Желтая вера - Страница 2 - Законченные - Strategium.ru Перейти к содержимому

Рекомендованные сообщения

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА

OGi2cyB.png

AAR по Crusader Kings II

Слово автора. Исторический контекст

В начале XII века киданьская империя Ляо пала под ударами чжурчженей. Кидани, монголоязычные кочевники, потеряли свое мощное государство, и, казалось, последнюю надежду на выживание. Однако часть киданьской военнной элиты предприняла решение последовать за амбициозным вождем Елюем Даши, поведшим верных ему людей на запад, в Среднюю Азию. Около 1124 года Елюй Даши провозгласил государство Западное Ляо - новую империю, в которой главенствующее положение занимали западные, "черные" кидани. В 1134 году был завоеван Баласагун, столица будущей державы. К 1141 году Елюй Даши смог объединить разрозненные осколки племен, населявших прежнее царство Ляо, в единое войско, повиновавшееся исключительно его приказу. Это войско доказало свою силу в битве при Катване, в которой кидани в союзе с карлуками наголову разбили сельджуков султана Санджара и тюрок Караханидов. В этом же году Елюй Даши принимает царский титул гурхана и начинает свое правление в качестве первого властителя Кара-киданьского ханства...

"История империи кара-киданей"

Этот AAR будет посвящен кара-киданям (черным киданям), монгольскому племени, имевшему особую культуру с глубоким китайским влиянием и исповедующему буддизм. Царство Елюя Даши дожило до 1218 года и было сметено монгольским завоеванием Чингисхана, просуществовав менее 70 лет. Было бы интересно дать этому малоизвестному, но очень интересному государству вторую жизнь на страницах альтернативно-исторической повести. Я искренне надеюсь, что смогу регулярно обновлять AAR и смогу довести его до конца - к сожалению, с моими AAR-ами по CKII это случается редко. Я искренне благодарю всех, кто сочтет эту работу интересной, и с радостью жду всех ваших комментариев, замечаний и предложений.

Итак, да поможет мне Будда.

Содержание

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. 1141-1153

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. 1153-1183

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. 1183-1209

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. 1209-1217

Изменено пользователем Falconette
Ссылка на комментарий

Закреплённые сообщения
mr_john
что значит?

Иероглифы - Ge Lu Pai. Ge - стандарт, pai - стиль. Lu - хз. Может подразумевается стандартный стиль буддизма, или что-то вроде этого

Изменено пользователем mr_john
Ссылка на комментарий

Enmergal
Lu - хз

Школа или секта (если верить словарю). А нет, вру. "Глупый".

Изменено пользователем Enmergal
Ссылка на комментарий

mr_john
Школа или секта (если верить словарю). А нет, вру. "Глупый".

Не, глупый это Yu'. Тут даже написание неправильное, nciku, к примеру, не распознает этот иероглиф, хотя синхронизирует его с очень подобным Lu^

Ссылка на комментарий

Menschenhasser
Иероглифы - Ge Lu Pai. Ge - стандарт, pai - стиль. Lu - хз. Может подразумевается стандартный стиль буддизма, или что-то вроде этого

<noindex>Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. </noindex> (bkrs.info)

Всё распознаёт и даже по отдельности, но «слабый» вряд ли подходит, так что может просто переложение на китайские иероглифы тибетского слова.

Изменено пользователем Menschenhasser
Ссылка на комментарий

Falcssonn
что значит?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Желтая вера (шарын шашин) - название тибетской школы буддизма "гелуг" в монголоязычном мире. Сама эта школа была основана в XIV веке в Тибете, но на деле "желтой верой" называли свои религиозные воззрения буддисты всех школ, жившие в средневековом монгольском мире задолго до основания учения Цже Цонкапы. "Желтая вера" противопоставлялась старой "черной вере" - тенгрианскому шаманизму.
Изменено пользователем Адыг007
Ссылка на комментарий

mr_john
<noindex>Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое. </noindex> (bkrs.info)

Всё распознаёт и даже по отдельности, но «слабый» вряд ли подходит, так что может просто переложение на китайские иероглифы тибетского слова.

