безупречность, корректировки возможных ошибок и критика будет только приветствоваться. Моей целью было создание руководства, которое будет полезно как для новичков, так и для ветеранов.

Источники:

Информация с официального форума paradoxplaza

Информация с англоязычной википедии paradoxian.org/eu3wiki

Файлы игры Divine Wind v5.1

«Дыркой вперед! Дыркой вперед, я сказал!»

Основные понятия.

Военная мощь – главный элемент внешней политики периода Европы 3. Давайте разберем основные понятия, от которых зависят ваши победы и поражения.

Основная боевая единица – армия. Каждая армия состоит из подразделений (regiments) численностью по 1000 человек. В 1 армии может быть минимум 1 подразделение. То есть, говоря, что армия состоит из 10/4/0, мы подразумеваем, что в ней находится 10 пехотных, 4 кавалерийских и 0 артиллерийских подразделений.

Скорость армии равна скорости самого медленного её подразделения. Скорость пехоты и кавалерии одинакова (т.н. «обозная скорость»), скорость артиллерии значительно ниже.

Многие игроки используют эту особенность при нападении, когда ИИ стремится увести войска за 1 день до нападения превосходящих сил противника. Наличие артиллерии замедляет вашу армию, и когда армия противника начнет уходить, вы отделяете артиллерию, тем самым лишая врага возможности уйти.

В Европе существует 3 рода войск: пехота (infantry), кавалерия (cavalry), артиллерия (artillery). У каждого рода войск есть свои особенности (см. Достоинства и недостатки типов войск).

Когда две армии находятся в одной провинции, они вступают в битву. Битва в игре – условна, она не является одним сражением, а скорее серией сражений с отступлениями и контратаками. Каждое из таких сражений длится 10 дней и разделено на 2 фазы по 5 дней: фазу огня и фазу шока. В фазе огня, когда противники обмениваются выстрелами, преимуществом обладают пехота (на поздних этапах) и артиллерия, в фазе шока безраздельное лидерство принадлежит кавалерии (детально см. Расчёт сражения).

Битва закончится, если одна из сторон полностью лишится морали, скомандует отступление или будет полностью уничтожена. В первом случае армия отступит в соседнюю провинцию, во втором случае – может отступить в любую указанную провинцию. Если армия вовсе без морали наткнется на противника, то будет уничтожена. Если командовать отступление в конкретную провинцию, то до момента, пока она не достигнет этой провинции, её нельзя перехватить. Но при этом мораль и войска этой армии будут восстанавливаться очень медленно, и, как любую отступающую армию, её движение нельзя будет прервать или изменить направление.

Чтобы отступить, достаточно выделить армию и направить её в нужную провинцию. При этом армия сохранит мораль на момент отступления, будет терпеть небоевые потери, если такие должны быть, и не может участовать в битвах, пока не прибудет в указанную точку. Отступать можно только после первого сражения (перечеркнутая иконка ноги в экране битвы показывает невозможность отступления).

По окончании битвы появляется экран итогов битвы, где можно посмотреть численность армий до и после сражения, а также прирост военных традиций (T), усталости от войны (WE) и потерю или прирост престижа (P) каждой из сторон. Если в сражении участвует несколько государств, то эти значения распределяются между ними эквивалентно численности подразделений.

Армия восполняет потери и мораль 1 числа каждого месяца. Размер пополнения зависит от снабжения в провинции. Каждое подразделение восполняет потери в равной пропорции. То есть, если у вас 2 отряда по 700 человек, то армия восстановится быстрее, чем если в ней будет 1 подразделение в 1000 и 1 в 400 человек. Даже если в подразделении после битвы останется 0 человек, подразделение не будет уничтожено и будет восстанавливать свою численность (при условии, что армия выжила).

В каждой провинции существует свой лимит снабжения. Если итоговое снабжение не может обеспечить стоящие в провинциях войска, то их численность будет постепенно уменьшаться за счёт небоевых потерь. Эти потери влияют на усталость от войны терпящей их стороны.

