Т-26. Тяжелая судьба легкого танка. - Страница 5 - История Двадцатого века - Strategium.ru Перейти к содержимому

Т-26. Тяжелая судьба легкого танка.

Рекомендованные сообщения

18 минут назад, Gulaev сказал:

Прорыв Королевских Тигров? С максимальной скоростью 16 км/ч? Это тоже анекдот.

Максималка у него - 43 км/ч.
Паспортная максимальна скорость танков БТ, Т-34, Пантера, Т-44, Т-54 - близка. Но есть нюансы.
БТ достигал её легко. Пример можете видеть на видео первомайского парада 1939-го. Т-34 - редко. Пантера - никогда, у всех испытателей это заканчивалось пожаром двигателя. Т-44, 54 - стабильно, но тяжелее чем БТ.
Прорыв обороны совершают стрелки, неважно с поддержкой бронетехники, или нет. И только, когда полоса обороны преодолена - в прорыв вводятся танки. Многие эпизоды ВОВ говорят об обратном, что танки выступали ударной силой операции по прорыву обороны, но в теории - так.

Ссылка на комментарий

BigMek
2 часа назад, Shkiv сказал:

Наоборот, экипаж в ограниченных и трудных условиях - решает. А уважаемый ас Отто Кариус сделал свой боевой счёт на в-основном на Тиграх, с их прекрасной обзорностью, броней, автоматизацией и надежностью.

Ну не надо так уж Тигр превозносить, здоровые счета немецких танкистов все таки скорее обусловлены преимуществом в организации, опыте и тактике. Собственно, с утерей этих преимуществ пропали и огромные счета. Тот же Книспель большую часть счета набил на ПЗ-4, а Виттман вообще на самоходке, обойдясь без Тигров. 
Тигры и в 1945 на бумаге без проблем подбивали практически любой противостоящий танк, да только хрен уже кто позволял это легко делать, и соттветственно мегаасы тоже перестали появляться)) А Пантера это уже таки конец войны, легко счет не настреляешь.

 

2 часа назад, Shkiv сказал:

А не Пантерах с низкой мобильностью, надежностью, ремонтопригодностью, обзорностью и картонными бортами для такого высокого силуэта. Много можете вспомнить немецких асов-пантероводов?

Инет предлагает неких Баркмана, Бикса, Штриппеля и прочих)) Таки вопросы надежности и мобильности были быстро решены, великолепная пушка никуда не девалась. 

_________
добавлено 4 минуты спустя
2 часа назад, Shkiv сказал:

Ленинградский фронт с его позиционными боями очень подходил для стояния на сидении, высунувшись по грудь в люк, благо немаленькие габариты Тигра это позволяли. Я был очень удивлен габаритами, когда увидел Тигра вживую - в Ленино-Снегиревском музее.

Да хз, для тяжелого танка вроде норм. А вот Пантера реально здоровой выглядит, я прям жестко был удивлен))

Ссылка на комментарий

BigMek

По существу темы.
Я бы не сказал, что у Т-26 прям такая тяжелая судьба. Танк оказался хорошим, достойно прослужил своей стране все 30 годы и его даже еще хватило на то, чтобы обломать немцам блицкриг в 1941 году и в качестве дембельского аккорда успешно поучаствовать в разгроме японцев в 1945. Далеко не каждому оружию выпадает такая судьба.:)

Ссылка на комментарий

Gulaev
1 час назад, Shkiv сказал:

Максималка у него - 43 км/ч.

Это еще один анекдот. В бумаге можно написать что угодно, хоть 100 км/ч Но вот на практике испытатели с Кубинки (это не мехводы - срочники!) не смогли заставить кошака ползать быстрее 16 км/ч. Да и не забудьте, каждые 15 км надо гусянку перетягивать. Доставка трех трофейных Королевских Тигров из под Оглендува вылилась в эпопею. Новеньких, не юзаных. только что с завода. Там их много досталось, было из чего выбирать... 70 км до ж/д станции эти  тигры ползли трое суток. Количество поломок за это время не поддавалось учету. В конце концов, из трех танков собрали два. Один расстреляли, другой можем лицезреть и сейчас. Мы должны Бога благодарить за то, что немцы ударились в создание всех этих вундервафель вместо совершенствования трешек и четверок. Понятно, что результат в конечном итоге был бы тот же, но крови нам выпили бы намного больше.

16 минут назад, BigMek сказал:

По существу темы.
Я бы не сказал, что у Т-26 прям такая тяжелая судьба. Танк оказался хорошим, достойно прослужил своей стране все 30 годы и его даже еще хватило на то, чтобы обломать немцам блицкриг в 1941 году и в качестве дембельского аккорда успешно поучаствовать в разгроме японцев в 1945. Далеко не каждому оружию выпадает такая судьба.:)

Полностью поддерживаю. Да, к началу войны, особенно по сравнению с новейшими советскими разработками танк Т-26 устарел. Тем не менее. отвоевал он достойно. 

Ссылка на комментарий

BigMek

Интересные  фото героя ветки:
Т-34-85 проезжает мимо потерянного в 1941 т-26. Жертва катастрофы 1941 и символ Победы.
Фото

 

Т-26, потерянный во время десанта на Сахалине в 1945
Фото

 

Один из последних случаев массовых использования Т-26, 1942 год, район Сталинграда.
Фото

Юг Китая, провинция Юннань, разобранный на запчасти Т-26, участник бирманской операции китайских войск.

Фото

 

Изменено пользователем BigMek
Ссылка на комментарий

Александрович

Т-26 на Тайване, 1951 год. Машина судя по всему не на ходу, но наличие примечательно.