А написание проверить? Совершенно другой иероглиф. Ах, извиняюсь, не тудой посмотрел. Хотя иероглиф таки нет тот, что в оригинале.

Изменено пользователем mr_john
Ссылка на комментарий

Menschenhasser
А написание проверить? Совершенно другой иероглиф. Ах, извиняюсь, не тудой посмотрел. Хотя иероглиф таки нет тот, что в оригинале.

Я скопировал прямо из описания, так что тот. И по отдельности тоже читает нормально.

Изменено пользователем Menschenhasser
Ссылка на комментарий

mr_john
Я скопировал прямо из описания, так что тот. И по отдельности тоже читает нормально.

Нет. В описании частичка / \\\ , такого иероглифа не существует, по всей видимости, или он устаревший. Этот иероглиф синхронизируется в словарях как Lu^, только частичка / \\\ заменяется единичкой -

Ссылка на комментарий

Falconette

Это традиционный китайский, архаическое написание. Означает "гелугпа", она же "желтая вера" :)

Ссылка на комментарий

Die_Zerber
Утереться — это действительно тот глагол, который стоило бы использовать при таком стиле? :-) No offense.

В реальных источниках и не такие пассажи встречаются.

Ссылка на комментарий

Вольт

Ну поглядим на дальнейшие события. Пока ничего интересного, разве что стиль повествования радует.

Изменено пользователем Вольт
Ссылка на комментарий

Falconette
Ну поглядим на дальнейшие события. Пока ничего интересного, разве что стиль повествования радует.

Если вы пришли сюда за захватом мира, то я вынужден вас разочаровать :D Игра ведется не ради геймплейного нагиба.

Ссылка на комментарий

Вольт
Если вы пришли сюда за захватом мира, то я вынужден вас разочаровать :D Игра ведется не ради геймплейного нагиба.

И это хорошо. :) Иначе бы победить Орду было бы слишком просто.

Ссылка на комментарий

Монголы-джайны были бы намного круче.

Ссылка на комментарий

Falconette
Монголы-джайны были бы намного круче.

Вот только их в истории не было, увы :)

Ссылка на комментарий

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА

OGi2cyB.png

AAR по Crusader Kings II

Глава II. Елюй Йилье

dfpGups.pngtay8sE6.png

耶律夷列 汗

Дархан (наследник престола)

1140-1153

Гурхан Западного Ляо

1153-1183

Глава IIНажмите здесь!
 "Правление Елюя Йилье (в разновременных изданиях источников и историографической литературы встречается европеизированное прочтение "Илия") многими оценивается как закономерное развитие процессов, начатых во время царствования Елюя Даши (1141-1153) и регентства ханши Табуян (1153-1156), однако существует и альтернативная точка зрения, которой придерживается коллектив данного издания. Меньшая милитаризованность киданьского государства (несмотря на успешные войны с кыргызами, сельджуками и усмирение многочисленных восстаний), активное градостроительство, глубокое проникновение (начало повсеместного распространения) буддийской этики и философии в городах Центральной Азии на фоне упадка суннитского ислама и обилия ересей и сект суннитского толка - все это значительно отличает империю Йилье от державы его отца, которая, по сути своей, мало отличалась от любой кочевой военной аристократии чем-либо за исключением китайской философии, культуры и исповедания организованной теологической доктрины. Долгое, тридцатилетнее царствование Елюя Йилье фактически завершило этап трансформации Западного Ляо из кочевой монгольской полугосударственной сущности в централизованное бюрократическое государство китайского типа."

"История империи кара-киданей"