Изменено пользователем Аркесс
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения

А почему это на поздних стадиях удача и местность не играют большой роли?

Ссылка на комментарий

Триффид
Генерал командует конкретной армией. Можно как назначать генерала на управление армией, так и снимать. При снятии генерал не пропадает, а "помещается" в пул свободных генералов, откуда его можно назначить на управление другой армией. Эффект от назначения и снятия проявляется мгновенно. Размещение армии на карте ни на что не влияет. Сняли генерала с армии в Америке, назначили на армию в Европе - "телепортация" в течение одного дня...

Этот фокус я знаю... я думал есть возможность мгновенно перебрасывать армию с генералом )). И генерала во время боя ни снять, ни назначить нельзя.

Ссылка на комментарий

Freezze
И генерала во время боя ни снять, ни назначить нельзя.

А также когда находишься на неподконтрольной территории врага

Ссылка на комментарий

Isaac New
А почему это на поздних стадиях удача и местность не играют большой роли?

Потому что на поздних стадиях бонус от местности и кубика мал по сравнению с бонусом от технологий

Ссылка на комментарий

я думал есть возможность мгновенно перебрасывать армию с генералом ))

тоже ))

Ссылка на комментарий

А также когда находишься на неподконтрольной территории врага

Модификатор технологии влияет только на масштаб урона. А вдвое больший кубик урона дает вдвое больший урон как в начале игры, так и в конце.

Ссылка на комментарий

Каждый день сражения для определения урона выбрасывается кубик.

Базовый кубик урона - модификатор урона, рассчитываемый для каждой фазы, рассчитывается следующим образом:

Кубик урона = (Атака + Удача) – (Защита + Территория) + (Разница лидеров)

Атака – модификатор атаки (огня или шока подразделения, в зависимости от фазы). То есть, если в бою участвуют 2 отряда оранской пехоты (4/3 огонь, 3/1 шок), то атака у атакующего отряда будет равна 4 в огне, 3 в шоке, а у защищающегося – 3 в огне, 1 в шоке.

Если артиллерия расположена во в заднем ряду, 50% её атаки в огневой фазе добавляются к атаке подразделения, стоящего перед ней.

Удача – случайное число от 0 до 9. Фактор случайности, в начале игры вносит сильный разброс урона.

Территория – модификатор, который получает защищающаяся сторона, а атакующая, наоборот, получает отрицательно значение (то есть, урон атакующей стороны снижается, а потери – повышаются):

- Лес/Болото/Холмы: -1 атакующему (-2 кавалерии), +1 защищающемуся;

- Горы: -2 атакующему (-4 кавалерии), +2 защищающемуся;

- Пересечение реки: -1 атакующему (-2 кавалерии), +1 защищающемуся;

Тут некая путаница в формулировках, вернее возможная путаница. Для меня было бы логично если:

В первом случае атакующий отряд это тот, для которого рассчитывается наносимый им урон, а защищающийся соответственно тот для которого рассчитывается наносимый ему урон. То есть при рассчитывании обратного ответа они как бы меняются местами. А во втором абзаце – территориальном, атакующий это именно атакующий – пришедший. Так это или ли нет?

Изменено пользователем Geralt
Ссылка на комментарий

Кстати какой идет минус от несбалансированной армии по составу конница/пехота? В гайде для османов советуется использовать на старте армии полностью из кавалерии для атаки и полностью из пехоты для осады, но ведь там минус идет за неправильный состав армии?

Ссылка на комментарий

Аркесс
Кстати какой идет минус от несбалансированной армии по составу конница/пехота? В гайде для османов советуется использовать на старте армии полностью из кавалерии для атаки и полностью из пехоты для осады, но ведь там минус идет за неправильный состав армии?

Превышение % кавалерии убирает бонусы тактики, на низких техуровнях (до 17 включительно) это несущественно. Вообще низкий воентех имеет свои особенности, на нем ни штраф за кавалерию, ни сам состав войск не играют значительной роли. Рулят рандом и горы.