1013104_original.jpg

 

1013448_original.jpg

 

1013806_original.jpg

Ссылка на комментарий

Александрович

Из отчета советских военных специалистов об использовании танков в китайской армии. В одном строю были Т-26 и его английский прородитель. Сразу скажу, что сравнение не в пользу англичанина (цитата по Евгений Белаш "Танки межвоенного периода" С. 165-167)

 

mirage_72621.jpg

Спойлер

 

«...танк Т-26 имеет хорошее вооружение и оборудование внутри танка, что дает экипажу вести хороший огонь и хорошее наблюдение без усталости экипажа на продолжительное время. Китайские танкисты очень любят советский танк и стараются обязательно попасть на Т-26. Танк Т-26 имеет хорошую защиту, т. е. броню и хорошую проходимость. Пример: при бомбардировке 1-го танкового батальона было попадание осколков в танк Т-26 в 3-х машинах из них все три машины были повреждены незначительно и находились на ходу после бомбардировки, это потому что броня Т-26 не разбивалась на несколько частей, а только делалось отверстие по величине осколка. Танк Т-26 имеет большой запас горючего, что дает возможность действовать и передвигаться на большое расстояние».

 

«Эксплуатация танка Т-26 в жаркую погоду делает нагрев до 800, но моторы работают хорошо. Нами был проделан один эксперимент на Т-26, в июле месяце в разгар жары танк работал без остановок по пересеченной местности и оказалось, что танк работал безотказно на все скоростях и температура была 850. Наш вывод таков, что танк Т-26 в жаркую погоду может выполнять любое задание безотказно».

 


 

Спойлер

 

«1. Танк Виккерс вооружен незначительно, он имеет одну 37-мм пушку и один пулемет и малый запас боеприпасов, потому что нет снарядных ящиков, нет патронных ящиков, а поэтому он не может дейяствовать на продолжительное время.

2. Танк Виккерс при попадании в него снарядом, его броня раскалывается на много частиц и осколками от брони поражается экипах танка,
броня его имеет наибольшую толщину 14 мм, а остальная еще меньше.

3. Танк Виккерс имеет плохую проходимость по пересеченной местности, по песчаной, потому что у него маломощный мотор, который
имеет 65 лош. сил.

 

Танк “Виккерс” и танкетка “Фиат” в жаркую погоду переносят хуже, чем Т-26, это потому, что танк “Виккерс» при работе очень быстро нагревается его мотор до 1ОО-11ОО отчего происходят частые вынужденные остановки. На “Виккерс” часто и быстро устает экипах от жары,а также и на “Фиат”, потому что нет на этих системах вентиляторов»".

 

 

Изменено пользователем Александрович
Ссылка на комментарий

Другой родственник Т-26, танк 7ТП оснащался дизелем Заурер водяного охлаждения, мощностью 110лс.
 

2 часа назад, Александрович сказал:

Из отчета советских военных специалистов об использовании танков в китайской армии.

может стоит прикрепить это сообщение?

Ссылка на комментарий

Александрович
9 минут назад, Shkiv сказал:

может стоит прикрепить это сообщение?

Добавлю в заглавное

Ссылка на комментарий

Александрович

Посмотрел на наличие танковых асов, воевавших на Т-26. Хотя танк был самым массовым в мире, информацию удалось найти только на двух человек Для сравнения  - на БТ-7 их было 5, на Т-28 4. Даже на Т-35, которых, с учетом прототипов, выпустили всего 61 штуку, имеет одного танкового аса. Уточню что, речь идет о службе в экипаже танка - набирать счета они могли и на других машинах.

А теперь к биографиям асов

JumagulovElmurBaimur.jpg

Эльмурза Биймурзаевич  Джумагулов; 11 декабря 1921, Карланюрт — 26 сентября 2013, Махачкала) — участник Великой Отечественной войны, танкист, Герой Советского Союза (1944).

 

Спойлер

Джумагулов Эльмурза Биймурзаевич – командир взвода 42-го отдельного танкового полка 48-й армии 1-го Белорусского фронта, старший лейтенант.

Родился 11 ноября 1921 года в селе Карланюрт Хасавюртовского района республики Дагестан в семье крестьянина. Кумык. Образование неполное среднее. Работал в колхозе. В 1940 году окончил курсы ветеринарных фельдшеров.

В Красной Армии с 1940 года. Служил механиком-водителем танка Т-26 в 20-й танковой дивизии 9-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Был механиком-водителем и командиром танка, командиром танкового взвода. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Западном, Брянском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. В 1942 году окончил курсы младших лейтенантов. Со своим экипажем принял участие в 50 танковых атаках, подбил 15 фашистских танков, уничтожил 8 вражеских самоходных орудий и десятки пушек. Член КПСС с 1944 года. В боях четырежды ранен.

Участвовал:
- в оборонительных боях на Украине, в том числе в танковом сражении в районе города Дубно, в контрударах в районе городов Новоград-Волынский, Малин, в бою в районе города Шлиссельбург – в 1941 году;
- в боях в районе посёлка Новосиль Орловской области – в 1942;
- в Воронежско-Касторненской операции, в боях на Курской дуге, в том числе в обороне города Малоархангельск и освобождении станции Змиёвка, в Брянской и Гомельско-Речицкой операциях, в том числе в освобождении посёлков Суземка, Злынка, города Гомель, в боях юго-восточнее города Жлобин – в 1943;
- в боях на реке Днепр в районе города Рогачёв, в Белорусской операции, в том числе в освобождении города Бобруйск – в 1944.

Командир взвода 42-го отдельного танкового полка старший лейтенант Джумагулов отличился 24 июня 1944 года. Во главе взвода переправился через реку Друть в районе города Рогачёв Гомельской области, лично уничтожил много гитлеровцев, перерезал шоссе Рогачёв – Бобруйск, чем способствовал успешному наступлению частей на Бобруйск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Джумагулову Эльмурзе Биймурзаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4497).

В 1945 году окончил Ленинградскую высшую бронетанковую школу, в 1958 году – Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года возглавлял военные комиссариаты Кизилюртовского, Бабаюртовского, Хасавюртовского районов Дагестана.