Елюй Йилье (Илье, Илия, Иле), второй западно-ляоский гурхан, родился в семье киданьского полководца (впоследствии - хана) Елюя Даши и его единственной известной супруги Табуян. Большинство ученых склонно считать датой его рождения 1140 год по причине упоминания в "Алтан хуурь" возраста Йилье на момент смерти отца (1153 год) - 13 лет. По всей видимости, Елюй Йилье был если не вторым, то, во всяком случае, не самым старшим ребенком в семье - хроники имеют сведения о его старшей сестре Бусуган. Его образование, по всей видимости, проходило в лучших традициях клана Елюй - под руководством монахов и мудрецов из Китая. Характер гурхана можно было бы счесть противоречивым, опираясь на данные источника. С одной стороны, он был твердым приверженцем "желтой веры", как и его отец, но, по всей видимости, исповедовал некий "киданьский извод" традиционной махаяны, уделяя еще меньшее внимание кастовой системе, чем вся эта школа буддизма в целом - имеется в виду его первый неравный брак и рождение всех его первостепенных наследников вне касты кшатриев (младшие дети от второго брака к сословию кшатриев принадлежали). Есть сведения как о жестокости, так и о застенчивости и кротком нраве гурхана. Во всяком случае, он явно не представлял собой тот военный тип личности, каковым был известен его отец. Елюй Йилье был скорее политиком, организатором и правителем в самом прямом значении этого слова. За свое правление он расширил границы империи на восток и на юг, покорив кыргызов (и включив их в состав киданьской конфедерации) и отвоевав у сельджуков область Дахистан. Непременными его заслугами является создание общекиданьского свода законов, заменившего обычное право, усилия по распространению буддизма (при нем буддийским становится Самарканд - один из центров жизни Центральной Азии) и укрепление гурханской династии - есть данные о по меньшей мере четверых его сыновьях, ставших продолжателями рода Елюй.

"Биографии гурханов. Книга II: Елюй Йилье"

1L8KtGG.png

Будучи сыном великого отца и великой матери, могучий хан Е-Лю И-Ле разительно отличался от них, будучи, несомненно, столь же достойным государем. Его будущее величие зародилось в годы правления его матери, многомудрой Да-Бу-Ян хатун...

"Алтан Хуурь, 2, 2."

Йилье потерял отца в 13 лет, в 1153 году. Будучи старшим сыном Елюя Даши, он был "избран" (по всей видимости, к этому времени монгольская выборность сменилась у киданей китайским наследованием, а курултаи проводились лишь формально) ханом в первый же день после кончины отца. Однако каждый понимал, что полноценным правителем большой державы Западного Ляо, в особенности окруженной столь сильными врагами, в 13 лет было бы невозможно. К реальной власти в Кара-киданьском ханстве пришла Табуян, образованная и хозяйственная супруга Елюя Даши, мать его сыновей Йилье и Морохи. К моменту формального воцарения Йилье империя гурханов простиралась на обширные просторы, которые ему - новому повелителю этих земель - вскоре предстояло расширять и оберегать. Однако согласно всем летописям все три года до совершеннолетия Елюй Йилье не был занят ничем, кроме учебы. Все тяготы и привилегии правления легли на плечи его матери, которая именовалась "Табуян-хатун" ("Императрица Табуян") даже в официальных документах.

"История империи кара-киданей"

D1GUEbq.jpg

Государство кара-киданей к 1153 году

Три года регентства Табуян, предшествовавшие самостоятельному правлению Йилье, мало раскрыты и в "Алтан хуурь", и в прочих летописях Западного Ляо. По всей видимости, Йилье постарался устранить большую часть сведений о царствовании его матери, разрешив летописцам лишь оставить ее имя и упоминание в качестве регента. Впрочем, его самостоятельное правление с 1153 по 1183 годы является одной из наиболее ярких страниц истории киданьской империи, что позволяет исторкам простить небольшой честолюбивый грешок гурхана - изъятие деяний матери из всех письменных источников. К 1156 году военная аристократия мирно возвела 16-летнего юношу на белый войлок ханского трона. Табуян добровольно удалилась на покой как вдовствующая ханша, а Западное Ляо стало всецело принадлежать новому правителю. Личность Елюя Йилье, 2-го гурхана кара-киданей, изучена достаточно хорошо. Он был скорее одаренным администратором, нежели полководцем как его отец. Гурхан был начитан, хорошо образован, разбирался в государственных делах. Все его царствование будет посвящено административным преобразованиям Западного Ляо из подверженного китайской аккультурации кочевого каганата в мощное централизованное оседлое государство, напоминающее самые успешные династии Поднебесной.