Ссылка на комментарий

Как влияет количество людей в отряде на его характеристики? Если в полку будет 500 человек, то все характеристики уменьшаются в 2 раза?

Влияние техов учитывали? Местности? Мораль суммировали с моралью от техов? У меня целая таблица в Excel с расчетом параметров каждого юнита на разных техуровнях и при различных условиях. Если кто хочет глубже покопаться в механике, могу выложить.
Есть еще эта таблица? Изменено пользователем Freezze
Ссылка на комментарий

Интересен также тот факт, что, исходя из официальных источников, разница +1 морали нивелируется, но кубик +2 не округляется. Необходимо тестировать, но я счёл это опечаткой, т.к. выходило бы, что имея преимущество в +2 морали, армия наносила бы больший урон морали, чем имея преимущество в +2.5

Такая ситуация невозможна, потому что превосходство просто не может выражаться дробным числом. На урон по морали не влияют генералы, удача и местность, и получается, что армия с преимуществом +2 никакого преимущества никогда не получит, что несправедливо.

Кстати, если разница +1 нивелируется, то какой смысл в алебардщиках?

Ссылка на комментарий

на самом деле пробовал делать тестовый бой, один на один отряд и считать повреждения по приведенным формулам, цифры не сходятся с тем, что отображается в игре(версия игры 5.1), так что видимо эти формулы уже некорректны.

насчет морали, формула опять же не сходится с результатами в тестовом бою, кроме того у меня стойкое ощущение, что падение морали в бою зависит от рандомного кубика, который бросается каждую фазу, потому что если вам выпало скажем 9 в фазе натиска и вы имеете генерала на +6 к натиску, то мораль врага(как собственно и количество) начинает падать просто катастрофическими темпами, тогда как если ваш ролл 0 и генерала у вас нету, то темпы крайне незначительны, тогда как по гайду все зависит только от показателей подразделений и падение морали в каждой фазе скажем натиска должно быть одинаково и не зависит от результатов кубика(или я неправильно понял?)

кроме того, по наблюдениям, конница проседает по морали значительно быстрее пехоты, притом что имеет одинаковые показатели боевого духа(скажем, западная средн. пехота и западные рыцари оба имеют 1/1 показатели). и я имею ввиду не только ту конницу, которая стоит на краях и поэтому получает повреждения от нескольких отрядов, но и ту конницу, которая стоит посреди строя и получает урон от одного полка. скажем при игре за тимуридов у меня как-то была оборона в горах(+5 модификатор) 10тысячным войском(что-то вроде 8 тысяч конницы+2 пехоты, в обороне у обоих показатели морали 1) во главе с тимуром(+6 натиска), против 20 тысячного турецкого войска, я думал что у меня неплохие шансы выиграть эту битву. по факту же вся конница очень быстро осталась без морали и вся разом вышла из боя(то есть не отлетала по одной с флангов засчет того что её било по 2-3 отряда, а именно в войне против вражеского отряда 1 на 1), тогда как у 2х отрядов пехоты осталось ещё около 1.5 морали, хотя показатели морали в обороне и у пехоты, и у конницы были одинаковы.

также если верить приведенным формулам, то на ранних тех уровнях, при получении штрафа за взаимодействие, урон по тебе должен увеличиватся в два раза(тактика=1, урон=x/(1+тактика)=x/2, а в случае потери бонуса урон=x), поэтому если верить этой формуле, то как минимум вывод о том, что на раннем уровне этот бонус не решает неверен, потому что скажем на 4 уровне урон кавалерии выше урона пехоты в два раза и тем самым даже если у тебя фулармия конницы, а у врага пехоты, то вы будете наносить друг другу одинаковый урон, если же у врага есть конные подразделения помимо пехоты, то его урон будет выше. с другой стороны исходя из этой формулы получается что, например, на том же 4ом уровне если отряд западной средн. пехоты нападает на отряд западных рыцарей, то они должны наносить друг другу одинаковый урон при одинаковом ролле в фазе шока(у одного коэфф. в два раза выше, у другого тактика режет урон в два раза), однако же если провести такой эксперимент, то окажется что это не так и отряд пехоты все равно бьет меньше, поэтому здесь тоже что-то не так.