С 1973 года полковник Э.Б.Джумагулов – в запасе. Работал председателем сельского Совета депутатов трудящихся в родном селении Карланюрт. Жил в городе Хасавюрт. Умер 26 сентября 2013 года. Похоронен на кладбище села Карланюрт Хасавюртовского района.

Почётный гражданин города Рогачёв. Его имя носят школы в селе Аксай и в городе Хасавюрт. Подвигу героя кумыкские писатели (Аткай, Гебек Конакбиев и др.) посвятили несколько книг. В честь Героя Советского Союза Эльмурзы Джумагулова в Хасавюрте по инициативе городской администрации установлен памятник (танк «Т-72»).

Награждён орденом Ленина (26.09.44), 2 орденами Красного Знамени (14.01.44; 03.04.44), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.85), 2 орденами Красной Звезды (15.07.43; 30.12.56), медалями.

Эльмурза Джумагулов был призван в ряды Красной армии в 1940 году Хасавюртовским райвоенкоматом. Попал он в 20-ю танковую дивизию 9-го механизированного корпуса генерал-майора К.К.Рокоссовского, дислоцировавшегося в районе города Новоград-Волынский Житомирской области. Выучился на механика-водителя танка Т-26. На этой должности его и застало начало Великой Отечественной войны.

Уже 23 июня 1941 года 9-му механизированному корпусу поступил приказ выдвижения навстречу войскам немецкой 1-й танковой группы Клейста, прорвавшим позиции 5-й армии Юго-Западного фронта на западной границе в районе Владимир-Волынского укреплённого района. В первые дни войны в треугольнике Луцк – Ровно – Броды произошло первое ожесточённое танковое сражение Великой Отечественной войны, в котором участвовал и младший сержант Джумагулов. 27 июня 1941 года его 20-я танковая дивизия под командованием полковника М.Е.Катукова вступила в бой в районе местечка Клевань. Танк Джумагулова вместе с другими боевыми машинами наступал на деревню Петушки, что в 20 км северо-восточнее посёлка Млынув. Наши танкисты нанесли серьёзные потери гитлеровским войскам, но оседлать главную дорогу, ведущую с запада на Житомир, не смогли и также с потерями отошли к Клевани, а немцы всё-таки прорвались к городам Дубно и Острог. Несмотря на героические усилия танкистов, не смогли задержать гитлеровцев и другие механизированные корпуса в направлении Шепетовки и Бердичева.

1 июля 1941 года танк младшего сержанта Джумагулова снова участвовал в наступлении. В этот день танкистам 20-й танковой дивизии удалось продвинуться на 12 км. При этом было уничтожено до 1000 гитлеровцев, 10 танков, 2 артбатареи из 25-й моторизованной дивизии немцев. Но в связи с общим отходом советских войск на рубеж границы 1939 года успех 20-й танковой дивизии не получил развития, и танкистам снова пришлось отходить на исходные позиции. А ведь общими усилиями можно было если не отбросить гитлеровцев далеко на запад, но хотя бы остановить их стремительное наступление и нанести ещё большие потери.

К 9 июля 1941 года гитлеровские войска прорвали «линию Сталина» в районе Новоград-Волынского, Полонного, Любара и заняли Житомир и Бердичев. 20-я таковая дивизия в эти дни отступала в район своего довоенного сосредоточения. Но 12 июля танкистам было приказано перехватить прорыв немецкой 14-й танковой дивизии в Житомир. В этот день Т-26 Джумагулова совместно с другими экипажами участвовал в контрударе западнее города Новоград-Волынский, и, нанеся врагу существенные потери, танкисты 9-го мехкорпуса овладели селом Бронники, перерезав шоссе Ровно – Житомир. Это был ещё один успех дивизии Катукова, который также не был развит другими нашими войсками. Уже на следующий день к месту нашего прорыва подошли части дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», с которыми экипажам Джумагулова и других боевых машин пришлось вести бои несколько дней, удерживая шоссе. Понёсшим в тяжёлых боях потери нашим танкистам пришлось снова отступить в район города Малин. 15 июля 1941 года танк Джумагулова был подбит. Тяжело раненого механика-водителя вытащил из горящей машины и спас член экипажа танка В.Карасёв. Джумагулов был эвакуирован в тыловой госпиталь.

В конце ноября 1941 года после выхода из госпиталя сержант Джумагулов был направлен на Ленинградский фронт, где был зачислен в один из отдельных танковых батальонов. Но в первом же бою в направлении Невская Дубровка - крепость Шлиссельбург танк Джумагулова снова был подбит вражеской артиллерией, и танкист снова оказался на излечении.

После второго госпиталя и недолгого пребывания в составе одной из танковых бригад Западного фронта Джумагулова послали на курсы младших лейтенантов бронетанковых войск. Здесь он в течение нескольких месяцев 1942 года освоил специальность командира среднего танка Т-34.

В ноябре 1942 года младший лейтенант Джумагулов был зачислен командиром танка в формирующийся 42-й отдельный танковый полк. Уже в следующем месяце полк прибыл на Брянский фронт и вошёл в состав 48-й армии. А в январе 1943 года началась Воронежско-Касторненская операция войск Воронежского и Брянского фронтов. В ходе неё полк, в котором воевал Джумагулов, наступал на самом правом фланге общего наступления. Ввиду того, что гитлеровское командование укрепило свой Орловский район за счёт выведенной из Ржевского выступа 9-й армии, продвижение войск Брянского фронта на этом направлении было незначительным. Танк Джумагулова прошёл с тяжёлыми боями всего порядка 40 километров вдоль железной дороги между станциями Верховье и Залегощь. После окончания операции здесь оказалась самая восточная точка северного Орловского изгиба Курской дуги.

Во время весенне-летней оперативной паузы 1943 года 48-ю армию передали в состав Центрального фронта, и полоса её обороны сместилась несколько южнее железной дороги Елец – Орёл. 42-й отдельный танковый полк занял оборонительную позицию в тактической глубине наших войск на окраине города Малоархангельск.