"Биографии гурханов. Книга II: Елюй Йилье"

f81aOSg.jpg

Восхождение Елюя Йилье на царствование

Несмотря на формальное совершеннолетие гурхана в 1156 году, есть основания полагать, что реальное регентство Табуян продолжалась вплоть до 1160 года, момента двадцатилетия Йилье. Прямых свидетельств тому нет, есть лишь косвенные толкования неясных фрагментов "Золотой родословной":

"... великая вдовствующая государыня Да-Бу-Ян не оставляла юного владыку до самого его двадцатилетия, будучи его поддержкой и опорой..."

"Алтан Хуурь, 2, 15."

Здесь возможно многозначное толкование - в том числе, отрывок может трактоваться как реальное регентство Табуян до 1160 года, при условии что сведения о добровольном оставлении правления матерью гурхана в 1156 году содержатся лишь в более поздних, нежели "Алтан хуурь", источниках, и могут быть дописками, сделанными по приказу Йилье, которому куда выгоднее было бы отсчитывать свое независимое правление уже с 16-летнего возраста. Однако есть и довольно много оснований, чтобы доверять "официальной" версии - провозглашение дарханом (наследником державы) младшего брата Елюя Морохи уже в 1156 году и женитьба на Холуйхан в 1157.

"По старинным обычаям лишь сын гурхана мог быть дарханом, брату гурхана же преличествовало имя царевича [тайчжи], но И-Ле изменил порядок, дав титул дархана родному брату, едва тот достиг шестнадцати годов... "

"Алтан Хуурь, 2, 15."

LVIjAcn.jpg

Совершеннолетие Елюя Морохи, наследника престола

По-видимому, ничем помимо личного желания юного и амбициозного гурхана это нарушение придворной титулатуры не обуславливалось, за исключением желания поступить наперекор воле матери (что косвенно подтверждает ее отход от власти в 1156 году) и наладить отношения с братом, не слишком любившим Йилье. В то же время, это событие явно не имело такого резонанса, как неравный брак молодого правителя. По всей видимости, если Табуян оставалась регентом, она не допустила бы подобного мезальянса.

dCnlkwU.jpg

Свадьба гурхана

Сразу следует оговорить, почему брак был признан неравным. С одной стороны, по происхождению Холуйхан, одиозная первая супруга правителя, всецело отвечала требованиям к ханской жене. Она происходила из рода Бартан, ее отец был ваном одного из тойрогов (князем), по крови она была чистокровной киданькой (а ведь уже в это время наступает эпоха смешанных тюркско-монгольских браков и появления на свет первого метисного потомства - даже в аристократических родах). В то же время, род Бартан не был "исконно буддистским". "Желтую веру" принял лишь отец невесты Йилье, и, разумеется, потому он не принадлежал к касте кшатриев - тому, что выделяло дом Елюй. Несмотря на довольно низкое значение кастовой системы в буддизме, у киданей ей все еще уделялось определенное династическое внимание, а самым неприятным в браке являлась потеря статуса кшатриев всеми детьми Йилье и Холуйхан - то есть, будущими наследниками Западного Ляо. Вдобавок, согласно сведеньям той же "Алтан Хуурь", царевна отличалась невоздержанным нравом и весьма сомнительными увлечениями.

"История империи кара-киданей"

"... и тогда донесли соглядатаи гурхану, что возлежала супруга его с двумя девами, но владыка не уделил тому внимания и послал гонцов прочь..."

"Алтан Хуурь, 2, 23."

По всей видимости, Елюй Йилье действительно испытывал сильные чувства к своей первой жене, раз не отказался от женитьбы при всех ее политических минусах. Несмотря на совершенно невоенный склад личности, правление свое новый гурхан начал именно с войны. Ему нужно было доказать киданьской аристократии, все еще живущей по военным принципам Великой Степи, свою собственную доблесть. Вдобавок, Йилье следовало завоевать новые земли, дабы добиться большего, нежели его великий отец, с которым его неизбежно сравнивали с первых же дней правления. Целью Кара-киданьского ханства стали кыргызы - некогда союзники Елюя Даши, не перешедшие, однако, под его власть. В 1158 году началась первая война Елюя Йилье - завоевание Кыргызского каганата.