Изменено пользователем rylai
Ссылка на комментарий

Аркесс

Интересные наблюдения. Добавлю (пока бегло) несколько комментариев.

насчет морали, формула опять же не сходится с результатами в тестовом бою, кроме того у меня стойкое ощущение, что падение морали в бою зависит от рандомного кубика, который бросается каждую фазу, потому что если вам выпало скажем 9 в фазе натиска и вы имеете генерала на +6 к натиску, то мораль врага(как собственно и количество) начинает падать просто катастрофическими темпами, тогда как если ваш ролл 0 и генерала у вас нету, то темпы крайне незначительны, тогда как по гайду все зависит только от показателей подразделений и падение морали в каждой фазе скажем натиска должно быть одинаково и не зависит от результатов кубика(или я неправильно понял?)

И да, и нет. Скажите, чему равна мораль уничтоженного отряда? Правильно, нулю. Чему будет равна мораль наполовину уничтоженного отряда?

Взаимодействие урона по численности и урона по морали просчитать очень сложно, почти невозможно. Стоит воспринимать её просто как механику, дающую отрядам возможность выживать после боя.

кроме того, по наблюдениям, конница проседает по морали значительно быстрее пехоты, притом что имеет одинаковые показатели боевого духа(скажем, западная средн. пехота и западные рыцари оба имеют 1/1 показатели). и я имею ввиду не только ту конницу, которая стоит на краях и поэтому получает повреждения от нескольких отрядов, но и ту конницу, которая стоит посреди строя и получает урон от одного полка.
Естественно, что большое количество конницы необходимо только при численном перевесе. Если отряд невелик, то конница под атакой двух и более подразделений противника быстро теряет мораль и выходит из боя.
скажем при игре за тимуридов у меня как-то была оборона в горах(+5 модификатор) 10тысячным войском(что-то вроде 8 тысяч конницы+2 пехоты, в обороне у обоих показатели морали 1) во главе с тимуром(+6 натиска), против 20 тысячного турецкого войска, я думал что у меня неплохие шансы выиграть эту битву. по факту же вся конница очень быстро осталась без морали и вся разом вышла из боя(то есть не отлетала по одной с флангов засчет того что её било по 2-3 отряда, а именно в войне против вражеского отряда 1 на 1), тогда как у 2х отрядов пехоты осталось ещё около 1.5 морали, хотя показатели морали в обороне и у пехоты, и у конницы были одинаковы.

Первое.

Кавалерия получает двойной штраф в атаке, но не получает двойной бонус в защите, это следует учитывать, ведя бой в труднодоступной местности.

Второе. Вы вели в бой степную кавалерию с 1 единицей морали в защите против турецкой с 2 морали в атаке. Степняки отлично нападают, но отвратительно держат оборону.

Ссылка на комментарий

Второе. Вы вели в бой степную кавалерию с 1 единицей морали в защите против турецкой с 2 морали в атаке. Степняки отлично нападают, но отвратительно держат оборону.

Но урон по морали у них будет одинаковый!

И да, и нет. Скажите, чему равна мораль уничтоженного отряда? Правильно, нулю. Чему будет равна мораль наполовину уничтоженного отряда?

Даже уничоженный на 99% отряд может иметь полную мораль.

Изменено пользователем Compare
Ссылка на комментарий

Второе. Вы вели в бой степную кавалерию с 1 единицей морали в защите против турецкой с 2 морали в атаке. Степняки отлично нападают, но отвратительно держат оборону.