5 июля 1943 года гитлеровские войска начали свою операцию «Цитадель» на Курской дуге. В 5.30 утра силами 23-го армейского корпуса, усиленного танками, они предприняли вспомогательный удар на Малоархангельском направлении. Здесь оборонялись наши 8-я и 148-я стрелковые дивизии. К 6 часам гитлеровским войскам удалось на отдельных участках ворваться в расположение наших войск. Особенно сильные бои развернулись в районе южнее сёл Александровка, Согласное и станции Малоархангельск, находящейся в 15 км от города. Сюда спешно были брошены ряд наших артиллерийских подразделений и «катюши». Кроме этого в полосу 8-й стрелковой дивизии для восстановления положения навстречу гитлеровским танкам был брошен 42-й отдельный танковый полк. Т-34 младшего лейтенанта Джумагулова устремился вперёд. Артиллеристы и гвардейские миномёты сделали своё дело - несколько танков противника было подожжено, а остальные начали отходить. Но и танковая атака, в которой участвовал Джумагулов, была успешной - вражеские войска, проникшие в расположение нашей обороны, были частью уничтожены и отброшены на исходные позиции. В этом бою экипаж Джумагулова поджёг немецкий средний танк и уничтожил до 20 немецких солдат.

На следующий день был спланирован контрудар наших войск, и танк Джумагулова в составе своего полка совместно с подразделениями 148-й стрелковой дивизии завязали бои за Тросну, южную окраину Согласного и Семёновку. Левее действовали бригады 16-го танкового корпуса. Бой с фашистскими «тиграми» был кроворолитнейшим, и задачу разгрома врага выполнить не удалось. 107-я танковая бригада 16-го корпуса в районе Бутырки попала под уничтожающий огонь закопанных в землю «тигров» и потеряла сразу 46 танков из 50. Полк Джумагулова в районе Согласного также не смог прорваться через оборону врага, но добился ничьей – 5:5. Стрелковым дивизиям пришлось прекратить наступление и наспех оборудовать здесь линию обороны, выставляя минные поля.

До 12 июля 1943 года на этом рубеже экипаж младшего лейтенанта Джумагулова участвовал в отражении многочисленных контратак противника и в этих боях уничтожил ещё 3 вражеских танка и много пехоты. А 15 июля началось общее наступление советских войск, и по приказу командования 42-й отдельный танковый полк начал своё продвижение в направлении станции Змиёвка. В этот же день за мужество и героизм, проявленные в оборонительных боях на Орловско-Курской дуге, младший лейтенант Джумагулов был награждён орденом Красной Звезды. Станцию Змиёвка удалось освободить только 5 августа 1943 года, в один день с городами Орёл и Белгород. В честь этого в Москве был произведён первый салют, малая толика которого была и в честь младшего лейтенанта Эльмурзы Джумагулова. В августе же 1943 года он получил звание лейтенанта.

В сентябре 1943 года лейтенант Джумагулов в ходе Черниговско-Припятской операции участвовал в боях по освобождению южных районов Брянской области – Севского, Суземского, Климовского. На каждой водной преграде – реках Десна, Судость, Снов – гитлеровцы организовывали упорные оборонительные рубежи, взрывали мосты и переправы, и танкистам приходилось вести тяжёлые наступательные бои. Очень часто выручали партизаны Брянских лесов, которые указывали танкистам оптимальные обходные пути, а также броды через многочисленные мелкие речушки. Так, с их помощью танковой роте, в которую входил и Т-34 Джумагулова, удалось разгромить вражеский оборонительный рубеж по железнодорожной насыпи южнее посёлка Погар. Затем Джумагулов южнее посёлка Злынка одним из первых в своём подразделении пересёк границу с Белоруссией. К середине октября 1943 года танкисты достигли рубежа реки Сож. Впереди на вражеской стороне находился город Гомель.

Форсировать реку Сож танкистам 42-го отдельного танкового полка удалось только в ноябре 1943 года вслед за стрелковыми подразделениями. В ходе Гомельско-Речицкой операции Джумагулов участвовал в непосредственных боях за город Гомель, который был освобождён 26 ноября 1943 года. В дальнейшем к концу декабря танкисты форсировали южнее Речицы реку Днепр и севернее её реку Березина и вышли в болотистое междуречье на ближние подступы к городу Жлобин. Здесь линия фронта относительно стабилизировалась до лета 1944 года. За отличие в боях за город Гомель и в ходе всего осеннего наступления лейтенант Джумагулов был награждён орденом Красного Знамени. Тогда же, в начале 1944 года, он стал старшим лейтенантом, и его назначили командиром танкового взвода.

Бои тактического значения в направлении городов Жлобин и Рогачёв продолжались всю весну 1944 года. Несмотря на болотистую местность, в них участвовали и танки Т-34 из 42-го отдельного танкового полка. В особенности важное значение имел плацдарм наших войск на Днепре севернее Рогачёва, завоёванный подразделениями 3-й и 48-й армий Белорусского фронта. В руках противника оставалась рокадная железная дорога Жлобин – Могилёв – Орша – Витебск, которую необходимо было перерезать, чтобы нарушить снабжение гитлеровских войск, всё ещё удерживавших эти города. В этой операции участвовал и взвод старшего лейтенанта Джумагулова. В феврале 1944 года танкисты и стрелки на узком участке фронта прорвали оборону врага и достигли железной дороги, что помогло другим подразделениям выйти на неё справа и слева прорыва. Создавшееся критическое положение вынудило гитлеровцев оставить город Рогачёв и отойти за реку Друть. За отличие в ходе этой операции старший лейтенант Джумагулов был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Полное и окончательное освобождение Белоруссии началось в июне 1944 года в ходе операции «Багратион». Танкисты взвода Джумагулова основательно подготовились к предстоящим боям во время двухмесячного пребывания в тылу наших войск. Отдых и боевая учёба помогли им уже в первых боях развернувшегося наступления в Белоруссии.