7gW39Sa.jpg

Война с кыргызами

Уже через год началось первое - но далеко не последнее - восстание мусульман, недовольных господством буддийской династии и повсеместным распространением этого вероучения. По большому счету, это выступление было последним перед началом упадка исламской культуры в Центральной Азии - так называемого "периода малой веры" в исламском суннитском богословии данного региона.

0thP9Jx.png

Мятеж в защиту ислама

Покорение кыргызов прошло быстро. В летописях нет упоминаний о конкретных сражениях, поэтому остается лишь строить догадки о ходе войны. Так или иначе, кыргызы либо добровольно вошли в Кара-китайское ханство, либо были побеждены киданями без особых трудностей. Империя Западное Ляо расширилась далеко на восток.

4R1SEPn.jpg

Захват земель кыргызов

В том же 1160 году держава осталась без наследника - от тяжелой болезни (по всей видимости, воспаления легких - насколько можно судить о "диагнозе" по буддийским текстам) скончался девятнадцатилетний Елюй Мороха, младший сын Елюя Даши, всего три года назад провозглашенный дарханом - избранным наследником, который получил бы трон раньше сыновей Елюя Йилье. По сведениям "Алтан хуурь", Мороха успел к тому моменту обзавестись супругой и произвести на свет дочь.

BssP0OH.png

Смерть дархана

Мятежных мусульман же кидани разгромили довольно быстро - причем, судя по источникам, не под прямым руководством Елюя Йилье. Гурхан, мудро понимая свою не слишком высокую компетентность в военном деле, поручал сражения опытным полководцам из старых соратников своего отца. Интересны сведения о Байлярской битве, в которой мусульмане понесли почти семикратно большие потери, чем войско кара-киданей. Это можно было бы считать обычным хвалебным преувеличением, если бы не дублировалось арабскими источниками сходного периода.

DIUsfaz.png

Байлярское сражение - крах восстания мусульман

Нового дархана не пришлось долго ждать - уже в 1161 году родился Елюй Альчи, сын Йилье и Холуйхан, законный дархан и наследник Западного Ляо. Мальчик, как и опасались многие из буддийской элиты империи, при рождении не имел права считаться кшатрием, но это, по всей видимости, уже не играло ни малейшей роли. Имя "Альчи" не фигурирует в монгольских документах, и, по всей видимости, является чисто киданьским по своему происхождению.

В год Железного Дракона [1161] государыня родила двойню, из которой пришел в этот мир достопочтимый наследник Е-Лю А-Ли-Цзи...

"Алтан Хуурь, 2, 34."

6PhMcHX.png

Елюй Альчи - наследник киданьского престола

Религиозная обстановка в держава кара-киданей к тому моменту была далека от спокойной. Господствующей религией севера государства было тенгрианство, старая вера степных кочевников. Начинал пускать корни буддизм, государственная религия. Ислам суннитского толка же в это время начал обрастать новыми течениями и ересями, популярность "канонической" версии религии падала год от года, делая зикризм и язидизм все более широко рапространенными. Исследователи видят причиной этого многочисленные удары извне, нанесенные исламу - дважды провалившийся газават, в котором мусульмане пытались отвоевать Иерусалим, поражения от тенгриан-кыпчаков и буддистов-киданей. Степные народы, видя, как мало помогает Аллах в праведном бою, начали проявлять большой интерес к еретическим и синкретическим учениям.

m4DUjmt.jpg

Религиозная обстановка в Центральной Азии

Пожалуй, во многом именно на фоне этих религиозных противоречий произошел важнейший момент правления Елюя Йилье - гражданская война в империи Сельджуков. Около 1167 года Малик-шах, один из сельджукидских царевичей и правитель богатых северных провинций империи поднял восстание против своего родича, считая, что падишахом надлежит быть именно ему. Огромная тюркская империя, покорившая Персию, Аравию, немалую часть Закавказья и Северной Индии, оказалась в состоянии глубокого внутреннего кризиса и тяжелой братоубийственной войны.