это было написанно к тому, что согласно приведенным в гайде формулам, урон по морали зависит лишь от показателей морали подразделений и коэфф. воентеха и ни от чего другого, в частности от рода войск(пехота/кавалерия). я лишь указал на то, что по моим наблюдениям кавалерия получает больший урон по морали(возможно только в обороне), нежели пехота, несмотря на равные показатели морали(и степная кавалерия, и степная пехота имеют 1 морали в обороне)

выделенная же цитата про отсутствие двойного бонуса в обороне мне непонятна, ведь пехота тоже этого двойного бонуса не получает, вместе с тем наносит меньше дамага. именно поэтому я и выбрал для обороны армию почти полностью состающую из кавалерии, но столкнулся с тем фактом что при одинаковых показателях морали в обороне, кавалерия теряет мораль значительно быстрее пехоты.

Ссылка на комментарий

Когда будете дополнять руководство? Может уже дополните рекомендации по войскам Восточной и мусульманских групп - многие ими играют, большее никому и не надо - и так вкупе с османами и западной техгруппой это будет 99% партий игроков

Ссылка на комментарий

Белый Волк

Камрад, а не дадите ли ссылки на оригинальные ветки на английском?..

Ссылка на комментарий

Обман Тулеев

Прсоединюсь к Яну. Хотелось бы увидеть информацию про восточную и мусульманскую линейки. Тем более играю сейчас за Крым с формой правления Племенная деспотия и состою в восточной тех и воен группе. А рядом союз Польши, Литвы, Венгрии и Австрии((. Труки не хотят дружить(( Уния с Ак Коюнлу, Кандаром и Казанью и ЗО. Они ж меня сожрут как нефиг делать.

Изменено пользователем Обман Тулеев
Ссылка на комментарий

Такой вопрос: Играю за Украину, уже 1550-й год, у меня главный враг турки, они уже захватили "почти пол мира", в скобках конечно, но територия у них офигевшая... Они лидеры по инфляции - уже около 30%, но у них постоянно технологии выше моих, да там ладно, у них другая техническая группа, но ведь Литва, Польша, у них экономика слабее моей, инфляция тоже в 20 ке но тоже никак не могу догнать ни одну технологию, уже и ВП двигал, нифига... И, главное так нагленько, смотрю - у Польши 13 уровень военки, потом через пол года смотрю - а там уже 16, я в замешательстве!

Но и это еще не главное, мой вопрос вот в чем, воевал я с Турцией - дело убийственное, мало того что у них войск раз в 6 больше моих (у меня 34 тис!!!), так еще и качество этих войск на порядок выше моих, но я на защите отряд за отрядом их все-таки подлавливию, так и выжываю (ну и часто пересохраняюсь и перезахожу с учетом сделанных ошибок - куда уж без этого, такая махина сметает все на своем пути).

Но вот как то раз играю, идет отряд турков 36 тис, больше чем вся моя армия вместе взятая, я выжигаю одну провинцию, отступаю, они заходят, штурмом берут за 2-3 хода и далее, я выжигаю вторую прову, отступаю, они заходят снова, но я уже не успеваю отступить, валят сразу почти всю армию (20 к) и я в афиге) Но вот в чем то весь фокус - у них как было с самого начала 36 тис, так и осталось, ни на своих территориях, ни тем более на моих выжженных ни одной к внебоевых потерь, что меня просто поразило, такого просто быть не может... Негодую, слов нет))) В общем, кинула меня моя же игра)))

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 119
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 79635

Лучшие авторы в этой теме

  • Аркесс

    23

  • jan

    7

  • Compare

    7

  • Триффид

    6

  • Frod

    6

  • райн77

    6

  • AFro

    3

  • skelet

    3

  • Freezze

    3

  • Jeffery

    3

  • rylai

    3

  • Setrin

    3

  • vitalik99161

    3

  • DenDy

    2

  • fursh

    2

  • Nordon

    2

  • Deceased WhiteBear

    2

  • Мотострелок

    2

  • kwim

    1

  • tecka

    1

  • SUVAR

    1

  • Wahrhaft

    1

  • Евгений Дегтянников

    1

  • Smailuk

    1

Лучшие авторы в этой теме

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...