24 июня 1944 года 2 танка из взвода старшего лейтенанта Джумагулова первыми форсировали реку Друть в районе западнее Рогачёва и на 8 километров проникли вглубь немецкой оборонительной линии, уничтожив по пути проволочные заграждения и расчистив, таким образом, путь нашей пехоте. Утюжа траншеи и уничтожая вражескую пехоту и технику, преодолевая одну за другой оборонительные линии противника, «тридцатьчетвёрки» Джумагулова быстро двигались в глубине вражеской обороны и вскоре перерезали шоссе Рогачёв – Бобруйск. При этом экипажи уничтожили около 100 солдат и офицеров противника, 3 батареи противотанковой обороны. В ходе боя на шоссе танк Джумагулова был подбит, командир взвода был ранен и получил тяжёлые ожоги. Несмотря на это, он и экипаж его танка, вооружившись автоматами, гранатами, выбросился в траншею противника и вступил в рукопашный бой с немецкими автоматчиками. Оседлав шоссе, танкисты продержались до подхода стрелковых подразделений и главных сил полка, чем способствовали успешному наступлению частей на Бобруйск, в районе которого была в конечном итоге окружена крупная гитлеровская группировка. За мужество и героизм, проявленные в Белорусской операции, старший лейтенант Джумагулов был представлен к званию Героя Советского Союза.

После излечения в госпитале старший лейтенант Джумагулов был направлен на учёбу в Ленинградскую высшую бронетанковую школу, которую окончил в 1945 году уже после войны. Тринадцать лет он служил в различных механизированных частях Вооружённых Сил СССР. А в 1958 году ушёл на военно-административную работу. Четверть века он возглавлял военные комиссариаты Кизилюртовского, Бабаюртовского, Хасавюртовского районов Дагестана, а после ухода в запас работал председателем сельского Совета депутатов трудящихся в родном селении Карланюрт. И где бы ни оказывался Эльмурза Биймурзаевич Джумагулов, все свои силы, знания и опыт он отдавал на благо нашей Родины…

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

ParshinVikStep.jpg

Виктор Степанович Паршин (1921 — 14 ноября 1943) — советский офицер, танкист, в годы Великой Отечественной войны командир взвода 32-й танковой бригады, Герой Советского Союза (1944, посмертно).

Спойлер

Паршин Виктор Степанович - командир взвода 32-й танковой бригады 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии Степного (2-го Украинского) фронта, лейтенант.

Родился в 1921 году в городе Каменка Пензенской области в семье железнодорожника. Русский. Окончил 7 классов. Жил в городе Козельск Калужской области. Работал на строительстве железной дороги.

В Красной Армии с 1939 года. Служил механиком-водителем танка в одном экипаже с двумя братьями в составе 42-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса Прибалтийского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны в июне-июле 1941 и с марта 1943 года. В 1942 году окончил Орловское танковое училище. Был механиком-водителем танка, командиром танкового взвода. Воевал на Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. В боях 1 раз ранен.

Участвовал:
- в обороне городов Даугавпилс, Опочка – в 1941 году;
- в Прохоровском танковом сражении Курской битвы, в освобождении Харькова и Левобережной Украины, в боях на Кировоградском направлении – в 1943.

Командир взвода 32-й танковой бригады лейтенант Паршин в бою 12 августа 1943 года южнее города Золочёв Харьковской области уничтожил 7 вражеских танков и до роты автоматчиков.

14 ноября 1943 года, первым ворвавшись в село Реевка (Петровский район Кировоградской области, Украина), танк Паршина привлёк огонь всех огневых средств противника к себе, чем обеспечил выполнение боевой задачи остальными экипажами по освобождению села. Погиб в этом бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Паршину Виктору Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Был похоронен в селе Реевка (ныне в черте села Луганка Петровского района Кировоградской области, Украина), позднее перезахоронен в братской могиле в селе Червоноконстантиновка Петровского района Кировоградской области (Украина).

Награждён орденом Ленина (15.01.1944, посмертно).

Имя Героя помещено на мемориальной стеле в городах Пенза и Каменка, названа улица в городе Козельск Калужской области названа его именем.

Приказом Министра обороны СССР лейтенант В.С.Паршин зачислен навечно в списки 6-й роты гвардейского танкового Знаменского Краснознамённого, орденов Суворова и Кутузова полка.

Виктор Паршин родился в семье железнодорожника. В 1929 году пошёл учиться в школу в Каменке Пензенской области. В городе Козельске Калужской области, куда переехала семья Паршиных, Виктор окончил среднюю школу, стал работать на строительстве железной дороги.

В 1939 году три брата Паршиных — Александр, Борис и Виктор — написали письмо наркому обороны с просьбой взять их в Красную Армию и зачислить в один танковый экипаж. Просьба братьев была удовлетворена. Виктор стал механиком-водителем, Александр – стрелком башни, Борис – радистом танка Т-26, а затем - «КВ».

Танковый экипаж братьев Паршиных в составе 42-й танковой дивизии 21-го механизированного корпуса проходил службу в Прибалтийском военном округе.

28 июня 1941 года Виктор Паршин со своими братьями в составе своей части принял первый бой в районе города Краслава с передовыми частями 121-й пехотной дивизии вермахта. В последующие дни экипаж участвовал в боях за город Даугавпилс, где врага удалось задержать на целых 3 дня.

До 3 июля 1941 года экипаж братьев Паршиных сражался у латвийского городка Дагда. Здесь пришлось столкнуться с 3-й моторизованной дивизией СС «Тотенкомпф» («Мёртвая голова»). В ходе боя нашим танкистам удалось неожиданным ударом во фланг не только полностью уничтожить разведотряд дивизии СС, но и стремительной контратакой прорваться к командному пункту сопровождавшей её всё той же 121-й пехотной дивизии и уничтожить многих офицеров штаба, в том числе и командира дивизии генерал-майора Ланцелло.