AiB6Oi1.jpg

Сельджукская смута

Правитель Западного Ляо, царствовавший уже 11 лет и благотворно преобразивший свое государство внутренними реформами, решил, что лучшего момента для обретения военной славы и удара по самому страшному врагу - сельджукам - более не предоставится. В том же 1167 году его государство вступило в войну с мятежником Малик-шахом, намереваясь захватить часть его земель. Армия кара-киданей вступила на вражескую землю и нанесла тяжелое поражение сторонникам мятежа в ключевом сражении у Фаравара: при потерях в 2600 человек монголы уничтожили больше 8000 солдат противника и обратили сельджуков в бегство. Это был подлинный триумф Кара-киданьского ханства.

6A2oLwB.jpg

Фараварская битва: решительная победа Западного Ляо

После этого исход войны уже, по большому счету, не оставлял сомнений - наступление ляосцев продолжилось и годом спустя кара-киданьские полководцы одержали победы в череде нескольких рядовых битв - в том числе, под Катом.

wBdhS3t.png

Катская битва: успех кара-киданей

В страшном сражении при Тактабазаре от киданей не ушел ни один вражеский воин - все 2696 сельджукских воина были перерезаны за отказ добровольно сдаться на милость великого Елюя Йилье. Кара-кидани знали об эффекте страха на войне и мастерски им пользовались, сочетая мобильность своей конной армии с ее разрушительной силой, обеспеченной превосходной тактикой и китайским передовым снаряжением.

RAA10ob.jpg

Тактабазар, кровавый разгром сельджуков и резня после боя

К 1171 году боевой дух врага окончательно пал - если верить летописным свидетельствам, трехтысячные армии противника воины Йилье громили при собственных потерях в 100-200 человек, беря больше пленных (которых включали в войско, восполняя потери), нежели убивая. Наиболее ярким событием 1171 года можно считать сражение у Абиварда, древнего сасанидского города, который кидани взяли бескровно - так были испуганы жители провинции вестями о поражении сельджуков. По данным "Алтан хуурь", Абивардское сражение было первым, которым гурхан командовал лично - видимо, столь ничтожен был риск проиграть.

ZV8i8TO.png

Абивард - победа гурхана Йилье

Годом спустя после этой битвы в роду Елюй произошло очередное пополнение - родился еще один мальчик, тайчжи Елюй Бартан. Царевича назвали в честь тестя гурхана, что вознесло ванский род Бартан на недосягаемую высоту в придворной иерархии - столь высоко было влияние Холуйхан, отстаивавшей интересы своего рода, на государя. На момент появления второго сына на свет гурхан уже контролировал большую часть северных владений султана Малик-шаха из дома Сельджукидов, с которым уже пять лет вел войну за Дахистан.

drcUDRQ.jpg

Прибавление в семействе и успехи на поле боя

Еще через три года Холуйхан одарила мужа еще одним сыном - Елюем Чжулху. Гурханская династия прочнела и крепла. За все это время нет никаких данных о ходе войны с сельджуками - то ли эти сведения были не слишком приятны дли киданей и подлежали изъятию, то ли (что вероятней) войны приобрела затяжной характер и не произошло сколь-либо крупных сражений, которые мог бы осветить летописец. В "Алтан хуурь", которая по своему жанру скорее родословная книга, нежели летопись, в тот год нет никаких сведений о внешней жизни, лишь краткие очерки из столичного быта Западного Ляо.

XfT2YP7.png

Чжулху - третий сын Елюя Йилье

Впрочем, "Черная хроника" (условное название летописного кодекса Западного Ляо, составленного в XIII веке) помещает под 1175 годом известия о переходе Самарканда в буддийскую веру - явное свидетельство успешной религиозной политики талантливого реформатора Елюя Йилье, намеревавшегося всех подданых своей обширной империи сделать буддистами. Конечно, у историков мало оснований считать, что все без исключения жители огромного города восприняли "желтую веру" - скорее всего, в городе открылся большой дацан, а буддизм приняла изрядная часть его обитателей - но само это сведение, разумеется, очень показательно.

pwXqv3M.png

Самарканд славит Будду

Весной 1176 года затяжная война за Дахистан была окончена - мятежные Сельджукиды заключили с кара-киданями мир, после чего были обречены проиграть гражданскую войну законному султану, что уже нисколько не волновало Елюя Йилье. Гурхан добился своего - великой военной победы и славы завоевателя, сравнимой со славой его отца. Девять лет войны - пусть и не слишком тяжелой в летописях, но скорее всего вовсе не легкой на деле - присоединили к Западному Ляо богатейшие города северной Персии и огромные торговые доходы. С такой экономической базой становление империи кара-киданей в качестве феодального оседлого государства поистине стало вопросом времени.