Тем не менее, несмотря на некоторые успехи, под давлением численно превосходящего противника пришлось отступать на восток. 6 июля 1941 года в кровопролитном оборонительном бою на подступах к городу Опочка Псковской области в танк братьев Паршиных попал снаряд, слетела башня… Погибли командир танка и братья Александр и Борис, а Виктор Паршин был тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь. Оставшись в живых, Виктор поклялся отомстить фашистам за смерть братьев.

После излечения, Паршина неожиданно направили на учёбу в Орловское танковое училище, эвакуированное в город Камышин на Волгу. Окончив его осенью 1942 года, лейтенанта Паршина назначили командиром взвода курсантов Камышинского танкового училища, и он готовил для фронта кадры танкистов. Но стремление офицера попасть на фронт было так велико, что вскоре его просьбу удовлетворили.

В марте 1943 года лейтенант Паршин был направлен в 32-ю танковую бригаду 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии, где был назначен командиром взвода танков Т-34. Бригада в это время дислоцировалась в Воронежской области и в составе армии готовилась к отражению гитлеровского наступления, если противнику удалось бы прорвать нашу оборону на Курской дуге.

В бой с врагом Виктор Паршин вступил 12 июля 1943 года, и в какой бой ! В этот день 2-й танковый корпус СС лавиной танков совершил удар в направлении посёлка Прохоровка Белгородской области. Наше командование навстречу ему бросило в бой 5-ю гвардейскую танковую армию. На поле близ Прохоровки сошлось одновременно свыше 1100 танков и самоходных орудий, и одним из них был танк лейтенанта Паршина. Ожесточённая схватка длилась до самого вечера. Многотонные стальные машины превращались в груды металлического лома, тучи дыма и пыли заволокли всё кругом. Обе стороны понесли большие потери. Но Т-34 Паршина уцелел в этом аду. До 23 июля 1943 года он участвовал в боях по восстановлению положения до начала Курской битвы, а затем его часть в составе Степного фронта перешла в наступление на Харьков.

7 августа 1943 года взвод Паршина в составе батальона ворвался на станцию Казачья Лопань, а на следующий день участвовал в бою по освобождению города Золочёв. После этого танкисты развили наступление в направлении райцентра Харьковской области Дергачи.

12 августа 1943 года для захвата железнодорожного переезда в 18 километрах южнее города Золочёв фашисты бросили в бой большое количество танков с пехотой. Взводу лейтенанта Паршина было приказано не допустить прорыв противника на этом участке. Выполняя поставленную задачу, танкисты приняли неравный бой. Орудийным огнём из засады они подожгли передние вражеские танки и остановили противника. Отбив повторную яростную атаку во встречном бою, взвод лейтенанта Паршина заставил фашистов отступить на исходные позиции. В этом бою танкистами было подбито 15 танков противника при потере одного своего танка, причём экипаж командира взвода лейтенанта Паршина поджёг 7 танков противника и уничтожил большое количество фашистских автоматчиков. За этот подвиг командир части написал представление к званию Героя Советского Союза на лейтенанта Паршина, но не успел его послать по инстанциям.

Наступление на Левобережной Украине между тем продолжалось. Советские войска в сентябре-октябре 1943 года «перешагнули» через Днепр. В полосе Степного фронта стрелковыми подразделениями был завоёван обширный плацдарм южнее города Кременчуг, куда были переправлены танки 5-й гвардейской танковой армии. В конце октября 1943 года войска образованного 2-го Украинского фронта начали наступление на Кировоградском направлении.

На рубеже реки Ингулец противник создал мощные оборонительные линии с большим количеством артиллерии. 14 ноября 1943 года в бою за село Реевка Петровского района танк лейтенанта Паршина, первым ворвавшийся в село и открывший огонь по вражеской артиллерийской батарее, был расстрелян замаскированной самоходкой «фердинанд» и артиллерийскими орудиями. Экипаж погиб… Танкисты роты уничтожили самоходку, ещё 2 танка, 2 артиллерийские батареи и освободили село. Здесь же, в селе Реевка, они похоронили своих павших товарищей-танкистов…

В связи с последним героическим боем, представление на звание Героя Советского Союза было переписано, причём в него вошли оба боя, странным образом переплетясь между собой. В результате во множестве послевоенных биографических книг (указанных в списке под биографией), в том числе и в двухтомнике-энциклопедии Героев Советского Союза, была указана дата и обстоятельства боя от 12 августа 1943 года, «притороченные» к месту последнего боя 14 ноября 1943 года. На страницах книг возникла невозможная ситуация – бой в августе 1943 года уже за Днепром !!

Лейтенанту В.С.Паршину 15 января 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки своей танковой части.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

 

Изменено пользователем Александрович
Ссылка на комментарий

Александрович

Операторы Т-26 Было бы странно, что самый массовый межвоенный танк использовала только одна страна. Странности не произошло. СССР активно поставлял Т-26 на экспорт.

 

160px-Flag_of_the_Second_Spanish_Republi

Испанская республика  - крупнейший после СССР оператор Т-26. Получила 281 танк образца 1933 года в качестве военной помощи.

 

160px-Flag_of_the_Republic_of_China.svg.

Китайская республика - в рамках военной помощи для отражения японской агрессии СССР передал Китаю 81 танк образца 1933 года. Интересно, что несмотря на свое относительно небольшое количество, часть машин пережила войну с Японией, приняла участие в гражданской войне 1945 - 1949 гг. и была эвакуирована на Тайвань.

 

160px-Flag_of_Turkey.svg.png

Турция - закупила 58 однобашенных и 2 двубашенных танка. 

 

160px-Flag_of_Afghanistan.svg.png

Афганистан - 2 двубашенных танка.

 

250px-Flag_of_the_Tuvan_People's_Republi

Тувинская Народная Республика - сейчас Тыва автономия в составе России ,но до 1944 года это было независимое государство ,армия которого располагала 1 Т-26.

 

Не меньше стран получили Т-26 как трофеи.

 

160px-Flag_of_Spain_(1945%E2%80%931977).

Испания - почти 2/3 республиканских Т-26 (178 машин) достались армии Франко. 150 из них использовались до 50-х голов прошлого века.

 

160px-Flag_of_Finland.svg.png

Финляндия - в ходе Советской-финской И Второй Мировой войн Финляндия захватила 126 Т-26. После 1945 года машины оставили финнам. Использовались до 60-х годов прошлого века.

 

160px-Flag_of_Germany_(1935%E2%80%931945

Великогерманский рейх - в 1941 году немцы захватили огромное количество машин и присвоили каждой модификации свое обозначение, но распорядились этим ресурсом крайне бездарно. Не было попыток организовать ремонт и сбор техники в должных количествах. Неизвестное число машин пускали в дело по инициативе на местах, некоторые переделали в САУ.  И конечно же эти танки дали карательным частям.

 

160px-Flag_of_Romania.svg.png

Румыния - захватила и получила от немцев около 30 танков, но известно об использовании только одной машины. По некоторым сведениям руиыны оказались не в состоянии отремонтировать большую часть танков

 

160px-Flag_of_Hungary.svg.png

Венгрия - два трофейных танка использовались в учебных целях.

 

160px-Flag_of_Slovakia_(1939%E2%80%93194

Словацкая республика - 2 трофейных танка.

 

 

Ссылка на комментарий

Александрович

Т-46

Хотя на момент своего появления Т-26 более чем устраивал командование РККА, к середине 30-х годов были разработаны новые модели танков, на фоне которых 26-й смотрелся не столь блестяще. История производства танка могла закончится ещё в 1937 году, когда его мог сменить танк Т-46, разработка которого началась в 1933 году.

t46dev18-f3fe479b93e334ae168d4263698f766

Внешне новый танк сильно походил на Т-26 но по сути это была новая машина, главной фишкой, которого оказался тип движителя. Подобно БТ танк был колесно-гусеничным.

Сразу скажу, что идея заменить Т-26 колесно гусеничным аналогом никак не связана с измышлениями перебежчика из ГРУ. Дело в том, что тогдашний уровень металлургии в СССР не позволял наладить массовый выпуск гусениц с ресурсом более 150 км и было принято решение оснастить танк колесно-гусеничным движителем по типу БТ. По мере разработки и появления информации о новых танках за границей к машине предъявлялись новые требования. Итоговый результат был принят на вооружение 29 февраля 1936 года, но уже в следующем году машину сняли с вооружения. Причин на то было достаточно:

С одной стороны машина, как и любая новая техника страдала кучей детских болезней, что мешало наладить серийный выпуск, а начавшиеся в том же году чистки не способствовали работе по их устранению.

С другой стороны, потяжелевший почти в два раз танк (Т-46 весил около 17,5 тонн, а самые тяжелые модификации Т-26 чуть больше 10), цена которого была сравнима с более мощным Т-28 смотрелся не выгодно с экономической точки зрения.

Но окончательно крест на судьбе танка поставила металлургия. К концу 30-х годов удалось значительно повысить ресурс гусениц и необходимость колесно-гусеничного движителя отпала. Всего успели произвести 6 машин.

Впрочем, Т-46 смогли принять участи в Великой Отечественной. в Ленинграде осталось некоторое количество корпусов и башен танка ,которые использовали как ДОТы. Благодаря этому два танка частично до жили до наших дней. Одни находится в музее на Поклонной горе в Москве, второй в Кубинке.

1280px-%D0%A6%D0%9C_%D0%92%D0%9E%D0%92._

 

Ссылка на комментарий

Иммануил_Кант

Я не знал, что т-28, первый серийный средний танк страны Советов выпустили аж 500 штук

Ссылка на комментарий

Дон Андрон
1 час назад, Иммануил_Кант сказал:

Я не знал, что т-28, первый серийный средний танк страны Советов выпустили аж 500 штук

Так то первым серийным средним танком был Т-24. Два десятка выпущенных экземпляров вполне себе серия.

Ссылка на комментарий

Иммануил_Кант
Только что, Дон Андрон сказал:

Так то первым серийным средним танком был Т-24. Два десятка выпущенных экземпляров вполне себе серия.


У Исаева Алексея; Драбкина Артёма  "22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война", написано, что первый средний серийный  танк СССР т-28

Ссылка на комментарий

Дон Андрон
10 минут назад, Иммануил_Кант сказал:

У Исаева Алексея; Драбкина Артёма  "22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война", написано, что первый средний серийный  танк СССР т-28

Ну вот, например...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

...Т-24 стал первым средним советским танком, пущенным в серийное производство. Он имел облегченный бронекорпус, усиленное вооружение и вмещал увеличенный запас топлива. Вооружение располагалось в три яруса. В основной башне находилась пушка калибра 45 мм и два пулемета ДТ, и еще по одному пулемету можно было установить в верхней башне и лобовом листе бронекорпуса.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

...Т-24 – это первый средний советский танк, один из первых средних танков в мире. Создан на основе опытного Т-12 и обозначен как «маневренный танк». В боевых действиях участия не принимал.

 

Даже Википедия согласна
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Т-24 — одна из первых советских серийных боевых машин среднего класса, спроектированных советскими конструкторами и изготовленных руками советских рабочих.

Ссылка на комментарий

Иммануил_Кант
12 минуты назад, Дон Андрон сказал:

Ну вот, например...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

...Т-24 стал первым средним советским танком, пущенным в серийное производство. Он имел облегченный бронекорпус, усиленное вооружение и вмещал увеличенный запас топлива. Вооружение располагалось в три яруса. В основной башне находилась пушка калибра 45 мм и два пулемета ДТ, и еще по одному пулемету можно было установить в верхней башне и лобовом листе бронекорпуса.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

...Т-24 – это первый средний советский танк, один из первых средних танков в мире. Создан на основе опытного Т-12 и обозначен как «маневренный танк». В боевых действиях участия не принимал.