68sXRY7.jpg

Победоносное окончание девятилетней войны с Малик-шахом

"Ислам в 1160-1170-е годы сдавал позиции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. На смену традиционному багдадскому суннизму приходили новые течения, имеющие немало мистики, синкретизма и откровенно языческого начала. Целые области и народы переходили в мистическо-философский зикризм, курды активно отказывались от веры Пророка и возвращались к своему старому язидизму. Вера в Аллаха переживала в конце XII века тяжелое испытание..."

История суннизма: Том III.

2menuZR.jpg

Религиозный хаос в Персии и Маверранахре

Буддизм же, в отличие от ислама, испытывал большой подъем. Приблизительно 1179 годом датируется сохранившийся поздравительный указ гурхана Елюя Йилье, чествовавшего жителей Тасауза - императорской ставки и неформальной столицы Западного Ляо - с принятием ими истинной веры. Тасауз, конечно, не обладал тем богатством и духовным наследием, коим мог похвастать Самарканд, но, будучи резиденцией гурхана, также воспринял "желтую веру" одним из первых, причем оставив по большому счету не ислам, а доживающий свои последние годы зороастризм.

История суннизма: Том III.

WF4pb41.png

Тасауз успешно обращен

К большому сожалению, в источниках не упоминается момент и обстоятельства смерти первой жены гурхана - возможно, изъятые при позднейшей корректировке. Сам этот факт восстановлен историками исключительно по косвенным свидетельствам - четвертый сын Елюя Йилье, Елюй Эрген, был назван в "Золотой родословной" полноправным кшатрием. Это говорило об одном - в отличие от трех своих старших братьев, сыновей не принадлежащей к кшатриям Холуйхан, Эрген был сыном новой супруги правителя, чье имя история не сохранила. Эта 2-я супруга Йилье, по-видимому, происходила из старой буддийской аристократии. Годом рождения мальчика принято считать 1182 - таким образом, Холуйхан скончалась около 1179-1180, после чего гурхан женился во второй раз, уже равным браком.

"... истинно воинского происхождения по крови своей был Е-Лю Эр-Гэн, четвертый и последний из сыновей почитаемого гурхана..."

"Алтан Хуурь, 2, 61."

MmjkszK.png

Елюй Эрген, сын от второго брака

Не менее туманны обстоятельства смерти и самого гурхана. "Алтан хуурь" сообщала, что находившийся в расцвете сил 43-летний повелитель Западного Ляо заболел и слег в течение нескольких дней, после чего скончался во сне. Однако в персидских и арабских документах есть сведенья (не заслуживающие, впрочем, особого доверия) о смерти киданьского хана на брачном ложе, когда тот пытался доказать новой молодой супруге (еще одно косвенное свидетельство о новом браке Йилье) свою мужскую силу. Так или иначе, в 1183 году, после тридцати лет блистательного правления, Елюй Йилье покинул этот мир, оставляя империю уже взрослому и самостоятельному наследнику Елюю Альчи. Официальным прозвищем грухана считалось "Отважный", а ритуальным именем - "Жэньцзун (仁宗)".

Тяжелая болезнь прервала жизнь и правление Е-Лю И-Ле, "Отважного", покорителя нечестивых врагов Веры и завоевателя четырех сторон света, когда тому исполнилось больше сорока трех лет. Великое государство Си-Ляо в соответствии с законом должно было перейти к его старшему сыну Е-Лю А-Ли-Цзи...

"Алтан Хуурь, 2, 65."

OAaBcPI.jpg

Кончина Йилье

Имеются следующие сведенья о семье Елюя Йилье к моменту его смерти

Супруги: Холуйхан Бартан (с 1156), Неизвестная (с 1179/80)

Дети: (от Холуйхан)

Докуз - дочь

Текине - дочь

Елюй Альчи - сын (дархан, наследник престола), хан с 1183 года

Чотан - дочь

Сохатай - дочь

Табуян - дочь (умерла в младенчестве)

Елюй Бартан - сын (тайчжи, принц)

Елюй Чжулху - сын (тайчжи, принц)

Номолун - дочь

Дети: (от неизвестной)

Елюй Эрген - сын (тайчжи, принц)

PBd5fCE.png

Династия Кара-киданей к 1183 году

"Не великий стратег, но великий государственник и реформатор - по большому счету, олицетворение перехода державы кара-китаев к цивилизации и доминированию над кочевыми соседями."

"Ханство Илии"

"Яркая величина, достигшая больших успехов за счет государственного мышления, постоянного труда и усердия. В определенной степени противоположность отцу-завоевателю. Отец-основатель феодализма и государственной бюрократии в Западном Ляо, ставшем форпостом китайской цивилизации в Центральной Азии."

"Краткая история Западного Ляо, учебное пособие"

"Традиционно оцениваемый положительно император, на деле паразитировавший на наследии отца и проводивший малозначимые реформы бюрократического аппарата. Завоевательные походы против кыргызов и в Дахистан можно счесть удачными, но его личной заслуги в их проведении не просматривается. Окончательно добился сращивания буддийского духовенства с государственной властью."

"Елюй Йилье или Снова к роли личности в истории"

[Cкрыть]

Продолжение следует!

Изменено пользователем Falconette
Ссылка на комментарий

Falcssonn

Жду прихода монголов. Будет интересно.

Ссылка на комментарий

Falconette
Жду прихода монголов. Будет интересно.

Я тоже жду :D Не без волнения!

Ссылка на комментарий

SShredy

Будет ли конвертация в Европу 4, чтобы можно было увидеть развитие всего остального мира и Западного Ляо?

Ссылка на комментарий

Falconette
Будет ли конвертация в Европу 4, чтобы можно было увидеть развитие всего остального мира и Западного Ляо?

Дожить еще стоит, но почему бы и нет? :)

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 60
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 27104

Лучшие авторы в этой теме

  • Falconette

    15

  • Menschenhasser

    7

  • Вольт

    5

  • mr_john

    4

  • No Good

    3

  • SShredy

    3

  • Falcssonn

    3

  • Alterus

    3

  • Enmergal

    3

  • Die_Zerber

    2

  • Tempest

    2

  • Carrachiolla

    2

  • fffggg

    1

  • Pshek

    1

  • Skylout

    1

  • Jœrmuŋgandr

    1

  • Helga Lancaster

    1

  • Воевода

    1

  • Evk

    1

  • Флавий Аниций

    1

  • Alariko

    1

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА AAR по Crusader Kings II Слово автора. Исторический контекст В начале XII века киданьская империя Ляо пала под ударами чжурчженей. Кидани, монголоязычные кочевник

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА AAR по Crusader Kings II Глава 0. Предисловие Империя кара-киданей в наивысшем расцвете (1200 год) Итак, дорогой читатель, скоро начнется наше повествова

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА AAR по Crusader Kings II Глава I. Елюй Даши 耶律大石 汗 Хан кара-киданей 1124-1141 Гурхан Западного Ляо 1141-1153 Продолжение следует!

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА AAR по Crusader Kings II Глава II. Елюй Йилье 耶律夷列 汗 Дархан (наследник престола) 1140-1153 Гурхан Западного Ляо 1153-1183 Продолжение следует!

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА AAR по Crusader Kings II Глава III. Елюй Альчи 耶律阿里驰 汗 Дархан (наследник престола) 1161-1183 Гурхан Западного Ляо 1183-1209 Продолжение следует!

Falconette

ЖЕЛТАЯ ВЕРА AAR по Crusader Kings II Глава IV. Елюй Алтан 耶律阿爾坦 汗 Дархан (наследник престола) 1192-1209 Гурхан Западного Ляо 1209-1217 Хан Малого Ляо С 1217

Carrachiolla

@Falconette   ИМХО, несколько незаслуженно обделенная вниманием работа мастера ААРов. Что лишний раз подтверждает мое наблюдение о том что основная масса читателей ААРов любит все же читать

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...