 

Даже Википедия согласна
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Т-24 — одна из первых советских серийных боевых машин среднего класса, спроектированных советскими конструкторами и изготовленных руками советских рабочих.

Обманул, значит Исаев :(

но все равно, пол тыщи штук. Я про это. Я думал их там единицы были.

Ссылка на комментарий

Дон Андрон
1 минуту назад, Иммануил_Кант сказал:

Обманул, значит Исаев :(

но все равно, пол тыщи штук. Я про это. Я думал их там единицы были.

Вероятно он имел в виду, что Т-28 был первым серийным средним танком, который принял участие в боевых действиях. Т-24 пришлось повоевать только в качестве неподвижных огневых точек.

Ссылка на комментарий

Александрович

Т-26 турецкой армии в виде модели от HobbyBoss.

photo_9_1417866178.jpg

 

Т-26 турецкой армии на параде

photo_14_1417866178.jpg

Ссылка на комментарий

Александрович

e3f203e7fb5025159af5ba81ab3bfdb0.jpg

 Ямпольский Иосиф Миронович - начал войну командиром танка, но из-за многочисленных ранений был комиссован, но вернулся в армию в качестве зампотеха в артиллерии РГК. Окончательно комиссован из армии после подрыва его автомобиля на немецкой противотанковой мине в начале 1945 года. Начинал войну на Т-26. Ниже приводится отрывок из его воспоминаний на сайте "Я Помню"

 

- Какие танки были на вооружении в вашей части? Каким был для Вас первый бой с немцами?

- Танки Т-26. Были такие легкие танки, ездившие на керосине. Экипаж три человека. Тогда, до первого настоящего боя наши "коробочки" казались нам "грозными боевыми машинами"... Почти все машины были с рациями. Было еще несколько БТ-5 и БТ-7.

За редким исключением, все танкисты были призваны из запаса, так что наша подготовка была, мягко выражаясь, не очень сносной... Но кто тогда имел время основательно готовить резервы! Через три месяца нас кинули в бой. Есть такое село - Килукивка, кажется. Немцы в районе этого села разместили артбатареи и обстреливали трассу, ведущую к Харькову. Засечь и подавить эти батареи наши не могли. Меня вызвал комбат и поставил моему взводу задачу - прорваться на окраину этого занятого немцами села, вызвать огонь на себя, засечь и нанести на карту расположение огневых точек противника, и передать данные по рации на КП. Это задание, по сути, было для нас смертным приговором, но приказ был получен. Я тогда уже был коммунистом, воспитан был фанатиком-патриотом, поэтому готовился к геройской смерти за Родину. Страха не было. Наоборот, какое-то наивное ощущение гордости, что сегодня я погибну за любимую страну, но совершу подвиг... Сейчас смешно вспоминать. А ведь это был мой первый бой. Днем мой взвод в составе пяти машин Т-26 вошел в село, и мы разделились. Я с тремя танками пошел по центральной улице, а мой помкомвзвода Терещенко двинулся с двумя танками по параллельной. И тут началось. Долбили нас со всех сторон. Одну машину сожгли, другую подбили, но экипаж погиб. Я еще успел добежать до танка Терещенко и забрать у него, убитого из залитых кровью рук планшетку с картой, на которую были нанесены координаты немецких орудий... Нас бог хранил, три танка вышли из села и вернулись к своим назад. Терещенко (посмертно) и меня наградили орденами Красной Звезды, остальных танкистов - медалями "За Отвагу".

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытое содержимое.

Ссылка на комментарий

Присоединиться к обсуждению

Вы можете оставить комментарий уже сейчас, а зарегистрироваться позже! Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы оставить сообщение через него.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка автоматически преображена.   Отображать как простую ссылку

×   Предыдущее содержимое было восстановлено..   Очистить текст в редакторе

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Ответы 113
  • Создано
  • Последний ответ
  • Просмотры 10213

Лучшие авторы в этой теме

  • Александрович

    36

  • Gulaev

    26

  • Shkiv

    21

  • GameForGame

    7

  • BigMek

    6

  • WolfRus

    6

  • Иммануил_Кант

    5

  • Дон Андрон

    3

  • Cyanide

    2

  • Alex2411

    2

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

WolfRus

Мда. Ты на машине просто по обычной, не укатанной грунтовой дороге пробовал ехать со скоростью 60 км/ч ?  А теперь дай тебе пушку БЕЗ СТАБИЛИЗАЦИИ. Сможешь хотя бы в сторону цели стрелять ? А снаряд и

Александрович

Модификации танка. Список взял из википедии (он там неплохой).   Т-26 образца 1931 г. — линейный танк, двухбашенная версия с пулемётным вооружением;     Т-26 образца 1932 г.

Gulaev

Вы верите исключительно немецким источникам? Согласно им вермахт до сих пор ведет борьбу с ордами пархатых казаков и одерживает одну победу за другой.

BigMek

По существу темы. Я бы не сказал, что у Т-26 прям такая тяжелая судьба. Танк оказался хорошим, достойно прослужил своей стране все 30 годы и его даже еще хватило на то, чтобы обломать немцам блицкри

BigMek

Интересные  фото героя ветки: Т-34-85 проезжает мимо потерянного в 1941 т-26. Жертва катастрофы 1941 и символ Победы.   Т-26, потерянный во время десанта на Сахалине в 1945   Оди

Александрович

САУ на базе Т-26. СУ-1- САУ на базе Т-26. 76 мм пушка образца 1927 года ставилась в крытую рубку ,установленную на шасси танка. Не был принят из-за многочисленных недостатков и в серию не по

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу


Copyright © 2008-2024 Strategium.ru Powered by Invision Community

×
×
  • Создать...